Научная статья на тему 'К вопросу о цели управления затратами предприятия'

К вопросу о цели управления затратами предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ЗАТРАТ / ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ЦЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / THE PURPOSES OF EXPENSES / THE PURPOSES OF MANAGEMENT OF EXPENSES / THE PURPOSES OF A CONTROL SYSTEM OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровиков В. И., Хвостикова В. А.

Раскрываются теоретические и практические аспекты формирования цели управления затратами предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE PURPOSE OF MANAGEMENT OF ENTERPRISE EXPENSES

Theoretical and practical aspects of formation of the purpose of management of enterprise expenses reveal

Текст научной работы на тему «К вопросу о цели управления затратами предприятия»

УДК 657.47

К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В.И. Боровиков, В.А. Хвостикова

Раскрываются теоретические и практические аспекты формирования цели управления затратами предприятия

Ключевые слова: цели затрат, цели управления затратами, цели системы управления затратами

Акцентируем внимание на том, что система управления затратами является целеустремленной. Целеустремленность данной системы определяется ее свойством воспринимать требования с тем, чтобы следовать альтернативным действиям для удовлетворения потребностей предприятия. Акофф и Эмери, описавшие отличия между целенаправленными и целеустремленными системами, полагают, что целеустремленные системы изобретательны, то есть, способны разнообразно реагировать на изменения среды [1].

Насколько оперативно субъект управления затратами способен оценить ситуацию и подготовиться к начавшимся изменениям, настолько выгодными данные изменения для окажутся для предприятия.

М.Портер, отмечает, что «по мере того, как менеджеры проводят усовершенствования по всем фронтам, они все дальше удаляются от жизнеспособных конкурентных позиций» [2]. В связи с этим для определения эффективности изменений он предлагает использовать: критерии операционной эффективности (наилучшее использование факторов производства, в том числе устранение брака, внедрение прогрессивных технологий, лучшая мотивация работников и т.д.); критерии стратегического позиционирования.

М.Портер пишет, что «мало - помалу, управленческие инструменты заменили стратегию» [2].

Цели системы управления затратами являются производными от целей предприятия. В таблице обобщены мнения ученых и практиков относительно взаимосвязи стратегических целей предприятий и основных целей управления затратами.

Изучению целей в сфере управления затратами посвящено большое число работ, однако пока еще нельзя говорить о том, что выработался достаточно четкий единый взгляд на них, позволяющий подойти к созданию объективной научной теории.

Первенство и важность определения цели на протяжении веков подчеркивали философы и ученые. В литературных источниках приводятся различные определения понятия цели, в зависимости от контекста исследования. Ф.Ларошфуко писал, что лишены прозорливости не те люди, которые не дос-

Боровиков Василий Иванович - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, тел. (4732) 43-76-67

Хвостикова Валентина Андреевна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 38-40-37

тигают цели, а те, которые проходят мимо нее. Г.Эмерсон, сформулировавший 12 принципов производительности, первым обозначил принцип: «Исходный пункт управления - отчетливо поставленные цели».

В философском понимании цель есть предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель становится изменяющей действительность силой «только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации».

Д.Синк приводит две трактовки понятия цели: как будущие состояния, желательные для индивида или организационной системы;

осознаваемые ограничения, которые наложены на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний, устремлений.

Следовательно, цели - это не только желательные ориентиры для будущих достижений, они предполагают также определенное поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь.

В теоретических исследованиях выделяют цели затрат, цели управления затратами, цели системы управления затратами. М. Портер считает, что для обеспечения операционной эффективности затраты нужны для получения «отличительного качества». Он пишет, что «такое отличительное качество должно обеспечить либо большую ценность для потребителей, либо создать сопоставимую с конкурентами ценность, но при меньших издержках, либо решить обе задачи» [2]. Он же отмечает, что «постижение целей - это динамический процесс, с помощью которого индивиды и организации определяют свои будущие устремления в рамках некоторых известных им ограничений... Фактически постановка целей превращается в процесс распределения ресурсов...» [2]. Данное высказывание подтверждает мнение, что цели управления затратами являются производными целей управления предприятием.

