Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии социальных ролей на профессиональное общение специалиста социальной работы'

К вопросу о влиянии социальных ролей на профессиональное общение специалиста социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
866
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / ЛИЧНОСТНАЯ РОЛЬ В ОБЩЕНИИ / PERSONAL ROLE IN COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / EXPERT OF SOCIAL WORK / РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ / ROLE CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курилович Надежда Николаевна

В статье рассматриваются группы социальных ролей специалиста социальной работы в процессе профессионального общения. Результат применения определенного набора социальных ролей в процессе профессионального общения формирует определенный психологический тип личности со всем комплексом характерологических признаков. Нахождение баланса между исполнением социальных и личностных ролей в процессе профессионального общения способствует эффективной профессиональной деятельности специалиста социальной работы и способствует его профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курилович Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT INFLUENCE OF SOCIAL ROLES ON PROFESSIONAL COMMUNICATION OF THE EXPERT OF SOCIAL WORK

In article the author considered groups of social roles of the expert of social work in the course of professional communication. The result of application of a certain set of social roles in the course of professional communication forms a certain psychological type of the personality with whole complex of characterologic signs. Finding of balance between execution of social and personal roles in the course of professional communication promotes effective professional activity of the expert of social work and promotes his professional growth.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии социальных ролей на профессиональное общение специалиста социальной работы»

УДК 36+378 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-31-36

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курилович Надежда Николаевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, Тамбов, е-шай: kurilovichtmb@mail.ru

В статье рассматриваются группы социальных ролей специалиста социальной работы в процессе профессионального общения. Результат применения определенного набора социальных ролей в процессе профессионального общения формирует определенный психологический тип личности со всем комплексом характерологических признаков. Нахождение баланса между исполнением социальных и личностных ролей в процессе профессионального общения способствует эффективной профессиональной деятельности специалиста социальной работы и способствует его профессиональному росту.

Ключевые слова: общение, профессиональное общение, личностная роль в общении, социальная роль, специалист социальной работы, ролевой конфликт

Среди множества профессий социальная работа является одной из самых гуманных, направленная на понимание людей, оказание помощи в трудных жизненных ситуациях. По типовой принадлежности социальная работа относится к профессиям системы «Человек-человек», что изначально подразумевает умение общаться с другими людьми.

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Разнообразные стороны, грани сложного социального явления как общение отражаются в исследованиях Б. А. Ананьева, В. М. Бехтерева, А. А. Бо-далева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.

Общефилософская концепция (Л. П. Буева, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин, В. М. Соковин и др.) представляет общение личности как актуализацию существующих общественных отношений. В аспекте философской интерпретации понятие «общение» связано, прежде всего, с диалектикой развития общественных отношений и способов актуализации этих отношений.

Согласно данной концепции, общение определяется как способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии, что зависит от: идеологии и социально-экономического уклада общества. Такой подход позволяет выстроить методологию

социально-педагогического понимания сущности общения.

Социологическая концепция (И. А. Бу-тенко, В. В. Крупица) обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.

Как отмечет А. П. Панфилова, социология рассматривает общение человека, приводящее к социальным результатам и последствиям. По мнению А. А. Леонтьева, социологический аспект понятия общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. В конечном счете, любое общение, будь оно социально или личностно ориентированным - разумеется, если в этом общении актуализируются общественно значимые отношения между людьми, - отражается на социологическом уровне: в этом, с нашей точки зрения, оправдание самого факта существования различных форм человеческого общения.

Общение участвует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем выступает как целый набор разнонаправленных факторов социальной жизни человечества.

Таким образом, с социологической точки зрения общение может быть понято как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания status quo социальной структуры общества, социальной группы или отдельной общности - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения [1].

При психологическом подходе (А. А. Бо-далев, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов и др.) общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов жизнедеятельности человека. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Представители данной концепции относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл самоформирования и взаимодействия личности с социокультурной средой.

Таким образом, выяснено, что единого понимания понятия «общение» в научной литературе еще не сложилось. Это объясняется тем, что авторы отражают разнообразные стороны, грани этого сложного социального явления. Главным, традиционным подходом является рассмотрение общения как процесса передачи информации и воздействия с ее помощью на личность.

С позиции Б. Д. Парыгина процесс общения может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение, данное ученым, ориентирует на системное понимание сущности общения, акцентирует его многофункциональность и деятельностную природу.

А. С. Золотнякова понимает общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. С его точки зрения общение видится как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем, общение подается и как социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что общение, по А. С. Золот-няковой, представляет собой коммуникативно-регулятивный процесс, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установки взаимоотношений между людьми». А. А. Леонтьев понимает общение «как вид деятельности», что, в свою очередь, рассматривается Л. И. Анцыферо-вой как вид коллективной деятельности.

Исходным основанием понятия профессионального общения в трудовой деятельности является его специфический вид деятельности, связанный с процессами межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями в совместной деятельности, направленный на решение профессиональных задач. Профессиональное общение является одним из условий эффективной профессиональной деятельности.

