хозяйство восстанавливалось, с другой - новые тенденции, связанные с нэпом, подняли сельское хозяйство на качественно новый уровень. Государственный контроль над рыночными отношениями проявился на Северном Кавказе с особой силой. Это и понятно: в начале 20-х годов сельское хозяйство, не успев восстановиться от последствий войны, вновь было отброшено назад вследствие сильнейшего голода, вызванного засухой. Хлебозаготовки в стране оказались под угрозой срыва, поэтому в ход пошли все методы воздействия, вплоть до силовых. Северный Кавказ традиционно был производящим районом и поэтому с помощью дополнительных налогов государство выкачивало из региона хлеб. Сложившаяся ситуация повлекла за собой возрождение института ревкомов, наделенных чрезвычайными полномочиями.
Милитаризация хлебозаготовок привела тому, что крестьянство стало в оппозицию к власти, усиливалась социальная напряженность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мартиросиан Г.К. Социально-экономические основы революционных движений на Тереке. Владикавказ, 1925; Хабаев М.А. Разрешение земельного вопроса в Северной Осетии (1918-1925) Орджоникидзе, 1963; Овчинникова М.И. Советское крестьянство Северного Кавказа (1921-1929). Ростов н/Д, 1972; Козлов А.И. На историческом повороте. Ростов н/Д, 1977; Кратова Н.В. Повстанческое движение в Северо-Западной части Кавказа и Предкавказья (19201922): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2004; и т.д.
2. Хубулова С.А. "Неудобный класс": некоторые проблемы социально-экономического и этнодемо-графического развития доколхозного северокавказ-
ского крестьянства. Владикавказ, 2003.
3. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1995.
4. Яров С.В. Крестьянин как политик. СПб., 1999. С. 114.
5. Власть и крестьянство: Северокавказская деревня в 1917-1929 гг.: Сб. документов и материалов. Вып.1. / Сост. Н.Д. Малиев, С.А. Хубулова, А.Т. Царикаев, М.П. Туаева. Владикавказ, 2005.
6. Хубулова С.А. Народы Северного Кавказа в социокультурном пространстве Советского Союза (на материалах 20-х годов) // Актуальные проблемы истории, культуры, образования. Вып. 2. Владикавказ, 2000. С. 91.
7. Туаева М.П. Социальные настроения сельского населения Северного Кавказа в эпоху социалистической модернизации (1921-1924 гг.) // Северная Осетия: история и современность: Сб. статей. Вып. 7. Владикавказ, 2006. С. 136.
8. Хубулова С.А. Социальная напряженность в Терской области в первые годы советской власти // Северный Кавказ в условиях глобализации: Мат-лы Всерос. науч.-прак. конф. Майкоп, 2001. С. 459.
9. Хрестоматия по истории России (1917-1938 гг.) / Сост. С.А. Хубулова, А.И. Абаев, М.П. Туаева. Владикавказ, 2005.
10. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ. Документы и материалы: В 3 т. Т. 1. 1918-1922 / Под ред. А. Береловича и В. Данилова. М., 1998.
11. Горская беднота. 1920. № 41.
12. Власть труда. 1929. № 51.
13. Хубулова С.А. Религиозная политика большевиков на Кавказе // IV конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М., 2001. С. 263.
14. Хубулова С.А., Туаева М.П. Территориальные преобразования на Северном Кавказе в 20-е годы ХХ в. // Северная Осетия: история и современность: Сб. статей. Вып. 5. Владикавказ, 2004. С. 55.
15. Перевыборы Советов на Северном Кавказе в 1927 г. Ростов н/Д,1927. С. 7.
12 декабря 2006 г.
МОРАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖЕНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
Л.Х. Урусова
Особенности развития и формирования мальчиков и девочек в адыгской системе воспитания разграничены весьма четко. Социальные сте-
Урусова Лаура Хабаловна - аспирант кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета, старший научный сотрудник Национального музея Кабардино-Балкарской Республики.
реотипы были связаны с социальными статусами его членов, в том числе мальчиков и девочек, а позже мужчин и женщин. И дифференцированный стиль воспитания детей диктовался их общественным положением. Показателем существования специфики женского воспитания в адыгской народной педагогике служат методы, применяемые в их нравственном воспитании.
