Научная статья на тему 'История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи'

История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9053
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЗАПОВЕДИ / КАЗАЧЕСТВО / КАЗАЧЬЯ ОБЩИНА / КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРАДИЦИИ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щупленков О.В.

Вопросы патриотического воспитания, приобщения молодежи к богатым культурным традициям, привитие ей любви к Родине, станице, хутору, воспитание гордости за своих славных предков казачьим войсковым подразделениям, приобщение к истории казачества, семьи своей все это одно из главных направлений деятельности российского государства по отношению к казачеству. Начавшийся 20 лет назад процесс возрождения российского казачества поставил нас перед фактом: послереволюционные исследователи писали о казачестве с позиций классовых, идеологических, когда многое извращалось. И, казалось бы, ставилась жирная точка на казачестве, его истории, заслугах перед Отечеством. Вот почему мы почувствовали острую нехватку исторических знаний о казачестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи»

ИСТОРИЯ

Щупленков О.В.

Кандидат исторических наук, доцент, кафедра Истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт

История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи

Казаки (казаки, раньше и «козаки» от тюркск. «вольный человек», родственно казахи) - южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском по-граничье (проходившем по реке Днепр).

Казачество обязано своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее легкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-По-донское епископство. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе [2].

В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были превращены в военное сословие Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией. Подобные общины («войска?») стали обра-

зовываться и на территории России (Московского царства). Старейшим казачьим войском считается Запорожская Сечь, которая была разгромлена Екатериной II в XVIII веке в связи с разбойничьими рейдами на колонистов Новороссии и политической неблагонадежностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала Задунайскую Сечь, часть наиболее вызывавших доверие у правительства полков запорожцев были сохранены в казачьем статусе, переселены на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско. Запорожские Казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но тем не менее не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (в последствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но, таким образом, чтобы быть отделенными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу - так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях [3].

В основе самого существования казачества всегда лежал общинный строй. Казаки были свободными и равноправными людьми. Управление общиной (ватагой, станицей, войском) всегда основывалось на выборных началах. Казаки - профессиональные воины, объединявшиеся именно по этому признаку.

Существовали две модели казацкой общины: «семейная» и «сечевая» (засечная).

При семейной модели казаки жили, соответственно, семьями в укреплённых поселениях - так называемых городках, позднее такие казачьи поселения стали называть «станицами» и «хуторами». Жизнь поселения зиждилась на принципе Рода, охватывающем прошлое, настоящее и будущее. Казаки чтили заветы предков, черпая мудрость у предшествующих поколений. Старались достойно жить в настоящем, с беззаветной отвагой защищать Отечество. Растили детей так, чтобы не стыдно было за своих потомков в будущем. Весь жизненный уклад казаков был подчинен этим целям.

Население станицы подразделялось на группы по возрастному принципу - так называемые «партии» или «беседы». Старики, женатые казаки, холостые казаки, казаки-малолетки (еще не служившие или не участвовавшие в боевых действи-

ях), казачата-подростки и совсем маленькие дети-казачата -каждая из этих групп имела свои «беседы».

Больше всего в станицах уважали стариков, олицетворявших вековую мудрость, хранителей воинского и житейского опыта и традиций. Старики воспитывали новые и новые поколения казаков и отвечали за младшие «беседы». Но за воспитание подрастающей казачьей смены отвечали не только старики. Шефство над младшими «беседами» передавалось по цепочке - в каждой из «партий» были наиболее опытные и мудрые казаки, занимавшиеся обучением членов более младших «партий», прививавшие им нравственные принципы. Это гарантировало наиболее полную и гармоничную передачу профессиональных казачьих знаний и навыков, мировоззрения, традиций от поколения к поколению.

Поскольку в станицах каждый человек был на виду, недостойные звания казака поступки совершались крайне редко. К тому же большинство жителей станицы так или иначе состояли в родстве, ближнем или дальнем. Скрыть свои пороки и слабости от станичников было практически невозможно. Община знала о каждом, каков он в мирной жизни и в бою, к какому делу этот казак привычен и способен, а где ему стоит еще поработать над собой.

Часто казачьи подразделения организовывались также по территориальному или родовому признаку.

