Научная статья на тему 'Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения'

Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE POTENTIAL OF SOCIAL WORKER / MOTIVATIONAL AND VALUABLE COMPONENT / COMMUNICATIVE ABILITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

В статье рассматривается коммуникативный потенциал социального работника. Коммуникативный потенциал социального работника раскрывается через коммуникативные способности: коммуникативная самостоятельность; коммуникативная компетентность с одной стороны, и практический, мотивационно-ценностный, содержательный компоненты с другой стороны. Соотношение данных составляющих отражаются в характеристике каждого компонента профессионального общения социального работника. В каждой из составляющих присутствуют взаимосвязанные блоки: знаниевый (знание и понимание теоретических основ профессиональной коммуникации); технологический (владение умениями и навыками профессиональной коммуникации); инструментальный (владение умениями эффективного использования вербальными и невербальными средствами коммуникационной деятельности). Так, например, мотивационно-ценностный компонент КПО в пересечении с коммуникативными способностями социального работника в заниевом блоке на выходе отражает осознание примата ценностного отношения к партнеру по общению как важнейшей предпосылки, обусловливающей успешность профессиональной деятельности. В технологическом блоке: способность принимать и разделять в ходе общения ценности партнера. В инструментальном блоке: принятие значимости коммуникативных способностей личности социального работника как одного из важнейших индивидуально обусловленных средств профессиональной деятельности. Рассматривая мотивационно-ценностный компонент и коммуникативную компетентность, в заниевом блоке отражается знание способов выражения ценностного отношения к партнеру по общению (вербальные, невербальные). В технологическом блоке : понимание норм и этически допустимых в профессиональной социальной работе способов общения с клиентами, коллегами, партнерами по деятельности. В инструментальном блоке: готовность реализовать ценностное отношение к партнеру в ходе общения с ним. В результате рассматриваются все взаимосвязанные компоненты коммуникативного потенциала социального работника, дающие конкретную характеристику при их взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE POTENTIAL OF THE EXPERT OF SOCIAL WORK AS BASIS OF EFFECTIVE PROFESSIONAL COMMUNICATION

In article author considered the communicative potential of the social worker. Communicative potential of the social worker reveals through communicative abilities: communicative independence; communicative competence on the one hand, and practical, motivational and valuable, substantial components on the other hand. In the characteristic of each component of professional communication of the social worker there is a ratio of these components. At each of components there are interconnected blocks: knowledge (knowledge and understanding of theoretical bases of professional communication); technological (possession of skills of professional communication); tool (possession of abilities of effective use of verbal and nonverbal means of communication activity). So, for example, the CPC motivational and valuable component with communicative abilities of the social worker in the knowledge block at the exit reflects understanding of a primacy of the valuable attitude towards the partner in communication in crossing as the major prerequisite causing success of professional activity. In the technological block there is ability to accept and divide during communication of value of the partner. In the tool block there is acceptance of the importance of communicative abilities of the identity of the social worker as one of the major individually caused means of professional activity. Considering a motivational and valuable component and communicative competence, the knowledge of ways of expression of the valuable attitude towards the partner in communication is reflected in the knowledge block (verbal, nonverbal). In the technological block there is understanding of norms and ethically admissible ways of communication with clients, colleagues, partners in activity in professional social work. In the tool block there is readiness to realize the valuable attitude towards the partner during communication with it. As a result author considered all interconnected components of communicative potential of the social worker giving the concrete characteristic at their interaction.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения»

