13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.14 СЕЗОНОВА Т.В.
кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра криминалистики и предварительного расследования в ОВД, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова E-mail: [email protected]
UDC 378.14 SEZONOVA T.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher, Department of Criminalistics and Preliminary Investigation in the Department of internal Affairs Oryol law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after
V.V. Lukyanov E-mail: [email protected]
ИМИТАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КРИМИНАЛИСТИКЕ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ МВД
SIMULATION AND PROFESSIONAL GAMES AS AN ELEMENT OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH
IN TEACHING CRIMINOLOGY AT A DEPARTMENTAL UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
В статье рассказано о применении в преподавании криминалистики интерактивных методов - деловых игр и учений как элементов практико-ориентированного подхода. Определены признаки профессионально-ориентированные игр. Приведены примеры проведения занятий с использованием указанных методов на специализированных полигонах.
Ключевые слова: преподавание криминалистики, практико-ориентированный подход, имитационно-профессиональные игры, специфика деловых и ролевых игры, учения
The article describes the use of interactive methods of business games and exercises as elements of a practice-oriented approach in teaching criminology. The signs of professionally-oriented games are determined. Examples of conducting classes using these methods at specialized training grounds are given.
Keywords: teaching criminology, practice-oriented approach, imitation-professional games, specifics of business and role-playing games, exercises.
Современная образовательная деятельность вуза определяет цели и основные задачи модернизации обучения, среди которых главной является повышение качества образования, сохранение его фундаментальности и соответствия важным и перспективным потребностям общества и личности будущего специалиста. Интегрировать теорию с практикой, устраняя возникающие противоречия, развивать у обучающихся профессионально-деловые качества, предусмотренные государственными образовательными стандартами, позволяет использование практико-ориентированного подхода. Такая форма организации обучения способствует внутренней мотивации приобретения опыта практической деятельности, поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента. Е.И. Мещерякова определяет практико-ориентированную технологию обучения как «последовательность целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, в совокупности составляющих целостную дидактическую систему, реализация которой обеспечивает формирование профессионально-значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень готовности обучаемых к осуществлению практической деятельности» [6]. При подготовке специалиста высокой квалификации, формировании его профессиональных компетенций преподавателю необходимо помнить о соблюдении одного
из основополагающих принципов образовательного процесса - принципа взаимосвязи теории с практикой. Основная задача максимально приблизить условия обучения к условиям деятельности будущего специалиста, создать предпосылки для активизации познавательной работы студентов и осознанного овладения ими необходимыми навыками, развить нужные профессионально-деловые качества личности.
Используя практико-ориентированный подход при обучении криминалистике, необходимо ориентироваться на актуальные потребности правоприменительной практики. Криминалистика - профилирующий предмет в подготовке юриста, существенно влияющий на качество юридического образования. Ещё патриарх криминалистики Ганс Гросс в своей знаменитой работе «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» отмечал, что именно благодаря этой науке «...добро должно восторжествовать во что бы то ни стало» [1]. Развивая эту мысль, В.Я. Колдин писал, что криминалистические знания являются «необходимым компонентом любого юридического знания и обязательным элементом профессиональной подготовки любого юриста» [4]. Изучение криминалистики изменяет стиль мышления человека, так как базируется на осознании сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии. Криминалистика обеспечивает специалиста суммой определенных знаний и
© Сезонова Т.В. © Sezonova T.V.
умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций. Данные познания развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее себя чувствовать в процессе общения с другими людьми. Основная цель изучения криминалистики как учебной дисциплины - подготовка специалистов, обладающих навыками теоретического и практического применения криминалистических методов, приемов и средств в процессе выявления, раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. Действия преподавателя должны быть направлены на формирование творческой личности будущего юриста-профессионала, владеющего криминалистическими средствами в деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Г. А. Зорин абсолютно справедливо указывал на необходимость «при обучении профессии научить курсантов работать самостоятельно, не боясь возможных ошибок, грамотно принимать решения и выбирать рациональные способы их выполнения, умело ориентироваться в сложных следственных ситуациях, эффективно использовать необходимые технические средства» [2].
На занятиях по криминалистике широко используют имитацию ролевых и психологических особенностей служебной деятельности, специальных ситуаций, где операционные теоретические знания получают некий практический контекст. Благодаря этому студентам прививаются профессиональные навыки и умения. Для этого используются различные виды учебных профессионально-ориентированных игр с имитацией реальной деятельности сотрудников правоохранительных органов. При организации данной деятельности важную роль играет профессиональная подготовка преподавателя, так как для достижения необходимого результата нужно умело управлять игрой, не дать ей уйти от заданного хода и подвести обучающихся к намеченным выводам. К признакам имитационной игры относят:
1) проблемную ситуацию;
2) условные смоделированные обстоятельства или объекты исследования;
3) распределенную статусно-ролевую структуру участников;
4) наличие как компромиссных, так и конфликтных ситуаций.
5) фактор времени, который может совпадать с реальным, «ускоряться» или «замедляться»;
6) систему оценивания активности и выполнения ролей участников, наличие соревнования среди участников или групп.