«Сечевые» или «засечные» казаки получили такое название, по-сколькуихукрепленныепоселенияназывались«сечи» или«засеки». Засеки или располагались рядом с границей государства или были возведены на самом вероятном направлении вражеской атаки.

«Сечевые» казаки также жили общиной и делились на «партии» по возрастному признаку. Однако все они либо были холостяками либо подолгу жили в разлуке с семьей. Традиции и боевой опыт сечевые казаки передавали по тому же принципу, что и семейные, но с одним отличием: каждый закаленный в сражениях казак брал «под свое крыло» от одного до десяти молодых бойцов, которых называли «джуры» или «новики».

На засеке каждый казак был как на ладони, почти круглосуточно находясь на виду у своих соратников. Поэтому схитрить, обмануть боевых товарищей, выставить себя в более выгодном свете, чем на самом деле - было попросту невозможно. Воспитательный процесс в таких условиях обладал завидной эффективностью.

Что особенно хорошего заключали в себе модели казачьего

общества? Что не помешало бы и нам перенять у казаков?

Во-первых, следуя Родовым принципам, каждый казак невольно начинал воспринимать собственный организм, душевные качества и духовную составляющую не только как элементы своей личности, а как инструменты для продолжения Рода. Причем не просто продолжения, а достойного, чтобы сыновьями и дочерями можно было по праву гордиться, чтобы суметь передать им всю силу, мудрость, отвагу казачьего племени. А для этого и самому казаку надо было безукоризненно выполнять свой долг защитника Отечества, чтобы, не краснея, смотреть в глаза отцам, дедам и прадедам. Поэтому свое здоровье казаки берегли - ели полезную сытную пищу, гнушались вредными привычками, и даже в старину умели проводить профилактику разных заболеваний.

Во-вторых, подразделение всей общины на возрастные группы - «беседы», они же «партии» помогало поддерживать живую связь между поколениями, передавать традиции из уст в уста и на личном примере доказывать юным поколениям ценность многовековой мудрости. Процесс воспитания и обучения подростков и молодежи вершился на глазах у общины. По сути, этот педагогический процесс не прерывался и когда казак достигал зрелости - он все так же продолжал прислушиваться к старшим, теперь уже к седым старикам и перенимать их опыт. А одновременно учил молодых уму-разуму. Такой уклад сводил на нет проблему «отцов и детей», терзающую современное общество.

В-третьих, в общине все отлично знали друг друга, многие были родственниками. У казаков всего поселения была общая судьба, общее призвание - защита Отечества, одна на всех идеология. Поэтому криминализация общества была немыслимой, люди с преступными склонностями выявлялись мгновенно и либо сразу жестко наказывались и навсегда излечивались от своих заблуждений, либо изгонялись. Все казаки были вооружены и умели противостоять любой внешней агрессии. Поэтому порядок и покой на вверенной общине территории гарантировались. Казаки всегда могли постоять за себя и перед иноземными захватчиками и перед агрессией и произволом со стороны властей.

Все эти полезные традиции было бы неплохо хотя бы отчасти привить в современном российском обществе. Правда, следует учесть, что компактное проживание граждан по профессиональному признаку сейчас реально только в небольших поселениях (деревнях, селах, военных и научных городках).

Поэтому в крупных городах нужно создать единую цель воспитания подрастающего поколения - всеобщую подготовку народа к защите Отечества.

Первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путиля и Переяславля. Здесь сложился класс вольных людей с оружием в руках, уходивших в степь для разных промыслов. Этим людям, постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и добытчиками и было присвоено тюркское название казаки, потом распространившуюся на вольных людей и в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса.

Запорожские казаки какое-то время к России никакого отношения не имели, а даже когда и имели, занимали особое положение. Ту роль, которую Россия играла по отношению к Донским казакам, по отношению к запорожцам сначала играла Польша, а потом... А потом их так и не удалось сделать такими как все, приструнить и дисциплинировать.

