Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии музыкального праздника на формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников, проживающих в детском доме'

К вопросу о влиянии музыкального праздника на формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников, проживающих в детском доме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Евгения Николаевна, Мартынова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии музыкального праздника на формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников, проживающих в детском доме»

Анализ результатов также показывает, что самооценка детей второй и третьей групп (средний и низкий уровни коммуникативной успешное та) может быть объяснена недостаточной рефлексией. Возрастные закономерности развития младших школьников предполагают недостаточно сформированную самооценку, ее зависимость от внешних параметров.

Таким образом, полученные данные убедительно свидетельствуют о своеобразии коммуникативной сферы учащихся с нарушениями речи.

Предлагаемая нами методика измерения уровня коммуникативной успешности младших школьников с нарушениями речи дает возможность нового подхода к диагностике коммуника-

тивного развития детей данной категории. Получаемые с ее помощью диагностические показатели позволяют разработать индивидуальные и типовые программы формирования коммуникативной успешности у младших школьников с речевой патологией.

Библиографический список

1. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты). - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. -136 с.

2. ТрофимоваГ.С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект. - Ижевск: Купол, 2002.-90 с.

Е.Н. Герасимова, Л.Н. Мартынова

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии музыкального праздника на формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в детском доме. В ходе работы авторы уделяют внимание особенностям проживания и организации учебно-воспитательного процесса в детском доме, значению специфики проведения музыкальных праздников и организации условий, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости.

Формирование эмоциональной отзывчивости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно с помощью различных средств. Среди них важное и значительное место занимает музыкальный праздник. В условиях детского дома особую социально-педагогическую значимость приобретают педагогические условия подготовки и проведения музыкального праздника, которые бы способствовали формированию эмоциональной отзывчивости у воспитан-

ников детских домов.

Как объект социальных отношений воспитанники детского дома постоянно находятся под воздействием определенной среды воспитания, где оказываются под влиянием сверстников, детей младшего и старшего возраста, педагогического коллектива. Исследователи (Л.И. Божович, И.В. -Дубровина, B.C. Мухина, Е.А. Стребелева и др.) подчеркивают, что у дошкольников, проживающих в детском доме, обнаруживаются специфические особенности развития эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости. Для их решения требуется особенная организация, подготовка и проведение музыкальных праздников, грамотная поддержка и постоянный контроль этого процесса со стороны всего педагогического коллектива.

В исследованиях И.Н. Андреевой, Л.К. Сидоровой, Г.М. Семья, Г.И. Плясовой и др. представлен опыт работы детских домов. Их анализ пока-

©Е.Н. Герасимова, J1.H. Мартынова, 2008

203

зал, что воспитательно-образовательная работа в детском доме по формированию у детей эмоциональной отзывчивости в процессе организации и проведения праздников исследована недостаточно, не выявлены особенности и специфика организации педагогических условий, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости.

Т.И. Бурлакова отмечает, что в последние годы в ряде научных исследований были рассмотрены отдельные проблемы воспитания и развития де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, В.И. К-ливер, Л.И. Кочкина, О.Н. Посысоев, М.И. Рыжков и др.); социальной адаптации (В.И. Каверина, Б.А. Кутан, Ю.В. Яблоновская); реабилитации (А.В. Гордеева, В.В. Морозов); коррекции (А. Ярулов); гуманизации процесса воспитания в условиях детских домов (В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Н.П. Иванова и др.); построения гуманистических воспитательных систем (Т.Т. Бурлакова, А.Н. Овчинникова, Т.А. -Рязанцева, П.Т. Ширяев и др.).

По мнению Т.Т. Бурлаковой, детский дом -государственное образовательное учреждение закрытого типа для детей от младенческого возраста до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Основными задачами детского дома являются: создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого воспитанника детского дома; обеспечение охраны прав и их социальной защиты; создание условий для воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2, с. 3.].

Е. Гоффан еще в 1962 году описал следующие особенности закрытого учреждения для детей:

- закрытое учреждение устанавливает барьеры, отделяя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от внешнего мира;

- все аспекты жизни проходят в строго определенном пространственном поле под руководством постоянного коллектива воспитателей и работников детского дома;

- всякая деятельность детей контролируется воспитателями и сотрудниками;

~ резко ограничены контакты с внешним миром [3, с. 62].

