Научная статья на тему 'Из истории формирования образа защитника Отечества у кубанских казаков (XIX - начало XX В. )'

Из истории формирования образа защитника Отечества у кубанских казаков (XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЬЯ ОБЩИНА / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / АРХАИЗМ / УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАДИЦИЙ / НАСЛЕДИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ БЫТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОСТЯЗАНИЯ / НАРОДНАЯ КАЗАЧЬЯ ПЕДАГОГИКА / COSSACK COMMUNITY / FAMILY / EDUCATION / ARCHAISM / STABILITY OF TRADITIONS / HERITAGE / PATRIOTISM / SPIRITUALITY / MILITARIZED LIFE / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / COMPETITION / NATIONAL COSSACK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титоренко Марина Федоровна

Казачество в своем становлении и развитии прошло многовековой путь, являлось активным субъектом важнейших российских событий. В советское время оценка казакам давалась с партийно-классовых позиций и большей частью была негативной. Цельная сущность этого феномена российской и мировой истории пока не раскрыта, требует новых подходов и оценок. Менее всего изучена повседневная история казачества, особенности формирования его духовнонравственных ориентиров, вопросы воспитания патриотизма, преданности Отечеству и др. Особый уклад жизни, пронизанный архаичными элементами, военизированный быт, сопровождавший казака с момента рождения и до глубокой старости, традиции и обычаи формировали в казаках особую психологию, принцип исключительности. Важнейшую роль в этом плане занимала казачья семья. Игры, кулачные и палочные бои, лагерные сборы, состязания и военные маневры шлифовали морально-волевые качества и военноприкладные навыки, желание приумножить казачью славу, учили управлять эмоциями. Традиционная духовная культура, средства и методы, накопленные в процессе социализации личности, воспитание и обучение были направлены на формирование образа защитника Отечества. Считаем, что опыт, накопленный кубанскими казаками в ходе социализации подрастающего поколения, может быть востребован и в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF FORMING THE IMAGE OF THE FATHERLAND DEFENDER AT THE KUBAN COSSACKS (XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES)

The Cossacks passed a centuries-old way in the formation and development, were the active subject of the major Russian events. In Soviet period an assessment was given to Cossacks from political parties-class line items and mostly was negative. The integral entity of this phenomenon of the Russian and world history is not opened yet, requires new approaches and estimates. The daily history of the Cossacks, feature of formation of its spiritual moral guidelines, questions of fostering patriotism, devotion to the Fatherland, etc. is least of all studied. The special tenor of life penetrated by archaic elements, the militarized life accompanying the Cossack from the moment of the birth and till an extreme old age, traditions and customs created special psychology, the principle of exclusiveness in Cossacks. The major role in this plan was occupied by the Cossack family. Games, fist and fights, camp collections, competitions and military maneuvers ground moral and strong-willed qualities and military and application-oriented skills, desire to increase the Cossack glory, learned to control emotions. The traditional spiritual culture means and methods which are saved up in the course of socialization of the personality education and training were directed to formation of an image of the Fatherland defender. We read that the experience accumulated by the Kuban Cossacks during socialization of younger generation can be demanded and today.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования образа защитника Отечества у кубанских казаков (XIX - начало XX В. )»

УДК 94. 355.359.5

ТИТОРЕНКО Марина Федоровна Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Краснодар, Россия mtitorenko@yandex.ru

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА У КУБАНСКИХ КАЗАКОВ (XIX - НАЧАЛО XX в.)

