Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ)'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / образовательная среда / высшее образование / цифровая трансформация / компетенции / навыки / цифровая образовательная платформа / онлайн формат обучения / информационные программы и технологии / digitalization / educational environment / higher education / digital transformation / competencies / skills / digital educational platform / online learning format / information programs and technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютенкова Людмила Геннадьевна

В данной работе рассматривается положительные и отрицательные стороны процесса цифровой трансформации образовательного процесса в российских вузах на современном этапе. Цифровизация высшего образования является одним из приоритетных стратегических направлений развития страны до 2030 года. Установлено, что темпы роста рассматриваемого процесса будут ежегодно расти, корректироваться с целью удовлетворить запросы государства в высококвалифицированных кадрах. Отмечены самые популярные, на наш взгляд, информационные образовательные платформы и программное обеспечение, используемое в российских вузах. Приведён пример зарубежного опыта в данной области. Проведён опрос студентов для выяснения их восприятия и отношения к модификации образовательного процесса в вузах. Полученные данные представлены в двух таблицах. Они проиллюстрированы с существующими данными, полученными в 2019/2020 учебном году. Произведён сравнительный анализ с результатами, полученными в 2022/2023 учебном году. Установлено, что они положительно воспринимаются и повышают мотивацию к работе и учёбе. По результатам исследования были сделаны четыре вывода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксютенкова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper considers the positive and negative aspects of the process of digital transformation of the educational process in Russian universities nowadays. The digitalization of higher education is one of the priority strategies for the development of the country until 2030. It has been established that the growth rate of the process under consideration will grow annually, adjusted in order to satisfy the state's demands for highly qualified personnel. The most popular, in our opinion, educational information platforms and software used in Russian universities are marked. An example of foreign experience in this area is given. A survey of students was conducted to determine their perception and attitude to the modification of the educational process in universities. The obtained data are presented in two tables. They are illustrated with existing data collected in the 2019/2020 academic year. A comparative analysis was made with the results obtained in the 2022/2023 academic year. It has been established that they are positively perceived and increase motivation to work and study. Four conclusions were drawn from the results of the study.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ)»

Педагогика

УДК 81'243:371.3:004

кандидат филологических наук, доцент Аксютенкова Людмила Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ)

Аннотация. В данной работе рассматривается положительные и отрицательные стороны процесса цифровой трансформации образовательного процесса в российских вузах на современном этапе. Цифровизация высшего образования является одним из приоритетных стратегических направлений развития страны до 2030 года. Установлено, что темпы роста рассматриваемого процесса будут ежегодно расти, корректироваться с целью удовлетворить запросы государства в высококвалифицированных кадрах. Отмечены самые популярные, на наш взгляд, информационные образовательные платформы и программное обеспечение, используемое в российских вузах. Приведён пример зарубежного опыта в данной области. Проведён опрос студентов для выяснения их восприятия и отношения к модификации образовательного процесса в вузах. Полученные данные представлены в двух таблицах. Они проиллюстрированы с существующими данными, полученными в 2019/2020 учебном году. Произведён сравнительный анализ с результатами, полученными в 2022/2023 учебном году. Установлено, что они положительно воспринимаются и повышают мотивацию к работе и учёбе. По результатам исследования были сделаны четыре вывода.

Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, высшее образование, цифровая трансформация, компетенции, навыки, цифровая образовательная платформа, онлайн формат обучения, информационные программы и технологии.

Annotation: This paper considers the positive and negative aspects of the process of digital transformation of the educational process in Russian universities nowadays. The digitalization of higher education is one of the priority strategies for the development of the country until 2030. It has been established that the growth rate of the process under consideration will grow annually, adjusted in order to satisfy the state's demands for highly qualified personnel. The most popular, in our opinion, educational information platforms and software used in Russian universities are marked. An example of foreign experience in this area is given. A survey of students was conducted to determine their perception and attitude to the modification of the educational process in universities. The obtained data are presented in two tables. They are illustrated with existing data collected in the 2019/2020 academic year. A comparative analysis was made with the results obtained in the 2022/2023 academic year. It has been established that they are positively perceived and increase motivation to work and study. Four conclusions were drawn from the results of the study.

