УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
© Надежда Васильевна КУРИЛОВИЧ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются психолого-педагогических стратегии, лежащие в основе обеспечения вузовской технологии целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего социального работника и соотносящегося с применением методов и организационных форм, обеспечивающих активную коммуникативную деятельность студентов - будущих профессионалов.
Ключевые слова: профессиональное общение; культура профессионального общения; психологопедагогические стратегии; активные и интерактивные методы обучения; средства эффективности формирования культуры профессионального общения.
В современной социокультурной и экономической ситуации, характеризующейся динамизмом и открытостью, существенно изменяются задачи профессиональной деятельности будущих социальных работников, от которых требуются умения работать с разнообразной информацией, общаться в по-ликультурном пространстве, вступать в профессиональные контакты с коллегами и социальными клиентами, работать в команде. Другими словами, время требует такого высшего профессионального образования, показателем которого выступает культура профессионального общения.
Значимость культуры общения отмечается в таких документах, как «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации», которые ставят задачу воспитания граждан, обладающих высокой нравственностью, способных к социализации и созидательной деятельности, проявляющих уважительное отношение к другому человеку, готовых и умеющих вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Новые образовательные условия подразумевают подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, способных к про-
фессиональному росту и мобильности в современных условиях развития новых наукоемких технологий, что невозможно без развитой культуры профессионального общения, ключевой составляющей культуры профессиональной - цели и результата современного образования. Так, проблема обучения культуре профессионального общения находит отражение в компетентностном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности. В проекте Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения «владение нормативной культурой общения на родном языке в бытовой, научной и профессиональной сферах» закономерно выступает одним из требований к подготовленности выпускника вуза.
Междисциплинарный подход к системному анализу основных исследований по проблеме общения в целом и культуры профессионального общения в частности свидетельствует о том, что в философии, социологии, общей, социальной и педагогической психологии, психолингвистике, лингводи-дактике, педагогике накоплен огромный фонд знаний, касающихся подходов к определению феномена общения, его механизмов и специфики проявления в профессиональной деятельности, проблем профессионального общения, методики обучения общению. При этом очевидно, что до сих пор не достигнуто единства в толковании понятия «профессиональное общение», его форм, механизмов [1].
Культура профессионального общения как универсальное общественное и индивидуально-личностное явление рассматривается с позиции ее внутренней сущности, связанной с формированием общественного и индивидуального сознания. При этом выделяется ее духовная составляющая, обусловленная гуманистическими требованиями к профессии социального работника - помощь, поддержка других людей через взаимодействие с ними: поддержка людей, стимулирование их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов; предложение помощи, организация ее, установление необходимых для этого связей и контактов; сопровождение людей на протяжении опреде-
ленного жизненного периода, проявление личного участия, организация контроля за ситуацией в целях защиты клиента; активизация людей на оказание помощи нуждающимся.
В научной педагогике в результате терминологического обоснования сущности понятия культуры профессионального общения ее формирование было возведено в ранг актуальных педагогических проблем, с приданием ей методологического характера. Наиболее значимой эта проблема стала в период становления и развития социально-педагогической практики, с появлением профессионалов - социальных работников, в деятельности которых общение занимает главное место.
Для определения места и значения культуры профессионального общения в структуре общей, профессиональной, индивидуально-личностной культуры специалиста проведен сопоставительный анализ понятий «культура», «профессиональная культура», «общение», «культура профессионального
общения» и определены их взаимосвязи и взаимозависимости.
Многообразие научных подходов к феномену культуры общения побудило автора рассмотреть его с философской, социологической и психологической сторон, что дало возможность на этой теоретической основе определить социально-педагогический статус общения как фактора формирования личности и прояснить вопрос соотношения понятий «общение» и «коммуникация».
Своеобразие современного этапа российского профессионального образования социальных работников заключается в параллельном развитии науки, практики и образовательного комплекса, т. е. система профессионального образования не имеет, по существу, теоретического базиса, сформированного со значительным опережением, и опирается не на массовый, а преимущественно на инновационный опыт практической деятельности. Это приводит к тому, что формирование основ культуры профессионального общения социального работника в процессе вузовской подготовки затрудняется ввиду отсутствия объективированного, интерсубъективного содержания этой культуры.
Статус процесса формирования культуры профессионального общения будущих
социальных работников в условиях вуза обусловлен, прежде всего, принадлежностью этого процесса к познавательной и преобразовательной деятельности; проявлением в любых иных социальных процессах в качестве имманентно присущих последним целевых и ценностных ориентаций; сочетанием стихийного и управляемого компонентов; постоянным, всеобщим, непрерывным, социально-обусловленным и конкретно-историческим характером этого явления.
Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, способных к профессиональному росту и мобильности в современных условиях развития новых наукоемких технологий, невозможна без развитой культуры профессионального общения.
Общение отражает индивидуально-личностные особенности будущих социальных работников, их культурный уровень, выражает их потребности, интересы. Культура общения определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы [2, с. 355].
Ключевой составляющей профессиональной культуры являются цели и результат современного образования. Так, проблема обучения культуре профессионального общения находит отражение в компетентност-ном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности. Одной из общекультурных компетенций, прописанных в стандарте по направлению подготовки 04.04.00 - «Социальная работа» квалификация (степень) «бакалавр», является готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе, что невозможно без сформированной культуры профессионального общения1.
Формирование культуры профессионального общения социального работника рассматривается как приоритетное направление профессиональной подготовки и личностного развития студентов на основе системного использования: ресурсных культуроформирующих возможностей социального образования в учебной, учебно-профессио-
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 04.04.00 - «Социальная работа» квалификация (степень) «бакалавр»: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8.12.2009 № 709.
нальной, профессиональной и внеучебной деятельности студентов; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления культуры профессионального общения, обусловленных социально-культурной дифференциацией
студентов; понимания культуры профессионального общения социального работника как инвариантного, интегративного, системообразующего компонента его общей, профессиональной и индивидуально-личностной культуры.
Культура профессионального общения будущего социального работника определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и коммуникативная деятельность как интегративносистемное свойство личности становится ведущим элементом индивидуально-личностной культуры и проявляется в профессиональной деятельности социального работника.
Сущность понятия «культура профессионального общения будущих социальных работников» понимается как часть общей и профессиональной культуры личности, обладающая самостоятельным содержанием как совокупность специальных коммуникативных знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, реализуемых в его профессиональной деятельности [3, с. 140].
Формирование культуры профессионального общения будущего социального работника основывается на психологопедагогических стратегиях: проблематизации и рефлексии, индивидуализации, обучения мышлению, ориентирования, включения и приобщения, обогащения.
Традиционно стратегия понимается как долгосрочная программа основных действий, направленная на достижение четко определенных целей и соответствующих действий по ее реализации. В методологическом плане педагогические стратегии ориентированы на организацию процессов становления, формирования, развития, воспитания личности и их целевая направленность определяется государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования.
Стратегия проблематизации и рефлексии в коммуникативной деятельности - это создание проблемных ситуаций, конструирование речевых и знаковых деятельностей и организация самоанализа. В проблемной си-
туации, при недостатке привычных способов действий для решения профессиональной задачи, возникает необходимость осмысления, анализа, рефлексии, формируется критическое отношение к средствам, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение данной проблемы, ее логическое обоснование и реализация решения.
Стратегия индивидуализации обучения рассматривается в контексте личностноориентированного подхода к образованию, обращена на расширение и совершенствование индивидуального опыта и опирается на необходимость учета неповторимости и уникальности каждого индивида.
Стратегия обучения мышлению предполагает целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей студентов в естественных и специально моделируемых профессионально ориентированных ситуациях в работе с социальным клиентом.
Ориентирование - это педагогическая стратегия, направленная на осознание студентами ценностного, аксиологического потенциала культуры профессионального общения, ее значения для самоопределения в профессии и жизнедеятельности, в решении социальным работником профессиональных задач, реализации функций и видов деятельности. Здесь стратегия «работает» в направлении оказания помощи будущему социальному работнику в самоопределении, осознании профессиональных, нравственных и гражданских ценностей «для себя» и их роли в становлении специалиста и личностном развитии, и важно перевести содержание образования студента из социально-значимого в личностно-значимое, определяющее жизненные смыслы и образовательную траекторию будущего социального работника.
Стратегия включения и приобщения представляет собой совокупность сконструированных действий приобщения, сориентирована на овладение действиями или способами выполнения деятельности, на самопро-явление студентов в различных видах деятельности (личностно-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие). Эта стратегия «работает» на развитие социального интеллекта, креативности, ответственности, инициативности, повышение активности и самостоятельности в самопознании, саморазвитии, акмеологической интенции, «са-
мопроявления» студента как субъекта коммуникативной деятельности.
Стратегия обогащения нацелена на преобразование индивидуального опыта студентов в качественно более высокое состояние и представляет собой совокупность дополнительных действий по дополнению жизненного опыта студентов новыми способами действия и взаимодействия - участие студентов в коммуникативных ситуациях профессионального плана, обогащающих субъективный опыт самоконтроля и саморегуляции, самоорганизации, саморефлексии, самовыражения, самопрезентации в профессиональной деятельности [4].
