Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / INDEPENDENT WORK / FACULTY OF PROFESSIONAL TRAINING / COMBAT TECHNIQUES OF WRESTLING / PEDAGOGICAL CONTROL / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппович В.А.

В статье раскрываются проблемные вопросы организации и проведения самостоятельных занятий по физической подготовке слушателями факультета профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России на примере Сибирского юридического института МВД России. Вносятся предложения по осуществлению педагогического контроля за самостоятельными занятиями, предусмотренными учебным расписанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппович В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EXPEDIENCY OF PEDAGOGICAL CONTROL OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING CLASSES FOR STUDENTS OF THE FACULTY OF PROFESSIONAL TRAININGOF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article reveals the issues of organizing and conducting independent classes in physical training students of the faculty of professional training of educational institutions of the MIA of Russia on the example of the Siberian law Institute of MIA Russia. Proposals are made for the implementation of pedagogical control over independent classes provided for in the curriculum.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 796

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

TO THE QUESTION OF THE EXPEDIENCY OF PEDAGOGICAL CONTROL OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING CLASSES FOR STUDENTS OF THE FACULTY OF PROFESSIONAL TRAINING OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Филиппович Владимир Александрович,

доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук

filvov1969@mail.ru

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, физическая подготовка, самостоятельная работа, факультет профессиональной подготовки, боевые приемы борьбы, педагогический контроль, мотивация.

В статье раскрываются проблемные вопросы организации и проведения самостоятельных занятий по физической подготовке слушателями факультета профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России на примере Сибирского юридического института МВД России. Вносятся предложения по осуществлению педагогического контроля за самостоятельными занятиями, предусмотренными учебным расписанием.

Keywords:

professional training, physical training,

independent work, faculty of professional training, combat techniques of wrestling, pedagogical control, motivation.

The article reveals the issues of organizing and conducting independent classes in physical training students of the faculty of professional training of educational institutions of the MIA of Russia on the example of the Siberian law Institute of MIA Russia. Proposals are made for the implementation of pedagogical control over independent classes provided for in the curriculum.

Проблема ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья всегда была и остается актуальной. Безусловно, значительный вклад в решение данного вопроса вносит формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями без принуждения, то есть самостоятельно. Однако значительная часть молодых людей не усматривают положительного эффекта от данных занятий. Для осмысления позитивного результата от занятий физической культурой и оптимального достижения спортивных результатов следует воспитывать соответствующую мотивацию.

Наряду с физической культурой активный образ жизни является средством не только физического совершенствования и поддержания здоровья, но и формирования общественной, трудовой и созидательной активности молодого поколения, что влияет на совершенствование социальной структуры общества в целом. Следует знать, что регулярные занятия физическими упражнениями сохраняют здоровье и молодость, которым сопутствует творческий трудовой подъем.

Далеко не секрет, что понимание значимости занятий физической культурой и спортом, в том числе и самостоятельных, прививается с раннего возраста и, несомненно, важнейшую роль в этом должны играть родители. Семья является ячейкой общества, в которой вырабатывается и формируется личность человека, его жизненные позиции и мотивы.

Очевидно, что если в семье ведется здоровый образ жизни, занимаются систематически физической культурой, приводят детей в спортивные секции, где также формируется позитивное отношение к физическому развитию, тогда в дальнейшем ребенок будет регулярно уделять время для поддержания физической формы, а впоследствии может заниматься спортом на профессиональном уровне.

Как известно, мотивация - это побуждение к действию, другими словами - это психофизиологический процесс, который управляет поведением человека. Необходимость в активном образе жизни, в физическом развитии, потребность в сохранении и укреплении здоровья являются мотивацион-ными основами для занятий физическими упражнениями. Тем не менее далеко не вся молодежь может принудить себя самостоятельно заниматься физической культурой или спортом [2, с. 97].

Полагаем, что осознанное отношение к занятиям физической культурой или спортом приводит к положительному эффекту, но он будет только там, где обучающиеся точно знают, для чего им это нужно, какого уровня достичь и чем это может быть полезно в дальнейшем. А для сотрудников органов внутренних дел данное положение было и остается весьма актуальным.

Учитывая специфику профессиональных обязанностей сотрудников отдельных подразделений правоохранительных органов, связанную с применением

физической силы, однозначно, необходимо уделять особое внимание общей и специальной физической подготовке.

По нашему мнению, в образовательных организациях МВД России рабочая учебная программа для курсантов и слушателей позволяет добиваться цели физической подготовки сотрудников ОВД, которая заключается в формировании физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, специальных средств, в том числе боевых приемов борьбы (далее - БПБ), а также обеспечении высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [1].

Но все же, как показывают педагогические наблюдения, заканчивая образовательную организацию МВД России, значительная часть выпускников на достаточно низком уровне демонстрируют психофизическую подготовленность к выполнению служебных задач. Как показывает опыт, в основном лишь те курсанты и слушатели, которые в течение всего периода обучения занимались в спортивных секциях по прикладным видам спорта или упражнялись самостоятельно отработкой навыков применения боевых приемов борьбы и своим физическим совершенствованием, на выпускных испытаниях показывают достойный результат при демонстрации БПБ и сдаче контрольных нормативов по общей физической подготовке.

Мы считаем, что причиной такого результата является то, что, занимаясь физической подготовкой только на практических занятиях в рамках выделенных часов рабочей учебной программы, слушатели факультета профессиональной подготовки (далее - ФПП) не обретают требуемого эффекта для достижения поставленной цели. Также следует отметить, что слушатели привлекаются к несению службы в суточных нарядах, имеют освобождения от практических занятий по различным причинам, в том числе по болезни.

