Paradigmata poznani. № 4. 2014 г.
3. О развитии современной теории предупреждения преступлений посредством включения в нее теории предупреждения правонарушений административно-правовыми средствами. Вопросы правовой теории и практики: сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Векленко. - Омск: Омская академия МВД России, 2014. - Вып. 9.
4. Кобец П.Н. Предупреждение преступности административно-правовыми мерами. Предупреждение преступности в России: Глава X. Монография / Под ред. проф. Ю.М. Антоняна. - М., 2014.
© Кобец П.Н., 2016
УДК 340
Коренева Диана Альбертовна Сысоев Никита Александрович
«Российский университет кооперации» Саранский кооперативный институт (филиал) г. Саранск Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОРРУПЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В работе рассматривается процесс возникновения коррупции, анализируются и устанавливаются причины, намечаются первоочередные меры ее преодоления. Определяются направления реформирования законодательства по противодействию коррупционным преступлениям.
Ключевые слова Коррупция, взятка, коррумпированность, национальная безопасность, правовое государство, гражданское общество.
К числу современных угроз демократического государственного устройства можно отнести распространение коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни т.е. от коррупции на уровне бытового «благодарения» до «получения взяток» высшими должностными лицами государства. В современном глобальном мире не существует абсолютно чистых, в коррупционном отношении, стран, и избавиться от коррупции полностью практически не возможно. Коррумпированность государственного аппарата власти и его отдельных элементов на различных уровнях оказывает серьезное воздействие на государство: снижается эффективность функционирования политических институтов, замедляются социально-экономические темпы развития государства, усиливается социальная дифференциация, коррупция негативно влияет на все сферы жизни общества и становится неотъемлемой составляющей структуры общественных отношений. Противостояние коррупции требует много сил и воли, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Коррупция - сложный социально-политический феномен, оказывающий дестабилизирующее воздействие на функционирование политической системы в целом, а потому требующий тщательного изучения. Коррупция формирует в сознании людей определенное мировоззрение, корыстную направленность и ведет к духовной деградации личности и общества, профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Коррупция неизменный спутник государства уже на протяжении многих веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция начинает свое существование с формирования управленческого аппарата, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Проявление коррупции в России было связанно с возникновением системы «кормления» в период формирования и функционирования Древнерусского государства. Развитее системы «кормления» на местах привело к масштабным злоупотреблениям своими полномочиями со стороны воевод и наместников [1]. По
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
мнению большинства исследователей тематики «коррупционности», этот вопрос нуждается в более глубоком изучении и в научной дискуссии [2; 3]. Каждый гражданин государства должен воспринимать серьезность коррупционных преступлений и стремиться к их предотвращению, так как именно данная проблема остается нерешенной и по сей день. Она имеет не только национальный или государственный статус, но и международный [4; 5]. В настоящее время существуют разные мнения о причинах возникновения коррупции, но то, что это явление в России носит феноменальный характер не вызывает сомнения [6].
Когда противодействие коррупции находится в компетенции нескольких организаций, за итоговый результат антикоррупционной политики никто не будет отвечать. В России именно так и происходит: коррупции противодействуют более десятка правоохранительных и контролирующих ведомств, но безрезультатно. По мнению авторов, этот вопрос нуждается в более глубоком изучении и в научной дискуссии [7, с. 102].
Необходимо отметить, что предписание политико-правового документа относительно разработки и введения антикоррупционных стандартов до сих пор остается нереализованными: ни в научных кругах, ни в законодательных органах достойного внимания не уделялось даже обсуждению возможных механизмов решения поставленной задачи. Общепризнанно, что коррупционные преступления, как и другие преступные деяния, представляют собой систему и в зависимости от различных оснований (критериев) могут подразделяться на определенные виды (группы). В части выделения системы коррупционных преступлений в юридической литературе имеется много научных подходов [8; 9; 10].
