Научная статья на тему 'Формирование готовности геронтоволонтеров к осуществлению добровольческой деятельности'

Формирование готовности геронтоволонтеров к осуществлению добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
543
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTIVATION OF ELDERLY PEOPLE / SYSTEM OF MUTUAL AID / FORMS AND METHODS OF SOCIAL WORKS / FORMATION OF SOCIAL MOVEMENT OF GERONTOVOLUNTARY / CRITERIA AND INDICES OF READINESS FOR GERONTOVOLUNTARY WORK / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / СИСТЕМА ВЗАИМОПОМОЩИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЕРОНТОВОЛОНТЕРСТВА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ГЕРОНТОВОЛОНТЕРСТВУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

Изменение правового законодательства в сфере социальной защиты населения заставляет специалистов находить новые формы и методы социальной работы с людьми пожилого возраста с учетом их основных потребностей. В конкретном случае рассмотрена взаимопомощь как одно из направлений развития и укрепления функционального регулятора сообщества пожилых людей по принципу «равный-равному». Конструирование путей решения проблемы активизации пожилых людей видно через создание добровольного сообщества пожилых людей, имеющих потребности в оказании безвозмездной помощи нуждающимся, включение их в трудовую деятельность. Данное видение выступает в роли цели-ценности, которые регулируют область деятельности пожилого человека. Помощь, взаимопомощь общепризнанные ценности, они являются социальной нормой в обществе. Социальные правила лежат в основе коллективного поведения и предопределяют переход от неорганизованного к организованному поведению. Включение активных пенсионеров в геронтовлонтерство требует профессионального подхода к их подготовке. Приход в данное сообщество еще не означал, что пенсионер может быть готов к исполнению роли геронтоволонтера. Он может поддерживать идеи данного сообщества, но функционально не готов к ведению конкретных действий. По нашему мнению, готовность к геронтоволонтерской деятельности это наличие личностных качеств, обусловливающих эффективную деятельность геронтоволонтерства, мотивационно-ценностного отношения к осуществляемой деятельности, наличие устойчивых знаний о функциях геротоволонтера, формах и методах работы геронтоволонтера на профессиональном уровне, умение выявлять и решать проблемы подопечных, наличие коммуникативных навыков. Готовность к геронтоволонтерской деятельности должна выражаться через проявление определенных критериев и показателей профессионализма. Активизация пожилого населения посредством геронтоволонтерства имеет двойной эффект: с одной стороны, активные пенсионеры вовлекаются в решение социальных проблем общества, с другой все больше пожилых людей и инвалидов получат поддержку. Таким образом, реализация современной законодательной базы будет более эффективной, если в решение проблем субъекта социальной политики государства включить самого субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF READINESS OF GERONTOVOLUNTEERS TO REALIZATION OF VOLUNTARY ACTIVITY

The changes in jural legislation in the sphere of population protection make the specialists find new forms and methods of social work with elderly people taking into consideration their basic requirements. In this particular case we consider mutual aid as one of directions of development and strengthening the functional regulator of elderly people community according to the principle “equal to equal”. We see the construction of the ways of elderly people’s activation solution in creation of voluntary community of elderly people who need volunteer help including them in working activity. This view plays the role of goal-value which regulates the field of work of elderly people. Help, mutual aid are generally known values, they are social norms in the society. Social rules are the basis of collective behaviour and they predetermine the transition from disorganized to organized behaviour. The inclusion of active pensioners in gerontovoluntary requires professional approach to their preparation. The inclusion in this community does not mean that the pensioner may be ready for performing his role of gerontovoluntary. He/she can support the ideas of this community but may not be functionally ready for making some actions. According to our opinion the readiness for gerontovoluntary activity are the personal qualities which cause effective activity of gerontovoluntary, motivational-value relation to the activity, the presence of stable knowledge about the functions of gerontovoluntary work, the forms and methods of gerontovoluntary work at professional level, the ability to determine and decide problems of persons under care, the presence of communicative skills. The readiness for gerontovoluntary activity must be figured out through the display of definite criteria and indices of professionalism. The activation of elderly population by means of gerontovoluntary work has double effect. On the one hand, active pensioners are involved in the decision of social problems of society. On the other hand, a great amount of elderly people and disabled people will get support. Thus, realization of modern legislative basis will be more effective if we include the subject itself in the decision of problems of social policy of state subject.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности геронтоволонтеров к осуществлению добровольческой деятельности»

