Научная статья на тему 'К вопросу о целях современного российского образования'

К вопросу о целях современного российского образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ОТКРЫТОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ФОРСАЙТ / EDUCATION / ADAPTATION / OPENNESS / SELF-ORGANIZATION / FORESIGHT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кукуев Евгений Анатольевич

В статье предпринята попытка анализа целей современного российского образования. Обосновывается переход от цели формирования адаптационных способностей к цели формирования способности самоорганизации и самодетерминации, тем самым расширяется понимание системы взаимодействия человека с миром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of today’s Russian education goals

The paper attempts to analyze the goals of modern Russian education. It substantiates the transition from the goal of developing adaptive capacity to the one of developing self-organization and self-determination capacities, thus it increases understanding the interaction between the human and the world

Текст научной работы на тему «К вопросу о целях современного российского образования»

Педагогические И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е. А. Кукуев

(г. Ишим)

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье предпринята попытка анализа целей современного российского образования. Обосновывается переход от цели формирования адаптационных способностей к цели формирования способности самоорганизации и самодетерминации, тем самым расширяется понимание системы взаимодействия человека с миром

Изменения в мире, России, безусловно, являются значимыми факторами для изменений в образовательной политике. Провозглашение принципа «Образование через всю жизнью, а не образование на всю жизнь» требует изменений на уровне целеполагания и выделения значимых индикаторов, предвосхищающих завтрашний день, к которому уже сегодня готовим Человека.

Звучит актуально постулирование В. Е. Клочко и Э. В. Галажинским: «Современность, рассматриваемая как эпоха инновационного общественного развития, предъявляет особые требования к человеку. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные установки, качества и ценности, которые бы позволили человеку эффективно участвовать в инновационных процессах» [3, с. 188]. Важность данного заявления усиливается высказыванием ученых о том, что если психология не раскроет природу и не покажет как возникает и формируется инновационное поведение в конкретных жизненных ситуациях, то инновации в образовании просто «провиснут» [Там же].

Понимание значимости и необходимости изменений в российском образовании не должно ограничиваться именно самой системой. Цель изменений должна формировать у нас новый взгляд на субъектов образовательного процесса и прежде всего обучаемых. Поэтому актуализируется вопрос о том, какие

образовательные цели ставим сегодня, таким образом, предвосхищая время, в котором будут жить сегодняшние ученики.

Во многих работах, посвященных современному российскому образованию, поднимается вопрос об адаптации как одной из его целей (В. А. Сластенин, М. М. Шехтер, Е. А. Лав-рухина и др.]. Наиболее часто в качестве цели педагогической системы выдвигается формирование личности, способной адаптироваться в современных ей условиях. Проанализируем данную цель с позиций современных требований и тенденций.

На наш взгляд, выдвижение характеристики «адаптированность» как индикатора модели выпускника не отражает современных требований и занижает планку образовательной цели.

Саму адаптированность можно охарактеризовать как стремление к приспособленчеству. Безусловно, существуют различные подходы к понятию адаптации, его содержанию. В частности Г. А. Балл отмечает, что негативное отношение к адаптации происходит в силу узости понимания этого явления [1].

Г. А. Балл в статье «Понятие адаптации и его значение для психологии личности», несмотря на попытку показать значимость этого процесса в развитии личности, вынужден постоянно указывать его гомеостазическую природу: «Тенденция к достижению равновесия, в которой находит одно из проявлений принцип законосообразности бытия, имеет

место на всех уровнях развития материи, охватывает все формы ее движения, от физической до социальной» [1].

Но в современных научных подходах, таких как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.], в системной антропологической теории (В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский, О. В. Лукьянов и др.] показывается, что адаптация - как результат гомеостаза, ведет к застою, к закрытию системы, значит, и умиранию системы. В частности, интересное сравнение приводит И. Пригожин: «Сравним, например, кристалл и город. Кристалл - структура равновесная, которая может сохраняться и в вакууме, но если мы изолируем город, то он умрет потому, что его структура зависит от его функционирования» [7, с. 59].

Таким образом, цели образования тогда будут современны и прогрессивны, когда будет сформирован новый взгляд на человека. Как отмечает В. Е. Клочко, необходимо «посмотреть на человека через призму становления и разглядеть его в ней как целостную, самоорганизующуюся систему, прогрессивное и закономерное усложнение системной организации которой является основанием ее устойчивого бытия» [2, с. 17].

