Научная статья на тему 'Условия социализации детей-сирот средствами народного искусства Дагестана'

Условия социализации детей-сирот средствами народного искусства Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова Вера Казимагомедовна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

Рассматриваются основные направления социализации детей-сирот путем комплексного задействования информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и действенно-практических компонентов, включения в художественно-творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агарагимова Вера Казимагомедовна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия социализации детей-сирот средствами народного искусства Дагестана»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.42(470.67)

УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА

® 2012 Агарагимова В.К., Явбатырова Б.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассматриваются основные направления социализации детей-сирот путем комплексного задействования информационно-познавательного,

эмоционально-ценностного и действенно-практических компонентов, включения в художественно-творческую деятельность.

The article deals with the main directions of the orphan children’s socialization through the comprehensive engagement of the information-cognitive, emotional-value and operative-practical components of the development in the process of the artistic and creative activity.

Ключевые слова: социализация личности, социальная адаптация, народное искусство, творческое взаимодействие, художественно-творческая деятельность.

Keywords: personality socialization, social adaptation, folk art, creative interaction, artistic and creative activity.

В психолого-педагогической литературе общепризнанно, что социальная адаптация является составной частью социализации, по мнению И. М. Бгаженовой, предопределяющей развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой, через усвоение и воспроизведение социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. При этом социализация как процесс происходит не только в детстве, отрочестве и юности, но и продолжается на протяжении всей человеческой жизни [ 1 ].

А. А. Максимова рассматривает социализацию как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [5].

По мнению В. С. Мухиной, интегративным результатом социально-педагогической адаптации выступает социальность, понимаемая как способность человека взаимодействовать с социальным миром и другими людьми, где значительное место занимают вопросы потребности, этической и моральной оценки, умения сопереживать, сочувствовать, познавать смысл происходящих явлений, рефлексировать [6].

М. И. Лисина полагает, что понятие «социализация» близко категории «воспитание», при этом первая включает в себя «ненамеренные спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноценным членом общества», где процесс социально-педагогической адаптации выступает продуктом воспитательного воздействия, организованного педагогами [4].

Характеризуя понятия «социализация» и «социальная адаптация», Д. Б. Эльконин

утверждает, что социальная адаптация представляет собой один из механизмов, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения [9].

По мнению К. Изарда, в зависимости от стиля воспитания происходит формирование личности, и, соответственно, этим определяется уровень социальной адаптации. При этом дети-сироты лишены возможности развития в семье, значит, у них нет возможности для положительной социальной адаптации, что подтверждает позицию о влиянии биологического фактора на ранних этапах развития ребенка. Индивидуальные особенности ребенка на ранних этапах развития определяются его биологическими особенностями, и только по мере взросления возрастает роль социального фактора [2].

Для того чтобы выявить особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот, обратимся к характеристике среды их воспитания и образования, поскольку в России более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 95% - сироты при живых родителях (социальные сироты). По мнению А. Ярулова, следует различать следующие группы среди детей-сирот:

- дети-примитивы, поступающие, как правило, из домов ребенка в 3-4 года, большинство из которых не умеют играть, плохо говорят, испытывают страх перед новыми людьми, для которых характерны малая психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в обществе;

- социально запущенные дети, выросшие в крайне неблагоприятных семейных условиях, для которых характерны подвижность, раннее половое любопытство, умение говорить, но отягощенные отрицательным социальным опытом, вследствие чего речь часто пересыпана нецензурными выражениями;

- дети, у которых умерли родители и которые, как правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых коррекционных влияний;

- дети с задержкой психического развития, умственно отсталые, поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей, которые нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи [10].

Процесс социально-педагогической адаптации детей-сирот младшего школьного возраста затруднен отсутствием нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На ранних этапах развития ребенок получает стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение с взрослым и где в качестве важнейшего фактора выступает структура семьи и положение в ней ребенка.