Р.В. Тонкова-Ямпольская отмечает другие

особенности:

- стандартное оборудование группы, в которой живут воспитанники;

- однотипность вещей и игрушек, находящихся в распоряжении детей;

- малую возможность уединиться от сверстников И Т.Д. [9, с. 29].

Далее исследователь подчеркивает, что недостаток впечатлений, отсутствие родительской любви и ласки, ограниченные возможности получения положительных эмоций отражаются на интеллектуальном и эмоциональном развитии дошкольника.

На подобные характеристики микросреды детских домов обращает внимание С.В. Мухина. Она отмечает, что отсутствие свободного помещения, в котором бы ребенок мог отдохнуть от друзей и взрослых, вызывает постоянные психические нагрузки. В своих работах она указывает на особую форму отношений - феномен чувства «мы» в условиях детского дома. Ее исследования показали, что у детей дошкольного возраста, проживающих в детском доме, возникает своеобразная идентификация личного «я» с другими. В условиях жизни без родителей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование, так как дети из детского дома делят мир на «своих» и «чужих», на «они» и «мы» [4, с. 129-130].

Экспериментальные данные, полученные Е.О. Смирновой, показывают, что общение между воспитанниками в условиях детского дома носит ограниченный характер, замедленно формируются его новые прогрессивные формы. Образы воспринимаемых людей у них отличаются небольшой глубиной, психологическое содержание образа другого человека у детей старшего дошкольного возраста отличается от такового у детей из семьи [8, с. 84-89].

Не вызывает сомнения факт, что дефекты в сфере общения связаны с изменениями в эмоциональной сфере. Неадекватный эмоциональный опыт отражается на общем эмоциональном развитии дошкольников, проживающих в детском доме. Эмоциональные нарушения, отмечает Л.И-. Божович, выступают первыми показателями возникновения асоциальных изменений развития ребенка, поэтому особенности эмоционального развития позволяют осуществлять прогноз будущих трудностей в общении ребенка, проживающего в детском доме, с другими людьми [ 1, с. 28].

204

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, том 14

Сравнительный анализ поведения семейных детей и детей, проживающих в детском доме, показывает, что ограниченная возможность общения со сверстниками и взрослыми у детеЙГ проживающих в детском доме, характеризуется слабо развитой потребностью к отзывчивости, сочувствию, сопереживанию и состраданию. Присутствует нежелание согласовывать свои действия с другими детьми и неумением строить отношения с ними. Воспитанники детских домов не умеют налаживать свои действия с незнакомыми людьми, адекватно оценивать свои особенности характера развития, необходимые для дружеского общения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в настоящем, не имея прошлого и будущего, он не умеют фантазировать и мечтать (М.И. Лисина).

Прежде чем выявлять педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости у воспитанников детского дома, необходимо дать характеристику дошкольникам, которые принимали участие в нашем исследовании. Основной причиной поступления детей дошкольного возраста в детский дом, но нашим данным, является лишение родителей их прав на воспитание собственных детей (58,5%). На основе изученных медицинских показателей, рекомендаций психологов, личных дел детей, воспитывающихся в детском доме, нами было выявлено, что 59% воспитанников имеют наследственную патологию.

Большинство детей имеют не одно, а несколько хронических заболеваний и стоят у врачей на диспансерном учете. Так, 2,5% детей родились от матерей» которые болели сифилисом или были заражены ВИЧ-инфекцией до рождения ребенка, либо в момент рождения. 2% детей родились у родителей, находящихся в местах лишения свободы. 7% воспитанников имеют родителей-инва-лидов, 5%-родителеЙ-наркоманов, ]%-родителей с диагнозом «шизофрения». Почти 80% родителей детей» проживающих в детском доме, -это люди, больные алкоголизмом. Лишь 3% дошкольников, проживающих в детском доме, это относительно здоровые дети, которые имеют незначительные отклонения в здоровье. Многие дети до поступления в детский дом воспитывались в неполных семьях (48,5%), из них матери-одиночки составили 25%. Также есть родители, которых мы отнесли к вынужденно безработным - 1% (имеющим первую или вторую группу инвалидности), Проанализировав причины поступления

