Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование и защита прав национальных меньшинств'

Международно-правовое регулирование и защита прав национальных меньшинств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7251
975
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЬШИНСТВА / РАВНОПРАВИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА / MINORITIES / EQUALITY / SELF-DETERMINATION / INTERNATIONAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грохотова В. В.

В статье исследуется эволюция международно-правового регулирования прав национальных меньшинств. Выявляются особенности реализации принципа равноправия и самоопределения народов. Делается вывод о необходимости имплементации международного опыта в российскую правовую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование и защита прав национальных меньшинств»

Bibliography (Translitirated)

1. Pozdnjakov V.S. Mezhdunarodnyj kommercheskij ar-bitrazh v Rossijskoj Federacii. M., 1996. S. 17.

2. 2. Fedorov A.G. Mezhdunarodnyj kommercheskij ar-bitrazh. Uchebnoe posobie. M., 2000. S. 39.

3. Vershinin A.P. Vybor sposoba zawity grazhdanskih prav. SPb., 2000. S. 249.

4. Konvencija 1958 g. ostavljaet otkrytym vopros o za-kone, opredeljajuwem dejstvitel'nost' arbitrazhnogo soglashenija, kotoroe chetko ne ukazyvaet mesto raz-biratel'stva i zakon, ego regulirujuwij.

УДК 347

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

В.В.Грохотова

Гуманитарный институт НовГУ, vgrohotova@yandex.ru

В статье исследуется эволюция международно-правового регулирования прав национальных меньшинств. Выявляются особенности реализации принципа равноправия и самоопределения народов. Делается вывод о необходимости имплементации международного опыта в российскую правовую систему.

Ключевые слова: меньшинства, равноправие, самоопределение, международная защита

The article focuses on the evolution of international legal regulation of minority rights, and peculiarities of the principle of equal rights and self-determination ofpeoples. So, the conclusion about the necessity of implementation of international experience in the Russian legal system was adopted.

Key words: minorities, equality, self-determination, international protection

События в различных регионах мира показывают, что нарушение прав национальных меньшинств и пренебрежение к ним могут привести к трагическим последствиям. Конфликтные ситуации на постсоветском пространстве, в Руанде, в бывшей Югославии, Судане и других регионах заставляют международное сообщество задуматься о необходимости надежного механизма защиты национальных меньшинств, который не допустил бы, чтобы граждане оказались «чужими» в своем государстве.

Нельзя сказать, что проблемам меньшинств уделялось мало внимания в международной практике, наоборот, это одна из старейших забот международного права. Уже в средние века они становятся предметом европейской политики, результатом чего явилось заключение ряда международных договоров: Вестфальских мирных договоров (1645-48 гг.), уравнявшие в правах католиков, кальвинистов и лютеран в Германии, польско-шведского Оливского договора (1660 г.), гарантировавшего права римских католиков в Ливонии, франко-голландского Рисвикского договора (1697 г.) и т.д. Таким образом, международная защита национальных меньшинств зародилась «с целью защиты дискриминируемых групп, в частности, религиозных меньшинств, причем с упором на необходимость проявлять терпимость, а не выдвигать права» [1].

После первой мировой войны была создана система по защите национальных меньшинств под эгидой Лиги наций - совокупность международных актов, которые касались положения меньшинств, проживавших на территории вновь образованных или побежденных государств, но не носили универсального характера. Для этих актов общими были три положения: а) под меньшинством понимались граждане

данного государства; б) гарантировалось юридическое равенство меньшинств с другими гражданами государства; в) гарантировались сохранение и защита коллективных характеристик и прав меньшинств в государствах их проживания, гражданской принадлежности.

После Второй мировой войны внимание мирового сообщества к проблеме меньшинств обострилось. В Уставе ООН закреплено, что он принят, чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...» [2]. Одной из основных целей ООН было названо «поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [3].

В первые же годы своего существования ООН приняла ряд важнейших источников международного права: Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948 г.), Всеобщую Декларацию прав человека (1948 г.), Международные пакты о правах человека (1966 г.) и др. Упомянутые международные акты подходят к проблемам национальных меньшинств либо в общем контексте прав человека, либо через признание специальных прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Этот подход выразился и в создании в рамках Комиссии ООН по правам человека в 1948 г. Подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите прав меньшинств, результатом многолетних исследований которой явилось принятие в 1992 г. Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам. Однако ООН пока не удалось принять «твердого», т.е. юридически обязывающего акта о защите национальных меньшинств.