УДК 374.73

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ГЕРОНТОВОЛОНТЕРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Надежда Васильевна КУРИЛОВИЧ

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: kurilovichtmb@mail.ru

Изменение правового законодательства в сфере социальной защиты населения заставляет специалистов находить новые формы и методы социальной работы с людьми пожилого возраста с учетом их основных потребностей. В конкретном случае рассмотрена взаимопомощь как одно из направлений развития и укрепления функционального регулятора сообщества пожилых людей по принципу «равный-равному». Конструирование путей решения проблемы активизации пожилых людей видно через создание добровольного сообщества пожилых людей, имеющих потребности в оказании безвозмездной помощи нуждающимся, включение их в трудовую деятельность. Данное видение выступает в роли цели-ценности, которые регулируют область деятельности пожилого человека. Помощь, взаимопомощь - общепризнанные ценности, они являются социальной нормой в обществе. Социальные правила лежат в основе коллективного поведения и предопределяют переход от неорганизованного к организованному поведению. Включение активных пенсионеров в геронтовлонтерство требует профессионального подхода к их подготовке. Приход в данное сообщество еще не означал, что пенсионер может быть готов к исполнению роли геронтоволонтера. Он может поддерживать идеи данного сообщества, но функционально не готов к ведению конкретных действий. По нашему мнению, готовность к геронтоволонтерской деятельности - это наличие личностных качеств, обусловливающих эффективную деятельность геронтоволонтерства, мотивационно-ценностного отношения к осуществляемой деятельности, наличие устойчивых знаний о функциях геротоволонтера, формах и методах работы геронтоволонтера на профессиональном уровне, умение выявлять и решать проблемы подопечных, наличие коммуникативных навыков. Готовность к геронтоволонтерской деятельности должна выражаться через проявление определенных критериев и показателей профессионализма. Активизация пожилого населения посредством геронтоволонтерства имеет двойной эффект: с одной стороны, активные пенсионеры вовлекаются в решение социальных проблем общества, с другой - все больше пожилых людей и инвалидов получат поддержку. Таким образом, реализация современной законодательной базы будет более эффективной, если в решение проблем субъекта социальной политики государства включить самого субъекта.

Ключевые слова: активизация пожилых людей; система взаимопомощи; формы и методы социальной работы; формирование социального движения геронтоволонтерства; критерии и показатели готовности к геронтоволонтерству

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-7-13

Изменение правового законодательства в сфере социальной защиты населения заставляет специалистов находить новые формы и методы социальной работы с людьми пожилого возраста с учетом их основных потребностей.

Общество развивается благодаря взаимопониманию между людьми, их согласованным действиям в удовлетворении социально значимых потребностей. С одной стороны, потребность в реализации своих ресурсов (человеческих, социальных), с другой стороны, создание защитного механизма пожилых людей в виде групповой самоорганизации.

Качественный и количественный состав сообщества пожилых людей также претерпел

изменения. К основным характеристикам данного состава можно отнести бодрость, активность, способность и желание приносить пользу окружающим, готовность к взаимодействию в группе. В поисках такой группы пенсионеры прибегают к формированию новой естественной социальной сети взаимопомощи.

В конкретном случае мы рассматриваем взаимопомощь как одно из направлений развития и укрепления, функционального регулятора сообщества пожилых людей.

С позиции функционального подхода взаимопомощь рассматривается как одна из функций сообщества. Основными идейными вдохновителями данного подхода являются К. Дэвис, Н. Луман, Т. Парсонс.

Т. Парсонс рассматривает взаимопомощь как систему, которая осуществляет ряд функций: адаптацию, целедостижение, интеграцию и другие, внешне не проявляющиеся функции. Его последователь Н. Луман, изучавший эволюцию форм взаимопомощи, отмечает, что взаимопомощь - это уравнивание потребностей, что помощь следует понимать, прежде всего, как вклад в удовлетворение потребностей другого человека, и она может быть оказана только тогда, когда она ожидаема, и только в той мере, в какой она ожидаема [1].

Для эффективного оказания помощи должны быть выполнены ряд условий: принадлежность к определенному культурному типу, предварительное взаимопонимание [2].

Взаимопомощь пожилых по принципу «равный-равному» основывается на добровольности, сходных условиях существования, на понимании друг друга по степени состояния здоровья. Поэтому вопрос о создании групп взаимопомощи является естественным и закономерным. Можно утверждать, что проблема уравнивания потребностей пожилых людей не является кратковременной, она носит системный и многофункциональный характер [3].

