Научная статья на тему 'КОПИНГ-РЕСУРСЫ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА'

КОПИНГ-РЕСУРСЫ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ-ПОДРОСТКИ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Совмиз Зарема Рустемовна

В статье рассматривается анализ копинг-ресурсов спортсменов подросткового возраста, занимающихся индивидуальными видами спорта. Выявлено, что в индивидуальном спорте наибольший вклад в развитие конструктивных копинг-стратегий и снижение деструктивных вносят компоненты жизнестойкости, саморегуляции и толерантности к неопределенности. Специфика полученных данных в хаотичности взаимосвязей между ресурсами и копинг-стратегиями. Одни и те же психологические параметры могут выступать как ресурсы и как антиресурсы, что связано со спецификой спорта и особенностями подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Совмиз Зарема Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING RESOURCES OF ADOLESCENT ATHLETES INVOLVED IN INDIVIDUAL SPORTS

The article deals with the analysis of coping resources of adolescent athletes involved in individual sports. It was revealed that in individual sports the components of resilience, self-regulation and tolerance to uncertainty make the greatest contribution to the development of constructive coping strategies and the reduction of destructive ones. The specificity of the obtained data is in the chaotic nature of the relationships between resources and coping strategies. The same psychological parameters can act as resources and as anti-resources, which is associated with the specifics of sports and the characteristics of adolescence.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-РЕСУРСЫ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА»

когда спортсмен, несмотря на частичные неудачи и срывы, все-таки добивается успеха.

Волевые качества спортсмена проявляются в его дисциплинированности и самодисциплине, в соблюдении правил на тренировках и соревнованиях, в точном и беспрекословном выполнении указаний тренеров. Занятия спортом, стремление достичь высоких результатов несовместимы с нарушением режима. Режим для спортсмена очень важен.

Занятия спортом, и, в частности, тяжелой атлетикой, служат замечательным средством воспитания морально-волевых и физических качеств человека [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявлено, что воспитание воли должно присутствовать у каждого спортсмена без исключения и является неотъемлемой составной частью спортивной тренировки. Правильная организация тренировочного процесса, планирование физических нагрузок, участите в соревнованиях в частности в силовых видах спорта служат замечательным средством воспитания волевых качеств спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ техники классических упражнений в тяжёлой атлетике в зависимости от способа хвата штанги / Е.А. Пронин, М.П. Анисимов, И.А. Давиденко, А.С. Фадеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 312-315.

2. Основы техники заброса гирь на грудь для толчка по длинному циклу с различным хватом дужки гири / Е.А. Пронин, А.С. Фадеев, И.И. Воркожоков, В.М. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 54-58.

3. Пронин Е.А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 344-346.

4. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 331-335.

REFERENCES

1. Pronin, E.A., Anisimov, M.P., Davidenko, I.A. and Fadeev, A.S. (2022), "Analysis of the technique of classical exercises in weightlifting depending on the method of barbell grip", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208). pp. 312-315.

2. Pronin, E.A., Fadeev, A.S., Vorkozhokov, I.I. and Petrov, V.M. (2022), "Fundamentals of the technique of throwing weights on the chest for pushing on a long cycle with a different grip of the arm of the kettlebell", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 17, No. 2, pp. 54-58.

3. Pronin, E.A. (2022), "Pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 344-346.

4. Pronin, E.A. (2022), "The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 331-335.

Контактная информация: rabotnik2809@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

УДК 159.9.072:796/799

КОПИНГ-РЕСУРСЫ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Зарема Рустемовна Совмиз, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

670

Аннотация.

В статье рассматривается анализ копинг-ресурсов спортсменов подросткового возраста, занимающихся индивидуальными видами спорта. Выявлено, что в индивидуальном спорте наибольший вклад в развитие конструктивных копинг-стратегий и снижение деструктивных вносят компоненты жизнестойкости, саморегуляции и толерантности к неопределенности. Специфика полученных данных в хаотичности взаимосвязей между ресурсами и копинг-стратегиями. Одни и те же психологические параметры могут выступать как ресурсы и как антиресурсы, что связано со спецификой спорта и особенностями подросткового возраста.

Ключевые слова: стресс, индивидуальный спорт, спортсмены-подростки, копинг-ресурсы, психологические ресурсы, копинг-стратегии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p670-674

COPING RESOURCES OF ADOLESCENT ATHLETES INVOLVED IN INDIVIDUAL

SPORTS

Zarema Rustemovna Sovmiz, the candidate of psychological sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The article deals with the analysis of coping resources of adolescent athletes involved in individual sports. It was revealed that in individual sports the components of resilience, self-regulation and tolerance to uncertainty make the greatest contribution to the development of constructive coping strategies and the reduction of destructive ones. The specificity of the obtained data is in the chaotic nature of the relationships between resources and coping strategies. The same psychological parameters can act as resources and as anti-resources, which is associated with the specifics of sports and the characteristics of adolescence.

Keywords: stress, individual sports, adolescent athletes, coping resources, psychological resources, coping strategies.

