Научная статья на тему 'Современные направления развития криминалистики как науки и как учебной дисциплины'

Современные направления развития криминалистики как науки и как учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

1635
174
Поделиться
Ключевые слова
СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИКИ / ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИКИ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЮВЕНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / НАУЧНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Волчецкая Т.С.

Анализируются глобальные фундаментальные проблемы современной криминалистической науки. Автор исследует вопросы ее объекта и предмета. Анализируются основные тенденции современной криминалистики, а также выделяются направления развития разделов криминалистической методологии, техники, тактики и методики. Обосновывается необходимость использования последних достижений криминалистики в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также в ходе гражданского и арбитражного судопроизводства, в таможенном деле, в деятельности нотариуса. Автор предлагает расширить объекты и предмет криминалистики, добавить в науку новый раздел «прикладная криминалистика в юридической практике». Затрагиваются проблемы соотношения криминалистики как науки и учебной дисциплины в условиях изменений в российской системе образования. Автор предлагает выделять различные уровни преподавания криминалистики при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов. Эти уровни должна отличать преемственность. Вместе с тем дифференцируются задачи обучения криминалистике бакалавров и магистров. Автор обобщает и анализирует опыт реализации магистерских программ в различных университетах России. В статье также отмечается, что современная подготовка аспирантов также должна претерпеть существенные изменения. Автором обосновывается насущная необходимость дальнейшего совершенствования научных специальностей за счет интеграции специальностей 12.00.09 (уголовный процесс) и 12.00.12 (криминалистика; оперативно-розыскная деятельность; судебно-экспертная деятельность).

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF CRIMINALISTICS AS A SCIENCE AND AS AN ACADEMIC DISCIPLINE

In the article, the global fundamental problems of the modern science of criminalistics are analyzed. The author explores the issues of its object and subject. The main trends of modern criminalistics are studied. The development trends of its parts such as criminalistic methodology, techniques, tactics and methods are also highlighted. The necessity of using the latest achievements of criminalistic science in the process of investigating administrative cases as well as in civil and arbitration procedures, in customs and notary activities are reasoned. The author proposes to expand the object and the subject of criminalistics, to add a new part to the science “applied criminalistics in legal practice”. The article addresses the problems of the relation of criminalistics as a science and as an academic discipline in terms of changes in the Russian educational system. The author proposes to allocate different levels of teaching criminalistics in the preparation of bachelors, masters and post graduate students. These levels should be connected by continuity, however, have different tasks in teaching bachelors and masters. The author summarizes and analyzes the experience of implementation of different master programs at various universities in Russia. The article also notes that the current training of postgraduate students should undergo substantial changes. The author proves the urgent need for further improvement of scientific disciplines through the integration of specialties 12.00.09 (criminal procedure) and 12.00.12 (criminalistics; operative-search activity; forensic activity).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современные направления развития криминалистики как науки и как учебной дисциплины»

ISSN 1998-4812

349

раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 343.98.067 + 342.92 + 347.91/.95

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ КАК НАУКИ И КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

© Т. С. Волчецкая

Балтийский федеральный университет имени И. Канта Россия, 236014 г. Калининград, ул. А. Невского, 14.

Тел./факс: +7 (401) 259 55 95. Email: larty777@gmail.com

Анализируются глобальные фундаментальные проблемы современной криминалистической науки. Автор исследует вопросы ее объекта и предмета. Анализируются основные тенденции современной криминалистики, а также выделяются направления развития разделов криминалистической методологии, техники, тактики и методики. Обосновывается необходимость использования последних достижений криминалистики в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также в ходе гражданского и арбитражного судопроизводства, в таможенном деле, в деятельности нотариуса. Автор предлагает расширить объекты и предмет криминалистики, добавить в науку новый раздел «прикладная криминалистика в юридической практике».

Затрагиваются проблемы соотношения криминалистики как науки и учебной дисциплины в условиях изменений в российской системе образования. Автор предлагает выделять различные уровни преподавания криминалистики при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов. Эти уровни должна отличать преемственность. Вместе с тем дифференцируются задачи обучения криминалистике бакалавров и магистров. Автор обобщает и анализирует опыт реализации магистерских программ в различных университетах России. В статье также отмечается, что современная подготовка аспирантов также должна претерпеть существенные изменения. Автором обосновывается насущная необходимость дальнейшего совершенствования научных специальностей за счет интеграции специальностей 12.00.09 (уголовный процесс) и 12.00.12 (криминалистика; оперативно-розыскная деятельность; судебно-экспертная деятельность).

