Научная статья на тему 'Территориальная целостность как основопологающий принцип суверенитета независимого государства'

Территориальная целостность как основопологающий принцип суверенитета независимого государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуриева И. Т.

В статье на тему "Территориальная целостность как основопологающий принцип суверенитета независимого государства" указаны принципы, обусловливающие государственный суверенитет, а также раскрыта сущность международных обязательств, дано определение понятии "национальные меньшинства", раскрыта его суть, доказано необоснованность требований права на самоопределение путем отделения и создания дополнительного государства со стороны некоторых национальных меньшинств, указаны права, присущие, лишь, коренным народам, выявлены существующие проблемы защиты и реализации прав малочисленных коренных народов, рассматрена основная форма реализации прав меньшинств на самоопределение в составе многонационального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальная целостность как основопологающий принцип суверенитета независимого государства»

Нуриева И.Т.

Доцент, кандидат философских наук, кафедра «Общественных наук» Азербайджанской

Государственной Нефтяной Академии

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЙ ПРИНЦИП СУВЕРЕНИТЕТА НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье на тему "Территориальная целостность как основопологающий принцип суверенитета независимого государства" указаны принципы, обусловливающие государственный суверенитет, а также раскрыта сущность международных обязательств, дано определение понятии "национальные меньшинства", раскрыта его суть, доказано необоснованность требований права на самоопределение путем отделения и создания дополнительного государства со стороны некоторых национальных меньшинств, указаны права, присущие, лишь, коренным народам, выявлены существующие проблемы защиты и реализации прав малочисленных коренных народов, рассматрена основная форма реализации прав меньшинств на самоопределение в составе многонационального государства.

Summary

In the article on the subject: "The territorial integrity as a principle of the independent sovereign state" the principles ensuring state sovereignty and also the nature of the international obligations are studied. The notion of "national minorities " is given and the crux of the matter is exposed, the baseless ness of the demands for the right of self-determination by way of separation and the creating of an extra State on the part of several national minorities has been proved. In the article, the rights, particular only to native people are shown and existing problems of defense and realization of the rights of national minorities are displayed. This is considered the basic form of realization of the rights of minorities concerning self-determination in the structure of the multinational state.

Равноправный статус всех государств, государственный суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность границ всех стран являются всеобщей нормой для мирового сообщества, которые гарантируются международным правовым уставом ООН. Только верховенствующая, безраздельно господствующая и полновластная государственная власть является предпосылкой истинного суверенитета государства. Суверенитет находится в функциях государства как внутренних, так и внешних. Если внутри государственный суверенитет выражает, прежде всего, верховенство власти, то вовне-ее независимость. Современное международное право требует равноправных и независимых субъектов в международных отношениях. Без этих необходимых качеств невозможно добиться политического равновесия между государствами. Хотя суверенные государства имеют право на нейтралитет, однако для сохранения стабильности в мире и для получения необходимого гаранта на сохранение целостности территорий и неприкосновенности границ каждое государство старается войти в разные международные организации, в экономические союзы и военные блоки. Государства тем самым, заполучая гаранта на безопасность, наравне получают возможность экономить на военных расходах и в связи с этим вкладывать капиталовложение на развитие экономики, науки, культуры, общего уровня жизни населения и т.д.

Однако получение гарантии на безопасность возлагает на государства общепринятые обязательства: уважать права других государств и наций, отказаться от агрессии, неукоснительно соблюдать все общепризнанные международные нормы, принципы, выполнять все принятые решения со стороны международных организаций,

членами которых они являются. Государства должны знать, что внешнеполитические акты, нарушающие эти правила, влекут за собой международную ответственность. Государства, ответственные за международную безопасность (члены ООН, Евросоюза и других международных организаций), вправе в этом случае принять допустимые международным правом меры для принуждения виновного государства соблюдать нормы международного права.

