ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Э.В. ГАЛАЖИНСКИЙ1*, В.Е. КЛОЧКО1, О.М. КРАСНОРЯДЦЕВА1, И.А. АГЕЕВА2
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный
университет», Томск;
2 Российско-Кыргызский Славянский университет, Бишкек, Кыргызстан
В статье представлены результаты кросс-культурного исследования (Россия, Кыргызстан) ресурсных характеристик инновационного поведения студенческой молодежи. Обсуждаются тенденции выраженности психологической готовности к инновационной и предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность к инновационной деятельности, психологическая готовность к предпринимательской деятельности.
Введение
Постановка проблемы. Нарождающаяся «новая экономика», «экономика знаний», сопряженная с идеей инновационного развития, предъявляет особые требования к проблеме раскрытия инновационных ресурсов человека. На факультете психологии Томского государственного университета разработаны концептуальные представления об инновационном поведении как поведении, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, а возникает инициативно. Причем, в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся, как минимум, три фактора:
- возможности человека, представленные его личностным, духовным, творче-
© Галажинский Э.В., Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Агеева И.А., 2013
* Для корреспонденции:
Галажинский Эдуард Владимирович доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, первый проректор Томского государственного университета E-mail: edu_1968@sibmail.com
ским, интеллектуальным и т.д. потенциалом;
- среда, отвечающая этим возможностям, то есть размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация;
- готовность человекареализовать свои возможности «здесь и теперь» [2, 3].
Значимой психологической характеристикой инновационного поведения человека является инновационный потенциал личности, под которым понимается интегральная системная характеристика человека, определяющая его способность, во-первых, генерировать новые формы поведения и деятельности, используя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике ценностно-смысловых измерений его жизненного пространства и, во-вторых, обеспечивать режим саморазвития [4]. Инновационный потенциал вбирает в себя ресурсную часть (возможности) и то, что можно было бы назвать «инновационный тонус», своего рода готовность, характеризующую устойчивость превращения потенциала (как резерва) в потенцию. Именно ресурсная часть инновационного потенциала как предиспозиция, то есть как то, что может проявиться на поведенческом уровне в
качестве источника или предпосылки саморазвития, но может при этом изучаться внеситуационно, то есть в достаточной степени номотетично, статично, выступила в качестве эмпирически измеряемого конструкта - психологической готовности к инновационной деятельности. Психологическая готовность к инновационной деятельности отражает динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности, полагаться на свои силы - (доверие к себе - и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам; легкость перестройки) [4, 5].
Целью настоящего исследования было выявление кросс-культурных особенностей выраженности психологической готовности к инновационному поведению у студенческой молодежи. Кросс-культурное исследование - любой вид исследования человеческого поведения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более культурах. Один из самых сложных вопросов заключается в разработке стратегий стандартизованного кросс-культурного исследования, без которых становятся весьма затрудненными проблемы интерпретации результатов исследования и оценок достигнутого. Задача кросс-культурного исследования - «получение сведений о культурных различиях и влиянии их на поведение людей» [7]. Одним из показателей достоверного кросс-культурного исследования Д. Мацу-мото считает робастность (силу и устойчивость: от англ. «robust» - «сильный») данных, несмотря на различие методов, используемых для их получения. В данном контексте имеет значение и мнение Я. Вальсинера [1] о взаимоотношениях культуры и методологии психологического исследования в процессе развития.
Задачи исследования. Поскольку основной областью внедрения результатов исследования, полученных в рамках реали-
зации данного проекта, является сфера общего и высшего профессионального образования, главными задачами на начальном этапе было проведение кросс-культурного исследования (Россия, Кыргызстан) ресурсных, предиспозиционных характеристик инновационного поведения студенческой молодежи:
- психологической готовности студенческой молодежи к инновационной деятельности;
- психологической готовности студенческой молодежи к предпринимательской деятельности.
Методика
Выборка и процедура исследования.
Исследование факторов психологической готовности к инновационной и предпринимательской деятельности было проведено среди студенческой молодежи вузов г. Томска (РФ) и г. Бишкека (Кыргызстан). В исследовании приняли участие 296 человек в возрасте от 16 до 28 лет. Подробная информация о количественном и возрастном составе респондентов из г. Томска и г. Бишкека представлена в таблице 1.