Казачество в своем становлении и развитии прошло многовековой путь, являлось активным субъектом важнейших российских событий. В советское время оценка казакам давалась с партийно-классовых позиций и большей частью была негативной. Цельная сущность этого феномена российской и мировой истории пока не раскрыта, требует новых подходов и оценок. Менее всего изучена повседневная история казачества, особенности формирования его духовно-нравственных ориентиров, вопросы воспитания патриотизма, преданности Отечеству и др. Особый уклад жизни, пронизанный архаичными элементами, военизированный быт, сопровождавший казака с момента рождения и до глубокой старости, традиции и обычаи формировали в казаках особую психологию, принцип исключительности. Важнейшую роль в этом плане занимала казачья семья. Игры, кулачные и палочные бои, лагерные сборы, состязания и военные маневры шлифовали морально-волевые качества и военно-прикладные навыки, желание приумножить казачью славу, учили управлять эмоциями. Традиционная духовная культура, средства и методы, накопленные в процессе социализации личности, воспитание и обучение были направлены на формирование образа защитника Отечества. Считаем, что опыт, накопленный кубанскими казаками в ходе социализации подрастающего поколения, может быть востребован и в наши дни.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-89-95

Marina F. TITORENKO Krasnodar Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar, Russia mtitorenko@yandex.ru

FROM THE HISTORY OF FORMING THE IMAGE OF THE FATHERLAND DEFENDER AT THE KUBAN COSSACKS (XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES)

The Cossacks passed a centuries-old way in the formation and development, were the active subject of the major Russian events. In Soviet period an assessment was given to Cossacks from political parties-class line items and mostly was negative. The integral entity of this phenomenon of the Russian and world history is not opened yet, requires new approaches and estimates. The daily history of the Cossacks, feature of formation of its spiritual moral guidelines, questions of fostering patriotism, devotion to the Fatherland, etc. is least of all studied. The special tenor of life penetrated by archaic elements, the militarized life accompanying the Cossack from the moment of the birth and till an extreme old age, traditions and customs created special psychology, the principle of exclusiveness in Cossacks. The major role in this plan was occupied by the Cossack family. Games, fist and fights, camp collections, competitions and military maneuvers ground moral and strong-willed qualities and military and application-oriented skills, desire to increase the Cossack glory, learned to control emotions. The traditional spiritual culture means and methods which are saved up in the course of socialization of the personality education and training were directed to formation of an image of the Fatherland defender. We read that the experience accumulated by the Kuban Cossacks during socialization of younger generation can be demanded and today.

Ключевые слова: казачья община, семья, воспитание, образование, архаизм, устойчивость традиций, наследие, патриотизм, духовность, военизированный быт, социализация личности, состязания, народная казачья педагогика

Keywords: Cossack community, family, education, archaism, stability of traditions, heritage, patriotism, spirituality, militarized life, socialization of personality, competition, national Cossack pedagogy

История казачества всегда вызывала и до сих пор вызывает интерес у отечественных и зарубежных историков. Е.П. Савельев, Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын и др. в своих трудах рассматривали различные стороны жизни казаков. Потомственные казаки, они «знали ее изнутри». Вопросы истории и быта кубанских казаков отражены в трудах Е.Д. Фелицына и членов Кубанского областного статистического комитета.

Казачья тематика долгие годы имела жесткие идеологические рамки, в которых казачество рассматривалось с позиций политических ориентаций и большей частью получало одностороннюю отрицательную характеристику. Процессы возрождения прожива-

ющих по соседству с казаками народов, начавшиеся в конце 80-х годов XX в., дали определенный импульс исследованиям казачества. Казачьей тематике серьезное внимание уделяют кубанские ученые: Н.И. Бондарь, П.П. Матющенко, В.Н. Ратушняк и др. Исследователи кавказоведческой школы В.Б. Виноградова по крупицам изучают поучительную и трагическую историю углубления России на Северном Кавказе (Н.Н. Великая, Ю.Ю. Клычников, С.Н. Ктиторов и др.). Вопросы физического воспитания, народной педагогики, образования кубанских казаков нашли отражение в трудах С.А. Александрова, О.Б. Германа, В.В. Глушенко. Динамику этнокультурных процессов на Северном Кавказе в середине XVI - начале XX в. исследует Л.Б. Заседателева, ее труды были взяты за основу при исследовании кубанских казаков. Фундаментальные труды ученых ИЭиА РАН: С.А. Арутюнова, Н.Г. Волковой, Я.С. Смирновой, А.И. Першиц, В.А. Тишкова и др., составляющие поистине золотой фонд историко-культурных исследований народов Северного Кавказа, глубоко аргументированные, лишенные тенденциозности, также нашли отражение в предлагаемом исследовании.

