Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ УПРАЖНЕНИЯ «АРМЕЙСКИЙ ГИРЕВОЙ РЫВОК»'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ УПРАЖНЕНИЯ «АРМЕЙСКИЙ ГИРЕВОЙ РЫВОК» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
армейский гиревой рывок / гиревой спорт / педагогическая модель / эксперимент / эффективность / техника / сила / army kettlebell snatch / kettlebell lifting / pedagogical model / experiment / efficiency / technique / strength

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич

Предложена и обоснована педагогическая модель тренировки классического упражнения «Армейский гиревой рывок». Проведен педагогический эксперимент, доказывающий целесообразность использования предложенной модели в тренировочном процессе при разработке индивидуальных тренировочных заданий. Представлены показатели выполнения упражнения «Армейский гиревой рывок» до и после эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TRAINING MODEL OF THE EXERCISE "ARMY KETTLEBELL JERK"

A pedagogical model for training the classic exercise "Army kettlebell jerk" has been proposed and substantiated. A pedagogical experiment was carried out, proving the expediency of using the proposed model in the training process when developing individual training tasks. The performance indicators of the exercise "Army kettlebell jerk" before and after the experiment are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ УПРАЖНЕНИЯ «АРМЕЙСКИЙ ГИРЕВОЙ РЫВОК»»

УДК 796.89 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-125-131

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ УПРАЖНЕНИЯ «АРМЕЙСКИЙ ГИРЕВОЙ РЫВОК»

Е.А. Пронин

Предложена и обоснована педагогическая модель тренировки классического упражнения «Армейский гиревой рывок». Проведен педагогический эксперимент, доказывающий целесообразность использования предложенной модели в тренировочном процессе при разработке индивидуальных тренировочных заданий. Представлены показатели выполнения упражнения «Армейский гиревой рывок» до и после эксперимента.

Ключевые слова: армейский гиревой рывок, гиревой спорт, педагогическая модель, эксперимент, эффективность, техника, сила.

PEDAGOGICAL TRAINING MODEL OF THE EXERCISE "ARMY KETTLEBELL JERK"

Pronin E.A., candidate of pedagogical sciences, master of sports of Russia, head of the course of the faculty, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Mikhay-lovskaya Artillery Academy

A pedagogical model for training the classic exercise "Army kettlebell jerk" has been proposed and substantiated. A pedagogical experiment was carried out, proving the expediency of using the proposed model in the training process when developing individual training tasks. The performance indicators of the exercise "Army kettlebell jerk" before and after the experiment are presented.

Пронин Евгений Анатольевич, канд. пед. наук, мастер спорта России, начальник курса факультета, rabotmk2809@yandex.т, Россия, Санкт-Петербург, Михайловская военная артиллерийская академия

С давних исторических времен упражнения с гирями служили одним из средств физического развития людей. Гиревой спорт является циклическим силовым видом спорта, в основе которого лежит поднимание гирь максимально возможное число раз, за отведенный промежуток времени в положении стоя. В данном виде спорта проводятся соревнования по следующим дисциплинам: классическое двоеборье, толчок по длинному циклу, армейский гиревой рывок. В исследовании было рассмотрено уп-

Key words: army kettlebell snatch, kettlebell lifting, pedagogical model, experiment, efficiency, technique, strength.

ражнение «Армейский гиревой рывок».

Упражнение «Армейский гиревой рывок» - многократное скоро-стно-силовое действие, которое является несложным, но требует высокой технической и физической готовности спортсмена-гиревика. Упражнение выполняется исключительно в военной форме в течение 12 минут с неограниченным количеством перекладок с руки на руку.

Целью исследования является выявление необходимой степени развития физических возможностей спортсменов-гиревиков при внедрении разработанной педагогической модели тренировки упражнения «Армейский гиревой рывок» в тренировочный процесс.

Задача исследования - экспериментально доказать эффективность разработанной модели при построении тренировочного процесса спортсменов-гиревиков.

Методика и организация исследования. В ходе анализа литературы, результатов исследований отечественных авторов, опроса тренеров, не нашли полного ответа на поставленный вопрос. Из этого следует, что упражнение «армейский гиревой рывок» недостаточно теоретически изучен и необходима методико-практическая проработка его составляющих и технических установок.

В ходе нашего исследования был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие первый и второй составы спортсменов -гиревиков Михайловской военной артиллерийской академии (г. Санкт-Петербург).

Результаты исследования и их обсуждение. В гиревом спорте, в частности при выполнении упражнения «Армейский гиревой рывок», большое значение имеет техническая подготовка, а также физическая готовность спортсмена-гиревика [1].

Основываясь на вышеизложенных фактах, была разработана педа -гогическая модель тренировки классического упражнения «Армейский гиревой рывок» (рисунок).

