Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОЛЛЕКТИВ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н., Чепуренко А.А., Фомина Л.Б., Каратаева Т.Ю.

Статья посвящена актуальному вопросу влияния социально-психологического климата на эффективность процесса обучения студентов. С целью изучения социально-психологического климата студенческого коллектива был организован и проведен мониторинг в электронном варианте с помощью методики оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина. В результате опроса было установлено, что у студентов высокая степень благоприятности нахождения в коллективе, присутствует жизнерадостное настроение, студентам нравится проводить вместе время и принимать участие в совместных делах, отношения между микрогруппами внутри коллектива складываются на понимании и взаимном расположении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н., Чепуренко А.А., Фомина Л.Б., Каратаева Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INFLUENCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE ON EFFICIENCY OF THE STUDENTS' LEARNING PROCESS

The article is devoted to the topical issue of the influence of the socio-psychological climate on the effectiveness of the student learning process. In order to study the socio-psychological climate of the student team, monitoring was organized and carried out in an electronic version using the methodology for assessing the level of the psychological climate of the team of A. N. Lutoshkin. As a result of the survey, it was found that students have a high degree of favorability of being in a team, there is a cheerful mood, students like to spend time together and take part in joint activities, relations between microgroups within the team are based on understanding and mutual disposition.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

3. Деннисон Пол И., Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей / Пол И. Деннисон, Гейл И. Деннисон.. - Москва : ИГ «Весь», 2019. - 320 с.

4. Михеева, Т.М. Коррекция памяти и внимания студентов на занятиях физической культурой в вузе / Т.М. Михеева, Г.Б. Холодова // Вестник Оренбургского государственного университета -2014. - № 2 (163). - С.133-137.

5. Суранова, Т. А. Нейрогимнастика как средство повышения успеваемости в школе / Т. А. Суранова, М.А. Поскотинова, А.В. Журавлев // StudNet. - 2022. - № 6 - С. 6814-6820.

6. Влияние занятий физической культурой на динамику показателей психофизиологической адаптации в период дистанционного обучения / Е.В. Фазлеева, А.Н. Фазлеев, А.А. Валеева, А.Н. Меркулов // Вестник НЦБЖД. - 2021. - № 1 (47). - С. 45-52.

7. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения / Е.В. Фазлеева, А.С. Шалавина, Н.В. Васенков, О.П. Мартьянов, А.Н. Фазлеев // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т.10. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

8. Хасэгава Ёсия. Как легким движением пальцев прокачать свой мозг / Ёсия Хасэгава. -Москва : Эксмо, 2019. - 160 с.

9. Mathematical model of psycho-physiological adaptation of international students through dosed physical activities / D. Tumakov, E. Fazleeva, A. Valeeva, R. Akberov // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. - 2019. - Vol. 10, No. 16. -URL: https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=211083&p_lang=2 (дата обращения: 01.02.2023).

REFERENCES

1. Andreeva, E.V. and Vojsheva N.R. (2022), "The use of neurogymnastics methods in correctional and pedagogical work with preschoolers with disabilities", "Science and Society ", materials of the XVIIAll-Russian Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, pp. 6-11.

2. Vasenkov, N.V., Fazleeva, E.V. and SHalavina, A.S. (2019) "Means of health-saving physical education of students", Science and education: new time, No. 1 (30), pp. 710-715.

3. Dennison, Paul I. and Dennison, Gale I. (2019), Brain gymnastics. Book for teachers and parents, publisher group "Ves", Moscow.

4. Miheeva, T.M. and Holodova, G.B. (2014), "Correction of memory and attention of students in physical education classes at the university", Bulletin of Orenburg State University, No 2 (163), pp. 133137.

5. Suranova, T.A., Poskotinova M.A. and ZHuravlev A.V. (2022) "Neurogymnastics as a means of improving school performance", StudNet, No. 6, pp. 6814-6820.

6. Fazleeva, E.V., Fazleev, A.N., Valeeva, A.A. and Merkulov, A.N. (2021) "The influence of physical culture lessons on the dynamics of indicators of psychophysiological adaptation during distance learning", Bulletin SC for Life Safety, No 1 (47), pp. 45-52.

