педагогические науки
Евстропова Нина Сергеевна, Ракова Елена Владимировна ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0014
ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2019
Евстропова Нина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного Ракова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного Самарский государственный технический университет (443100, Россия, Самара, улица Молодогвардейская, 244, e-mail: [email protected])
Аннотация. Состояние социально-психологической культуры студенческого коллектива - один из основных факторов эффективности его деятельности и развития. Комфортность и результативность работы преподавателя со студенческой группой напрямую зависят от психологического климата, который сложился в данном коллективе. В рамках групп могут образовываться различные объединения и коалиции, стремящиеся оказать определенное влияние на групповое поведение. Таким образом, в последнее время особое внимание уделяется вопросам тактики взаимодействия преподавателя со студентами с целью регуляции и оптимизации социально-психологического климата (далее СПК). Работы по данной теме содержат больше теоретического материала, нежели практического. Помимо этого возникает необходимость психологической подготовки и специального тренинга преподавателя ввиду сложностей проблем по регуляции СПК. В данной статье мы рассмотрим факторы, влияющие на такую ситуацию, а также способы ее изменения на занятиях по иностранному языку с помощью "брейнсторминга".
Ключевые слова: социально-психологического климат, студенческий коллектив, оптимизация климата, социо-анализ, социотипы, психотипы личности.
ON ISSUES OF IMPROVING SOCIAL - PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN STUDENT GROUPS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
© 2019
Evstropova Nina Sergeevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as a Foreign Language Rakova Elena Vladimirovna, Senior Teacher of Department of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as a Foreign Language Samara State Technical University (443100, Russia, Samara, 244, Molodogvardeiskaya str., e-mail: [email protected])
Abstract. The social and psychological cultural environment in the student team is one of the major factors of its efficiency and development. The comfortability and effectiveness of the teacher's work with students directly depend on the psychological climate that has been established in the class. Within groups various alliances and coalitions can be formed that aim at having a certain impact on group behavior. Thus, in recent years, special attention has been paid to the tactics of intercommunication between teacher and students in order to regulate and optimize the socio-psychological climate (hereinafter SPC). The research papers on this topic are more theoretical than practical. The recommendations given in papers dealing with this topic are more of manipulative character than constructive one. In addition, there is a need for psychological preparation and special training of the teacher due to the complexity of the problems connected with regulation of the SPC. This paper deals with factors influencing such a situation, as well as ways to change it during the process of a foreign language learning, using "brainstorming".
Keywords: socio-psychological climate, the student team, optimization of climate, socio-analysis, social types, personality types.
Каждый, кто изучает иностранный язык, обладает уникальным набором психологических характеристик, которые влияют на легкость его изучения. Эти индивидуальные различия в характеристиках учащихся включены в набор фоновых или «контекстуальных» социальных, языковых, психологических факторов и факторов развития, которые сильно влияют на эффективность любой конкретной системы языкового обучения, независимо от выбора и реализации педагогических парадигм, методологий и измерительных процедур. Принятие во внимание психологических характеристик отдельно каждого студента или группы в целом при разработке и реализации системы обучения иностранному языку может помочь повысить эффективность такой системы.
Цель данного исследования разработать упражнения на иностранном языке, которые будут способствовать улучшению социально-психологического климата в группе, развитию навыков работы в команде и развитию иноязычной компетенции студентов-первокурсников в техническом вузе. Исследование проходило на базе Самарского государственного технического университета, 35 студентов нефтегазового и инженерно-экономического факультетов приняли участие в эксперименте.
Учащиеся имеют различные когнитивные способности социально-психологические установки и лингвистические особенности, которые в значительной степени определяют их индивидуальную или групповую восприимчивость к различным подходам и методам обучения
[1]. Например, когнитивные способности (способность понимать абстрактные понятия, применять основные правила логики, распознавать и различать сложные шаблоны, запоминать и связывать отдельные части информации и т. Д.) могут помочь некоторым учащимся распознавать и запоминать определенную грамматическую форму или структуру, а затем иметь возможность привычно соединять конкретную грамматическую форму или структуру с ее соответствующей функцией или значением [2]. Изучающие иностранный язык могут время от времени указывать свои предпочтения к учебным материалам и методам, которые они считают приятными и полезными [3].
