Воздействие цифровизации на деятельность органов МВД России
Романов Михаил Сергеевич,
кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Воронежский институт МВД России E-mail: [email protected]
Дидюк Андрей Ярославович,
кандидат технических наук, старший преподаватель 210 кафедры Управления повседневной деятельностью подразделений Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]
Трифоненко Никита Максимович,
курсант радиотехнического факультета Воронежского института МВД России E-mail: [email protected]
Солодянкин Данила Васильевич,
курсант радиотехнического факультета Воронежского института МВД России E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ правовой организации служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и проблем ее осуществления в условиях перманентно развивающихся информационных технологий и достижений современного научного прогресса, являющийся, несомненно, актуальным в эпоху цифровизации.
Рассматриваются практические возможности внедрения инновационных технических средств, специальных программных комплексов и иных инновационных технических продуктов в процесс расследования и раскрытия преступлений, поднимаются проблемы повышения квалификации и обучения сотрудников полиции. В результате выработаны предложения в области повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов в области применения технологий искусственного интеллекта и беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России.
Результатами научного исследования являются предложения по совершенствованию действующего законодательства в области использования сотрудниками органов внутренних дел передовых информационных технологий в повседневной деятельности, а также по преодолению образовавшегося правового вакуума в сфере применения цифрового формата.
Ключевые слова: органы внутренних дел, информационные технологии, научно-технический прогресс, цифровизация, процесс расследования и раскрытия преступлений.
S2
см
Цифровизация и информатизация на сегодняшний день являются одними из основополагающих векторов развития современных общественных отношений, оказывающих непосредственное влияние на все сферы жизни человека, в том числе и государственно-властные структуры, среди которых особое место занимают правоохранительные органы, основной задачей которых является обеспечение правопорядка и безопасности страны [10. - С. 269-272].
Федеральный закон «О полиции» [2], заложенный в основу правового регулирования деятельности органов внутренних дел, в статье 11 предусматривает «использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем», тем самым законодатель обязует правоохранительные органы в своей служебной деятельности применять инновационные научные разработки.
Важнейшими научными достижениями в данной области являются технологии искусственного интеллекта [ТИИ], специальное программное обеспечение «МСР-ТВ» и Context Capture, специализированная рабочая станция для построения 3D моделей, различные беспилотные малогабаритные летательные аппараты и другие.
Ведомственная программа цифровизации МВД России на 2021-2023 годы [3] в качестве одной из основных задач определяет ликвидацию имеющихся отставаний по вопросам применения ТИИ.
ТИИ предполагают совершенно новый, высокотехнологичный уровень обработки информационных данных, высокий прогностический потенциал, успешность принятия различного рода управленческих решений. ТИИ направлены на создание ранее не доступных возможностей перевода в цифровую форму огромного массива оперативной информации.
Кроме того, при помощи ТИИ предполагается создание целого комплекса алгоритмов, направленных на раскрытие и расследование различной сложности преступлений [5. - С. 184-187], например:
1) идентификации людей по биометрическим признакам (скажем, по радужной оболочке глаза, отпечаткам пальцев рук и другим);
2) распознавания в реальном времени человеческой речи;
3) моделирования события произошедшего преступного посягательства, основываясь на оставленных на месте происшествия различного рода следах и определения действий следователя и многое, многое другое.
Вместе с тем для успешного внедрения и использования ТИИ в деятельности сотрудников ор-
ганов внутренних дел [ОВД] прежде всего необходимо разработать законодательную базу его применения.
Принять такие правовые акты, как:
1. Нормативный правовой акт, устанавливающий использование ТИИ по отдельным направлениям деятельности подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации [МВД России], его территориальных ведомств.
2. Административные регламенты его применения. Скажем, регламент организации обучения сотрудников применению ТИИ, регламент использования ТИИ для принятия процессуальных и управленческих решений.
3. Ведомственные стандарты, раскрывающие основы применения терминологического аппарата ТИИ; стандарты, обеспечивающие конфиденциальность и безопасное применение ТИИ.
Предложенный перечень возможных направлений применения ТИИ в деятельности сотрудников ОВД носит рекомендательный характер.
По исследуемым проблемам имеется целый комплекс научных разработок современных авторов.
Например, совместное исследование С.А. Мишина, А.В. Мишина «Возможные направления применения искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [9. - С. 68-74], в котором авторы предлагают применение ТИИ в деятельности ОВД, широко используя при этом зарубежный опыт. Несомненным достоинством названного исследования, на наш взгляд, являются четко обозначенные направления использования ТИИ в деятельности ОВД, каждое из которых авторы подробно раскрывают.
