3. Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 444-11 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. -2003. - № 14. - ст. 102.
4. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-1 (Особенная часть) // Казахстанская правда. - 17.07.1999. - № 172-173.
5. Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 444-11 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. -2003. - № 14. - ст. 102; пп. 4 п. 2 ст. 13, ст. 16, ст. 20-23
6. Закон Республики Молдова «О страховании» № 407-ХМ от 21.12.2006 // Мониторул Офичиал - 06.04.2007. - № 47. - 49/213.
7. Закон Республики Молдова «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами» № 1553 от 25.02.1998 // Мониторул Офичиал. - 30.04.1998. - № 38. - 39 / 270.
8. Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» от 4 августа 2008 года № 189 // Эркинтоо. - 12.08.2008. - № 59-60.
9. Постановление Правительства Кыргызской республики «Об утверждении страховых тарифов и размеров страховых сумм (лимиты ответственности) обязательного страхования гражданской ответственности» от 26.02.2010 № 113 [Электронный ресурс] / Интернет-сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. - Режим доступа: www.minjust.gov.kg.
10. Постановление Кабинета Министров Украины от 14.08.1996 № 959 «Об утверждении Положения об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» // Правительственный курьер. - 12.09.1996.
11. Налоговый Кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-У1 // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2011. - № 13-14, 15-16, 17.
К ВОПРОСУ О ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЕ ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ УМЕРШИХ ПАЦИЕНТОВ
© Носова С.Ф.*
Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск
Статья посвящена актуальной и важной проблеме доступа родственников умерших пациентов к медицинской информации.
Ключевые слова врачебная тайна, медицинская информация, охрана здоровья.
* Заведующий кафедрой Права, кандидат юридических наук, доцент.
Конституция РФ в статьях 23 и 24 закрепляет право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Одним из видов личной тайны является тайна врачебная, регламентация которой содержится в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Его нормы устанавливают специальный правовой режим информации, содержащей врачебную тайну, который является одной из гарантий реализации гражданами права на охрану здоровья. Соответственно, медицинская организация обязана соблюдать как врачебную тайну, так и требования о защите персональных данных, в том числе при создании локальных информационных систем, содержащих данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах (пункт 5 статьи 78).
В соответствии с ч. 1 статьи 13 Закона № 323-ФЗ к врачебной тайне относятся следующие сведения:
- о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи;
- о состоянии здоровья и диагнозе гражданина;
- иные сведения, полученные от пациента при медицинском обследовании и лечении.
Закон об охране здоровья содержит перечень оснований, по которым разглашение врачебной тайны, возможно, без согласия пациента. Исходя из положений конституции РФ, такой перечень следует рассматривать как закрытый и не подлежащий расширительному толкованию. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в т.ч. должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случаях, предусмотренных пунктом 4 ст. 13 закона № 323-ФЗ.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 Закона об основах охраны здоровья. Таким образом, врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам, наряду с адвокатской тайной, банковской тайной, тайной нотариального действия.
Вместе с тем, установленный законодательный запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти гражданина, в на-
стоящее время составляет предмет активных правовых доктринальных и практических дискуссий, вызванных ограничением, на получение родственниками умерших, предположительно пострадавших от некачественного оказания им медицинской помощи, копий медицинской документации для проведения независимого экспертного контроля качества медицинской помощи.
На практике назрела реальная необходимость смягчить или отменить понятие врачебной тайны для родственников умерших пациентов. Законодательный запрет на разглашение частной информации из истории болезни может быть прикрытием для сокрытия врачебных ошибок и зачастую является препятствием для выявления страховых случаев. Необходимо заменить презумпцию несогласия умерших людей на допуск к их медкартам презумпцией согласия: ограничивать доступ лишь в случаях прямого запрета от пациента.
В настоящее время по закону доступ к медицинских картам умерших людей члены их семей могут получить лишь при наличии оформленного при жизни специального письменного согласия пациентов. Однако в большинстве случаев пациенты об этом просто не знают. Медики же, иногда в своих интересах, иногда из-за нежелания пугать больных смертью не информируют их о такой возможности.
