Научная статья на тему 'Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр'

Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / контекстный подход / концепция контекстного подхода / методы и средства контекстного подхода / структура деловой игры как форма квазипрофессиональной деятельности / деловые игры применительно к правоохранительной деятельности / участие практических работников правоохранительных органов в проведении деловых игр. / business game / contextual approach / concept of contextual approach / methods and means of contextual approach / structure of business game as form of paraprofessional activity / business games applied to law-enforcement activity / participation of practical workers of law enforcement agencies in the business games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоат Канафиевич Зиннуров, Дамир Рустамович Марданов

Дается краткий анализ дидактических форм, методов и средств обучения при осуществлении контекстного образования, применения в данной системе квазипрофессиональной деятельности обучающихся в образовательных организациях МВД России, структуры, содержания, основных компонентов деловых игр как средств реализации контекстного подхода и участия при подготовке и проведении данных игр практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоат Канафиевич Зиннуров, Дамир Рустамович Марданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF REALIZATION OF THE CONTEXTUAL APPROACH AT PREPARATION OF CADETS AND LISTENERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE COURSE OF PREPARATION AND CARRYING OUT BUSINESS GAMES

Given short analysis of didactic forms, methods and means of training in implementing contextual education, uses at this system paraprofessional activity in law schools of MIA of Russia, structure, content, main components of business games as means of implementation of contextual approach and participation of practical workers of law enforcement agencies in preparation and conduct this games

Текст научной работы на тему «Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10280 © Ф.К. Зиннуров, Д.Р. Марданов, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР

Фоат Канафиевич Зиннуров,

начальник Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, доцент, заслуженный сотрудник ОВД РФ Казанский юридический институт МВД России (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)

E-mail: vestnikkui@mail.ru;

Дамир Рустамович Марданов, начальник кафедры уголовного процесса, кандидат педагогических наук, доцент Казанский юридический институт МВД России (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)

E-mail: mardanov1992@mail.ru

Аннотация. Дается краткий анализ дидактических форм, методов и средств обучения при осуществлении контекстного образования, применения в данной системе квазипрофессиональной деятельности обучающихся в образовательных организациях МВД России, структуры, содержания, основных компонентов деловых игр как средств реализации контекстного подхода и участия при подготовке и проведении данных игр практических работников правоохранительных органов.

Ключевые слова: деловая игра, контекстный подход, концепция контекстного подхода, методы и средства контекстного подхода, структура деловой игры как форма квазипрофессиональной деятельности, деловые игры применительно к правоохранительной деятельности, участие практических работников правоохранительных органов в проведении деловых игр.

MEANS OF REALIZATION OF THE CONTEXTUAL APPROACH AT PREPARATION OF CADETS AND LISTENERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE COURSE OF PREPARATION AND CARRYING OUT BUSINESS GAMES

Foat K. Zinnurov,

Head of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Worker of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420108, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35);

Damir R. Mardanov,

Head of the Department of Criminal Procedure, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420108, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35)

Abstract. Given short analysis of didactic forms, methods and means of training in implementing contextual education, uses at this system paraprofessional activity in law schools of MIA of Russia, structure, content, main components of business games as means of implementation of contextual approach and participation of practical workers of law enforcement agencies in preparation and conduct this games.

Keywords: business game, contextual approach, concept of contextual approach, methods and means of contextual approach, structure of business game as form of paraprofessional activity, business games applied to law-enforcement activity, participation of practical workers of law enforcement agencies in the business games.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Зиннуров Ф.К., Марданов Д.Р. Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):400-2.

Подготовке сотрудников полиции в современных условиях развития российского общества уделяется огромное внимание. Происходящие изменения в различных сферах деятельности все в большей степени требуют специалистов, владеющих в совершенстве профессиональным мастерством, общей и професси-

ональной культурой, готовых к постоянному самосовершенствованию. Все это, в свою очередь, требует новых подходов к подготовке кадров, научного обоснования и разработки новейших технологий обучения, также модернизации и современных подходов к использованию имеющихся технологий обуче-

ния. По мнению академика А.А. Вербицкого, суть противоречия состоит в отрыве теории от практики, заключается в различии предметов деятельности обучающегося «учебной» и его будущей профессиональной специальности [1, с. 85].

В учебном заведении предметом учебной деятельности является определенная информация. «Однако, — пишет А.А. Вербицкий, — в текстах, как знаковых системах самих по себе, не содержится «ни грамма» того реального мира, мира профессии, отражением которого эти знаковые системы призваны быть» [2, с. 51].

Основная концепция контекстного обучения предполагает стать некой общей теоретической основой разных, ранее разнородных методик активизации обучения курсантов и слушателей юридических вузов МВД России путем их приближения к будущей профессии полицейского. По мнению А.А. Вербицкого, контекстное обучение — это то обучение, в котором с помощью системы дидактических форм, методов и средств осуществляется моделирование предметной, социальной основы содержания будущей профессиональной деятельности полицейского, а усвоение ими теоретических знаний как знаковых систем накладывается на основу этой деятельности [2, с. 74].

По сути, контекстное образование есть последовательное моделирование с помощью системы форм, методов, средств обучения (как новых, так и традиционных) предметного, социального и морально-нравственного содержания усваиваемой профессиональной деятельности с помощью трех типов обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной. В своей совокупности они составляют динамическую модель движения деятельности от учебной к профессиональной [3, с. 7].