Key words: digitalization, educational environment, higher education, digital transformation, competencies, skills, digital educational platform, online learning format, information programs and technologies.

Введение. В настоящее время в России в рамках интеграционной мирохозяйственной политики осуществляется реализация ряда проектов, направленных на формирование актуализированной среды, нацеленной на развитие цифровой экономики, которая способна обеспечить национальный суверенитет и потенциальный промышленный рост и, как следствие, повышение качества жизни россиян [1].

На государственном уровне указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» цифровая трансформация была определена как одна из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [9]. Важность цифровой трансформации науки и высшего образования прописана в документе «Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования». В нём чётко определены стратегическое направление развития до 2030 года и основные цели и задачи, предусматривающие достижения у вузов «цифровой зрелости» с возможностью ежегодной корректировки [8].

Успешность воплощения данных инициатив неразрывно связана с преобразованиями в области науки и высшего образования в масштабах всей страны.

Перечень компетенций, которыми должен обладать современный выпускник высшего учебного заведения, постоянно корректируется и совершенствуется. Для обеспечения конкурентоспособности бакалавров и специалистов необходимо наличие широкого доступа к получению информации, что привело к созданию и актуализации цифровизации образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Качество профессиональной подготовки будущих выпускников высших учебных заведений Российской Федерации обусловлено необходимым уровнем сформированности профессиональной компетентности. Значимой составляющей данной компетентности является способность и готовность студентов осуществлять профессионально ориентированное общение на иностранном языке с зарубежными партнерами [10].

В соответствии с утверждёнными (действующими) Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования ФГОС ВО (3++) в РФ дисциплина «Иностранный язык» является компонентом базовой части образовательного процесса и реализуется главным образом на 1 и 2 курсах [6].

Таким образом, целью данного исследования является изучение состояния процесса цифровых трансформаций, направленных на совершенствование как системы высшего образования в целом, так и преподавания иностранного языка студентам неязыковых вузов, для реализации целей, поставленных Президентом РФ.

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

1. Проведем обзор существующего научного опыта в данной области.

2. Обозначим, на наш взгляд, наиболее перспективные технологии, которые возможно применять в образовательном процессе.

3. Рассмотрим степень удовлетворённости студентов при использовании данных технологий и сравним их с данными, полученными в 2020 году.

Актуальность данного исследования определяется постоянно растущими потребностями в получении высокообразованных кадров для реализации программ, намеченных Президентом Российской Федерации.

В процессе работы над данным исследованием нами были использованы следующие методы:

- методы теоретического анализа литературы и научно-педагогического опыта;

- иллюстрационные;

- калькуляционные;

- сравнительно-сопоставительные;

- эмпирические методы (тестирование студентов);

- социологические методы.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что модификация высшего профессионального образования предполагает трансформацию и модернизацию профессионально-педагогической деятельности. Именно профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений становится активным агентом при реализации данных проектов [5].

Последние годы показали, что в России дистанционное онлайн обучение (e-learning) стремительно набирает обороты, несмотря всё же на некоторое отставание от общемировых темпов интеграции дистанционного обучения в образовательный процесс в вузах. В зарубежных странах e-learning уже активно функционировало в образовательном процессе в первое десятилетие XXI века. Уже к 2009 г. некоторые высшие учебные учреждения (10%) оказывали дистанционные образовательные услуги и имели библиотеки и медиатеки [3].

Статистические данные, предоставленные E-learning Statistics свидетельствуют, что к 2021 г. объем рынка электронных образовательных услуг превысил $315 млрд., а к 2026 г. объем данного рынка составит $336,98 млрд при среднегодовом темпе роста в 9,1% [13].

Исследования показали, что в 2020 году, когда Россия столкнулась с необходимостью резкого перехода к дистанционному образованию в условиях пандемии, многие вузы страны (15%) оказались не готовы осуществить этот переход, так как не имели системы онлайн общения со студентами в принципе, а у педсостава и студентов навыки работы в цифровом пространстве были недостаточно сформированы. Отмечались также снижение мотивации [12] у студентов и снижение эффективности работы у преподавателей [11].

С другой стороны, интерактивные средства обучения иностранному языку активно использовались преподавателями во многих вузах страны задолго до начала пандемии. Учебники оснащены дополнительными аудио и видеоматериалами, контрольными заданиями, которые выполняются и проверяются в электронном виде.