Под влиянием ООН заметно продвинулся региональный нормотворческий процесс в данной области: были приняты Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995 г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992 г.).

В Заключительном акте СБСЕ в Хельсинки (1975 г.) подчеркивалось, что государства должны способствовать вкладу, который «национальные меньшинства могут вносить в сотрудничество между странами в различных областях культуры», т.е. по сути, решение не выходило за рамки ст.27 Международного пакта о гражданских и политических правах: «В тех странах, где существуют этнические... и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» [4]. Доклад Совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств (1991 г.), наиболее детальный документ СБСЕ, указывает, что «национальные меньшинства составляют неотъемлемую часть общества», являются фактором обогащения государства, в котором они живут, а вопросы, касающиеся национальных меньшинств, не могут быть «исключительно внутренним делом государства». В 1992 г. был учрежден пост Верховного комиссара СБСЕ по делам национальных меньшинств.

В области защиты прав меньшинств практически не бывает схожих ситуаций и трудно найти нормы для решения конкретных задач за пределами общих подходов. Главное достижение СБСЕ (ОБСЕ) в том, что, отметив различие ситуаций в каждом государстве, Совещание выделило положительные результаты в тех из них, которые продвинулись в решении национальных проблем - своеобразные международные стандарты, определенная база для стран-участников в данной сфере [5].

Признание национальных меньшинств в качестве объекта правового регулирования позволяет закрепить коллективные гарантии реализации индивидуальных прав лиц, относящих себя к соответствующим этническим группам. Данные общности людей отличны по своим национальным интересам от окружающего большинства населения [6].

Специфика прав меньшинств состоит в том, что они обладают тем же объемом прав, что и лица, составляющие большинство. Не только на международном уровне, но и в рамках отдельного государства необходимо признание необходимости дополнительных гарантий, а также прав, присущих меньшинству как особой группе людей, стремящейся к сохранению своей идентичности. Отсюда сфера прав человека применительно к меньшинствам может быть разделена на две группы: а) права, которые могут быть обеспечены в рамках общего режима защиты

прав человека; б) права, требующие особых гарантий, применяющиеся только тогда, когда это необходимо для обеспечения этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности меньшинства

[7].

Эффективная защита прав меньшинств требует, чтобы они и юридически, и фактически находились в том же положении, что и большинство населения, но такое равенство может быть достигнуто только через дополнительные меры защиты. Материальные гарантии прав меньшинств включают, прежде всего, организационные меры в сфере пользования языком и образования.

Практике Западной Европы известны различные способы регламентации правового статуса этнических и языковых групп: международные акты, общенациональные акты, акты субъектов федерации и автономных территориальных образований.

Одной из наиболее распространенных сфер поддержки государствами национальных меньшинств является сфера образования и языковых прав, в частности, развитие различных ступеней образования на национальном языке, его всесторонняя поддержка, сфера общения, получения и распространения информации на родном языке, использования его в официальных учреждениях. Так, в Канаде преподавание ведется в основном на английском языке, в Квебеке — на французском. Имеются школы, которые находятся на содержании религиозных или этнических групп и обществ: немецкие, итальянские, украинские, еврейские, в которых преподавание ведется на соответствующих языках на основании Конституционного акта Канады 1982 г.

Необходимо подчеркнуть, что страны Европы довольно гибко идут навстречу интересам иноязычного населения, даже если для этого требуется изменение Основного закона государства (Финляндия, Норвегия), реорганизация государственного устройства

[8].

Проблема территориального деления государств и осуществления местного самоуправления на территориях компактного проживания меньшинств тесно связана с проблемой обеспечения прав национальных меньшинств. Территориальное деление может осуществляться таким образом, чтобы позволить компактно проживающему национальному меньшинству оказывать более существенное влияние на принятие решений в политической, культурной и экономической областях, касающихся этих меньшинств. В качестве успешных примеров подобного территориального деления государств можно назвать Аландские острова в Финляндии, имеющие в основном шведское население. Согласно Акту об автономии 1991 г., принятому Парламентом Финляндии, островам предоставлен статус автономной области. В Гренландии (большинство населения - инуиты) на основании Закона о местном правлении, принятого Парламентом Дании (1978 г.), были созданы органы местного самоуправления, включающие законодательную и исполнительную власть. В Италии и Испании также существуют автономные единицы, образованные с учетом, в том числе и этни-

ческого фактора и наделенные широкой компетенцией (Каталония) [9].