Таблица 1
Количественный и возрастной состав выборок исследования
Возраст
Город N Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение
Томск 157 19 24 20,91 0,996
Бишкек 139 16 28 19,65 1,773
Итого 296 16 28 20,32 1,547
Выборку составили студенты, обучающиеся на факультетах (специальностях) гуманитарного и экономического направлений (табл. 2).
Таблица 2
Частотное распределение респондентов гуманитарных и экономических специальностей из вузов г. Томска и г. Бишкека
Город Факультет/специальность Итого
гуманитарные экономические
Томск 70 87 157
Бишкек 56 83 139
Итого 126 170 296
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие тестовые методики: опросник психологической готовности к инновационной деятельности (Клочко В.Е., Краснорядцева О.М) и опросник психологической готовности к предпринимательской деятельности (Клочко В.Е., Краснорядцева О.М) [6] .
Опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности»
состоит из трех шкал: инициативность; предпочтение деятельности, требующей инновативности; готовность к переменам.
Шкала «Инициативность». Показатель по этой шкале отражает степень готовности человека действовать в условиях неопределенности (непредсказуемости) результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты.
Шкала «Предпочтение деятельности, требующей инновативности». Показатель по данной шкале отражает стратегии жизненного самоосуществления, проявляющиеся в выборе (или игнорировании) такого вида деятельности.
Шкала «Готовность к переменам». Показатель по этой шкале отражает степень генерализации предпочтений (устанавливаемых в шкале «Предпочтение деятельности, требующей инновативности») широкого круга жизненных ситуаций, требую-
щих перестройки устоявшихся параметров жизнеосуществления.
Опросник «Психологическая готовность к предпринимательской деятельности» состоит из четырех шкал: этическая готовность, мотивационная готовность, коммуникативная готовность, готовность к риску и преодолению препятствий.
Шкала «Этическая готовность». Показатель по данной шкале отражает «этический индекс» предпринимательской деятельности в системе ценностных предпочтений человека при выборе сфер жиз-неосуществления.
Шкала «Мотивационная готовность». Показатель по этой шкале указывает на степень сформированности побуждений к занятию предпринимательством - от полного отсутствия таковых до готовности включиться в эту деятельность при встрече с соответствующими условиями, при которых они могут быть реализованы.
Шкала «Коммуникативная готовность». Показатель по данной шкале отражает интегральную характеристику человека, складывающуюся из общей потребности в общении, той ценности, которую имеют для человека коммуникативные переживания, и сложившихся у него представлений о специфике коммуникативного взаимодействия как составной части предпринимательской деятельности, обеспечивающей ее эффективность.
Шкала «Готовность к риску и преодолению препятствий». Показатель по этой шкале является интегральным индексом таких известных свойств человека, как «толерантность к неопределенности», готовность принимать решения на «неполной ориентировочной основе», «жизнестойкость».
Для сбора, хранения, первичной обработки и визуализации диагностических данных была разработана система, состоящая из двух основных компонент - базы данных и компьютерной программы, обеспечивающей связь базы данных с пользователями.
Результаты
I. Сравнительный анализ особенностей психологической готовности к инновационной деятельности у студентов, обучающихся в вузах г. Томска и г. Бишкека
Для более детального изучения особенностей представленности у современной молодежи факторов психологической готовности к инновационной деятельности в соответствии с нормативными пока-
зателями методики были выделены группы респондентов с различным уровнем выраженности исследуемых признаков и построены гистограммы распределения относительных частот (по уровням выраженности) для каждой из исследуемых выборок (рис. 1-4).
Рассмотрим подробнее распределение каждого признака, измеряемого шкалами опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности».
Рис. 1. Выраженность признака «Инициативность» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис. 2. Выраженность признака «Предпочтение деятельности, требующей инновативности» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис. 3. Выраженность признака «Готовность к переменам» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис. 4. Выраженность общего показателя «Психологической готовности к инновационной деятельности» у респондентов из Томска и Бишкека
Для оценки статистической достоверности различий в выраженности признаков психологической готовности к инновационной деятельности у студентов, обучающихся в разных социокультурных условиях, был проведен статистический анализ сравнения средних значений, результаты которого представлены в таблице 3.