В литературе акцентируется внимание на том, что цель, как желаемое состояние системы или результаты ее деятельности, достижима в пределах некоторого интервала времени.

Соотношение целей предприятий и целей системы управления затратами

Стратегическая цель Г енеральная целевая установка управления затратами

Выживание Минимизация затрат и ресурсов, использованных для достижения намеченного уровня эффективности

Прибыль Максимизация эффекта при соблюдении определенных размеров ресурсов и затрат

Рост, расширение Максимизация главного отношения эффективности без фиксации затрат и ресурсов. Предполагает рост затрат для получения дополнительных результатов (повышения качества продукции, расширения ее ассортимента, увеличения объемов продаж, освоения новых рынков); наращивание ресурсов

Лидерство Максимизация главного отношения эффективности без фиксации затрат и ресурсов. Предполагает рост затрат на создание и распространение на рынке высококачественных продуктов, марок, образа фирмы, способствующих созданию, закреплению и развитию лидирующего положения

Достижение конкурентных преимуществ за счет низких издержек Снижение удельных затрат за счет совершенствования конструкций изделий, технологии изготовления, роста объемов производства, отказа от оказания дополнительных услуг покупателям; освобождение от лишних ресурсов

Диверсификация производства Рост затрат на производство продуктов, не связанных с основной деятельностью фирмы; наращивание ресурсов

Специализация (на виде продукта, на сегменте рынка) Сосредоточение затрат и ресурсов на производстве одного вида товара; освобождение от лишних ресурсов

Синергизм Снижение удельных затрат за счет имеющихся ресурсов

Изменение профиля фирмы Рост затрат; освобождение от одних ресурсов и наращивание других

Т.Саати и К.Кернс классифицируют цели в зависимости от времени, требуемого для их осуществления на:

цели достижимые в течение определенного и сравнительно короткого периода времени;

на макроцели, достигаемые за более длительные периоды и требующие предшествующего удовлетворения одной или более краткосрочных целей;

идеалы или состояния системы, которые никогда не достигаются, но к которым система приближается, удовлетворяя краткосрочные цели и макроцели [3].

Цели концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях управления затратами: могут служить в качестве нормативов; могут служить для обоснования затрат ресурсов на отдельные виды деятельности;

могут повлиять на структуру и процедуры управления затратами: нередко отражают глубинные мотивы и особенности как индивидов, так и организаций.

Ф.Тейлор - основатель школы научного менеджмента - определил умение ставить и реализовывать цели как «искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

Процедура, с помощью которой устанавливают цели управления затратами, может при правильном подходе служить мотивирующим средством путем формирования ориентации на достижение результа-

тов (опыт японских производственных предприятий).

Исследования М.Портера, Д.Синка и других авторов подтверждают принципиальную справедливость следующих выводов относительно постановки целей в качестве механизма усиления мотивации и повышения эффективности: трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению легкими целями; конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде; цели опосредуют или смягчают влияние, которое оказывают на результаты денежные стимулы, недостаток времени, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция.

Исходя из логического позитивизма, который носит эмпирический характер, изучение целей управления затратами необходимо соотносить с практикой, которую будем считать «критерием истины».