Подъём плечевого полез

Педагогическая модель тренировки классического упражнения

«Армейский гиревой рывок»

В вопросе развития техники рывка гири можно утверждать, что повышение быстроты его выполнения во многом зависит от правильной последовательности включения в работу задействованных групп мышц. Это должно обеспечивать более полную реализацию силовых возможно -стей атлета.

Упражнение «Армейский гиревой рывок» состоит из трех взаимосвязанных частей:

- старт;

- подъем до подседа;

- подсед-вставание.

Старт - главная двигательная задача при выполнении рывка гири максимальное количество раз за определенное время. В связи с этим, на старте физические возможности спортсмена должны реализовываться максимально [2].

Старт в «Армейском гиревом рывке» принято подразделять на две фазы: предварительную и динамическую.

Изменение положения отдельных звеньев тела спортсмена в динамическом старте, как и в классическом рывке гири, вызвано необходимостью уравновесить систему спортсмен-гиря относительно ног.

Подсед при выполнении рывка гири необходимо делать точно, быстро и уверенно. Его можно выполнять в нескольких положениях: с расстановкой и без расстановки ступней - с развернутыми носками [3].

Наиболее эффективен подсед без расстановки ступней, потому что он выполняется быстрее и при его применении можно более полно использовать подъемную силу руки, ног и туловища. Однако такой подсед можно с успехом выполнить, только обладая высокой подвижностью в суставах.

Одной из главных задач при выполнении упражнения «Армейского гиревого рывка» является сохранение равновесия. Для его сохранения спортсмен-гиревик должен выполнять так называемые компенсаторные движения [4].

Выполнение упражнения «Армейский гиревой рывок» начинается с быстрого подрыва гири. Существует несколько причин, снижающих силу воздействия спортсмена-гиревика на гирю в подрыве. Подрыв, выполняемый не в полную амплитуду, получил в спортивной практике название «короткий подрыв». Уменьшение пути воздействия на гирю в фазе под -рыва - явление не желательное. Таким образом, подрыв должен выпол -няться максимально быстро и с максимальной амплитудой [5].

Гиря должна двигаться по закону маятника, ритм выполнения упражнения рывка гири должен быть трехактный. Первый акт - выполняется первая фаза - тяга, второй - подрыв, замах, подсед под гирю, третий -вставание из подседа, фиксация. Подрыв - это наиболее акцентируемая фаза [6].

В ходе педагогического эксперимента установлено, что внедрение в тренировочный процесс педагогической модели тренировки упражнения «Армейский гиревой рывок» позволяет атлетам значительно повысить личный спортивный результат. Результаты эксперимента представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Показатели выполнения упражнения «Армейский гиревой рывок» за 12 минут с гирей 32 кг спортсменов до эксперимента, кол-во раз

Испытуемые Масса тела, кг Контрольная группа Экспериментальная группа

1 63 100 110

2 68 100 115

3 73 110 120

4 78 155 150

5 85 160 170

6 85+ 180 200

Таблица 2

Показатели выполнения упражнения «Армейский гиревой рывок» за 12 минут с гирей 32 кг спортсменов после эксперимента, кол-во раз

Испытуемые Масса тела, кг Контрольная группа Экспериментальная группа

1 63 105 125

2 68 98 130

3 73 111 126

4 78 154 160

5 85 166 182

6 85+ 187 220

В процессе эксперимента испытуемые контрольной группы использовали исключительно классические упражнения для тренировки упражнения «Армейский гиревой рывок», а в тренировочный процесс испытуе -мым экспериментальной группы была внедрена разработанная педагогиче -ская модель тренировки данного упражнения [7].

Результаты эксперимента показали, что разработанная педагогическая модель тренировки классического упражнения «Армейский гиревой рывок» эффективна, но не подходит всем атлетам, так как уровень развития двигательных способностей у спортсменов разный. Испытуемые экс -периментальной группы показали результат в среднем на 10-12 % выше, чем испытуемые контрольной группы. Тренеры при планировании тренировочного процесса и выполнения индивидуальных тренировочных заданий должны учитывать физические возможности, а также соматотип спортсменов для достижения спортсменами-гиревиками высоких спортивных результатов.

Успешность в поднимании гири во многом зависит от скорости перемещения тела спортсмена-гиревика при выполнении отдельных элементов рывка гири. Особую роль играет быстрота при выполнении подседа под гири [8]. В связи с тем, что в момент подседа сила руки невелика и гиря продолжает движение главным образом по инерции (по принципу маятника), весьма важно выполнять упражнение технически правильно. Кроме того, при быстром выполнении упражнения «Армейский гиревой рывок» требуется хорошая физическая подготовленность спортсмена-гиревика [9].

Выводы. Установлено, что тренерам, спортсменам-гиревикам целесообразно использовать в тренировочном процессе, при разработке индивидуальных тренировочных заданий разработанную педагогическую модель тренировки упражнения «Армейский гиревой рывок».

