Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНА (1993-2021)'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНА (1993-2021) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПОТОКИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аскеров Гариб Азад Оглу

В сегодняшнем глобализированном обществе вопрос о границах и их охране является одним из важнейших для всех государств. Невозможно защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность страны без обеспечения надежной защиты государственной границы. Безопасность государственной границы - одна из главных задач Концепции национальной безопасности Азербайджана. Территориальная целостность государства и защита его суверенитета начинаются с безопасности границы. Граница также играет важную роль в определении геополитической реальности государства. Показано, что обеспечение безопасности границ, являющееся одним из основных факторов национальной безопасности, тесно связано с суверенитетом государства, его территориальной целостностью, устойчивым развитием, обеспечением благосостояния и социально-политических прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT ON THE SECURITY OF THE STATE BORDER OF AZERBAIJAN (1993-2021)

In today's globalized society, the issue of borders and their protection is one of the most important for all states. It is impossible to defend the sovereignty, territorial integrity and inviolability of the country without ensuring reliable protection of the state border. The security of the state border is one of the main tasks of the National Security Concept of Azerbaijan. The territorial integrity of a state and the protection of its sovereignty begins with the security of the border. The border also plays an important role in defining the geopolitical reality of the state. It is shown that ensuring the security of borders, which is one of the main factors of national security, is closely related to the sovereignty of the state, its territorial integrity, sustainable development, ensuring the welfare and socio-political rights of citizens

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНА (1993-2021)»

14. Chayanov A.V. Kratkij kurs kooperacii. - M., 1990.

15. Rashin A.G. Zhenskij trud v SSSR. - M., 1928.

16. Aralovec N.D. ZHenskij trud v promyshlennosti SSSR. - M., 1954.

17. Gudantova L.B. Rabota partijnyh organizacij po privlecheniyu zhenshchin-goryanok k aktivnom uchastiyu v stroitel'stve socializma. - Groznyj, 1964.

18. Novikova V.L. Zhenshchiny Checheno-Ingushetii za svoyo raskreposhchenie i socializm. - Groznyj, 1966.

19. El'buzdukaeva T.U Vovlechenie v promyshlennoe proizvodstvo zhenshchin-goryanok v 20-30e gody XX veka (na primere Chechni i Ingushetii) // Nauchnaya mysl' Kavkaza. - 2011. - №2.

20. Arakelova M.P. Gosudarstvennaya politika v otnoshenii zhenshchin Rossijskoj Federacii v 20 gody: Opyt organizacii i uroki / MGU im. M. V. Lomonosova. In-t gos. upr. i social. issled. - M.: ZelO, 1997. - 217 s.

21. Lenin V.I. Poslednee slovo «Iskrovskoj» taktiki ili poteshnye vybory, kak novye pobuditel'nye motivy dlya vosstaniya // Poln. sobr. soch. t.11. - M., 1960.

22. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-ekonomicheskoj istorii (RGASPI). F.17. 0p.10. D.146.

23. Ostrovskaya N. Vovlechenie zhenshchin-rabotnic i kresfyanok v kooperativnoe stroitel'stvo // Kommunistka. - 1924. - N° 3.

24. Dosekin V. Kooperaciya - drug rabotnicy i kresfyanki // Rabotnica. - 1923. - № 4.

25. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK (1898- 1986): v 15 t. T.15: 1922-1925. -M.: Politizdat, 1984.

26. Medaliev H.T. Deyatel'nost' KPSS po socialisticheskoj industrializacii nacional'nyh respublik i oblastej Severnogo Kavkaza (1926-1937 gg.). - Nal'chik: Elbrus, 1972.

27. Uchastie zhenshchin v kooperacii dolzhno bazirovat'sya na kommunisticheskih nachalah. Iz doklada zaveduyushchej zhenotdelom CK RKP (b) K.I. Nikolaevoj na I kraevom s"ezde goryanok i kazachek Severnogo Kavkaza. 20 iyulya 1925 g. // Terek (Pyatigorsk). - 1925. - 22 iyulya.