Иные оценки казачьей истории, быту, духовности и иным аспектам дают И. Куценко, У. Алиев и др. И. Куценко пишет о казаках как «зловещих сатрапах царизма». У. Алиев перспективы развития горцев под влиянием российской культуры, в том числе казачества, оценивал крайне негативно. Он писал: «Горцы должны были говорить языком Орловской или Тульской губернии, учиться только в русской школе... и молчать от полноты благоденствия» [1]. При этом У. Алиев умалчивает о более низком уровне экономической, политической, культурной жизни горцев. В противовес недоброжелателям казачества звучат слова известного русского историка Н. Костомарова: «Во всех явлениях человеческих обществ бывали, есть и будут белые и темные пятна, казаки люди, и у них было то же».

Анализ материалов, имеющихся в нашем распоряжении, показывает, что в настоящее время сложились новые методологические подходы, изменились оценки событий прошлых лет, остались и дискуссионные. Различные точки зрения подчеркивают актуальность предложенной темы для освобождения казачьей истории от искажений и поверхностных суждений. Кроме того, региональный материал показал, что интеграционные процессы на Кубани имели свои особенности.

В предлагаемом исследовании автор опирается на разные методологические приемы, сложившиеся в российской и зарубежной истории, а обычно-правовые нормы рассматривает как своеобразный регулятор отношений в семье и казачьей общине. Научная новизна исследования в постановке цели. Для ее достижения были поставлены задачи: выявить наиболее ценные элементы воспитания патриотизма, духовности, нравственности у кубанских казаков в ходе социализации личности на семейно-общинном, образовательном и государственном уровне.

Общеизвестно, что воспитание и образование соединяют человечество с его социальным опытом, расширяют реализацию возможностей личности. В ходе работы над статьей нами изучен образ жизни кубанских казаков, их социальная история, духовные и нравственные ориентиры. Архаические черты патриархально-родового строя и военизированного быта казаков отражали социальные, правовые, мировоззренческие, этические установки. Именно в них была заложена способность длительное время удерживать элементы культуры, миропонимания, социальных отношений, связанных с устойчивостью семейных традиций.

Весомую роль в казачьей общине занимала мать. Повсеместно отмечалось уважительное отношение к ней, которое базировалось на закрепленных обычаем моделях повседневного поведения. Если дети не проявляли к матери должной заботы, их по решению общины «безо всякого исследования наказывали». В повседневном быту кубанских казаков действовали определенные ограничения: старшим запрещалось переходить дорогу, курить и сквернословить в их присутствии, приветствовали их, приподнимая головной убор. Просьбы старших по возрасту и званию выполнялись беспрекословно.

Кубанские казаки проявляли высокую степень приверженности обычаям и традициям, положению в обществе мужчин и женщин и др. Мальчиков ориентировали на вы-

сокую культуру казачьего воинства, воспитывали чувство патриотизма. Эти качества воспитывали в них практически с появлением ребенка на свет. Казачья семья в этом плане являлась уникальным институтом, обеспечивающим первичную социализацию личности. С рождением первенца (мальчика) начиналась стрельба, своего рода оповещение станичников о рождении будущего защитника Родины. На сороковой день крестная мать приносила малышу вязаный пояс. Подпоясывание мальчика подчеркивало его мужское начало [2]. В тот же день отец верхом на лошади возил малыша в церковь, получал благословение священника. По возвращении домой ребенку в руки вкладывали саблю, чтобы «рос храбрым казаком». В линейных станицах Кубани на сороковой день ставили свечу Георгию Победоносцу с просьбой обеспечить покровительство в будущих походах и спасти от «дурной пули». Годовалого ребенка обязательно возили в церковь на лошади. Дома отец передавал сына матери со словами: «Пусть растет храбрый казак, Отчизне защитник, тебе хороший сын». Гости одаривали малыша с пожеланиями «дорасти до булавы» (стать атаманом).

