Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОБОРСТВ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОБОРСТВ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элективный курс по физической культуре / интерес / единоборства / смешанные единоборства / боевые искусства / физическая подготовленность / elective course in physical culture / interest / martial arts / mixed martial arts / martial arts / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Гюзель Абдуллаевна, Черкасова Екатерина Владимировна, Антонова Ирина Николаевна

Представленные результаты исследования посвящены вопросам внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту вузов. Данное необходимо для активизации интереса к физической культуре, повышения качества подготовки специалиста и удовлетворения потребностей студентов, занимающихся элективными дисциплинами по физической культуре. Поиск направлений повышения эффективности учебной дисциплины «Физическая культура» является актуальным, так как уровень физической подготовленности современного студенчества оценивается как низкий и представленную ситуацию связывают в том числе и с низкой мотивацией к занятиям физической культурой. Задачи решаемые в процессе исследования были следующими: анализ интересов студентов к занятиям физической культурой, анализ возможности внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту. Целью исследования были вопросы внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при организации учебной дисциплины «элективного курса по физической культуре в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Гюзель Абдуллаевна, Черкасова Екатерина Владимировна, Антонова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presented research results are devoted to the issues of introducing martial arts in the elective course on physical culture and sports of universities. This is necessary to activate interest in physical culture, improve the quality of specialist training and meet the needs of students engaged in elective disciplines in physical culture. The search for directions to improve the effectiveness of the educational discipline "Physical Culture" is relevant, as the level of physical fitness of modern students is estimated as low and the situation is associated with low motivation for physical culture. The tasks solved in the process of research were as follows: to analyze the interests of students to physical culture, to analyze the possibility of introducing martial arts in the elective course on physical culture and sports. The aim of the study was to analyze the issues of introducing martial arts into the elective course on physical culture and sports. The results obtained in the course of the research can be used in the organization of the educational discipline "elective course on physical culture in an educational institution.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОБОРСТВ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

Гуманитарные нвуки. -2021. Т. 26. - № 194. - URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-59-68. (дата обращения: 01.81.2023)

5. Ниязова,А.А.Роль цифровой информационно-образовательной среды в социально-экологическом образовании будущих педагогов / A.A. Ниязова, Ю.М. Гибадуллина, Е.А. Казаева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - №5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN522.pdf (дата обращения: 03.08.2023)

6. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru/. (дата обращения: 06.07.2023)

7. Прохорова, М.П. Изучение отношения обучающихся вуза к цифровизации образования / М.П. Прохорова, O.A. Минеева, В.В. Благодинова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - №2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN220.pdf (дата обращения: 03.08.2023)

8. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования: Распоряжение Правительства РФ №3759-р: [21 дек. 2021 г.]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 06.07. 2023)

9. Российская Федерация. Указы. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации № 474: [21 июля 2020 г.]. - URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения 06.07.2023)

10. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации No 245: [6 апр. 2021 г.]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022 (дата обращения 05.07.2023)

11. Титаренко, Л.Г. Адаптация к ускоренной цифровизации в условиях пандемии: сравнительное исследование систем высшего образования России и Беларуси / Л.Г. Титаренко // Высшее образование в России. - 2022. - № 3. - С. 58-68

12. Титова, Т.В. Использование современных цифровых технологийв обучении иностранному языку в неязыковых вузах / Т.В Титова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №3 (100). - URL: https://cyberleninka.rU/viewer_images/19760390/f/2.png (дата обращения: 23.01.2023)

13. E-Learning Statistics 2022: What the Data Show // Al-Fanar Media. - 2022. - URL: https://al-fanarmedia.org/2022/10/e-learning-statistics-2022-what-thedata-show/. (дата обращения: 23.01.2023)

Педагогика

УДК 796/799

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Александрова Гюзель Абдуллаевна

Московский государственный автономный политехнический университет (г. Москва); старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Черкасова Екатерина Владимировна Московский государственный автономный политехнический университет (г. Москва); старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Антонова Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва)

