Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА": СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА": СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балалаева Марина Викторовна

В настоящей статье анализируется современное состояние и перспективы внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий преподавания дисциплины «Криминалистика». Автор полагает, что применение инновационных педагогических технологий в преподавании дисциплины «Криминалистика» предусматривает обновление содержания обучения через сочетание классических форм обучения с интерактивными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR TEACHING THE DISCIPLINE "CRIMINALISTICS": CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article analyzes the current state and prospects for the introduction of innovative pedagogical technologies in the educational process of teaching the discipline "Criminalistics". The author believes that the use of innovative pedagogical technologies in teaching the discipline "Criminalistics" provides for updating the content of training through a combination of classical forms of training with interactive ones.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА": СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Балалаева Марина Викторовна

кандидат юридических паук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС

Balalaeva Marina Viktorovna

candidate of ¡aw, associate professor, associate professor of the department of legal support of national security of the Nlzhny Novgorod institute of management — branch of the RANe.PA

E-mail: marina.balalaeva. [email protected]

Инновационные педагогические технологии преподавания дисциплины «Криминалистика»: современное состояние и перспективы внедрения в образовательный процесс

Innovative pedagogical technologies for teaching the discipline "Criminalistics": current state and prospects for implementation in the educational process

Аннотация. В настоящей статье анализируется современное состояние и перспективы внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий преподавания дисциплины «Криминалистика». Автор полагает, что применение инновационных педагогических технологий в преподавании дисциплины «Криминалистика» предусматривает обновление содержания обучения через сочетание классических форм обучения с интерактивными.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, дисциплина «Криминалистика», интерактивные формы обучения, криминалистический полигон, технология проблемного обучения; технология ситуационного обучения.

Annotation. This article analyzes the current state and prospects for the introduction of innovative pedagogical technologies in the educational process of teaching the discipline "Criminalistics". The author believes that the use of innovative pedagogical technologies in teaching the discipline "Criminalistics" provides for updating the content of training through a combination of classical forms of training with interactive ones.

Keywords: innovative pedagogical technologies, discipline "Criminalistics", Interactive forms of training, forensic polygon, technology of problem-based learning; technology of situational learning.

Инновационные педагогические технологии в высшем учебном заведении в настоящее время являются предметом оживленных дискуссий в научной и педагогической среде. И это не случайно, поскольку, подготовка высококвалифицированного специалиста в любой сфере требует от преподавателя освоения не только традиционных методов и средств обучения, но и внедрение новых инновационных технологий. Не вызывает сомнения, что «специфика преподавания курса криминалистики заключается главным образом в тех формах обучения, которые преследуют цель привития обучающимся определенных умений и навыков развития их субъективных качеств»1.

Главной задачей применения инновационных технологий в процессе преподавания той или иной учебной дисциплины в высшем учебном заведении является сделать изучение дисциплины интересной, увлекательной и насыщенной. Специфической особенностью криминалистического образования является его практическая направленность, которая может получать выражение в отработке практических навыков по работе со следами преступления и преступника, производства отдельных следственных действий, а также грамотного оформления результатов уголовно-процессуальной деятельности лицом,

1 Белкин P.C. Курс криминалистики: Криминалистические средства, приемы и рекомендации: в 3 т. Т. 3. — М.: Юристъ, 1997. — С. 449.

работающим с криминалистически значимой информации. Нельзя не согласиться с С.Ю. Журавлевым, что, в настоящее время «в учебном процессе сохраняются тенденции теоретизации обучения, незначительно формируется навык практической деятельности»1. Со своей стороны отметим, что данная тенденция, в основном характерна для студентов, изучающих криминалистику в «гражданских» образовательных учреждениях. Но, вместе с тем, интерактивное обучение, являясь одной из форм реализации инновационных педагогических технологий, позволяет проводить и теоретические занятия в группах с активизацией совместной интеллектуальной деятельности. Кроме того, по нашему мнению, инновационные педагогические технологии должны применяться преимущественно в тех группах, в которых студенты к началу изучения криминалистики уже обладают определенным набором компетентностных характеристик. Не случайно, согласно структуре образовательной программы, криминалистика изучается после реализации таких учебных дисциплин, как уголовное право и уголовный процесс, являющихся своеобразным фундаментом для ее усвоения. В этом ключе особый интерес представляет междисциплинарное обучение, в рамках которого у студентов развивается не только криминалистическое мышление, но и прививается навык составления криминалистического обоснования принимаемых уголовно-процессуальных решений.

На наш взгляд, наиболее перспективными инновационными педагогическими технологиями преподавания дисциплины «Криминалистика» являются: а} технология проблемного обучения; 6} технология ситуационного обучения; в) информационно-коммуникативные технологии. Остановимся на данных технологиях более подробно.

