Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное программное обеспечение / инновационные образовательные технологии / виртуальная реальность / цифровизация образования / инновационный образовательный продукт / программа-эмулятор / innovative software / innovative educational technologies / virtual reality / digitalization of education / innovative educational product / emulator program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П В. Разбегаев

В статье рассматривается проблема информационных технологий в аспекте внедрения инновационного программного обеспечения в образовательном процессе вузов системы МВД России. Автором определены основные источники создания новых инновационных продуктов. Исследователем приведены технические характеристики нескольких инновационных образовательных продуктов, предоставленных разработчиками («Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства»», «Автоматизированное рабочее место следователя (дознавателя)», «Эмулятор комплекса исследования мобильных устройств, используемого в раскрытии преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий»), отмечены их положительные стороны, анализируется результативность их использования в процессе обучения на занятиях разного типа. Результаты исследования показали, что внедрение и активное использование инновационного программного обеспечения позволяет обеспечить достижение более высоких образовательных результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П В. Разбегаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE SOFTWARE IN THE PROCESS OF TRAINING EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with a problem of information technology in the aspect of the introduction of innovative software in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author identifies the main sources of creation of new innovative products. The researcher presents the technical characteristics of several innovative educational products provided by the developers (“Software package ‘Published judicial practice of courts of various instances on the application of the provisions of criminal procedure legislation’”, “Automated workplace of the investigator (inquirer)”, “Emulator of the mobile device research complex used in the disclosure of crimes in the field of information and telecommunication technologies”), their positive sides are noted, the effectiveness of their use in the learning process in different types of classes is analyzed. The results of the study showed that the introduction and active use of innovative software makes it possible to achieve higher educational learning outcomes.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

УДК 373

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: [email protected]

ON THE ISSUE OF THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE SOFTWARE IN THE PROCESS OF TRAINING EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article deals with a problem of information technology in the aspect of the introduction of innovative software in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author identifies the main sources of creation of new innovative products. The researcher presents the technical characteristics of several innovative educational products provided by the developers ("Software package 'Published judicial practice of courts of various instances on the application of the provisions of criminal procedure legislation'", "Automated workplace of the investigator (inquirer)", "Emulator of the mobile device research complex used in the disclosure of crimes in the field of information and telecommunication technologies"), their positive sides are noted, the effectiveness of their use in the learning process in different types of classes is analyzed. The results of the study showed that the introduction and active use of innovative software makes it possible to achieve higher educational learning outcomes.

Key words: innovative software, innovative educational technologies, virtual reality, digitalization of education, innovative educational product, emulator program

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

В статье рассматривается проблема информационных технологий в аспекте внедрения инновационного программного обеспечения в образовательном процессе вузов системы МВД России. Автором определены основные источники создания новых инновационных продуктов. Исследователем приведены технические характеристики нескольких инновационных образовательных продуктов, предоставленных разработчиками («Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства»», «Автоматизированное рабочее место следователя (дознавателя)», «Эмулятор комплекса исследования мобильных устройств, используемого в раскрытии преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий»), отмечены их положительные стороны, анализируется результативность их использования в процессе обучения на занятиях разного типа. Результаты исследования показали, что внедрение и активное использование инновационного программного обеспечения позволяет обеспечить достижение более высоких образовательных результатов обучения.

Ключевые слова: инновационное программное обеспечение, инновационные образовательные технологии, виртуальная реальность, цифро-визация образования, инновационный образовательный продукт, программа-эмулятор

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена постоянно увеличивающейся потребностью в квалифицированных специалистах, подготовка которых реализуется в постоянно обновляющейся образовательной среде с применением огромного количества инновационных образовательных продуктов, технологий [1-6].

Целью данной статьи является установить корреляцию между использованием инновационных образовательных продуктов и результативностью образовательного процесса в ходе профессионального обучения в образовательных организациях МВД России.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования стали следующие:

- определить источники создания инновационных продуктов в рамках цифровизации образования;

- охарактеризовать основные инновационные образовательные продукты, применяемые в образовательных организациях МВД России в качестве передового опыта.

Основные методы исследования:

- теоретические - анализ источников, литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных данных;

- практические - наблюдение, беседы с представителями профессорско-преподавательского состава, курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД Российской Федерации, анкетирование обучающихся.

Методологическая основа проведенного исследования - идеи личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов в образовании.

