УДК 37.01(470.6)
ББК 74.0 С-30
Семенова Аминат Сагитовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, т. 79280349739, е-mail: semkur @ mail.ru.
О МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
(рецензирована)
В статье проанализированы основные методы воспитания женщины-горянки в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа, представлены некоторые институты воспитания, которые имели высокую педагогическую значимость. Показана система гуманных внутрисемейных отношений, оказывавших воспитательное воздействие на девочек.
Ключевые слова: педагогика народов Северо-Западного Кавказа, методы воспитания девочек у народов Северо-Западного Кавказа, семейное воспитание девочек.
Semenova Aminat Sagitovna, Candidate of Pedagogics, senior lecturer of the Department of Pedagogy and Educational technologies, Karachay-Cherkessia State University, tel.: 79280349739, e-mail: sem [email protected].
ON METHODS AND TOOLS OF WOMEN EDUCATION IN TRADITIONAL PEDAGOGICS
OF THE NORTH-WEST CAUCASUS
The paper analyzes the main methods of raising women - high-landers in the traditional pedagogical culture of the peoples of the Northwest Caucasus, and presents some of the institutions of education, which had a high educational value. The system of humane family relationships, nurturing for girls has been shown.
Keywords: pedagogy of the peoples of the North-west Caucasus, the methods of education of girls among the peoples of the North-west Caucasus, family education of girls.
Народы Северо-Западного Кавказа, не имея письменности, передавая из поколения в поколение народную мудрость, заботились о воспитании и социализации подрастающего поколения (1, с. 25).
Основными методами воспитания и социализации у народов Северо-Западного Кавказа являются убеждение, упражнение, авторитет, испытание, поощрение и наказание. К примеру, основой развития девочки являются нравы того круга людей, в котором она живет. Поэтому пример родителей, старших и других людей, окружающих девочку, горцы считают одним из основных методов воспитания ребенка, применяемых с первых дней его рождения. Об этом говорится в карачаевской пословице: «Биринчи анасына къара да, къызын алайал» (Сначала посмотри на мать, а потом женись на дочери), «Анасы къалай болса. баласы да алай болур» (Какова мать, такова и дочь), «Алма терек-ден узакъгъа тюшмейди» (Яблоко от яблони далеко не падает) (2, с. 75). Горцы, употребляя эти пословицы, имеют в виду не только внешнее сходство матери и дочери (безусловно, свои внешние качества сохранит дочь в будущем), но и, воспитание девушки, так как воспитанность девушки имеет прямую зависимость от нравственных качеств матери.
В этих пословицах отразились результаты наблюдения народа за тем, как девочки, не имея жизненного опыта, присматриваются к поступкам взрослых и копируют их, стараются вести себя так, как и взрослые. В связи с этим народ отразил в этих пословицах свое требование: раз дети обладают склонностью к подражанию, необходимо создать вокруг них здоровую обстановку. И для детей у горцев имеется такая пословицы «Как относишься ты к своим родителям, так отнесутся к тебе твои дети» (2, с. 79).
Педагогика народов Северо-Западного Кавказа считает, что пример товарищей и друзей также может оказать положительное влияние на нравственный облик девочки. Поэтому родители стремились к тому, чтобы их дети имели хорошее окружение. Но в жизни ребенок видит не только хорошие примеры, но и дурные. Нередко бывает так, что хорошим примерам он не подражает, а почему-то следует дурным. По мнению народа, это зависит от внутренних позиций девочки, которые еще не достигли такой зрелости, чтобы отличать хорошее от дурного. Поэтому главной задачей родителей, в особенности мамы, должно быть разъяснение девочкам и мальчикам, молодежи мотивов нравственных поступков, раскрытие им об-
щественного содержания моральных норм, что является очень важным и необходимым условием их сознательного отношения к своему поведению и критического отношения к отрицательным поступкам. Это делается с помощью метода убеждения. Реализация задач воспитания в девочках моральных, нравственных и эстетических качеств осуществлялась в народной педагогике через нравственное просвещение.
С помощью нравственного просвещения педагогика народов Северо-Западного Кавказа давала девочкам знания о духовных ценностях людей; формировала представления, понятия, взгляды, суждения, оценки, убеждения; помогала осмыслению и обогащению собственного опыта девочек; способствовала их самовоспитанию (3, с. 57). Основными средствами нравственного просвещения (убеждения) у народов Северо-Западного Кавказа были сказки и легенды, пословицы и поговорки, народные песни, этические беседы.