II. Результаты сравнительного анализа особенностей психологической готовности к предпринимательской деятель-
ности у студентов, обучающихся в вузах г. Томска и г. Бишкека
С целью изучения особенностей представленности у современной студенческой молодежи факторов психологической готовности к предпринимательской деятельности в соответствии с нормативными показателями методики респонденты были распределены по группам в зависимости от уровня выраженности у них исследуемых признаков.
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа признаков психологической готовности к инновационной деятельности у студентов, обучающихся в вузах г. Томска и г. Бишкека
Город N Среднее Стд. отклон. Стд. ошибка среднего t-критерий Р
Инициативность Томск 157 15,45 3,282 0,262 0,576 0,565
Бишкек 136 15,24 2,927 0,251
Предпочтение деятельности, требующей инновативности Томск 157 15,25 2,913 0,232 1,789 0,075
Бишкек 138 14,61 3,290 0,280
Готовность к переменам Томск 157 16,10 2,127 0,170 5,56 0,001
Бишкек 138 14,46 2,831 0,241
Рис. 5. Выраженность признака «Этическая готовность» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис. 6. Выраженность признака «Мотивационная готовность» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис. 7. Выраженность признака «Коммуникативная готовность» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис.8. Выраженность признака «Готовность к риску и преодолению препятствий» у респондентов из Томска и Бишкека
Рис. 9. Выраженность общего показателя «Психологической готовности к предпринимательской деятельности» у респондентов из Томска и Бишкека
На рисунках 5-9 графически приведены относительные частотные распределения (по уровням выраженности) признаков психологической готовности к предпринимательской деятельности в выборках респондентов из Томска и Бишкека.
Для того чтобы оценить степень влияния социокультурных условий на пси-
хологическую готовность к предпринимательской деятельности студенческой молодежи, был проведен статистический анализ сравнения средних значений исследуемых признаков среди респондентов города Томска и города Бишкека. Полученные нами результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа признаков психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся в вузах г. Томска и г. Бишкека
Город N Среднее Стд. отклон. Стд. ошибка среднего t-критерий р
Этическая готовность Томск 157 8,36 1,990 0,159 -0,642 0,521
Бишкек 139 8,50 1,935 0,164
Мотивационная готовность Томск 157 8,16 2,226 0,178 0,617 0,538
Бишкек 139 8,01 1,984 0,168
Коммуникативная готовность Томск 157 9,61 2,314 0,185 2,200 0,029
Бишкек 139 9,02 2,234 0,190
Готовность к риску и преодолению препятствий Томск 157 8,94 1,848 0,147 -1,614 0,108
Бишкек 139 9,27 1,654 0,140
Обсуждение
Анализ данных показывает, что распределения показателя «Психологическая готовность к инновационной деятельности» и показателей, измеряемых шкалами «Инициативность» и «Предпочтение деятельности, требующей инновативности», в целом соответствуют нормальному распределению. Характер распределения признака «Готовность к переменам» отличается от нормального. У данного признака наблюдается отрицательная (правосторонняя) асимметрия и выраженная островершинность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства респондентов из г. Томска наблюдается средний и выше среднего уровни выраженности готовности к переменам.
Анализ эмпирических данных студентов из Бишкека показал, что распределения
признаков «Психологическая готовность к инновационной деятельности», «Инициативность» и «Предпочтение деятельности, требующей инновативности» соответствуют нормальному распределению. Характер распределения признака «Готовность к переменам», так же, как и в случае результатов, полученных на выборке из Томска, отличается от нормального. У этого признака также наблюдается отрицательная (правосторонняя) асимметрия и выраженная островершинность.
Полученные данные показывают, что большинство респондентов из Бишкека, как и представители томской выборки, демонстрирует выраженную «Готовность к переменам» (уровень выше среднего). Среди участвующих в исследовании респондентов практически отсутствуют студенты с низким и высоким уровнями общего показателя психологической готовности к
инновационной деятельности. При этом следует отметить, что большинство респондентов, как из Томска, так и из Бишкека, демонстрирует средний или выше среднего уровни выраженности признаков, составляющих данный показатель.
