Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВОЛИ У СПОРТСМЕНОВ НА ПРИМЕРЕ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА'

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВОЛИ У СПОРТСМЕНОВ НА ПРИМЕРЕ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ / МЕТОДЫ / КАЧЕСТВА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / СИЛОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич, Фадеев Александр Сергеевич, Давиденко Иван Анатольевич, Петров Владимир Михайлович, Глухов Андрей Васильевич

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению места воспитания воли в тренировочном процессе спортсменов- тяжелоатлетов. Авторы рассмотрели основные методы воспитания волевых качеств у атлетов, а также волевые качества, необходимые спортсмену в частности в силовых видах спорта. Установлено, что воспитание воли должно присутствовать у каждого спортсмена без исключения и является неотъемлемой составной частью спортивной тренировки. Правильная организация тренировочного процесса, планирование физических нагрузок, участите в соревнованиях в частности в силовых видах спорта служат замечательным средством воспитания волевых качеств спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич, Фадеев Александр Сергеевич, Давиденко Иван Анатольевич, Петров Владимир Михайлович, Глухов Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING THE WILL OF ATHLETES IN WEIGHTLIFTING

The article presents the results of the authors' research to identify the place of will-building in the training process of weightlifters. The authors examined the main methods of educating strong-willed qualities in athletes, as well as the strong-willed qualities necessary for an athlete, in particular in power sports. It was established that the education of the will must be presented in every athlete without exception and is an integral part of sports training. Proper organization of the training process, planning of physical activity, participation in competitions, in particular in power sports, serve as a wonderful means of educating the strong-willed qualities of an athlete.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВОЛИ У СПОРТСМЕНОВ НА ПРИМЕРЕ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА»

Данные говорят о тенденции в потребности планировать деятельность, продумывать способы достижения, а также развернуто подходит к построению программы.

Анализируя средние значения групп по шкалам опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой, индекс хронического утомления (ИХРУ) по градации относится к выраженной степени. В 1-й группе более выражено утомление согласно симптомам физиологического дискомфорта, во 2-й группе преобладает снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт.

Анализ по методике «Прогноз-2» показал высокую надежность результатов по шкале лжи. В общем массиве высокий уровень стрессоустойчивости выявлен у 36% медицинских работников, средний - у 64%, а 1-й группе 11 и 88% соответственно, в 2-й - 28 и 72% соответственно. Медицинских работников с низким уровнем нервно-психической устойчивости не выявлено. Также показатели нервно-психической устойчивости 1-й группы значимо достовернее более высокого уровня, чем 2-й группы. Более высокий уровень нервно-психической устойчивости можно отметить у медицинских работников, обладающих более продолжительным стажем работы и старшего возраста в соотношении категории врачей и среднего медицинского персонала.

ВЫВОДЫ

Психическая травматизация сотрудников, детальность которых связана с риском для жизни в период ограничительных мероприятий, связанных с распространением SARS-CoV-2, является высоким риском, влияющим на качество жизни и психологическую устойчивость. В качестве поиска мишеней для психотерапевтического контакта нами было приведено исследование, позволяющее определить значимые факторы при разработке писхопрофилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Последствия двухлетнего периода пандемии COVID-19: психологический аспект / А.В. Гришина, М.В. Косцова, А.В. Маричева, С.В. Смирнова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 1 (61). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4391/ (дата обращения: 21.09.2022).

2. Стрессоустойчивость и смысложизненные ориентации медицинских работников в условиях распространения SARS-COV-2 / Е.В. Папко, О.С. Васильева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2022. - № 39. - С. 46-53.

REFERENCES

1. Grishina, A.V., Kostsova, M.V., Maricheva, A.V. and Smirnova, S.V. (2022), "Consequences of the two-year period of the COVID-19 pandemic: psychological aspect", Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University, No. 1 (61), available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4391/ (date accessed: 21.09.2022).