Овладение курсантом профессиональной деятельностью происходит в контекстном образовании в процессе преобразования его деятельности от собственно учебной через квазипрофессиональную к собственно профессиональной деятельности.

Деловая игра представляет собой форму квазипрофессиональной деятельности курсантов, суть которой — воспроизведение в обучающемся предметного и социального содержания конкретной профессиональной деятельности, моделирование служебной деятельности, производства следствен-

ных и процессуальных действии, системы отношений всех участников правоохранительной системы.

Структурно деловая игра представляет собой имитационную и игровую модели, задающие предметный и социальный контексты усваиваемой курсантами и слушателями реальной служебной деятельности. Применительно к уголовно-процессуальной деятельности, например, деятельности дознавателя, в имитационной модели реализуется технология целостной служебно-профессиональной деятельности, включающая этапы: возбуждение уголовного дела, производство предварительного расследования в форме дознания, производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 УПК РФ) [4, с. 5], окончание предварительного расследования, дознание в сокращенной форме, а также институты, позволяющие запечатлеть и реализовать, сымитировать крупные фрагменты, условия и пространственно-ременную динамику уголовно-процессуальной деятельности в той или иной сфере служебной деятельности (предметно-технологический контекст).

В игровой модели должны отражаться отношения участников деятельности, имеющие место в реальной служебной деятельности в ее социальном контексте, а также выполняемые роли согласно должностным инструкциям, обязанностям и правам полицейских; сценарий взаимодействия участников с привязкой к временным параметрам действий каждого, их профессиональные интересы и ответственность каждого. Работая с имитационной моделью, участники уголовно-процессуальной, служебной деятельности осуществляют квазипрофессиональную деятельность, интегрирующую технологии процесса обучения и служебной деятельности. При разработке и реализации имитационной модели конкретного фрагмента служебной деятельности очень важно реализовать игровой и социальный контекст деятельности специалиста. При этом необходимо, чтобы связь квазипрофессиональной и профессиональной деятельность, которую имитируют, была достаточно реальной и реализуемой. Основными структурными компонентами игровой модели занятий, по нашему мнению, являются: игровые и дидактические цели; предмет и задачи игры; роли и функции игроков; разработка сценария игры; правила игры; структура ролевого взаимодействия игры; оценка результатов.

№ 4 / 2019

Вестник экономической безопасности

401

При подготовке деловой игры, по нашему мнению, необходимо:

- конкретное определение ее места, целей и задач в образовательном процессе, исходя из того, что данный вид занятия целесообразно проводить по тем темам, фрагментам профессиональной деятельности, где невозможно использовать (или не достигаются) цели и задачи дидактики более простыми педагогическими технологиями (лекции, практические, семинарские занятия);

- деловую игру можно проводить как в начале учебного курса — для введения в профессию, так и при изучении отдельных разделов, модулей, тем и в конце изучения курса — по наиболее сложным фрагментам профессиональной, служебной деятельности, опираясь на собственный опыт, а также по результатам текущего, промежуточного, итогового контроля образовательной деятельности;

- деловая игра, как правило, проводится после цикла занятий, в процессе которых формируются знания, умения, навыки, которые интегрируются в процессе деловой игры в способности, являющиеся основой формирования концепций и целостной профессиональной деятельности;

- при подготовке и проведении деловой игры необходимо предусмотреть и реализовать непосредственное участие в ней практических работников правоохранительных органов, а также других организаций и служб, деятельность которых непосредственно связана с деятельностью полиции в целях осуществления охраны прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности, правопорядка в стране, на конкретном участке;

- также, по нашему мнению, необходимо практиковать и проведение деловых игр совместно с другими образовательными организациями, как системы МВД России, так и других ведомств, что позволит обмениваться опытом организации учебного процесса, использовать передовой опыт в целях улучшения образовательного процесса, реализуя и интегрируя социальный контекст профессиональной деятельности полицейского:

- необходимо предусмотреть возможность изменения текущего расписания в связи с проведением деловой игры с участием практических работников и увеличения учебного времени для проведения деловой игры;

- определение в деловой игре позиций, занимаемых каждым участником: курсантами, слушателями, преподавателями, работниками правоохранительной системы. Преподаватель, практические работники при реализации данного занятия могут:

- быть центром игры, ее руководителями;

- выполнять функции игроков;

- осуществлять общее руководство, предоставлять возможность играющим самим осуществлять управление игровым процессом;

- осуществлять консультирование участников, давать разъяснение из опыта практической деятельности, давать комментарии;

- оценивать результаты деловой игры с последующей долей рекомендаций и консультаций по тем вопросам, которые вызывали наибольшие затруде-ния, способствовали возникновению неверных или неточных действий;

- при проведении деловой игры можно заранее планировать проблемные ситуации, что позволит осуществлять самоорганизацию курсантов и слушателей, выражать собственное мнение по проблеме использования нормативно-правовых источников, научной, практической литературы;

- к подготовке к игре задолго до ее проведения необходимо обеспечить подготовку курсантов и слушателей в рамках самостоятельной подготовки к проведению данного занятия, что позволит органично войти в игру, сформировать культуру дискуссии, логику доказывания, опровержения, создания возможности понимания точки зрения другого, что позволит более эффективно и продуктивно осуществлять профессиональную подготовку курсантов юридических вузов МВД России, укрепляя практическую направленность процесса обучения.

Литература

1. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд. стер. М.: КНОРУС, 2011.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1990.

3. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Проспект, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.