На современном этапе обучение любой дисциплине невозможно представить без использования цифровых технологий. Вузами создаются целые комплексные цифровые информационно-образовательные платформы, позволяющие осуществлять взаимодействие во всех сферах образовательного процесса, а именно: между преподавателем и отдельным студентом, преподавателем и группой студентов, между самими преподавателями, между самими студентами, а также администрацией учебного заведения. Внедрение электронных систем также позволяет повысить качество научных исследований, проводимых в вузах.

Создаются электронные библиотеки - педагоги и обучающиеся получают возможность быстрого электронного доступа к различным научным и периодическим изданиям, учебно-методическим комплексам, что позволяет повысить качество учебного процесса.

Научные онлайн конференции, научные и образовательные семинары, вебинары, видео-лекции - все эти интерактивные приёмы также способствуют улучшению качества образования в целом.

В рамках преподавания отдельной дисциплины (в нашем случае английского языка) преподавателями все чаще используются не только традиционные (présentations, role-plays, communication activities, etc.), но и инновационные информационные программы и технологии (mental cards, screen casting, streaming, VR-technologies, quests, dashboards and others).

Рассмотрим некоторые из них. И.С. Николаенко с коллегами выделяют четыре актуальные цифровые технологии, которые используются в современном образовательном процессе преподавания иностранному языку в неязыковых вузах: блог-технология, вики-технологии, подкасты и электронный корпус. Блог- и вики-технологии позволяют совершенствовать умения и навыки студентов в профессиональной письменной коммуникации, академическом дискурсе. Подкасты используются для развития аудирования и устной речи, а технология электронного корпуса или корпуса электронных текстов может помочь обучающимся повысить свой лексико-грамматический уровень [4].

Иванушкина Н.В., Щипова О.В. отмечают, что для реализации качественного он-лайн формата обучения используются следующие сервисы: Zoom, Skype, Moodle, Microsoft Teams и др.; системы открытого образования Moodle, ISpring Online, Massive Open Online Courses (MOOC), M-Learning и веб-квесты [2].

В свете всех перечисленных трансформаций целесообразно рассмотреть и отношение студентов ко всем этим изменениям. За основу было решено взять исследование Прохоровой М.П., Минеевой О.А., Благодиновой В.В., которое проводилось в ФГБОУ ВО Нижегородском государственном педагогическом университете (Мининский университет) в 2019/2020 учебном году [7]. Новый опрос был проведен на базе ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет (г. Краснодар) 2022/2023 учебном году. Участие в опросе было добровольным и анонимным. Мы оставили такое же количество респондентов (42 человека - бакалавра очной формы обучения) и вопросов (10), чтобы результаты опроса можно было сравнить и проанализировать в полном объёме.[7].

Первый вопрос касался влияния цифровизации на современное образование в России. Результаты опроса представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Ответы 2019/2020 учебный год (в %) 2022/2023 учебный год (в %)

Да 88,1 97,6

Нет 9,5 0

Затрудняюсь ответить 2,4 2,4

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в 2022/2023 учебном году максимальное количество студентов утвердительно ответили на поставленный вопрос. Таким образом, совершенно очевидно, что по прошествию трёх лет реализация проекта цифровизации на образовательный процесс в системе высшего образования не вызывает отрицания ни у кого из опрошенных. Только один респондент затруднился дать ответ на данный вопрос.

Вслед за Прохоровой М.П., Минеевой O.A., Благодиновой В.В. мы попытались выяснить степень использования электронной образовательной среды (ЭОС) среди студентов [7]. Все перечисленные навыки также заимствованы из их работы и представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Навыки 2019/2020 учебный год (в %) 2022/2023 учебный год (в %) Количественное изменение (в %)

1 2 3 4

Доступ к электронному образовательному контенту (лекциям, презентациям и т.д.). 97,6 98 0,4

Размещение материалов (ответов на задания, обмен файлами и пр.). 88,1 90,2 2,1

Прохождение тестирования. 92,9 93,3 0,4

Коммуникация в режиме онлайн со всеми участниками образовательного процесса. 54,8 68,5 13,7

