ББК 88.372
О.Б. Дарвиш
Обеспечение психологической устойчивости личности как открытой самоорганизующейся системы
O.B. Darvish
Ensuring Psychological Stability of a Person as an Open Self-Organized System
Представлены результаты исследования проблемы психологической устойчивости личности, опирающиеся на понимание устойчивости в качестве открытой самоорганизующейся системы, как интегрирующегося фактора, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, открытая самоорганизующаяся система, профессиональные установки, саморегуляция, самоорганизация, саморазвитие, самореализация.
The results of the study on the problem of personal psychological stability based on the interpretation of stability as an open self-organized system which is the integrating factor to choice the proper decisions and form the adequate behavior are presented in the article.
Key words: psychological stability, open self-organized system, professional aims, self-regulation, self-organization, self-development, self-realization.
В настоящее время, время политических, экономических преобразований, относительной социальной нестабильности, повышается интерес исследователей к проблемам устойчивости личности.
В гуманистической модели здоровой личности ученые выделяют следующие ее характеристики: самоактуализация - направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; полноценное развитие, динамизм и личностный рост - готовность к жизненным переменам, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности, более высокому осознанию и интеграции; открытость опыту, доверие к процессу жизни - сохранение самости не требует от субъекта отказа от переживания и жизненного опыта, вместо того, чтобы их вытеснять, сохранение доверия к миру при любых испытаниях; способность к подлинному диалогу - принятие Другого как ценности и уникальной целостности, признание его как полноправного субъекта; свобода в переживании, самовыражении и самоопределении - связана с творчеством, ответственностью, конгруэнтностью, самопринятием личности; осмысленность существования - поиск жизненного смысла, стремление жить осмысленно; целостность - высшая цель личностного развития, проявление тенденций к интеграции [1].
Все успехи в достижении и удовлетворении потребностей разного уровня и содержания являются результатом собственной целенаправленной активности, которая выступает не только условием,
но и основным модусом существования человека как сознательного субъекта своей жизнедеятельности. Субъектность проявляется при этом в первую очередь в самодетерминации, самостоятельной организации и управлении, т.е. по существу в осознанной саморегуляции своей деятельности во всех ее содержательных и структурных моментах. Именно способность к осознанной соморегуляции и является психологическим критерием человека как субъекта (О.А. Конопкин).
Устойчивость рассматривается учеными как сложное, интегративное качество личности, характеризующееся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности. Психологическая устойчивость -это динамика устойчивых состояний личности как системы, при которых она способна с определенной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия. При отсутствии такой способности личность рассматривается как психологически неустойчивая.
Проблема устойчивости была поставлена в докладе Л.И. Божович на XVIII психологическом конгрессе в 1966 г. Дальнейшее развитие психологическая устойчивость получила в исследованиях ученых. в которых рассматриваются различные аспекты проблемы: эмоциональная устойчивость (П.Б. Зильберман, В.А. Марищук, Л.М. Митина), нравственная устойчивость (В.Э. Чудновский), устойчивость форм поведения (Л.И. Божович), устойчивость в напряженных условиях, в условиях подготовки к космическим
полетам (К.М. Гуревич, А.А. Леонов, В.И. Лебедев, Г.Т. Береговая) и др. Данные исследования так или иначе связаны с психологической характеристикой устойчивости личности. Вместе с тем данная проблема еще недостаточно изучена.
Устойчивость в исследованиях В.Э. Чудновского рассматривается как нравственная категория. Нравственную устойчивость личности он определяет как способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляют ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки [2].
В основе нравственной устойчивости лежат компоненты направленности: наличие личностной позиции, значимой установки, иерархия мотивов. По утверждению Ю.М. Забродина, Б.А. Сосновского, в направленности личности существуют как относительные устойчивые структурные образования, так и жизненно необходимая вариативность, сочетание которых проявляется в мотивационно-смысловых феноменах направленности. Лишь в совокупности со смыслом мотив становится достаточно стабильным личностным образованием, позволяющим личности сохранять необходимую устойчивость [3].
