Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИЛОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИЛОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
силовые виды спорта / техника / методика обучения / двигательный аппарат / этапы / ошибки / ритмичность. / power sports / technique / teaching methods / motor apparatus / stages / errors / rhythmicity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенесар Куанышевич Койше

В статье рассмотрены методика обучения и тренировки спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта, периоды времени, необходимые для освоения техники классических движений в силовых видах спорта, техника выполнения упражнений. Проанализированы ошибки в технике выполнения упражнений спортсменами-силовиками, а также условия успешного обучения спортсменов-силовиков. Рассмотрен динамический стереотип – устойчиво образованная в коре головного мозга структура процесса, обусловливающая точность, ритмичность и согласованность в работе двигательного аппарата у атлетов, занимающихся силовыми видами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кенесар Куанышевич Койше

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TRAINING AND TRAINING OF ATHLETES ENGAGED IN POWER SPORTS

The article discusses the methods of training and training athletes engaged in power sports, the time periods necessary to master the technique of classical movements in power sports, the technical technique of performing exercises. Errors in the technique of performing exercises by athletes-siloviki, as well as the conditions for successful training of athletessiloviki are analyzed. The dynamic stereotype is considered – the structure of the process that is steadily formed in the cerebral cortex, which determines the accuracy, rhythm and consistency in the work of the motor apparatus in athletees engaged in power sports.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИЛОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА»

Кенесар Куанышевич КОЙШЕ - доктор филологических наук, доцент, чемпион мира по гиревому НВФу спорту

Россия, г. Тюмень, е-таИ:к321 ©yandex.ru

УДК 796.89

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИЛОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены методика обучения и тренировки спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта, периоды времени, необходимые для освоения техники классических движений в силовых видах спорта, техника выполнения упражнений. Проанализированы ошибки в технике выполнения упражнений спортсменами-силовиками, а также условия успешного обучения спортсменов-силовиков. Рассмотрен динамический стереотип — устойчиво образованная в коре головного мозга структура процесса, обусловливающая точность, ритмичность и согласованность в работе двигательного аппарата у атлетов, занимающихся силовыми видами спорта.

Ключевые слова: силовые виды спорта, техника, методика обучения, двигательный аппарат, этапы, ошибки, ритмичность.

Kenesar Kuanyshevich KOYSHE - Doctor of Philology, sports champion in kettlebell liftin Russian Federation, Tyumen, e-mail:k321@yandex.ru

METHODS OF TRAINING AND TRAINING OF ATHLETES ENGAGED IN POWER SPORTS

ANNOTATION

The article discusses the methods of training and training athletes engaged in power sports, the time periods necessary to master the technique of classical movements in power sports, the technical technique of performing exercises. Errors in the technique of performing exercises by athletes-siloviki, as well as the conditions for successful training of athletes-siloviki are analyzed. The dynamic stereotype is considered — the structure of the process that is steadily formed in the cerebral cortex, which determines the accuracy, rhythm and consistency in the work of the motor apparatus in athletees engaged in power sports.

Keywords: power sports, technique, teaching methods, motor apparatus, stages, errors, rhythmicity.

В настоящее время силовые виды спорта — самые популярные в стране и в мире. Образуются все большее число федераций, добавляются новые дисциплины. Вместе с тем растет и уровень профессионализма спортсменов. К спортсменам-силовикам предъявляются все большие требования в технической и физической подготовленности.

Период времени, необходимый для освоения техники классических движений в силовых видах спорта, подразделяется на несколько этапов:

- на первом этапе классические движения при выполнении упражнений со снарядами осваиваются по частям. Делается первая попытка объединить их в целостное движение;

- на втором этапе каждое классическое движение при выполнении упражнений со снарядами осваива-

ется в целом. При этом главное внимание уделяется освоению структуры движений.

- на третьем этапе движения совершенствуются. С нарастанием силового напряжения и быстроты решается задача правильного выполнения движения, как с легкими снарядами, так и с гирями большим весом. На этом этапе изучаются наиболее выгодные технические элементы и детали, присущие индивидуальным особенностям спортсмена [1].

