Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУППЫ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУППЫ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ГРУППА / ФАКТОРЫ / КЛИМАТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / GROUP / FACTORS / CLIMATE / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / GROUP COHESION / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернякевич Елена Юрьевна

В статье исследуются особенности социально-психологических характеристик студенческой группы и их связь с ценностными ориентациями личности. Проанализированы подходы к изучению социально-психологических характеристик группы, в частности, проводится анализ различных подходов к пониманию социально-психологического климата коллектива, групповой сплоченности. Описываются факторы, влияющие на их формирование. Представлены результаты исследования, в котором приняли участие 60 студентов 1 и 2 курсов технического профиля обучения. Целью исследования явилось изучение групповой сплоченности, психологического климата в студенческих группах и ценностных ориентаций обучающихся. Для реализации цели исследования использовались тест «Индекс групповой сплоченности» Сишора, тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, карта-схема Л. Н. Лутошкина. Представлены различия ценностных ориентаций студентов, выявлены особенности социально-психологического климата и сплоченности в данных группах. Выявлено, что в группах студентов как первого, так и второго курса присутствуют среднеблагоприятный социально-психологический климат и уровень «выше среднего» групповой сплоченности. Обнаружены взаимосвязи ценностных ориентаций членов группы и показателей социально-психологического климата и групповой сплоченности. Статья является вкладом в изучение различных аспектов деятельности групп, формирования продуктивных, приверженных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернякевич Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE GROUP IN ACCORDANCE WITH THE VALUE PERSONALITIES OF THE PERSON

The article explores the characteristics of the socio-psychological characteristics of the student group and their relationship with the value orientations of the individual. The approaches to the study of the socio-psychological characteristics of the group are analyzed, in particular, the analysis of various approaches to understanding the socio-psychological climate of the team, group cohesion is carried out. The factors affecting their formation are described. The results of the study are presented, in which 60 students of 1 and 2 courses of a technical profile of training took part. The aim of the study was to study group cohesion, the psychological climate in student groups and the value orientations of students. To achieve the goal of the study, the Syshor index of group cohesion test, the Value Orientations test by M. Rokich, and the map diagram of L. N. Lutoshkin were used. The differences in the value orientations of students are presented, the features of the socio-psychological climate and cohesion in these groups are revealed. It was revealed that in the groups of students of both the first and second year there is a medium unfavorable socio-psychological climate and a level of “above average” group cohesion. Interconnections of value orientations of group members and indicators of the socio-psychological climate and group cohesion were found. The article is a contribution to the study of various aspects of the activities of groups, the formation of productive, committed teams.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУППЫ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ»

психологические науки

Чернякевич Елена Юрьевна ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ...

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0095

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУППЫ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ

© 2020

SPIN-код: 6487-1877

AuthorlD: 672391

Чернякевич Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (190005, Россия, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4., e-mail: rector@spbgasu.ru)

Аннотация. В статье исследуются особенности социально-психологических характеристик студенческой группы и их связь с ценностными ориентациями личности. Проанализированы подходы к изучению социально-психологических характеристик группы, в частности, проводится анализ различных подходов к пониманию социально-психологического климата коллектива, групповой сплоченности. Описываются факторы, влияющие на их формирование. Представлены результаты исследования, в котором приняли участие 60 студентов 1 и 2 курсов технического профиля обучения. Целью исследования явилось изучение групповой сплоченности, психологического климата в студенческих группах и ценностных ориентаций обучающихся. Для реализации цели исследования использовались тест «Индекс групповой сплоченности» Сишора, тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, карта-схема Л. Н. Лутошкина. Представлены различия ценностных ориентаций студентов, выявлены особенности социально-психологического климата и сплоченности в данных группах. Выявлено, что в группах студентов как первого, так и второго курса присутствуют среднеблагоприятный социально-психологический климат и уровень «выше среднего» групповой сплоченности. Обнаружены взаимосвязи ценностных ориентаций членов группы и показателей социально-психологического климата и групповой сплоченности. Статья является вкладом в изучение различных аспектов деятельности групп, формирования продуктивных, приверженных коллективов.