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОБОРСТВ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Аннотация. Представленные результаты исследования посвящены вопросам внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту вузов. Данное необходимо для активизации интереса к физической культуре, повышения качества подготовки специалиста и удовлетворения потребностей студентов, занимающихся элективными дисциплинами по физической культуре. Поиск направлений повышения эффективности учебной дисциплины «Физическая культура» является актуальным, так как уровень физической подготовленности современного студенчества оценивается как низкий и представленную ситуацию связывают в том числе и с низкой мотивацией к занятиям физической культурой. Задачи решаемые в процессе исследования были следующими: анализ интересов студентов к занятиям физической культурой, анализ возможности внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту. Целью исследования были вопросы внедрения единоборств в элективный курс по физической культуре и спорту. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при организации учебной дисциплины «элективного курса по физической культуре в учебном заведении.

Ключевые слова: элективный курс по физической культуре, интерес, единоборства, смешанные единоборства, боевые искусства, физическая подготовленность.

Annotation. The presented research results are devoted to the issues of introducing martial arts in the elective course on physical culture and sports of universities. This is necessary to activate interest in physical culture, improve the quality of specialist training and meet the needs of students engaged in elective disciplines in physical culture. The search for directions to improve the effectiveness of the educational discipline "Physical Culture" is relevant, as the level of physical fitness of modern students is estimated as low and the situation is associated with low motivation for physical culture. The tasks solved in the process of research were as follows: to analyze the interests of students to physical culture, to analyze the possibility of introducing martial arts in the elective course on physical culture and sports. The aim of the study was to analyze the issues of introducing martial arts into the elective course on physical culture and sports. The results obtained in the course of the research can be used in the organization of the educational discipline "elective course on physical culture in an educational institution.

Key words: elective course in physical culture, interest, martial arts, mixed martial arts, martial arts, physical fitness.

Введение. Повышение эффективности учебной дисциплины «Физическая культура» является актуальным, так как данная учебная дисциплина является частью процесса подготовки специалиста к предстоящей трудовой деятельности [2, 10, 11].

Но интерес у студентов к физической культуре не высок, так как по данным ряда авторов [2, 4, 5, 6, 9, 10] она организована без учета интереса к занимающихся. Различные авторы указывают на возрастающий интерес студентов к освоению различных единоборств. Так многие авторы [4, 5, 8, 11] указывают, что высоким интересом пользуются ударные единоборства, так же встречаются данные о росте популярности смешанных единоборств, не меньший интерес представляют для студентов борцовские единоборства [3, 5].

Изложение основного материала статьи. Для выявления интереса к единоборствам провели опрос студентов 2 курса Московского государственного автономного политехнического университета. В опросе приняли участие юноши и девушки, опрос проводили по разработанным авторами анкете.

В процессе опроса выяснилось, что 8% юношей и 1% девушек имеют опыт занятий единоборствами. Юноши занимались боксом, дзюдо и смешанными единоборствами, девушек привлекали тхеквондо, карате и дзюдо.

Так же в ходе опроса выяснилось, что 37% юношей и 21% девушек выявили желание заниматься единоборствами. Основным мотивом у юношей и девушек к занятиям единоборствами стало желание освоить единоборство и научиться защищать себя. Далее по численности ответов стоит желание выглядеть увереннее. Указанное желание свойственно как юношам, так и девушкам.

В процессе исследования необходимо было выявить вид единоборств наиболее им привлекательный, для чего был проведен опрос, в результате чего выявилось следующее распределение (рисунок 1 и 2).

Рисунок 1. Распределение выбора единоборств у юношей

Девушки

смешанные единоборства

^ каряте

дзюдо 2У1; о

Рисунок 2. Распределение выбора единоборств у девушек

В ходе опроса стало известно, что у желающих заниматься смешанными единоборствами основным мотивом стало утверждение, что они являются комплексным единоборством, включающим в себя ударную и бросковую технику, что вызывает не малый интерес у студентов. Наиболее интересно приведенное единоборство у молодых людей, что объясняется желанием обрести умения бросковой и ударной техники.