Проблемой временного уравнивания потребностей занимаются социальные институты помощи, возможности которых регламентируются и ограничиваются по экономическим показателям. Возможности оказания помощи человека человеком могут быть ограничены только степенью мотивации к этому виду деятельности. Насколько замотиви-рован пожилой человек, настолько продвигаются рамки временного удовлетворения потребностей.

Социальные институты, занимающиеся решением проблем пожилых людей, располагают арсеналом традиционных отработанных форм и методов работы. Но внедрение новых форм порой не может быть осуществлено по причинам экономического характера. Поэтому включение в систему оказания социальной помощи некоммерческих организаций активно поддерживается государством. На базе НКО разрабатываются и апробируются экспериментальные программы по отработке новых идей социальной поддержки пожилых людей. Ярким примером новшества является развитие движения групп добровольной взаимопомощи, реализованное в

социальном проекте «От сердца к сердцу. Геронтоволонтеры».

По мнению В.А. Лукова, социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению [4].

Социальный проект носит инновационный характер, выражающийся не просто в применении нового, а в конструировании и внедрении в реальность деятельности, способной изменить социальную среду [5].

Определение проектирования как творческой деятельности, направленной на создание предполагаемого желаемого объекта, предшествующей целенаправленной трансформации существующего, дает Ю.Г. Татур.

Проектирование отражает ответную реакцию на человеческую потребность самовыражения в процессе изменения существующей ситуации на более позитивную [6].

Социальное проектирование имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации социальной работы по преодолению различных социальных проблем. Это не попытка глобально изменить общество, а точечная работа по решению конкретных проблем конкретной категории населения.

Конструирование пути решения проблемы активизации пожилых людей мы видели через создание добровольного сообщества пожилых людей, имеющих потребности в оказании безвозмездной помощи нуждающимся, включение их в трудовую деятельность. Данное видение выступает в роли цели-ценности, которые регулируют область деятельности пожилого человека. Помощь, взаимопомощь - общепризнанные ценности, они являются социальной нормой в обществе. Социальные правила лежат в основе коллективного поведения и предопределяют переход от неорганизованного к организованному поведению.

Г. Блумер отмечает, что коллективное поведение, «направленное на установление нового строя жизни», определяется как социальное движение [7, с. 168].

Организация коллективного поведения группы пожилых людей дает возможность говорить о формировании социального движения геронтоволонтерства. В соответствии с концепцией Г. Блумера, процесс формирования геронтоволонтерского движения осуществляется по определенным стадиям, начиная от стадии беспокойства, когда пожилые люди восприимчивы к информации агитационного, рекламного типа, переходя в стадию всеобщего возбуждения, на которой происходит уточнение целей. Завершается стадиями формализации и институционали-зации данного движения. В ходе формализации уточняется, систематизируется активность участников движения. Институциона-лизация подразумевает фиксацию определенных правил существования данного движения, структуру, качественный состав для целидостижения, формирование устойчивой позиции идеи геронтоволонтерства, определенного набора знаний и умений для выполнения социальной роли - роли геронтоволон-тера. Первые три стадии развития геронтово-лонтерского движения скоротечны, проходят в незначительный временной отрезок. Стадия институтуциализации, напротив, продолжительна по времени и требует привлечения больших ресурсов как человеческих, так и материальных. Для разработки методического обеспечения и реализации комплексной программы по подготовке геронто-волонтеров по различным направлениям в проекте участвовал профессорско-преподавательский состав, студенты Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Проект «От сердца к сердцу» финансировался за счет средств Фонда Елены и Геннадия Тим-ченко1. Включение активных пенсионеров в геронтовлонтерство требует профессионального подхода к их подготовке. Приход в данное сообщество еще не означал, что пенсионер может быть готов к исполнению роли геронтоволонтера. Он может поддерживать идеи данного сообщества, но функционально не готов к ведению конкретных действий.

Понятие «готовность» имеет два распространенных значения. Первое отражает доб-

ровольное решение на выполнение определенной деятельности, второе рассматривает готовность как состояние личности.

С позиции личностного подхода готовность анализируется как проявление индивидуальных качеств личности, их целостности, которые влияют на эффективность реализуемой деятельности. А.А. Деркач, Т.П. Дьячек, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Кру-тецкий, С.М. Лыбин, С.Н. Чистякова рассматривали готовность как состояние и как качество личности. В первом случае - состояние личности подразумевает активно-действенное состояние личности, которое отражается в выполнении определенного алгоритма решения поставленной задачи. Во втором случае, по мнению А.А. Деркача, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, «готовность» рассматривается как проявление свойств личности в познавательном (определяются границы деятельности), эмоциональном (свойства личности, активизирующие психологическое и физиологическое состояние) и мотивационном плане.

