Научная статья на тему 'К вопросу о воспитании женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа'

К вопросу о воспитании женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЖЕНЩИНЫ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГОРЯНКА / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Аминат Сагитовна

Статья посвящена актуальной проблеме изучению опыта воспитания женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа. Проблема исследования заключается в изучении и анализе содержания, средств и методов воспитания женщины и определении его значения для модернизации современного образования и воспитания в российской школе. В реализации современных социокультурных целей и задач воспитания женщины в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции воспитания женщины, являющейся не только важным историческим достоянием народов, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитании женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа»

УДК 37.013.42

ББК 74.65

С 30

А.С. Семенова

К вопросу о воспитании женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме - изучению опыта воспитания женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа. Проблема исследования заключается в изучении и анализе содержания, средств и методов воспитания женщины и определении его значения для модернизации современного образования и воспитания в российской школе.

В реализации современных социокультурных целей и задач воспитания женщины в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции воспитания женщины, являющейся не только важным историческим достоянием народов, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.

Ключевые слова:

Воспитание женщины, семья, социализация, горянка, родители, педагогическая культура, средства воспитания.

Проблемы воспитания женщины во все времена и у всех народов имели важное значение. Особый интерес, на наш взгляд, для народов Северо-Западного Кавказа представляет проблема женского образования и воспитания в период с 17-19 века. Это объясняется тем, что общество и школа в этот период переживали серьезные изменения, вызванные войнами и нестабильностью общественных отношений. В настоящее время в связи с фундаментальным переосмыслением из принципиальных вопросов является объективное изучение и оценка всех моментов развития образования и воспитания. Основными задачами воспитания женщины в современной школе России является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать реальную жизнь, быть хорошим работником и совмещать с этим семейную жизнь. Это значит, быть хорошей женой и матерью своих детей. Воспитание девочек осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития способностей быть «хранительницей домашнего очага». Эти задачи неоднократно ставились и раньше, но в современных условиях становится очевидным, что воспитание женщины начинает играть все большую роль в процессе перехода к школе развития. Анализ современного опыта воспитания женщины в общеобразовательной школе, в том числе национальной, а также результаты исследований ведущих специалистов в области семейного воспитания, показали, что не всегда в семейном воспитании уделяется должное внимание дифференциации в вопросах воспитания мальчиков и девочек. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной педагогической культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности традиционной педагогической культуры, в части подготовки девочек к жизни.

В реализации современных социокультурных целей и задач воспитания женщины в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции воспитания женщины в традиционной педагогической культуре адыгов, балкарцев,

карачаевцев являющейся не только важным историческим достоянием народов, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.

Актуальность изучения опыта воспитания девочек, накопленного народом, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, установление широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами привели к многочисленным негативным последствиям: чрезмерной коммерциализации культуры и искусства, отсутствию ощутимой поддержки их со стороны государства, общему снижению уровня духовности граждан. Все это ведет к игнорированию закономерностей воспитания, установленных народом, к извращению национального самосознания. Многовековой опыт воспитания женщины, созданный адыгами, балкарцами и карачаевцами может помочь противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества, поскольку именно способность создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности стала одним из мощных факторов сохранения и обогащения опыта народа, воспитания его чувств, взглядов, убеждений.

Историография научных исследований проблем педагогики свидетельствует, что особенности воспитания девочек мало изучены, хотя было немало поучительного в опыте народа в решении этой проблемы. Причем, полиэтничность Северо-Западного Кавказа, нелегкий образ жизни в горах накладывали отпечаток и на особенности женского воспитания в горской семье. Но, к сожалению, невелико количество публикаций, касающихся проблем воспитания женщины. И это объяснимо. В советский период народный опыт воспитания изучался недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты и особенности воспитания. Для большинства работ этого периода характерно стремление непременно показать лишь темные стороны и отрицательные явления в жизни народа. Укреплялось ложное представление, что «темный», «невежественный», «забитый» народ был пассивен и бесконечно скован в своих действиях. Чем больше было сложностей в жизни Советского Союза, тем важнее было доказать, как все плохо было в старину. Ни о каком учете огромного опыта, накопленного народом, как в хозяйственной, так и в социальной, духовной, нравственной сфере, не могло быть и речи, ибо считалось, что горцы либо пребывали в забитости, либо при малейшем послаблении немедленно начинали превращаться в эксплуататоров, проявляя частнособственнические интересы. Отсутствие внимания советской педагогики к проблеме изучения народных традиций воспитания женщины объясняется глубокой внутренней связью народной педагогической культуры с религией. Признать это в период тотального господства атеизма было невозможно.

Педагогическая культура народов Северо-Западного Кавказа в 70-90-е годы XX века была предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес определенный вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, И.А. Арабов, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов, Ш.А. Мирзоев, Р.М. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, Е.Е. Хатаев, Х.Х. Хадиков, А. Ф. Хинтибидзе, Е. Л. Христова, С. М. Шакарян, И. А. Шоров и др.