Научная новизна статьи определяется необходимостью актуализации применения инновационных образовательных технологий в образовательном процессе в системе вузов МВД РФ в связи с решением современных профессиональных вызовов.

Теоретическая значимость воплощена в расширении педагогического знания о категории «инновационные образовательные технологии»; обоснована актуальность применения технологий виртуальной реальности, программ-эмуляторов в практике преподавания профессиональных дисциплин в соответствии с реализуемыми программами высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел России.

Практическая значимость заключается в проведении анализа инновационных образовательных продуктов, используемых в практике преподавания профессиональных дисциплин в высших учебных заведениях системы МВД России. Полученные результаты могут использоваться педагогами-практиками при подготовке лекционных курсов и практических занятий в проведении практики курсантов и слушателей, обучающихся по программам ВО МВД России, а также всеми, кто интересуется проблемой внедрения инновационных технологий в рамках цифровизации образования.

Новые информационные технологии все более активно оказывают влияние на изменение всех сторон жизни общества. Особо значимым является примене-

ние новых информационных технологий в сфере образования [1; 2]. Рассмотрим внедрение новых информационных технологий на примере ведомственных вузов системы МВД России.

Нормативные правовые акты МВД России уделяют особое внимание внедрению результатов научных исследований как в практику деятельности правоохранительных органов, так и в деятельность образовательных и научных организаций системы МВД России.

Неслучайно одной из задач научной деятельности в системе МВД России является нацеленность системы организации научной деятельности на приоритетные потребности органов внутренних дел, выявление наиболее актуальных проблем в их деятельности и научную разработку методов их решения [3].

Выделим следующие источники создания новых инновационных продуктов:

- собственные разработки педагогических работников вузов системы МВД России;

- использование сторонних разработок;

- применение программ-эмуляторов, предоставленных разработчиками.

Обратимся к некоторым примерам использования инновационных продуктов согласно предложенной классификации на примере вузов МВД России.

Волгоградская академия МВД России реализует программу подготовки специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел. Обеспечение качественной подготовки последних обусловливает необходимость создания соответствующих условий для возможности комплексного изучения ими, как уголовно-процессуального законодательства, так практики его применения, что предопределяет специфику методики их обучения.

Одним из приоритетных направлений деятельности профессорско-преподавательского состава Волгоградской академии МВД России является поиск новых форм, методов и средств обучения, которые способствовали бы сохранению высокого качества подготовки молодых специалистов для органов внутренних дел при оптимизации временных затрат последних на усвоение учебного материала.

Так, кафедрой уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел совместно с кафедрой информатики и математики была проведена работа по разработке и внедрению в образовательный процесс Волгоградской академии МВД России программы для ЭВМ «Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства»» [4]. Данная программа направлена, с одной стороны, на комплексное усвоение учебного материала, с другой - на облегчение данного процесса. При этом программа адаптирована и структурирована в соответствии с тематическим планом изучения, следующих учебных дисциплин: «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» и «Актуальные проблемы отдельных отраслей права».

Данный программный комплекс представляет собой не требующее установки на компьютер автономное приложение, созданное для работы под управлением операционной системы MS Windows. Оно позволяет осуществлять доступ к локальной базе структурированных судебных решений судов различных

инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства с возможностью их обновления.

Интерфейс разработанного программного комплекса состоит из основного меню для выбора раздела и группы документов, а также двух панелей:

- панели для работы с изучаемым документом;

- панели, позволяющие пользователю вести при этом свои записи по оперативному поиску решений практических задач по изучаемой теме учебной дисциплины.

Помимо указанного, к функционалу программы можно отнести возможность копирования необходимых фрагментов текста документа как в буфер обмена, так и непосредственно в заметки. При этом для удобства пользователя к выделенному фрагменту автоматически добавляется ссылка на документ, из которого он скопирован.

Апробация программы показала положительное влияние на уровень усвоения учебного материала, повышение успеваемости обучающихся в целом, а также на формирование научного интереса курсантов, активизацию их участия в подготовке научно-исследовательских работ, с которыми впоследствии они принимают активное участие в научно-представительских и конкурсно-оценочных мероприятиях. Это, безусловно, сказывается на повышении качества подготовки молодых специалистов. Следует отметить, что указанная программа является облегченным вариантом существующих справочно-правовых систем, которая знакомит и формирует навыки поиска необходимой информации в тексте нормативных правовых актов, а также судебной и следственной практики.

