Научная статья на тему 'К вопросу о решении проблемы безнадзорности в семьях (на примере казачества и народов Северного Кавказа)'

К вопросу о решении проблемы безнадзорности в семьях (на примере казачества и народов Северного Кавказа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / казачество / Семья / семейные ценности / беспризорность / народные традиции / Обычай / upbringing / Cossacks / Family / Family values / homelessness / national traditions / custom

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крамчанинова Наталия Витальевна

Статья посвящена злободневной проблеме современной России воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены подходы к решению данной проблемы в исторической перспективе, высказывания ведущих педагогов по данному вопросу. Собран и проанализирован опыт воспитания безнадзорных детей в приемных семьях, практиковавшийся в среде казачества и в традиционных этнических укладах народов Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the topical problem of present-day Russia upbringing orphans and children that have no parents to care for them. The approaches for solving the problem in the historical perspective as well as the opinions of distinguished teachers on the matter have been introduced. The experience of upbringing neglected children in foster homes that took place among Cossacks and traditional ethnic way of life of the peoples of the North Caucasus have been collected and analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о решении проблемы безнадзорности в семьях (на примере казачества и народов Северного Кавказа)»

УДК 343.8(470.6)

Крамчанинова Наталия Витальевна

аспирант Российского государственного социального университета, методист учебной части Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ 280408@mail.ru

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ В СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАЧЕСТВА И НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Статья посвящена злободневной проблеме современной России - воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены подходы к решению данной проблемы в исторической перспективе, высказывания ведущих педагогов по данному вопросу. Собран и проанализирован опыт воспитания безнадзорных детей в приемных семьях, практиковавшийся в среде казачества и в традиционных этнических укладах народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: воспитание, казачество, семья, семейные ценности, беспризорность, народные традиции, обычай.

Воспитание детей - извечная и актуальная проблема всего человечества, сопутствующая ему на протяжении веков и тысячелетий. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.

Главной задачей воспитания как одного из важных видов человеческой деятельности является педагогическое управление познавательно-творческой игрой, учебой, трудовой, общественной и другими видами деятельности, формированием общения воспитанников с целью развития у них духовно-нравственных ценностей, свойств, нравственных качеств личности и нужного обществу типа поведения. Цель воспитания, идущая из глубины веков, ведет нас к всесторонне и гармонически развитой личности. «Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги», -писал А.С. Макаренко в «Книге для родителей». Всестороннее гармоническое развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья, будучи одним из самых многогранных явлений жизни общества, сопровождает человечество с древнейших времен до наших дней [2].

Духовное богатство традиций дает нам образцы из прошлой жизни и примеры для формирования подрастающей смены. Восприятие детьми традиционных форм воспитания, особенно в семейном кругу, проходит в естественных условиях, где присутствуют лю-

Kramchaninova Natalia Vitalyevna

Postgraduate student of Russian State Social University, supervisor of the Studies Department of the Armavir Institute of Social Education (affiliated branch) of RSSU 280408@mail.ru

ON THE QUESTION OF SOLVING THE

PROBLEM OF NEGLECT IN FAMILIES (ILLUSTRATED BY THE WAY OF LIFE OF COSSACKS AND PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS)

The article deals with the topical problem of present-day Russia - upbringing orphans and children that have no parents to care for them. The approaches for solving the problem in the historical perspective as well as the opinions of distinguished teachers on the matter have been introduced. The experience of upbringing neglected children in foster homes that took place among Cossacks and traditional ethnic way of life of the peoples of the North Caucasus have been collected and analyzed.

Key words: upbringing, Cossacks, family, family values, homelessness, national traditions, custom.

бовь и взаимоуважение между членами семьи. Народная педагогика всегда способствовала утверждению и развитию теплых семейных отношений. Обычаи отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный характер того или иного народа. Традиции семьи относятся к самым древним и эффективным средствам и методам воспитания подрастающих поколений, сформированным временем.

Наблюдая поведенческие особенности современных детей, мы видим, что потеря ими моральных ценностей оказывает на них пагубное влияние. Все сказанное дает основание говорить о перспективности обращения к традиционной культуре воспитания в казачьих семьях, в семьях народов Северного Кавказа.

Как известно, самое главное богатство, которым обладает каждый человек, - это его Родина.

Для ребенка Родина - в первую очередь это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Как же воспитать своего ребенка так, чтобы главной духовной ценностью его личности стала любовь к близким, родным, к своей Родине?

В мире существует много концепций и теорий по вопросам воспитания личности. Но от этого не стало меньше насилия, злобы, ненависти, нетерпимости и жестокости.

Одна из основных причин несовершенства педагогики кроется в том, что издержки воспитания связаны прежде всего с семьей.

Именно семья как первичная ячейка общества вкладывает в ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.