На основании полученных данных можно утверждать, что общий показатель психологической готовности к инновационной деятельности у респондентов из г. Томска статистически значимо (р=0,001) превышает такой показатель у респондентов из г. Бишкека. Аналогичная картина наблюдается и в отношении признака «Готовность к переменам». Выраженность признака «Предпочтение деятельности, требующей инновативности» у студентов из Томска превышает показатели этого признака у студентов из Бишкека лишь на уровне статистической тенденции (р=0,075). По выраженности признака «Инициативность» статистически достоверных различий у респондентов из Томска и Бишкека в настоящем исследовании не было установлено (р=0,565).
В целом для общей выборки респондентов характерен средний уровень выраженности психологической готовности к предпринимательской деятельности. При этом у большинства респондентов и из Томска и из Бишкека наблюдается более заметная выраженность таких признаков, как «Коммуникативная готовность» и «Готовность к риску и преодолению препятствий». «Этическая готовность» и «Моти-вационная готовность» для большинства респондентов характеризуются средним уровнем выраженности.
В результате проведенного сравнительного анализа достоверные различия в двух группах респондентов были найдены только относительно признака «Коммуникативная готовность» (р=0,029). Наиболее высокие значения указанного признака наблюдаются у респондентов из г. Томска. По общему показателю психологической готовности к предпринимательской деятельности и составляющим его признакам
(кроме «Коммуникативная готовность») статистически достоверных различий у респондентов из Томска и Бишкека в выполненном исследовании не было выявлено.
Заключение
Проведенное кросс-культурное исследование психологических параметров инновационного поведения, отражающих взаимосвязь ресурсных (предиспозицион-ных) и собственных диспозиционных составляющих инновационного потенциала личности, показало, что:
1. Среди участвующих в исследовании студентов как г. Томска (Россия), так и Бишкека (Кыргызстан) число молодых людей с невыраженной даже на предиспо-зиционном уровне психологической готовности к инновационной деятельности представлено примерно одинаково - не более 1,55-2%. В целом у подавляющего числа исследованных студентов (91,5%), обладающих выраженным предиспозици-онным потенциалом для развития инновационной активности, имеются разного рода психологические дефициты, которые могут быть компенсированы путем создания соответствующей образовательной среды.
2. В обеих выборках практически нет тех, у кого все показатели психологической готовности к предпринимательской деятельности (этическая готовность, мо-тивационная готовность, коммуникативная готовность, готовность к риску и преодолению препятствий) имели бы высокий уровень выраженности. При том, что низкий уровень встречается менее чем у 1% респондентов, только 8% молодых людей характеризуются низким уровнем коммуникативной готовности к предпринимательской деятельности; низкий уровень выраженности готовности к риску и преодолению препятствий - всего у 2,5%. Однако только каждый девятый студент с достаточно высокой психологической готовностью к инновационной деятельности
обладает выраженной психологической готовностью к предпринимательской деятельности.
Работа выполнена в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущихученых (договор № 11.G34.31.0043).
Литература
1. Вальсинер Я. Культура, развитие и методология в психологии: преодолеть отчуждение через эмпирические данные // Культурно-историческая психология. - 2005. - № 1. - С. 37-50.
2. Галажинский Э.В. Перспективные направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом // Пси-
хология образования. - М.: СГУ - 2008.
- № 8. - С. 4-9.
3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. - Томск: ТГУ, 2009.
4. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник ТГУ. - 2010. № 337.
5. Клочко В.Е. Многомерное психологическое мышление: антропологические проекции // Психология обучения. - 2012. - М., СГУ.
- № 10. - С. 4-23.
6. Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Э.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибирский психологический журнал. - Томск. -2011. - Вып. 40. - С. 164-175.
7. Мацумото Д. Психология и культура [Электронный ресурс]: ЬИр^А^^^итег. т&/ЫЫю1ек_Вик8/Р8Шо1/Ма18/05.рНр
СROSS-CULTURAL STUDY OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR INNOVATIVE BEHAVIOUR
E.V. GALAZHINSKY1, V.E. KLOCHKO1, O.M. KRASNORYADTSEVA1, I.A. AGEEVA2
1 Tomsk State University, Tomsk;
2 Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyz Republic
The article represents the results of the cross-cultural (Russia, Kyrgyzstan) research of innovative behaviour resource components in university students. We discuss the trends of expressiveness of psychological readiness for innovative and entrepreneurial activity.
Keywords: psychological readiness for innovative activity, psychological readiness for entrepreneurial activity.