Территориальная автономия применяется в тех случаях, когда этническая группа, являющаяся меньшинством в общем составе населения страны, проживает компактно и составляет большинство в определенном регионе. Автономия в данном случае предоставляется не национальной группе, а территории, на которой проживает все население данного региона. Таким образом, здесь национальное меньшинство переходит уже в разряд большинства по отношению к основному населению данного государства, которое становится меньшинством и само нуждается в специальной защите.

Предоставление автономных прав отдельным территориям считается особенно оправданным и в случаях, когда такое деление связано с осуществлением традиционных видов экономической деятельности коронными народами, например оленеводства народами саами в Скандинавских странах. Это обусловлено, кроме прочих причин, глубокой привязанностью коренных народов к своим землям, территориям и ресурсам, являющимся средством выживания этих народов. Особое значение имеет коллективный аспект, а также аспект преемственности поколений, крайне важный для сохранения самобытности коренных народов, их культуры и в целом их существования.

Один из ключевых вопросов в сфере защиты прав меньшинств - соотношение их прав и права народов на самоопределение. Хотя право народов на самоопределение является императивным принципом международного права, в отношении меньшинств его применение часто ставится под сомнение [10].

Г осударства, признавая право народов на самоопределение и автономию, крайне отрицательно относятся к праву на самоопределение меньшинств, т.к. это может поставить под угрозу территориальную целостность и привести к различным внутренним и внешним конфликтам. Кроме того, ни в одном из международных документов непосредственно за меньшинством такое право не признается.

Многие авторы считают, что право на самоопределение относится только к народам, находящимся под колониальным или сходным с ним (иностранным) внешним господством [11]. По мнению других, оно распространяется и на народы, живущие в независимом, суверенном государстве [12].

Устав ООН устанавливает принцип равноправия и самоопределения народов в качестве цели ООН в П.2 ст.1, при этом конкретное содержание принципа не раскрывается. Ст.1 пактов о правах человека провозглашает право всех народов на самоопределение. А. Кассесе считает, что из контекста следует, что п. 1 ст. 1 «относится к внутреннему самоопределению» [13]. Однако это можно признать только в отношении той части, где говорится о праве «свободно обеспечивать... экономическое, социальное и культурное развитие». Право же свободно устанавливать свой политический статус относится в пактах как к внешнему, так и к внутреннему самоопределению, независимо от

ого, находится народ под каким-либо господством или нет.

Исходя из положений таких международных актов, как Декларация о принципах международного права, Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Парижская хартия для новой Европы, право на самоопределение принадлежит всем народам - проживающим как под иностранным господством, так и независимых суверенных государствах. В государствах, нарушающих это право, народы имеют право на внешнее и на внутреннее самоопределение, а в суверенном демократическом государстве - на внутреннее самоопределение, не нарушающее территориальную целостность и политическое единство государства, т.е. его конституцию [14].

В настоящее время актуальность приобретает вопрос о связях государства этнического, религиозного или языкового происхождения меньшинства и проживающего на территории другого государства меньшинством. Государства происхождения меньшинств в других странах стремятся обеспечить их защиту, несмотря на то, что те не являются их гражданами (Германия, Венгрия). Широкая поддержка нашла отражение, в частности, в выступлениях и предложениях представителей ряда государств, таких как Канада, Австрия, Испания, на Копенгагенской конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1990 г.

В доктрине проблема отношения меньшинства и государства происхождения достаточной разработки не получила. В общем международном праве в настоящее время также отсутствуют какие-либо основания для признания особых прав государства происхождения по защите родственных меньшинств на территории других государств. Международные акты

о защите меньшинств устанавливают юридические или политические обязательства государства проживания без деления на различные категории.

Государство происхождения имеет право вмешиваться в дело обеспечения прав меньшинства в государстве проживания только на тех же основаниях, что и любое другое государство, т.е. в тех случаях, когда грубые массовые нарушения прав меньшинства перестают быть предметом внутренней компетенции. Обязательства государства по обеспечению прав человека являются обязательствами вща отпа', и их нарушения влекут ответственность перед мировым сообществом. Помимо того, государство происхождения может вмешаться при нарушении государством проживания юридических или политических обязательств по защите меньшинств согласно актам, сторонами которых являются оба государства.

