Научная статья на тему 'Инновационное поведение как проявление жизненного самоосуществления человека'

Инновационное поведение как проявление жизненного самоосуществления человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РАЦИОНАЛЬНОСТИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / INNOVATIONAL BEHAVIOUR / HUMAN VITAL SELF-FULFILLMENT / POSTNONCLASSICAL IDEAL OF RATIONALITY / SELF-ORGANIZING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова И. О.

Представлено понимание инновационного поведения как проявления жизненного самоосуществления человека. Акцентировано внимание на ценностном содержании инновационного поведения, задающем рамки нового стандарта жизни, который не ограничивается социально-экономическим функционированием общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIONAL BEHAVIOUR AS A DISPLAY OF THE HUMAN VITAL SELFFULFILLMENT ECONOMIC COUNCIL OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE

The understanding of innovational behaviour as a display of the human vital self-fulfillment is submitted. The attention is stressed on the value contents of innovational behaviour specifying frameworks of the new life standard which is not limited to social and economic functioning of a society.

Текст научной работы на тему «Инновационное поведение как проявление жизненного самоосуществления человека»

УДК 331 Логинова И. О.

ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Представлено понимание инновационного поведения как проявления жизненного самоосуществления человека. Акцентировано внимание на ценностном содержании инновационного поведения, задающем рамки нового стандарта жизни, который не ограничивается социально-экономическим функционированием общества.

Ключевые слова: инновационное поведение, жизненное самоосуществление человека, постнек-лассический идеал рациональности, самоорганизация.

Современный период рассматривается как эпоха инновационного общественного развития, эффективное участие в котором касается преобразующей деятельности человека, результатом которой выступает новое качество жизни, рождающее конкуренцию на уровне идеологии, экономики и социальных преобразований в обществе.

В этой связи, усилия многих исследователей направлены на выделение и описание характеристик инновационной личности, инновационного потенциала, инновационного поведения и других феноменов. Так, по мнению Э. Хагена, именно новаторская (инновационная) личность является предпосылкой усиления экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала, повышения качества жизни, поскольку способствует рождению самоподдерживаемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь [16].

По большому счету вопросы инновационного поведения и различных проявлений инновационной личности имеют отношение к жизненному самоосуществлению как особым образом выстроенному отношению человека с окружающим миром, актуализирующем вопрос о том, является ли жизнь тем, что активно (само)о-существляет человек (по формуле «Я живу»), или это то, что само осуществляется в человеке (по формуле «Мне живется»). Являясь средством осуществления инноваций, инновационное поведение выступает особой ценностью, позволяющей задавать рамки нового стандарта жизни, контекстуально выходя в более широкое проблемное поле, чем вопросы социально-экономического функционирования общества. Поскольку в инновационном поведении, по мнению Э. В. Галажинского и О. М. Краснорядце-вой (2008) проявляет себя особая, только челове-

ку присущая форма перехода возможности в действительность, а источником такого поведения выступает «напряженная возможность» (В. Е. Клочко), рассмотрение данного явления и его «последствий» может идти в направлении содержания человеческой жизни. Речь идет не столько об основе нового экономического витка, сколько об обращении к человеку, который в очередной раз становится «мерой всех вещей», выступая одновременно носителем этого стандарта жизни и деятелем, ориентированным на создание жизненных условий, адекватных этому стандарту, обеспечивающих ему широкий спектр возможностей.

Вот почему обсуждаемые новые представления о качестве жизни человека, об особенностях инновационного потенциала, проявлениях инновационного поведения усиливают потребность нового осмысления того, что есть «человек» и что есть «жизнь», актуализируя вопросы, связанные с процессом жизненного самоосуществления.

Адекватным данному запросу оказывается постнеклассический идеал рациональности, где особое место занимает решение вопроса об отношении человека к миру, «утверждении приоритета глубинных человеческих интересов и ценностей, человеческой практики по отношению к окружающему миру» [8, с. 156-157], обеспечивая реализацию комплексных программ, позволяя по-новому взглянуть на проблему предмета психологической науки, поставив во главу угла человека как «точку пересечения двух миров» [2]. Именно человек, реализует инновационное поведение как особое отношение к жизни, способ взаимодействия с миром, результатом которого выступает инновационный продукт.

Источником развития человека, упорядочивающего процесс перехода от традиционной

© Логинова И. О., 2009

Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009

121

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

деятельности к инновационной, является постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира, перманентный дисбаланс между ними. Постоянное разрешение противоречия между образом мира и образом жизни обеспечивает образование более сложных форм организации, преодоление сложившихся, препятствующих образованию новых, форм организации, содержание которых определено ценностями человека.