Начало XVI века. Запорожье. Казаки занимаются рыболовством, охотой, соледобычей, разводят скот. На них постоянно нападают, они для защиты строят деревянные укрепления - «городки» или «сечи». Приблизительно в 1530-х произошло объединение разрозненных казачьих организаций, связанных с от-дельнымисечами,иобразоваласьЗапорожскаясечьпоназванию главного укрепления, являвшегося местом пребывания коша (центрального органа управления), которое перешло и на всю организацию. Первоначально она находилась на о. Томаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской области).

Запорожские казаки несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Польское правительство без особого успеха пыталось контролировать их численность, занося в специальные списки - реестры.

В 1568 был сформирован отряд из 300 казаков, которые были внесены в реестр, выведены из подчинения местных чиновников

и служили непосредственно королевскому эмиссару. В 1578 был сформирован новый реестр из 500 казаков, которым назначалась ежегодная государственная плата. Командовать этим формированием был назначен польский шляхтич Ян Орыжский.

Все реестровые казаки имели самоуправление и были освобождены от уплаты налогов. Центром реестрового казачества стал город Терехтемиров (на Днепре). Позже количество реестровых казаков было увеличено сначала до 600, а потом и до 1000 человек. Но реальное количество казаков намного превышало цифру, установленную реестром. Среди реестровых было много оседлых, семейных, хорошо обеспеченных казаков, которые обладали значительной собственностью, чаще всего - в районе Киева или Канева. Это были так называемые «городовые» казаки, которые представляли консервативную часть казачества. На Низе, за днепровскими порогами, жили «военные» казаки (в основном именно они принимали участие в походах).

В 1593 центр Запорожской сечи переместился на о. Базавлук (около с. Капуловки Никопольского района Днепропетровской области).

С 1652 центр Запорожской сечи находился в устье р. Чер-томлык (около с. Капуловки).

Верховным органом до 1654, т. е. до воссоединения Украины с Россией была сечевая рада, избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом. Войско делилось на курени во главе с куренными атаманами. Запорожская Сечь состояла из 38 куреней. Сначала в курень объединялись только казаки, которые жили в одной местности, но позднее в него стали принимать и казаков из других районов. Женщины и дети на Сечь не допускались.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции. После подавления восстания на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев. Царские войска под предлогом борьбы с изменниками 14 мая 1709 разрушили т. н. Старую Сечь. Казаки ушли сначала в устье р. Каменки (120 км к Ю.-З. от Никополя), а в 1711 в урочище Алешки (ныне г. Цю-рупинск Херсонской области) во владения Крымского ханства.

В 1734 запорожские казаки по разрешению русского правительства вернулись на родину и образовали т. н. Новую Сечь на о. Чертомлык, в устье р. Подпильной (в районе современно-

го с. Покровского Никопольского района). Территория Новой Сечи была разделена на 8 паланок (округов), которые управлялись назначенной кошем старшиной. Население слобод (сёл), входивших в паланки, делилось на 2 разряда: казаков и поспо-литых, каждые из которых составляли свою общину (громаду) и выбирали своих атаманов. Основной обязанностью казаков являлась военная служба за собственный счёт (войско составляло 20-30 тыс. человек и участвовало в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774); посполитые освобождались от военной службы, но выполняли определённые повинности для войска и платили денежные налоги. Главное преимущество казаков состояло в праве занимать (с разрешения коша) землю под зимовники и участвовать в Сечевой раде. Однако казаки и посполитые не являлись замкнутыми сословиями, и был возможен переход из одной категории в другую. В процессе социальной дифференциации разорившиеся казаки и посполитые пополняли ряды неимущих бедняков (голоты, серомы) или переходили в разряд «подсуседков», работавших у зажиточных людей с сохранением личной свободы [3].

После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775) царские войска окружили Запорожскую сечь, принудили казаков к сдаче и разрушили укрепления. Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли стали раздаваться русским и украинским помещикам, а население закрепощалось, частью превращалось в государственных поселян или бежало в Добруджу в турецкие владения, где основало Задунайскую Сечь (она существовала в 1774-1828 на территории Османской империи в устье Дуная, куда они переселились после ликвидации Новой Сечи. В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находилось в со-ставесторожевойистаничнойслужб, чтоохранялипограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока.

В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.

В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой.

В 1697-1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов

(1661-1711) исследовал Камчатку.