В ходе социализации личности казаки выделяли несколько рубежей. На первом этапе дети пользовались относительной свободой, их воспитанием занимались в основном бабушка и мать, давая уроки нравственности и трудолюбия (традиционно отношения детей с матерью были более свободными, чем с отцом). Далее требования ужесточались. В процессе воспитания мальчиков возрастала роль отца, с 10-11 лет начиналось обособление полов. Мальчики и девочки получали различные трудовые навыки.

Повседневная жизнь казаков, связанная с военными походами и многолетней службой, требовала огромных физических усилий. В этой связи физическая подготовка начиналась с раннего детства, чему в значительной мере способствовали подвижные игры на свежем воздухе («Казаки-разбойники», «Петушиные бои», «Горелки», «Лапта», «Палочка-выручалочка» и др.). В играх формировались представления о взаимовыручке, чувстве товарищества, вырабатывались военно-прикладные навыки, социальные качества. Игры развивали воображение, учили управлять эмоциями, шлифовали морально-волевые качества. У кубанских казаков, особенно линейных, в условиях пограничной службы и регулярных боевых действий игры, физические упражнения, состязания со временем получили военно-прикладное значение.

Заметное место в казачьей среде занимали кулачные и палочные бои. Большей частью проводились они на станичной площади. Участники заранее договаривались о правилах. Запрещалось использовать какие-либо предметы и оружие, бить ниже пояса. Перед началом боя участники троекратно обнимались, показывая, что они настроены по отношению к соперникам дружелюбно, «не щадить живота, за други своя». Смысл боев сводился к тому, чтобы «на миру» показать удаль, силу, ловкость, «умение вывернуться». Они культивировали желание приумножить казачью доблесть и славу. Присутствие на таких состязаниях многочисленных бойцов и зрителей, концентрация их в одном месте отражали высокую степень единения казаков, делали проведение состязаний эффективным средством социализации. Так в казачьей общине вырабатывались навыки, сообразительность, моральные и волевые качества, ценностные установки, укреплялось чувство товарищества. Используя традиционную духовную культуру, средства и методы, накопленные в процессе социализации личности, народная казачья педагогика воспитывала и закаляла подрастающее поколение.

Массовое привлечение казаков к лагерным сборам, показательные выступления на торжественных мероприятиях и военных парадах требовали навыков военно-прикладного искусства, стимулировали стремление совершенствоваться физически, поддерживали боевой дух. Военное искусство казаков в процессе своего развития постепенно перешло от традиционной передачи знаний домашних игр в станичных состязаниях до профессиональной подготовки воинов. Физическое воспитание органично сочеталось с казачьим мировоззрением и идеологией, его основу составляли любовь к Отечеству, патриотизм, сочетание индивидуальных и общественных интересов.

Семейные и общественные традиции, пронизанные народной мудростью, сочетали формирование физического, духовного, нравственного совершенства. Они находили от-

ражение в пословицах, поговорках («Не надо и родиться, если в казаки не годится», «Хорош человек, да не казак», «Бой отвагу любит», «Молодежь плечами крепка, а старость - головою» и др.). В казачьей среде слово «казак» являлось олицетворением героизма, достоинства, высочайшего долга перед Отечеством. Справедливости ради отметим, что казачье воспитание не было лишено издержек, вместе с тем обеспечивало преемственность, сохранение культурно-исторических ценностей.