Наиболее эффективной и перспективной формой сотрудничества между государствами происхождения и проживания видится заключение двусторонних договоров, предусматривающих необходимые полномочия и обязательства.

Накопленный и обобщенный ООН опыт по разрешению проблем коренных народов мира подтверждает, что все вопросы должны решаться через диалог и партнерские отношения с самими коренными народами.

С 1994 по 2005 г. ООН провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, основными задачами которого являлись принятие Декларации прав коренных народов мира и создание в системе ООН Постоянного форума коренных народов мира. Эти задачи решались в целях содействия улучшению социально-экономического положения коренных народов, укрепления международного сотрудничества и сотрудничества коренных народов и государств, развития международных стандартов в области прав коренных народов [15].

В апреле 1998 г. Комиссия ООН по правам человека приняла решение создать Рабочую группу для рассмотрения и разработки предложений о возможности учреждения специального форума как связующего звена между ООН и коренными народами [16].

28 июля 2000 г. в Нью-Йорке ЭКОСОС единогласно принял Резолюцию 2000/22 о создании Постоянного форума в качестве вспомогательного консультативного органа Совета. В состав форума входит 16 членов - по 8 представителей от правительств и непосредственно от коренных народов. Форум уполномочен давать экспертные оценки и рекомендации практически всем учреждениям в системе ООН. К компетенции органа относятся вопросы образования, здравоохранения, культуры, социального и экономического развития, окружающей среды и прав человека.

Важным результатом работы Рабочей комиссии явилась разработка проекта Декларации ООН о правах коренных народов. В проект Декларации включены положения о равных правах коренных народов с другими народами, о праве собственности на землю и природные ресурсы, о сохранении и возрождении традиций коренных народов и др. [17].

Таким образом, впервые в практике международного права коренные народы получили представительство наравне с государствами в системе ООН.

Впервые представители коренных народов обратились в международную организацию в поисках защиты своих прав в 1920 г. В тот раз обращение вождя племени ирокезов в Лигу Наций с просьбой разрешить затянувшийся спор с правительством Канады был оставлен без внимания. Тем не менее, в поле зрения международного сообщества попал вопрос защиты прав национальных меньшинств.

В настоящее время сложилась разветвленная система международных органов, обеспечивающих в различных процедурах защиту прав человека, в том числе прав национальных меньшинств [18].

В данный момент в мире существует три региональные системы защиты прав человека: европейская и основанные на ней африканская и американская. Эти системы в целом рассчитаны на защиту индивидуальных прав. Среди функционирующих региональных систем защиты Межамериканский суд по правам человека первым вынес решение по делу, касающемуся прав коренных народов.

Американская система защиты прав человека непосредственно связана с региональной Организацией Американских Г осударств (ОАГ), действующей на основании Устава 1948 г. Основные документы, включенные в систему - Американская конвенция о

правах человека 1969 г. и протокол к ней, Конвенция 1985 г. против пыток, Конвенция 1994 г. о насильственно исчезнувших лицах и ряд других.

Межамериканская комиссия по правам человека и Суд «компетентны рассматривать вопросы, относящиеся к выполнению обязательств» государствами-участниками. В 1995 г. Комиссия инициировала в Суде возбуждение дела по защите прав коренных народов - Община Авас Тингни против Никарагуа. В заявлении от Индейского правового центра и представителей общины содержалась жалоба на то, что правительство Никарагуа предоставило концессию корейской компании на заготовку и транспортировку леса, отказывает общине в адекватных средствах защиты прав в судах Никарагуа, тем самым нарушая Конвенцию в области имущественных прав.

Суд определил, что государство обязано: произвести разграничение территории, находящейся в собственности общины, выдать на нее правовой титул и прекратить всякие действия, могущие оказать влияние на природные ресурсы, расположенные в районе проживания общины [19].

Рамочная Конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств 1998 г. указывает, что защита национальных меньшинств является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и областью международного сотрудничества [20]. Контрольный механизм, обеспечивающий соблюдение Конвенции, включает: постоянное наблюдение со стороны высшего исполнительного органа Совета Европы — Комитета Министров, учреждающего Консультативный комитет, члены которого «обладают признанной компетентностью в области защиты национальных меньшинств» (ст.26, ч. 1). Венская Декларация стран Совета Европы 1993 г. провозгласила соблюдение принципов международного права в защите национальных меньшинств решающим критерием для оценки любого заявления о приеме новых стран в члены Совета Европы.