Различия в подходах теории и практики управления затратами предприятия заключаются в следующем:

на практике цель управления затратами - их снижение во взаимосвязи с уменьшением оттока денежных средств; в теории чаще говорят об оптимизации размера и структуры затрат, выделяя управление денежными потокам в отдельную область исследования;

на практике управление затратами является тактической задачей, отданной на откуп экономиче-

скому отделу и бухгалтерии; согласно теоретическим исследованиям управление затратами предприятия должно носить стратегический характер;

на практике превалирует функция учета затрат, в то время как в теории наиболее проработаны методы и модели анализа затрат; но наиболее важными и трудными в части качественной реализации являются функции прогнозирования и планирования;

на практике понятия затраты, себестоимость, издержки, расходы трактуются как синонимы, теория делает между ними различия;

классификации затрат на практике сориентированы на налоговый учет; в теории наибольший интерес представляет типология затрат для принятия управленческих решений;

И теоретики и практики отмечают, что снижение затрат является более эффективным способом увеличения прибыли, чем рост на столько же процентов объема продаж (сокращение затрат на 5-7% дает такой же прирост прибыли, что и увеличение объема продаж на 20-30% при неизменной рентабельности). Кроме того, изменение затрат существенно влияет на объем продаж, минимально необходимый для безубыточного функционирования предприятия, и на выбор отпускных цен, на рентабельность и соответственно на привлечение кредитов.

При формировании целей системы управления затратами следует опираться на требования пользователей системы (покупатели, маркетологи, снабженцы, работники кадровой службы, руководители всех рангов и другие), а не на ее создателей (руководитель предприятия, руководители экономических служб предприятия). Так как создатели задают цели системы лишь на этапе ее создания; в процессе функционирования системы пользователи адаптируют ее к своим собственным целям.

Нами выделен следующий набор принципов, которые необходимо учитывать при разработке целей системы управления затратами предприятия: взаимная выгода для предприятий и потребителей;

получение прибыли на пути реализации достижений научно - технического прогресса; честная конкуренция;

привлечение к управлению затратами персонала.

Таким образом, цели управления затратами должны удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать целям, стратегии, ресурсам и потенциалу предприятия;

должны быть структурированы по уровням управления, временным периодам, предметному и функциональному принципу;

должны отвечать запросам менеджеров, принимающих различные управленческие решения;

должны быть четко сформулированы, с использованием количественных и качественных показателей которые должны быть достигнуты в заданном периоде;

должны быть сложными, но достижимыми при существующем уровне научно-технического прогресса.

Иногда цели устанавливаются однозначно, иногда определяются допустимые уровни. Обычно цели характеризуются: содержанием; объектом

(часть или область деятельности); способом выражения (единицы, измерители); уровнем, который должен быть достигнут; временем достижения требуемого уровня.

Цели либо открыто провозглашаются, либо неявно подразумевается и проявляется через стандарт поведения (атмосферу, философию предприятия). Базовые цели управления затратами должны формироваться и доводиться до персонала предприятия в форме деловых установок (например, на совещаниях); периодических заявлений высшего руководства (например, через внутренние периодические издания, радио); долгосрочных целей и проводимой политики (например, лозунги, во время проведения курсов по подготовке кадров).

Пути достижения целей устанавливаются в процессе разработки стратегии управления затратами. Реализация целей является следующей сферой научных изысканий и требует отдельного теоретического и практического исследования.

Ввиду требований к объему статьи мы предпочли отказаться от ссылок, несущественных для хода наших рассуждений. Мы надеемся, что это не будет воспринято как неуважение или недооценка идей множества специалистов, которые мы широко заимствовали.

Литература

1. Р.Акофф, Ф.Эмери О целеустремленных системах. Пер. с англ. Изд.2,доп. 2008. 272 с.

2. Портер М.Э Конкуренция, обновленное и расширенное издание Издательство: Вильямс, 2010 г., 592 с.

3. Т. Саати, К. Кернс Аналитическое планирование. Организация систем Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991, 224 с.

Воронежский государственный технический университет

TO THE QUESTION ON THE PURPOSE OF MANAGEMENT OF ENTERPRISE EXPENSES V.I. Borovikov, V.A. Hvostikova

Theoretical and practical aspects of formation of the purpose of management of enterprise expenses reveal

Key words: the purposes of expenses, the purposes of management of expenses, the purposes of a control system of expenses

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.