Деятельность специалиста социальной работы направлена на решение конкретных социально-значимых задач. В ходе решения данных задач специалист вступает во взаимодействие с различными субъектами. Специфика профессионального общения социального работника проявляется в умении устанавливать равновесие между общественными (социальными) и личностными (психологическими) отношениями [2].

Общественные отношения можно характеризовать через понятие «социальная роль». Понятие социальной роли анализировалось неоднократно в отечественной социологической и социально-психологической литературе.

По мнению А. А. Леонтьева, за понятием роли стоят три связанных, но гетерогенных понятия:

1) роль как сумма требований, ассоциированных с данной позицией, или же, - система ролевых предписаний (ролевых ожиданий);

2) роль как понимание индивидом того, что от него ожидается, т. е. «интернализо-ванная роль»;

3) роль как реальное действие в данной позиции, т. е. ролевое поведение [3].

По мнению Р. С. Немова, социальная роль - это совокупность прав и обязанностей, форм поведения и социальных действий, предписанных человеку и реализуемых им, занимающему в обществе определенное положение [4].

Как отмечает А. П. Панфилова, социальная роль - это построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение). Установление ролей участников групповой работы связано в первую очередь с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.

Позиция - интегральная, наиболее обобщенная характеристика человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Статус - положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.

Профессиональное общение обусловлено профессиональной деятельностью, но характер его, активность, избирательность, размеры определяются степенью балансировки реализации социальных ролей. Любой акт профессионального общения социального работника, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение.

Поведение социальных работников при совместной деятельности может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение руководителя для снятия излишней напряженности. Вместе с тем, доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.

Так, в отделе социального учреждения функции могут распределяться между специалистами по-разному. Эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные - решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы происходит в данном случае не спонтанно, а по определению руководителя, который основывается на знании личностных характеристик специалистов, а также от требований

и задач отдела. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Специалисты социальной работы в течение дня выполняют многочисленные роли. Вместе с тем, социальный работник должен распознавать роли, применяемые его партнерами по профессиональному общению (клиентами, коллегами, руководителем). Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и межличностных конфликтов, так и совершенствованию самого процесса профессионального общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого поведения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

В любом социальном учреждении имеется статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, заместитель, руководитель отдела, специалист социальной работы и т. п.).

Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Например, положение социального работника в учреждении подразумевает не только роль сотрудника, но и отношение к клиентам, а также различные другие роли по отношению к администраторам, коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: клиентов могут ожидать высококвалифицированных консультаций, посещений, бесед, коллеги - точных исполнений своих обязанностей и не перекладывание их на коллег, а руководители - повышения рейтинга учреждения, увеличения положительных отзывов клиентов о добросовестной и хорошей работе сотрудников, и их влиянии на ее имидж.

Специалисты выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе: функциональные соответствуют тем видам деятельности, которые существуют в той или иной профессии; ролевые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей; личностные формируются на основе оценочного отношения участников к тем или иным ситуациям, возникающим в групповом взаимодействии (табл. 1) [5].

Таблица 1

Классификация позиций в групповой работе (по А. В. Петрову)

Вид позиции Тип позиции Пример позиции

Функциональные Профессиональные Инженер, экономист, банкир, преподаватель, студент и т. д.

Должностные Ректор, проректор, декан, доцент, ассистент и т. д.

Общественные Профсоюзный деятель, депутат и т. д.

Ролевые Ко ммуникативные Автор, понимающий, критик, организатор коммуникации и пр.

Содержательные Эрудит, аналитик, диагност, генератор идей, разработчик, имитатор и т. д.

Мето дологические Методолог, критик, проблематизатор, рефлексирующий, методист, программист и т. д.

Организационные Организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор и т. д.

Социально-психологические Лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый, аутсайдер и т. д.

Личностные Относительно групповой работы Содействующий, помогающий, заинтересованный, нейтральный, равнодушный, сочувствующий, сопротивляющийся, противодействующий и т. д.

Относительно новизны Инноватор, инициатор, консерватор и т. д.

Роль предполагает выполнение определенных правил поведения. Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Роль социального работника обусловлена его статусом. Специалист социальной работы имеет определенные права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанной специалистов других специальностей.

Определенная социальная роль реализуется в соответствии с его функциональными обязанностями, при этом включаются профессиональные и личностные качества специалиста социальной работы. Два разных человека, находящихся на одной должности будут по-разному воспринимать и реализо-вывать предписанные им социальные роли.

На основе существующих типов ролей, выделенных А. П. Панфиловой, можно определить три группы социальных ролей социальных работников, используемых в процессе профессионального общения. К ним относятся: роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие роли, процедурные роли [5].