В итоге у людей, подозревающих, что их родственник умер из-за врачебной ошибки, нет никаких фактов для обращения в правоохранительные органы, а если дело все же доходит до суда, там отказываются направить запрос в медицинское учреждение как раз из-за понятия врачебной тайны. А между тем, по некоторым оценкам, ежегодно до 50 тыс. человек умирают из-за некачественной медицинской помощи. В то же время некоторые эксперты сомневаются, что поправки в законодательстве о доступе родственников умерших к медицинской документации что-либо изменят, поскольку у врачей всегда есть возможность фальсифицировать записи в карте задним числом.
Доступ к документам умерших в настоящее время имеют и страховщики, однако они не заинтересованы в упрощении процедуры выдачи медкарт, поскольку число выплат по страховкам может тогда увеличиться.
Правовой статус запросов страховых медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, в достаточной мере определен. Как следует из ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 г. № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхова-
ния, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом такой договор должен содержать, в частности, указание на обязанность медицинской организации предоставлять страховой медицинской организации сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи. На законодательном уровне определен порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Проблема возникает в том случае, если запрос страховой организации касается умершего пациента, заключившего договор страхования жизни и здоровья. Подобные договоры зачастую заключаются при получении гражданином кредита в банке.
Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять страховщикам по их запросам документы и заключения, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть страховая организация (при отсутствии правоотношений с лечебным учреждением в рамках обязательного медицинского страхования) вправе запрашивать сведения о состоянии здоровья застрахованного только в случае, если имеется согласие самого гражданина, выраженное в письменной форме. Но страховщики не заинтересованы в выявлении страховых случаев, и ситуация, когда родственникам умерших не выдают медицинских документов, их удовлетворяет - не нужно выплачивать деньги по страховкам.
Следует отметить, что выдача при жизни пациентом доверенности на право представления его интересов во всех учреждениях с правом получения документов не свидетельствует о его согласии на предоставление (разглашение) сведений о состоянии его здоровья и диагнозе, результатах медицинского обследования и лечения, составляющих врачебную тайну, после его смерти.
Само по себе предоставление другому лицу сведений, составляющих врачебную тайну, в отношении пациента в период нахождения его на лечении не является основанием для предоставления таких сведений после его смерти при отсутствии доказательств, подтверждающих его право на их получение (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 23.10.2013 № 33-3584).
Необходимость корректировки законодательного запрета на получение заинтересованными лицами доступа к информации, составляющей медицинскую тайну умерших пациентов, назрела.
Презумпцию несогласия умерших людей на допуск к их медкартам, возможно, стоит заменить презумпцией согласия: ограничивать доступ лишь в случаях прямого запрета от пациента.
Таким образом, привлечение общественного внимания к необоснованному сужению прав родственников при наличии у них разумных сомнений в качестве медицинской помощи, оказанной их близким, а также проявленная законодательная инициатива указанного ограничения позволяют надеяться на изменение ст. 13 Закона № 323-ФЗ в рассматриваемой части, и восстановление логики законодателя, статьёй 17 Гражданского Кодекса РФ установившего прекращение правоспособности гражданина в момент его смерти.
Список литературы:
1. Конституция РФ от 12.10.1993 г. - М., 2015.
2. Гражданский Кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
4. Федеральный закон от 29.22.2010 г. № 326-ФЗ « Об обязательном медицинским страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 49. -Ст. 6422.
5. Закон РФ от 02.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.
6. Куранов В.Г. К вопросу о совершенствовании правового регулирования института врачебной тайны // Медицинское право. - 2014. - № 2.
7. Соловьёв И.Н. Основания доступа к врачебной тайне скорректированы // Российский следователь. - 2014. - № 6.
ОТЛИЧИЯ МЕДИАЦИИ ОТ ИНЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СПОРОВ
© Панасюк Е.В.*
Арбитражный суд Приморского края, Юридическая школа Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток
Данная статья посвящена вопросам преимущества медиации при разрешении корпоративных споров в отличие от их разрешения арбитражными и третейскими судами. Статья содержит в себе сравнительный анализ указанных способов, а также отражает их достоинства и недостатки при разрешении корпоративных споров.
Ключевые слова: медиация, медиатор, арбитражный суд, третейский суд, судебное разбирательство, третейское разбирательство, корпоративный спор.
* Помощник председателя Арбитражного суда, магистрант Юридической школы.