Многие народные сказки служат материалом для этических бесед (между матерью и дочерью, между отцом и сыном, между родителями и детьми), убедительно доказывают необходимость тех или иных моральных качеств. Говоря о сказках, легендах как о средстве воспитания девочек, нельзя не подчеркнуть, что они являются мощным орудием в развитии их духовных качеств.
Народные песни выступают средством эмоционального воздействия на чувства и сознание девочек; пословицы и поговорки - важным средством убеждения в нравственном воспитании. Речь, беседа и другие виды морального воздействия, насыщенные пословицами и поговорками, красивы, выразительны и более доходчивы. Создавая их, народ стремился передать в предельно сжатой форме обобщенное наблюдение в сочетании с возможно большей ритмичностью и звуковой организованностью. Народ знал, что в простоте слова кроется великая мудрость, пословицы и поговорки всегда кратки, но отличаются большим объемом ума и чувств. Горские пословицы и поговорки составляют своеобразный свод этических правил, которым должен следовать каждый, а в особенности девушки, которые в будущем станут матерями и будут воспитывать детей.
Родители, воспитывая своих девочек, убедительно разъясняют им правило, говорящее, что приход старшего человека следует приветствовать вставанием: «Вол и тот встает при появлении человека» (2, с. 35). Юмор приведенной пословицы о невежливости становится понятным, если иметь в виду, что у горцев приветствие старших вставанием общепринято. После такого замечания, никто из детей не допускает подобной ошибки.
Метод убеждения обеспечивает уяснение детьми моральных и нравственных понятий, но это еще не поступки, не поведение. Поступки людей непосредственно определяются желанием, готовностью и способностью их совершить, что в свою очередь воспитывается только в процессе длительной практики ребенка, только через совершение им поступков в его повседневной жизни.
Народы Северо-Западного Кавказа считают, что молодежь, особенно девочки, должны хорошо знать нормы и правила общественного поведения. Осуждается поведение тех людей, которые хорошо знают моральные нормы, но поступают вразрез с ними. Здесь присутствует мысль о том, что такие люди - результат одностороннего словесного воспитания, людей, которые лишь знают как надо поступать, но на практике поступают как придется. Тем самым подчеркивается мысль, что в нравственном воспитании детей простого усвоения моральных норм недостаточно, а необходимо, чтобы соблюдение их стало потребностью воспитуемых.
В семейном воспитании горцы приучали детей строго придерживаться таких правил поведения как: вставать при появлении старших, приветствовать их при встрече, уступать им место и дорогу, не быть многословным и не вмешиваться в их беседу, не прерывать их речи, не проходить между ними, не входить раньше них в помещение, вежливо предупреждать их желания, не сидеть к ним спиной, не ссориться между собой при взрослых, не шуметь, быть заботливым по отношению к старикам и больным людям, заботиться о младших, вести себя скромно и честно и т.д.
Главную роль в нравственном воспитании играло поведение старших, их пример. Если наставническая, воспитательная роль старших по отношению к другим взрослым членам семьи была лишь одной из составляющих их общей роли в организации семейного общежития, то воспитательная роль по отношению к детям являлась особой и очень важной линией повседневной деятельности старших мужчин и женщин.
Важное значение в нравственном воспитании девочек придавалось приучению ее к скромности, нежности, внимательности, аккуратности, она должна была быть заботливой сестрой по отношению к своим младшим сестрам и братьям. Мать играла большую роль в нравственном воспитании девочки. С самого раннего детства девочка приучалась оказывать помощь во всех домашних делах матери и, подражая ее поступкам, она приобретала навыки нравственного поведения. Особое внимание в поведении девушки обращали на ее скромность. Братья девушки, невзирая на возраст, были ли
они старше или моложе нее, всегда следили за ее поведением, и готовы были в любую минуту оградить ее от оскорблений и защитить ее честь.
Народ знает, что детям предстоит бороться со многими трудностями в жизни. И для воспитания у юношей и девушек высоких личных качеств, которые помогут им преодолеть эти трудности, он использует метод испытания.
О том, что горцы пользовалась испытанием как методом воспитания, говорят многие требования, которые девушки должны придерживаться безоговорочно: при появлении мужчины или взрослой женщины она должна встать, уступить место и не садиться до тех пор, пока старший не разрешит ей сесть; прежде чем выпить воды, предложить ее старшему. От девушки, также требовалось умение подавлять голод (за столом не кушать, пока не начнут употреблять пищу взрослые), проявлять сдержанность в разговоре (т.е. не перебивать взрослых), требовалось умение хранить тайну (т.е. не сплетничать, не говорить то, что нельзя разглашать). Эти требования характеризуются тем, что, выполняя их, девушки учатся подавлять свои желания, упражняются в сдержанности. Безусловно, в них есть и предрассудки, но очень важно то, что девушки с раннего возраста упражняются в сдержанности, проходят своего рода испытания, что способствует усилению роли общественных мотивов в их поведении. Девушки, воспитанные в сдержанности с раннего возраста, быстрее адаптируются в новом доме, легче находят общий язык с новыми родственниками.