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

КУРИЛОВИЧ НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается коммуникативный потенциал социального работника. Коммуникативный потенциал социального работника раскрывается через коммуникативные способности: коммуникативная самостоятельность; коммуникативная компетентность - с одной стороны, и практический, мотивационно-ценностный, содержательный компоненты - с другой стороны. Соотношение данных составляющих отражаются в характеристике каждого компонента профессионального общения социального работника. В каждой из составляющих присутствуют взаимосвязанные блоки: зна-ниевый (знание и понимание теоретических основ профессиональной коммуникации); технологический (владение умениями и навыками профессиональной коммуникации); инструментальный (владение умениями эффективного использования вербальными и невербальными средствами коммуникационной деятельности). Так, например, мотивационно-ценностный компонент КПО в пересечении с коммуникативными способностями социального работника в заниевом блоке на выходе отражает осознание примата ценностного отношения к партнеру по общению как важнейшей предпосылки, обусловливающей успешность профессиональной деятельности. В технологическом блоке: способность принимать и разделять в ходе общения ценности партнера. В инструментальном блоке: принятие значимости коммуникативных способностей личности социального работника как одного из важнейших индивидуально обусловленных средств профессиональной деятельности. Рассматривая моти-вационно-ценностный компонент и коммуникативную компетентность, в заниевом блоке отражается знание способов выражения ценностного отношения к партнеру по общению (вербальные, невербальные). В технологическом блоке : понимание норм и этически допустимых в профессиональной социальной работе способов общения с клиентами, коллегами, партнерами по деятельности. В инструментальном блоке: готовность реализовать ценностное отношение к партнеру в ходе общения с ним. В результате рассматриваются все взаимосвязанные компоненты коммуникативного потенциала социального работника, дающие конкретную характеристику при их взаимодействии.

Ключевые слова: коммуникативный потенциал социального работника, мотивационно-ценностный компонент, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность.

В профессиональной подготовке специалиста социальной работы неотъемлемым элементом является развитие коммуникативных способностей, компетентности, самостоятельности, что составляет коммуникативный потенциал специалиста.

Коммуникативный потенциал - это единство его составляющих: коммуникативные способности; коммуникативная самостоятельность; коммуникативная компетентность.

В каждой из составляющих присутствуют взаимосвязанные блоки: знаниевый (знание и понимание теоретических основ профессиональной коммуникации); технологический (владение умениями и навыками профессиональной коммуникации); инструментальный (владение умениями эффективного использования вербальными и невербальными средствами коммуникационной деятельности).

Сущностная характеристика социально значимой коммуникативной способности должна включать мотивационный и действенный компоненты. Мотивационный компонент: осознание роли и значения коммуникативности в различных видах деятельности; осознание необходимости быть активным участником общения; осознание необходимости усвоения правил общения и соблюдение их. Действенный компонент: активное, самостоятельное участие в общении; проявление инициативы; проявление заинтересованности успехами других; проявление критического отношения к результатам общения; постоянное совершенствование умений общаться; перенос умений из одной области в другие виды деятельности.

Коммуникативная способность имеет свои уровни проявления: первый - знания, второй -

умения, третий - общая направленность поведения и стиль общения.

Если в основу положить соотношение содержательного (личностный и когнитивно-оценочный) и динамического (поведенческий) аспектов коммуникативной способности, то возможно указать стадии ее развития: диффузная (спонтанная), динамическая, содержательная, гармоническая. Эти стадии развития коммуникативной способности тесно связаны с регуляцией и саморегуляцией на речемыслительном, эмоционально-волевом и мотивационном уровнях.

Помимо мотивационного и действенного компонентов в коммуникативной способности выделяем перцептивный и управленческий. Так, перцептивный компонент представляет преимущественно внутреннюю сторону профессиональной активности и включает понимание других и самого себя.

Управленческий компонент представляет преимущественно внешнюю сторону профессиональной активности по перестраиванию коммуникативной ситуации и включает готовность к осуществлению коммуникативного взаимодействия, самооценку реализованных воздействий и др. [1].

Каждый компонент имеет свою микроструктуру. Обе микроструктуры являются относительно независимыми, ведущая роль принадлежит признаку диалогичности, т. е. учету активности личности как участника взаимодействия, в понимании и сопереживании ей (перцептивный компонент), в воздействиях на нее (управленческий компонент).

Структура этих компонентов в единстве характеризуется первостепенным значением признака нестереотипности, который отражает производство нового, нестандартного в ходе общения.