В. П. Серкин (2004) выдвигает предположение о том, что «постоянное нарушение и восстановление на новом уровне комплементарности образа мира и образа жизни - постоянный механизм смыслообразования» [15, с. 155], выступающий, на наш взгляд, важнейшей детерминантой перехода от традиционной к инновационной деятельности.

Известно, что жизнь не может разворачиваться в ситуации гармоничного сосуществования образа мира и образа жизни, которая приводит к умиранию системы - ей не к чему больше стремиться: не испытывая дефицита в том, что надо «вычерпнуть» из мира для удовлетворения собственных потребностей (надо), психологическая система меняет вектор своего движения в сторону распада (так возникают и тут же распадаются психологические системы детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, предполагающей прогнозирование и исполнение малейшего желания или потребности ребенка; так распадаются психологические системы взрослых, реализовавших полностью собственный жизненный план или закрывших систему от взаимодействий, ограничив смысловую наполненность жизни). В контексте подготовки педагогов к инновационной деятельности «зона прорыва» может определяться состоянием де-фицитарности - отсутствием у системы того, что определяет «напряженную возможность» [6, с. 151] ее (системы).

Близкую позицию к данной точке зрения занимает Г. Олпорт, выделяющий (в терминологии А.Маслоу) два типа стремлений или мотивов в человеке - дефицита и роста [12, с. 199]. Первый тип характеризует людей как стремящихся к снятию напряжения и восстановлению равновесия системы, второй же - как поддерживающих напряжения, порой беспредельно, за счет чего их цели долгосрочны, трудно достижимы, побуждая человека к непрерывному

саморазвитию и совершенствованию себя и своей действительности. Заметим, что данная позиция имеет в основе своей идею развертки двух схем: приспособительной и ценностной, которые в исключительных случаях могут совпадать, потому что имеют разную природу возникновения (адаптивную и сверхадаптивную). Подобной позиции придерживался В. Н. Дружинин (2000), выдвинувший тезис о наличии двух базовых форм активности человека во взаимодействии его как субъекта с объектом: адаптивная и преобразующая. В первом случае субъект приспосабливается к окружающему миру, ассимилируя его качества, а во втором - преобразует его, причем преобразование может иметь два пути: конструктивный, основанный на творческой активности, и деструктивный, основанный на разрушающем поведении.

На противоречиях, возникающих между образом мира и образом жизни, «пульсирует» готовность человека осуществить задуманное, возможное, желаемое, покрытое всегда налетом эмоционального отношения к «рожденному» в реальных условиях жизнедеятельности противоречию (О. М. Краснорядцева, Е. В. Некрасова и др.), выводящему к осуществлению инновационной деятельности.

Инновационное поведение, по определению Э. В. Галажинского и О. М. Краснорядцевой (2008), представляет собой такую форму активности человека, которая осуществляется путем его выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, где сходятся между собой как минимум три фактора:

- возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т. д. потенциалом;

- среда, отвечающая этим возможностям, т.е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация;

- готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь» [3].

Показателями инновационного поведения, проявляющегося в условиях реальной жизнедеятельности, выступают различные характеристики человека. Это и открытость экспериментам,

инновациям и изменениям, и готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма, и ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое; экономия времени, пунктуальность, и планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни, и высокая ценность образования и обучения, и особое отношение к действительности, характеризующееся любознательностью и стремлением управлять ей, и принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с поиском наилучших решений и попытками внести изменения [16].

Все эти показатели, на наш взгляд, имеют непосредственное отношение к жизненному самоосуществлению человека, поскольку инновационное движение - это балансирование между порядком и хаосом, которое И. Приго-жин назвал движением «от бытия к становлению и обратно» [14], когда переносится акцент с положения равновесия на состояние неустойчивости, где рождается и перестраивается структура. Эта одномоментность тяготения к равновесию, к стабильности наряду с открытостью, которая «нарушает» установленные правила, присуща также и жизненному самоосуществлению человека.

Инновационное поведение человека лежит в основе эволюционного развития общества, обеспечивая поступательное движение в направлении созидания и самосозидания, присущее жизненному самоосуществлению человека. Обращаясь к проблеме эволюционного движения, А. Бергсон в работе «Творческая эволюция» отмечал, что жизнь характеризуется возможностью самосозидания, результатом творения себя непрерывно (на этом свойстве ученый особым образом акцентирует внимание, поскольку прогресс, продолжающийся бесконечно, остается невидимым в каждый отдельный промежуток времени, но обнаруживается, когда «прошлое напирает на настоящее и выдавливает из него новую форму, несоизмеримую с предшествующими») [1]. По мнению автора, жизнь является таким результатом, который изменяется под влиянием каждый раз новых приобретенных форм этой жизни: если он (человек) следует «своему естественному направлению - тогда это будет развитие в форме напряжения, непрерывное творчество, свобод-

ная деятельность» (автор называет эту упорядоченность жизненной), а если же он поворачивает назад, то возникает другая форма порядка - инерция и автоматизм.

