Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ'

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / МЕТОДИКА / ТРЕНИРОВКА / СПОРТИВНАЯ ФОРМА / ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеев Александр Сергеевич, Пронин Евгений Анатольевич, Максимов Виталий Николаевич, Шулева Екатерина Михайловна, Гвашев Шамиль Юрьевич

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению методических установок тренировочного процесса спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой. Были рассмотрены основные концепции спортивной тренировки спортсменов по тяжёлой атлетике, эмоциональная подготовка, а также спортивная форма спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой. Установлено, что повышение нагрузки должно идти медленно. Целесообразнее это делать после небольшого спада или сохранения определенной нагрузки в течение некоторого времени. Организм не способен сразу освоить повышенную нагрузку и быстро выработать необходимые качества. Нагрузка, прежде всего, должна соответствовать функциональным возможностям спортсмена. Выявлено, что важную роль играет принцип индивидуализации в методике тренировки. Реакция организма спортсмена на нагрузку индивидуальна. В зависимости от течения восстановительных процессов и строится вся тренировка, ее объем и интенсивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеев Александр Сергеевич, Пронин Евгений Анатольевич, Максимов Виталий Николаевич, Шулева Екатерина Михайловна, Гвашев Шамиль Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TRAINING ATHLETES IN WEIGHTLIFTING

The article presents the results of the authors' research to identify the methodological guidelines of the training process of athletes engaged in weightlifting. The main concepts of sports training of athletes in weightlifting, emotional preparation, as well as the athletic form of athletes engaged in weightlifting were considered. It is established that the increase in the load should be slow. It is more expedient to do this after a slight decline or maintaining a certain load for some time. The body is not able to immediately master the increased load and quickly develop the necessary qualities. The load must first of all correspond to the functional capabilities of the athlete. It is revealed that the principle of individualization plays an important role in the training methodology. The reaction of the athlete's body to the load is individual. Depending on the course of the recovery processes, the entire training is built, its volume and intensity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ»

REFERENCES

1. Voronov, N.A. (2019), "Organization and methods of conducting training sessions for cadets in the discipline "Physical training", Man and the modern world, No. 6 (31). pp. 3-8.

2. Zhuravlev, A.A., Makarov, V.M. (2017), "Physical training as the basis for educating cadets and listeners morally-volitional and moral qualities", NovaInfo.Ru, Vol. 2. No. 62. pp. 321-324.

3. Kanzafarov, M.A. (2021), "Physical training of cadets of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern Science, No. 10-1. pp. 319-322.

4. Knyazev, S.A., Kornaushenko, A.V., Zhelonkin, V.V. (2019), "Independent physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (37). pp. 173-174.

5. Pustozerov, A.I., Gostev, A.G. (2008), Health-improving physical culture: studies.- method. Manual, Chelyabinsk.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

УДК 796.88

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ

Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Евгений Анатольевич Пронин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург; Виталий Николаевич Максимов, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Екатерина Михайловна Шулева, ассистент, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург; Шамиль Юрьевич Гвашев, старший преподаватель, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению методических установок тренировочного процесса спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой. Были рассмотрены основные концепции спортивной тренировки спортсменов по тяжёлой атлетике, эмоциональная подготовка, а также спортивная форма спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой. Установлено, что повышение нагрузки должно идти медленно. Целесообразнее это делать после небольшого спада или сохранения определенной нагрузки в течение некоторого времени. Организм не способен сразу освоить повышенную нагрузку и быстро выработать необходимые качества. Нагрузка, прежде всего, должна соответствовать функциональным возможностям спортсмена. Выявлено, что важную роль играет принцип индивидуализации в методике тренировки. Реакция организма спортсмена на нагрузку индивидуальна. В зависимости от течения восстановительных процессов и строится вся тренировка, ее объем и интенсивность.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, методика, тренировка, спортивная форма, принципы спортивной тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p467-471