Ключевые слова: структура криминалистики, предмет и объект криминалистики, ген-дерный подход, ситуационный подход, ювенальный подход, административный процесс, подготовка магистров, научные специальности.

Отечественная криминалистика за многолетнюю историю своего существования обогатилась немалым количеством новых теорий и на сегодняшний день стала универсальной прикладной юридической наукой, своеобразными адаптационными «воротами» для применения в уголовном судопроизводстве последних достижений научной и технической мысли. В то же время существенные изменения в социально-экономической и политической сфере, происходящие в России и в мире в настоящий период, способствуют переосмыслению отдельных положений криминалистической науки. В связи с этим накопилось большое количество серьезных науковедческих вопросов, требующих своего осмысления и разрешения. В их числе можно назвать такие проблемы, как:

Если говорить о последних трендах и тенденциях развития содержательной стороны криминалистической науки, то, в первую очередь, надо отметить следующее. В криминалистической методологии не утихают научные споры и дискуссии по проблемам структуры криминалистической науки, выделения новых ее разделов, активно исследуются вопросы ситуационного подхода, который является одним из приоритетных в криминалистическом мышлении [1]. Несмотря на многолетние дискуссии, все еще актуальны вопросы о предмете и объекте, а также структуре криминалистической науки. С развитием научно-технического прогресса и происходящих в обществе социально-экономических изменений, ученые создают концепции новых криминалистических теорий и учений и предлагают их включить в те или иные разделы криминалистики. В их числе можно назвать:

• уточнение объекта и предмета, расширение структуры современной криминалистики;

• выявление основных тенденций и направления развития разделов криминалистической методологии, техники, тактики и методики;

• криминалистическую стратегию [2];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• учение о криминалистической организации раскрытия и расследования преступлений [3];

• проблемы соотношения криминалистики как науки и учебной дисциплины в условиях существенных изменений в российской системе образования.

• криминалистическую адвокатологию [4];

• банковскую криминалистику [5];.

• криминалистику хозяйственной деятельности [6].

Практика показывает, что на сегодняшний день имеются ряд научных исследований, в .ч. и диссертационных, посвященных вопросам использования положений криминалистики в гражданском, административном и арбитражном процессе, в нотариальной и таможенной практике. Причем это диктуется и потребностями практики, поскольку в ходе гражданского и арбитражного судопроизводства появляется необходимость в исследовании доказательств, позволяющих выявить признаки преступлений (обман и злоупотребление доверием при приобретении права собственности, признаки подделки документов и т.д.). В таких ситуациях именно криминалистические приемы и методы оказываются наиболее действенными и эффективными.

В административном процессе, к примеру, законодательно закреплена криминалистическая терминология: «идентификационные признаки», «следы правонарушения», «специалист» и др. Кроме того, признаки некоторых составов административных правонарушений практически идентичны смежным составам преступлений. Как известно, дорожно-транспортные происшествия, в результате которых потерпевшему причинены тяжкие телесные повреждения либо смерть, относятся к дорожно-транспортным преступлениям, т.е. к деяниям, влекущим уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются основанием для возникновения административной либо гражданско-правовой ответственности. Однако первоначальные действия по обнаружению и исследованию доказательств при любых ДТП аналогичны. Поэтому в обоих случаях применяют аналогичные криминалистические средства, способы, приемы и методы. Как показывает практика, в научном осмыслении проблем административного расследования могут найти широкое применение: положения теории идентификации; положения следоведе-ния, исследующие закономерности обнаружения, выявления и фиксации материально-фиксированных следов; особенности использования научно-технических средств в административном расследовании; криминалистическое учение о версии; тактические вопросы назначения экспертиз. В гражданском, административном и арбитражном процессах весьма эффективным окажется применение моделирования и ситуационного подхода.

Однако возникает вопрос: в рамках какой науки должны исследоваться вышеназванные вопросы? С одной стороны, научные исследования по подобным вопросам находятся на стыке ряда наук: криминалистики и гражданского права, криминалистики и арбитражного процесса и т.д. С другой стороны, мы видим, что в подобных случаях используются чисто криминалистические средства, приемы и методы, но имеет место их адаптация к тому или иному виду судопроизводства. Вместе с тем отметим, что специалисты в области граждан-

ского, арбитражного, административного судопроизводства занимаются, преимущественно, исследованием процессуальных особенностей соответствующего вида судопроизводства. А технические, тактические и методические аспекты, несмотря на их практическую востребуемость, остаются за рамками предмета их исследований. И это вполне объяснимо, поскольку для разработки таких вопросов необходимы познания в области криминалистики.