Импонируют работы в исследуемой сфере таких авторов, как И.А. Кубасов [7. - С. 180-186], С.В. Лемайкин [8. - С. 70-74], каждый из которых предлагает свое видение использования ТИИ в деятельности органов внутренних дел. В целом, авторы схожи в своих воззрениях, обосновывая настоятельную необходимость внедрения ТИИ в практическую деятельность правоохранительных органов.
Особый интерес, с нашей точки зрения, вызывает исследование К.М. Холостова [11. - С. 7178], посвященное проблемам внедрения в полицейскую практику робототехнических систем [БП-ЛА] - беспилотных летательных аппаратов (боевых роботов).
К.М. Холостов предлагает классифицировать роботов, применяемых в деятельности ОВД, на:
- полностью управляемых оператором;
- автономных, т.е. в деятельность которых оператор вмешивается только при формировании служебного задания (например, полета для БП-ЛА);
- смешанных, в системах которых сосредоточены автоматическое и ручное управление. Вместе с тем мы согласны с суждениями автора, что применение автономных или смешанных (полуавтономных) робототехнических систем свя-
зано с проблемами законности такой эксплуатации в части обеспечения прав и свобод личности, в связи с чем, на наш субъективный взгляд, применение таких роботов в деятельности ОВД следует признать недопустимым.
Сегодня управляемые оператором БПЛА применяются в деятельности сотрудников ОВД достаточно широко, например, в случаях необходимости проведения осмотра места происшествия при возникновении угрозы жизни, здоровью или безопасности его участников либо в иных затруднительных ситуациях, а также в случаях, когда сама зона осмотра имеет значительные по размерам масштабы.
Кроме того, при помощи БПЛА сотрудники ОВД различных подразделений вполне безопасно могут вести наблюдение за определенными объектами, местностью, лицами; предотвратить либо пресечь совершение преступления; способствовать сбору информации при раскрытии и расследовании уголовных дел.
Применены БПЛА могут быть также при преследовании и задержании преступника, в целях поиска скрывающихся от органов МВД России либо без вести пропавших лиц без задействования многочисленной по своему составу розыскной группы.
На наш взгляд, применение таких роботов в деятельности ОВД следует признать положительным и эффективным. Считаем, что с усовершенствованием технологий таких роботов по аналогии с зарубежными странами можно будет использовать сотрудниками ОВД для разведывательных мероприятий в опасных ситуациях, обезвреживания взрывных устройств, изъятия отравляющих веществ и др. [4. - С. 441-446].
Полагаем, в будущем также возможно создание самостоятельных оперативно-технических подразделений МВД России.
Вместе с тем, по мнению отдельных авторов, в частности В.Б. Косовского, С.Н. Мартынюка, такая высокотехнологичная техника, как БПЛА, не лишена недостатков, поскольку является достаточно дорогостоящей, не считая затрат на ее содержание и ремонт, в связи с чем подразделения МВД России оснащены ею слабо [6. - С. 25-29].
На наш взгляд, с учетом вышеизложенного применение БПЛА в деятельности органов внутренних дел МВД России следует признать положительной тенденцией, а обозначенные недостатки вполне преодолимыми. Для развития этого направления целесообразно разрабатывать модели, методы и алгоритмы применения БПЛА в ситуационных центрах органов внутренних дел, рекомендации по организации управления силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств, применению инфокоммуникационных технологий р и систем в целях повышения эффективности при- Д нимаемых решений [12-14]. Ч
т
Таким образом, приходим к выводу о том, что К значительную роль в деятельности ОВД играют ин- ё формационные технологии, роль которых с течени- у ем времени перманентно увеличивается, на что, А
прежде всего, должны обратить внимание наши законодатели, создав необходимую базу их применения в системе ОВД МВД России.
Полагаем, уже сегодня назрела необходимость в разработке и принятии на федеральном уровне закона об искусственном интеллекте, нормативного правового акта, устанавливающего использование ТИИ по отдельным видам направлений деятельности подразделений МВД России и его территориальных органов; единого ведомственного акта, регламентирующего использование БПЛА и иных робототехнических систем.
Кроме того, в целях подготовки квалифицированных специалистов в области применения ТИИ и БПЛА в системе МВД России следует предусмотреть создание:
- отдельных образовательных программ и обучающих курсов повышения квалификации сотрудников ОВД;
- программ дополнительного образования и обучения профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России по вопросам применения ТИИ и БПЛА.
В заключение нельзя не сказать, что в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки в стране и мире, а именно распространяющейся быстрыми темпами новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ее штаммов, продолжает расти востребованность электронных ресурсов, что также, в свою очередь, должно способствовать развитию и повсеместному внедрению в деятельность ОВД МВД России инновационных информационных технологий, различного рода электронных устройств и ТИИ.
Литература
1. Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo. gov.ru http://sudact.ru/regular/court/0g4e8uis5qZ/ (дата обращения: 16.03.2022).
2. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru http://su-dact.ru/regular/court/0g4e8uis5qZ/(дата обращения: 16.03.2022).
3. Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2021-2023 годы: распоряжение МВД России от 29.12.2020 № 1/15065 (ред. от 08.09.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo. gov.ru http://sudact.ru/regular/court/0g4e8uis5qZ/ (дата обращения: 16.03.2022).
4. Глухов Н.В. Роль цифровизации в деятельности правоохранительных органов // Техно-
логии XXI века в юриспруденции: материалы Третьей международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2021. - С. 441446.
5. Комардина А. А., Меняйло Д.В., Меняйло Л.Н. Применение информационных технологий и возможностей цифровизации в деятельности сотрудника ОВД // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2021. - С. 184-187.
6. Косовский В. Б., Мартынюк С.Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. - 2020. - № 3 (80). - С. 25-29.
7. Кубасов И.А. Проблемные вопросы применения технологий искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. - 2021. - № 3. - С. 180186.
8. Лемайкина С.В. Проблемы внедрения технологии искусственного интеллекта в органы внутренних дел // Современные информационные технологии в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 70-74.
9. Мишин С. А., Мишин А.В. Возможные направления применения искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2021. - № 7-3. - С. 68-74.
10. Прекина Т.А. Проблемы организации информационного обеспечения деятельности в ОВД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. -
2020. - № 6-2. - С. 269-272.
11. Холостов К.М. Направления и проблемы внедрения в деятельность органов внутренних дел технологий искусственного интеллекта и робо-тотехнических систем // Искусственный интеллект на службе полиции: сборник статей международной научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России,
2021. - С. 71-78.
THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Romanov M.S., Didyuk A. Ya., Trifonenko N.M., Solodyankin D.V.
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin; Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs
The article presents an analysis of the legal organization of the official activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the problems of its implementation in the conditions of permanently developing information technologies and achievements of
modern scientific progress, which is undoubtedly relevant in the era of digitalization.
The practical possibilities of introducing innovative technical means, special software systems and other innovative technical products into the process of investigating and solving crimes are considered, the problems of professional development and training of police officers are raised. As a result, proposals have been developed in the field of improving the efficiency of training qualified specialists in the field of artificial intelligence technologies and unmanned aerial vehicles in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The results of the research are proposals to improve the current legislation in the field of the use of advanced information technologies by employees of the internal affairs bodies in their daily activities, as well as to overcome the legal vacuum in the field of digital format application.
Keywords: internal affairs bodies, information technologies, scientific and technological progress, digitalization, the process of investigation and disclosure of crimes.
References
1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (subject to amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 No. 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, of 21 July 2014 No. 11-FKZ, with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020) [Electronic resource]. -URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 03/16/2022).
2. On the police: federal law of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on December 21, 2021) [Electronic resource]. -URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 03/16/2022).
3. On the approval of the Departmental program of digital transformation of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 20212023: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 12/29/2020 No. 1/15065 (as amended on 09/08/2021) [Electronic resource]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 03/16/2022).
4. Glukhov N.V. The role of digitalization in the activities of law enforcement agencies // Technologies of the XXI century in jurisprudence: materials of the Third International Scientific and Practical Conference. - Yekaterinburg, 2021. - S. 441-446.
5. Komardina A. A., Menyailo D.V., Menyailo L.N. Application of information technologies and digitalization opportunities in the activities of an internal affairs officer // Economic security: legal, economic, environmental aspects: Collection of scientific papers of the 6th International Scientific and practical conference. - Kursk, 2021. - S. 184-187.
6. Kosovsky V. B., Martynyuk S.N. Topical issues of the practical application of unmanned vehicles in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Society: politics, economics, law. -2020. - No. 3 (80). - S. 25-29.
7. Kubasov I.A. Problematic issues of the use of artificial intelligence technologies in the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 3. - S. 180-186.
8. Lemaykina S.V. Problems of introducing artificial intelligence technology into internal affairs bodies // Modern information technologies in the professional activities of employees of internal affairs bodies: a collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. - Rostov-on-Don, 2021. -S. 70-74.
9. Mishin S. A., Mishin A.V. Possible areas of application of artificial intelligence in the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Public safety, law and order in the III millennium. - 2021. - No. 7-3. - S. 68-74.
10. Prekina T.A. Problems of organizing information support for activities in the police department // Public safety, legality and law and order in the III millennium. - 2020. - No. 6-2. - S. 269-272.
11. Kholostov K.M. Directions and problems of introducing artificial intelligence technologies and robotic systems into the activities of internal affairs bodies // Artificial intelligence in the police service: collection of articles of the international scientific and practical conference. - M .: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. - S. 71-78.