Профессорско-преподавательским составом кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина и обучающимися в образовательной и научно-исследовательской деятельности активно используются возможности автоматизированного рабочего места следователя (дознавателя) (далее - АРМ), размещенного на платформе образовательного портала института в разделе «Учебная работа» [5].

Возможности АРМ предполагают доступ к образцам процессуальных документов, в том числе к статистическим карточкам учета преступлений, справочникам для их заполнения, а также актуальным ведомственным и межведомственным приказам, регламентирующим деятельность сотрудников органов предварительного расследования.

В разделе «Методические материалы» АРМ пользователи цифровой платформы имеют доступ к следующим научно-исследовательским и учебно-методическим материалам:

1) аналитические обзоры по материалам судебно-следственной и правоприменительной практики по отдельным видам преступлений и различным направлениям деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел;

2) методические рекомендации, посвященные организационно-правовому и криминалистическому обеспечению производства отдельных следственных действий, в особенности при расследовании преступлений, совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий в условиях развития цифровизации экономико-правовых и общественных отношений;

3) учебная литература, подготовленная профессорско-преподавательским составом кафедры уголовного процесса и поступившая из других образовательных организаций МВД России.

В 2021 году авторским коллективом института при участии филиалов кафедры уголовного процесса был подготовлен «Межкафедральный обучающий комплекс по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации», который был размещен в разделе «Учебная работа» - «АРМ (новое)» образовательного портала института.

Представленная автоматизированная информационная система состоит из интерактивной платформы, включающей совокупность практических заданий, в результате выполнения которых формируются соответствующие компетенции, позволяющие выпускнику в последующем осуществлять профессиональную деятельность в должности следователя или дознавателя.

Обучающий комплекс подготовлен в соответствии с двумя разделами, предполагающими раскрытие и расследование отдельных видов преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации:

- первый раздел «Обучение действиям, направленным на раскрытие и расследование преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации»;

- второй раздел «Обучение действиям, направленным на раскрытие и расследование преступлений, связанных с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ».

В вариантах практических заданий содержатся фабула совершенного преступления, учебные видеофрагменты для квалификации деяния и определения обучающимися тактических и психологических особенностей в различных следственных ситуациях, различные виды процессуальных и служебных документов, изучение и правильность заполнения которых выступает неотъемлемой частью успешного решения практического задания.

Выполнение обучающимся выбранного задания предполагает квалификацию деяния по представленному в задании видеофрагменту; планирование комплекса розыскных, следственных и иных процессуальных действий по представленной фабуле в видеосюжете; возможность изучения процессуальных и

служебных документов; формирование и использование справочно-методиче-ских материалов, а также поиск необходимой информации из массива данных, находящихся в комплексе (нормативные правовые акты направлены на формирование соответствующих компетенций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России для профессионального выполнения своих обязанностей в дальнейшей служебной деятельности). В этом же разделе размещен учебный видеофильм, подготовленный кафедрой уголовного процесса совместно с кафедрой криминалистики, адъюнктурой, факультетом подготовки дознавателей института, об алгоритме организационно-процессуальных действий дознавателя по сообщению об угоне и хищении имущества из автомобиля. С использованием материалов видеофильма с обучающимися рассматриваются отдельные вопросы, связанные с действиями следственно-оперативной группы при производстве осмотра места происшествия, в частности особенности процессуальной деятельности дознавателя и криминалистической деятельности эксперта-криминалиста. Содержательная часть видеофильма способствует формированию и совершенствованию у обучающихся компетенций, связанных с процессуальными нормами организации осмотра места происшествия при расследовании обозначенной категории уголовных дел.

Кроме того, данный видеофильм позволяет исключить типичные ошибки, допускаемые дознавателями при организации и производстве осмотра места происшествия по преступлениям, связанным с угоном автомобиля. В перспективе запланировано расширение возможностей АРМ, в том числе за счет расширения составов преступлений в Межкафедральном комплексе по раскрытию и расследованию преступлений, подготовка учебного видеофильма о процессуальных и организационных аспектах деятельности следователя при расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков посредством распространения с помощью информационно-компьютерных технологий.