Результаты педагогического эксперимента показали, что авторская педагогическая модель не подходит всем спортсменам-гиревикам. В экспериментальной группе результаты в среднем на 10-12 % были выше, чем в контрольной. В тренировочном процессе необходимо учитывать физические возможности спортсменов, а также их соматотип, так как уровень развития двигательных способностей имеет индивидуальные различия.

Список литературы

1. Баранов В.В., Павлов С.П., Фунтиков Н.Н. Гиревой спорт в физическом воспитании студентов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017. С. 4144-4148.

2. Давиденко И.А., Труль А.Р. Экспериментальное обоснование методики силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов боевого самбо в подготовительном периоде // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 5 (195). С. 106-109.

3. Анализ техники выполнения классических упражнений в тяжелой атлетике на основе биомеханического контроля / Н.А. Дьяченко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8 (54). С. 46-50.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. 278 с.

5. Крафт Н.Н., Пронин Е.А. Организация самостоятельной учебной работы студентов: материалы итог. науч.-практ. конф. ППС НГУ ФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, посвящ. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню российской науки. СПб., 2020. С. 306-308.

6. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С.331-335.

7. Борисов А.А., Сорокин Н.В., Борисова Д.В. К вопросу о проверке достоверности педагогического эксперимента // Военный инженер. 2021. № 4 (22). С. 86-91.

8. Понимасов О.Е. Совершенствование скоростно-силовых способностей школьников прыжковыми упражнениями легкой атлетики // Сред -нее профессиональное и высшее образование в сфере физической куль -туры и спорта: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Челябинского колледжа физ. культуры ФГБОУ ВО «УралГУФК». Челябинск: Уральская Академия, 2021. С. 292-295.

9. Bolotin A., Bakayev V. Comparative analysis of peripheral blood circulation parameters in long-distance swimmers at middle altitude and under the conditions of a hypoxic gas environment // Sport Mont. 2020. Vol. 18. No 2. P. 113-115.

References

1. Baranov V.V., Pavlov S.P., Funtikov N.N. Girevoj sport v fizicheskom vospitanii studentov [Kettlebell lifting in the physical education of students] // University complex as a regional center of education, science and culture: sat. materials Vseros. scientific method. conf. Orenburg: OSU Publishing House, 2017. P. 4144-4148.

2. Davidenko I.A., Trul' A.R. Eksperimental'noe obosnovanie metodiki silovoj podgotovki vysokokvalificirovannyh sportsmenov boevogo sambo v podgotovitel'nom periode [Experimental substantiation of the methodology of strength training of highly qualified combat sambo athletes in the preparatory period] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 5 (195). P. 106-109.

3. Analiz tekhniki vypolneniya klassicheskih uprazhnenij v tyazheloj atletike na os-nove biomekhanicheskogo kontrolya [Analysis of the technique of performing classical exercises in weightlifting based on biomechanical control] / N.A. D'yachenko [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2009. No. 8 (54). P. 46-50.

4. Klimov E.A. Individual'nyj stil' deyatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy [Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system]. Kazan: Kazan Publishing House. un-ta, 1969. 278 p.

5. Kraft N.N., Pronin E.A. Organizaciya samostoyatel'noj uchebnoj raboty studentov [Organization of independent educational work of students]: materials total. scientific-practical. conf. teaching staff of NSU FKSiZ im. P.F. Lesgaft, dedicated. 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War and the Day of Russian Science. St. Petersburg, 2020, P. 306-308.

6. Pronin E.A. Struktura pedagogicheskoj modeli razvitiya silovoj vynoslivosti u sportsmenov po girevomu sportu s uchetom somatotipa [The structure of the pedagogical model for the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 1 (203). P. 331-335.

7. Borisov A.A., Sorokin N.V., Borisova D.V. K voprosu o proverke dostovernosti pedagogicheskogo eksperimenta [On the question of verifying the reliability of the pedagogical experiment] // Voennyj inzhener [Military engineer]. 2021. No. 4 (22). P. 86-91.

8. Ponimasov O.E. Sovershenstvovanie skorostno-silovyh sposobnostej shkol'nikov pryzhkovymi uprazhneniyami legkoj atletiki [Improving the speed-strength abilities of schoolchildren by jumping exercises in athletics] // Secondary vocational and higher education in the field of physical culture and sports: current state and development prospects: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf., dedicated 20th anniversary of the Chelyabinsk College of Physics. culture FGBOU VO "UralGUFK". Chelyabinsk: Ural Academy, 2021. P. 292-295.

9. Bolotin A., Bakayev V. Comparative analysis of peripheral blood circulation parameters in long-distance swimmers at middle altitude and under the conditions of a hypoxic gas environment // Sport Mont. 2020. Vol. 18. No 2. P. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.