Выполнить упражнение правильно удается не сразу. Это объясняется тем, что для образования и закрепления двигательного навыка как условно рефлекторного акта требуется многократность повторения упражнения, из чего и вытекает педагогический принцип — повторность. В результате закрепления условно рефлекторного акта формируется динами-

ческий стереотип — устойчиво образованная в коре головного мозга структура процесса, обусловливающая точность, ритмичность и согласованность в работе двигательного аппарата. Из этого следует, что многократные систематические повторения упражнения способствуют укреплению двигательного стереотипа — основы целостного двигательного акта. Это одинаково относится как к правильному, так и к неправильному выполнению упражнения.

Поэтому важно с первых шагов обучения выполнять упражнения правильно. Необходимо избегать ошибок, так как они могут прочно закрепиться и устранить их впоследствии будет трудно [2].

Ошибки в технике выполнения упражнений в силовых видах спорта возникают по следующим причинам.

- во-первых, когда у спортсмена создается ложное представление о правильности того или иного элемента и он сознательно усваивает и прочно закрепляет искаженные элементы упражнения.

- во-вторых, ошибки может вызвать неправильно построенный процесс обучения, в котором, например, занимающийся пытается сразу овладеть сложным упражнением, не проделав предварительно более легких подводящих упражнений.

Движение может быть выполнено правильно лишь в том случае, если все его детали находятся под контролем сознания.

Поскольку для начинающего классические упражнения со снарядами являются новыми, непривычными и сложными, то, естественно, что при их усвоении надо уделять большое внимание каждому элементу упражнения. Если же сразу выполнять сложное упражнение в целом, то некоторые элементы и детали его будут выпадать из-под контроля сознания, упражнение будет выполняться с ошибками, которые при длительном повторении закрепятся [3].

Опыт показывает, что простые движения легче держать под постоянным контролем сознания, чем сложные. Вот почему сначала рекомендуется хорошо освоить классические движения по частям (первый этап), а затем в целом (второй этап).

Здесь должен быть соблюден принцип доступности, выражающийся в том, что при изучении движений следует ставить выполнимые задачи, соответствующие подготовленности. Способностям и физическим возможностям занимающегося.

Однако поставленные задачи должны быть до известной степени трудными, требующими от занимающихся творческих усилий и активных действий. С этой целью полезно давать занимающимся попробовать свои силы и способности, т.е. выполнить целостное движение со значительным весом. Такие пробы помогают занимающемуся оценить свои силы, успехи и недостатки и осознать важность внимательного и трудолюбивого отношения к освоению учебного материала [4].

При решении задач, поставленных при освоении техники, необходимо соблюдать известную последовательность.

Этот принцип диктует такое построение тренировочного процесса, в котором обеспечивается не

только переход от простого к сложному и от легкого к трудному, но и определенная связь между изучаемыми движениями. Каждое изучаемое движение должно способствовать закреплению правильного навыка в исполнении предыдущего и освоении последующего движений [5].

При изучении техники выполнения упражнений со снарядами особое внимание следует обращать на допущенные ошибки.

Главной причиной ошибок в технике является преждевременное обучение «взрывным» элементам выполняемого упражнения. Приступать к его освоению необходимо тогда, когда занимающиеся получат хорошую физическую подготовку, выработают чувство веса и в совершенстве овладеют отдельными элементами движения.

Начинать обучение указанным классическим движениям в силовых видах спорта надо с применением простейшего подседа неполной глубины, именно правильный подсед поможет выполнить упражнение близко к идеальному. Симметричная расстановка ног позволяет равномерно прилагать силу ногами, для качественного выполнения упражнений. Попутно с изучением такого подседа уделяется внимание развитию силы ног, что необходимо для успешного выполнения неглубокого подседа посредством таких упражнений, как приседание и ходьба со снарядом на плечах, на груди, на выпрямленных вверх руках. Впоследствии сочетать освоенные элементы в целостное движение нетрудно. Следует только учитывать, что при подъеме снаряда большого веса доминирует силовое напряжение в первой фазе подъема снаряда при выполнении любого упражнения из силовых видов спорта. Как бы хорошо ни были освоены элементы движения в отдельности, сочетать их без ошибок при подъеме большего веса трудно [6].

Технику движения хорошо и прочно усвоенной можно считать в том случае, если атлет сможет технически правильно поднять любой вес снаряда, начиная от легкого и заканчивая предельным; это достигается на третьем этапе обучения.