Мы полагаем, что в рамках современной криминалистической науки «де факто» имеется некий новый раздел, который следует закрепить «де юре», назвав его «прикладная криминалистика в юридической практике», в котором исследовались бы вопросы адаптации положений криминалистки к новым, нетрадиционным для этой науки объектам. В его рамках можно было бы вести исследования по вопросам специфики использования криминалистической науки в гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, в таможенном деле, в деятельности нотариуса и т.д. Это также значительно повысило бы роль криминалистики как учебной дисциплины и интерес к ней со стороны студентов различных специализаций.

В качестве новелл криминалистической методологии нам хотелось бы предложить новые инте-гративные технологии, такие как гендерный подход, а также ювенальный подход в уголовном судопроизводстве. О различном подходе к расследованию преступлений с учетом половой принадлежности преступников, о специфике производства следственных действий в отношении женщин и мужчин уже неоднократно писалось в криминалистической науке [7—8]. Также и криминалистические проблемы, связанные с преступностью несовершеннолетних, были предметом исследования целого ряда ученых. В первую очередь, следует назвать труды Л. Л. Каневского который, на основе многолетних исследований заложил концептуальные основы расследования и профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними [9-10]. Развитие идей профессора Л. Л. Каневского, исследования по проблемам криминалистического изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого продолжила его ученица -профессор И. А. Макаренко [11].

Учитывая, что как проблемы преступности несовершеннолетних, так и проблемы гендерных различий в уголовном судопроизводстве затрагивают ряд разделов криминалистической науки (тактики и методики), целесообразно было бы в рамках криминалистической методологии разработать общие учения по названным направлениям. Их можно было бы назвать соответственно гендерной и юве-нальной криминалистикой. Еще одним направлением новых исследований в криминалистической тактике являются разработка проблемы тактики поддержания обвинения и тактики защиты в уголовном судопроизводстве [12-13].

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №1

351

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие четвертого раздела криминалистической науки — методики расследования отдельных видов преступлений — тесно связано с изменением уголовного законодательства, поскольку оно требует совершенствования имеющихся и разработки новых методик расследования. Криминалистическая методика обогатилась разработкой тактических основ судебного следствия. Появились весьма интересные и практически востребованные криминалистические рекомендации по тактическому обеспечению и частным методикам судебного следствия [14], в т.ч., и с учетом ситуационного подхода [15]. Широкое распространение информационных компьютерных технологий способствует дальнейшей разработке алгоритмизации самого процесса расследования преступления. В настоящее время криминалистическая наука находится в стадии своего активного развития по самым различным направлениям, однако с учетом прикладного характера этой науки большое значение имеет внедрение научных рекомендаций в практику.

Если говорить о криминалистике как об учебной дисциплине, то в этом плане также много новых и нерешенных вопросов. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что ознаменовало постепенный переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования. В связи с этим следует выделять различные уровни преподавания криминалистики при подготовке бакалавров и магистров, отличающиеся преемственностью. При преподавании базового курса криминалистики с учетом значительного увеличения аудиторных часов на практические занятия для студентов бакалавриата следует делать акцент на выработку у них компетенций, носящих прикладной характер. С появлением прикладного бакалавриата эта тенденция может усилиться.

Обучение в магистратуре дает студентам подготовку в рамках конкретной узкой специализации. Поэтому в России появилось множество магистерских программы, тем или образом связанных с криминалистикой. В их числе можно назвать курсы «Криминалистика, судебная экспертиза, криминалистические информационные технологии» (Московский государственный университет); «Обеспечение осуществления правосудия процессуальными и криминалистическими средствами доказывания» (Кубанский государственный университет); «Криминалистическое обеспечение уголовного преследования» (Московская государственная юридическая академия); «Криминалистические технологии в правоохранительной деятельности» (Балтийский федеральный университет им. И. Канта) и др.