Профессиональное общение специалиста социальный работы, кроме коммуникативного потенциала, включает составляющие компоненты: знания, способы деятельности по образцу, приобретение жизненных навыков, обеспечивающих индивидуальное развитие коммуникативных умений - практический; сформированные эмоционально-ценностные отношения к диалогу с социальным клиентом - мотивационно-ценностный, опыт межличностного и группового общения -содержательный.

Мотивационно-ценностный компонент.

Формирование ценностных ориентаций социального работника может осуществляться при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сфор-мированности высших психических функций, сознания и социально-психической зрелости. Часто объекты деятельности имеют равно высокую

ценность для ее субъекта, и он не может осуществить выбор наиболее значимых для него сфер жизнедеятельности, пытаясь достичь успехов сразу по нескольким направлениям. Однако рано или поздно человек встает перед необходимостью разрешить эту проблему. И чем скорее он сможет определить для себя приоритеты, тем более четко будет представлять себе свои дальнейшие самостоятельные решения, тем конкретнее будут его жизненные и профессиональные планы. Вместе с тем, следует учитывать, что равнозначные ценности порождают неопределенность не всегда, а только в том случае, когда они противоречивы. Противоречивость ценностных ориентаций ведет к рассогласованию того, чего человек хочет добиться, и того, что он для этого будет предпринимать. Если равнозначные ценности не конкурируют в сознании субъекта, то соответствующие ориентации могут быть реализованы параллельно, без ущерба для каждой из них. Следовательно, согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций является важнейшей предпосылкой самореализации личности. Характеристика особенностей структуры ценностных ориента-ций будет неполной, если не учитывать направленность основных жизненных ценностей. Содержание ценностных ориентаций характеризует социального работника с точки зрения соответствия его системы ценностей системе ценностных координат профессионального сообщества.

Содержательный компонент.

Информационный аспект профессионального общения позволяет рассмотреть содержание профессионально значимой информации, которая способствует взаимопониманию и взаимодействию социального работника и его клиентов.

Ценности и нормы общей, профессиональной и коммуникативной культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса в вузе, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие студентов. Объективное единство общекультурного, профессионального и коммуникативного развития личности современного специалиста актуализирует формирование у социальных работников культурной доминанты профессионального идеала. Она представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии профессиональной деятельности социального работника.

N. V. КиЫЬОУЮЫ

Характеристика компонентов профессионального общения социального работника

Таблица 1

Мотивационно-ценностный компонент КПО

Содержательный компонент КПО

Практический компонент КПО

и т с о н

»о

о

с

о

п

с

е

ы

н

в

и

т

а

к

и

н

^

о оК

й ы

вк е ко

S ч

S vo а н

РО

Осознание примата ценностного отношения к партнеру по общению как важнейшей предпосылки, обусловливающей успешность профессиональной деятельности

Отношение к профессиональному общению как межличностному взаимодействию, в котором проявляются особенности личности, мотивы и ценности партнеров по общению_

Знание сильных и слабых коммуникативных сторон своей личности

е

а- х

£ I 2

3 «

ни и я ес

Способность принимать и разделять в ходе общения ценности партнера

Возможности развития у социального работника коммуникативных характеристики личности, необходимых для эффективного профессионального обще-

Наличие коммуникативных способностей, обеспечивающих эффективность общения (в том числе коммуникабельность, гибкость, эмпатийность, внимательность и др.)_

А о ® е

В з

I з

я ч 5 я

т

Принятие значимости коммуникативных способностей личности социального работника как одного из важнейших индивидуально обусловленных средств профессиональной деятельности

Способность выбирать стратегии общения как сотрудничества, учитывающего коммуникативные характеристики партнера, а также адекватного ситуацией общения

Умение строить общение с партнерами в опоре на хорошо развитые коммуникативные способности личности при параллельном нивелировании слабо развитых способностей