С этих позиций социально-педагогическая адаптация предполагает формирование определенных коммуникативных навыков, учет сложившихся в доме ребенка особенностей общения с взрослыми, которая сохраняется у воспитанников детского дома на долгие годы. М. И. Лисина подтверждает факт решающей роли эмоциональных связей матери и ребенка на ранних этапах развития, поскольку отсутствие этих связей полностью меняет рисунок общения сирот с взрослыми, их стиль не похож на общение воспитывающихся в семье детей с взрослыми. При этом детям-сиротам характерны напряженность, примитивность и недоразвитость общения [4].

Кроме того, у воспитанников детского дома ярко выражена зависимость от взрослого, которая в младшем школьном возрасте проявляется в неспособности самостоятельно выполнять даже самые небольшие и несложные задания с одновременным желанием постоянно соответствовать требованиям и ожиданиям взрослого.

С учетом сказанного социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях детского дома представляет собой целенаправленный процесс, ориентированный на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными и этическими ценностями.

При этом в качестве основных причин, провоцирующих развитие негативных качеств у воспитанников детских домов (речь не идет о детях с психическими дефектами), выступают:

- социальные условия прежней жизни в неблагополучных семьях или на улице, где

многие дети, пережив сильнейшие стрессовые ситуации, приобретают психические травмы;

- дефицит общения в доме ребенка, где в наихудшем положении оказываются младенцы, которым в условиях дома ребенка не только очень трудно компенсировать отсутствие биологического контакта с матерью, но и, в силу большой загруженности педагогов, обеспечить необходимое количество и качество общения с окружающими людьми, вследствие чего осложняется эмоциональное состояние детей, появляется тоска по дому, по родителям, хоть и плохим;

- замкнутость в стенах образовательного учреждения, которая с одной стороны, оправдана стремлением оградить детей от негативного влияния улицы, а с другой, способствует скудости детских представлений об окружающем мире, неумению адекватно ориентироваться в нем;

- постоянное пребывание в коллективе, особенно в условиях переполненности групп, где ребенок часто не имеет возможности побыть наедине с самим собой, ежеминутное пребывание на людях ведет к истощению нервной системы, возникновению и усугублению различного рода нарушений психики;

- характер работы воспитателей, которые довлеют над всеми действиями ребенка жесткой регламентацией, отслеживанием каждого шага, выстраиванием жизни в детском доме на предостережениях и запретах, вместо того чтобы всячески побуждать в них инициативу; постоянное ощущение пресса чужой воли, преобладание коллективных форм общения над индивидуальными, вследствие чего становится пассивными бездеятельным [7].

С учетом сказанного содержанием социально-педагогической адаптации детей-сирот выступает создание условий, при которых дети сами выбирают положительные формы поведения, приобщаются к культуре и получают навыки общения. При этом функциями социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях детского дома нами рассматриваются: самоопределение и адекватная самооценка детей-сирот; приобретение умений и навыков общения; самостоятельного решения поставленных задач; формирование навьжов учебной и трудовой деятельности. Следовательно, успешная социально-педагогическая адаптация детей-сирот возможна при организованном воспитательном процессе в рамках детского дома, одним из направлений которого выступает организация целенаправленной деятельности, для чего разработана система занятий, эффективность которой определялась по показателям: степень эмоциональности восприятия и выражения своего отношения к произведениям народного искусства; оценка достигнутого уровня знаний о народном искусстве; сформированносгь практических навьжов и умений в деятельности; эмоциональное благополучие каждого ребенка в группе.

Содержание работы по предлагаемой методике сгруппировано по блокам, где определяющим является один из народных промыслов Дагестана (керамика, инкрустация металлом по дереву, ковровое искусство), каждый блок одновременно и вместе с другими выступал связующим звеном, составляя целостность всей системы.

При этом все блоки основаны на интеграции разных видов искусств и художественно-творческой деятельности, где материалом для занятий служили различные справочные сведения, специально написанные сказки, в которых отражены особенности трудовой деятельности народных мастеров по народному промыслу («Золотые руки Зарифат» (о мастерице-ковровщице), «Тайна кубачинского орнамента» (в доступной форме объясняющая происхождение кубачинских орнаментов «тутта» и «мархарай»).