В рамках данных направлений подготовки читаются как чисто криминалистические курсы (например, «Актуальные проблемы криминалистики»), так и курсы, тем или иным образом связанные с криминалистикой («Использование технико-криминалистических средств в доказывании»,

«Криминалистическая ситуалогия», «Ситуационное моделирование в расследовании преступлений»). В отличие от бакалавриата, где в соответствии с вырабатываемыми у обучаемых компетенциями студентам даются основы криминалистической науки и у них вырабатываются первичные практические умения и навыки, для магистратуры характерен проблемный подход к обучению. На лекционных и практических занятиях рассматриваются основные проблемы и дискуссии, характерные для криминалистической науки. Должен меняться и сам подход к образовательной деятельности за счет активного использования инновационных технологий. Лекции должны читаться в интерактивной форме, практические занятия проводиться с широким анализом криминальных и следственных ситуаций, построением имитационных моделей процессуальных действий.

Современная подготовка аспирантов за счет многоуровневости образования также должна претерпеть существенные изменения. В Балтийском федеральном университете им. И. Канта накоплен определенный опыт проведения лекционных и практических занятий с аспирантами всех форм обучения. Рабочим учебным планом предусмотрены различные курсы, связанные с научной специальностью аспиранта. В течение двух семестров происходит чтение лекций по наукам, представленным в научной специальности, проведение коллоквиумов и практических занятий. Аспирантам также предлагаются и ряд дисциплин, связанных с технологией научного исследования. Повышенный интерес вызывают у аспирантов такие курсы, как «Методика презентации научных исследований», «Публичное выступление», которые помогают им повысить эффективность выступлений на конференциях, а также подготовиться к защите диссертации.

Еще один немаловажный вопрос, связанный с подготовкой аспирантов по криминалистике — это изменение номенклатуры научных специальностей, согласно которым выделены отдельные специальности 12.00.09 — уголовный процесс и 12.00.12 — криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность.

Практика показывает, что такая дифференциация научных специальностей искусственна и не отражает реалий практики. Криминалистика и уголовный процесс исторически тесно взаимосвязаны как форма и содержание. Рассматривая те или иные криминалистические проблемы, исследователь невольно вторгается в область уголовно-процессуального права. Равно как при решении вопроса о реализации уголовно-процессуальных норм, исследователь невольно вторгается в область криминалистики. Мы уже не говорим о том, что в следственной и судебной практике уголовный процесс и криминалистика переплетены воедино. Поэтому с

уверенностью можно сказать, что необходимо вернуться к прежнему названию научной специальности - уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность. Это придаст научным исследованиям полноценность, интегрированность и реальную практическую направленность.

Таким образом, в современный период перед криминалистикой как в научной, так и в дидактической сфере стоит немало вопросов, требующих своего осмысления, исследования и решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яблоков Н. П. Ситуационный подход как один из методов научного познания в криминалистическом мышлении субъектов криминалистической деятельности // Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности: мат-лы междунар. научно-практ. конф. Калининград, 2012.

2. Дулов А. В. Правовая основа стратегии борьбы с преступностью // Совершенствование правового регулирования и механизмов функционирования системы противодействия преступности: мат-лы междунар. научно-практ. конф., 18-19 окт. 2013 г., Минск. Мн.: изд-во центр БГУ, 2013.

3. Можаева И. П. , Филиппов А. Г. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений в системе криминалистики // Вестник криминалистики. 2014. №»1.

4. Баев О. Я. Криминалистическая адвокатология как подсистема науки криминалистики // Профессиональная деятельность адвоката как объект криминалистических исследований. Екатеринбург, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гамза В. А., Ткачук И. Б.. Безопасность коммерческого банка: организационно-правовые и криминалистические проблемы. М.: изд-ль Шумилова И. И., 2002. 251 с.

6. Зорин Г. А. Теоретические основы криминалистики. Мн.: Амалфея, 2000.

7. Вологина Е. В. Методика расследования преступлений, совершенных женщинами: автореф. дис. ... к. ю. н. Волгоград, 2001.

8. Попова Т. В. Тактика отдельных следственных действий при расследовании преступлений, совершенных женщинами: автореф. дис. . к. ю. н. М., 2004.

9. Каневский Л. Л. Криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... д. ю. н. М., 1984.

10. Каневский Л. Л Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Уфа, 2001.

11. Макаренко И. А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: дис. . д. ю. н. Саратов, 2007.

12. Кириллова Н. П. Криминалистические аспекты деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве // Кримина-листЪ. 2011. №6.

13. Баев М. О. Тактические основы деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве. Воронеж: изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.

14. Корчагин А. Ю. Основы криминалистического обеспечения судебного разбирательства уголовных дел. М., 2009.

15. Волчецкая Т. С, Зюзина М. В. Повышение эффективности расследования квартирных краж: использование метода моделирования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 9.