Также нужно обратить внимание на соматотип спортсмена. Необходимо строить тренировочный процесс с учётом соматотипа спортсмена-силовика, начиная с первых тренировок спортсмена [7].

Но совершенствование техники этим не исчерпывается, так как в дальнейшем в применяемых технических способах могут выявлять недостатки, которые нужно устранить, а также может появиться возможность применения новых, более выгодных технических способов, в них могут выявляться недостатки, которые нужно устранить, изучить и освоить. Бывает, что некоторые атлеты не решаются переучивать прочно закрепившуюся технику выполнения тех или иных движений, так как считают, что это невозможно. Подобное мнение ошибочно. Нет таких ошибок, которые нельзя было бы исправить.

Ясное понимание задач физического воспитания, значения изучаемого материала, анализ своих действий, правильная оценка своих возможностей, без которых не мыслится достижение вершин спортивного мастерства, требует внимания, сознательности

и активных действий занимающихся.

Высокая сознательность занимающихся при обучении, т.е. вдумчивое отношение к занятиям, осознанность своих действий — одно из главных условий успешного освоения сложных по технике движений, ибо обучение есть творческий процесс, направленный на непрерывное совершенствование координационных связей, которые постоянно изменяются [8].

Например, можно ли сказать, что при подъеме одного и того же веса все подъемы будут выполнены с одинаковой точностью и не будут отличаться друг от друга, особенно на начальном этапе изучения движений? Бесспорно, каждый подъем веса в какой-то степени будет отличаться от другого. Следовательно, задача заключается в том, чтобы с каждым повтором упражнений уменьшать количество ошибок и, в конечном счете, свести их к минимуму. Это возможно лишь в том случае, если упражнения выполняются под постоянным контролем нашего сознания и с посильной нагрузкой.

Так, 2-3 минуты выполнения силового упражнения с максимальным вниманием принесут больше пользы, чем 7-9 минут, выполненных без должной внимательности.

Поэтому так важно, чтобы занимающиеся понимали значение сознательного, вдумчивого и активного отношения к освоению учебного материала [9].

Это во многом зависит от тренера, который обязан направлять деятельность занимающихся на путь творчества и инициативы при освоении техники движений в силовом виде спорта. С этой целью перед занимающимися надо ставить конкретные задачи в освоении того или иного элемента движения и подводящих упражнений, давать индивидуальные тренировочные задания по изучению теоретических вопросов техники, а также использовать индивидуально-типологический подход, данный подход позволит дифференцировать физические нагрузки. Большую пользу приносят взаимные наблюдения занимающихся за выполняемыми упражнениями и последующая оценка их техники. Целесообразно проводить с занимающимися беседы и диспуты по вопросам техники и методики тренировки и разбирать технику отдельных членов команды.

Следующим условием успешного обучения является наглядность (показ). Показу упражнения, как важнейшему средству в обучении, следует уделять большое внимание.

Кончено, нельзя пользоваться только одним показом без теоретического обоснования демонстрируемого упражнения.

В процессе объяснения и показа обучающиеся воспроизводят движение мысленно и этим самым подготавливаются к практическому выполнению упражнения.

Поэтому показ и рассказ должны дополнять друг друга: хороший показ движения должен подкрепляться и доходчивым объяснением.

Выявлено, что успех же зависит не только от применения более выгодного хвата и захвата силового снаряда, но и от прочности опоры для рук, каковой является туловище и ноги. Прочная опора позволяет

сделать резкое и мощное усилие руками и достигается соответствующим положением туловища и ног.

Следует отметить, что вопрос о положении туловища как в исходном положении, так и в процессе выполнения упражнения всегда являлся спорным в судействе соревнований. Одни считают недопустимым какое-либо отклонение туловища назад (и в исходном положении, и в процессе выполнения упражнения), другие, наоборот, отклонение туловища так, чтобы лопатки и голова не заходили за линию ягодичных мышц Другие полагают, что голова всегда будет за линией ягодичных мышц. Некоторые думают, что голова всегда будет за линией лопаток, а последние за линией ягодиц, и предлагают не ограничивать прогиб туловища на старте, но не допускать его дальнейшего прогиба при подъеме снаряда от груди. Такие взгляды, неоднократно находившие отражение в официальных правилах соревнований, основываются на чисто практических наблюдениях за атлетами. Действительно, одни атлеты выполняют упражнение, имея несколько отклоненное назад туловище, другие — при положении лопаток и ягодиц почти на одной вертикальной линии.