METHODS OF TRAINING ATHLETES IN WEIGHTLIFTING

Alexander Sergeevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg; Evgeny Anatolyevich Pronin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; Vitaly Niko-laevich Maksimov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg; Ekaterina Mikhailovna Shuleva, the assistant, St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg; Shamil Yurievich Gvashev, the senior teacher, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, Saint Petersburg

Abstract

The article presents the results of the authors' research to identify the methodological guidelines of the training process of athletes engaged in weightlifting. The main concepts of sports training of athletes in weightlifting, emotional preparation, as well as the athletic form of athletes engaged in weightlifting were considered. It is established that the increase in the load should be slow. It is more expedient to do this after a slight decline or maintaining a certain load for some time. The body is not able to immediately master the increased load and quickly develop the necessary qualities. The load must first of all correspond to the functional capabilities of the athlete. It is revealed that the principle of individualization plays an important role in the training methodology. The reaction of the athlete's body to the load is individual. Depending on the course of the recovery processes, the entire training is built, its volume and intensity.

Keywords: Weightlifting, methodology, training, sports uniform, principles of sports training.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная тренировка - целостный педагогический процесс, в ходе которого спортсмен овладевает специальными знаниями [1].

Физические упражнения влияют на деятельность всех органов и систем организма, предъявляя к ним высокие требования. Ответная реакция здорового организма на спортивную тренировку проявляется в совершенствовании всех его функций и систем. Под влиянием тренировки в центральной нервной системе усиливаются процессы возбуждения и торможения, улучшается уравновешенность и подвижность нервных процессов, улучшаются трофические процессы, благодаря чему экономнее расходуются энергетические ресурсы, обеспечивающие увеличение работоспособности организма и быстрое восстановление [2].

Приспособленность организма к нагрузкам и есть показатель тренированности. Здесь создаются идеальные условия для достижения высоких спортивных результатов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В тяжёлой атлетике при выполнении упражнений большое значение имеет методическая подготовка тяжелоатлета [3].

В ходе анализа научно-методической литературы, исследований отечественных и зарубежных авторов, опроса респондентов, мы не нашли решения вопроса по нашему исследованию. Из этого следует, что тренировочный процесс тяжелоатлетов, требует методических установок.

Основываясь на вышеизложенных фактах, нами были рассмотрены основные принципы спортивной тренировки, психологическая подготовка, а также спортивная форма спортсмена-тяжелоатлета [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Спортивная форма - это оптимальная готовность к достижению лучших спортивных результатов. Она связана с физической, биомеханической, психической и тактической готовностью спортсмена. Атлет может показать лучшие достижения лишь в том случае, если увеличилась сила мышц, участвующих в выполнении специальных упражнений, приобретена необходимая быстрота движений, достаточная специальная выносливость.

Хорошие физические качества можно реализовать только при соответствующей технической подготовке [5].

Исключительно важную роль играет психологическая подготовка. При равных физических возможностях победа всегда обеспечена более волевому спортсмену. Успех в состязаниях зависит также от выбора тактического плана.

Спортивная форма характеризуется повышением функциональных возможностей органов и тканей спортсмена, оптимальной физической, технической, тактической и психологической готовностью [6].

Российская система спортивной тренировки основана на принципах всесторонности, постепенности, повторности, наглядности, сознательности, индивидуализации.

Принцип всесторонности предусматривает рост интеллектуального уровня спортсмена, его психологических и физических качеств.

Принцип постепенности. Развитие силы, скорости, выносливости, ловкости под влиянием систематической тренировки происходит постепенно. Постепенное повышение нагрузки - одно из главных условий приспособления организма, выработки нужных качеств. Резкое увеличение ее может привести к снижению спортивных результатов [7].

Спортивная тренировка приводит к положительным сдвигам не сразу, а относительно медленно. Изменения накапливаются в организме, а затем происходит скачок в развитии. Повышение нагрузки должно происходить от тренировки к тренировке. Функциональное состояние организма не может улучшаться от тренировки к тренировке, больше того, работоспособность спортсмена может резко снизиться, если провести 4-5 тренировок с возрастающей нагрузкой [8].