Ключевые слова: социально-психологический климат, группа, факторы, климат, психологический климат, групповая сплоченность, ценностные ориентации

RESEARCH OF PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE GROUP IN ACCORDANCE WITH THE VALUE PERSONALITIES OF THE PERSON

© 2020

Cherniakevich Elena Yuryevna, candidate of psychological sciences,

Associate Professor department of History and Philosophy Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (190005, Russia, St. Petersburg, 2nd Krasnoarmeyskaya st., 4, e-mail: rector@spbgasu.ru)

Abstract. The article explores the characteristics of the socio-psychological characteristics of the student group and their relationship with the value orientations of the individual. The approaches to the study of the socio-psychological characteristics of the group are analyzed, in particular, the analysis of various approaches to understanding the socio-psychological climate of the team, group cohesion is carried out. The factors affecting their formation are described. The results of the study are presented, in which 60 students of 1 and 2 courses of a technical profile of training took part. The aim of the study was to study group cohesion, the psychological climate in student groups and the value orientations of students. To achieve the goal of the study, the Syshor index of group cohesion test, the Value Orientations test by M. Rokich, and the map diagram of L. N. Lutoshkin were used. The differences in the value orientations of students are presented, the features of the socio-psychological climate and cohesion in these groups are revealed. It was revealed that in the groups of students of both the first and second year there is a medium unfavorable socio-psychological climate and a level of "above average" group cohesion. Interconnections of value orientations of group members and indicators of the socio-psychological climate and group cohesion were found. The article is a contribution to the study of various aspects of the activities of groups, the formation of productive, committed teams.

Keywords: socio-psychological climate, group, factors, climate, psychological climate, group cohesion, value orientations

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире человеку сложно оставаться вне общества. В течение жизни он вступает в разные социальные группы - семья, друзья, школьный класс, студенческая группа, организация и т.п. Появляясь в группе человек общается, сотрудничает, сопереживает, прилагает усилия для достижения целей, привносит в группу свои представления о нравственности, об отношениях в ней. При этом ярче раскрываются его индивидуальные способности, интересы, цели и ценности, происходит взаимовлияние разных индивидуальностей, что обогащает всех членов группы. Ценностные ориентации связаны с направленностью личности, они определяют отношение человека к миру, к самому себе, наделяют смыслом и задают направление личностным позициям, поведению, поступкам, играют основную роль при принятии большинства решений [1]. Каждый член группы оказывает определенное влияние на коллектив в целом, так как ценностные приоритеты определяют состояние не только отдельно взятой личности, но и характеристику группы в целом.

Таким образом, можно сказать, что индивидуальные цели и ценности личности оказывают влияние на определенные социально-психологические процессы, состояния, происходящие в группе, то есть на ее социально-психологические характеристики. И если личность настроена негативно, транслирует эгоизм, экономические, материальные ценности у нее занимают исключительно ведущие позиции, ее цели и ценности находятся в противоречии с ценностями группы такая личность способна формировать неблагоприятный психологический климат и воздействовать деструктивно на групповую сплоченность [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Существует достаточное количество исследований, посвященных изучению социально-психологических характеристик группы. Отмечено, что значимыми характеристиками являются социально-психологический климат группы и один из процессов групповой динамики - групповая

Cherniakevich Elena Yuryevna psychological

RESEARCH OF PECULIARITIES ... science

сплоченность.