Популяризация смешанных единоборств ведется практически по всем источникам информации. Но наибольшую популярность набрали поединки, транслируемые по телевидению и в интернете. Привлекает зрелищность и динамизм поединков, так же притягивает внимание сочетание бросковой и ударной техник в ходе поединка.

В ходе анализа дисциплин элективных курсов различных вузов, выявилось отсутствие единоборств, в том числе и смешанных в списке дисциплин. В отдельных вузах в качестве элективных дисциплин присутствуют самбо, дзюдо, бокс, карате, тхеквандо. В ходе анализа причин недостаточной популярности единоборств выяснилось отсутствие специалистов по единоборствам в вузах. Данное связано прежде всего возможностью заработать за счет количества желающих заниматься, набирая в спортивные секции, тогда как в учебных группах число студентов ограничено, да и оклад преподавателя в вузе вызывает вопросы. Не меньше вопросов вызывает и материально-техническая база вузов, в процессе исследования выяснилось, что ряд вузов не в состоянии обеспечить учебный процесс по единоборствам из-за отсутствия материально-технического обеспечения. Такие классические единоборства как бокс, дзюдо и самбо предъявляют требования к местам проведения занятий. Например, для освоения и совершенствования бросковой техники необходимы наличие уложенного татами, что ограничивает возможность использования данного спортивного зала на других дисциплинах элективного курса. Для освоения ударной техники необходимы оборудованные места занятий, необходимость наличия зеркал, боксерских мешков, перчаток и шлемов.

Развитие единоборств в узе будет способствовать решению целого спектра задач. Занятия единоборствами эффективны в воспитании силовых и скоростно-силовых показателей, также улучшаются показатели выносливости [1, 3, 7, 8, 11]. Так же

многие вузы имеют военные учебные центры, где занимающиеся осваивают военные специальности и в процессе профессионально-прикладной подготовки курсанты учебных центров формировали необходимые умения и навыки.

Не меньший интерес основном у девушек вызывают боевые искусства. Данный интерес сформировался после показательных выступлений студентов, занимающихся восточными боевыми искусствами. В процессе опроса студентов после показательных выступлений спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, выяснилось, что желающих заниматься стало 21% юношей и 19% девушек. В шоу программу вошли удары ногами и руками, разбивание предметов и упражнения с холодным оружием. До просмотра программы желающих заниматься было 4% юношей и 1% девушек.

По результатам проведенного исследования выяснилось, что для популяризации вида спорта среди студентов, необходимо максимально представить вид спорта, показать, что освоят занимающиеся единоборствами, где и как смогут применить полученные умения и навыки.

Единоборства эффективны в совершенствовании координационных способностей и ловкости, силовых и скоростно-силовых качеств. По данным ряда авторов [1, 7, 10, 11] у современной молодежи отмечается низкий уровень развития координационных способностей и ловкости, которые воспитываются в процессе занятий единоборствами. Так же в процессе занятий воспитываются и остальные физические качества, а также настойчивость, целеустремленность, что важно в предстоящей трудовой деятельности.

Не менее важно среди занимающихся единоборствами вести работу по предупреждению правонарушений, так как освоившие приемы единоборств и ударную технику ногами и руками, захотят применить полученные умения и навыки в «деле», что может стать причиной наступления уголовной или административной ответственности, привести к различным повреждениям и летальному исходу, примеров тому множество.

Выводы. Единоборства должны входить в элективный курс по физической культуре.