Вытекающие из международных норм и принципов пределы, дозволенные действия для государств некоторые аналитики пытаются предоставить как ограничением суверенитета. Такие ложные предпосылки не имеют никаких оснований. Такие гуманные принципы, как суверенное равенство государств, обязанность государств мирно разрешать споры, сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН, добросовестно выполнять обязательства не может растолковываться как частичное ограничение суверенитета. Сторонники концепции самоограничения суверенитета государств, исходя из представления о суверенитете как о явлении абсолютном, рассматривают любое ограничение действий государства, как ограничением его суверенитета. В соответствии с таким представлением, все назначения международного права заключаются в том, чтобы ограничивать суверенные прерогативы его субъектов.

Стоит напомнить, что в конкретных международно-правовых отношениях государство выступает носителем как прав, так и обязанностей. Сам принцип суверенного равенства предполагает обязанность государств уважать суверенные права других участников международных отношений. Взаимное соблюдение участниками международно-правового соглашения прав и обязанностей не только ограничивает, но и укрепляет их суверенитет. Так же, хочется отметить, что международное право признает лишь равноправных, добровольных субъектов в международных соглашениях. И поэтому, возлагаемые на государства обязательства безоговорочно выполнять принятые решения нельзя считать ограничением суверенитета.

Целесообразность предписаний международных правил и связанных с этими обязательствами не находится и не может находиться в противоречии с коренными жизненными ("высшими") интересами суверенных участников международно-правовых отношений. Государство может выразить свое несогласие с решением ООН, членом которой является, выходом из нее. Т.е., оставаясь в составе этой организации, он обязан, несмотря ни на что, выполнять принятое обязательство. Несмотря на то, что Армения, будучи членом Организации Объединенных Наций по сей день игнорирует 4-х резолюций (822 от 30 апреля 1993 г., 853 от 29 июля 1993 г., 874 от 14 октября 1993 г., и 884 от 11 ноября 1993 г.) о безоговорочном выводе своих вооруженных сил из оккупированных территорий Азербайджана.

В итоге можно сказать: "Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство, неделимость территории, неприкосновенность государственных границ, невмешательство во внутренние дела. Наличие фактов нарушения этих принципов явный признак слабости данного государства и его неспособности защитить собственный суверенитет и национально-государственные интересы своего народа" [1, с. 65-73]. "Государственный суверенитет" предполагает защиту территориальной целостности страны и неприкосновенность ее границ и "территориальное верховенство". Государственная организация общества возможна лишь с разделением населения по территориальному признаку. Эффективное управление страной во многом обусловлено территориальным делением населения. Рассмотрев связи государственной власти с территориальным принципом, можно выделить две основные формы правления суверенных свойств-территориальное верховенство и гражданство. Территориальное верховенство - это полномочия государства осуществлять полную и исключительную власть в пределах государственной территории. Оно закрепляется как внутренним законодательством государства, так и нормами международного права. Сама государственная территория - эта принадлежащая данному государству и находящаяся

под его исключительной властью часть земного пространства, состоящая из суши с ее недрами, вод воздушного пространства над сушей и водами [3, с. 115].

Оккупированные со стороны Армении Нагорный Карабах и близлежащие к нему 7 районов - международно признанная территория Азербайджана. Значит, только государство Азербайджана владеет территориальным верховенством, полной и исключительной властью в пределах этих территорий.

Лишь только государство, которое имеет право осуществлять территориальное верховенство в пределах конкретной территории, имеет полномочия установить и закреплять политические, государственно-правовые и международно-правовые отношения, возникающие в связи и по поводу государственной территории. Из этого следует, что функционирование самозванной "Нагорно-Карабахской Республики" на международно признанной территории Азербайджана является незаконным, не правовым по всем международным нормам. Разграничительной линией пределов государственного властвования служит государственная граница, которая устанавливается в соответствии с заключаемыми между сопредельными государствами соглашениями, либо на основе исторически сложившихся традиций. Государство вправе самовольно устанавливать и изменять режим своих границ, а не саму границу. Самовольное, одностороннее изменение границы является оккупацией, которую предприняла Армения, нарушая границы с Азербайджаном. Страны, подписавшие соглашения о государственной границе, автоматически признают территориальную целостность и неприкосновенность территорий сопредельных государств и их территориального верховенства. В противном случае каждое суверенное государство в пределах своей территории может применять все соответствующие его законам средства властного принуждения по отношению агрессора. В то же время, никакое государство не вправе применять такие меры на территории другого государства под предлогом защиты интересов соплеменников, проживающих вне собственных границ.