Специфические особенности имитационно-профессиональных игр помогают педагогам достигать гибкости в обучении. Перед началом игры необходимо провести предварительную работу с ее участниками, направленную на:
а) исследование личностных качеств, а также психологических особенностей каждого участника игры;
б) распределение ролей для создания максимально-
го психологического комфорта во время игры. Особое внимание следует уделить коммуникативным умениям и перцептивным навыкам (умению говорить и слушать, видеть позицию оппонента, проявлять эмпатию, быть стрессоустойчивым и др.).
Наиболее часто на занятиях по криминалистике преподаватели используют метод конкретных ситуаций, проводят деловые и ролевые игры. Метод конкретных ситуаций, являясь разновидностью имитационной игры, заключается в моделировании объектов и ситуаций с помощью лишь абстрактного мышления участников с целью развития представлений и воображения. Преподаватель придумывает ситуацию или берет из своей практики, рассказывает обучающимся, определяет основные проблемы и вопросы, оглашает правила обсуждения и направляет дискуссию. В конце игры оценивает результаты вместе с участниками.
Ролевая игра-это метод интерактивного обучения, позволяющий моделировать профессиональную ситуацию, требующую применения правовых и криминалистических знаний, и проигрывать соответствующие роли для решения учебной задачи. Она позволяет отработать роли участников следственных действий, их взаимосвязь, к примеру, при осмотре места происшествия или проведении допроса. Ролевая игра призвана сымитировать тактику поведения при исполнении служебной деятельности специалистами различного уровня (от подчиненных до начальствующих должностей). Здесь самым важным является правильное взаимодействие должностных лиц друг с другом и строгое выполнение соответствующих им профессиональных обязанностей. Главная цель ролевых игр-добиться слаженности в процессе взаимодействия, отработать возможные конфликтные ситуации. Обычно преподаватель создает сценарный план проведения игры, в который включаются ситуации, отражающие динамику взаимодействия сотрудников при выполнении служебных обязанностей. Методическая разработка предусматривает распределение ролей, которые воссоздаются не только на практических занятиях, но также они активно осознаются обучающимися во время самостоятельной подготовки. Эффективность данной форма работы заключается в том, что игра способствует выработке новой модели поведения, дает представление о том, как можно разрешить подобную ситуацию в реальности. Ценность данного метода в то, что если теоретическая информация быстрее стирается, то полученный в игре опыт сохраняется длительное время и имеет практическую направленность. Актуальна для занятий по криминалистике и деловая игра. Она предполагает решение реальных задач, позволяет формировать у обучающихся сложные навыки и умения выполнения различных видов деятельности в динамично меняющейся обстановке, а также развивать их профессиональное мышление. Такой вид имитации реальной служебной деятельности сотрудников ОВД позволяет студентам тренировать память, наблюдательность, способствует умению концентрироваться, позволяет совершенство-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
вать навыки вербального общения, активно работать на занятии. Задача преподавателя, как и при любой игре, четко определить игровые правила, предложить фабулу преступления, оговорить признаки, которые будут оценены, и подвести итоги работы. При проведении деловых игр на практических занятиях курсанты учатся осуществлять следственные действия, процессуально их оформлять, вырабатывают навыки применения и использования технико-криминалистических средств, а также учатся обеспечивать права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Наш опыт преподавания учебной дисциплины «криминалистика» показывает, что наиболее целесообразно использовать игры при изучении разделов «криминалистическая тактика» и «криминалистическая методика». В игре, как форме обучения, наилучшим образом воспроизводится модель оперативно-служебной обстановки. На занятиях курсанты в ходе ролевых игр имитируют производство различных следственных действий, учатся составлять процессуальные и иные документы. Выполнение ролей участников следственно-оперативной группы (СОГ) в моделируемой ситуации позволяет не только задействовать большинство обучающихся в решении поставленных задач, но и расширить их профессиональный кругозор, выработать навык самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, возникающих при производстве следственного действия. Курсанты совершенствуют умение ставить себя на место объекта и субъекта профессиональной деятельности, анализируя их психологию. Развитые коммуникативные качества позволяют строить отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Работа в группе способствует развитию навыков межличностного общения и коммуникативной компетенции будущих юристов, проявлению следователем и другими участниками своих организаторских способностей.
Таким образом, игры, используемые в профессиональной подготовке специалистов, сочетают в себе имитационные и игровые элементы. Первые имитируют предметное содержание профессии, а вторые моделируют ролевые (должностные) действия специалистов в процессе их профессионального труда [6]. Результатом моделирования становятся не только сформированные у обучающихся практические умения, но и необходимые нравственные, личностные, профессионально-деловые качества.