По мнению В.Д. Шадрикова, выработка готовности к профессиональной деятельности отражается в проявлении способностей индивида, необходимых для усвоения знаний, умений и навыков [8].

Как отмечает Т.П. Дьячек, профессионализм субъекта деятельности выражается в его готовности к этой деятельности с учетом всего многообразия ее функциональных проявлений и ролевого репертуара [9].

По нашему мнению, готовность к герон-товолонтерской деятельности - это наличие личностных качеств, обусловливающих эффективную деятельность геронтоволонтерст-ва, мотивационно-ценностного отношения к осуществляемой деятельности, наличие устойчивых знаний о функциях геротоволонте-ра, формах и методах работы геронтоволон-тера на профессиональном уровне, умение выявлять и решать проблемы подопечных, наличие коммуникативных навыков [10].

Готовность к геронтоволонтерской деятельности должна выражаться через проявление определенных критериев и показателей профессионализма (табл. 1).

1 Выражаем огромную благодарность Фонду Елены и Геннадия Тимченко за финансовую поддержку проекта «От сердца к сердцу» в рамках конкурса «Активное поколение».

Таблица 1

Критерии и показатели готовности геронтоволонтеров к осуществлению добровольческой деятельности

Критерии Показатели Уровни

Мотива-ционно-ценностный Мотивацион-но-личностное отношение к геронтоволон-теству Низкий уровень. Эгоистические мотивы поведения. Отсутствие личностных качеств, обусловливающих эффективную деятельность геронтоволонтерства

Средний уровень. Частично развитые и недостаточно устойчивые альтруистические мотивы отношения к геронтоволонтерству. Частично--выраженные личностные качества, обусловливающие эффективную деятельность геронтоволонтерства

Высокий уровень. Развитые и устойчивые альтруистические мотивы включения в деятельность геронтоволонтерства. Наличие личностных качеств, обусловливающих эффективную деятельность геронтоволонтерства

Нормативно-целевое отношение Низкий уровень. Ограниченность сферы ответственности и отсутствие стремления к усвоению нормативно обусловленной роли геронтоволонтера

Средний уровень. Частичная ограниченность сферы ответственности и недостаточное усвоение нормативной обусловленной роли геронтоволонтера

Высокий уровень. Устойчивое понимание сферы ответственности, усвоение нормативной обусловленной роли геронтоволонтера

Функ- циональ- ный Профессиональный рост геронтоволон-тера Низкий уровень. Недостаточные или отсутствующие знания о функционале и базовых методах работы геронтоволонтеров

Средний уровень. Неполные знания о функционале и методах работы геронтоволонтеров

Высокий уровень. Верные и полные знания о функционале и методах работы геронтоволонтеров

Применение умений и навыков работы геронтоволон-тера (профессиональная самореализация) Низкий уровень. Неспособность применить на практике полученные умения и навыки работы геронтоволонтера

Средний уровень. Частично возникающие затруднения при применении полученных умений и навыков действий геронтовлонтеров

Высокий уровень. Свободное владение полученными умениями и навыками работы геронтоволонтера

Коммуникативные умения Низкий уровень. Умение вести беседу-диалог общего характера

Средний уровень. Умение обеспечить связь подопечного с внешней средой

Высокий уровень. Умение использовать коммуникативные формы позитивного воздействия на подопечного

Рефлексивный Анализ состояния проблем подопечных Низкий уровень. Констатирующий состояния проблем подопечных

Средний уровень. Сопоставляющий состояния проблем подопечных с аналогичными случаями

Высокий уровень. Анализирующий состояния проблем подопечных, с предложением различных сценариев решения проблемы

Результаты решения проблем подопечных Низкий уровень. Репродуктивные методы решения проблемы с опорой только на свой жизненный опыт

Средний уровень. Поисковые методы решения проблем подопечных

Высокий уровень. Интегрированные методы в поиске решения проблемы подопечных

Таким образом, основным требованием к геронтоволонтеру является не только получение знаний, умений и навыков, но и преобразование результатов своей деятельности в удовлетворение собственных потребностей, личную и профессиональную самореализацию, жизненный успех. Каждый из приведенных критериев и соответствующих им показателей отражает необходимость обучения геронтоволонтеров для осуществления успешной добровольческой деятельности. Обучение геронтоволонтеров выступает одним из условий развития и успешного существования геронтоволонтерства.