о к

а н в и т а к и

н

^

о оК

й ы

вк ве ко и

s «

а н

РО

Знание способов выражения ценностного отношения к партнеру по общению (вербальные, невербальные)

Знание роли и места общения в профессиональной социальной работе на микро-, мезо- и макроуровнях ее реализации

Знание методов и приемов, в опоре на которые строятся разные этапы общения с клиентами в зависимости от мотивов, побуждающих последних в нем участвовать (избегать его)_

е

а- х £ § 2

3 «

ни и я ес

Понимание норм и этически допустимых в профессиональной социальной работе способов общения с клиентами, коллегами, партнерами по деятельности

Владение технологией выстраивания логически связанных этапов профессионально ориентированного общения с клиентами, коллегами, партнерами по деятельности

Наличие опыта общения с партнерами на микро-, мезо- и макроуровнях реализации социальной работы и умение опираться на положительный опыт

не й

§ 2 а g

У

нт

Готовность реализовать ценностное отношение к партнеру в ходе общения с ним

Умение понимать информацию, передаваемую в общении с помощью вербальных и невербальных способов

Умение расшифровывать не только вербальные, но и невербальные знаки общения с позиции ценностного отношения к партнеру по общению_

о оК

й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

в

е

и

н

а

н

РО

Понимание мотивов включения клиента / коллеги в профессиональное общение с социальным работником, либо уходов от него

Владение знаниями об особенностях личностных характеристик и свойств клиентов (психологические, возрастные), влияющих на продуктивность и успешность общения

Знание этически допустимых способов влияния на партнера по общению для достижения общего решения проблемы

«

В соответствии с ценностными ориентациями и мотивами партнера по общению готовность выбирать тактику общения, адекватную задачам соответствующего этапа технологии социальной работы

Владение арсеналом приемов организации и развития общения на разных этапах его протекания

Умение самостоятельно находить неконфликтное решение дискуссионных моментов, возникающих в ходе общения (в том числе при выборе того или иного способа решения проблемы клиента)_

не й ме ы

^ я & -

X 5

нт

Способность к личностному самовыражению в общении

Готовность применять нестандартные приемы в общении, связанном с кризисными ситуациями клиента

Способность к саморегуляции в общении

ния

В свете сказанного на передний край сегодня выдвигается культурологический подход к формированию содержания высшего образования социальных работников. Реализация этого подхода предполагает создание условий для самоопределения личности социального работника в коммуникативной профессиональной культуре. Наряду с культурологическим подходом в основу формирования содержания формирования коммуникативной культуры социальных работников положена идея его фундаментализации - глубина и широта философских, общекультурных, общенаучных и специальных знаний о природе профессиональной коммуникации специалиста в области социальной работы. Такое понимание содержательного компонента профессионального общения социальных работников способствует осмыслению ими профессиональной деятельности как сферы социального и духовного творчества, мировоззренческого самоопределения [2].

Практический компонент.

Приобретение коммуникативного опыта происходит при коммуникативном взаимодействии с другими людьми и через успешные и неуспешные ходы в реальном процессе коммуникативного взаимодействия.

Практический компонент профессионального общения раскрывается через творческое содержание личности специалиста. Развитие способности к творчеству представляет собой одну из центральных линий личностного и индивидуального развития. Для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она, во-первых, должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая; во-вторых, необходимы определенные средства, позволяющие выразить собственную индивидуальность; в-третьих, - определенные условия, в которых такое проявление собственной индивидуальности возможно. Этот процесс тем эффективнее, чем глубже он опирается на личный опыт человека как на результат его индивидуального взаимодействия с окружающим миром, на личностно значимый интерес, на эмоционально избирательное отношение к окружающей действительности, на индивидуальные ценности, ставшие содержанием внутреннего мира [1].