Нынешнее общество влияет на личность и семью далеко не с лучшей стороны. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Как результат - в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный в чем-то, не сможет в полной мере приносить благо другим [2].

В последнее время особую тревогу вызывает растущая беспризорность в стране. Это беспрецедентное явление, если учесть, что мы живем в мирное время. Брошенные родителями дети из неполных или неблагополучных семей (за исключением сирот, о которых заботится государство) - яркий пример того, что государство не справляется с решением этой проблемы. До сих пор нет по-настоящему четкой программы помощи семье и эффективных законов, наказывающих родителей за то, что они бросают своих детей, отсутствует пропаганда моральных устоев семьи.

Сложившаяся ситуация заставляет обратиться к народной мудрости. Именно в ней мы найдем самое ценное, необходимое для воспитания будущего гражданина своего Отечества.

История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы гордимся своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев?

Имя ему - народная педагогика. Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находился с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве, девочек - к работам по дому и в огороде. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик - будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка - хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к

труду, давая этим понять, что труд - главная обязанность каждого члена семьи.

В современной семье большинство школьников считают своими обязанностями выполнение школьных домашних заданий, уборку детской комнаты, поход в магазин за хлебом. Кто-то может сказать, что изменились условия жизни, современная технология облегчила наш быт. Это так, но в семье всегда много работы, только делится эта работа в основном неравномерно и ложится тяжёлым грузом на плечи женщины-матери.

Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми. Воспитывали страхом наказания и осуждения поступка. Так, за сквернословие пороли. Попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам, заставляя кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным. И хотя казачата порой и нарушали порядки, но все же не выходили за рамки дозволенного. Вырастая, они становились достойными людьми.

Кто-то возразит: «Зачем такие крайние методы воспитания? Сейчас другое время и телесные наказания порицаются». Всё это справедливо, но слишком мягко порой семья и общество относятся к такого рода шалостям подростков. И еще нередко в семье отсутствует личный положительный родительский пример.

Особое внимание казаки уделяли формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: скачки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

Казак верен Отечеству.

Казак вежлив.

Казак бережлив.

Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего

мужчину, культивируя мужественность, отвагу, справедливость и доброту [7].

А сейчас, несмотря на то, что в стране идёт активная пропаганда развития спорта, школы имеют огромные физкультурные залы, молодые люди, попадая в армию, часто «ломаются» при встрече с трудностями, не могут постоять за себя, сталкиваясь с дедовщиной. Оставляет желать лучшего и физическая подготовка молодежи.

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. У кубанцев было свое представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Такие семьи подвергались насмешкам, и потому случаи такого рода были крайне редки.

Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильной духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

Вера в Бога была главной ценностью, которую прививали ребенку с детства. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела. «Мы тоже стараемся ограничить своих детей от дурного», - скажут многие. Но одно дело, когда мы внушаем это ребенку, и совсем другое дело, когда он сам будет убежден, что этого делать нельзя!

Народная педагогика осуждала 7 смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. Именно поэтому у казаков никогда не стоял вопрос перевоспитания. Когда же мы задаем вопрос современной молодежи: «Во что вы верите, каковы ваши идеалы?», то часто слышим в ответ довольно расплывчатые суждения [8].

Немало сказано об особенностях традиций воспитания детей у народов Кавказа, также известно, что значительно отличались способы, методы, требования к мальчикам и к девочкам.

По шедшей из глубины веков народной традиции горцы считали создание семьи нравственным долгом каждого человека, неженатые мужчины воспринимались как неполноценные [1].

Одной из основных целей брака были дети. В крестьянском быту от наличия детей, и прежде всего сыновей, зависели и количество рабочих рук в семье, и уход за родителями в старости. Бездетность была несчастьем и считалась позором, а женщине грозила разводом. Недаром именно рождение ребенка завершало свадебный цикл, скрепляя брак и делая девушку женщиной в социальном смысле этого поня-

тия. Но смысл семьи горские народы видели не только в рождении, но и в воспитании детей, в их всестороннем развитии. Особое внимание уделялось способности переносить в жизни любые невзгоды, физической силе и нравственным добродетелям. На воспитание детей влиял весь уклад семейных отношений, которые были подчинены строгой иерархии. Руководил семьей дедушка, отец или старший сын, представлявший её в сельской общине, а домашним хозяйством и воспитанием детей (мальчиков до 7-8летнего возраста, девочек до замужества) -глава женской половины дома - мать или жена старшего брата [4].

Патриархальные отношения в семье определяли строгий характер воспитания детей. По обычаю избегания, бытовавшему в больших семьях, воспитанием детей в них занимались не столько родители, сколько бабушки и дедушки, тетки, братья, сестры. В малых же семьях воспитание малышей лежало на родителях и старших детях. В воспитании использовались различные средства и методы воздействия на детей. Старшие, проявляя заботу о них, рассказывали им сказки и легенды, учили в духе уважения к обычаям и традициям народа. Применялись, как правило, методы убеждения, испытания, принуждения; практиковались формы общественного воздействия: публичные внушения, порицания, а иногда и строгие наказания.

