Научная статья на тему 'Специфика административно-правовой квалификации противоправных деяний'

Специфика административно-правовой квалификации противоправных деяний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ / ОКОНЧЕННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРАВИЛА КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Рассмотрение вопросов административно-правовой квалификации предполагает исследование проблем определения и применения правил квалификации, а также их специфики и особенностей. Кроме того, своеобразие индивидуальных особенностей отдельных видов противоправных деяний является основанием для выделения специальных правил квалификации административных правонарушений. Они определяют специфику познавательно-оценочной деятельности правоприменителя в зависимости от условий совершения правонарушения, имеющих правовое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика административно-правовой квалификации противоправных деяний»

Кроме того, дискуссионным является вопрос о необходимости принятия дальнейшего исполнения в случае принятия части исполнения. Суд отказал в удовлетворении требований о взыскании договорной неустойки за просрочку оформления перехода прав на принятые по акту квартиры с Минобороны по встречному иску. Давая соответствующую правовую оценку действиям покупателя, судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пояснила о том, что суд кассационной инстанции признал, что заказчик уклонялся от принятия части квартир - не направил уполномоченного представителя для регистрации права собственности на часть квартир. Однако согласно статье 311 ГК РФ кредитор вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства.

Таким образом, принятие Минобороны РФ части готовых квартир является его правом, как кредитора и не может влечь наступления мер гражданско-правовой ответственности. Однако с выводами судебной коллегии в этой части сложно согласиться по следующим основаниям. Закон, а именно статья 311 ГК РФ в качестве общего правила устанавливает, что надлежащим будет являться лишь исполнение, произведенное в полном объеме в виде однократного акта. Кредитор вправе принять частичное исполнение, но это является именно его правом, а не обязанностью. Но если кредитор выразил согласие на принятия частичного исполнения, то такое исполнение признается надлежащим со всеми вытекающими от сюда последствиями. Следовательно, если кредитор отказался принять надлежащее исполнения, то он считается просрочившим согласно статье 406 ГК РФ. Если обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, должник не считается просрочившим. В данном случае, Минобороны РФ посредством конклюдентных действий (подписание акта приема передачи) выразило свою волю на принятия исполнения по частям. Таким образом, последующее уклонение Минобороны РФ является неисполнением своей кредиторской обязанности, что влечет за собой просрочку кредитора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Список использованной литературы:

1. Гражданское право: учебник в 3 т. Т.1. 5-е издание, перераб. и доп. под редакцией Ю.К. Толстого, Н.Ю. Рассказовой. М.: Проспект, 2012. 784с.

2. Павлов А.А. Новое основание для снижения неустойки в практике Верховного Суда РФ. Комментарий к Определению ВС РФ от 09.12.2014 по делу № А40-116560/2012 // Вестник экономического правосудия.2015. № 2, С. 4 - 10.

3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2014г. № 35 «О последствиях расторжения договора» [Текст] Вестник ВАС РФ. - 2014. - №8.

4. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств» [Текст] Вестник ВАС РФ. - 2006. - №4.

© Князев А.А., 2016

УДК 342.92

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ

Аннотация

Рассмотрение вопросов административно-правовой квалификации предполагает исследование проблем определения и применения правил квалификации, а также их специфики и особенностей. Кроме

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

того, своеобразие индивидуальных особенностей отдельных видов противоправных деяний является основанием для выделения специальных правил квалификации административных правонарушений. Они определяют специфику познавательно-оценочной деятельности правоприменителя в зависимости от условий совершения правонарушения, имеющих правовое значение.

Ключевые слова.

Малозначительность, оценочные понятия, оконченное правонарушение, административная ответственность, предупреждение, правила квалификации.

Специальные правила квалификации определяют порядок оценки противоправности и наказуемости деяния при малозначительности административного правонарушения; при наличии обстоятельств, исключающих административную ответственность и обстоятельств, освобождающих от ответственности; при квалификации деяний, совершенными отдельными категориями лиц (несовершеннолетние, должностные лица, юридические лица). Резюмируя изложенное, следует выделить следующие виды правил административно-правовой квалификации: общие, частные и специальные [1, с.14]. Поскольку рассмотрение частных правил квалификации связано с исследованием проблем специфики и особенностей конструкции составов административных правонарушений, постольку выделяют правила квалификации по объекту, правила квалификации по объективной стороне, правила квалификации по субъекту, правила квалификации по субъективной стороне. Правоприменительная практика часто сталкивается с необходимостью квалификации нескольких правонарушений, совершенных одним лицом, что свидетельствует о причинении обществу большего вреда по сравнению с наступающим от совершения единичного нарушения. Такое противоправное поведение должно получить соответствующую правовую оценку и повлиять на выбор мер воздействия, применяемых к нарушителю. Учет объема и характера ответственности в таких случаях обеспечивается правилами квалификации множественности правонарушений [2, с.24].