Формирование духовно-нравственных ориентиров продолжалось в ходе обучения. По словам Ф.А. Щербины, народное образование на Кубани было «делом исключительно местным». Широкое распространение получили церковно-приходские и частные школы, мужские и женские училища, гимназии классические и реальные. В церковно-приходских (народных) школах обучение начиналось с изучения ветхозаветной истории, основным предметом считался Закон Божий, грамоте учил местный священник. Церковноприходская школа являлась народной. Мальчиков церковно-приходских школ привлекали к участию в военизированных маневрах, девочек обучали вышиванию, шитью и вязанию. Служители культа учили уважать власть, делать выбор между добром и злом, отвечать за проступки.

Согласно уставу о школьном образовании (1804), открывались приходские училища (по одному на приход) с одногодичным сроком обучения, уездные - с двухгодичным сроком обучения, губернские - с четырехлетним сроком обучения. Наряду с этим открывались гимназии, прогимназии, университеты (Харьковский, позже Тифлисский). Каждому сословию полагался определенный уровень. В приходских училищах обучались дети представителей низшего сословия, в уездных - дети купцов. Классические гимназии были традиционно открыты для детей дворян, высокопоставленных чиновников, казачьей верхушки и купцов 1-й гильдии. В 40-50-е годы XIX в. на Старой Линии появились первые бригадные и полковые училища, в них обучали грамоте и письму представители духовенства, станичные писари, отставные военные. Наиболее одаренных учащихся направляли в полковые школы.

В учебных заведениях всех уровней во второй половине XIX в. отменили телесные наказания. Главным в работе школ стало распространение «здравых знаний, развитие к дельному труду и основательному народному образованию». Постепенно внедрялись приемы и способы западного просвещения. Основным предметом на всех этапах обучения было родиноведение, получившее к этому времени широкое распространение в Англии, США, Италии, Японии, Германии и других странах. Образование было направлено на воспитание патриотизма и гордости за свою Родину.

После отмены крепостного права и по завершении Кавказской войны Правление Кубанского казачьего войска утвердило Положение о начальных училищах, согласно которому их основной задачей являлось распространение религиозных и нравственных постулатов среди казаков, воспитание любви к Отечеству. Для решения указанных задач требовались специально подготовленные кадры педагогов. К кубанскому учителю предъявлялись особые требования, так как «отличался дух народа, колыбель которого ему приходилось лелеять; не таков ребенок, не такова должна быть и колыбельная песня» [3]. В учебных заведениях Кубанского казачьего войска, наряду с основными предметами, для мальчиков преподавали верховую езду, строй, плавание, гимнастику, стрельбу, знакомили с особенностями местности. Все это необходимо было казакам для несения разведывательной и сторожевой службы, принятия взвешенных решений при движении пеших и конных команд, повозок, являлось хорошей подготовкой к воинской службе.

Для лучшего усвоения материала в процессе обучения служили «...оставление без обеда, стояние на коленях, дранье за волосы и уши», сажание в карцер [4]. Наказание розгами в казачьих и дворянских учебных заведениях запрещалось.

Наказные и отдельские атаманы Кубанского казачьего войска привлекали к открытию станичных школ духовенство, станичных атаманов, командиров бригад и полков. Их усилиями за 10 лет на Кубани открыто более 200 станичных школ. Дети иногородних в учебных заведениях для казаков получали образование за установленную плату при наличии свободных мест.

В 1867 г. по Кубанскому казачьему войску был издан приказ, согласно которому все казаки призывного возраста должны были уметь писать и читать. Утвердилось мнение, что «безграмотный казак - не казак». Если в числе призывников оказывались «безграмотные», станичные общества за 15 руб. в месяц нанимали учителя на три-четыре месяца для обучения таковых. На содержании станичных правлений и церковных приходов находились школы грамоты. В них мальчики и девочки учились вместе, встречались и отдельные женские школы, обучение в которых длилось четыре года. На учеников заводились ведомости. В них отмечались способности и прилежание обучаемых («надежен», «с дарованием», «успевает», «остр», «ленив», «кроток» и др.).