В результате исследования авторы пришли к следующим результатам:

- интерес к занятиям физической культурой достаточно высок;

- студенты проявляет интерес к единоборствам, наибольший интерес проявляют юноши, девушек тоже привлекают единоборства;

- наибольший интерес у юношей вызывают смешанные единоборства, девушек привлекают борцовские единоборства;

- материально-техническая база в вузах не способствует развитию единоборств, так как отсутствуют занятия единоборствами предъявляют свои требования к местам занятий, например, для занятий борцовскими единоборствами необходимо татами, что ограничивает использование спортивного сооружения для других видов спортивной деятельности;

- материальное обеспечение спортивных единоборств в вузе ограничивается возможностью учебных заведений на приобретение необходимого инвентаря;

- для обеспечение учебного процесса необходимы специалисты по спортивным единоборствам, где наибольшую сложностью в поиске являются специалисты по смешанным единоборствам;

- необходимо вести профилактическую работу по предупреждению нарушений закона среди занимающимися единоборствами.

Литература:

1. Восточные единоборства - предпосылки популяризации среди студенческой молодежи в экономическом вузе / С.С. Савтыра, О.А. Спирьянов, Е.А. Авдеева [и др.] //Colloquium-Journal. - 2019. - № 12-5(36). - С. 51-53,-EDN MDTMHJ.

2. Егоров, Д.Е. Эффективность элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Д.Е. Егоров, И.Л. Чернев // Научный журнал Дискурс. - 2019. - № 12(38). - С. 36-44. - EDN JFJYVA.

3. Единоборства в профессионально-прикладной физической культуре в гражданском вузе / В.Н. Ахапкин, А.Н. Малинин, А.А. Передельский, Е.В. Румянцева // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2022. - Т. 13, №4. - EDN TVXRTH.

4. Крайник, В.Л. Реализация педагогического потенциала спортивных единоборств как новое средство профессиональной подготовки студентов нефизкультурного вуза / В.Л. Крайник, Д.С. Юдин // Мир науки, культуры, образования. -2017. -№ 3(64). - С. 131-133. - EDN YSTKWL.

5. Максименко, В.М. Формирование спортивного стиля жизни студентов за счет популяризации в вузах смешанных единоборств / В.М. Максименко // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 20 сентября 2022 года / Гл. редактор Ж.В. Мурзина. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 239-241. -EDN AKLJUK.

6. Марандыкина, О.В. Формирование физических кондиций современного студенчества гуманитарных вузов в современных условиях / О.В. Марандыкина, Д.Е. Егоров // Современные проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого-педагога, доктора пед. наук, профессора, члена-корреспондента РАЕН Минбулатова Вагаба Минбулатовича, Махачкала, 13 мая 2022 года. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2022. - С. 26-29. - EDN KKFQVU.

7. Миниханов, В.А. Влияние занятий спортивными видами единоборств на развитие двигательно-координационных профессионально-важных качеств студентов железнодорожных вузов / В.А. Миниханов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016.-№ 5(135). - С. 162-165. -DOI 10.5930/issn.l994-4683.2016.05.135.pl62-165. - EDN WBCFLD.

8. Орлов, Г.А. Организационно-методическое обеспечение по дисциплине "Физическая культура" студентов технического вуза средствами спортивных единоборств / Г.А. Орлов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. - № 1-2. - С. 228-233. - EDN VKDDPR.

9. Рытов, А.Я. Современные проблемы отношения студентов к занятиям физической культурой / А.Я. Рытов, Д.Е. Егоров // Научный журнал Дискурс. - 2019. - № 3(29). - С. 67-75. - EDN VZWZQI.

10. Щербин, Д.В. Сохранение здоровья студентов в условиях интенсификации учебного процесса / Д.В. Щербин // Инновационные технологии в кооперативном образовании как фактор развития экономики: Материалы международной научно-практи-ческой конференции. В 7 частях, Белгород, 22-24 апреля 2009 года. Том Часть 3. - Белгород: Издательство "Кооперативное образование", 2009. - С. 297-300.

11. Щербин, Д.В. Формирование осознанной потребности у курсантов образовательных организаций МВД России в самостоятельных занятиях физической подготовкой / Д.В. Щербин, Ю.Б. Ленева // Педагогика в современной системе высшей школы: Материалы международной научно-практической конференции, Белгород, 27-28 марта 2018 года. -Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2018. - С. 210-214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.