Все отмеченные структурно-содержательные компоненты культуры профессионального общения социального работника взаимосвязаны. В целостном единстве они призваны выполнять важные функции в профессиональной деятельности специалиста. В числе основных функций выделяются: познавательно-гносеологическая (позволяет

исследовать, системно описывать и объяснять возникающие проблемы в жизнедеятельности личности и в профессиональной деятельности специалиста с позиции современной теории коммуникации), социально-экологическая (призвана обеспечить соблюдение человеком нравственных принципов общества и осуществление на этой основании оптимальных моделей и технологий коммуникативной деятельности), интегративно-регулятивная (обеспечивает целостность процесса развития профессионального общения социальным работником и ее воплощения в профессиональной жизнедеятельности, что позволяет синтезировать коммуникативные знания, навыки, продуктивный опыт и инновационные действия в соответствии с избранным видом профессиональной деятельности) [1].

Практика указывает на тесную связь функций социального работника и функций профессионального общения.

Компетентность в профессиональном общении выступает важнейшим условием успешной совместной деятельности людей, взаимодействия каждого из них с другими и в то же время проявлением и фактором формирования их отношений и между собой и к различным явлениям жизнедеятельности. Профессиональное общение обеспечивает высокую степень широты кругозора, его направленность, индикатирует степень сформи-рованности мировоззрения, социальной активности в целом, повышает социальную значимость индивидуальных норм поведения, владения разнообразными методами и способами конструктивной деятельности, облагораживает характер эмоциональной восприимчивости, обостряет интуицию.

В этом смысле в понятие компетентности профессионального общения входит как овладение определенным объемом знаний о принципах, закономерностях и приемах эффективного общения, так и тренинг по совершенствованию собственных навыков и умений общения до уровня, позволяющего специалисту социальной работы заниматься практической профессиональной деятельностью.

Литература

1. Курилович Н. В. Культура общения социального работника: содержание, структура, методология: монография. Тамбов: Изд-во ООО «Центр-пресс», 2011.

2. Курин А. Ю. Формирование информационной культуры будущего социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2011.

N. V. KURILOVICH

References

1. Kurilovich N. V. Kul'tura obshcheniya sotsial'nogo rabotnika: soderzhaniye, struktura, metodologiya: monografiya. Tambov: Izd-vo OOO «Tsentr-press», 2011.

2. Kurin А. Yu. Formirovaniye informatsionnoj kul'tury budushchego sotsial'nogo rabotnika v vuze sredstvami komp'yuternykh tekhnologij. Tambov: OOO «Tsentr-press», 2011.

* * *

COMMUNICATIVE POTENTIAL OF THE EXPERT OF SOCIAL WORK AS BASIS OF EFFECTIVE PROFESSIONAL COMMUNICATION

KURILOVICH NADEZHDA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article author considered the communicative potential of the social worker. Communicative potential of the social worker reveals through communicative abilities: communicative independence; communicative competence - on the one hand, and practical, motivational and valuable, substantial components - on the other hand. In the characteristic of each component of professional communication of the social worker there is a ratio of these components. At each of components there are interconnected blocks: knowledge (knowledge and understanding of theoretical bases of professional communication); technological (possession of skills of professional communication); tool (possession of abilities of effective use of verbal and nonverbal means of communication activity). So, for example, the CPC motivational and valuable component with communicative abilities of the social worker in the knowledge block at the exit reflects understanding of a primacy of the valuable attitude towards the partner in communication in crossing as the major prerequisite causing success of professional activity. In the technological block there is ability to accept and divide during communication of value of the partner. In the tool block there is acceptance of the importance of communicative abilities of the identity of the social worker as one of the major individually caused means of professional activity. Considering a motivational and valuable component and communicative competence, the knowledge of ways of expression of the valuable attitude towards the partner in communication is reflected in the knowledge block (verbal, nonverbal). In the technological block there is understanding of norms and ethically admissible ways of communication with clients, colleagues, partners in activity in professional social work. In the tool block there is readiness to realize the valuable attitude towards the partner during communication with it. As a result author considered all interconnected components of communicative potential of the social worker giving the concrete characteristic at their interaction.

Key words: communicative potential of social worker, motivational and valuable component, communicative abilities, communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.