Под самоорганизацией в данном случае понимают процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Самоорганизующейся называется такая система, которая без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру.

Как показано в синергетике, системной антропологической теории условием самоорганизации является открытость. Человек как многомерная система только при условии открытости имеет возможность усложняться в процессе становления. Открытость как обмен энергией, информацией и т.д. с внешним миром и позволяет человеку не просто адаптироваться к миру, а быть частью этого мира и изменяться в нем и с ним, изменяя, в свою очередь, этот мир.

Но это еще не значит, что человек, умеющий адаптироваться, - умеет творить. Человек должен быть готовым не к адаптации к изменениям, а должен быть открыт этим изменениям и через самоорганизацию быть готовым изменяться и одновременно изменять окружающий мир.

Если считать, что человек формируется с доминантным свойством - способностью к

адаптации, то получается, что его двигателем будут лишь внешние условия. Изменились внешние условия - приходится изменяться и человеку (адаптироваться]. Если условия не меняются, то нет причин для изменения, а значит, и для развития данного человека, что ведет если не к регрессии, то к стагнации.

Это напоминает пример из биологии, когда лягушка погибает, обложенная неподвижными мухами, так как способна реагировать лишь на движущиеся объекты. Нет внешнего движения - нет действий со стороны лягушек.

Данный пример может карикатурно напоминать и стремление к формированию адаптации как цели образования.

Безусловно, рассматриваемые положения не направлены против понимания важности процесса адаптации в жизни человека. Жизнь в изменяющемся мире, потенциальная неопределенность будущего действительно требует от человека умения адаптироваться. Но должно ли это являться целью образования?

Адаптация - это следование «за». Это когда приоритет отдается ситуации, а человек подстраивается под нее. Но жизнь неравновесна и изменчива, и мы можем всегда только и пребывать в адаптационном процессе, всегда следуя за изменяющимся миром.

В этом отношении корректно задать вопрос: изменение мира - это абсолютно естественный процесс, то есть не зависящий от желаний, целей людей? Если рассматривать развитие, то в его направлении мы всегда можем выделить прогресс, регресс и стагнацию. Так кто определяет направление развития? Не выходя на уровень философской полемики, отметим, что с точки зрения трансспек-тивного анализа (В. Е. Клочко] происходит системное усложнение. Данное системное усложнение невозможно свести ни к гомеостазу, ни к адаптационным процессам, ибо в его основе лежит процесс становления.

Поэтому в рамках образовательного процесса перед человеком необходимо ставить цели более высокого порядка, чем формирование адаптационных способностей. Перед современным человеком, а точнее перед человеком будущего, современное образование должно ставить цель способности к инноватике, к самоорганизации, к самодетерми-нации.

В данном случае будет уместно вспомнить эпизод встречи Л. Н. Толстого и Н. К. Рериха: «На картине («Гонец»] мой гонец спешил в

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

145

ладье к древнему славянскому поселению с важной вестью о том, что «восстал род на род». Толстой говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет» [4].

Действительно мыслится прогрессивно, если от понимания адаптации как процесса приспособления к изменениям мы перейдем к характеристике открытости как возможности обмена с внешним. Тем самым мы расширяем понимание системы взаимодействия человека с миром. Если в процессе адаптации человек потенциально рассматривается как пассивный объект, следующий за изменениями во внешнем, то при вводе характеристики открытости мы можем говорить о двунаправленной активности. Человек не просто адаптируется к изменяющемуся миру, человек открыт этому миру, он изменяется с миром, человек самоорганизуется в этом изменении и сам изменяет этом мир.

Открытость рассматривается не только в отношении пространства, но и открытость времени. И открытость в этом отношении наиболее точно можно рассмотреть с позиций О. В. Лукьянова в терминах «готовности быть»: «Готовность быть - это достигнутая вершина, с которой видны следующие и предыдущие вершины жизненного пути, направление, подтверждение и достижение одновременно, то есть начало, середина и конец конкретной человеческой жизнедеятельности» [5, с. 218]. Нужно формировать у человека готовность быть открытым как условие самоорганизации и устойчивости: «Я стал таким, каким готовился стать, и тогда, когда готов стать. И я стану таким, каким готовлюсь быть и когда буду готов» [5, с. 219] Именно не адаптация и смиренное принятие свершившегося, а субъективная активность начиная с предустановки в виде готовности.