2. Papko, E.V. and Vasilyeva, O.S. (2022), "Stress resistance and life-sense orientations of medical workers in the context of the spread of SARS-COV-2", Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Psychology, No. 39, pp. 46-53.

Контактная информация: papko@sfedu.r

Статья поступила в редакцию 15.11.2022

УДК 159.947.35

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВОЛИ У СПОРТСМЕНОВ НА ПРИМЕРЕ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

Евгений Анатольевич Пронин, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург; Александр Сер-

ббб

геевич Фадеев, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Иван Анатольевич Давиденко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Михайлович Петров, доцент, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург; Андрей Васильевич Глу-хов, методист, Максим Борисович Владимиров, методист, Калининградское региональное отделение общественно-государственного объединения "всероссийское физ-культурно-спортивное общество «Динамо», Калининград

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению места воспитания воли в тренировочном процессе спортсменов- тяжелоатлетов. Авторы рассмотрели основные методы воспитания волевых качеств у атлетов, а также волевые качества, необходимые спортсмену в частности в силовых видах спорта. Установлено, что воспитание воли должно присутствовать у каждого спортсмена без исключения и является неотъемлемой составной частью спортивной тренировки. Правильная организация тренировочного процесса, планирование физических нагрузок, участите в соревнованиях в частности в силовых видах спорта служат замечательным средством воспитания волевых качеств спортсмена.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, воспитание воли, методы, качества, спортивная тренировка, силовые виды спорта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p666-670

FOSTERING THE WILL OF ATHLETES IN WEIGHTLIFTING

Evgeny Anatolyevich Pronin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; Alexander Sergeevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhailovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg; Ivan Anatolyevich Davidenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladimir Mikhailovich Petrov, the docent, St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg; Andrey Vasilyevich Glukhov, the methodologist, Maxim Borisovich Vladimirov, the methodologist, Kaliningrad Regional branch of the public-state association "All-Russian Physical Culture and Sports Society "Dynamo", Kaliningrad

Abstract

The article presents the results of the authors' research to identify the place of will-building in the training process of weightlifters. The authors examined the main methods of educating strong-willed qualities in athletes, as well as the strong-willed qualities necessary for an athlete, in particular in power sports. It was established that the education of the will must be presented in every athlete without exception and is an integral part of sports training. Proper organization of the training process, planning of physical activity, participation in competitions, in particular in power sports, serve as a wonderful means of educating the strong-willed qualities of an athlete.

Keywords: weightlifting, education of the will, methods, qualities, sports training, strength sports.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание воли занимает важное место в формировании каждого человека. Оно является неотъемлемой составной частью спортивной тренировки.

Отечественные и зарубежные исследователи преподносят характеристику воли как способность контролировать свои действия, и активно направлять их к достижению и совершенствованию поставленной спортивной цели, преодолевая стоящие на пути к ней препятствия.

Волевые качества спортсмена напрямую зависят от моральных качеств, таких как: любовь к Отечеству, чувство долга и ответственность перед тренером и командой, готовность выполнить поставленную задачу и достичь поставленною цели.

Рассмотрим волевые качества спортсмена, к ним относятся: упрямство, упорство добиваться поставленной цели, воля к победе, проявление максимальных усилий, стойкость и выдержка при преодолении трудностей, уверенность в своих силах, решимость, смелость, дисциплинированность.

Правильная организация тренировочного процесса, планирование физических нагрузок, участите в соревнованиях, в частности в силовых видах спорта служат замечательным средством воспитания волевых качеств спортсмена [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе анализа литературы, опроса респондентов, в роли которых выступали ведущие спортсмены-члены сборной команды Российской Федерации, мы нашли решения вопроса по нашему исследованию не в полном объёме. Из этого следует, что воспитание воли должно присутствовать у каждого спортсмена без исключения и является неотъемлемой составной частью спортивной тренировки.