Студентам нефтегазового и инженерно-экономического факультета были предложены анкеты в начале и в конце эксперимента, состоящие из двадцати вопросов. Поскольку анкеты были на английском языке, помощь в понимании вопросов оказывалась студентам их преподавателями, когда это было необходимо. Половина респондентов указали, что знание, как общаться на английском языке, важно. Они считают, что английский является общим языком для многих людей из разных стран мира. Кроме того, респонденты считают, что знание английского языка повышает их шансы на получение работы. Респонденты отметили, что изучение английского языка кажется им легче и интереснее, когда они сталкиваются с методами обучения, такие как фильмы, музыка, Интернет, экскурсии и т. Д. Опыт изучения английского
Evstropova Nina Sergeevna, Rakova Elena Vladimirovna pedagogical
ON ISSUES OF IMPROVING SOCIAL - PSYCHOLOGICAL ... sciences
языка из разных источников повышает их мотивацию к изучению английского языка. Ряд респондентов указали на то, что они предпочитают изучать иностранный язык в групповом формате. Они заявили о своей большей готовности делиться своими мнениями и идеями со сверстниками во время групповых мероприятий. Групповые занятия позволяют им выучить новые слова, выражения и конструкции, а затем сразу же использовать эти вновь изученные единицы во время тех же групповых занятий.
К одному из важнейших признаков команды или коллектива можно отнести такой психологический феномен, как признание членами группы друг друга, когда студенты начинают отождествлять себя с нею, в основе чего лежат совместные идеалы, принципы, интересы, сходство или взаимная дополняемость темпераментов, характеров и тому подобное. Ситуация такого психологического равновесия способствует постоянному групповому взаимодействию студентов во время практических занятий, в результате чего наблюдается эффект «синергии», когда потенциальные возможности команды оказывается существенно больше, чем потенциал каждого из членов. Данное взаимодействие увеличивает интеллектуальные способности каждого из участников, а также способствует соревновательному духу, что в свою очередь мобилизует скрытые резервы и существенно повышает интенсивность деятельности. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но может способствовать повышению наблюдательности студентов в группе, объему памяти и внимания, что очень важно при изучении иностранных языков [4, 5]. Наиболее ярко данный эффект «синергии» проявляется при проведении занятий с использованием интерактивного метода «брейнсторминга», т.е. «мозговой атаки», при которой студентам в группе предлагается выдвигать различные идеи.
Даже сплоченный коллектив, при этом не настроенный на конструктивную работу, может негативно влиять на участников, вынуждая их к асоциальному поведению [6]. В свою очередь, каждый участник воздействует на поведение членов команды и адаптирует команду под свой индивидуальный стиль работы с учебным материалом.
В коллективе начинают складываться диады и триады, т.е. группы, состоящих из двух- трех человек, между которыми возникают наиболее близкие и равноправные отношения. Также члены группы могут объединяться в квартеты и квинтеты с более тесными взаимосвязями и возникают структуры типа «звезда», где есть центральный участник, диктующий остальным свою волю, при наличии «цепочек» с ослабленными контактами.
В коллективе, члены которого начинают тесно сотрудничать между собой и пытаются координировать совместную работу, начинает складываться команда. Она формируется для решения конкретных задач, проектов. При этом в нее могут объединяться лица с различными знаниями и навыками. Они получают возможность учиться друг у друга и оказывать взаимную поддержку [7]. Эффективность и слаженность работы будет зависеть от правильности распределения ролей и обязанностей студентов. Осведомленность преподавателей о различии ролей студентов в команде позволит модифицировать и управлять коллективом студентов наиболее эффективно.