28. Stavropol'skij gosudarstvennyj istoriko-kul'turnyj i prirodno-landshaftnyj muzej-zapovednik imeni G. N. Prozriteleva i G. K. Prave. - MD. 334.

29. Litvinenko N.I. Podgotovka nacional'nyh kadrov v Checheno-Ingushetii (1928-1933 gg.). - Groznyj, 1966.

30. Gosudarstvennyj arhiv Chechenskoj respubliki (GACHR). F.291. Op.1. D.2.

31. Istoriya industrializacii Severnogo Kavkaza 1933-1941 gg.: Sbornik dokumentov. - Groznyj, 1973.

32. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE). F. 4383. Op.4. D. 2.

33. Pechalova L.V., Sudavcov N.D. Kooperativnaya promyshlennost' Stavropol'ya i Karachaevo-Cherkesii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). - M., 2010.

ПЕЧАЛОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, методист Центра менеджмента качества и методической работы, Ставропольский строительной техникум (254896@mail.ru).

PECHALOVA, LARISA V. - Ph.D. in History, Center for Quality Management and methodical work, Stavropol Building College (254896@mail.ru).

УДК 94(479.24):351.746«1993/2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-146-150

АСКЕРОВ Г.А.

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНА (1993-2021)

Ключевые слова: Азербайджан, пограничная служба, безопасность, пограничная безопасность, угроза, нелегальная миграция, трансграничные потоки, транснациональная организованная преступность.

В сегодняшнем глобализированном обществе вопрос о границах и их охране является одним из важнейших для всех государств. Невозможно защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность страны без обеспечения надежной защиты государственной границы. Безопасность государственной границы - одна из главных задач Концепции национальной безопасности Азербайджана. Территориальная целостность государства и защита его суверенитета начинаются с безопасности границы. Граница также играет важную роль в определении геополитической реальности государства. Показано, что обеспечение безопасности границ, являющееся одним из основных факторов национальной безопасности, тесно связано с суверенитетом государства, его территориальной целостностью, устойчивым развитием, обеспечением благосостояния и социально-политических прав граждан.

ASKEROV, G.A.

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT ON THE SECURITY OF THE STATE BORDER OF AZERBAIJAN (1993-2021)

Key words: Azerbaijan, border service, safety, border security, threats, illegal migration, cross-border flows, transnational organized crime.

In today's globalized society, the issue of borders and their protection is one of the most important for all states. It is impossible to defend the sovereignty, territorial integrity and inviolability of the country without ensuring reliable protection of the state border. The security of the state border is one of the main tasks of the National Security Concept of Azerbaijan. The territorial integrity of a state and the protection of its sovereignty begins with the security of the border. The border also plays an important role in defining the geopolitical reality of the state. It is shown that ensuring the security of borders, which is one of the main factors of national security, is closely related to the sovereignty of the state, its territorial integrity, sustainable development, ensuring the welfare and socio-political rights of citizens

В современном глобализированном обществе вопрос безопасности границ является одним из важнейших для всех государств. Невозможно защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность страны без обеспечения надежной защиты государственной границы. Безопасность границ является одним из основных факторов национальной безопасности,

тесно связана с вопросами государственного суверенитета, территориальной целостности страны, ее устойчивого развития, обеспечения благосостояния и социально-политических прав граждан.

Распространение в современном мире разнообразных угроз национальному развитию и безопасности, в частности таких видов трансграничной преступности, как терроризм, нелегальная миграция, контрабанда, незаконный оборот запрещенных товаров, существенно усиливает актуальность исследуемой проблемы. Недавние глобальные процессы, прежде всего неравномерное развитие и распространение нелегальной миграции в результате конфликтов, по разным причинам повысили важность защиты государственных границ с точки зрения региональной и глобальной безопасности на Южном Кавказе. С этой точки зрения обеспечение безопасности границ, которое напрямую связано с обеспечением государственного суверенитета, политической и экономической независимости, является одной из основных задач государства.