Казаки нередко выступали против центральной власти (примечательна их роль в русской Смуте, в восстаниях Разина и Пугачёва), однако с XIX века до Октябрьской революции они в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. Тем не менее, во время Великой Отечественной войны значительное количество казаков принимало участие в войне на стороне Красной армии, в которой по приказу Сталина были созданы казачьи формирования. Лишь некоторые казаки предали Родину и приняли сторону Германии. Нацисты объявили этих предателей потомками остготов. После 1990 года предпринимаются попытки возрождения казачества [7].

Казачество - братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

Казаки - народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать:

«Слава тебе, Господи, что мы казаки!»

В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

Казаки!

Мы потомки и наследники первопроходцев,

сотворивших Россию.

Превыше всего в Казачестве всегда была

Казачья воля и народоправство.

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни!

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори себя сам. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

2. Казаки все равны в правах. помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы божий!

Казаки равны как в правах, так и в ответственности за соде-

янное, независимо от общественного положения, образования и прочих заслуг. Решение, принятое на Сборе, - закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду.

Пусть, не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XIII веке придумали враги русского народа для оскорбления наших матерей и Веры.

Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть духом и телом.

4.Служи верно своему народу, а не вождям!

Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы.

Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе Л кумира и подобия его!»

5. Держи слово, слово казака дорого!

Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества.

Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся. Ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. Чти старших, уважай старость!

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков - не от силы; а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову, бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку - Матерью.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!

Если сомнения коснулись твоей души и ты не знаешь, как поступить, - поступай по обычаю своего народа и Вере предков.

Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

8. Погибай, а товарища выручай!

Так было всегда у казаков! Взаимная выручка - основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

9. Будь трудолюбив, не бездействуй!

Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. Береги семью свою, служи ей примером!

Семья - святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья - основа казачьего общества. Глава семьи - отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.

Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

Казаком надо родиться!

Казаком надо стать!

Казаком надо быть!

Работа по возрождению Казачьей Культуры должна идти, начиная с семьи, с детских дошкольных учреждений, со школьной скамьи [1].

Проблемы развития казачьей культуры являются актуальными в силу того, что общество и власть активно обратились к этому явлению. Естественно каждая из этих сил преследует в казачьем движении свои интересы: казаки чтобы обрести собственную идентичность, вернуть себе историческую память, власть - с целью обуздать, приручить стихию казачества, извлечь из этого процесса дивиденды в качестве символического или физического капитала. Для определенного числа соотечественников казачество является последним прибежищем традиционной культуры, где чтят предков, верят в Бога и готовы служить своему Малому Отечеству.

К этому процессу подключилась и система образования: центры дополнительного образования, казачьи лицеи, школы и клубы. Изучая это явление, можно заметить следующее: во-первых, многие из тех, кто работает с детьми в этом на-

правлении, зачастую не представляют сути Казачьей Культуры, если не сказать больше - они ее попросту не знают, многие не понимают цели данных образовательно-воспитательных усилий, полагая что следуя программе и участвуя в открытых мероприятиях таким образом происходит реанимация традиционной Казачьей Культуры, или уже и то хорошо, что детей «можно отвлечь от улицы».

Есть, конечно, энтузиасты, но чаще всего они оказываются ведомыми, ждут что им «будет спущен план, дан приказ» и вот тогда. Есть и такие, кто пропагандирует некую славянскую культуру, мол у нас здесь разные люди съехались, и то же такой подход проходит мимо цели: съехавшиеся люди не сформировали в себе чувства Малой Родины, и съехались они в уже обжитые крымчанами пространство. Можно четко определить и несколько этнических потоков, формировавших население Крыма, и культурную составляющую, которую можно определить как крестьянскую казачью общину и военную казачью общину. Следовательно, брать во внимание необходимо материал того населенного пункта, где вы живете, но уж не как иных стран, древних времен и уже не существующих народов.

Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе обусловлено следующими соображениями: во-первых, традиционная культура является основой формирования этнического самосознания, когда в человеке воспитывается чувство принадлежности к определенной этнической группе; во-вторых, традиционная культура южнорусского казачества, являясь военизированной по своей сути, нацелена на воспитание мужчины-воина, защитника Отечества, с твердой гражданской, патриотической позицией; в-третьих, традиции сельского крымчанина воспитывают труженика, рачительного хозяина, человека ориентированного на церковные ценности относительно семьи, общества, на созидательный труд. Эти особенности являются основополагающими при реализации задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения [6].