Геронтоволонтерство - перспективное направление социальной и психологической реабилитации, повышения качества жизни граждан пенсионного возраста.

Проблема по включению пожилых людей в процесс геронтоволонтерского движения проводится с успехом. Тема добровольчества среди пожилого населения ранее не поднималась в регионе. Реализация проекта «От сердца к сердцу» привлекла к себе внимание как населения, так и муниципальные и областные органы власти.

Авторы идеи уверены, что результаты проекта «От сердца к сердцу» имеют двойной эффект: с одной стороны, активные пенсионеры вовлекаются в решение социальных проблем общества, с другой - все больше пожилых людей и инвалидов получат поддержку.

Таким образом, реализация современной законодательной базы будет более эффективной, если в решение проблем субъекта социальной политики государства включить самого субъекта.

Взаимопомощь выступает в ходе вторичной социализации как средство идентификации личности. Разработка новых технологий взаимопомощи в социальной работе является наиболее актуальной и востребованной на современном этапе в обществе [11].

Желанием объединиться в группы герон-товолонтеров движет не только стремление помочь, но и научиться новому, обменяться имеющимся опытом. Поэтому необходимо рассматривать геронтоволонтерство не как отдельный положительный факт в жизни отдельного пожилого человека, а как активное объединение (группу), действующую на постоянной основе, имеющую потенциал для

развития негосударственного сектора оказания социальных услуг на дому, способствующих повлиять косвенно или прямо на динамику качества жизни пенсионеров.

Развитие геронтоволонтерства как социальной практики стимулирует позитивные изменения в системе социальной поддержки населения, системы социальной защиты в регионе в целом.

Список литературы

1. Луман Н.Л. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновский. М.: Изд-во «Логос», 2004. 232 с.

2. Куличенко Р.М. Культура сосуществования как общественный императив // Гражданское и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 9-13.

3. Курилович Н.В. Взаимодействие общественных объединений и образовательных структур вуза как условие эффективного формирования профессиональных компетенций студентов // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. Тамбов, 2016. С. 584-588.

4. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманитар.-социал. академии: Флинта, 2003. 240 с.

5. Романина Л.А., Курилович Н.В., Курин А.Ю. Взаимодействие региональной системы социальной защиты населения и социального образования: основные идеи и закономерности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2016. № 2 (60). С. 139-146.

6. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 112 с.

7. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.

8. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М.: Изд-во «Наука», 1982. 185 с.

9. Дьячек Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 168 с.

10. Курилович Н.В. Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 154-159.

11. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. М.: ИТК «Дашков и К°», 2004. 421 с.

References

1. Luman N.L. Obshchestvo kak sotsial'naya sistema [Society as Social System]. Moscow, Logos Publ., 2004, 232 p. (In Russian).

2. Kulichenko R.M. Kul'tura sosushchestvovaniya kak obshchestvennyy imperativ [Culture of coexistence as social imperative]. Materialy Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Grazhdanskoe i dukhovno-nravstvennoe vospita-nie studencheskoy molodezhi: sovremennye podkhody» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Civic and Moral Education of College Kids: Modern Approaches"]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derz-havin, 2016, pp. 9-13. (In Russian).

3. Kurilovich N.V. Vzaimodeystvie obshchestven-nykh ob"edineniy i obrazovatel'nykh struktur vuza kak uslovie effektivnogo formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov [Cooperation of social association and educational structure of the university as a condition of effective formation of student competence]. Mate-rialy 12 Mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy Internet-konferentsii «Lichnostnoe i profes-sional'noe razvitie budushchego spetsialista» [Proceedings of 12th International Scientific and Practical Internet-conference "Personal and Professional Development of Future Specialist"]. Tambov, 2016, pp. 584-588. (In Russian).

4. Lukov V.A. Sotsial'noe proektirovanie [Social Projecting]. Moscow, Moscow Humanitarian and Social Academy: Flinta Publ., 2003, 240 p. (In Russian).

5. Romanina L.A., Kurilovich N.V., Kurin A.Y. Vzaimodeystvie regional'noy sistemy sotsial'noy zashchity naseleniya i sotsial'nogo obrazovaniya: osnovnye idei i zakonomernosti [Interaction of the regional system of social protection and so-

cial education: main ideas and laws]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo - Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2016, no. 2 (60), pp. 139-146. (In Russian).