Организм не способен сразу освоить повышенную нагрузку и быстро выработать необходимые качества: требуется определенное время. Из этого следует, что увеличивать ее следует не в каждом недельном цикле. Нагрузка, прежде всего, должна соответствовать функциональным возможностям спортсмена. Смена тренировочных вариантов допустима, но требует большой осторожности. Рекомендуется заменять лишь отдельные упражнения избранного варианта, но не вариант в целом. Как показал практический опыт и опрос респондентов, в качестве которых выступали тренеры по силовым видам спорта, тренироваться 25-30 дней с повышенной силовой нагрузкой трудно, и к концу этого периода могут появляться признаки переутомления, отрицательно сказывающиеся на спортивных результатах в соревновательной деятельности. Поэтому в предсоревновательном периоде необходимо нагрузки снижать. В определении оптимального отдыха надо исходить из создавшегося рабочего ритма, к которому организм привык в течение длительного времени.

В процессе подготовки не рекомендуется часто выполнять упражнения с максимальным весом, особенно в классических движениях, так как подобная тренировка приведет к истощению нервной системы и отрицательно отразится на выступлении атлета на соревнованиях.

Однако это не значит, что совсем нельзя поднимать веса максимального веса. Наоборот, чтобы знать свои силы и правильно их распределить на соревнованиях, необходимо на тренировках пробовать поднимать снаряды, весом немного выше соревновательных. Это помогает выявить недостатки в технике, которые особенно заметны при выполнении упражнений соревновательного веса. Но прикидку со снарядами соревновательного веса надо проводить изредка. Такие контрольные прикидки должны быть заранее отмечены в плане подготовки. Целесообразно проводить испытания как в одном, двух, так и одновременно во всех классических движениях. Прикидку лучше проводить в начале тренировки после разминки, на свежие силы.

Принцип повторности. Такие двигательные качества, как сила, скорость, выносливость, развиваются только при достаточном количестве повторений упражнений. Совершенствование вегетативных функций также требует повторной мышечной работы [9].

Изучение техники движения и приобретение навыков невозможно без совершенствования и упрочения условно-рефлекторных связей. Это улучшает координацию движений, их точность и экономичность. В процессе регулярных тренировок движения отрабатываются до автоматизма.

Принцип индивидуализации очень важен в тяжелой атлетике. Индивидуальные особенности новичка определяют выбор техники движения.

Реакция организма спортсмена на нагрузку индивидуальна. В зависимости от течения восстановительных процессов и строится вся тренировка, ее объем и интенсив-

ность.

Принцип наглядности очень важен в обучении технике спортивных упражнений. Эффект его гораздо значительнее, если новичку хорошо продемонстрировано упражнение. Полезны совместные тренировки с мастерами. Они помогают воспитывать смелость, упорство, волю [10].

В принципе сознательности осуществляется сознательное отношение к освоению техники, методики тренировки и всем мероприятиям, связанным с совершенствованием спортивного мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установлено, что повышение нагрузки должно идти медленно. Целесообразнее это делать после небольшого спада или сохранения определенной нагрузки в течение некоторого времени. Организм не может сразу освоить повышенную нагрузку и быстро выработать необходимые качества - требуется определенное время. Поэтому увеличивать ее следует не в каждом недельном цикле. Нагрузка прежде всего должна соответствовать функциональным возможностям спортсмена. Во избежание травм прикидки рекомендуется начинать после тщательной разминки гирями более лёгкого веса. Прикидки прекращаются за 7-10 дней до соревнований. Большие силовые напряжения особенно вредно сказываются накануне соревнований. При подготовке к соревнованиям очень важно определить время отдыха между последним тренировочным занятием и днем соревнования.

Значимую часть играет принцип индивидуализации в методике тренировки. Реакция организма спортсмена на нагрузку индивидуальна. В зависимости от течения восстановительных процессов и строится вся тренировка, ее объем и интенсивность. Для каждого спортсмена она составляется с учетом его индивидуальных особенностей.