ВВЕДЕНИЕ

Неумолимо растущая конкуренция в сфере спорта высших достижений долгое время делает актуальной проблему поиска ресурсов для успешного преодоления стресса. Непосильные нагрузки (физического и психологического характера) выражаются в появлении множества видов стрессовых ситуаций: организационный стресс, риск травматиза-ции, необходимость следовать строгому спортивному режиму, частое и длительное пребывание вдали от семьи, необходимость давать интервью СМИ. Как известно, длительное нахождения в стрессе дезориентирует личность, при худшем раскладе, приводя к финишу в спортивной карьере как неконструктивному способу выхода из ситуации. Указанная проблема особенно актуальна в подростковом возрасте, характеризующемся глобальными изменениями в области психических и физиологических сфер. Его опасность заключается в том, что поводом для стресса может стать даже объективно незначительная проблема [1, 2, 3, 4]. Необходимость недопущения негативных последствий стресса и роста конкурентной силы атлетов в индивидуальных видах спорта послужила стартом в формулировании цели данного исследования: анализ психологических ресурсов спортсменов-подростков, обеспечивающих грамотное и эффективное преодоление ими стрессовых факторов.

Методы: методики диагностики стратегий преодоления стрессовых ситуаций «SACS» (С. Хобфолл), стиля саморегуляции поведения (ССПМ) (В.И. Моросанова), то-лерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова), жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).

Выборка исследования: 62 спортсмена со специализацией спортивная акробатика, художественная гимнастика, кикбоксинг, греко-римская борьба, теннис, гребля на байдарках и каноэ, пауэрлифтинг, дзюдо. Квалификация - МС, КМС, 1 спортивный разряд. Возрастной диапазон - от 14 до 18 лет.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

С целью реализации исследования нами был проведен корреляционный анализ между потенциальными копинг-ресурсами, которыми могут выступать различные психологические особенности личности, и показателями копинг-стратегий (таблица).

Таблица - Коэффициенты корреляции между показателями копинг-стратегий и личностных особенностей спортсменов (п=62)_

Психологические харак- Адаптивные копинг-стратегии Дезадаптивные копинг-стратегии

теристики Ассер- Вступле- Поиск Осто- Импуль- Избега- Манипу- Асоци-

тивные ние в соц. соц. под- рожные сивные ние лятив. альные

действия контакт держки действия действия действия действия

Вовлеченность 0,27* 0,32*

Контроль 0,36** -0,41** -0,34*

Принятие риска 0,29* -0,35** 0,27*

Жизнестойкость 0,34** -0,35** -0,29*

Интолерантнсть к 0,32* 0,36** 0,34** -0,36**

неопред.-ти

Моделирование -0,38**

Оценивание результатов -0,39**

Гибкость 0,38** -0,35** 0,27*

Самостоятельность 0,29*

Саморегуляция 0,27* -0,42** 0,37**

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01.

Наибольшей ресурсностью обладают компоненты жизнестойкости, снижая неадаптивные копинги и повышая адаптивные. Компоненты саморегуляции взаимодействуют преимущественно снижая вероятность применения неэффективных копингов, а компоненты интолерантность к неопределенности - повышая вероятность применения эффективных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При высоком уровне развития компонентов жизнестойкости в стрессовой ситуации спортсмены-подростки будут стремиться к проявлению ассертивных действий - активный поиск решения проблемы. При этом риск применения асоциальных действий будет снижаться. Спортсмены, умеющие действовать в отсутствии надежных гарантий на успех, реже используют стратегию избегания.

Спорт один из видов деятельности, способный формировать стиль и особенности взаимодействия в социуме, в трудной ситуациях. Многие авторы отмечают, что спорт -это способ формирования личности и конструктивных копинг-стратегий [1-4].

При высоких показателях интолерантности к неопределенности, в ситуации стресса будет наблюдаться склонность к применению просоциальных копинг-стратегий, т. е. неопределенность в отношениях с людьми ведет к осторожности из-за страха совершить опрометчивые действия. Но при недостатке информации в межличностных отношениях, спортсмены в стрессовой ситуации будут стремиться к социальной поддержке, тем самым достраивая недостающую информацию. Если неизвестность вызывает у спортсмена тревогу и напряжение, то в ситуации стресса он реже будет использовать избегание, что возможно связано с личностной незрелостью спортсменов подросткового возраста. Данный этап онтогенеза отличает его представителей отсутствием терпения, максимализмом, желанием достичь своих целей как можно быстрее. Повышающаяся в стрессе тревога

способствует появлению желания немедленно устранить источник данного состояния. Роль спорта в данном случае проявляется в следующем: ранняя профессионализация формирует умение ставить перед собой долгосрочные цели, обогащает опытом успехов и неудач, учит грамотно планировать деятельность.

Высокие показатели гибкости и саморегуляции спортсменов положительно взаимосвязаны с вероятностью применения асоциальных действий и поиска социальной поддержки, самостоятельность способствует применению импульсивных действий в стрессе. Вероятность выбора избегания снижается при высоком уровне моделирования, оценивания результатов, гибкости и саморегуляции, а вероятность применения конструктивного просоциального копинга наоборот растет. Гибкость придает чрезмерную самоуверенность, что приводит к убеждению о безнаказанности за асоциальные действия. Обладая высоким уровнем развития пластичности регуляторных процессов, спортсмен способен активно противостоять стрессовым причинам.