Первоначальную основу развития ребенка составляют нравы того круга людей, в котором он живет. Поэтому "пример" (щапхъэ) родителей, воспитателей и других людей, окружающих ребенка, адыги считают одним из основных методов воспитания девочки, применяемых с первых дней ее жизни. Мысль о влиянии окружающих, в частности родителей, на формирование личности содержится в пословице: "Янэ еплъи ыпхъу къашэ" [1] -"Сначала посмотри на мать, а потом женись на ее дочери". Адыги употребляют ее не только тогда, когда хотят подчеркнуть внешнее сходство матери и дочери и представить, насколько свои внешние качества сохранит дочь в будущем, но и тогда, когда хотят узнать о воспитанности девушки, так как, по их мнению, последнее прямо зависит от нравственных качеств матери.
Суждения народа о влиянии окружающих на формирование черт ребенка более отчетливо проступают в пословицах: "Щ1алэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ" - "Что покажешь ребенку, таков и его путь"; "Янэ ихабзэ ыпхъу ибзыпхъ" [2] - "Привычки матери -выкройка для дочери"; "Уи анэ-адэм яхуэпш1 нэмысыр уи быными къыпхуащ1ыжьынщ" -"Как ты уважаешь своих отца-мать, так будут уважать тебя твои дети". В этих пословицах отразились результаты наблюдения народа над тем, что дети, не имея жизненного опыта, присматриваются к поступкам взрослых и копируют их, стараются вести себя так, как и взрослые. Народ выразил в таких пословицах свое соображение: раз дети обладают склонностью к подражанию, необходимо создать вокруг них здоровую обстановку, всем старшим в семье надо всегда следить за собой и быть хорошими во всем, ибо дети везде должны видеть положительные образцы поведения.
Другим распространенным методом нравственного воспитания девочек до 10-12 лет в адыгской народной педагогике является "поощрение" и "наказание".
По большому счету, поведение человека определяется требованиями и воздействием общества, которое оценивает, насколько положительны или отрицательны те или иные поступки человека, заслуживают ли они поощрения или осуждения. Это имеет в виду пословица "Уф1мэ, ц1ыхум укъащ1энщ" -"Если ты хорош, люди узнают" [2].
Поощрение ценно тем, что оно помогает закрепить положительные формы поведения у человека, совершившего хороший поступок, а также тем, что поощряемые поступки служат образцами поведения для других. Недаром в произведениях устного народного творчества часто поощрения обращены не прямо к тому, кто совершил правильный поступок, а к третьему лицу. Народ считал, что поощрение вызывает у девочек чувство радости, удовлетворения, уверенности в своих силах и желание поступать еще лучше. Об этом говорится в пословице "И ц1э ип1омэ псы ешъожьырэп" - "Если ее отметить чем-нибудь, она перестанет и воду пить" [2]. Так говорят адыги о девочках, которые, не жалея сил, добросовестно относятся к делу. Поощрения для девочек бывают в виде одобрения, похвалы и награды (преподнесение подарка). Одобрительные замечания старших по поводу поступков девочек: ""Тэрэз" - "Правильно", "Уи гъащ1э к1ахьы охъу" - "Пусть будет долгой твоя жизнь", "Укъэхъу" - "Чтобы ты выросла", "Янэм хъыджэбз къыплъфыгъ ар" -"Мать родила ее женщиной" и другие имели большое педагогическое значение.
Неумелое использование поощрения, например излишняя и частая похвала, может оказать отрицательное влияние на формирование личности девочки. Эта идея четко видна во многих пословицах и поговорках: "Ущымытхъущэ - пфэубыжьынэп" [2] - "Не очень хвали - потом трудно будет осуждать", т.е. нужно соблюдать меру, применяя похвалу, иначе человек может зазнаться, возомнить себя непогрешимым; "К1элэ ц1ык1ум удэхьащхымэ, пцэлы къуае къыдэщэу елъэгъу" - "Если будешь смеяться вместе с ребенком, то ему покажется, что у тебя в деснах находится сыр"; «Ным "Спхъу закъо ыпсэ" зе1ом, пхъуми "сыпсэ" ы1оу фежьагъ» [2] - «Когда мать стала говорить: "Душа моей единственной дочери", то и дочь стала говорить: "моя душа"», т.е. излишняя похвала и чрезмерные заботы матери сделали дочь такой эгоисткой, что она забыла о своих родителях.