Онлайн консультирование с преподавателями. 28,6 73,3 44,7

1 2 3 4

Участия в вебинарах. 35,7 56,4 20,7

Систематизация и хранение результатов образовательной и внеучебной деятельности (собственные архивы, портфолио, резюме). 52,4 56,3 3,9

Работа на интернет-тренажерах 45,2 50,3 5,1

Совместная деятельности в онлайн-формате. 57,1 62,4 5,3

Использование электронных библиотек и баз данных. 59,5 67,7 8,2

Использование онлайн-сервисов для подачи/получения документов. 38,1 45,4 7,3

Из Таблицы 2 видно, что за трехлетний период данные, полученные от респондентов, также подверглись изменениям, а именно по каждому представленному навыку наметился устойчивый рост. Самое большое увеличение показал навык онлайн консультирования с преподавателями (44,7%), что позволяет нам сделать вывод о том, что как преподаватели, так и студенты получили возможность больше общаться друг с другом, и это, безусловно влияет на улучшение качества образования. Второй навык, показавший устойчивый рост - участие в вебинарах (20,7). Необходимо отметить, что данный навык также положительно влияет на формирование необходимых компетенций у выпускников высших учебных заведений.

Средний рост показали следующие навыки: коммуникация в режиме онлайн со всеми участниками образовательного процесса (13,7%), использование электронных библиотек и баз данных (8,2%) и использование онлайн-сервисов для подачи/получения документов (7,3%).

Малое увеличение показали навыки размещения материалов (ответов на задания, обмен файлами и пр.) (2,1%), систематизации и хранения результатов образовательной и внеучебной деятельности (собственные архивы, портфолио, резюме) (3,9%), работа на интернет-тренажерах (5,1%) и совместной деятельности в онлайн-формате (5,3%).

Совсем незначительное увеличение зафиксировано у навыков по доступу к электронному образовательному контенту (лекциям, презентациям и т.д.) (0,4%) и прохождению тестирования (0,4%). Здесь считаем целесообразным отметить, что степень владения данными навыками была высокой и при первоначальном опросе (97,6%) и (92,9%) соответственно.

Выводы. Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Цифровая трансформация высшего образования в Российской Федерации, которая является одним из приоритетных направлений стратегического развития страны на период до 2030 года, набирает обороты и активно ассимилируется образовательной средой.

2. Перечень образовательных информационных онлайн платформ и технологий, используемых вузами, преподавателями и студентами расширяется, оптимизируется и актуализируется в соответствии с существующими на данный момент запросами.

3. Цифровые трансформации образовательного процесса в области высшего образования положительно воспринимаются профессорско-преподавательским составом и студентами и повышают их мотивацию к работе и учёбе.

4. Темпы роста цифровизации российского образования будут ежегодно расти, удовлетворяя запросы как со стороны самого государства, так и со стороны обучающихся.

Литература:

1. Бурляева, В.А. Значение и признаки цифровой трансформации образовательных организаций / В.А. Бурляева, A.A. Емельянова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - No 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN622.pdf (дата обращения: 17.07.2023)

2. Иванушкина, H.B. Использование цифровых технологий в организации дистанционного обучения в вузе / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова // Social, Humanitarian, Biometrical Sciencies, - Vol. 25. - № 2(89), 2023 - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-pri-realizatsii-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze/viewer. (дата обращения: 01.08.2023)

3. Клопов, P.B. Информационные технологии в высшем образовании США / Р.В. Копов // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. -2009. -№ 12. -C. 84-86

4. Николаенко, И.С. Генезис цифровых технологий в обучении студентов иностранному языку в условиях смешанного обучения / И.С. Николаенко, A.A. Прибыткова, Т.А. Пустовалова // Вестник Тамбовского университета. Серия:

Гуманитарные нвуки. -2021. Т. 26. - № 194. - URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-59-68. (дата обращения: 01.81.2023)

5. Ниязова,А.А.Роль цифровой информационно-образовательной среды в социально-экологическом образовании будущих педагогов / A.A. Ниязова, Ю.М. Гибадуллина, Е.А. Казаева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - №5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN522.pdf (дата обращения: 03.08.2023)

6. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru/. (дата обращения: 06.07.2023)