Территориальное верховенство предполагает, в частности, суверенное право свободно распоряжаться своими природными ресурсами. Приблизительно в десяти резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН провозглашен и подтвержден принцип о "неотъемлемом суверенитете государств над их природными ресурсами и всей экономической деятельностью страны". Свободному и полезному осуществлению суверенитета народов и наций над их природными ресурсами должно способствовать взаимное уважение государств, основанное на суверенном равенстве. Итак, каждое государство выступает как собственник своей территории. Право собственности государства на часть земли или всю землю в пределах государственной территории производно от суверенитета государства, его правомочия суверенно устанавливать правовой режим земельной собственности, недр, природных богатств и др., уступить или обменивать отдельные части своей территории и т.п.

Из содержания понятия государственного верховенства вытекает, что любое посягательство на территориальную неприкосновенность государства представляет собой грубейшее нарушение государственного суверенитета. Общепринятый межгосударственный принцип неприкосновенности и целостности государственной территории запрещает захват чужих территорий, а если это все - таки случается, то не признает результатов такой акции. В межгосударственных отношениях этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г. Одним из гарантов соблюдения принципа "территориальной неприкосновенности государств" выступает принцип

"неприкосновенности границы".

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др

2. наказание агрессора путем применения против него конкретных практических

действий;

3. политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.) [5, с. 167].

Для обеспечения международной безопасности необходимо любыми дозволенными путями сдерживать агрессию, а при ее возникновении выявить виновного и в обязательном порядке применить к нему соответствующие формы наказания. Следует отметить, что эти действия должны нести своевременный, обязательный характер. Ибо бездействие, промедление сдерживания агрессии и наказания агрессора, введение политики двойных стандартов не только уменьшает эффективности обеспечения международной безопасности, но создает чувство безнаказанности, открывает путь к новой агрессии. Солидарность государств в создании системы мира должна быть настолько сильной и решительной, что каждый потенциальный агрессор, зная об обязательном, жестком наказании, не осмелился бы начинать агрессию.

Однако вопреки подобной установке на практике часто встречается нарушение этого принципа со стороны тех государств, которые подписали эти международные соглашения. Внешнеполитические акты, нарушающие общепризнанные международно-правовые принципы и нормы влекут за собой международную ответственность. В целях соблюдения международной безопасности такие акты должны вовремя пересекаться, а нарушитель в обязательном порядке должен быть наказан. Принцип "территориальной целостности и неприкосновенности государств", а также "права наций и народов на самоопределение" являются основными принципами международного права, которые все больше приобретают законную силу.

Однако наличие международных конфликтов и их медленное решение говорят о том, что эти принципы все еще не получили всеобщий характер. Заметная пустота отсутствия механизма оперативного вмешательства в международном праве открывают путь к порождению международных конфликтов, основную часть которых составляют конфликты, порождаемые этносепаратизмом. Инициаторы конфликтов,

воспользовавшись подобной пустотой, за частую берут за основу те принципы и нормы, которые им выгодны, открыто игнорируют интересы стран, ставших жертвой сепаратизма и терроризма.

Право на самоопределение не является абсолютным, абсолютно свободным. В международном праве вводятся ограничители свободы самоопределения, ибо есть опасность перерастания абсолютной свободы в антипод свободы - произвол. Нельзя забывать, что принцип территориальной целостности имеет такой же императивный характер, как и принцип самоопределения. Современное международное право вполне откровенно запрещает злоупотребление свободой, несущей опасность, нарушение баланса между принципами: "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций" [6, с. 7].

Каждый шаг, сделанный для реализации права на самоопределение должен быть обоснованным. Вполне справедливо международными правами признаются лишь законные действия в реализации права на самоопределение. Такое состояние нельзя преподносить как попытку ограничения свободы.