Ключевой мерой, принимаемой для обеспечения национальной безопасности Азербайджанской Республики, расположенной в геополитически сложном географическом районе Южного Кавказа, является обеспечение надежной защиты государственных границ и создание благоприятного баланса сил вблизи них [2, с.4]. В этой связи обеспечение безопасности государственных границ стало одним из основных направлений политики национального развития и безопасности, проводимой Азербайджанской Республикой, восстановившей свою независимость в 1991 году.

Хотя реализация этой политики, по объективным причинам, была максимально затруднена в первые годы независимости, после того, как к власти в 1993 году вернулся Гейдар Алиев, обеспечение безопасности границ, включая улучшение отношений с соседними странами, а также неуклонное повышение уровня благосостояния людей, живущих вдоль границы, стало одним из основных направлений государственной политики. В результате оперативных мер, осуществленных в сфере пограничной безопасности, была восстановлена соответствующая инфраструктура. В течение 1990-х гг. властям удалось создать благоприятные условия для организации обслуживания в приграничных районах. Попытки противодействия национальным интересам и независимости, такие как «совместная охрана» государственных границ, были предотвращены. Для обеспечения более надежной и всесторонней безопасности границ был создан специальный орган - Государственная пограничная служба. В результате предпринятых мер была также сформулирована единая государственная пограничная стратегия Азербайджанской Республики.

Политика, проводимая в ее рамках, начала последовательно реализовываться на практике после прихода к власти президента Ильхама Алиева в 2003 году. Подписанные на новом этапе указы и утвержденные программы развития, которые вошли в историю развития охраны государственной границы, создали благоприятные условия для обеспечения безопасности границ. В результате пограничной политики, проводившейся в течение первого десятилетия нового этапа, осуществленных в ее рамках комплексных мер и масштабных реформ Азербайджан превратился в наиболее стабильно развивающуюся страну в регионе.

Тем не менее, сложное географическое и непростое внешнеполитическое положение Азербайджанской Республики, в середине 2000-х гг. поставили ее перед лицом ряда трансграничных угроз, таких как международный терроризм, незаконная миграция, транснациональная организованная преступность, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков и распространение оружия массового уничтожения [2, с.265]. Возросшие попытки некоторых соседних стран создать искусственные препятствия для эксплуатации нефтегазовых ресурсов в азербайджанском секторе Каспийского моря, а также браконьерство и контрабанда в территориальных и внутренних водах Азербайджана еще раз показали экономическое значение надежной охраны границ государства, потребовали принятия Закона о национальной безопасности 2004 года.

В целях защиты своих национальных интересов в области безопасности границ, Азербайджан усилил внимание к национальной пограничной политике с целью предотвращение реальных и потенциальных угроз на государственных границах, включая изменение государственных границ. Это стало основной целью политики безопасности границ, проводимой Азербайджанской Республикой. Защита независимости и территориальной целостности

государства, обеспечение неприкосновенности его признанных границ по-прежнему включались руководством страны в число ключевых вопросов [1, с. 1].

Национальные интересы Азербайджана в данной сфере пограничной безопасности включают:

- обеспечение территориальной целостности и суверенитета;

- обеспечение стабильности в приграничных районах;

- обеспечение безопасности в экономическом пространстве страны;

- обеспечение безопасности нефтегазовых проектов;

- обеспечение правил пограничного режима;

- предотвращение нелегальной миграции;

- организацию контроля трансграничных потоков;

- предотвращение трансграничной преступности;

- обеспечение эффективного и рационального использования природных ресурсов.

Угрозы безопасности границ Азербайджанской Республики рассматривались в качестве

важнейших, прежде всего потому, что, в результате оккупационной политики, проводимой Арменией в первые годы независимости, Азербайджан утратил около 20% территории страны. В результате нагорно-карабахского конфликта, который начался в 1988 году и характеризовался активными боевыми действиями, 558 километров армяно-азербайджанской государственной границы и 132 километра ирано-азербайджанской границы остались вне контроля [5]. Тот факт, что значительная часть государственных границ осталась вне контроля в результате агрессивной политики Армении, представлял реальную угрозу национальной безопасности страны, а также региональной безопасности (Рисунок 1).