У всех горских народов Северного Кавказа дети обоего пола были в полной зависимости от родителей. Малейшее непослушание родительской воле строго наказывалось по адату. Оно осуждалось и общественным мнением, а по шариату считалось величайшим грехом. Исключение составляли чеченцы, у которых дети с приобретением способности владеть оружием выходили из-под отцовской власти.

Социально-психологическая модель настоящего горца или горянки предполагала всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Но первостепенное значение в воспитании придавалось развитию трудовых навыков и нравственных качеств. В воспитании детей имелись два возрастных рубежа: 6-8 и 10-12 лет. Дети 6-8 лет независимо от пола пользовались полной свободой.

К 10-12 годам сегрегация полов становилась более строгой: из общего помещения дома, где дети спали вместе с родителями, мальчиков переводили спать в кунацкую, девочек, если была такая возможность, в отдельную комнату.

В 10-12 лет воспитание мальчиков становилось главным образом делом мужчин. Подростков начинали серьезно приобщать к мужскому крестьянскому труду. Их учили ухаживать за скотом, пасти и гонять на водопой лошадей и домашний скот; работать в поле - погонять тягловых животных и выполнять все другие земле-

дельческие операции; делать мужскую работу по дому: заготовлять дрова и сено, строить и ремонтировать дом и т.д. [6]

Из прививавшихся детям нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, осознанию мужского достоинства. Подросток также должен был хорошо усвоить правила поведения в общественных местах, кроме того он не мог заговорить с взрослым первым, обогнать или пересечь ему дорогу, не имел права отказать в услуге любому взрослому жителю села. Двоим подросткам, полагалось расположиться так, чтобы старший был справа, а младший - слева от взрослого.

Подросток должен был в совершенстве изучить законы гостеприимства и его изощренный этикет. Мальчику полагалось знать все законы внимания, оказываемые мужчиной женщине, девочке - оказываемые женщиной мужчине, а им обеим - знаки взаимного отчуждения. В частности, приветствовать друг друга вставанием, но так как мужчина считается старше женщины, если даже он её ровесник, женщина должна была ему уступать дорогу, считаться с его мнением, освободить место и т.д.

Младший брат должен был повиноваться старшему брату, младшая сестра - старшей сестре. С особенным почтением относились все к старшему из братьев, являвшемуся ближайшим помощником главы семьи. Сестра, даже старшая, должна была слушаться

брата за исключением брата моложе 12 лет.

Воспитанием детей занимались не столько родители, сколько бабушка и дедушка, а также дядя по материнской линии (согласно адыгейской поговорке «Племянник для дяди, что хан для народа»). Старики заботились о детях, брали с собой в гости, рассказывали сказки и предания и т.д. Дядя должен был подарить при рождении племянника колыбель, а позднее коня, ему отводилось почетное место за столом и право кровной мести [1].

Все сказанное свидетельствует о необходимости разработки воспитательных методик, которые призваны донести детям всю красоту их национальной культуры и в то же время важность соблюдения традиционных обычаев и традиций в повседневной жизни. Нормы и правила, характеризующие семейный уклад народов Кавказа, позволяют сохранять основные ценностные ориентации в этой сфере. С нашей точки зрения, чувство долга перед своим народом, соблюдение чести и достоинства, трудолюбие, почитание старших, гостеприимство и другие остаются самыми прогрессивными традициями, сложившимися на Северном Кавказе. Воспитывая детей и разъясняя им положительные моменты семейно-бытового уклада их народа, мы можем быть спокойны за те жизненные ориентации, которые сложатся у них в будущем и позволят в свое время создать здоровые семьи, основанные на лучших традициях их предков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Агубеев М.И. Влияние индустриализации на горские народы. Орджоникидзе, 2009.

2. БабанскийЮ.К. Педагогика. М., 2009.

3. Бларамберг И.Ф. Историко-этнографическое и военное описание Кавказа // АБК в известиях европейских авторов Х1М-Х1Х вв. Нальчик, 1974.

4. Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. М., 1999. № 1, 2.

5. Бурьянов В. Прогулки по России. СПб. 2007. Ч. 4.

6. Гарданов В.К. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 2007.

7. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 2008. Т. 1, 2.

8. Энциклопедический словарь по истории Кубани до 1917 года / под ред. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 2006.

9. Энциклопедический словарь по истории Кубани до 1917 года / под ред. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 2006.

10. Энциклопедический словарь по истории Кубани до 1917 года / под ред. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 2006.

11. Энциклопедический словарь по истории Кубани до 1917 года / под ред. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.