Известно, что одним из главных условий воспитания является включение ребенка в различные виды художественной деятельности (основанные на материале народного искусства), вследствие чего при построении занятий предполагалось: обогащение представлений детей о народном искусстве и активизация художественно-творчес-кой деятельности; создание обстановки эмоционального благополучия; учет индивидуальных интересов каждого ребенка и особенностей его художественно-творческих предпочтений с применением метода авансирования успеха.

Комплексная система эстетического воспитания предусматривает:

- включение предметов декоративно-прикладного искусства в интерьер учреждения, что способствует созданию соответствующей воспитательно-эстетической среды, где особое место уделялось воспроизведению интерьера дагестанского жилища,

традиционного для местности того или иного промысла, так как убранство жилищ концентрирует в себе духовный, эстетический опыт горцев, вызывает особый интерес к предметно-развивающей среде;

- привлечение музыкального репертуара, включающего произведения дагестанской народной музыки и их творческую обработку композиторами;

- использование литературного материала, включающего в себя легенды, предания, потешки, загадки, пословицы, сказки, а также народные, авторские (Ф. Алиева, Е. Агафонова, М. Багандов, М. Исмаилов, Р. Рашидов, Н. Юсупов и др.) произведения;

- подбор искусствоведческого материала по народным промыслам Дагестана, изучение особенностей предметов народных промыслов, элементов орнамента, национальных костюмов и т.

д.;

- включение материала краеведческого характера (слайды, альбомы, репродукции картин) произведений дагестанских художников и т. д.).

Основой работы по каждому блоку выступали формы и методы, ориентированные

- ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства с позиций овладения общими сведениями и представлениями о связи искусства с природой данной местности, жизнью и бытом народа, о развитии народных промыслов;

- беседы о виде народного искусства с использованием легенд и преданий, народных сказок, загадок и потешек, народных игр, отражающих процесс труда рассматриваемого промысла;

- прослушивание народной музыки с последующим установлением взаимосвязи с определенным народным промыслом, изготовление элементов народного костюма для танцев и игр;

- лепка, рисование и роспись изделий из глины, аппликация, художественный труд в индивидуальных и коллективных формах;

- изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления с народным орнаментом, колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции;

- рассматривание изображений уголков природы, сел - центров народных промыслов на слайдах, фотографиях, репродукциях картин дагестанских художников;

- рассказ о художественном наследии Дагестана, традиционных изделиях народных мастеров и ознакомление с ними;

- организация выставок произведений народного и декоративно-прикладного искусства и детских творческих работ;

- экскурсии в республиканские музеи с целью закрепления знаний детей о разнообразии видов и жанров народного искусства.

Удачным видом работы, на наш взгляд, является работа с картой Дагестана, на которой дети охотно отмечали центры народных промыслов, предлагали варианты написания писем мастерам декоративно-прикладного искусства, что имело краеведческое значение, развивало познавательную активность.

В процессе знакомства детей с народным искусством, кроме решения специальных задач, важно достижение целей нравственного воспитания: воспитания уважения к своему народу, к труду, искусству народных мастеров, чувство гордости за их талант, любви к Родине, вызвать у ребенка эмоциональную реакцию, отзывчивость, активизировать эстетическое восприятие.

Следовательно, процесс социализации дегей-сирот может быть эффективным при условии включения воспитанников в организованную деятельность, способствующую развитию общения, инициативности и овладению нормами поведения, совместной деятельности в соответствии с культурными и этическими ценностями общества.

Примечания

1. Бгаженова И. М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) //Дефектология. 1996. № 3. С. 12-17. 2. Изард К. Психология эмоций / перев. с англ. СПб., 1999. 464 с. 3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М. : Мнемозина, 1995. 160 с. 4. Лисина М. И.

Общение, личность и психика ребенка. Воронеж : МОДЭК, 2007. 234 с. 5. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. М., 2005. 123 с. 6. Мухина В. С. Детская психология. М. : Эксмо-Пресс, 2005. 352 с. 7. Петров С. М. Детский дом-школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве (из опыта работы) // Дефектология. 2001. № 1. С. 3-12. 8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 375 с. 9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 2007. 431 с. 10. Ярулов А. А. Коррекция негативной психологической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. М., 1996. 231 с.

Статья поступила в редакцию 28.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.