Все зависит от способов закрепления туловища. Их существует два. В первом — таз отводится назад путем сильного напряжения в поясничной части. Ягодичные мышцы расслаблены, поскольку при таком положении таза их нельзя сократить. При этом способе без перемещения таза вперед нельзя отклонить плечевой пояс назад. Небольшое его отклонение возможно только при прогибании туловища в позвоночном столбе.

Во втором способе туловище закрепляется сильным сокращением ягодичных мышц, вследствие чего таз подается вперед и туловище оказывается несколько отклоненным назад, а лопатки — вышедшими за линии ягодицы.

При этом способе степень отклонения туловища назад может быть различной. Она зависит от гибкости тазобедренных суставов и позвоночника. Величина отклонения туловища назад зависит и от расположения ступней. Так, при узкой стойке создается возможность плотно сомкнуть мышцы верхней части бедер и ягодичных, что ограничивает поворот бедра наружу, а, следовательно, и подачу таза вперед. При широкой стойке сомкнуть плотно бедра нельзя, и таз подается вперед настолько, насколько позволяет гибкость тазобедренных суставов. Параллельная постановка ступней также ограничивает поворот бедер наружу, а поэтому таз подается вперед меньше, чем при постановке ступней носками наружу. Поэтому атлетам, обладающим большой гибкостью в поясничной части позвоночника и тазобедренных суставов, целесообразно применять узкую стойку при параллельной постановке ступней.

Следует отметить, что некоторые атлеты упускают из виду указанное значение узкой стойки и при выполнении упражнения избирают широкую стойку в целях создания большей устойчивости в боковом направлении, поскольку увеличивается опорная площадь. Однако это преимущество особого значения не имеет, поскольку при симметричной работе рук

тело и снаряд в сторону не перемещаются. Они перемещаются главным образом в переднем и заднем направлении, в пределах ширины опорной площади, которая одинакова как при широкой, так и при узкой стойке. Поэтому в выборе расстояния между ступнями следует исходить от меньшего отклонения туловища при выполнении упражнения.

Второй способ закрепления туловища, несмотря на свою сложность и трудность, находит среди Российских и зарубежных атлетов более широкое применение по той причине, что он, как это будет видно из дальнейшего анализа подъема снаряда, от груди позволяет с наибольшим результативным эффектом использовать силу рук.

В каждом из этих способов положение туловища, рук и штанги, а также характер начального усилия имеют свои особенности.

При полной опоре силового снаряда о грудь во избежание скатывания с груди должен находиться в самой ее высокой точке, т.е. у грудино-ключичного соединения. Для этого туловище сильно прогибают в грудной части, плечи опускают локтями под основание снаряда. Такой способ не утомляет руки и дает им возможность резко отрывать снаряд от груди. Характер начального усилия аналогичен усилию рук при выжимании (толчка) снаряда со стоек, установленных на высоте груди. Этот способ удержания штанги на груди применяют главным образом при использовании широкого и чуть шире среднего хватов, при которых передавать тяжесть снаряда на руки невыгодно. Следует отметить, что при жиме тяжелого веса вследствие большого давления снаряда на грудь этот способ сначала кажется неудобным. Для успешного владения им нужна систематическая тренировка.

Второй способ. Поскольку вес распределяется и на грудь, и на руки, плечевые суставы необходимо опустить для того, чтобы часть веса снаряда удерживалась на руках не путем сокращения мышц, поднимающих плечи и лопатки, а путем их натяжения. Последнее к тому же является тем физиологическим фактором, который способствует лучшему и более сильному сокращению мышц рук при подъёме снаряда. Вследствие такого положения плечевых суставов снаряд может лежать на груди и ниже гру-дино-ключичного сочленения. Поскольку грудная клетка представляет собой наклонную опору для грифа, то для предотвращения скатывания его с груди плечи выводятся локтями немного вперед. Данный способ наиболее часто применяют при узком и среднем хватах, которые позволяют прижимать верхнюю часть плеч к туловищу (для облегчения удерживания снаряда в руках). Низкое и натянутое положение плеч позволяет произвести мощное начальное усилие руками, имеющее большое значение для успешного выполнения упражнения. Голова в исходном положении должна быть слегка отклонена назад [10].