Значительный вклад в исследовании феномена социально-психологического климата внесли работы В. В. Бойко, А. И. Донцова, А. Г. Ковалёва, Б. Д. Парыгина, В. И. Панфёрова, Л. Г. Почебут, В. А. Чикер и др., в которых авторы раскрывают содержание, структуру, подходы к формированию и управлению психологическим климатом в коллективе [3, 4, 5, 6]. Круг исследований посвящен влиянию стиля руководства, профессиональных и личностных качеств руководителя, влиянию рефлексии на социально-психологический климат группы [6, 7, 8]. Социально-психологический климат в коллективе рассматривается как отражение межличностных отношений, условие совместной трудовой деятельности работников, влияющее на принятие и выполнение совместных решений [3]. Е. С. Кузьмин рассматривая социально-психологический климат как общественно-психологический феномен, акцентирует внимание на изучении социально-психологического климата как состояния, которое отражает характер, содержание и направленность психологических особенностей членов группы [9]. К. К. Платонов дает определение социально - психологического климата как свойства коллектива, определяемое межличностными отношениями, влияющее на групповые настроения и мысли, от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [3]. Существуют попытки раскрыть сущность социально-психологического климата через анализ системы межличностных отношений, стиля взаимоотношений людей, обуславливающие социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы, через общий эмоционально-психологический настрой членов группы [9]. Также авторы рассматривают социально-психологический климат в качестве социальной и психологической совместимости членов группы, заключающейся в совместной деятельности, основанной на морально-психологическом единстве, сплоченности, наличии общих мнений, обычаев и традиций [5]. Можно отметить существование разнообразных вариантов определения социально-психологического климата в отечественной психологии. В качестве факторов, влияющих на социально-психологический климат группы, выделяют: социально-экономические факторы, отражающие состояние макросреды, а также особенности развития страны, деятельность организаций, управленческие воздействия [10, 11]; социально-экономические факторы, отражающие состояние микросреды, выражающейся в материальном окружении каждого члена коллектива [11], а также «климатическое возмущение» - изменение условий жизнедеятельности коллектива [12]; социально-психологические факторы, отражающие как формальные, так и неформальные взаимоотношения -взаимопомощь, сотрудничество, доверие, сплоченность, влияние личности руководителя и т.п. [3, 11, 13]; личностные факторы, отражающие мотивы, предпочтения, личное мнение [11], а также психологическую совместимость как сочетание психологических качеств всех членов группы [14]. Попова Л. Г., Захаревич Н. А. подчеркивают три значимых компонента в структуре социально-психологического климата коллектива: нравственно-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм [15].

В рамках социально-психологического климата В. М. Шепель выделяет микроклимат. Микроклимат выражается в эмоциональной окраске взаимосвязей членов коллектива и формируется на базе расположения, сходства характеров, совпадения интересов и склонностей. Три климатические зоны определяют межличностные отношения: социальная зона (степень осознания работниками целей и задач, а также насколько соблюдаются их права и обязанности); моральная (принятие группой общих моральных ценностей); психологическая (неофициальные взаимоотношения). Автор подчеркивает, что психологический климат - это микроклимат, об-392

ласть влияния которого значительно меньше, чем у социального и морального климата [16]. По мнению Т. Г. Харитоновой социально-психологический климат характеризуется психологической атмосферой, которая может изменяться в течение дня, влиять на настроение и работоспособность членов группы [17]. В нашей работе, изучая социально-психологический климат мы опираемся на концепцию Б. Д. Парыгина [5].

Особенности процессов, происходящих в группе, играют первостепенную роль в предопределении социально-психологического климата. Наличие у членов группы схожих взглядов на нормы, правила, требования, совпадение целей и ценностей участников группы способствует формированию групповой сплоченности. В качестве факторов, влияющих на групповую сплоченность, выделяют: удовлетворение индивидуальных потребностей; согласованность целей группы с индивидуальными потребностями; взаимозависимость членов группы при выполнении задач; выгода нахождения в группе; дружелюбная атмосфера; взаимные симпатии; престиж группы; конкуренция с другой группой и т. д. [18].