Продолжая работу в рамках профиля образовательной организации, в Омской академии МВД России кафедрой оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в текущем году разработан и внедрен в образовательный процесс эмулятор комплекса исследования мобильных устройств, используемого в раскрытии преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, применяемого в качестве имитационного комплекса для приобретения навыков его практического применения в деятельности по раскрытию преступлений, а также выработки комплексного подхода к использованию всего арсенала средств и методов оперативно-розыскной деятельности в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации [6].

Эмулятор разработан на основе реального аппаратно-программного комплекса UFED, что позволяет закрепить навык его использования в практической деятельности. Перед использованием эмулятора обучающемуся разъясняются возможности аппаратно-программного комплекса, а также процедура получения информации. Затем предлагается самостоятельно ввести учетные данные для получения доступа к исследуемому мобильному устройству, после ввода которых отображается марка и модель устройства, серийный номер и номер 1МЕ1. Обучающийся получает возможность ознакомиться с содержанием разделов исследуемого устройства.

На следующем этапе обучающиеся получают доступ к конкретной информации, содержащейся на устройстве. Задача обучающихся - проанализировать полученную информацию и использовать ее в ходе раскрытия преступления, осуществляемого в рамках комплексных учений, проводимых кафедрой оперативно-розыскной деятельности совместно с кафедрами уголовного процесса, деятельности органов внутренних дел в особых условиях, криминалистики и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел.

Анализ результатов использования показал, что применение эмулятора комплекса исследования мобильных устройств, используемого в раскрытии преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, при проведении практических занятий можно считать наиболее актуальным и востребованным в современных условиях, так как он позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сформировать необходимые профессиональные компетенции у обучающихся. Положительный опыт методической и образовательной деятельности, который был выявлен в результате проведения занятий, показал свою высокую эффективность и необходимость широкого применения в образовательном процессе, научной деятельности академии и других образовательных организаций МВД России. Указанный положительный опыт с учетом современных требований к подготовке сотрудников органов внутренних дел перспективен, востребован и подлежит распространению среди образовательных организаций МВД России.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Внедрение в образовательной процесс вузов МВД России инновационного программного обеспечения, продуктов новых информационных технологий может осуществляться различными путями.

2. Все они способствуют формированию у обучающихся в вузах МВД России необходимых компетенций в области знания функций и конкретных возможностей профессионально ориентированных информационно-поисковых систем, умения решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи.

3. Следует отметить повышение результативности образовательного процесса при использовании инновационных образовательных продуктов и технологий в рамках профессионального обучения в организациях МВД России.

Библиографический список

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г № 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Разбегаев П.В. Инновационные технологии образовательной системе МВД РФ. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95).

3. Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России. Приказ МВД России стг 28 апреля 2023 г № 260. Available at: https://mvd.ru/ upload/site152/folder_page/006/155/670/Novyy_260_2.pdf

4. Свежинцев Е.И., Еськин Д.Л. Компьютерная программа «Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства»». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612436 от 28.02.2022. Available at: https://new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2022612436&TypeFile=html

5. Автоматизированное рабочее место следователя (дознавателя). Available at: https://белюи.мвд.рф/upload/site131/document_f¡le/Samoobsledovanie_Bel_YuI_MVD_ Rossii_imeni_I.D._Putilina_za_2016_(na_01.04.2017).pdf

6. Эмулятор комплекса исследования мобильных устройств. Available at: https://ома.мвд.рф/upload/site129/document_journal/Vypusk_130.pdf

References

1. O Strategiirazvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federaciina 2017-2030gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Razbegaev P.V. Innovacionnye tehnologii obrazovatel'noj sisteme MVD RF. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95).

3. Ob organizacii nauchnoj i nauchno-tehnicheskoj deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii. Prikaz MVD Rossii ot 28 aprelya 2023 g. № 260. Available at: https://mvd.ru/upload/site152/ folder_page/006/155/670/Novyy_260_2.pdf

4. Svezhincev E.I., Es'kin D.L. Komp'yuternaya programma «Programmnyj kompleks «Opublikovannaya sudebnaya praktika sudov razlichnyh instancij po primeneniyu polozhenij ugolovno-processual'nogo zakonodatel'stva»». Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya 'EVM № 2022612436 ot 28.02.2022. Available at: https://new.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2022612436&TypeFile=html

5. Avtomatizirovannoe rabochee mesto sledovatelya (doznavatelya). Available at: https://belyui.mvd.rf/upload/site131/document_file/Samoobsledovanie_Bel_YuI_MVD_Rossii_ imeni_I.D._Putilina_za_2016_(na_01.04.2017).pdf