В международном праве сложился принцип международно-правовой защиты меньшинств, основными элементами которого являются:

а) принципы равенства и недискриминации, субъектами которого являются как отдельные лица, так и меньшинство как общность людей (пакты о правах человека);

б) принцип беспрепятственного пользования меньшинства своей культурой, языком, исповедания религии (ст.27 МПГПП);

в) обязательства государств принять особые меры с целью достижения надлежащего прогресса меньшинств (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.);

г) международная защита от актов геноцида и наказание за него (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Статут Международного уголовного суда);

д) запрещение политики, направленной на насильственную ассимиляцию меньшинств (ст.5 Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств);

е) право меньшинств на эффективную защиту своих прав национальными и международными средствами правовой защиты;

ж) закрепление в международном праве минимума стандартов прав меньшинств и защитные меры, обеспечивающие им сохранение и развитие отличительных черт (право устанавливать контакты за границей с лицами, имеющими с ними общие этнические, религиозные... корни, запрещение массовой депортации меньшинств) [21].

Таким образом, в международном праве не только признается факт наличия различных национальных, этнических и языковых меньшинств, но и осуществляются активные действия, направлен-

1. Lemer N. Group Rights and Discrimination in International Law. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.. С.7.

2. Устав Организации Объединенных Наций. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. Преамбула.

3. Устав Организации Объединенных Наций. Ст.1, п.3.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ст.27.

5. Тузмухамедов Р.А. Национальные меньшинства под защитой международного права // Государство и право. 1996. №2. С.113.

6. Васильева Л.Н. Регулирование прав меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации // Журнал Российского права. 2005. №6. С.155.

7. 7.Пунжин С.М. Проблемы международноправовой защиты прав меньшинств // Права человека и межнациональные отношения. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1994. - С. 112.

8. Васильева Т.А. Правовой статус этнических меньшинств в странах Западной Европы // Государство и право. 1992. №8. С.123.

9. Регулирование и защита прав национальных

меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации / Андриченко Л.В. - М.: Городец, 2005. С.92; The National Minority Solution. 5.02.2005.

http://headheeb.blogmosis.com/archives/014995.html.

10. O’Brien C.C. What Rights Should Minorities Have? -Minorities: A Question of Human Rights. P. 15-17; Blumkin S.B. Protection of Minorities: For Individuals or Groups? - International Protection of Minorities. P.28,31.

11. Fawsett J. Intervention to Protect Minorities. - Minorities: A Question of Human Rights. P.15-17.; Bhal-la R.S. The Right of Self-determination in International Law. - Issues of Self-Determination. P.91-92, 98.

12. Thornberry P. Self-Determination, Minorities, Human Rights: A Review of International Instruments International and Comparative Law Quarterly. 1989. vol.38. P.878.

13. Moyn S. The Last Utopia:Human Rights in History. Harvard College. 2010. P.98.

14. Пунжин С.М. Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств .. .С.128.

15. Бойченко Ю.А. Международные механизмы и тенденции в сфере защиты прав коренных народов // Московский журнал международного права. 2001. №3. С.131.

16. Тимофеева-Терешкина О.Ф. Постоянный форум коренных народов мира. Проблемы современной

ные на обеспечение недискриминации и защиты этих групп, сохранение их самобытности. Целями разработки международных норм в области регулирования прав национальных меньшинств являются: обеспечение надлежащих условий проживания меньшинств в каждой стране, совершенствование демократических институтов государства и общества, расширение прав человека. Исследование накопленного опыта законодательного регулирования прав национальных меньшинств на международном уровне и за рубежом открывает широкие возможности для его использования в практике российского правотворчества.

международной безопасности и международного права / Материалы межвузовской научнопрактической конференции / Отв. ред. А.Я. Капустин, А.Х. Абашидзе. М.: Изд-во РУДН, 2002. С.135.

17. Draft United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples (as agreed at 11th session of Working Group). UN Doc.E/CN.4/Sub.2/1994/2/Add. 1 (1994).

http//www.umn.edu/humanrights/instree/declra.htm.

18. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 58-99.

19. Indian Law Resource Centre. Judgement of the Inter-American Court of Human Rights in the Case of the Mayagna (Sumo) Indigenous Community of Awas Tingni v. the Republic of Nicaragua. Issued 31, August 2001. paras. 148, 149,151.

20. Рамочная Конвенция о защите прав национальных меньшинств. Страсбург, 1 февраля 1995 г., вступила в силу 01.02.1998. Ст.1. Консультант Плюс.

21. Абашидзе А.Х. ООН в глобализирующемся мире и проблемы

национальных меньшинств // М.:Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001 .С.115.

Bibliography (Translitirated)

1. Lerner N. Group Rights and Discrimination in International Law. Martinus Nijhoff Publishers, 2003. S.7.

2. Ustav Organizacii Obedinennyh Nacij. San-Francisko, 26 ijunja 1945 g. Preambula.

3. Ustav Organizacii Obedinennyh Nacij. St. 1, p.3.

4. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah 1966 g., st.27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tuzmuhamedov R.A. Nacional'nye men'shinstva pod zawitoj mezhdunarodnogo prava // Gosudarstvo i pra-vo. 1996. №2. S.113.

6. Vasil'eva L.N. Regulirovanie prav men'shinstv i ko-rennyh malochislennyh narodov: opyt Rossijskoj Fe-deracii // Zhurnal Rossijskogo prava. 2005. №6. S.155.

7. Punzhin S.M. Problema zawity prav men’shinstv//Prava cheloveka I mezhnatsional’nie ot-noshenia.M.1994. S.124.

8. Vasil'eva T.A. Pravovoj status jetnicheskih men'shinstv v stranah Zapadnoj Evropy // Gosudarstvo i pravo. 1992. №8. S.123.

9. Andrichenko L.V. Regulirovanie i zawita prav na-cional'nyh men'shinstv. S.92; The National Minority

Solution.5.02.2005.

http://headheeb.blogmosis.com/archives/014995.html.

10. O’Brien C.C. What Rights Should Minorities Have? -Minorities: A Question of Human Rights. P.15-17; Blumkin S.B. Protection of Minorities: For Individuals or Groups? - International Protection of Minorities. P.28,31.

11. Fawsett J. Intervention to Protect Minorities. - Minorities: A Question of Human Rights. P.15-17. Bhal-la R.S. The Right of Self-determination in International Law. - Issues of Self-Determination. P.91-92, 98.

12. Thornberry P. Self-Determination, Minorities, Human Rights: A Review of International Instruments International and Comparative Law Quarterly. 1989. vol.38. P.878.

13. Moyn S. The Last Utopia:Human Rights in History. Harvard College. 2010. P.98.

14. Punzhin S.M. Problema zawity prav... S.128.

15. Bojchenko Ju.A. Mezhdunarodnye mehanizmy i ten-dencii v sfere zawity prav korennyh narodov // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2001. №3. S.131.

16. Timofeeva-Tereshkina O.F. Postojannyj forum koren-nyh narodov mira. Problemy sovremennoj mezhduna-rodnoj bezopasnosti i mezhdunarodnogo prava / Mate-rialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii / Otv. red. A.Ja. Kapustin, A.H. Abashidze. M.: Izd-vo RUDN, 2QQ2. S.135.

17. Draft United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples (as agreed at 11th session of Working Group). UN Doc.E/CN.4/Sub.2/1994/2/Add. 1 (1994).

http//www.umn.edu/humanrights/instree/declra.htm.

18. Kartashkin V. A. Prava cheloveka v mezhdunarodnom

i vnutrigosudarstvennom prave. M., 1995. S. 58-99.

19. Indian Law Resource Centre. Judgement of the Inter-American Court of Human Rights in the Case of the Mayagna (Sumo) Indigenous Community of Awas Tingni v. the Republic of Nicaragua Issued 31 August 2QQ1 at paras. 148, 149,151.

2Q. Ramochnaja Konvencija o zawite prav nacional'nyh men'shinstv. Strasburg, 1 fevralja 1995 g., vstupila v silu Q1.Q2.1998. St. 1. Konsul'tant Pljus.

21. Abashidze A.H. OON v globalizirujuwemsja mire i problemy nacional'nyh men'shinstv. M.,2QQ1. S. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.