Индивидуальные ценности, представляющие собой основу нравственных принципов, являются показателем духовного мира личности, по ним можно судить на достижение каких целей и ценностей человек направляет свои усилия, что является для него самым важным, каковы его запросы, социальная позиция, мотивация поведения. Система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, личность транслируя свои ценностные установки в группе, оказывает влияние на социально-психологические характеристики группы, в частности, на групповую сплоченность и ее социально-психологический климат. С нашей точки зрения не маловажное значение играет совпадение основной системы ценностей участников группы, что также является благоприятным фактором эмоционального благополучия, включенности в деятельность члена группы и отражается на социально-психологических характеристиках коллектива. Доказано что ценностно-нравственные установки, согласованность не только индивидуальных ценностей членов коллектива, а также ценностей личности и организации влияют на межличностные отношения, на психологический климат [19].

Мы можем сделать вывод, что значимость проблемы изучения социально-психологического климата, групповой сплоченности отражена в большом количестве работ, посвященных определению данных понятий и анализу основных факторов, влияющих на социально-психологические характеристики группы. Тем не менее нельзя не отметить, что роль влияния ценностной сферы личности на социально-психологический климат в коллективе и его групповую сплоченность представляет особый интерес и нуждается в углубленном изучении, так как количество работ, изучающих взаимовлияние социально-психологических характеристик группы и ценностной сферы личности недостаточно. Именно такое состояние вопроса обусловило актуальность данного исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение групповой сплоченности, социально-психологического климата в студенческой группе, ценностных ориентаций личности. Нами была выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи социально-психологического климата, групповой сплоченности с ценностными ориентациями членов группы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании приняли участие 60 студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно - строительного университета по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог мостов и тоннелей» 1 и 2 курсов обучения. В исследо-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

психологические науки

Чернякевич Елена Юрьевна ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ...

вании использовался следующий диагностический инструментарий: тест «Индекс групповой сплоченности» Сишора, тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, карта-схема Л. Н. Лутошкина для определения социально-психологического климата группы.

Изучение социально-психологического климата исследуемых групп показало, что в группах студентов первого и второго курсов показатели социально-психологического климата соответственно равны 14,8 и 13,3 баллам, что по интервальной шкале определяет климат в обеих группах как среднеблагоприятный. В целом студенты отмечают удовлетворительные взаимоотношениями с одногруппниками, справедливое отношение ко всем членам, 7 % обучающихся в обеих группах отмечают наличие неблагоприятного для них климата.

На рисунке 1 можно увидеть результаты, полученные с помощью карты-схемы Л. Н. Лутошкина.

Рисунок 1 - Субъективные оценки социально-психологического климата в студенческих группах

Анализируя полученные результаты, можем сделать вывод, что в группе студентов первого курса в большей степени, чем в группе второго курса преобладает бодрое и жизнерадостное настроение, в межгрупповых отношениях доминируют взаимное расположение, взаимопонимание и взаимопомощь, чем в группе второкурсников. С другой стороны, студенты первого курса не проявляют выраженного эмоционального единения, что на наш взгляд напрямую связано с недостаточной совместной деятельностью членов группы. Студенты второго курса, по сравнению с первым, больше времени проводят вместе, что безусловно, влияет на сближение участников группы, их эмоциональное единение и желание совместной деятельности. При этом ко второму курсу гордость за группу снижается так же, как и активность, взаимопомощь и жизнерадостность. Полученные результаты говорят о том, что в группе продолжается сближение ее членов, в то же время совместная деятельность сопровождается проявлениями симпатий и антипатий, возникают причины для эмоционально-психологического дискомфорта, конфликтности.

Индекс групповой сплоченности Сишора, позволил оценить привлекательность группы для каждого ее члена. Уровень сплочённости в группе студентов первого и второго курсов курса составил соответственно 11,6 и 12,4 балла, что соответствует нижнему интервальному значению с результатом «выше среднего». Число студентов-первокурсников, считающих, что в группе нет сплоченности составляет 1,5%. Студенты второго курса отмечают, что в группе присутствуют хорошие взаимоотношения как между ее членами, так и с руководством, однако в группе ощущается недостаточность совместной деятельности, в которую бы активно включались все ее члены. Лишь 1% второкурсников отмечает низкий уровень групповой сплоченности. Можно предположить, что из-за недостаточной совместной деятельности между членами обеих групп не сложились достаточно близкие отношения, но одногруппники активно поддерживают друг друга в сложных ситуациях.