Вывод. Ясное понимание задачи физического воспитания, значения изучаемого материала, анализ своих действий, правильная оценка своих воз-

можностей, без которой не мыслится достижение вершин спортивного мастерства, требует внимания, сознательности и активных действий занимающихся. Выявлено, что успех же зависит не только от применения более выгодного хвата и захвата силового снаряда, но и от прочности опоры для рук, каковой является туловище и ноги. Прочная опора позволяет сделать резкое и мощное усилие руками и достигается соответствующим положением туловища и ног. В процессе обучения необходимо использовать всевозможные средства наглядности: показ движений, посещение соревнований и тренировок лучших атлетов, фото, кинограммы и учебные фильмы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Педагогическая модель тренировки классического упражнения «Толчок гирь»/Е.А. Пронин, А.С. Фадеев, В.М. Петров, И.И. Воркожоков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2022. — № 8(210).

— С. 284-287.

2. Педагогические условия, необходимые для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа/ Е.А. Пронин, Е.В. Мельников, А.В. Сорокин [и др.]// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 11(201). — С. 357-360.

3. Пронин Е.А. Анализ содержания силовой подготовки спортсменов по гиревому спорту /Е.А. Пронин //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2022. — Т. 17. — № 2. — С. 26-30.

4. Пронин Е.А. Индивидуализация тренировочного процесса для развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учётом их соматотипа / Е.А. Пронин//Культура физическая и здоровье. — 2022. — № 2(82). — С. 231-235.

5. Пронин Е.А. Особенности тренировочного режима спортсмена-гиревика /Е.А. Пронин //Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2022. — № 8. — С. 88-94.

6. Пронин Е.А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа/Е.А. Пронин//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2022. — №2(204).

— С. 344-346.

7. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа /Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2022. — № 1(203). — С. 331-335.

8. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учётом соматотипа / Е.А. Пронин, И.А. Суслина, И.В. Мальцева, А.В. Зюкин // Культура физическая и здоровье. — 2022. — № 1(81).

9. Схема последовательности обучения тяжелоатлетическому приему/Е.А. Пронин, А.С. Удалых, А.С. Митрюков [и др.]//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2022. — № 10(212). — С. 345-349.

10. Факторы, определяющие необходимость учета

соматотипов при развитии силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту / Е.А. Пронин, И.В. Переверзева, А.В. Чернышева, А.А. Зюкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 9(199). - С. 228-231.

SPISOK LITERATURY:

1. Pronin E. A., FadeevA. S., Petrov V. M., Vorkozhokov, I. I. (2022), «Pedagogical training model of the classical exercise «Push weights», Uchenyezapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (210), pp. 284-287.

2. Pronin E. A., Melnikov E. V., Sorokin A.V., [et al.] (2021), «Pedagogical conditions necessary for the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (201) pp. 357-360.

3. Pronin E.A. (2022), «Analysis of the content of strength training of athletes in kettlebell lifting», Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 17, No. 2, pp. 26—30.

4. Pronin E. A. (2022), «Individualization of the training process for the development of strength endurance in weightlifters, taking into account their somatotype», Physical culture and health, No. 2 (82), pp. 231-235.

5. Pronin E. A. (2022), «Features of the training regime of a kettlebell athlete», Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 8. - pp. 88-94.

6. Pronin E.A. (2022), «Pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 344-346.

7. Pronin E.A. (2022), «The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 331-335.

8. Pronin E.A., Suslina I.A., Maltseva I.V. and Zyukin A.V (2022), «The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype», Physical culture and health, No. 1 (81), pp. 245-251.

9. Pronin E. A., Udalykh A. S., Mitryukov A. S. [et al.] (2022), «Scheme of the sequence of weightlifting training», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (212), pp. 345-349.

10. Pronin E.A., Pereverzeva I.V, Chernysheva A.V. and Zyukin A.V. (2021), «Factors determining the need to take into account somatotypes in the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 228—231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.