Только в 1989-1994 годах внешними силами на территории Азербайджана было совершено 373 террористических акта, в результате которых погибли 1568 человек и 1808 человек получили ранения. Суды Азербайджанской Республики, а также зарубежных стран процессуально доказали, что 32 из этих террористических актов были совершены при непосредственном участии спецслужб Республики Армения в населенных пунктах, оккупированных в сотнях километров от линии фронта, с использованием оккупированные территории Азербайджана.

Значительная часть государственной границы Азербайджана с Арменией и граница с Ираном оставались вне контроля пограничной службы республики в течение почти 30 лет, что создало благоприятные условия для развития транснациональной преступности, в частности для широкомасштабной перевозки наркотиков и психотропных веществ. Оккупированные территории стали перевалочным пунктом для наркотиков, которые считаются угрозой глобальной и региональной безопасности [4, с.67]. Большая часть доходов от незаконного оборота наркотиков при этом шла на поддержку сепаратизма и терроризма. Значительная часть доходов от перевозки наркотиков из Нагорного Карабаха - это бизнес, который использовался для организации финансирования поставок оружия и продуктов питания воюющему государству.

В отчете Госдепартамента США в марте 2001 года прямо говорилось, что оккупированные территории Азербайджана используются для массового оборота наркотиков, и что Армения считается потенциальным игроком в международной наркоторговле.

Еще одним моментом, угрожавшим безопасности границ Азербайджана, наряду с наркотиками, являлось присутствие на оккупированных территориях вооруженных формирований. При этом, помимо различных официальных формирований здесь размещались и действовали члены армянских террористических организаций из других странах. Эти террористические группы, вместе с вооруженными силами Армении, широко использовали оккупированные территории для размещения тренировочных центров.

Существуют неоспоримые факты того, что власти Армении, пытаясь воспользоваться последствиями агрессии против Азербайджана и сложившимся статус-кво, сотрудничали с различными преступными группировками, превращая пленных и заложников азербайджанцев в товар в сфере торговли людьми с целью получения прибыли. Также регулярно поступали сообщения о том, что граждане Азербайджана, захваченные и взятые в заложники в результате агрессии Армении против Азербайджанской Республики, содержатся на оккупированных территориях, не получая помощи международных гуманитарных организаций; против них применяются жестокие методы наказания.

Одним из явно незаконных действий на оккупированных территориях Азербайджанской Республики являлась политика расселения на этих территориях этнических армян. Для сведения, в рамках политики искусственного заселения, в 2000-е годы на оккупированных территориях, в том числе в жилых комплексах «Аракамукс» в Джебраиле, «Ариаван» в Лачине, в Зангилане, селе Ханлыг Губадлинского района, осуществлялось строительство новых поселков.

Несмотря на достижение соглашения о временном прекращении огня между сторонами в 1994 году, неурегулированный конфликт длительное время оставался основным фактором дестабилизации для всего региона Южного Кавказа. Пользуясь тем, что большая часть государственных границ почти 30 лет находилась вне контроля Азербайджана, армянская сторона уничтожала исторические, материальные и духовные ценности этих территорий, принадлежащие азербайджанскому народу, расхищала естественные ресурсы, осуществляя их экспорт в различные страны.

К сожалению, международное сообщество не приняло необходимых мер против Армении. Хотя выработанные в этой связи документы подтверждали важность территориальной целостности и неприкосновенности границ Азербайджана, добиться значительного прогресса в разрешении конфликта не удавалось. Неконструктивная позиция Армении, а также двойственные подходы, продемонстрированные международными организациями и государствами, не позволили полностью разрешить сложившуюся напряженную ситуацию в регионе, хотя принятые ими документы были важны с точки зрения привлечения внимания международного сообщества к урегулированию конфликта. Азербайджанская Республика тесно сотрудничала с различными организациями для разрешения конфликта.