Анализ индивидуальных ответов показал, что студенты первого курса, настроены на получение информации преимущественно путем межличностного общения и активного взаимодействия с руководством, тогда как студенты второго курса нацелены в большей степени на

активное взаимодействие внутри группы. Можно предположить, что первокурсников совместное времяпрепровождение, организаторские дела либо интересуют в меньшей степени, либо не реализуется членами группы по причине ещё недостаточно развитых внутригруппо-вых взаимоотношений.

Иерархия ценностных ориентаций в исследуемых группах существенно не различается. Важными терминальными ценностями студенты обоих курсов называют здоровье, наличие хороших и верных друзей. Схожее мнение участников проявляется и в отвергаемых терминальных ценностях, к наименее привлекательным для себя студенты относят творчество, красоту природы и искусства, а также счастье других. Среди инструментальных ценностей первую позицию занимает честность, студенты первого курса помимо этой ценности выделяют воспитанность и жизнерадостность, а студенты второго курса добавляют твердую волю, самоконтроль и ответственность. На рисунках 2 и 3 представлены средне-групповые профили терминальных и инструментальных ценностей студентов первого и второго курсов.

Те р ми на л ь н ы е це н н о сти

20

Л? «е

-V

Рисунок 2 - Среднегрупповой профиль терминальных ценностей в группах испытуемых 1 и 2 курсов обучения

Незначимыми инструментальными ценностями студенты обоих курсов считают ценности самоутверждения: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, что, по нашему мнению, можно объяснить этапом обучения в вузе, когда значимость карьеры не столь еще актуальна. Интересен факт, что к отвергаемым ценностям первокурсники относят также эм-патийную ценность - «терпимость», а студенты второго курса - исполнительность. Мы видим проявление амбивалентного значения ценностей: первокурсники стремятся к налаживанию межличностных отношений, при этом обесценивая «терпимость», второкурсники ориентированы на профессиональную самореализацию, при этом считают не важной деятельную направленность. Возможно, отвержение традиционно женских качеств, связано с тем, что в группах студентов преобладают в большей мере представители мужского пола.

Рисунок 3 - Среднегрупповой профиль инструментальных ценностей в группах испытуемых 1 и 2 курсов обучения

Таким образом, мы видим, что для студентов первого

Cherniakevich Elena Yuryevna RESEARCH OF PECULIARITIES ..

psychological science

года обучения значимыми являются ценности межличностного общения, эмоциональный настрой, который призван поддерживать благоприятный психологический климат, в то время как для студентов второго года обучения значимыми становятся ценности профессиональной самореализации.

С целью выявления взаимосвязей между показателями социально-психологического климата, групповой сплоченности, ценностных ориентаций студентов разных курсов обучения нами был проведен корреляционный анализ. Основное внимание уделялось взаимосвязям между показателями социально-психологических характеристик группы и ценностными ориентациями личности. В группе студентов 1 курса выявлена взаимосвязь показателя «групповая сплоченность» с возрастом (г= - 0,36, р < 0,05), ценностью «счастье других» (г= 0,38, р < 0,05), ценностью «твердая воля» (г= 0,44, р < 0,05), а также взаимосвязь показателя «психологическая атмосфера» с ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и в других» (г= - 0,40, р < 0,05). Полученные результаты в группе студентов первого курса позволяют говорить о том, что чем старше становится студент, тем меньше он стремится сделать счастливыми других людей, его в меньшей степени интересует такой фактор, как групповая сплоченность. При значимости для человека таких ценностей как «счастье других», «твердая воля» повышается групповая сплоченность. Отрицательная взаимосвязь социально-психологического климата и ценности «непримиримость к недостаткам в себе и других» говорит о снижении психологического климата в группе при критичной оценке, неспособности мириться со своими и с чужими недостатками. И наоборот, чем лучше психологический климат в группе, тем менее критичными студенты группы выступают по отношению к себе и другим членам.