При всем особо гуманном отношении к девочкам, в адыгской этнопедагогике "наказание" как метод воспитания применялся в различных видах: осуждения, ограничения, упражнения. Данный метод применялся с целью вызвать у ребенка сожаление, стыд за неправильный поступок и желание не
повторять подобного в будущем. Наказание способствует воспитанию у детей сдержанности и преодолению плохих форм поведения.
Осуждение в адыгской народной педагогике очень часто содержит в себе элементы иронии. Этим самым народ стремится через чувство стыда вызвать у девочки желание исправиться. Об этом приеме осуждения свидетельствует пословица "Ук1ытэр щагуэшым дурэшым дэсащ" - "Когда раздавали стыд, она сидела в ущелье", т.е. ей не досталось стыда и поэтому трудно ее исправить. Иначе говоря, стыдливость - опора в исправлении человека. То же самое мы видим в высказываниях: "И нэгу лы илъэп" -"У нее на лице нет мяса", т.е. на лице не видно следов внутренних переживаний; "И напэм къэнжал тебзащ" - "У нее лицо покрыто железом" и др. Тунеядок и лентяек осуждали иронически: "Щхэгъуэм дыгъужьщ, лэжьэгъуэм жьындущ" - "Когда нужно есть, она - волчица, а когда нужно работать, она -сова"; "Гъэм бзэрабзэу къек1ухь, щ1ым хьэдагъэр егъэш" [2] - "Летом льет красивые речи, а зимой - слезы", т.е. летом ведет праздную жизнь вместо того, чтобы работать, а зимой сидит голодная; "Гуэдзыр лэныстэк1э къех" - "Пшеницу убирает ножницами", т.е. не умеет работать; "Уэрам гъэбжьыф1эщ" -"Украшение улицы" и т.д. Непослушание осуждали так: "Зы тхьэк1умэмк1э ехьэшъ, адрэмк1э ек1ыжьы" - "В одно ухо заходит, а из другого выходит".
Особое место среди основных методов воспитания девушек до 16-18 лет адыгский народ отводил "упражнению" (егъэсэныр). Пословица говорит: "Зи бэ пш1эрэм уры1аз" [3] -"Что много раз делаешь, то хорошо знаешь". Народ считал, что девушки должны не только хорошо знать нормы и правила поведения, но и иметь твердые и устойчивые навыки и привычки общественного поведения. Это требование содержится в пословицах: "И псалъэ нахуэщ, и 1уэху пэжщ" - "Ее слово ясное, ее дело верное"; "Зи щхьэ мыжьу зи жьэ джатэ" - "Волосы не расчесаны, а язык, как сабля"; "Игушы1э мылым тетхагъ" -"Его слово написано на льду" и др. В этих пословицах народ осуждает тех людей, которые хорошо знают моральные нормы, но поступают вразрез с ними. Тем самым подчеркивается мысль, что в нравственном воспитании девушек простого усвоения мораль-
ных норм недостаточно, а необходимо, чтобы соблюдение их стало потребностью воспитуе-мых. Для этого нужна постоянная нравственная практика. В результате такой систематической практики моральные знания превращаются в убеждения, а совершение правильных моральных поступков становится потребностью.
Особой формой нравственного упражнения можно назвать "испытание" (гугъуехь гъэунэфыныр). Идея о том, что люди, испытавшие в жизни нужду и горе, в большинстве случаев являются носителями высоких моральных качеств, содержится во многих пословицах, например: "Гугъуехь зымылъагъуам тыпшыгъо ищ1экъым" - "Кто не видел трудностей, тот не оценит удобств"; "Ем 1умык1агъэм ш1ур ыш1эрэп" - "Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает"; "Дыджым уемыдзакъэу 1эф1ыр пщ1эркъым" -"Не испробовав горького, не узнаешь сладкого" и др.