детей в дошкольный детский дом, мы пришли к выводу, что наследственность играет большую роль в жизни ребенка и влияет на формирование у него эмоциональной отзывчивости.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, в большей степени, чем дети, воспитывающиеся в семье, подвержены и соматическим заболеваниям, у них более часты психоэмоциональные срывы. Результаты нашего исследования показали, что более 70% воспитанников обнаруживают дефекты поведения, они отличаются неумением контролировать и планировать свои действия, у них преобладают защитные формы поведения. Дети достаточно тревожны, неуверенны в себе, демонстрируют низкий уровень знаний, бедность словарного запаса, вялость и неразвитость эмоциональной сферы, эмоциональной отзывчивости и различных эмоциональных состояний. Они испытывают острую потребность в общении с другими детьми и особенно в общении со взрослыми, их контакты примитивны, а разговор или совместная деятельность со взрослым вызывает затруднения и замешательство (И .А. Залысина, Е.О. Смирнова, 1985,1989; Р. И. Канунников,2001 и др.).

Реализация педагогических условий, учет особенностей детей - залог гармоничного развития личности воспитанника и ценного социального опыта общения, переносимого затем в среду взрослых. В детском доме могут быть использованы такие формы работы с воспитанниками как индивидуальная и кружковая работа, шефство старших над младшими, специальная система воспитательно-образовательной работы, этические беседы и т. д., которые бы способствовали позитивным взаимоотношениям между детьми, проживающими в закрытом дошкольном учреждении, и взрослыми.

Изучив научную литературу и работы выше названных ученых по исследуемой проблеме, можно дать обобщенное определение «детскому дому». Нам представляется, что детский дом

- это уникальное воспитательно-образовательное учреждение, похожее на типовой детский сад (процессами воспитания, образования, развития), но выполняющее множество функций, не характерных для детского сада (процессами коррекции, компенсации, реабилитации, адаптации, социализации и т.д.). Появление этих функций модно объяснить: круглосуточным пребыванием детей, особым контингентом (дети-сироты и дети, ос-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008

205

тавшиеся без попечения родителей), «закрытостью» детского дома (отсутствием контактов с родителями, родственниками, соседями т.д.).

Формирование эмоциональной отзывчивости - это способность влиять на собственную жизнедеятельность, проявление положительной установки по отношению к себе, другим, умение стремиться к лучшему, более совершенному; умение испытывать радость и сострадание.

По мнению В.Е. Дружинина (2003), эмоциональная отзывчивость (как личностное качество) - это способность эмоционально сопереживать свое отношение к другим людям, окружающему миру, способность оказать помощь другим людям, сверстникам, незнакомым, ориентироваться на положительные качества в другом человеке, совершать добрые поступки.

Изучение особенностей детей, проживающих в детском доме, позволило выделить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости. Это личность дошкольника и личность музыкального руководителя как участников праздничного действия, которые развивают воспитанника, открывают для нее возможность накопления эмоционального опыта, творческого сотрудничества со взрослыми и сверстниками; практическая составляющая организации, подготовки и проведения праздников в детском доме.

Понять процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей, проживающих в детском доме, помогают специально созданные педагогические условия:

- создание определенной микросреды в процессе подготовки и проведения музыкального праздника как педагогического пространства, основанного на субъективности участников праздничного действия;

- направленность музыкально-педагогического процесса подготовки и проведения музыкального праздника на личностные качества воспитанника детского дома с учетом медицинских, физиологических, психических и др. показателей;

- развитие и коррекция эмоциональной отзывчивости с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника детского дома;

- организация взаимодействия, взаимопонимания, сотрудничества, эмоционального комфорта взрослых и детей в процессе организации и проведения музыкального праздника.

Рассмотрим каждое из условий более подробно.

При организации первого условия необходимо учитывать, что музыкальный праздник в детском доме включает в себя коммуникативные, регулятивные, воспитательные, компенсаторные и другие функции. Необходимо создавать особую микросреду, где происходит эмоциональное единство его участников, так как музыкальный праздник всегда одновременно обращен и ко всей массе участвующих в нем воспитанников детского дома и взрослых, и к каждому ребенку в отдельности. Только при создании особой микросреды в процессе подготовки и проведения музыкального праздника рождается чувство сопереживания, сопричастности, отзывчивости, что и определяет специфику праздничного поведения детей.