Можно сказать, что и среда, и человек претерпевают изменения в процессе жизни, обеспечивая новые возможности для дальнейшего движения, проявления инновационного поведения в процессе жизненного самоосуществления человека.

Для нас обозначение и рассмотрение понятия «жизненное самоосуществление» человека -это вопрос о самоосуществлении человека как способе предъявления себя миру и в этом открывающем для себя новые возможности [7]. Системообразующим основанием для теории, на которое опирается данное исследование, выступает представление о человеке как сложной самоорганизующейся системе, режимом существования которой является саморазвитие, обеспечивающее поступательное движение человека в направлении усложнения психологической системы (В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Э. В. Галажинский). При этом прилагательное «жизненное» несет особую нагрузку, указывая на протяженность «место-времени» разворачивающегося самоосуществления (это не одномоментный акт осуществления собственного потенциала!), где человек совершает усилие на пути к себе, открывая в себе «человеческие» пространства.

Поскольку человек выступает инициатором движения всей самоорганизующейся системы и в этом движении открывает перед собой новые возможности, то жизненное самоосуществление человека каждый раз новая «превращенная форма» [10], являющаяся продуктом всей системы в целом. Сам же человек как открытая самоорганизующаяся система выступает причиной избирательного взаимодействия со средой и, соответственно, причиной самоосуществления, которое предполагает свободу человека в выборе возможностей. Поэтому самоосуществление человека в процессе жизни - всегда изменение, а изменение - результат борьбы, приводящий жизнь человека в порядок. Эту же точку зрения мы обнаруживаем у М. К. Мамардашвили: «без меня в этом мире не будет порядка» [9]. При этом, ответственность за наличие порядка в мире несет сам человек.

Поскольку специфика инновационной деятельности человека определяется содержанием

Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009

123

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

его жизненного опыта, образующимся благодаря балансу между возможностями, открывающимися человеку, и результатами их перевода в действительность, то можно говорить о различных способах инвестирования «человеческого» продукта в окружающую среду.

Подлинное жизненное самоосуществление для человека заключается в ситуации перевода возможности в действительность таким образом, что оно выступает для человека в качестве реализации ответственной возможности как необходимости. В степени ответственности по отношению к себе, к собственному жизненному миру, собственному становлению как самоосуществлению раскрывается идея гетеростазического развития системы «возможность преобразования действительности - необходимость преобразования -новая (преобразованная) действительность» [5, с. 65], которая выводит систему на уровень «свободной инициации» [5, 6], «надситуативной активности» [13], инновационного поведения, проявляющихся в процессе жизненного самоосуществления человека.

Библиографический список

1. Бергсон А. Творческая эволюция. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/ berg/5.html

2. Бердяев Н. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 637 с.

3. Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М. О месте и роли мышления в организации инновационного поведения // Современная психология мышления: Смысл в познании: тезисы докл. науч. конф. М.: Смысл, 2008. С. 15-17.

4. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ; СПБ.: ИМАТОН-М, 2000. 93 с.

5. Клочко В. Е. Инициация мыслительной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991. 372 с.

6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

7. Логинова И. О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.

8. Лоскутов Ю. В. Современная философия: на пути к постнеклассической парадигме // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж: Изд-во ВГПУ. 2001. Вып. 9-10. С. 156-159.

9. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления / под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Культура, 1993 [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// ru.psilosophy.kiev.ua/library/mmk/kr/index.html

10. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути (М.Пруст «В поисках утраченного времени») / под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 570 с.

11.МаслоуА. Мотивация и личность. СПБ.: Евразия, 1999. - 432 с.

12. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.

13. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

14. Пригожин И. Р. Наука, разум и страсть // Знание - сила. 1997. № 9. С. 44-56.

15.Серкин В. П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

16. Halal W. E. The top 10 emerging technologies // Futurist. Washington, 2000 [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.allbusiness.com/technology/ 575217-1.html

Loginova I. О.

THE INNOVATIONAL BEHAVIOUR AS A DISPLAY OF THE HUMAN VITAL SELF-FULFILLMENT

The understanding of innovational behaviour as a display of the human vital self-fulfillment is submitted. The attention is stressed on the value contents of innovational behaviour specifying frameworks of the new life standard which is not limited to social and economic functioning of a society.

Keywords: innovational behaviour, human vital self-fulfillment, a postnonclassical ideal of rationality, self-organizing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.