Традиционная культура южнорусского казачества ориентирована, прежде всего, на воспитание мужчины-воина, защитника, умелого воина. Здесь сплелись этнические и сословные черты низового казачества. Кажется, что подобное явление должно снять вопрос о том, что такое казачество: этнос или сословие, так как сословные рамки определились намного

позже того, как казаки появились на исторической арене. Тем более что данную сословную нишу военного сословия до казачества прочно занимало дворянство.

После XVIII в. казачество постепенно замыкается, обосабливается в сословных рамках, что оказало влияние на состояние традиционной культуры, которая становится еще и земледельческой. Впрочем, благодаря этим ограничениям в казачестве более интенсивно протекают этнические процессы: складывается этническое самосознание, оформляются этнокультурные особенности казачества как этноса.

Определяя культуру южнорусского казачества как традиционную культуру военизированных общин, следует учитывать ее своеобразие, известное в Средневековье как дружинная культура северного Причерноморья. Будучи воинами, казачество впитывало на протяжении столетий лучшие формы и методы ведения боя, которые оно перенимало у своих врагов, или вырабатывало как противодействие им. Это и удобная для боя одежда и оружие, и методы конного боя, и состязательные традиции восточных славян (борьба и кулачный бой), джигитовка и морские методы ведения войны, домашние игры и «шерми-ции» как элемент подготовки казачьих воинов и другие.

Если рассматривать традиционную культуру казачества как некое состязательное пространство, где в условиях состязательной практики формировался казак-воин, то следует рассмотреть элементы этого пространства. Таковыми являются Оружие, Конь, Борьба, элементы казачьего самоуправления (традиция Круга). Например, Конь выступает не только средством передвижения, предполагающим навык управления, вольтижировки, ухода за ним, но и содержащим в себе определенное мифологическое представление, отраженное в легендах, рассказах стариков, песнях, поговорках, которое в полной мере реализуется в ритуальной практике, где символ коня актуализируется как культурное явление сопровождают традиционные праздники казаков.

В крестьянской культуре сельский труд являлся основанием традиционной культуры. Здесь стихии постижения несколько иные, здесь другие стереотипы поведения, даже иное отношение к воинской службе (в крестьянской среде воинские регалии не пользовались таким почитанием как в казачьей среде), в таком пространстве формируется и иная личность.

Данные соображения предполагают и особенности ис-

пользования элементов традиционной культуры в современной образовательной практике. Для этого конструируется культурное пространство, включающее в себя указанные культурные особенности. Следует сразу заметить, что занятия предполагают подготовку участников к празднику, где актуализируется символические формы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Праздничный календарь должен является костяком всей работы, причем отбор дат определяется той социокультурной ситуацией, которая присутствует в том или ином населенном пункте. На этом строится работа педагога: подготовить детей, их родителей, окружающий социум к предстоящей дате народного календаря. Здесь важна роль тех, кто объединяет усилия казачьих педагогов - ввести разнообразные детские казачьи республики, кружки и секции в единую канву, в единый ритм, где дата становится значимой. Эти даты связаны со Святками, Масленицей, Пасхой, Троицей, для казаков Покров, День Матери и другие.

На занятиях учащиеся должны заниматься изучением боевых традиций казачества, причем обучение должно строиться на живой передаче знаний, использовании основного принципа культурной трансмиссии «делай как я».

Учащиеся должны осваивать стихию пространства: они должны работать с пикой, шашкой, учиться стрелять, бороться на ламка, на одну ручку, на вольную (что казаки называли бороться по-медвежьи), биться на кулаках. Причем обучение кулачному бою проводилось в традиционных формах: игровая практика предваряла изучение связок кулачков (играют в пятнашки, латки, конный, петушиный, собачий бой, уходят вьюном от нагайки); сила развивается в поднятии гири (кто больше), перебрасывании камешков друг другу, силовых упражнениях (например, жонглирование гирей).