7. Fazleeva, E.V., Shalavina, A.S., Vasenkov, N.V., Martyanov, O.P. and Fazleev, A.N. (2022) ,"The state of health of student youth: trends, problems, solutions", The world of science. Pedagogy and psychology, No 5 (10), available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf.

8. Hasegava, Yosiya (2019), How to pump your brain with a flick of yourfingers, Exmo, Moscow.

9. Tumakov, D., Fazleeva, E., Valeeva, A. and Akberov, R. (2019), "Mathematical model of psycho-physiological adaptation of international students through dosed physical activities", International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies, Vol. 10, No 16, available at: https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=211083&p_lang=2.

Контактная информация: fazzleie@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2023

УДК 378

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Анатольевна

Чепуренко, кандидат филологических наук, доцент, Лариса Борисовна Фомина, старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Каратаева, старший преподаватель, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу влияния социально-психологического климата на эффективность процесса обучения студентов. С целью изучения социально-психологического климата студенческого коллектива был организован и проведен мониторинг в электронном варианте с помощью методики оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина. В результате опроса было установлено, что у студентов высокая степень благоприятности нахождения в коллективе, присутствует жизнерадостное настроение, студентам нравится проводить вместе время и принимать участие в совместных делах, отношения между микрогруппами внутри коллектива складываются на понимании и взаимном расположении.

Ключевые слова: социально-психологический климат; межличностное взаимодействие; коллектив; студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p492-495

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE ON THE EFFICIENCY OF THE STUDENTS' LEARNING PROCESS

Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Niko-

laevna Pavlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anna Anatolyevna Chepurenko, the candidate of philological sciences, docent, Larisa Borisovna Fomina, the senior teacher, Tatyana Yurievna Karataeva, the senior teacher, Ekaterina Aleksandrovna Sterligova, the teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the topical issue of the influence of the socio-psychological climate on the effectiveness of the student learning process. In order to study the socio-psychological climate of the student team, monitoring was organized and carried out in an electronic version using the methodology for assessing the level of the psychological climate of the team of A. N. Lutoshkin. As a result of the survey, it was found that students have a high degree of favorability of being in a team, there is a cheerful mood, students like to spend time together and take part in joint activities, relations between microgroups within the team are based on understanding and mutual disposition.

Keywords: socio-psychological climate; interpersonal interaction; team; student.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологический климат представляет собой динамическую структуру коллектива, которая строится на сотрудничестве всех членов коллектива и на их межличностной сплоченности.

Изучению социально-психологического климата в студенческом коллективе посвящены исследования таких ученых, как К.В. Андреева, С.Е. Вишневский, О.Г. Вязникова, В.В. Максименкова, Д.С. Михалик, Г.В. Жуков, Л.И. Николенкова, М.В. Погодина, М.Ю. Семченкова и др. [1, 2, 5].

Многочисленные исследования ученых показали, что социально-психологический климат достигает своего положительного уровня, когда отношения внутриколлективных групп представляют собой единое целое, где каждый отдельный член группы коллектива готов помочь другому раскрыть свой собственный творческий потенциал в условиях оснащения процесса обучения программно-техническими средствами [3].

Анализ исследований позволил нам определить социально-психологический климат как относительно устойчивый настрой коллектива, проявляющийся в разнообразных формах проявления его жизнедеятельности.

Изучение социально-психологического климата студенческого коллектива является важной частью не только для исследователей, но и для самих членов группы. Выявленные нарушения в работе всей системы, позволят исследователям подобрать комплекс упражнений и разработать психологическую программу, направленную на сплоченность коллектива в контексте субъективно-деятельностного подхода, который влечет за собой изменение коллектива в целом, а также благоприятно будет влиять на процесс адаптации каждого члена коллектива [4].