О том, что адыгская народная педагогика пользовалась "испытанием" как методом воспитания девушек, свидетельствуют многие требования, которым они должны были подчиняться безоговорочно: при появлении старшего девушка должна встать, уступить место и не садиться до тех пор, пока старший не разрешит сесть; прежде чем выпить воды, предложить ее старшему и т. д. Адыгская пословица требует от девушки умения подавлять голод: «Ныбэм "уи адэ ижьак1 э къыпыупщ1и къилъхьэ" же1э» - «Желудок говорит: "отрежь бороду своего отца и положи мне ее"», т.е. чувство голода может толкнуть на то, чтобы обидеть родного отца, если поддаться этому чувству. О том же говорит и другая пословица: "Зы1урыдзэ нэхърэ зыдэдзыхь" - "Чем проглотить все сразу, лучше есть понемногу" [3].
Выполняя подобные требования, девушки учатся подавлять свои желания, упражняются в сдержанности. Безусловно, в них есть и предрассудки, но очень важно то, что девушки с раннего возраста упражняются в сдержанности, проходят своего рода испытания. Тем самым усиливается роль общественных мотивов в их поведении.
В качестве еще одного способа нравственного воспитания девушек адыги издавна используют авторитет родителей. Адыги говорили: не надо воспитывать детей, они будут
такими, как и их родители. В успешном формировании и всестороннем развитии девушки особо важной была роль матери. При выборе супруги или снохи мнение матери ценилось в обществе весьма высоко. Мать имела большое значение ни только в воспитании, формировании и развитии девушки, но и во всей ее дальнейшей судьбе. Помимо этого, умение войти в дом будущего супруга и досконально соблюдать все обычаи, принятые адыгской этикой как эталон поведения молодой снохи, прививалось девочкам с юных лет вместе со всеми необходимыми трудовыми навыками. Замужество, женитьба и умение вести себя в доме мужа были определенным экзаменом по этикету не только для молодых людей, создавших семью, но и для их родителей.
Материнское молоко в народном творчестве адыгов, как и в творчестве других народов, является символом, усиливающим священный образ матери: "Анэ быдзыщэм щ1акхъуэри кхъуейри хэлъщ" - "В материнском молоке содержится и хлеб, и сыр". Многие пословицы содержат мысль о том, что мать в жизни девочек находится на первом месте: "Зи адэ л1ар ибэ ныкьуэщ, зи анэ л1ар ибэ хъурейщ" - "У кого отец умер, тот полусирота, а у кого мать умерла - круглый сирота", "Анэ и1эмэ, сабийр ибэкъым" - "Если мать есть, ребенок - не сирота" и др.
В мудрых народных высказываниях говорится, что материнская строгость доброжелательна и всегда имеет в виду заботу о детях: "Анэ игыбзэ быдз зэхуаку дэк1къым" -"Материнское проклятье дальше ее груди не идет", "Чэм льакьо шк1э ыук1ырэп" - "Нога коровы не убивает телка", "Анэм и1эр ину и1этми, хуэму тохуэ" - "Если материнская рука и поднимется высоко, она все равно падает мягко" [1]. В этих пословицах ясно выражена идея народа о том, что родители должны проявлять максимальную заботу о молодом поколении. Такая глубокая любовь и преданность своим детям - главное условие авторитета родителей.
Таким образом, методы нравственного воспитания девочек в адыгской народной педагогике определяют специфику женского воспитания адыгов, являющуюся дифференцированной, гуманистической, учитывающей психологические, физиологические и индивидуальные особенности развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хъуажъ М.Къ. Адыгэ гушы1эжъхэр // Ученые записки АНИИ. Т. 3. Майкоп, 1964. С. 266, 258.
2. Гукемух А.А., Кардангушев З.П. Кабардинские пословицы. Нальчик, 1994.
3. Лъэустэн Ю.Б. Адыгэ гущы1эжьхэр. Мыекьуапэ: Адыгэ тхыль тедзап1э. Майкоп, 1949. С. 53.
14 декабря 2006 г.