Исследование психологической устойчивости педагогов, педагогов-психологов нами ведется на базе Алтайской государственной педагогической академии. Целью исследования является формирование нового подхода к проблеме психологической устойчивости личности, опирающегося на понимание устойчивости, рассматриваемой в качестве открытой психологической системы как интегрирующего фактора, с которым связаны выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения.
Методологической основой нашего исследования является теория психологических систем [4], которая понимается как открытая самоорганизующаяся система, способная не только к самореализации и самоорганизации, но и к саморазвитию. Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы -способность к самоорганизации. Устойчивость не является результатом действия отдельных элементов системы в целом. Устойчивость - свойство целостного организма, активность самоорганизации. Самореализация понимается как основание устойчивости человека в качестве сложной, открытой в мир, самоорганизующейся психологической системы. «Открытость системы является гарантом ее устойчивости. Гиперустойчивость, проявляющаяся в фиксированных формах поведения, столь же опасна, как и гипероткры-
тость, неминуемо приводящая к патологии другого типа - различным формам “полевого поведения”, блужданию в пространстве возможностей, ни одна из которых так и не будет реализована в полной мере»
[5; 6].
Саморазвитие характерно только для открытых систем, в силу чего способом их существования является закономерное усложнение системной организации. Поэтому синергетики предпочитают использовать по отношению к открытым системам не понятие «развитие», а термин «становление», который лучше охватывает явление увеличения сложности открытой системы в процессе ее функционирования во времени. Это обусловлено тем, что становление - не рядовой, а родовой признак открытой системы, т.е. за ним стоят способ и механизм ее устойчивого существования как самоорганизующейся системы [7].
Если согласиться с тем, что эмоции отражают смысл и ценность явлений и целостных ситуаций, а это одно из главных положений теории психологических систем (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский), то придется согласиться и с тем, что отбор схем поведения из опыта должен опосредоваться эмоциями, через которые и осуществляется внутрисистемная связь предметов, имеющих актуальный смысл и ценность, с соответствующим им (в большей или меньшей степени) опытом поведения. Имеются основания для такого утверждения. В частности, в рамках теории психологических систем показано, что по отношению к человеку, понимаемому как самоорганизующаяся система, разделение эмоциональной и установочной активности теряет смысл, поскольку та и другая есть только проявление единого механизма, обеспечивающего устойчивость и подвижность, избирательность и направленность деятельности. Считается, что эмоции при этом выполняют и основную функцию системообразования, удерживая систему от распада. Иными словами, когда сознание отделяет Я от не-Я, эмоции продолжают удерживать их единство. Таким образом, в норме эмоции не искажают действительность, привнося в нее субъективность. Они нейтрализуют осевшую на предметах субъективность, обеспечивая реалистичность бытия. Когда же эмоции не могут выполнить свою функцию, происходит распад психологических систем.
В формировании психологической устойчивости педагога и его проявлении в профессиональной деятельности существенную роль играют психологические механизмы саморегуляции, способность в случае требований объективной ситуации скорректировать программу деятельности поведения. В случае неспособности педагога создать и принять объективную необходимость корректировки плана деятельности, проявляется склонность педагога к ригидному поведению [8]. Особую роль в этом играют профессиональные установки. В общепсихологическом смысле
функция установки обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни (в труде, межличностных отношениях) она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной.
Установки как готовность реализовать себя, свои возможности имеют в своем основании определенную активность, уже не связанную непосредственно с потребностями, а значит, и со смыслами. Они «подкарауливают» появление ценностных качеств предметов, ибо ценности и есть проекция в предметы индивидуальных возможностей. Готовность включиться в процесс самореализации - одно из ведущих (и собственно человеческих) проявлений среди всех видов установочных активностей. По мере становления мира человека, обретения им новых измерений меняются уровень и характер установочной активности. Смысловые установки обеспечивают направленность активности на предметы, соответствующие потребностям. Будучи связанными с эмоциями, отражающими смыслы, установки обеспечивают чувство реальности мира, сам мир как свое настоящее, чувство своего пребывания в нем «здесь и сейчас».