Наиболее тяжёлой и опасной формой заболевания общественного организма является государственная коррупция, когда государство становится зависимым от власти нечестных чиновников и законодателей, в руках которых рычаги государственной власти становятся не служением, а корпоративным бизнесом. Высокий уровень коррумпированности чиновников исследователи отмечают на уровне сбора налогов. Под законным внешне предлогом, а на самом деле путём мошенничества ими из бюджета изымаются значительные средства. О чём свидетельствуют скандалы с миллиардными незаконными возвратами уплаченных налогов на прибыль и добавочную стоимость. На уровне распределительной функции чиновники-коррупционеры организуют систему «откатов». Конечные получатели социальных бюджетов в обмен на выделение причитающихся им социальных платежей возвращают чиновникам наличными часть средств, полученных на законном основании из бюджета. Выявляются примеры незаконного использования социальных бюджетов в системе образования, здравоохранения.
Одной из причин роста коррупции в деятельности государственных служащих является не качественная нормативно-правовая основа их деятельности. Отметим, что действующая нормативная правовая база недостаточно эффективно регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.). Некачественные законодательные предписания во многом способствуют разрастанию коррупции в системе государственной службы РФ. На взгляд авторов, перспективным является такой метод противодействия и пресечения коррупции, как проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность [11, с. 377]. Многие авторы в своих работах указывали о необходимости введения данного метода. Мнение научной общественности было услышано - принят Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод о том, что коррупция предстает как сложное явление, имеющее различные формы проявления. Изучение коррупции осложняется отсутствием единого и общепризнанного определения. На данный момент можно выделить специфические черты коррупции, к которым относятся латентный, противоправный и нелегальный характер, привязка к властному ресурсу, наличие личной заинтересованности, наличие возможности получения личной выгоды (как материального, так и не материального характера). Необходимо констатировать, что антикоррупционная политика должна быть намного шире, чем просто борьба с отдельными взяточниками: ее основной целью
должно стать укрепление доверия населения к властным структурам государства. Список использованной литературы:
1. Котляров С.Б., Чичеров Е.А. К вопросу о развитии гражданского права Московской Руси в период формирования и утверждения сословно-представительной монархии (XV в.) // Государство и право: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. Чита, 2014. С. 6-8.
2. Котляров С.Б., Чичеров Е.А. Индикаторы измерения коррупции: понятие и совершенствование // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. М., 2015. С. 6-9.
3. Чичеров Е.А., Черапкин Н.Н. К вопросу о теории познания коррупции: история и современность // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. Краснодар, 2016. С. 15-19.
4. Бородин В.В. Национальная стратегия противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы в современной России // Мир политики и социологии. 2013. № 10. С. 57-62.
5. Лаврентьева Е.В., Котляров С.Б. Положительные и отрицательные стороны демократического и тоталитарного режима // STUDIUM. 2014. № 4-1(33).
6. Глазунова А.А., Толоконникова Е.В. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. М., 2015. С. 193-196.
7. Котляров С.Б., Кукушкин О.В. Антикоррупционная политика на государственной службе. В кн.: Коррупция: основные тенденции противодействия. Новосибирск: НП «СибАК», 2015. 196 с.
8. Котляров С.Б., Чичеров Е.А. Подходы к определению коррупции, ее причины и последствия // Казанская наука. 2015. № 10. С. 257 - 259.
9. Арыстамбаева С.А. Причины и условия, способствующие нарушению порядка предпринимательской деятельности: некоторые вопросы // Правовое поле современной экономики. 2013. № 9. С. 188-208.
10. Гужавина Т.А. Гражданское общество: идея и практика. В кн.: Гражданское общество в российских регионах. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. 140 с.
11. Котляров С.Б. Перспективы противодействия коррупции на государственной службе. В сб.: Роль и значение науки в ВУЗе и ее влияние на образовательный процесс. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Б.Ф. Кевбрин (отв. редактор). Саранск, 2015. С. 375 - 379.
© Коренева Д.А., Сысоев Н.А., 2016
УДК 343.9
Коршунова Ирина Григорьевна
Старший преподаватель КФ КрУ МВД России
г. Симферополь e-mail: ms.ikorka @mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА «ЭКСТРИМИЗМ»
Аннотация
В статье затрагиваются проблемы, связанные с различными подходами при определении термина «экстримизм». Анализируются разнообразные трактовки термина с опорой законодательные трактовки «экстримизма».
Ключевые слова
Экстремизм, терроризм, термин, законодательные трактовки, террористическая деятельность,
незаконные вооруженные формирования.
Противодействие экстремизму является одной из важнейших проблем на современном этапе не только