6. 'Emulyator kompleksa issledovaniya mobil'nyh ustrojstv. Available at: https://oma.mvd.rf/upload/site129/document_journal/Vypusk_130.pdf

Статья поступила в редакцию 11.10.23

УДК 378.001.891

Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations

(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

CONCEPT APPARATUS OF RESEARCH: ACCENTS AND APPROACHES. The article substantiates the need to apply the principle of correlation when writing the conceptual apparatus of scientific research, makes the main emphasis on those blocks of the Introduction that are especially in need of a competent correlation and clear interconnection of the sections of the conceptual apparatus, which are competently constructed groups of relations expediently connected with each other. The conceptual apparatus appears in the form of a concise presentation of the main idea of scientific research, involves the reproduction of the entire dissertation briefly, generalized, while preserving its main provisions and ideas. In the conceptual apparatus of the dissertation, there should be a clear interconnection of individual functional blocks: relevance, degree of development of the problem, problem, contradictions, object, subject. which are competently constructed groups of relationships that are expediently connected with each other. The author comes to the conclusion that the conceptual apparatus, as a logically built system, is a kind of digest of the entire dissertation, familiarization with which allows you to assess the significance of the work done, its results for science, and what the dissertation gives scientists in terms of perspective. The practical significance of the article is determined by a specific example of demonstration of the principle of correlation of individual blocks of the Introduction.

Key words: scientific research methodology, correlation principle, conceptual apparatus, dissertation research

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКЦЕНТЫ И ПОДХОДЫ

В статье обоснована необходимость применения принципа корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования, сделаны главные акценты на блоках Введения, особо нуждающихся в грамотном соотношении и четкой взаимосвязи разделов понятийного аппарата, представляющих собой грамотно построенные группы отношений, целесообразно связанных друг с другом. Понятийный аппарат выступает в виде сжатого изложения основной идеи научного исследования, предполагает воспроизведение всей диссертации кратко, обобщенно, сохраняя при этом ее основные положения и идеи. В понятийном аппарате диссертации должна наблюдаться четкая взаимосвязь отдельных функциональных блоков: актуальность, степень разработанности проблемы, проблема, противоречия, объект, предмет, представляющих собой грамотно построенные группы отношений, целесообразно связанных друг с другом. Автор приходит к выводу о том, что понятийный аппарат, как логично выстроенная система, представляет собой некий дайджест всей диссертации, ознакомление с которым позволяет оценить значимость проделанной работы, ее результаты для науки, и что диссертация дает ученым в плане перспективы. Практическая значимость статьи определяется конкретным примером демонстрации принципа корреляции отдельных блоков Введения.

Ключевые слова: методология научного исследования, принцип корреляции, понятийный аппарат, диссертационное исследование

Актуальность определяется тем, что на сегодняшний день в отечественной педагогической методологии сложились научные школы, обладающие собственным видением по вопросу планирования научного исследования, логике подачи исследовательских находок, инновационного материала, применения научных принципов в презентации научного текста и прикладной методологии, подтверждающей авторские выводы фундаментальной главы.

Кроме того, на сегодняшний день, большинство диссертационных советов выдвигает собственные требования по оформлению диссертационного исследования, к построению понятийного аппарата, необходимого блокового ряда Введения или вводной части диссертации, занимающей в диссертации от 15 до 20 страниц текста. Можно добавить, что сегодня увеличилось количество диссертационных советов нового формата, обладающих собственным правом выдавать дипломы того или иного уровня, определённым количеством членов.

Однако нужно согласиться с доводом, что есть некий основной запрос и предписание, которые непременно должны учитываться в ходе составления

научного труда, независимо от той или иной научной школы, что выдвинуто в рамках требований Высшей аттестационной комиссии. Несогласованность и часто заниженные требования к диссертационным работам, понятийному аппарату приводят к массовому отклонению уже защищенных работ по причине несоответствия требованиям ВАК [1-6].

Цель данной статьи состоит в рассмотрении понятийного аппарата исследования.

Основные задачи статьи видятся в рассмотрении принципа корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования, расставлении акцентов на блоках Введения, нуждающихся в грамотном соотношении и четкой взаимосвязи разделов понятийного аппарата.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в том, что рассмотрен принцип корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования, расставлены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.