В ходе решения поставленных задач специалист социальной работы (первая группа ролей) ищет информацию, ставит вопросы, отвечает на них, здесь он выступает в роли искателя информации; предлагает свои пути решения профессиональной задачи, привлекает новых участников взаимодействия - проявляет роль инициатора; прислуши-

вается к предложениям коллег - роль последователя, реализует установки руководства -роль исполнителя; оценивает свою деятельность, сравнивает свои результаты с результатами коллег - оценивающая роль.

Вторая группа ролей названа как поддерживающие роли. В нее входят такие роли, как роль снимающего напряжение: старается снять напряжение в трудной жизненной ситуации. Роль гармонизатора - разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия и привести спорные ситуации к компромиссу. Роль поощряющего - подбадривающий, мотивирующий клиента к самостоятельным действиям. Роль переводчика -разъясняет клиентам нормативно-правовые акты.

Третья группа - это процедурные роли: диспетчер, протоколист, хранитель. Диспетчер - принимает и переадресовывает, распределяет информацию для решения проблем клиентов. Протоколист - четко следит за соблюдением регламентов в получении услуг клиентом. Хранитель - сохраняет, аккумулирует конфиденциальную информацию по каждому клиенту.

Все перечисленные социальные роли отражаются в должностных инструкциях. Но ни одна инструкция не предписывает роль друга, роль советчика, роль жалеющего, роль помогающего, роль неравнодушного. Данные роли являются личностными ролями, они

присущи каждому человеку и выступают в качестве личностных характеристик специалистов.

В результате исполнения многочисленных ролей специалист социальной работы может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельность в другой роли. Возникает различные ролевые конфликты: конфликт «личность-роль», конфликт «внутри роли», межролевой конфликт.

Например, специалист социальной работы стационарного учреждения отдает предпочтение в обслуживании одному пожилому человеку, так как тот напоминает ему его родителя, при этом он невольно теряет равномерность распределения своих обязанностей между всеми пожилыми клиентами данного учреждения. В данном случае происходит конфликт «личность-роль».

Существует так же и конфликт «внутри роли», когда одна роль должна удовлетворить разные требования, при этом человек, выполняющий эту роль, не может удовлетворить все требования. Так, руководитель социальной службы, с одной стороны, обязан соблюдать нормы по оплате труда, а, с другой стороны, выполнять требования руководства об экономии фонда заработной платы.

Одним из самых распространенных конфликтов является межролевой конфликт, когда специалисту социальной работы необходимо одновременно исполнять множество ролей и контролировать результат каждой.

Специалист, сталкивающийся с ролевыми конфликтами, испытывает стресс, что приводит в дальнейшем к проявлению эмоциональных проблем, тормозящий процесс профессионального общения и, следовательно, к решению профессиональных задач.

Таким образом, социальные роли специалиста социальной работы могут быть разными, и влиять на облегчение или затруднение профессионального общения при выполнении профессиональных задач. Приме-

нение определенного набора социальных ролей в процессе профессионального общения формируют определенный психологический тип личности со всем комплексом характерологических признаков. Нахождение баланса между исполнением социальных и личностных ролей в процессе профессионального общения способствует эффективной профессиональной деятельности специалиста социальной работы и способствует его профессиональному росту.

Литература

1. Мазилкина Е. И. Адаптация в коллективе, или Как грамотно себя зарекомендовать. М., 2006.

2. Курилович Н. В. Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Вып. 3-4. С. 154-159.

3. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2008. С. 184.

4. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. СПб., 2008.

5. Панфилова А. П. Теория и практика общения. М., 2011. С. 198.

References

1. Mazilkina E. I. Аdaptatsiya v kollektive, ili Kak gramotno sebya zarekomendovat' [Adaptation in collective or How to prove yourself competently]. M., 2006.

2. Kurilovich N. V. Kommunikativnyj potent-sial spetsialista sotsial'noj raboty kak osnova effek-tivnogo professional'nogo obshcheniya [Communicative potential of the expert of social work as basis of effective professional communication] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2014. Vyp. 3-4. S. 154-159.

3. Leont'ev А. А. Psikhologiya obshcheniya [Communication psychology]. M., 2008.

4. Nemov R. S., А^тт I. R. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. SPb., 2008.

5. Panfilova А. P. Teoriya i praktika obshcheniya

[Theory and practice of communication]. M., 2011.

* * *

TO THE ISSUE ABOUT INFLUENCE OF SOCIAL ROLES ON PROFESSIONAL COMMUNICATION OF THE EXPERT OF SOCIAL WORK

Kurilovich Nadezhda Vasilyevna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: kurilovichtmb@mail.ru

In article the author considered groups of social roles of the expert of social work in the course of professional communication. The result of application of a certain set of social roles in the course of professional communication forms a certain psychological type of the personality with whole complex of characterologic signs. Finding of balance between execution of social and personal roles in the course of professional communication promotes effective professional activity of the expert of social work and promotes his professional growth.

Key words: communication, professional communication, personal role in communication, social role, expert of social work, role conflict

Об авторе:

Курилович Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the author:

Kurilovich Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Social Pedagogical Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.