Ценностные установки направляют активность на предметы, которые отвечают возможностям человека, соответствуют им. Они обеспечивают деятельность свободную, не имеющую прямой привязки к конкретным потребностям. Здесь получают объяснение деятельности, осуществляющиеся в виде самопроизвольного выхода человека за пределы норм, требований ситуации, заданной деятельности («бескорыстный риск», «надситуационная активность», «сверхнормативная деятельность», «интеллектуальная активность» и т.д.).
В ценностных установках будущее представлено гораздо выраженнее, чем в смысловых. В опоре на них восприятие удерживается в ориентации не только на настоящее, но и на будущее, а также на другого человека. Стабилизация ценностного мира, превращение реальности в действительность, которая не исчезает по мере удовлетворения актуальных потребностей, устойчивость многомерного мира человека как действительности, в которой он живет и действует, - таково предназначение установок всех уровней, которые не исчезают по мере превращения предметного мира в смысловой, а того, в свою очередь, в ценностный. Установки нижних уровней снимаются, уходя в более глубинные слои бессознательного, и уже принципиально неосознаваемые установки самого низшего, физиологического уровня. Однако все они подчинены решению одной глобальной задачи - обеспечению жизнедеятельности человека человеческим же способом, принятым в данной культуре, которой он принадлежит. Это и превращает их в системоорганизованный ансамбль, разноуровневый, интегративный, который
порождается психологической системой и удерживает ее стабильное и устойчивое функционирование как развивающейся системы.
Нами зафиксированы значимые отличия в профессиональных установках педагогов, работающих в учреждениях с разной профессиональной ментальностью. Выявлена динамика в доминировании профессиональных установок определенной модальности. Наиболее показательной является представленность явной доминации функционального типа установки на восприятие детей у молодых специалистов, работающих в условиях традиционной профессиональной ментальности, по сравнению с тенденцией преобладания активно-положительного типа установок в выборке молодых специалистов, работающих в условиях инновационной профессиональной ментальности. Результаты исследования показали, что 16,7% испытуемых имеют активно-положительные установки на восприятие детей, у 46,7% испытуемых выявлены функциональные установки, 6,7% имеют ситуационные установки, нейтральные, или безразличные, установки выявлены у 8,6% испытуемых, для 21,3% характерны скрытно-отрицательные установки на восприятие детей [9].
В процессе нашего исследования по изучению психологических механизмов формирования профессиональной устойчивости будущих педагогов мы пришли к выводу о том, что при изучении психологопедагогических дисциплин происходит развитие установок на понимание и принятие учеников педагогами вне зависимости системы их ценностей, модели поведения и оценок, а также отрабатывается умение оценивать свои возможности как будущего специалиста, свои сильные и слабые качества, эмоциональные проявления, особенности самооценки, саморегуляции и т.д. Субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса позволяют предоставить будущему педагогу возможность обратиться к собственной личности и спроектировать способы управленческих решений и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, что приводит к проявлению психологической устойчивости будущих специалистов. Гибкость проявления профессиональных установок обеспечивает устойчивость личности педагогов, целенаправленность их деятельности.
Говоря о смене уровня системности профессионально-психологического мышления, В.Е. Клочко выделяет признаки нового мышления и определяет понятие «трансспективный анализ». В призме транс-спективного анализа психика человека выступает в необычном ракурсе, а именно как то, что обеспечивает устойчивость человека, понимаемого в качестве открытой системы. Выход за пределы привычного понимания психики как «отражения реальности» требует серьезной перестройки всего образа мира профессионала [10]. Система смыслов и ценностей,
лежащих в его основе, изменение образа мира есть одновременно изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире (О.М. Краснорядцева). Важно, чтобы противоречие между уровнями личностной организации будущего педагога обнажалось и приводило к актуализации личностного творческого потенциала, изменению ценностно-смысловых составляющих «надо», профессионального образа мира и трансформации установок [11].