В кубанских станицах для взрослых мужчин и женщин (до 30 лет) были открыты воскресные школы. По окончании учебного года в учебных заведениях всех типов проводились испытания. На них присутствовали родители учащихся, представители станичного правления, почетные казаки, священник. Лучшим «по успехам и поведению раздавались награды, состоящие из картин и книг». Окончившие курс получали свидетельства за подписью учителя, законоучителя, почетного блюстителя.

К концу XIX в. на Кубани в среднем в каждом училище обучалось 40-45, в лах - 48-50 учащихся. Гимназии, прогимназии, коммерческие училища относились к средним учебным заведениям. Учительские и духовные семинарии, ремесленные, лесные, торговые и иные училища являлись специальными учебными заведениями. В указанный период изменились программы в классических и реальных (технических) гимназиях. В классических гимназиях в числе обязательных предметов были Закон Божий, математика, латинский и греческий языки. Сократилось число уроков русского языка, истории, географии. Эти предметы были объявлены «сущим злом», приучавшим учеников «к бессмысленному верхоглядству».

Значительное распространение в системе народного образования получили военно-ремесленные школы и училища, где получали образование дети казаков и лиц неказачьего происхождения, находившихся на службе в Кубанском казачьем войске. В училище зачислялись иногородние 16-19 лет, преимущественно из малообеспеченных семей либо имеющих ходатайство от атаманов отделов. Выпускники училищ считались специалистами по пошиву казачьего снаряжения и обмундирования. В начале XX в. на Кубани действовали ремесленные столярно-токарные отделения и краткосрочные курсы, которые содержались за счет станичных обществ. Обучение в училище длилось три года и не за-считывалось в срок несения действительной службы. Их обмундирование и снаряжение соответствовало форме конных полков.

Казаки Кубанского казачьего войска ставили перед Войсковым правлением вопрос о том, чтобы дать дочерям казачьих офицеров образование, соответствующее их будущему назначению. В штатные расписания женских училищ были включены законоучитель из местных священников, надзирательница и учительница. Они назначались на эту должность Правлением общества из лиц, известных «...по своим научным познаниям, педагогическим способностям и по добронравственности». В этом плане заслуживает внимания Екатеринодарское женское благотворительное общество. Появилось оно благодаря стараниям жены генерал-майора Иванина и «сочувствующих этому делу дам». Обучение каждой воспитанницы обходилось обществу в 74 руб. 15 коп. Денежные средства получали за счет концертов, спектаклей, продажи лотерей [5]. Имели место частные пожертвования, наиболее состоятельные ученицы вносили плату за обучение. Екатеринодарское женское благотворительное общество выделяло средства станичным училищам на учебники, учебные пособия, оплачивало отопление, прислугу, ремонтировало здания.

Особое внимание в системе образования и просвещения на Кубани занимала подготовка казачьих офицеров. В 1870 г. для решения этого вопроса было открыто Ставропольское юнкерское училище. Ежегодно оно выпускало по 40-50 офицеров, содержалось за счет войсковых денег. Одаренные ученики получали направление в лучшие российские специальные и высшие учебные заведения, где также получали образование за счет Кубанского казачьего войска.

В 1898 г. было разработано практическое пособие для обучения казаков приготовительного разряда наездничеству, являвшемуся своеобразной школой для развития тела и духа, которое придавало юноше смелость, уверенность, ловкость, находчивость и отвагу. В 1911 г. в казачьих школах Кубанской области был подготовлен «Устав казака» для обучения религиозных, выносливых, всегда готовых с честью занять место в рядах защитников России казаков. Основные их постулаты: казак никогда не падает духом, выходит, улыбаясь, из трудного положения, казак верен слову, казак предан Отчизне и др. [7].

Кубанское казачье войско в 1914 г. в вопросах организации народного образования и просвещения занимало одно из первых мест в России, насчитывало около 1,5 тыс. учебных заведений, в которых обучалось более 80 тыс. человек. Наиболее демократичными и доступными для детей простонародья оставались церковные и церковно-приходские школы.