Преподаватель может выработать свою систему контроля, т.е. разными способами воздействовать на студентов, убеждая, инструктируя, запрещая, поощряя их разными методами. Из указанного ранее появляется необходимость сознательной активности преподавателя, направленной на формирование, поддержание и регулирование здоровой социально-психологической атмосферы в группе.
В нашем понимании социально-психологический климат является неотъемлемым специфическим социально-психологическим состоянием любого сообщества 62
в целом, которая характеризуется относительно устойчивым психологическим настроением группы, что проявляется в различных формах совместной деятельности и общения. Сформированный на основе эмоционально-трудовых отношений в группе и индивидуальных ценностей и ценностных ориентаций социально-психологический климат определяет систему отношений членов группы друг с другом [8]. Социально-психологический климат зависит от каждого члена группы и их сочетаемости друг с другом: действия отдельно каждого «Я» комбинируются друг с другом, возникают общие интересы и ценности, формирующие группу и стиль ее работы, дополняя интеллектуальные и личностные характеристики каждого участника [9, 10].
Изучением социометрических данных группы занимался Дж. Морено. Этот исследователь выделял две структуры отношений в обществе: макро- и микроструктуры. Согласно Морено, все напряжения, конфликты обусловлены несовпадением этих структур: система симпатий и антипатий не входит в макроструктуру, а окружение не включает в себя совпадающих друг с другом в психологическом отношении людей [11, 12].
Как показывает практика, для эффективной работы группы благоприятны далеко не все возникающие отношения, а только те, которые построены по определенным принципам взаимодействия. Дело в том, что каждый психотип имеет как сильные, так и слабые стороны, это должно учитываться при подборе студенческой группы и т.д.
При правильно построенном взаимодействии сильные стороны психотипов проявляются наилучшим образом, а слабые компенсируются. Наиболее устойчивые и благоприятные для сотрудничества отношения реализуются в дуальных парах, триадах и квадрах. Подбор команды, нацеленной на определенное задание, и есть подбор людей по психотипам [13-16].
Рассмотрим создание команды из изучаемых студенческих групп в процессе изучения английского языка в рамках курса "General English" в техническом вузе. Работая с помощью "брейнсторминга", преподаватель обучает студентов коллективной мыслительной деятельности.
Во время занятий по иностранному языку могут быть использовано следующее упражнение: напишите двадцать слов, начинающихся с буквы А на флипчарте. Выберите слово, которое вам нравится, и вставьте его в предложение. Распределите слова по вашим собственным критериям. Выберите три слова и используйте их в стихотворении или песне (группы по четыре человека). Далее, преподаватель проверяет выполненное задание, а студенты оценивают других учащихся.
В следующем упражнении "Vanishing stories" (Исчезающие истории) в качестве образца - истории может быть использован любой повествовательный текст разного жанра. Он должен состоять из 7-10 предложений. Задания, предложенные преподавателем: 1) вы можете удалить одно слово из предложения; 2) вы можете удалить два слова подряд; 3) вы можете удалить три слова подряд; 4) вы не должны ничего добавлять; 5) вы не должны изменять или модифицировать любые слова; 6) вы не должны менять порядок слов; 7) вы можете удалять, изменять или добавлять знаки препинания по мере необходимости; 8) после каждого удаления студент, предложивший тот или иной вариант, должен зачитать оставшееся предложение вслух: оно должно быть грамматически правильным.
Данные упражнения способствовали развитию умений работы в команде, что можно видеть в таблице 1. Эксперимент проходил в течении двух семестров. Следует отметить, что, выполняя данные упражнения студенческая группа становилась сплоченной и с каждым разом уходило меньше времени на выполнение заданий. После эксперимента студентам были предложены анкеты с вопросами об их впечатлении о процессе Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Евстропова Нина Сергеевна, Ракова Елена Владимировна
ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...