Административно-правовая квалификация - это процесс, протекающий во времени и в пространстве. Следовательно, как особая разновидность правоприменительной деятельности, административно-правовая квалификация возможна только в рамках производства по делу об административном правонарушении. Применительно к практике производства по делам об административных правонарушениях следует отметить, что применяемый при этом вид квалификации имеет свои особенности, обусловленные законодательным разграничением предметов ведения РФ и субъектов РФ в области привлечения к административной ответственности. Иными словами, материально-правовая и процессуальная основа квалификации административных правонарушений характеризуется двойственной природой своего происхождения. С одной стороны - это нормы федерального законодательства, с другой законодательства субъектов РФ [3, с.35]. Специфика административно-правовой квалификации противоправных деяний заключается в особенностях ее содержательных признаков и специфике образующих элементов. Во-первых, если основанием для проведения квалификации по уголовному делу является только Уголовный кодекс РФ, то для проведения квалификации по делу об административном правонарушении является факт совершения противоправного деяния, предусмотренного КоАП РФ или законом об административной ответственности субъекта РФ. Во-вторых, процессуальные правила административно-правовой квалификации установлены КоАП РФ, а, например, уголовно-правовой - Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В-третьих, субъектами исследуемого вида квалификации являются должностные лица органов государственной власти и государственных органов, не относящихся к какой-либо ветви власти, судьи (для сравнения, субъектами уголовно-правовой квалификации являются должностные лица правоохранительных органов и судьи). В-четвертых, квалификация административных правонарушений осуществляется как в отношении физических, так и юридических лиц. В-пятых, по результатам административно-правовой квалификации решается вопрос о привлечении к административной ответственности (либо освобождения от ответственности) [4, с.82].

Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н. Об актуальности противодействия отдельным видам преступлений путем предупреждения административных правонарушений. Административное право и процесс. М., 2012 № 1.

2. Кобец П.Н. Вопросы совершенствования административного законодательства Российской Федерации.

Paradigmata poznani. № 4. 2014 г.

3. О развитии современной теории предупреждения преступлений посредством включения в нее теории предупреждения правонарушений административно-правовыми средствами. Вопросы правовой теории и практики: сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Векленко. - Омск: Омская академия МВД России, 2014. - Вып. 9.

4. Кобец П.Н. Предупреждение преступности административно-правовыми мерами. Предупреждение преступности в России: Глава X. Монография / Под ред. проф. Ю.М. Антонина. - М., 2014.

© Кобец П.Н., 2016

УДК 340

Коренева Диана Альбертовна Сысоев Никита Александрович

«Российский университет кооперации» Саранский кооперативный институт (филиал) г. Саранск Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОРРУПЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В работе рассматривается процесс возникновения коррупции, анализируются и устанавливаются причины, намечаются первоочередные меры ее преодоления. Определяются направления реформирования законодательства по противодействию коррупционным преступлениям.

Ключевые слова Коррупция, взятка, коррумпированность, национальная безопасность, правовое государство, гражданское общество.

К числу современных угроз демократического государственного устройства можно отнести распространение коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни т.е. от коррупции на уровне бытового «благодарения» до «получения взяток» высшими должностными лицами государства. В современном глобальном мире не существует абсолютно чистых, в коррупционном отношении, стран, и избавиться от коррупции полностью практически не возможно. Коррумпированность государственного аппарата власти и его отдельных элементов на различных уровнях оказывает серьезное воздействие на государство: снижается эффективность функционирования политических институтов, замедляются социально-экономические темпы развития государства, усиливается социальная дифференциация, коррупция негативно влияет на все сферы жизни общества и становится неотъемлемой составляющей структуры общественных отношений. Противостояние коррупции требует много сил и воли, как со стороны государства, так и со стороны общества.

Коррупция - сложный социально-политический феномен, оказывающий дестабилизирующее воздействие на функционирование политической системы в целом, а потому требующий тщательного изучения. Коррупция формирует в сознании людей определенное мировоззрение, корыстную направленность и ведет к духовной деградации личности и общества, профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Коррупция неизменный спутник государства уже на протяжении многих веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция начинает свое существование с формирования управленческого аппарата, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Проявление коррупции в России было связанно с возникновением системы «кормления» в период формирования и функционирования Древнерусского государства. Развитее системы «кормления» на местах привело к масштабным злоупотреблениям своими полномочиями со стороны воевод и наместников [1]. По

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.