Рассмотрены основные методы воспитания волевых качеств спортсмена, а также волевые качества, необходимые спортсмену, занимающимся силовыми видами спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На что необходимо обращать внимание при воспитании воли в физических тренировках? В жизни каждый человек стремиться к какой-то определенной цели. Достижение ее связано с преодолением самых различных трудностей. Спортсмен также ставит перед собой цель: ближайшую-освоение техники выполнения упражнения и выполнение III и II разряда и отдаленную - добиться выполнения спортивного звания мастера спорта России.

Тренер и спортсмен намечают конкретные сроки достижения поставленных целей. Например, на освоение техники в классических упражнениях отводится 7-9 месяцев. После этого атлет выполняет нормы Ш разрядов. Выполнение норматива мастера спорта России планируется через 2-4 года.

На первых ступенях спортивной деятельности спортсмен сталкивается с одной из важнейших трудностей - освоением сложной техники движения. Чем упорнее спортсмен, чем настойчивее работает, тем быстрее осваивает он технику, достигая ближайшей цели. В дальнейшей тренировке все больше приходится иметь дела с максимальными усилиями, связанными с подъемом большого веса. Постепенно увеличивается вес, больше затрачивается нервной энергии, число таких напряжений в тренировке возрастает [2].

Методы воспитания волевых качеств спортсменов различны. Один из них - подъем предельного веса. Он связан с проявлением максимального усилия, с большой мобилизацией физических и психических качеств. Атлет должен обладать смелостью, решительностью. Эти качества воспитываются и в процессе занятий специальными упражнениями, характер которых заставляет спортсмена проявлять максимальные усилия. Например, прыжки через препятствия (забор, барьер, гимнастические снаряды - козел, конь), запрыгивание на них, прыжки с вышки в воду и т. д.

Рекомендуется подъем максимального веса в нескольких подходах и в конце тренировки, когда атлет утомлен.

Высокие спортивные достижения в наше время немыслимы без применения регулярных, максимальных по объему и интенсивности нагрузок, которые систематически способны выполнять только трудолюбивые, настойчивые атлеты [3].

Трудолюбие - залог успеха в спорте.

Самое действенное средство закалки спортсмена - это участие в соревнованиях. В них наиболее ярко проявляются положительные и отрицательные стороны технической, физической и психологической подготовки атлета. Среди равных по силе и технике

спортсменов победу всегда одерживает самый волевой атлет. Воля закаляется и в борьбе с неудачами в ходе соревнований - частичная неудача должна еще больше мобилизовать его. Не падать духом, не раскисать, быть собранным в самых трудных условиях, бороться до конца, до победы - вот настоящие бойцовские качества атлета. Иногда ради поставленной цели спортсмену приходится продолжать тренировку или участвовать в соревнованиях, несмотря на травму и болевые ощущения.

Воспитываются в тренировке волевые качества и с помощью соревновательного метода; кто больше поднимет в том или ином упражнении. Нередко атлет не в силах заставить себя поднять максимальный вес, хотя по своей подготовке мог бы справиться и с несколько большим. Иногда тренер, твердо зная, что спортсмен готов поднять определенный вес, высказывает неуверенность в успешном выполнении упражнения. Это заставляет волевого атлета мобилизоваться, и он хорошо справляется с упражнением. Случается, и товарищи по тренировке, желая, чтобы атлет лучше мобилизовался и поднял большой вес, затевают шуточный спор. Такие шуточные споры, высказывания товарищей и тренера помогают иногда спортсмену мобилизоваться, преодолеть психологический барьер. Однако такой метод следует применять редко и только в том случае, если у тренера и товарищей атлета есть полная уверенность в успешном завершении упражнения.

Чаще тренер убеждает атлета в возможности подъема максимального веса, в возможности добиться победы над сильными противниками. Но для одних атлетов этот метод полезен, другим, наоборот, оказывает плохую услугу - в частности, спортсменам, которые переоценивают свои возможности и недооценивают противников. Объективно определить свои силы и силы соперника спортсмену очень трудно. Более правильно это может сделать тренер.