обучения с помощью данного метода.
Таблица 1-Результаты опытно-экспериментальной работы (% показатель)
психологические характеристики студентов вуза разных социо-типов // Вестник Тувинского государственного университета. №2 Естественные и сельскохозяйственные науки.. 2014. № 2. С. 66-75.
16. Нечаенко И.Я. Конфликтность как фактор, связанный с социально-психологическим климатом в студенческой группе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-9. С. 93-95.
Статья поступила в редакцию 06.06.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
Компоненты в структуре умений работы в команде Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Познавательно- операционный 10,0 82,0
Ценностно-мотивационный 51,0 79,0
Коммуникативно-управленческий 25,0 91,0
Рефлексивный 25,0 83,0
Одним из ключевых аспектов группового процесса, который часто комментировали участники отобранных студентами групп, была легкость, с которой они могли общаться друг с другом. Другими словами, 50% респондентов сообщили о том, что им было легко с одно-группниками и им было легко принимать совместные решения. Другой аспект группового процесса, который появился в комментариях нескольких респондентов, касается степени готовности принимать критику друг от друга. Такого мнения придерживались 25% студентов. Точно так же студенты полагали, что именно доверительные отношения между членами группы способствовали этому качеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Saville-Troike, M. (2006) Introducing second language acquisition. Cambridge University Press, New York. 67-130 pp.
2. Lightbown, P.M. & Spada, N. (2006). How languages are learned (3rd ed.). Oxford University Press.56-100 pp.
3. Peacock, M. (1998). Usefulness and enjoyableness of teaching materials as predictors of on-task behavior TESL-EJ. Volume 3. Retrieved from http://www.tesl-ej.org/wordpress/issues/volume3/ej10/ej10a3/.
4. Ковалева Т. М. Об индивидуализации обучения // Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. М.: АПКиППРО, 2009. С. 43.
5. Лебедев А.В. Индивидуальный психофизиологический профиль студентов младших курсов нгпу //В книге: VI Сибирский физиологический съезд Тезисы докладов. 2008. С. 138.
6. Карпов В.В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3 (39). С. 230-234.
7. Вьюнова Н.И., Андрусевич О.А. Изучение коммуникативных склонностей у студентов психолого-педагогических специальностей с различными социотипами // В сборнике: Качество высшего педагогического образования: проблемы и пути повышения материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. А. Березовин. 2004. С. 103-107.
8. Дементенко Ю.А. Управление социально-психологическим климатом в коллективе // В сборнике: НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ сборник статей VIII Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 198-200.
9. Михайлова Ю.В. Взаимосвязь стилей управления с социально-психологическим климатом коллектива // В сборнике: Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых. Институт экономики, управления и права. 2015. С. 272-273.
10. Юрьева Л.А. Коммуникативная толерантность педагогов в связи с социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе //В сборнике: Теория и практика современного образования: актуальные проблемы и перспективы развития Материалы всероссийской научно-практической конференции. Филиал ОАНО ВО «МПСУ» в городе Рославле Смоленской области. 2014. С. 236-243.
11. Андреева О.В. Сущность соционического подхода и учет его в профориентационной работе в школе // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 195.
12. Вьюнова Н.И., Андрусевич О.А. Изучение коммуникативных склонностей у студентов психолого-педагогических специальностей с различными социотипами // В сборнике: Качество высшего педагогического образования: проблемы и пути повышения материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. А. Березовин. 2004. С. 103-107.
13. Платонов Ю.П. Эффективные коммуникации и формирование сплочённости в малых группах. //Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 23.07.2008. URL: https://gtmarket.ru/ laboratory/expertize/4932
14. Будукоол Л.К.С., Сарыг С.К.О., Ховалыг А.М. Психофизиологические характеристики студентов-тувинцев с разными социоти-пами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (17). С. 142-154.
15. Будукоол Л.К.С., Сарыг С.К.О., Какайоол С. Социально-