6. Zimnyaya I.A., Lapteva M.D., Mazaeva I.A., Morozova N.A. Innovatsionno-kompetentnostnaya obrazovatel'naya programma po uchebnoy dist-sipline: opyt proektirovaniya [Innovative and Competitive Educational Programme on Educational Discipline: Experience of Projecting]. Moscow, Investigation Centre of Problems of Preparation Quality of Specialists, 2008, 112 p. (In Russian).

7. Blumer G. Kollektivnoe povedenie [Collective behavior]. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl' [American Sociological Thought]. Moscow, MSU Publ., 1994. (In Russian).

8. Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noy deyatel'nosti [Problems of the Syste-mogenesis of Professional Activity]. K.A. Abulk-hanova-Slavskaya (executive ed.). Moscow, "Nauka" Publ., 1982, 185 p. (In Russian).

9. Dyachek T.P. Podgotovka sotsial'nykh rabot-nikov k issledovatel'skoy deyatel'nosti: teoriya i praktika [Preparation of Social Workers to Investigative Activity: Theory and Practice]. Tambov, TSU named after G.R. Derzhavin Publ., 2002, 168 p. (In Russian).

10. Kurilovich N.V. Kommunikativnyy potentsial spetsialista sotsial'noy raboty kak osnova effek-tivnogo professional'nogo obshcheniya [Communicative potential of the expert of social work as basis of effective professional communication]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 9, pp. 154-159. (In Russian).

11. Shchukina N.P. Institut vzaimopomoshchi v sisteme sotsial'noy podderzhki pozhilykh lyudey [Institute of Mutual Help in the System of Social Support of Old People]. Moscow, Publishing Commercial Corporation "Dashkov i K°", 2004, 421 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 15.03.2017 г. Received 15 March 2017

UDC 374.73

THE FORMATION OF READINESS OF GERONTOVOLUNTEERS TO REALIZATION OF VOLUNTARY ACTIVITY

Nadezhda Vasilevna KURILOVICH

Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: kurilovichtmb@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The changes in jural legislation in the sphere of population protection make the specialists find new forms and methods of social work with elderly people taking into consideration their basic requirements. In this particular case we consider mutual aid as one of directions of development and strengthening the functional regulator of elderly people community according to the principle "equal to equal". We see the construction of the ways of elderly people's activation solution in creation of voluntary community of elderly people who need volunteer help including them in working activity. This view plays the role of goal-value which regulates the field of work of elderly people. Help, mutual aid are generally known values, they are social norms in the society. Social rules are the basis of collective behaviour and they predetermine the transition from disorganized to organized behaviour. The inclusion of active pensioners in gerontovoluntary requires professional approach to their preparation. The inclusion in this community does not mean that the pensioner may be ready for performing his role of gerontovoluntary. He/she can support the ideas of this community but may not be functionally ready for making some actions. According to our opinion the readiness for gerontovoluntary activity are the personal qualities which cause effective activity of gerontovoluntary, motivational-value relation to the activity, the presence of stable knowledge about the functions of gerontovoluntary work, the forms and methods of gerontovoluntary work at professional level, the ability to determine and decide problems of persons under care, the presence of communicative skills. The readiness for gerontovoluntary activity must be figured out through the display of definite criteria and indices of professionalism. The activation of elderly population by means of gerontovoluntary work has double effect. On the one hand, active pensioners are involved in the decision of social problems of society. On the other hand, a great amount of elderly people and disabled people will get support. Thus, realization of modern legislative basis will be more effective if we include the subject itself in the decision of problems of social policy of state subject.

Key words: activation of elderly people; system of mutual aid; forms and methods of social works; formation of social movement of gerontovoluntary; criteria and indices of readiness for gerontovoluntary work

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-7-13

БЛАГОДАРНОСТЬ: Выражаем огромную благодарность Фонду Елены и Геннадия Тимченко за финансовую поддержку проекта «От сердца к сердцу» в рамках конкурса «Активное поколение».

ACKNOWLEDGEMENTS: We express our deep acknowledge to the Elena and Gennady Timchenko Foundation for the financial support of the project "From heart to heart" in the competition "Active generation".

Для цитирования: Курилович Н.В. Формирование готовности геронтоволонтеров к осуществлению добровольческой деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 7-13. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-7-13.

For citation: Kurilovich N.V. Formirovanie gotovnosti gerontovolonterov k osushchestvleniyu dobrovol'cheskoy deyatel'nosti [The formation of readiness of gerontovolunteers to realization of voluntary activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 713. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-7-13. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.