Как метод воспитания девушки, горцы издавна используют авторитет родителей, старших членов семьи рода. В горских семьях, где отец и мать заботились о своих детях и поддерживали разумный порядок в доме, сочетая строгость и справедливость отца с добротой и мягкостью матери, они сами являлись примером в общественной жизни, всегда имели авторитет. Такие родители пользовались в селе уважением, а дети их гордились таким авторитетом и старались нигде не уронить его. Если приходилось провожать молодых людей куда-нибудь, где они могли войти в соприкосновение с обществом, то старшие внушали им: «Не допускай, чтобы нам пришлось стыдиться», «Старайся как лучше сохранить честь нашего рода». И молодые люди старались не подводить своих родителей, свой род, свой аул.
Другими распространенными методами воспитания юношей и девушек в педагогике народов Северо-Западного Кавказа являются поощрение и осуждение. Поведение человека определяется требованиями и воздействием общества, которое и оценивает, насколько положительны или отрицательны те или иные поступки человека, заслуживают ли они поощрения или осуждения. Поощрение ценно тем, что оно помогает закрепить хорошие формы поведения у человека, совершившего хороший поступок, а также тем, что поощряемые поступки служат образцами поведения для других. В произведениях устного народного творчества чаще поощрение и наказание обращены не прямо к тому, кто совершил правильный поступок, а к третьему лицу. Горцы считают, что поощрение вызывает у человека чувство радости, удовлетворения, желание делать добро. Об этом говорится в пословицах: «От радости он летает»; «У счастливой девушки лицо как солнце светится» (2, с. 34).
Родители и представители старшего поколения воспитывали своих детей на лучших традициях морали, которая складывалась веками и глубоко проникла в сознание народа. Характерным являлось и то, что в нравственном воспитании детей выступали не только родители, но и любой взрослый человек, особенно старейшины. Похвала произносилась в присутствии других сестер или младших братьев девочки, совершившей правильный поступок. Кроме этих видов поощрения, применялась наглядные. Та, в качестве поощрения за хорошее поведение девочкам дарили куклы, цветы, духи и т.д., брали с собой в гости, рассказывали им любимые сказки и предания. Те не менее горцы считали, что неумелое использование поощрения, например, излишняя и частая похвала может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Эта идея четко видна во многих пословицах и поговорках: «Не очень хвали без причины - потом трудно будет осуждать», т.е. нужно соблюдать меру, применяя похвалу, иначе человек может зазнаться, возомнить себя непогрешимым. Когда мать стала говорить: «Душа моей единственной дочери», то и дочь стала говорить; «моя душа», т.е. излишняя похвала и чрезмерные заботы матери сделали дочь такой эгоисткой, что она забыла о своей матери. Поэтому народные педагоги советуют: «Мать, умей ты детей так любить, чтоб их душ не сгубить: любовь глупая ребятишкам во вред, любовь умная их избавит от бед».
Одним из методов воспитания в педагогике народов Северо-Западного Кавказа выступает наказание, применяемое в различных видах: осуждение, ограничение, упражнение. Наказание используется с целью вызова у ребенка сожаления, стыда за неправильный поступок и желание не повторять подобного в будущем. Наказание способствует воспитанию у детей сдержанности и преодолению плохих форм поведения. Осуждение содержит в себе элементы иронии, с помощью которой добивается осознание человеком несоответствия его поступка или поведения общепринятым и разделяемым им самим
требованиям морали. Ирония способствует возникновению у провинившегося чувства стыда и неудовлетворенности собой и стремления избежать подобных переживаний. А это в свою очередь направляет человека на самосовершенствование. Этим самым народ стремится через чувство стыда вызвать у провинившегося желание исправиться. В этих материалах мы видим еще одну идею народной педагогики: различные люди имеют различные пороги стыда, зависящие от их ценностных ориентаций, от направленности их личностей, от их чувствительности к мнениям, оценкам окружающих людей.
Описанные выше методы и средства воспитания показаны через призму женского воспитания. Выше изложенное в комплексе представляет собой традиционную систему воспитания женщины в педагогике народов Северо-Западного Кавказа.
Литература:
1. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. 120 с.
2. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. 366 с.
3. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. 224 с.