При анализе корреляционной плеяды в группе студентов второго курса было обнаружены взаимосвязи показателя «психологическая атмосфера» с ценностями «самоконтроль» (г= - 0,41, р < 0,05), «творчество» (г=

- 0,37, р < 0,05), «ответственность» (г= 0,45, р < 0,05). А также взаимосвязь групповой сплоченности с ценностями «активная деятельная жизнь» (г= 0,36, р < 0,05), «творчество» (г= - 0,42, р < 0,05), «широта взглядов» (г=

- 0,39, р < 0,05), «терпимость» (г= 0,38, р < 0,05). Таким образом, мы видим, что при повышении уровня групповой сплоченности возрастает ценность терпимости и активной деятельности и снижается значимость таких ценностей как «творчество» и «широта взглядов». И наоборот. При улучшении социально-психологического климата в группе возрастает ценность «ответственность» и снижается ценность «самоконтроля» и «творчества». Можно сказать, что повышенная ответственность члена группы улучшает ее социально-психологический климат, а ориентация человека на творчество и высокий самоконтроль снижают его уровень.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что на начальном этапе обучения в студенческих группах 1 и 2 курсов преобладает средне-благоприятный уровень социально-психологического климата и уровень «выше среднего» групповой сплоченности. Что указывает на достаточно хороший социально-психологической климат в группах, члены групп способны конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации, склонны к оказанию помощи и поддержки друг другу, способны достигать групповых целей. Установлено, что ценностные ориентации оказывают влияние на групповую сплоченность и благоприятность социально-психологического климата.

Можно говорить о том, что изучение влияния ценностной сферы личности на социально-психологические характеристики группы дает возможность раскрыть направления в исследовании разных аспектов функциони-

рования групп, формирования сплоченных коллективов и найти возможности усиления коллективного характера деятельности членов групп. Исследования, посвященные изучению факторов влияния на социально-психологические характеристики группы востребованы, так как полученные результаты позволяют разработать эффективные практические рекомендации по созданию оптимальных условий для трудовой деятельности коллектива. В качестве возможных перспектив исследования можно выделить задачи изучения влияния гендерного аспекта, эмоционального и рационального компонентов на социально-психологические характеристики группы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Елишев С. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте [Электронный ресурс] //Ценности и смыслы. 2011. №2 (11). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte (дата обращения: 02.08.2019).

2. Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: монография / под ред. Журавлева А.Л., Жалагиной Т.А., Журавлевой Е.А., Короткиной Е.Д. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. - 340 с.

3. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.

4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 128 с.

5. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Ленинград: Наука, 1981. 192 с.

6. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2002. 298 с.

7. Макаров А. В. Влияние рефлексивных качеств руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. Самара, 2007. 22с.

8. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб., 2006. 400 c.

9. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. 173 с.

10. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. М.: ТетраСистемс, 2000. 105 с.

11. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. 576 с.

12. Платонов Ю. П. Психология поведения человека в группе. СПб.: Питер, 2003. 213 с.

13. Литвинов В. Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. М.: Просвещение, 2004. 112 с.

14. Маслов В. И. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. URL: http://www.mevriz.ru/ articles/2004/1/3302.html (дата обращения: 28. 08. 2019).

15. Попова Л. Г., Захаревич Н. А. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №1. С. 110 - 121. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/117008.pdf (дата обращения 20. 09. 2019)

16. Шепель В. М. Управленческая психология. М., 1986. 248 с.

17. Харитонова Т. Г. Социально-психологический климат в студенческой группе: методические рекомендации для кураторов академических групп. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 30 с.

18. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. №128. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gruppovoy-splochennosti-sredstvami-sotsialno-psihologicheskogo-treninga (дата обращения: 02.08.2019).

19. Чернякевич Е. Ю. Приверженность организации как ценност-но-нравственнаяустановка личности: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2010. 190 с.

Статья поступила в редакцию 29.09.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

394

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.