Технология проблемного обучения реализуется как в процессе теоретического обучения, так и в процессе отработки практических навыков на практических занятиях. Например, в процессе лекционного занятия, преподаватель путем сочетания таких средств общения с обучаемыми, как монолог, дискуссия, диалог активизирует совместную интеллектуальную деятельность с обучаемыми, а также способствует познавательной активности студентов в рамках рассматриваемой темы. Кроме того, в процессе лекции преподаватель акцентирует внимание на отдельных проблемных вопросах рассматриваемой темы, тем самым развивая исследовательскую и поисковую деятельность обучающихся. Также к проведению лекционного занятия целесообразно привлекать представителей правоприменительной практики, что, будет способствовать, во-первых, творческому усвоению будущими специалистами закономерностей экспертной и следственной практики, а, во-вторых, способствовать решению поставленной преподавателем проблемы не только с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и в процессе анализа алгоритма практической деятельности в нестандартных ситуациях.

Целью любого практического занятия по дисциплине «Криминалистика» в рамках технологии проблемного обучения является обучение навыкам интеллектуального моделирования в экспертной и следственной деятельности. Интеллектуальное моделирование обладает большим практическим потенциалом, поскольку позволяет, во-первых, выдвигать версии в заданной преподавателем следственной ситуации; во-вторых, в зависимости от выдвинутой версии осуществлять планирование расследования; в-третьих, подготовить и составить уголовно-процессуальные документы. Кроме того, в рамках проведения практических занятий обучаемые получают навыки анализа и синтеза криминалистически значимой информации, что в дальнейшем необходимо для изучения методики расследования отдельных видов преступлений. Также в рамках данной инновационной технологии в ходе проведения практических занятий нами применяются такие интерактивные методы как: «направляемая дискуссия» и «проблемные задания», позволяющие мотивировать студентов к более глубокому изучению учебной дисциплины «Криминалистика».

Технология ситуационного обучения в большей мере находит свое выражение на практических занятиях, и позволяет смоделировать ситуацию, близкую к реальности. Данная технология реализуется на базе криминалистического полигона, либо криминалистической лаборатории. Большим преимуществом криминалистического полигона является возможность преподавателя в зависимости от темы занятия смоделировать определенную следственную ситуацию, при этом учитывая как сложность данной ситуации, так и уровень подготовки студентов по дисциплинам, связанным с криминалистикой. На наш взгляд, большим практическим потенциалом обладает метод поведенческого моделирования, позволяющий сделать практическое занятие более насыщенным и интересным, и, вместе с тем, учесть уровень подготовки каждого студента. Однако, криминалистический полигон по своей наполняемости должен соответствовать современному уровню развития науки и техники и содержать большое количество материальных объектов. Перспективным направлением развития криминалистического полигонного комплекса должно стать его наполнение компьютерным программным обеспечением, которое в трехмерном графическом изображении моделировало бы следственные ситуации, и позволяло обучаемым не только решать какую-либо конечную задачу, но и концентрироваться на промежуточной и уже на этом этапе анализировать криминалистически значимую информацию и принимать уголовно-процессуальные решения.

1 Журавлев С.Ю. Криминалистические и междисциплинарные инновационные технологии совершенствования учебного процесса /Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — № 1 (29). —С. 199.

При этом нам также перспективным направлением представляется создание межкафедральных криминалистических полигонов, что позволяет, существенным образом сэкономить на аудиторном фонде, являющейся сегодня насущной проблемой отдельных образовательных организаций.

Информационно-коммуникативные технологии обеспечивают реализацию принципа наглядности педагогического процесса в процессе преподавания криминалистики. Основную, но не единственную роль здесь играет мультимедийное оборудование, которое позволяет «сделать наглядными и более понятными многие технические аспекты криминалистических исследований»1. Средства реализации информационно-коммуникативных технологий должны быть направлены, прежде всего, на создание такой интерактивной информационно-образовательной среды, которая бы позволила передать студенту сложную криминалистически значимую информацию, и при этом обеспечивала бы максимальную степень наглядности.

В нашей педагогической практике информационно-коммуникативные технологии применяются достаточно широко. Так, например, семинары по отдельным темам проводятся в режиме интерактивных занятий с применением интерактивных методов, наполненных криминалистическим содержанием (кейс-метод, ситуационный подход к решению учебной задачи). Обучаемые не только получают возможность систематизировать изученный материал, но и в интерактивной форме решить кроссворд, кейс-задачу, а также проанализировать криминалистически значимую информацию, предлагаемую в видео-задаче. Кроме того, в рамках изучения таких разделов криминалистики как «Криминалистическая техника» и «Криминалистическая тактика», студенты получают возможность, используя программные средства обеспечения наглядности, создать композиционный портрет человека на практическом занятии по теме «Криминалистическая габитология», а также осуществить виртуальный осмотр места происшествия, или произвести виртуальный обыск, приобретая при этом навык составления уголовно-процессуальных документов. Так, например, комплекс виртуального ситуационного моделирования «Виртуальный осмотр места происшествия» имеет большие возможности по созданию мест происшествий, при этом преподаватель имеет возможность моделировать ситуации различного уровня сложности. В результате студенты полностью включаются в процесс производства осмотра места происшествия, а преподаватель в режиме реального времени контролирует правильность выполнения смоделированных ситуаций. Перспективным направлением развития данных технологий является дальнейшая разработка подобных комплексов для их использования в процессе изучения криминалистической методики.