В заключение отметим, что народная казачья педагогика, формировавшаяся веками, гармонично сочеталась с образовательными процессами. Учебные заведения являлись своего рода связующим звеном между семьей, общиной и военной службой. Система воспитания и образования основывалась на исторически сложившихся традициях. Физическое, духовное и нравственное воспитание дополняли друг друга, создавая условия для военно-профессиональной и общественно-полезной деятельности. Сословная корпоративность казаков культивировала дух исключительности, что отражалось на психологии, семейных отношениях, воинской службе. На уровне семейно-общинных отношений исторически закладывался фундамент самосохранения и нормы стандартизованного поведения. Стержнем воспитания в семье и общине являлась преемственность поколений и подготовка мальчиков к несению воинской службы. Культ защитника Родины был обусловлен неблагоприятными внешними условиями и в значительной степени традиционной системой воспитания.

Достоинства казаков вырабатывались не только прохождением уставов военной службы и шагистикой. Они обеспечивались совокупностью условий жизненного уклада, исторически сложившимися традициями и нормами обычного права. Считаем, что казачье воспитание и образование в наши дни не являются отжившими, хотя подверглись значительной трансформации. Вместе с тем в них гармонично сочетаются идеалы патриотического воспитания граждан России с духом времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Алиев У. Октябрь и национальная культура на Северном Кавказе // Вопросы просвещения на Северном Кавказе. - Ростов н/Д, 1927 (юбилейный). - С. 18.

2. Лебедева А.А. Значение полотенца и пояса в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX вв. //Русские: семейный и общественный быт. - М, 1989. - С. 231.

3. Кубанская школа. - 1914. - № 1. - С. 3.

4. Зажаев П. Прошлое и настоящее кубанской начальной школы. - Екатеринодар, 1907. - С. 112.

5. Кубанские областные ведомости (далее - КОВ). - 1877. - № 25.

6. КОВ. - 1877. - № 16. (Из отчета, состоящего под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества, Екатеринодарского женского благотворительного общества. 1861-1877 г.).

REFERENCES

1. Aliev U. Oktjabr' i nacional'naja kul'tura na Severnom Kavkaze. Voprosy prosveshhenija na Severnom Kavkaze. [October and national culture in the North Caucasus. Questions of education in the North Caucasus]. Rostov-on-Don, 1927 (anniversary). P. 18. (in Russian)

2. Lebedeva A.A. Znachenie polotenca i pojasa v russkih semejno-bytovyh obychajah i obrjadah XIX-XX vv. Russkie: semejnyj i obshhestvennyj byt. [Value of a towel and belt in the Russian family and household customs and ceremonies of the XIX-XX centuries. Russians: family and public life]. Moscow. 1989. P. 231. (in Russian)

3. Kuban school. No. 1. 1914. P. 3. (in Russian)

4. Zazhaev P. Proshloe i nastojashhee kubanskoj nachal'noj shkoly.[Past and the present of the Kuban elementary school]. Ekaterinodar. 1907. P. 112.(in Russian)

5. Kuban regional sheets (further - KOV). 1877. No. 25. (in Russian)

6. KOV. 1877. No. 16. (From the report consisting under Most august protection of her Imperial Majesty, Ekaterinodarsky women's charitable society. 1861-1877). (in Russian)

Информация об авторе:

Титоренко Марина Федоровна, доктор исторических наук, профессор кафедры «Философия, история и право», Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Краснодар, Россия mtitorenko@yandex.ru

Получена: 21.07.2017

Для цитирования: Титоренко М.Ф. Из истории формирования образа защитника Отечества у кубанских казаков (XIX - начало XX в.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 2. с.89-95. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-89-95.

Information about the author:

Marina F. Titorenko, Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Philosophy, History and Law, Krasnodar Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar, Russia mtitorenko@yandex.ru

Received: 21.07.2017

For citation: Titorenko M.F. From the history of forming the image of the fatherland defender at the Kuban cossacks (XIX - beginning of XX centuries). Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 2. Pp. 89-95. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-89-95. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.