В кругу под напором ударов товарищей учились работать против нескольких противников, причем мера удара определяется принципом (не причини вреда не получишь сам, то есть если наносишь удары в полную силу то жди такого же ответа), все это проходило в игровой, веселой манере, под плясовые наигрыши гармони или балалайки. Упавшего или поверженного противника поднимают, обнимают, демонстрируя отсутствие вражды и злобы. Кулачный казачий бой изучался нескольких видов: во-первых, это ритуальный бой стенка на стенку, когда бойцы выстраиваются линиями, учат-

ся взаимодействовать строем, перед боем кричат заклички (Дай бойца!), задача прорвать строй противника, используя удары кулаками, или вытеснить противника за боевую черту, в правилах предусматриваются традиционные установки (лежачего не бить, в спину не бить, рукавички долой), в подобном бою, который обычно проводится на Масленицу или Святки ограничены удары в голову (можно бить в грудь, бока, по рукам). Во-вторых, это бой сам на сам, когда бойцы определенное время бьются кулаками, используя круговые движения, размашистые удары (в спортивном варианте допускается использование боксерского защитного снаряжения). В-третьих, это бой рукопашный с использованием традиционных ударов ногами, бросков, подсечек [4].

Занятия должны сопровождаться изучением истории южнорусского казачества (в качестве беседы перед или после окончания занятия), строевой подготовкой с разучиванием казачьих песен, изучением ритуала посвящения в казаки, с приглашением казачьей старшины, совета старейшин, родителей.

Ритуальная практика призвана актуализировать символические формы агонального пространства казачьей культуры. Ритуалы имеют под собой историческую основу. Например, у обряда посвящения в казаки имеется прототип - обряд «поса-жения на коня». «Посвящение в казаки» проходило лет с шести. На площади собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Обряд этот проходил в торжественной обстановке на площади. Здесь собиралось все казачье поселение во главе с атаманом. Мальчики сидели на лошадях, одетые в казачью форму. Каждому из них надевали ленту из красной материи с надписью: «казачок рода.» Но перед тем как надеть ленту, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казаки, приветствовал старых казаков-воинов.

Инициации различаются у старших и у младших. Младшие казачата сажаются на лошадь старым казаком, лошадь обводят по кругу, казачонка нарядно одетого с лентой через плечо снимают с коня и отдают родителям (отцу) со словами «вот вам казак». Перед этим казачата демонстрируют свое умение в состязаниях, знании истории и культуры казачества. Старшие ребята посвящаются после прохождения обязательных испы-

таний. Пред атаманом, старшиной и советом старейшин они демонстрируют свое умение в обращении с оружием, бороться традиционными видами борьбы, биться на кулаках. После чего посвящаемый подходит к иконе становится на колено и читает молитву «Отче наш», атаман стегает его нагайкой, говоря: «служи верно, Вере и Отечеству».

Ритуальные формы проведения охватывают традиционные праздники, которые должны являться ориентирами всей работы. К праздникам были приурочены различные состязания, казачьи домашние игры, посвященные памяти, к примеру, «Гетмана Хмельницкого», «Дмитрия Вишневецкого», «Богдана Ружинского», «Ивана Сирко». Эти соревнования могли бы явиться прообразом казачьих спортивных игр в поясной борьбе, кулачках, бое на пиках, рубке и фехтовании на шашках войскового масштаба.

Проведение самого календарного праздника обусловлено особенностями казачьей культуры (наличием военного компонента), а также логикой самого праздника. Обычными вехами в календаре являются День Семена Летопроводца (посвящение в казачата), Покрова Пресвятой Богородицы (войсковой праздник), Святки (от Рождества до Крещения, отмечаются один раз обычно на Крещение), праздник Масленицы, Пасха, Красная горка, Троица.

