_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 159.943
Фещенко Дмитрий Евгеньевич,
бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] г. Санкт-Петербург Москаленко Игорь Сергеевич доцент СПбГАСУ, канд. пед. наук, [email protected] г. Санкт-Петербург Корюхин Максим Алексеевич бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] г. Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ О ВОЛЕВЫХ АСПЕКТАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ ВУЗОВ
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к процессу физического воспитания таких студентов, которые имеют некие особенности в физическом развитии.
Ключевые слова Физическое развитие, воля, физическое воспитание, лфк.
Анализ литературных данных и практика работы вузов показывает, что в последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих отклонения здоровья. Наблюдается тенденция повышения численности студентов подготовительных групп и групп слабого физического развития, при этом численность студентов в основной группе снижается [3].
Подходы к процессу физического воспитания таких студентов имеют свои особенности, требуют большого внимания и учета психологических факторов. Именно для этой категории наиболее актуальны такие задачи как:
• содействие разностороннему развитию организма, сохранение и укрепление здоровья, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
• повышение уровня физической работоспособности, развитие профессионально важных физических качеств;
• формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие навыков здорового образа жизни;
• освоение основных двигательных умений и навыков;
• приобретение знаний и навыков закаливания, методики проведения самостоятельных занятий, проведение самоконтроля и самомассажа.
Литературных данных об особенностях мотивационно-волевой сферы студентов, нуждающихся в занятиях в специальных медицинских группах (СМГ) недостаточно.
Опыт работы с таким контингентом показывает, что «студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физической культуры еще в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, играть в игры, не умеют, как правило, плавать и пр.» [6].
Это обстоятельство свидетельствует о том, что данный контингент, вероятно, характеризуется слабой мотивацией физкультурно-спортивной деятельности. В частности, к таким мотивам относятся выявленные М.А. Арвисто мотивы занятия спортом на этапе начальной подготовки: удовольствие, получаемое от процесса занятиями спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации, к развитию волевых качеств [1].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Можно предположить, что такое снижение мотивации связано с тем, что студентам не всегда понятна и очевидна эффективность методик лечебной физкультуры, направленных прежде всего на учет нозологических особенностей студента.
Если для спортсменов в мотивах спортивной деятельности выражены значимость потребности в славе и личном престиже, коллективистической направленности личности (чувство ответственности перед другими людьми) [2], то для студентов с ограниченными возможностями по здоровью эта мотивация вряд ли может служить основой для занятий лечебной физкультурой.
Учитывая вышесказанное и принимая во внимание жизненно важную необходимость занятий лечебной физкультурой представляется крайне важным обратить внимание на развитие волевых характеристик личности студентов специальных медицинских групп.
Как отмечает Е.П. Ильин развитию подлежит не абстрактная «сила воли», а «конкретные компоненты воли и конкретные компоненты «силы воли» (волевые качества) причем специфическими для них методами» [4, стр. 188]. Таким компонентом является, по И.М. Сеченову, моральный компонент (идеалы, мировоззрение, нравственные установки). Этот компонент формируется в процессе воспитания. Но есть и компоненты, которые не связаны с воспитанием, например, типологические свойства нервной системы, которые определяются генетическими факторами и у взрослых людей не изменяются [4,7]. Это обстоятельство требует учета генетических и социальных детерминант в природе конкретных волевых качеств.
Важным аспектом формирования волевых качеств является самовоспитание воли. В связи с этим одним из элементов программы физического воспитания для студентов СМГ может быть включение как в теоретическую так и практическую часть курса вопросов самовоспитания воли, развитие навыков разработки программы самовоспитания «силы воли».
Еще в 1974 году В.К. Калин и В.П. Мунтян показали эффективность использования психорегулирующей тренировки для развития способности к волевому усилию [5]. Эксперименты показали, что мышечная работа становилась более реактивной по мере проведения цикла занятий по такой тренировке.
Из всего вышесказанного следует, что для достижения задач физического воспитания студентов специальных медицинских групп необходимо учитывать не только особенности нозологии каждого студента, но и имеет смысл включать в программу обучения физкультуре вопросы формирования волевых характеристик личности, в частности, формирование морального компонента «силы воли», навыков самовоспитания воли, различных приемов развития способности к волевому усилию. А также необходимо учитывать генетическую обусловленность некоторых волевых качеств.
Список использованной литературы
1. Арвисто М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. М.: ФиС,1982.
2. Дамадаева А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. Вып. 12. С. 58-63.
3. Иванова Н.Л. Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и ВУЗов: Учебно-методическое пособие. - М.: 2012. - 81с.
4. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб: Издательство «Питер». 2000. - 288 с.
5. Калин В.К., Мунтян В.П. Психорегулирующая тренировка как средство повышения способности к волевым усилиям // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1974.
6. Мазина Д.И., Егорычева В.Е., Чернышева И.В. Лечебная физкультура в вузах // Международный журнал экспериментального образования, № 7, 2014, стр. 97.
7. Фещенко Е.К. Дифференциальный подход к изучению волевых качеств, связанных с достижением цели // Психологическая служба образования. Материалы докладов конференции. С-Пб. 1997.
© Фещенко Д.Е., Москаленко И.С., Корюхин М.А., 2017