В соответствии с международным правом каждое государство имеет право защищать себя от открытой и тайной деятельности, направленной против его независимости, суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя. В результате целенаправленной политики, которая начала проводиться Гейдаром Алиевым в 1993 году и была успешно продолжена президентом Ильхамом Алиевым с 2003 года, Азербайджан стал ведущим государством в регионе, обеспечивая устойчивое и надежное развитие. Однако, несмотря на реформы и значительные достижения в быстро развивающейся экономике страны, агрессия Армении против Азербайджанской Республики создавала для нее серьезные политические и социальные трудности.

Азербайджану пришлось ждать благоприятного стратегического момента, чтобы вернуть оккупированные территории. 27 сентября 2020 года очередная масштабная вооруженная провокация со стороны Армении исчерпала терпение Азербайджана. Призыв Президента Азербайджанской Республики, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Ильхама Алиева «Карабах - это Азербайджан» стал главной идеей карабахской войны. Мобилизация, продемонстрированная обществом во время 44-дневной войны, стала ярким

выражением тесного единства народа вокруг главы государства, а также свидетельством появления нового могущественного Азербайджана.

В результате операций, проведенных после 27 сентября 2020 года Вооруженными силами Азербайджанской Республики, территориальная целостность страны была восстановлена. Война завершилась убедительной победой, в результате которой была прекращена оккупация Арменией 20% территории страны, включая 132 км государственной границы с Ираном и 500 км. государственной границы с Арменией, которые в течение почти 30 лет не обеспечивали безопасности границ государства (Рисунок 2).

Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта актуализировало задачи включения ранее неконтролируемой части границы в общую систему пограничной безопасности Азербайджанской Республики, создания необходимой инфраструктуры пограничной обороны.

Литература и источники

1. Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики. 23 мая 2007 года. - Баку, 2007. - 28 с.

2. Закон о национальной безопасности Азербайджанской Республики. 29 июня 2004 года. - Баку, 2004. - 9 с.

3. Гасанов А.М. Политика национального развития и безопасности Азербайджанской Республики. - Баку, 2004. - 672 с.

4. Аскеров Г.А. Современные угрозы пограничной безопасности Азербайджана // Право и политология. Международный научный журнал. - Кишинев, 2016. - №33. март. - С.66-69.

5. dsx gov. az

References and Sources

1. Koncepciya nacional'noj bezopasnosti Azerbajdzhanskoj Respubliki. 23 maya 2007 goda. - Baku, 2007. - 28 s.

2. Zakon o nacional'noj bezopasnosti Azerbajdzhanskoj Respubliki. 29 iyunya 2004 goda. - Baku, 2004. - 9 s.

3. Gasanov A.M. Politika nacional'nogo razvitiya i bezopasnosti Azerbajdzhanskoj Respubliki. - Baku, 2004. - 672 s.

4. Askerov G.A. Sovremennye ugrozy pogranichnoj bezopasnosti Azerbajdzhana // Pravo i politologiya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. - Kishinev, 2016. - №33. mart. - S.66-69.

5. dsx gov. az

АСКЕРОВ ГАРИБ АЗАД ОГЛУ - диссертант кафедры истории Академии Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики (qerib.azadoglu@mail.ru).

ASKEROV GARIB - Ph.D. student at History Department of Academy of Public Administration under the President of the Republic of Azerbaijan.

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 398.33(551.50) Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-2-150-156

КУЛУМБЕГОВ Р.П. К ВОПРОСУ О ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ

ПОЗНАНИЯХ ОСЕТИН

Ключевые слова: традиционная культура, народная метеорология, аграрный календарь, земледелие, наблюдения за погодой, поведение зверей и птиц.

В статье рассматриваются традиционные народные представления о влиянии погодных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, сложившиеся в Осетии. Осетины, как и представители других народов, в течение веков накопили богатый опыт наблюдений за природой, поведением птиц и животных, позволяющий им делать долгосрочные и краткосрочные прогнозы относительно изменений погоды. Отмечается широкое бытование у осетин разработанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.