Праздник обладает особенностями, которые необходимо учитывать при его проведении. Так, необходимо избегать вышколенной концертной программы, чтобы действие было неутомительное и главное, чтобы задействовано было как можно больше участников (то есть зрителей). Например, Масленица является комплексом обрядовых мероприятий, которые раньше длились неделю. Сегодня можно обойтись двумя праздниками. Встречей Масленицы и ее проводами. Проводы Масленицы проводятся накануне Прощеного воскресенья. Они включают в себя сословно-этнический компонент традиционной культуры, яркое представление разыгрываемое отдельным коллективом, военные упражнения гулебных команд, которые являются со своими атаманами, знаменами, исполнением песен и традиционных танцев. Структура праздника определена локусом обряда, который сосредотачивает символические формы казачьей культуры, выступающие в разных кодах. Место атамана (чтение им приказа о гулебных командах), чучело Масленицы (вносимое на площадь под песни и

шутки и устанавливаемое на место будущего сожжения), столы с блинами и чаем (праздничное угощение с раскрытием символики, которую делает настоятель местного храма, упоминая и о языческих традициях славян и о православной интерпретации праздника), «ряженая компания» скоморохов, которые бесчинствуют, ведут праздник, разыгрывают сценки, вяжут колодки, тем самым вовлекая в праздник большее количество людей (на языке синергетики локусы символических форм структурируются в ритуальную систему и связываются посредством ряженых); демонстрация умений работать с оружием, ходить строем, рубить лозу, бороться и биться на кулаках. Стеночный бой завершает выступления ватаг казаков, под звучание живых народных песен проходят состязания в стрельбе, борьбе, рубке лозы, метании пики, поднятии гири. Кульминацией праздника является сожжение Масленицы. Раньше казаки устраивали состязания на лошадях, прыгали на скаку через огонь.

Целью подобных методов работы является воспитание этнического самосознания, разносторонне развитой личности, обладающей способностью постоять за себя, семью, Отечество. Реанимирование традиционных форм воспитания, на наш взгляд, будет способствовать консолидации сельского (и не только) населения Крыма, развитию патриотизма, военной выучки подрастающего поколения на основе традиционных форм вооружения, в дальнейшем на службе в армии, казаку не составит труда освоить приемы штыкового боя, если он обучен владеть пикой или дротиком, приемам рукопашного боя, если он имеет навык кулачного схода и борьбы, шашечной рубки. Также следует учитывать, что подобное обучение накладывается на казака не голой техникой приемов и навыков, а культурной составляющей, имеющей отражение в фольклоре, праздничной культуре, традиционном православном мировоззрении. Из прошлого мы обязаны брать все самое лучшее, в этом наше отличие от людей, не помнящих родства.

Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Отечества. Нелегкая и славная история казаков вызвала к жизни многочисленные примеры их беззаветного служения России, позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить неоценимый опыт воспитания и обучения защитников Отечества, нашедший свое отражение в

военно-патриотических традициях казачества. Применение богатейшего опыта российского казачества в деле военно-патриотического воспитания поможет повысить ее эффективность и будет способствовать решению задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры, что может содействовать конструктивным фундаментом для консолидации поликультурного, полиэтничного, поликонфессионального российского общества.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты, а также содержат много элементов, которые направлены на воспитание в подрастающем поколении защитника Отечества.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

Список литературы:

1. Абакумов Ю.Н. Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XIX. - начала XX веков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 186 с.

2. Аверин И.А. Казачество: история и современная этнополитическая ситуация // Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: Моск. Центр Карнеги. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. С. 165.

3. Агафонов А.И. Казачество Российской империи: некоторые теоретические и методологические проблемы изучения // Проблемы истории казачества: под ред. А.И. Козлова. Ростов н/Д., 1995. С. 15-19.

4. Гомзякова H.H. Возрождение казачества как фактор совершенствования системы подготовки молодежи к военной службе / H.H. Гомзякова, В.М. Коровин // Вестник Воронежского Военного института радиоэлектроники. 2004. Вып. 1. № 2. С. 18-21.

5. Зварницкий Д.И. История запорожских казаков // Собр. соч. в 3 т. Киев : Наук, думка, 1990. Т. 1. 578 е.; Т. 2. 582 с.

6. Обычаи и традиции [Электронный ресурс] // Южнорусское реестровое казачество (войско низовое). Режим доступа: http://www.kazacestvo.ru/obychai-i-tradiczii-kazachestva.html

7. Очерки традиционной культуры казачеств России / под ред. Н.И. Бондаря. Краснодар, 2002. 589 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.