Поступила в редакцию 24.07.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1

353

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF CRIMINALISTICS AS A SCIENCE AND AS AN ACADEMIC DISCIPLINE

© T. S. Volchetskaya

Immanuel Kant Baltic Federal University 14 Alexander Nevsky st., 236014 Kaliningrad, Russia.

Phone: +7 (401) 595 25 95.

Email: larty777@gmail.com

In the article, the global fundamental problems of the modern science of criminalistics are analyzed. The author explores the issues of its object and subject. The main trends of modern criminalistics are studied. The development trends of its parts such as criminalistic methodology, techniques, tactics and methods are also highlighted. The necessity of using the latest achievements of criminalistic science in the process of investigating administrative cases as well as in civil and arbitration procedures, in customs and notary activities are reasoned. The author proposes to expand the object and the subject of criminalistics, to add a new part to the science "applied criminalistics in legal practice". The article addresses the problems of the relation of criminalistics as a science and as an academic discipline in terms of changes in the Russian educational system. The author proposes to allocate different levels of teaching criminalistics in the preparation of bachelors, masters and post graduate students. These levels should be connected by continuity, however, have different tasks in teaching bachelors and masters. The author summarizes and analyzes the experience of implementation of different master programs at various universities in Russia. The article also notes that the current training of postgraduate students should undergo substantial changes. The author proves the urgent need for further improvement of scientific disciplines through the integration of specialties 12.00.09 (criminal procedure) and 12.00.12 (criminalistics; operative-search activity; forensic activity).

Keywords: structure of criminalistics, subject and object of criminalistics, gender approach, situational approach, juvenile approach, administrative process, training of masters, scientific specialization.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Yablokov N. P. Situatsionnyi podkhod v yuridicheskoi nauke i pravoprimenitel'noi deyatel'nosti: mat-ly mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Kaliningrad, 2012.

2. Dulov A. V Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya i mekhanizmov funktsionirovaniya sistemy protivodeistviya prestupnosti: mat-ly mezhdunar. nauchno-prakt. konf., 18-19 okt. 2013 g., Minsk. Mn.: izd-vo tsentr BGU, 2013.

3. Mozhaeva I. P. , Filippov A. G. Vestnik kriminalistiki. 2014. No. 1.

4. Baev O. Ya. Professional'naya deyatel'nost' advokata kak ob''ekt kriminalisticheskikh issledovanii. Ekaterinburg, 2002.

5. Gamza V. A., Tkachuk I. B.. Bezopasnost' kommercheskogo banka: organizatsionno-pravovye i kriminalisticheskie problemy [Security of commercial bank: organizational-legal and criminalistic issues]. Moscow: izd-l' Shumilova I. I., 2002.

6. Zorin G. A. Teoreticheskie osnovy kriminalistiki [Theoretical basics of criminalistics]. Mn.: Amalfeya, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vologina E. V Metodika rassledovaniya prestuplenii, sovershennykh zhenshchinami: avtoref. dis. ... k. yu. n. Volgograd, 2001.

8. Popova T. V Taktika otdel'nykh sledstvennykh deistvii pri rassledovanii prestuplenii, sovershennykh zhenshchinami: avtoref. dis. ... k. yu. n. Moscow, 2004.

9. Kanevskii L. L. Kriminalisticheskie problemy rassledovaniya prestuplenii nesovershennoletnikh: avtoref. dis. ... d. yu. n. Moscow, 1984.

10. Kanevskii L. L Taktika sledstvennykh deistvii po delam o prestupleniyakh, sovershennykh nesovershennoletnimi [Investigation tactics in cases of crimes committed by juveniles]. Ufa, 2001.

11. Makarenko I. A. Kriminalisticheskoe uchenie o lichnosti nesovershennoletnego obvinyaemogo: dis. ... d. yu. n. Saratov, 2007.

12. Kirillova N. P. Kriminalist". 2011. No. 6.

13. Baev M. O. Takticheskie osnovy deyatel'nosti advokata-zashchitnika v ugolovnom sudoproizvodstve [Tactical basics of defense counsel activity in criminal proceedings]. Voronezh: izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2004.

14. Korchagin A. Yu. Osnovy kriminalisticheskogo obespecheniya sudebnogo razbiratel'stva ugolovnykh del [Basics of criminalistics provision of trials of criminal cases]. Moscow, 2009.

15. Volchetskaya T. S, Zyuzina M. V. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. 2010. No. 9.

Received 24.07.2014.