Самоопределения народов и наций можно добиться без возникновения новых суверенных государств. Одним из выходов из этого положения является провозглашение автономии, которая, по своей сути, предоставляет населению национально -территориальную единицу государства, право самостоятельно решать дела, относящиеся к его внутренней, а в ряде случаев и к внешней компетенции. Самоопределение означает право народов выбрать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, культурным, религиозным традициям и представлениям. Формы и

уровни самоопределения должны соответствовать уровню развития самого субъекта и отвечать требованиям политической ситуации. Именно национально - культурная автономия позволяет гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, дисперсионно расселенным коренным народам и иным меньшинствам решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, языка, культуры, традиции.

Национально - культурная автономия не только не ущемляет прав субъектов государства, а напротив, расширяет их возможности и ответственность в сосуществовании государственной национальной политики. Именно такая автономия иной раз является единственно возможной формой реализации меньшинствами своего права на самоопределения. При всем уважении к ним надо признать, что у них просто не хватит возможностей образовать и поддерживать полноценное государство с аппаратом власти и управления, вооруженными силами, судом и прочими структурами. Решение задач такой огромной сложности требует большого экономического, финансового и людского потенциала, исторического опыта, политическую возможность, достаточную территорию и численность.

Всем хорошо известно, что скороспешно созданное слабое государство вскоре или прекратит свое существование, или превратится в марионеточное государство, не решив задачу развития своего народа. Говоря о субъектах права на самоопределение можно сказать: "Любая нация и народ может самоопределиться на уровне унитарного государства, конфедерации и федерации лишь на своей исконной земле. Создание государства на чужой земле равносильно нарушению прав его коренных жителей" [6, с. 2; 4, с. 1, 13, 23; 2, с. 302-303]. Сами же коренные жители, разные по количеству, по уровню исторического развития, в разной степени подвергались или подвергаются по сей день дискриминации. У них разные политические возможности, которые имеют немаловажное значение при выборе формы и уровня самоопределения. А субъектами культурной автономии могут быть как малочисленные коренные народы и народности, так и иные меньшинства: национальные, религиозные, языковые и культурные. Указывая разные формы и уровни самоопределения, внимание было акцентировано на то, что коренные народы и нации владеют исключительным правом на создание государства.

Количественный показатель может иметь значение при определении возможных форм и уровней реализации права на самоопределение коренными народами. В отличие от них национальные меньшинства имеют право лишь на национально-территориальную и культурную автономию. Это вполне справедливо. Такая позиция исходит из того, что национальные меньшинства являются коренными населения других стран, где они уже воспользовались правом на самоопределение, а также количественный показатель можно наращивать естественным и искусственным путем в результате миграционных процессов. Например, вне Китая проживает около 350 млн. китайцев, во Франции - до 5 млн. арабов, в Германии - 5 млн. турков - эмигрантов и т.д.

Этот показатель можно наращивать путем переселения соплеменников государства-завоевателя в оккупированную страну и путем депортации коренных народов из страны. Если признать за каждым из национальных и этнических меньшинств право на самоопределение на уровне государства путем отделения, то угроза, связанная с появлением второго государства является угрозой всего мира. В конце мы можем еще раз отметить, что право создания государства принадлежит основным коренным народам, реализация которого может происходить лишь на собственных территориях. Выбор формы государственности зависит от уровня развития самого народа и политической ситуации. Такого права у простых национальных меньшинств нет. Они могут реализовать свои права на самоопределение на различных уровнях автономии. Право народа на самоопределение не должно происходить за счет ущерба такого же права другого народа и за счет нарушения территориальной целостности государств.

Литература

1. Действующее международное право. Т.1 М.: Московский независимый институт международного права, 1996, 864 с.

2. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975//СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989, 708с.

3. Курс международного права в шести томах. Т.3. Основные институты и отрасли современного международного права. М.: Наука, 1967, 451 с.

4. Международные пакты о правах человека // Сборник документов. СПб., 1993, 310 с.

5. Общая и прикладная политология // Учебное пособие под редакцией Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: Союз, 1997, 998 с.

6. Устав ООН и Статус Международного Суда 1940 г. Нью-Йорк, 1946, 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.