Цель исследования - оценить уровень социально-психологического климата студенческого коллектива.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения социально-психологического климата студенческого коллектива был организован и проведен мониторинг на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Мониторинг был проведен методом опроса в электронном варианте с помощью методики оценки уровня психологического климата коллектива А.Н. Лутошкина. Методика направлена на изучение степени благоприятности нахождения в коллективе, выявление свойств коллектива, которые объединяют и разобщают его. Данная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива. В опросе приняли участие студенты факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ очной формы обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опрос носил анонимный характер и включал в себя 13 вопросов. Все средние оценки (%) определялись только с учетом мнения респондентов, прошедших опрос. Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивался по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3. Респондентам предлагалось оценить, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в академической группе.

Анализируя результаты исследования, мы наблюдаем следующее: в студенческом коллективе преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, студенты испытывают чувство гордости, если коллектив отмечают педагоги, отношения между микрогруппами внутри коллектива складываются на понимании и взаимном расположении. В студенческом коллективе преобладает поддержка и одобрение, если выказываются упреки и критика, то только с добрыми побуждениями.

Оценка социально-психологического климата студенческого коллектива

40

я а цц

иц о

т Я ов к и

е кт

Я %

5 ю

30

20

10

28,5

29,2

31,2

34,2

27,2

20,1

21,2

6 7 8 Номер вопроса

10

11

12

13

Рисунок - Значения средних коэффициентов оценки социально-психологического климата в студенческом коллективе факультета подготовки учителей начальных классов (по каждому вопросу теста отдельно)

Средний коэффициент субъективной оценки СПК в студенческом коллективе факультета подготовки учителей начальных классов по результатам всего теста составляет 26 баллов, что характеризует социально-психологический климат коллектива как высоко благоприятный.

0

1

2

3

4

5

9

ВЫВОДЫ

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что социально-психологический климат оказывает непосредственное влияние на эффективность процесса обучения студентов. В климате с высокой благоприятностью нахождения студенты оказывают поддержку своим товарищам и проявляют доброжелательное отношение. Если в коллективе присутствует сильная неблагоприятность, то в таком студенческом коллективе часто можно наблюдать инертность и пассивность группы, отсутствие желания совместной деятельности, равнодушие коллектива при успехах и неудачах отдельных членов академической группы, отсюда формируется нежелание учиться и проявлять свои интеллектуальные способности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева К.В. Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению / К.В. Андреева // Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5, № 5. - С. 512516.

2. Вязникова О.Г. Влияние социально-психологического климата коллектива на развитие личности студента / О.Г. Вязникова // Вестник научных конференций. - 2019. - № 10-2(50). - С. 2223.

3. Программно-техническое оснащение профессиональной деятельности будущего педагога / Е.В. Андреева, И.В. Забродина, Н.А. Козлова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 10-12.

4. Фортыгина С.Н. К проблеме адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении / С.Н. Фортыгина, К.И. Шишкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 278-280.

5. Частота контроля текущих знаний и социально-психологический климат группы у студентов педиатрического факультета / С.Е. Вишневский, Д.С. Михалик, Г.В. Жуков [и др.] // Смоленский медицинский альманах. - 2021. - № 4. - С. 115-116.

REFERENCES

1. Andreeva, K.V. (2019), "The role of the socio-psychological climate in the formation of students' motivation for learning", Bulletin of science and practice, V. 5, No. 5, pp. 512-516.

2. Vyaznikova, O.G. (2019), "The influence of the social and psychological climate of the team on the development of the student's personality", Bulletin of scientific conferences, No. 10-2 (50), pp. 2223.

3. Andreeva, E.V., Zabrodina, I.V., Kozlova, N.A. et al. (2017), "Software and hardware equipment for the professional activity of a future teacher", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 10-12.

4. Fortygina, S. N., Shishkina, K. I. (2017), "On the problem of adaptation of young specialists in an educational institution", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 278-280.

5. Vishnevsky, S.E., Mikhalik, D.S., Zhukov, G.V. et al. (2021), "Frequency of current knowledge control and socio-psychological climate of the group among students of the pediatric faculty", Smolensk medical almanac, No. 4, pp. 115-116.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2023

УДК 796.838+796.012

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ В ТАЙСКОМ БОКСЕ

Роберт Хазиахметович Халиуллин, старший преподаватель, Елена Михайловна Со-фронова, доцент, Расима Газизулловна Хуснутдинова, старший преподаватель, Нина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.