Весьма перспективным направлением реализации инновационных технологий в образовательном процессе представляется разработанный в Нижегородской академии МВД России формат проведения научно-практической олимпиады по криминалистике в форме квеста, где участники закрепляют полученные знания, у обучаемых вырабатываются навыки логически мыслить и использовать технические средства для получения информации о совершенном преступлении, моделируемом в игровой форме2.

В процессе нашего исследования мы предприняли попытку выявления факторов внутренней и внешней среды внедрения в образовательный процесс инновационных педагогический технологий (таблица 1).

Таблица 1

SWOT-анализ инновационных педагогических технологий преподавания дисциплины «Криминалистика»

Инновационная педагогическая технология Средства реализации Описание

Сильные стороны (возможности) Слабые стороны (угрозы)

Технология проблемного обучения — проблемно-ориентированные лекции; — привлечение представителей правоприменительной практики; — применение интерактивных методов обучения «направляемая дискуссия», «проблемные задания» — стимулирование творческой деятельности обучаемого; — активизация познавательной деятельности — большой объем времени на изучение определенной темы; — отсутствие возможности для формирования практических навыков

1 Ионова Е.В. Отдельные аспекты методики преподавания дисциплин криминалистического цикла /Е.В. Ионова, М.В. Савельева, A.B. Смушкин //Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — № 2. — С. 253.

2 Лапшин В.Е.. Кузьменко Е.С. Особенности организации и проведения научно-практической олимпиады по криминалистике в формате квеста/ГОбразование. Наука. Карьера /Сборник научных статей 2-й Международной научно-практической конференции. — Курск, 2019. — С. 128.

Технология ситуационного обучения {Кейс-метод) — компьютерные программы, включающие в себя: кейс-задачи, кроссворды и видеоролики по изучаемым темам; — совокупность технико-криминалистических средств, предназначенный для обнаружения, фиксации и изъятия различных видов материальных следов, а также их исследования; — имитационная модель изучаемого процесса — решение тактических задач; — усвоение конкретных навыков и установок, связанных с выполнением практического задания; — обеспечение обратной связи преподавателя и обучаемого; — формирование навыков оценки различных версий в условиях неопределенности; — позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемого — отсутствие результатов при слабой сформированное™ компетенций; — высокий уровень требований к квалификации преподавателя

Междисциплинарное обучение — учебно-методические комплексы по дисциплинам специализации; — междисциплинарный тренинг — развитие междисциплинарного мышления студентов; — привитие навыка составления криминалистического обоснования принимаемых уголовно-процессуальных решений — отсутствие в учебных планах соответствующих комплексных дисциплин; — невысокая способность отдельных преподавателей к межпредметному мышлению

Информационно-коммуникативные технологии — мультимедийный комплекс; — тренажерный комплекс, предназначенный для проведения практических занятий и упражнений по обнаружению, изъятию, фиксации и исследованию доказательств (виртуальные компьютерные программы) — создание большого количества моделируемых ситуаций; — совершенствование навыков работы с криминалистической техникой; — возможность выдвижения криминалистических версий и их проверка; — моделирование ситуаций различного уровня сложности; — контроль знания в режиме реального времени на разных этапах выполнения заданий — обучаемый не может находиться в реальной обстановке осуществления следственной деятельности и применять имеющиеся в его распоряжении криминалистические средства; — отсутствие возможности разрешения конкретной следственной ситуации, складывающейся на момент проведения определенного следственного действия

Технология активных методов обучения Криминалистический полигон — сочетание физических моделей мест совершения преступлений с виртуальными блоками полигона; — разнообразность конструкций полигона; — возможность приобретения практических навыков проведения следственных действий в «реальных условиях»; — состязательное выполнение практических заданий; — доступ к визуальному наблюдению преподавателем за действиями обучаемых может осуществлять как на месте, так и на удаленном расстоянии. — отсутствие технической и материальной возможности оборудования и приобретения необходимых объектов, размещаемых на полигонах.

Резюмируя вышеизложенное, представляется необходимым:

1} разработать в рамках реализации междисциплинарного обучения учебно-методические комплексы с выделением учебных часов на изучение комплексной дисциплины, что позволит развить у студентов не только криминалистическое мышление, но и привить навык составления криминалистического обоснования принимаемых уголовно-процессуальных решений. Особенно актуальным это представляется для студентов, обучающихся на уголовно-правовой специализации;

2) разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий, позволяющих студентам работать не только со следами на месте происшествия, или с объектом в процессе осуществления обыска, но и планировать и производить (в зависимости от следственной ситуации) следственные действия, а также выдвигать версии по результатам их проведения. Данные интерактивные технологии позволили бы обучаемым отработать практические навыки работы с процессуальными документами, и в конечном счете сформировать макет уголовного дела, что было бы весьма полезным в рамках изучения методики расследования отдельных видов преступлений.

Таким образом, применяемые в настоящее время инновационные педагогические технологии преподавания криминалистики формируют у студентов, прежде всего, такие качества как, самостоятельность и ответственность, и вместе с тем, позволяет сформировать у обучаемых криминалистический стиль мышления, необходимый в будущей профессиональной деятельности выпускника юридического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.