Реализуя второе условие, мы пришли к мнению, что подготовка и проведение праздников в детском доме - это многосторонний музыкально-педагогический процесс, где создаются благоприятные условия, направленные на формирование эмоциональной отзывчивости у воспитанников детского дома с учетом многих особенностей воспитанников детского дома. Организация второго условия по проведению музыкального праздника в детском доме имеет свою специфику, которая прослеживается во взаимодействии всех специалистов (директора детского дома, его заместителя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, воспитателей и др.) и в обязательном планировании всех направлений развивающей и коррекционной работы только после психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Третье условие, направленное на развитие и коррекцию эмоциональной отзывчивости с учетом особенностей каждого воспитанника детского дома, позволило выявить необходимость накопления, выражения и передачи эмоционального опыта, формирования эмоциональной отзывчивости, сопереживания. При разработке педагогической технологии процесса подготовки и организации музыкального праздника недопустимо отказываться от многих проверенных практикой форм и методов. Разумно их скорректировать в соответствии с условиями детского дома, с теми особенностями, которые присущи детям. Музыкальный праздник представляет такую фазу коллективной жизни, в которой личность воспитанника детского дома гораздо интенсивнее, чем в обычной жизни, публично проявляет свое единство с группой и ее ценностями. Среди этих важ-

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

ных процессов организации и проведения праздников в детском доме главной является работа педагогического коллектива с детьми.

Учет объективных и субъективных факторов психолога-педагогических возможностей детей, проживающих в детском доме, знание специфики жизни в детском доме - основы педагогической технологии, существенные требования при подготовке, организации и проведении музыкального праздника в детском доме.

Характеризуя последнее условие, мы считаем, что именно музыкальный праздник может способствовать формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эмоциональной отзывчивости. Главная задача музыкального руководителя, работающего в детском доме, - создать отношения доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности между педагогическим коллективом и детьми, проживающими в детском доме. Педагогика требований заменяется педагогикой отношения личностей. Нам представляется, что только при добрых, уважительных отношениях друг к другу, основанных на общих интересах, обших мероприятиях, развивается сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, между старшими и младшими детьми. Обстановка сотрудничества в процессе подготовки, проведения музыкальных праздников в детском доме дает детям и взрослым возможность совместного восхождения к красоте и гармонии, ценностного постижения себя, других, музыкального и другого искусства.

Музыкальный праздник особенно важен тем, что на нем происходит совместная деятельность и свободное общение детей и взрослых. Он снимает конфликтность и рождает чувство общности. В детском доме воспитанники любят музыкальные праздники за необычность личного самовыражения, установку на творчество, каряа-вальность, праздничность, костюмированно сть, сюрпризность, эмоциональность.

Подготовка и проведение музыкального праздника в детском доме - это практическая педагогическая деятельность, цели которой связаны с задачами формирования эмоциональной отзывчивости. При этом ни одно действие не должно стоять в стороне от поставленных целей, задач, которые определяют содержание, формы и средства. Праздник эффективен и педагогически по-

лезен.

Таким образом, мы можем отметить, что музыкальный праздник в детском доме может стать средством формирования эмоциональной отзывчивости у детей, проживающих в детском доме, когда он педагогически правильно организован и учитывает весь спектр особенностей воспитанников детского дома.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: Л.И. Божович. -Москва.: МГУ, 1968.-284 с.

2. Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н, Толстого в педагогической практике Яснополянского детского дома [Текст] / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Издательство института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, 2001. - 262 с.

3. Coffman Е. Asjlums: Essays on the Social situation of mental patients and other inmates. -Chicaqo: Aldine, 1962.

4. Мухина B.C. Реабилитация социально - доп-ривированных детей в условиях докладов [Текст] / B.C. Мухина.—Ч.З. - Кострома: Ki ПН, 1986. -С. 129-130.

5. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка (в дошкольном возрасте) // Психологический журнал, 1980. - С. 43-53.

6. ПашнипаА.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детских домов [Текст] / А.Х. Пашнина// Психологический журнал, 1995.-Т. 16.-№2.-С. 42-49.

1. Смирнова Е. О. Осознание своего опыта работы с детьми в семье и в детском доме [Текст] / Е.О. Смирнова, А.Е. Лопутина//Вопросыпсихологии, 1991.-Хеб.-С. 84—89.

8. Тонкова-Ямпачьская Р В Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении [Текст] / Под ред. То нковой-Ям польской Р.В., Шмидт-Кол ь-мерЕ.И.идр.-М.:Медицина, 1980.—232 с.

9. Шахманова A. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ, высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. -Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, Ks 1, 2008

1207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.