Противоречиво то, что при высоком уровне самостоятельности повышается вероятность применения импульсивных действий, как собой эмоциональной разрядки, в процессе которой отсутствует анализ ситуации, осознание и понимание своих эмоций и целей, отсутствует мысленная проработка последствий аффективного поведения. Самостоятельность же проявляется в умении планировать деятельность, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать результаты деятельности. Зачастую в спорте наблюдается сублимация негативных эмоций в соревновательную деятельность, сопровождаясь при этом импульсивными действиями, но при этом спортсмен четко осознает цели и решает трудности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, спорт характеризуется стрессогенностью, учит идти на риск, ставить перед собой цели, планировать свои действия, самостоятельно принимать важные решения, дисциплинирует, закрепляет желание прояснять неизвестные ситуации. В спорте подросток сталкивается как с победами, так и с поражениями, получая богатый опыт в применении как конструктивных, так и неконструктивных способов преодоления трудностей. В индивидуальном спорте ответственность спортсмена лежит лишь на нем, а широкий потенциал копинг-ресурсов имеет оборотную сторону. Жизнестойкие, чрезмерно рискованные и самостоятельные спортсмены-подростки в стрессовой ситуации могут проявлять импульсивность и асоциальность, так как за последствия несут ответственность лишь сами. Конструктивными копинг-ресурсами выступают компоненты жизнестойкости, саморегуляции и толерантности к неопределенности. Но данная ресурсность весьма хаотична - одни и те же параметры могут быть как ресурсными, так и антиресурсными, что, скорее всего, связано с возрастными особенностями спортсменов, находящихся в процессе психологического становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. -№ 4. - С. 74-76.

2. Козлова Н.Ю. Соревновательный стресс в спорте: источники и специфика проявлений / Н.Ю. Козлова, Т.Е. Локутова, А.А. Мяттонен // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию факультета. - Махачкала, 2019. - С. 63-66.

3. Пархоменко Е.А. Психическая напряженность как индикатор эмоционального благополучия у спортсменов разного возраста / Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова, И.С. Матвеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 3 (193). - С. 548-552.

4. Распопова А.С. Предпосылки психологической надежности подростков, занимающихся греблей на байдарках и каноэ / А.С. Распопова, Е.И. Берилова, Ю.М. Босенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 327-329.

REFERENCES

1. Gorskaya, G.B., (2012), "Organizational stress in sports: sources, specific manifestations, research directions", Physical culture, sports - science and practice, No. 4, pp.74-76.

2. Kozlova, N.Yu., Lokutova, T.E. and Myattonen, A.A. (2019), "Competitive stress in sports: sources and specifics of manifestations", Problems of the theory and practice of the development of physical culture and sports at the present stage: materials of the IX All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 55th anniversary of the Faculty of Physical Culture and Life Sciences, Makhachkala, pp. 63-66.

3. Parkhomenko, E.A., Dubovova, A.A. and Matveeva, I.S. (2021), "Mental tension as an indicator of emotional well-being in athletes of different ages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 548-552.

4. Raspopova, A.S., Berilova, E.I. and Bosenko, Yu.M. (2022), "Prerequisites for the psychological reliability of adolescents involved in kayaking and canoeing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 327-329.

Контактная информация: Zarema83888@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2022

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Ольга Владимировна Терехина, кандидат психологических, доцент, Светлана Борисовна Лещинская, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Аннотация

Цель данного исследования заключается в изучении особенностей когнитивных стратегий регуляции эмоций у представителей юношеского возраста с разным профилем суицидального риска. В исследовании принимали участие учащиеся техникумов в количестве 312 человек в возрасте от 15 до 19 лет (162 юноши, 150 девушек). Для реализации поставленной цели исследования были использованы следующие методы: Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); Опросник «Когнитивная регуляция эмоций, CERQ». Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, сравнительного и кластерного анализа. Среди обучающихся в техникумах выделились гармоничные и дисгармоничные профили суицидального риска. Общими тенденциями у юношей и девушек можно назвать наличие гармоничных благополучных и неблагополучных профилей. Гармоничные благополучные профили определялись по наличию одновременно низких результатов по всем шкалам суицидального риска, преобладанию адаптивных (перефокусировка на планирование у девушек) и слабой выраженности неадаптивных (самообвинение, руминации, катастрофизация, обвинение других у юношей, руминации и ката-строфизация у девушек) стратегий когнитивной регуляции эмоций, выступающих ресурсами (про-тективными факторами) суицидального поведения в юношеском возрасте. Гармоничные неблагополучные профили связаны с высокими значениями суицидальных рисков, дефицитом адаптивных и преобладанием неадаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций. Специфическими особенностями выступали характеристики дисгармоничных профилей у юношей и девушек, в которых определялась неравномерность, «асимметричность» выраженности показателей суицидального риска и стратегий когнитивной регуляции эмоций. Результаты исследования определяют возможности оптимизации, повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, способствуют выстраиванию индивидуальной траектории психологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.