Прямая противоположность этому качеству - недооценка своих возможностей -чаще встречается у неопытных и нерешительных спортсменов. Однако порой даже опытные мастера переоценивают возможности противников. Если атлет не верит в свои силы, он никогда не сможет добиться высоких результатов. Больше того, в момент подготовки к подъему штанги достаточно мимолетной мысли о неудачном исходе упражнения, чтобы вес не был поднят.

Неблагоприятно действует во время соревнований и анализ своего самочувствия: атлет начинает думать о том, что плохо спал, ощущает головную боль, вялость, апатию и т. д. Спортсмен совершенно не должен думать об этом, все внимание сосредоточивая только на предстоящем упражнении.

После неудачной попытки поднять вес волевой атлет приказывает себе: «Возьму его во что бы то ни стало». И почти всегда добивается своей цели.

Один из самых серьезных помощников в воспитании спортсмена - коллектив. Здоровый, дружный коллектив оказывает решающее влияние на воспитание и формирование человека - в трудные минуты он всегда окажет товарищескую помощь, сочувствие. Советы авторитетных членов команды на соревнованиях очень важны.

Воспитание морально-волевых качеств спортсмена во многом зависит от авторитета тренера, его знаний, требовательности. В своей работе он использует различные педагогические приемы: убеждение, разъяснение, поощрение, порицание. Очень важно, чтобы тренер приучал своих учеников к самостоятельности. Ведь на соревнованиях нередки ситуации, которые требуют быстрого решения.

Ответственна роль тренера перед соревнованиями и в ходе них. Атлет волнуется. Тренер должен быть спокойным, внимательным, акцентировать внимание спортсмена только на положительных качествах, совершенно отвергая сомнения.

Воля к победе - важнейшее качество, без которого немыслима победа на серьезных соревнованиях с сильными противниками. Она опирается на уверенность в своих силах, упорство, выдержку, смелость, решительность. Проявление воли особенно характерно,

когда спортсмен, несмотря на частичные неудачи и срывы, все-таки добивается успеха.

Волевые качества спортсмена проявляются в его дисциплинированности и самодисциплине, в соблюдении правил на тренировках и соревнованиях, в точном и беспрекословном выполнении указаний тренеров. Занятия спортом, стремление достичь высоких результатов несовместимы с нарушением режима. Режим для спортсмена очень важен.

Занятия спортом, и, в частности, тяжелой атлетикой, служат замечательным средством воспитания морально-волевых и физических качеств человека [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявлено, что воспитание воли должно присутствовать у каждого спортсмена без исключения и является неотъемлемой составной частью спортивной тренировки. Правильная организация тренировочного процесса, планирование физических нагрузок, участите в соревнованиях в частности в силовых видах спорта служат замечательным средством воспитания волевых качеств спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ техники классических упражнений в тяжёлой атлетике в зависимости от способа хвата штанги / Е.А. Пронин, М.П. Анисимов, И.А. Давиденко, А.С. Фадеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 312-315.

2. Основы техники заброса гирь на грудь для толчка по длинному циклу с различным хватом дужки гири / Е.А. Пронин, А.С. Фадеев, И.И. Воркожоков, В.М. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 54-58.

3. Пронин Е.А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 344-346.

4. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 331-335.

REFERENCES

1. Pronin, E.A., Anisimov, M.P., Davidenko, I.A. and Fadeev, A.S. (2022), "Analysis of the technique of classical exercises in weightlifting depending on the method of barbell grip", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208). pp. 312-315.

2. Pronin, E.A., Fadeev, A.S., Vorkozhokov, I.I. and Petrov, V.M. (2022), "Fundamentals of the technique of throwing weights on the chest for pushing on a long cycle with a different grip of the arm of the kettlebell", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 17, No. 2, pp. 54-58.

3. Pronin, E.A. (2022), "Pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 344-346.

4. Pronin, E.A. (2022), "The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 331-335.

Контактная информация: rabotnik2809@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

УДК 159.9.072:796/799

КОПИНГ-РЕСУРСЫ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Зарема Рустемовна Совмиз, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.