Тренера, должны учитывать физические возможности, а также соматотип спортсменов, так как уровень развития двигательных способностей у всех атлетов разный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ техники классических упражнений в тяжёлой атлетике в зависимости от способа хвата штанги / Е.А. Пронин, М.П. Анисимов, И.А. Давиденко, А.С. Фадеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 312-315.

2. Основы техники заброса гирь на грудь для толчка по длинному циклу с различным хватом дужки гири / Е.А. Пронин, А.С. Фадеев, И.И. Воркожоков, В.М. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 54-58.

3. Пронин Е.А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 344-346.

4. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 331-335.

5. Пронин Е.А. Индивидуализация тренировочного процесса для развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учётом их соматотипа / Е.А. Пронин // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 2 (82). - С. 231-235.

6. Пронин Е.А. Анализ содержания силовой подготовки спортсменов по гиревому спорту / Е.А. Пронин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 26-30.

7. Пронин Е.А. Особенности тренировочного режима спортсмена-гиревика / Е. А. Пронин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2022. - № 8. -С. 88-94.

8. Педагогические условия необходимые для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин, Е.В. Мельников, А.В. Сорокин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11 (201). - С. 357-360.

9. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учётом соматотипа / Е.А. Пронин, И.А. Суслина, И.В. Мальцева, А.В. Зюкин // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 1 (81). - С. 245-251.

10. Факторы, определяющие необходимость учета соматотипов при развитии силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту / Е.А. Пронин, И.В. Переверзева, А.В. Чернышева, А.А. Зюкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 228-231.

REFERENCES

1. Pronin, E.A., Anisimov, M.P., Davidenko, I.A. and Fadeev, A.S. (2022), "Analysis of the technique of classical exercises in weightlifting depending on the method of barbell grip", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208). pp. 312-315.

2. Pronin, E.A., Fadeev, A.S., Vorkozhokov, I.I. and Petrov, V.M. (2022), "Fundamentals of the technique of throwing weights on the chest for pushing on a long cycle with a different grip of the arm of the kettlebell", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 17, No. 2, pp. 54-58.

3. Pronin, E.A. (2022), "Pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 344-346.

4. Pronin, E.A. (2022), "The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 331-335.

5. Pronin, E.A. (2022), "Individualization of the training process for the development of strength endurance in weightlifters, taking into account their somatotype", Physical culture and health, No. 2(82), pp. 231-235.

6. Pronin, E.A. (2022), "Analysis of the content of strength training of athletes in kettlebell lifting", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 17, No. 2, pp. 26-30

7. Pronin, E.A. (2022), "Features of the training regime of a kettlebell athlete", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 8, pp. 88-94.

8. Pronin, E.A., Melnikov, E.V., Sorokin, A.V. et al (2021), "Pedagogical conditions necessary for the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somato-type", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(201), pp. 357-360

9. Pronin, E.A., Suslina, I.A., Maltseva, I.V. and Zyukin, A.V. (2022), "The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Physical culture and health, No. 1 (81), pp. 245-251.

10. Pronin, E.A., Pereverzeva, I.V., Chernysheva, A.V. and Zyukin, A.V. (2021), "Factors determining the need to take into account somatotypes in the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 228-231.

Контактная информация: rabotnik2809@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2022

УДК 796.332

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ КОМАНД МОЛОДЕЖНОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕМЬЕР ЛИГИ ОТ СРЕДНЕГО РОСТА

ИГРОКОВ

Ильнур Рафкатович Фаткуллов, кандидат педагогических наук, доцент, Никита Сергеевич Суслов, магистрант, Марат Ильдарханович Галяутдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, Алмаз Муллаянович Ситдиков, старший преподаватель Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

При селекции в детско-юношеском футболе рост игрока имеет самое главное значение. Например, при отборе спортсменов на позиции вратаря, центрального защитника или нападающе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.