В исследованиях О.М. Краснорядцевой показано, что установки, констатируя связь потребности с ситуацией, в которой они могут быть удовлетворены, имеют выход к жизненному миру, «актуализированной части» образа мира. Изменение профессиональнопедагогического мышления происходит в процессе трансформации профессионального образа мира педагога. Направленность его мотивов, установок, потребностей определяют доминирующие смыслы жизни педагога. Профессиональные установки не только обеспечивают устойчивость педагогической деятельности, но и могут сковывать ее перестройку в периоды смены образовательно-воспитательных парадигм. Барьером на пути к смене образовательновоспитательных парадигм могут быть профессиональные установки и качественные особенности профессионального образа мира педагога - как в плане явлений, которые могут быть предметом рефлексии, так и бессознательных установок, которые могут быть скрыты от самонаблюдения.
Сопоставляя данные, полученные в условиях лабораторного исследования и в условиях реальной профессиональной деятельности испытуемых, нами сделан вывод о том, что становление профессиональных установок детерминировано сложным взаимодействием внешних (менталитет окружающей квазипрофессиональной на этапе подготовки и собственно профессиональной среды) и внутренних (психофизиологических, психических и личностных) факторов. Профессиональные установки проявляются в реальной жизнедеятельности в форме самых различных феноменов: от устойчивости профессиональной неспособности к трансформациям до гиперустойчивости и от готовности к перманентному профессиональному саморазвитию и самореализации
до неофобий, иллюзорного самовосприятия и неустойчивости самооценки.
При подготовке педагогов, педагогов-психологов в Алтайской государственной педагогической академии мы формируем у будущих специалистов системы образования умение трансформировать непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, используя при этом аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции, групповые тренинги; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах, самоанализ поведения.
Особенностью образовательных технологий, используемых нами при подготовке специалистов, становится их гуманистическая направленность, в их основу положены субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса, которые позволяют предоставить возможность педагогу, педагогу-психологу обратиться к собственной личности и наладить межличностные отношения с другими субъектами образовательного пространства.
Профессиональная деятельность в условиях вуза строится на разработанной индивидуальной рефлексивной модели, психологической базой которой является «Я-концепция». Включенный в деятельность педагог получает возможность постоянно оценивать себя на каждом этапе деятельности, анализировать свои отношения с коллегами, профессионально воздействовать на каждого студента в отдельности.
Организованный таким образом образовательный процесс в вузе позволяет влиять на межличностные отношения, формировать устойчивость реагирования на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения, что обеспечивает психологическую устойчивость личности будущего педагога как открытой самоорганизующейся системы.
Библиографический список
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
2. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исследования. / Научно-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М., 1981.
3. Забродин Ю.М., Глоточкин А.Д., Сосновский Б.А. Базовая психологическая модель личности учителя // Педагогическое образование. - Вып. 4. - М., 1991.
4. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч. : в 6 т. - Т. 1. - М., 1982.
5. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Барнаул, 2002 .
6. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. ГВ. Залевского. -Томск, 1999.
7. Клочко В.Е. Смысловая теория мышления в транс-спективе становления психологического познания: эписте-
мологический анализ // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. - 2008. - №2.
8. Залевский В.Г Психологическая ригидность в норме и патологии. - Томск, 1993.
9. Шептенко О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 1998.
10. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск, 2005.
11. Краснорядцева О.М. От диагностики ставшего к диагностике становящегося // Человек как самоорганизующаяся психологическая система : матер. регион. конф. -Барнаул, 2000.