В этом отношении стоит упомянуть о таком интересном инновационном инструменте, как форсайт.

Форсайт (от англ. foresight - «взгляд в будущее»] представляет собой метод, инструмент, способ, процесс и т.п. стратегического сценарного прогнозирования. Форсайт ориентируется на обоснованное предвидение сценариев, перспектив научно-технического, социально-экономического и т.д. развития.

Чаще всего говорят не просто о форсайте, а о форсайт-проекте, который включает в себя применение различных методов: экспертные панели, метод Дельфи, SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические «дорожные карты» и др. Сегодня форсайт-проекты затрагивают не только области экономики, но и, в частности, образование. Так, в России наиболее известен фор-сайт-проект «Детство-2030», а также доклад «Российское образование - 2020» может рассматриваться как форсайт-проект.

Как отмечается в докладе «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», «методология форсайта состоит в обобщении разрозненно существующих экспертных позиций (в том числе путем «сталкивания» экспертов друг с другом], что позволяет с некоторой вероятностью наметить наиболее возможные траектории научного и технологического прогресса в будущем.

Образование, как предмет форсайта, обладает гораздо более сложной структурой принятия решений, в которую вовлечены очень широкие группы населения» [9].

Форсайт - это не адаптация к будущему и не адаптация будущего к собственным целям. Это процесс формирования приоритетов, «переход поливариантного будущего в монова-риантное прошлое» [2]. Форсайт, по сути, есть трансспективный взгляд, умение увидеть тенденции становления, в поливариантном будущем уловить то, что наиболее вероятно. Форсайт можно охарактеризовать в терминах

О. В. Лукьянова как «симфонизация времен». Когда будущее не оторвано от настоящего, и тем более прошлого, как писали советские фантасты братья Стругацкие («Понедельник начинается в субботу»].

В данном случае показано, что будущему нужно уметь быть открытым. И формирование открытости может быть одной из целей современного российского образования.

В заключительном абзаце форсайт-проек-та «Российское образование - 2020» пишется: «Лев Толстой писал: „Будущего нет - оно делается нами“. Российское образование получает шанс реализовать этот подход. Иначе оно окажется в будущем, сделанным для него» [9]. Действительно, если мы учим ребенка только адаптироваться, то разницы нет, кто ему «сделает будущее».

Поэтому и предлагается переход к новому уровню целеполагания - формированию ус-

ловий для становления человека, обладающего способностью к самоорганизации, само-детерминации, открытого в том числе и будущему.

Таким образом, ни человек, ни тем более образование как система не должны ориентироваться на адаптацию. Необходимо ставить

цели более высокого уровня и предъявлять высокие требования. Сегодняшнее время требует умения смотреть вперед и умения жить в неравновесном, изменяющемся мире, к чему будут способны люди, обладающие самоорганизацией, самодетерминацией при условии открытости.

Литература

1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.voppsy.ru/issu-es/1989/89l/891092.htm (дата обращения 24.01.2013).

2. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. - 174 с.

3. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения : научное издание. - Томск : Томский гос. ун-т, 2009. -240 с.

4. Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде [Электронный ресурс]. - URL: http://www.roerich-izvara.ru/roerich-Hfe/roerich-in-peterburg-19.htm (дата обращения 25.01.2013).

5. Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. - М.: Смысл, 2009. - 231 с.

6. Шехтер М. М. Цели и задачи высшего образования в современных условиях [Электронный ресурс]. - URL: http://psy.tsu.ru/da-ta/pdf/4_31.pdf (дата обращения 24.01.2013).

7. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. - Ижевск : Ижевская республиканская типография. -1999. - 216 с.

8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: ЬШфУ/минобрнауки.рф/доку-менты/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Россий-ской_Федерации.pdf (дата обращения 29.01.2013).

9. Российское образование - 2020 : модель образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hse.ru/data/363/069/1237/edu-cation-2020.pdf (дата обращения 29.01.2013).

---------^-----------

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.