Для выявления вопросов истории воспитания в исследуемый период большое значение могут иметь работы общепедагогического характера. Наиболее ценными источниками являются работы П.Ф. Каптерева, З.И. Равкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Ценность представляют также периодические издания РАО, ИНИОН.

В свете сказанного, для исследования можно выделить такие направления: обосновать, что традиционные семейные ценности адыгов, карачаевцев и балкарцев могут ускорить развитие положительных тенденций и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов; раскрыть цель, задачи и содержание воспитания женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа; показать актуальность традиций воспитания женщины народов Северо-Западного Кавказа для современной педагогической науки, семьи и школы; выявить и обосновать основные народные средства и методы педагогического воздействия на девочек в целях их подготовки к семейной жизни и доказать, что горская семья имела достаточно высокий уровень педагогической культуры.

Анализ взглядов народа на содержание воспитания женщины, показал, что она носила разносторонний характер и осуществлялось в разных направлениях. Цель воспитания женщины, детерминировалось социальными, экономическими условиями, своеобразием своеобразием национальной культуры и состояла в формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем сознания, создающего домашний уют своими руками, человека-хранителя домашнего очага, культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев и традиций и будущую мать- воспитателя своих детей. Движение к цели осуществлялось на основе комплекса решаемых задач воспитания женщины, которые заключались в развитии способности девочек воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать условия для семейной жизни, а также проявлять заботу о членах семьи в труде, быту, поведении, искусстве, природе.

Воспитанию женщины народы Северо-Западного Кавказа придавали большое значение и относились к этому с должным вниманием и усердием, в полной мере осознавая его необходимость. Воспитывали своим поведением, своим отношением в обществе, наглядным примером соблюдения всех правил и норм поведения, своей повседневной жизнью. Проблемы воспитания женщины невозможно решать без учета особенностей этнической культуры, ориентирующей личность на творческое саморазвитие. Такой подход означает необходимость использования в воспитании национальных традиций и обычаев, достижений народной педагогики. Круг идей традиционной педагогической культуры народов Северо-Западного Кавказа весьма обширен. Идеи этой культуры и средства их выражения - фольклорные произведения, прогрессивные обычаи и традиции, памятники материальной культуры горцев играют большую роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому использование их в процессе воспитания и обучения детей должно быть в центре внимания всех родителей.

В процессе изучения проблемы удалось выявить специфику воспитания женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа. Эта специфика обусловлена такими национальными чертами семьи, как трудовой образ жизни в условиях частной собственности, совместное проживание трех поколений, многодетность и наличие разновозрастного состава детей, ранняя адаптация к жизни, высокая педагогическая культура родителей.

Воспитание женщины традиционная педагогическая культура народов СевероЗападного Кавказа представляла как естественно-исторический процесс самоорганизации жизнедеятельности семьи, как проявление потребности родителей в подготовке будущей матери. Опыт воспитания женщины обобщался семьей, целым народом. По мере обобщения этого опыта вырабатывалось коллективное представление о человеке, его сущности, об идеале воспитания, формах и методах деятельности родителей по воспитанию женщины-горянки. Формировалась педагогическая культура родителей. Из единства природы и человека возникла необходимость приспособления человека к окружающей природе и преобразования ее. Это обусловило зарождение

общечеловеческого и национального идеалов воспитания, разработку конкретных задач воспитания, форм и методов их реализации. Народом выработанный идеал и цель воспитания определялись как подготовка совершенного человека, способного к самореализации, а составными частями воспитания являлись физическое развитие, духовность, трудолюбие, гуманность, проявление единения и сплоченности с другими людьми, житейская мудрость, умение ценить и создавать прекрасное. Таким образом, родители приобщали девочек к этнокультурным традициям на основе овладения родным языком и в то же время способствовали овладению ими общечеловеческими культурными ценностями. Как мы подчеркивали, в нашей работе ценности каждого народа являются общечеловеческими.

Анализ исследования позволяет установить, что общение девочек с родителями, взрослыми, сверстницами как непринужденную, свободную деятельность, в процессе которой ребенок выступает как самостоятельная, самоуправляемая личность. Общение родителей и детей способствует взаимопониманию между ними, а также является важнейшим средством сближения старшего и подрастающего поколений. Изучение источников устного народного творчества позволил охарактеризовать и выявить специфику педагогического общения родителей именно как целенаправленного педагогического воздействия, с помощью которого дети усваивают необходимую информацию об окружающей действительности, у них развивается речь, мышление, эмоционально-волевая сфера и вырабатывается жизненно важные стимулы поведения. Педагогическое общение для родителей выступало также средством изучения детей, их индивидуальности. Выявлена специфика таких форм общения, как общение у домашнего очага, у костра в поле, гостеприимство.

Охарактеризованы особенности женского труда в сфере самообслуживания и производительного труда, раскрыты выработанные народом педагогические требования к труду девочек, показана воспитательная сила таких средств педагогического воздействия, как игра, народная музыка, песни, танцы, сказки.