7. Прохорова, М.П. Изучение отношения обучающихся вуза к цифровизации образования / М.П. Прохорова, O.A. Минеева, В.В. Благодинова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - №2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN220.pdf (дата обращения: 03.08.2023)

8. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования: Распоряжение Правительства РФ №3759-р: [21 дек. 2021 г.]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 06.07. 2023)

9. Российская Федерация. Указы. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации № 474: [21 июля 2020 г.]. - URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения 06.07.2023)

10. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации No 245: [6 апр. 2021 г.]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022 (дата обращения 05.07.2023)

11. Титаренко, Л.Г. Адаптация к ускоренной цифровизации в условиях пандемии: сравнительное исследование систем высшего образования России и Беларуси / Л.Г. Титаренко // Высшее образование в России. - 2022. - № 3. - С. 58-68

12. Титова, Т.В. Использование современных цифровых технологийв обучении иностранному языку в неязыковых вузах / Т.В Титова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №3 (100). - URL: https://cyberleninka.rU/viewer_images/19760390/f/2.png (дата обращения: 23.01.2023)

13. E-Learning Statistics 2022: What the Data Show // Al-Fanar Media. - 2022. - URL: https://al-fanarmedia.org/2022/10/e-learning-statistics-2022-what-thedata-show/. (дата обращения: 23.01.2023)

Педагогика

УДК 796/799

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Александрова Гюзель Абдуллаевна

Московский государственный автономный политехнический университет (г. Москва); старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Черкасова Екатерина Владимировна Московский государственный автономный политехнический университет (г. Москва); старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Антонова Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва)

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОБОРСТВ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Аннотация. Представленные результаты исследования посвящены вопросам внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту вузов. Данное необходимо для активизации интереса к физической культуре, повышения качества подготовки специалиста и удовлетворения потребностей студентов, занимающихся элективными дисциплинами по физической культуре. Поиск направлений повышения эффективности учебной дисциплины «Физическая культура» является актуальным, так как уровень физической подготовленности современного студенчества оценивается как низкий и представленную ситуацию связывают в том числе и с низкой мотивацией к занятиям физической культурой. Задачи решаемые в процессе исследования были следующими: анализ интересов студентов к занятиям физической культурой, анализ возможности внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту. Целью исследования были вопросы внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при организации учебной дисциплины «элективного курса по физической культуре в учебном заведении.

Ключевые слова: элективный курс по физической культуре, интерес, единоборства, смешанные единоборства, боевые искусства, физическая подготовленность.

Annotation. The presented research results are devoted to the issues of introducing martial arts in the elective course on physical culture and sports of universities. This is necessary to activate interest in physical culture, improve the quality of specialist training and meet the needs of students engaged in elective disciplines in physical culture. The search for directions to improve the effectiveness of the educational discipline "Physical Culture" is relevant, as the level of physical fitness of modern students is estimated as low and the situation is associated with low motivation for physical culture. The tasks solved in the process of research were as follows: to analyze the interests of students to physical culture, to analyze the possibility of introducing martial arts in the elective course on physical culture and sports. The aim of the study was to analyze the issues of introducing martial arts into the elective course on physical culture and sports. The results obtained in the course of the research can be used in the organization of the educational discipline "elective course on physical culture in an educational institution.

Key words: elective course in physical culture, interest, martial arts, mixed martial arts, martial arts, physical fitness.

Введение. Повышение эффективности учебной дисциплины «Физическая культура» является актуальным, так как данная учебная дисциплина является частью процесса подготовки специалиста к предстоящей трудовой деятельности [2, 10, 11].

Но интерес у студентов к физической культуре не высок, так как по данным ряда авторов [2, 4, 5, 6, 9, 10] она организована без учета интереса к занимающихся. Различные авторы указывают на возрастающий интерес студентов к освоению различных единоборств. Так многие авторы [4, 5, 8, 11] указывают, что высоким интересом пользуются ударные единоборства, так же встречаются данные о росте популярности смешанных единоборств, не меньший интерес представляют для студентов борцовские единоборства [3, 5].

Изложение основного материала статьи. Для выявления интереса к единоборствам провели опрос студентов 2 курса Московского государственного автономного политехнического университета. В опросе приняли участие юноши и девушки, опрос проводили по разработанным авторами анкете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.