Для успешного проведения игр необходимо наличие материальной базы, задействованной в качестве игровой атрибутики. Мы целиком и полностью согласны с мнением Ивановой С.И. о том, что реализовать метод имитационного обучения возможно только используя специализированные полигоны [3]. Это специально оборудованные аудитории, в которых обучающиеся могут решать различные криминалистические задачи в условиях смоделированных ситуаций совершения преступления, максимально приближенных к реальным событиям. Так, например, в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова занятия
по криминалистике проводятся с использованием возможностей учебно-полигонной базы кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД. В составе базы криминалистические полигоны «Офис», «Квартира», «Отделение банка», «Магазин», «Аптека», «Комната проведения следственных действий», «Гараж», а также межкафедральный многофункциональный учебно-полигонный комплекс на загородной учебной базе института (ЗУБ). Полигоны обеспечены современными технико-криминалистическими средствами, позволяющими на практике закрепить основные умения по всем разделам криминалистики, превратив их в навыки. Оснащение учебных полигонов позволяет отработать тактические приемы при проведении отдельных следственных действий, сымитировать работу следственно-оперативной группы на месте происшествия. Занятия на учебных полигонах наиболее эффективны для реализации практико-ориентированного подхода в обучении, поскольку позволяют максимально приблизиться к практической деятельности, обеспечить предметную наглядность, самостоятельность и активность курсантов.
Более сложная форма моделирования профессиональной деятельности сотрудников полиции используется при преподавании дисциплины «Учение», которая концентрирует в себе комплекс знаний по актуальным для деятельности ОВД МВД России проблемам. Цель данной дисциплины - способствовать изучению обучающимися особенностей работы по расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в форме предварительного следствия, их профессиональной ориентации и, в конечном счёте, повышению личной заинтересованности в службе в органах внутренних дел. Особенность таких занятий, проводимых в форме игры, заключается в моделировании действий, максимально приближенных к деятельности следователя. Местом проведения учений становится межкафедральный многофункциональный учебно-полигонный комплекс на загородной учебной базе. Порядок проведения таких занятий основывается на решении тремя подгруппами обучающихся, согласно различным вводным, конкретных заданий, ситуационных задач и производстве следственных действий под руководством и контролем преподавателя по трём фабулам преступлений. При этом задействованы три различных полигона, на каждом из которых попеременно должны отработать необходимые умения, согласно конкретной фабуле, все три подгруппы. Таким образом, достигается цель привития обучающимся навыков работы в различных следственных ситуациях. Преподаватели осуществляют общее руководство, контролируя курсантов в ходе выполнения задания, вмешиваясь в процесс производства следственного действия или построения плана расследования лишь в случае возникновения у студентов неразрешимых затруднений, допущения ими серьезных ошибок и просчетов. Данный вид деятельности позволяет слушателям поступать самостоятельно при принятии тех
или иных тактических решений в ходе действий, направленных на собирание и проверку доказательств по уголовному делу, способствует закреплению навыков в составлении плана расследования преступления.
В качестве вывода можно заключить, что игра развивает мышление обучающегося, формирует умения и навыки действий в различных ситуациях (стандартных и нестандартных). Также с помощью игровых методов участники имеют возможность решать сложные проблемы, искать свои подходы, что помогает им развивать творческие способности и позволяет нестандартно мыслить. Во время игры модели-
руется особенный профессиональный тип общения, а также вырабатывается стиль поведения ее участников. В дальнейшем данные навыки помогут быстрее адаптироваться будущим офицерам полиции в своей служебной деятельности. На наш взгляд, имитационные профессионально-ориентированные игры необходимо широко применять в процессе обучения в высших учебных заведениях МВД России, поскольку основу профессиональной подготовки специалистов для ОВД составляют умения и навыки выполнения конкретных задач каждым сотрудником в различных условиях и ситуациях оперативной обстановки.
Библиографический список
1. Гросс Г. Руководства для судебных следователей как системы криминалистики. Новое изд., перепеч. с изд. 1908 г. М.: ЛексЭст, 2002
2. Зорин Г.А. Использование криминалистических игр, инверсий, эффектов и тактических ловушек при расследовании, обвинении и защите по уголовным делам: Учебно-методическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2002
3. Иванова С. И. Практико-ориентированное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 281-285
4. Колдин В.Я. Актуальные проблемы методологии криминалистики и судебной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. № 1 (21). С. 12-18
5. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально/личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 21-24
6. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2000
References
1. Gross G. Guidelines for forensic investigators as a system of criminalistics. New ed., reprint. from the 1908 edition of Moscow: lexest, 2002
2. Zorin G.A. The use of forensic games, inversions, effects and tactical traps in the investigation, prosecution and defense in criminal cases: An educational and methodological guide. Moscow: Yurlitinform, 2002.
3. Ivanova S.I. Practice-oriented training in the system of additional professional education of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia (on the example of the Tyumen Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia). 2014. Vol. 26. Pp. 281-285
4. Koldin V.Ya. Actual problems of methodology of criminalistics and forensic examination // Theory and practice of forensic examination. 2011. № 1 (21). Pp. 12-18
5. Meshcheryakova E.I., Panferkina I.S. Management of practice-oriented training of cadets as a condition for improving the effectiveness of professional / personal formation / / Psychopedagogics in law enforcement agencies, 2013, №. 2 (53). Pp. 21-24
6. Stolyarenko A.M. Legal pedagogy. Course of lectures. Moscow: Association of authors and publishers "TANDEM", 2000