Специфичны такие методы воспитания, как уход за ребенком, пример родителей, убеждение и др. Пример как метод воспитания показывает, что у горцев отец и мать традиционно воспринимаются как самое святое в жизни, как люди, достоинство которых несомненно в силу высокой значимости их личных духовных и нравственных качеств, в силу их преданности семье, своему народу. Отец и мать для своих детей выступали в качестве идеала совершенного человека. В подавляющем большинстве своем семьи горцев были многодетными. Родители в выборе средств и методов педагогического воздействия учитывали прежде всего возрастные особенности, а также стремились индивидуализировать процесс воспитания. Семейные традиции выступали по отношению к девушкам в форме конкретных требований родителей, старших и регулировали ее поведение. Народ признавал в качестве воспитателей, наряду с родителями, старших членов семьи, взрослых лиц, окружающих девочку, по существу каждый взрослый по отношению к ней был воспитателем.

Народ утверждал, что никакое педагогическое воздействие не может быть успешным, если ребенок не прилагает усилий для самоусовершенствования, не прибегает к самовоспитанию. Вот почему есть основание утверждать, в традициях народа воспитание женщины должно было переходить в саморазвитие и самовоспитание. Самовоспитание включало в себя постановку цели и актуализацию сферы самореализации. Особой сферой самореализации являлось развитие творческих способностей.

Родители не только готовили девушек к жизни, но и оберегали и обеспечивали его полноценное проживание в соответствии с возрастными особенностями. Этим самым реализовывался процесс социализации девушек в семье и обществе.

Опыт воспитания женщины, накопленный народом, отмечает высокую педагогическую культуру родителей. Созданная народом веками система целей, задач, содержания, средств и методов педагогического воздействия и социализации личности отражает логику их воспитательной деятельности и свидетельствуют о созидательной роли народа в сфере воспитания, об умелом выборе им наиболее действенных средств, методов и приемов, являющихся вкладом в сокровищницу мировой педагогической мысли. Следовательно, использование этого опыта всовременной воспитательной практике представляется разумным.

Родители и учителя в процессе семейного и школьного воспитания должны дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, особое внимание обращать на воспитание девочек. При этом необходимо широко использовать прогрессивные народные традиции, игры, сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и загадки. Прогрессивные педагогические идеи горцев по воспитанию женщины могут и должны использоваться и в воспитательной работе детских дошкольных учреждений. Фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей должны занять подобающее место и в учебниках для учащихся горских национальных школ. Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного, уважительного отношения к культурным ценностям своего народа.

В современных условиях родителям, учителям в организации воспитательной работы с девушками в семье и школе важно знать традиции своего народа, характерные черты его образа жизни и семейных устоев, изучать условия, в которых происходит развитие и социализация личности ученика. Для этого следует знакомить девушек с лучшими образцами народного искусства, практиковать прослушивание народной музыки и песен, коллективные экскурсии для знакомства с памятниками материальной культуры горцев с последующим описанием впечатлений, организацию выставок, подготовку альбомов, чтение лекций и докладов по народному искусству и фольклорным материалам, встречи с мастерами женских специальностей.

На наш взгляд, в 1-м классе горской национальной школы, начиная работу по развитию речи, учителям важно расширять беседы о родном языке, дополнительно проводить занятия с девочками, используя при этом фольклорный материал, содержащий сведения о нравственных качествах женщин-героинь. При изучении темы «Наша семья» необходимо в доступной форме полнее раскрывать национальные черты семьи, нашедшие отражение в устном народном творчестве. Во 2-м классе изучение темы «Родную речь люблю, как мать родную» может быть также расширено за счет фольклорного материала. В 3-м классе на уроках чтения и развития речи целесообразно привлечение материала о красоте родной природы, необходимости бережного отношения к ней (Тема: «Кто бережет природу, тот бережет Отчизну»), а также более полное использование музыкального фольклора. Необходимо сделать дополнения и уточнения материалов о дружбе народов (4-й класс). Эти дополнения возможны за счет сокращения материала о временах года, о советской действительности. Необходима переработка по родной литературе для 5-9-х и 10-11-х классов с целью более глубокого ознакомления учащихся с фольклорными произведениями, а также для проведения занятий с девушками о подготовке к семейной жизни.

Методическая работа школы должна учесть актуальность повышения уровня знаний учителей о традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа и путях использования ее прогрессивных традиций и идей в воспитании женщины, в подготовке ее к жизни. Актуальность проблемы, не в том, чтобы восстановить идеальное прошлое в части воспитания женщины, но в том, чтобы развить творческие усилия этноса в новых условиях.

Анализ этой работы убеждает в том, что идеи воспитания женщины возникли на основе опыта горцев в течении многих веков из потребностей общества в лучшей организации воспитательной деятельности по подготовке девушек к семейной жизни. Эти идеи и опыт традиционной педагогической культуры народов Северо-Западного Кавказа обогащались и развивались вместе с развитием общества. Они в большинстве своем носят демократический характер и не потеряли своего значения в наше время, бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры горцев.

Сложившиеся педагогические традиции народов Северо-Западного Кавказа по воспитанию женщины могут быть успешно использованы в современной национальной школе Российской Федерации, а также в процессе семейного этнорегионального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.