Представленные стратегии лежат в основе обеспечения вузовской технологии целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего социального работника и соотносятся с применением методов и организационных форм, обеспечивающих активную коммуникативную деятельность студентов - будущих профессионалов.
К основным методам формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе относим: активные и интерактивные методы.
Достоинством активного обучения является включение в коммуникативную деятельность всех студентов через использование ролевых игр, организацию дискуссий, «мозговых штурмов», моделирование и анализ профессиональных и жизненных ситуаций, где студенты учатся критически мыслить, решать сложные вопросы, сопоставлять альтернативные подходы, считаться с чужими мнениями, принимать ответственные решения, продуктивно взаимодействовать с другим «Я».
Главная, фундаментальная идея личностно-ориентированного интерактивного обучения заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога - к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к со-управлению и самоуправлению. Совместная деятельность в процессе познания предполагает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, толерантности, каждый реализу-
ет и повышает свой уровень субъектности, совершенствует коммуникативные, креативные способности и умения, свои «личные» достижения [5, с. 199].
Формирование культуры профессио-
нального общения социального работника в содержательном компоненте профессио-
нальной подготовки в вузе осуществлялось по двум направлениям: через последовательное овладение философскими, культурологическими, общенаучными, психолого-
педагогическими, технологическими коммуникативными субкомпетенциями в процессе всей профессиональной подготовки (междисциплинарный подход); через дисциплины профессионального цикла и курса «Культура профессионального общения социального
работника» (специально-профессиональный подход).
Ведущим направлением в формировании культуры профессионального общения будущего социального работника является целенаправленная организация коммуникативной деятельности и всего учебно-воспитательного процесса преподавания в рамках дисциплин профессионального цикла, курса «Культура профессионального общения социального работника» как «ядра саморазвития» вузовской технологии, обеспечивающего целевую интеграцию коммуникативной подготовки студентов, научно-исследовательской работы студентов и внеучебной воспитательной деятельности.
Цель курса состоит в стимулировании сознательного целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего социального работника.
Основными задачами курса являются:
- систематизация, обобщение, интеграция накопленных в ходе учебной, научной, общественной деятельности знаний, умений, навыков в области теории и практики развития коммуникативной компетентности и формирование гуманистического ядра личности социального работника;
- развитие умений студентов проектировать, организовывать и анализировать коммуникативную деятельность в профессиональной деятельности;
- развитие готовности к открытому диалогу и способности понимать себя и другого человека - социального клиента;
- оптимизация процесса становления индивидуального опыта гуманного, позитивного взаимодействия с социальными клиентами и сознательного самосовершенствования культуры профессионального общения.
Своеобразие курса заключается в том, что осмысление, систематизация, обобщение и усвоение знаний, и формирование умений и навыков осуществляются в процессе активной деятельности; используется система специальных заданий с целью ускорения трансформации теоретических знаний в практические умения и навыки; моделируется особое культурно-образовательное пространство, создается благоприятный микроклимат и установка на формирование гуманистической профессиональной направленности личности и формирование культуры профессионального общения будущего социального работника [6, с. 140].
Таким образом, на основе проанализированных психолого-педагогических стратегий и рассмотренных компонентов профессиональной подготовки будущих социальных работников в вузе, с использованием активных методов обучения, выделены средства, позволяющие эффективно формировать культуру профессионального общения будущего специалиста:
- ориентация теоретических курсов на получение коммуникативных знаний, умений и навыков, которые затем закрепляются в ходе практического обучения (при разработке и совершенствовании теоретических курсов лекторы учитывают перечень коммуникативных умений, необходимых социальному работнику);
- тематика курсовых, контрольных, лабораторных, практических и дипломных работ, соотнесенная с практикой;
- привлечение студентов к организации и проведению практико-ориентирован-ных исследований в регионе;
- участие студентов в международных, межрегиональных и региональных научнопрактических конференциях по социальной тематике;
- привлечение студентов к общественной работе в различных объединениях социальной направленности.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва; Ростов н/Д, 2005.
2. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М., 2005.
3. Курилович Н.В. Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4. С. 139-144.
4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 2005.
6. Курилович Н.В. Основные средства формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в процессе вузовского обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. 2011. № 2.
Поступила в редакцию 20.06.2011 г.
UDC 378
FORMATION OF CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS IN NEW EDUCATIONAL CONDITIONS
Nadezhda Vasilyevna KURILOVICH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The article deals with the psychological and pedagogical strategy, lying in the basis of university technology of purposeful, system formation of future social worker and related with the application of methods and organizational forms providing active communicative activity of students - future professionals.
Key words: professional communication; culture of professional communication; psycho-pedagogical strategy; active and interactive methods of training; effectiveness of professional communication culture.