Несомненно, что в результате такой ситуации у большей части обучающихся отмечается дефицит не только в общем физическом развитии, но и в специальной физической подготовке. Полагаем, если следовать основным дидактическим принципам систематичности, сознательности и активности, то можно добиться необходимого результата. По нашему мнению, наличие дополнительных занятий под контролем преподавателей, а также самостоятельная подготовка с наиболее подготовленными слушателями могут возместить дефицит физической активности и обеспечить формирование двигательного навыка и физическое самосовершенствование.

В Сибирском юридическом институте МВД России преподаватели, как правило, требуют отработки обучающимися пропущенных практических занятий по физической подготовке, кроме тех, которые связаны с несением службы в суточных нарядах и выступлением на соревнованиях. Считаем, что это дает возможность в определенной степени восполнить недостаток в специальных

навыках и физической подготовленности. Однако хотим отметить, когда курсант или слушатель занимается физической подготовкой, что называется, «из-под палки», эффект ощутимо понижается. Вследствие чего мы считаем, что задачей каждого преподавателя является повышение мотивации у обучающихся к самостоятельным занятиям физической подготовкой и спортивной деятельностью.

Результаты многолетних педагогических наблюдений показали: чтобы повысить мотивацию у курсантов и слушателей к физкультурно-спортивной деятельности, преподавательский состав должен творчески подходить к практическим занятиям по физической подготовке. Занятия не должны проходить монотонно и однообразно, так как в этом случае появляется как психическая, так и физическая усталость.

Мы считаем, что немаловажной составляющей в воспитании мотивации к занятиям у курсантов и слушателей является эмоциональный фон, который, как известно, возрастает при использовании игрового или соревновательного метода обучения, разнообразных и интересных упражнений с элементами новизны. Кроме этого следует заметить, что у педагогов, владеющих неплохим чувством юмора, которые всегда его используют уместно, занятия проходят с положительными эмоциями, большим интересом и с хорошим настроением.

Осуществление индивидуального подхода к обучающимся, умение учитывать способности каждого, дать дельный совет или методические рекомендации показывают позитивное отношение педагога-профессионала к обучающимся, который способен заинтересовать и мотивировать их к сознательному занятию самостоятельно своим физическим развитием и специальной физической подготовкой.

Резюмируя выше указанное, хотелось бы со всей ответственностью заявить, что именно преподавателям физической подготовки принадлежит особая роль в формировании мотивации у курсантов и слушателей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Нужно стремиться преподносить учебный материал так, чтобы обучающиеся получали физическое и моральное удовольствие, а также позитивные эмоции от физкультурно-спортивной деятельности.

Наверняка, добиваясь желаемого результата, курсанты и слушатели будут со значительным энтузиазмом работать на практических занятиях по физической подготовке, посещать спортивные секции по прикладным видам спорта и самостоятельно заниматься в свободное от учебы время, что позволит выпускникам образовательных организаций МВД России быть психофизически готовыми к выполнению поставленных служебных задач.

Согласно действующей программе профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего составов, впервые принятых на служ-

бу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский», по дисциплине «Физическая подготовка» из общего количества (90 часов) на изучение боевых приемов борьбы выделяется 36 часов и 20 часов на самостоятельную работу.

Подразумевается, что на самостоятельных занятиях по физической подготовке слушатели факультета профессиональной подготовки должны или даже обязаны повторять и совершенствовать боевые приемы борьбы, которые ранее изучались и отрабатывались на практических занятиях под контролем преподавателей.

Проведенное анонимно анкетирование со слушателями ФПП в двух учебных группах общей численностью 58 человек, из которых 7 сотрудников женского пола, показало, что 52% опрошенных во время самостоятельных занятий, которые предусмотрены расписанием, предпочитают спортивные игры, 12% -заниматься общей физической подготовкой, 15% указали на то, что действительно уделяют основное время для овладение боевыми приемами борьбы. К сожалению, необходимо констатировать, что 21% респондентов во время самостоятельной работы «сидят» в телефонах или заняты своими личными делами.

Эти факты подтверждаются и тем, что слушатели ФПП перед самостоятельной подготовкой подходят к преподавателям и просят мячи для спортивных игр вместо отработки навыков применения боевых приемов борьбы.

Опытному преподавателю кафедры физической подготовки ясно представляется, что отведенных часов согласно рабочей программе на освоение боевых приемов борьбы достаточно только для того, чтобы продемонстрировать их на несопротивляющемся ассистенте в медленном темпе, что не отвечает требованиям приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Очевидно, чтобы выполнять БПБ в условиях неожиданного нападения вооруженного или невооруженного ассистента, необходимо много работать не только на самостоятельной подготовке в предоставленные для этого часы, но и дополнительно в свободное время.

По нашему мнению, преподавателям, ведущим физическую подготовку, в своих учебных группах необходимо более качественно осуществлять педагогический контроль над выполнением практических заданий на самоподготовке. Кроме того, необходимо на каждом практическом занятии проводить выборочный опрос по выполнению БПБ на оценку, особенно у слушателей, которые имеют затруднения в освоении учебной программы.

Считаем, что целесообразно уделять время на проведение дополнительных индивидуальных занятий для отработки БПБ и общей физической подготовки для нуждающихся. На наш взгляд, стоит творчески подходить к решению проблемных вопросов по подготовке квалифицированных сотрудников ОВД,

владеющих профессиональными знаниями и практическими навыками применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Также стоит отметить, что преподавателям физической подготовки следует убеждать слушателей ФПП после окончания первоначальной подготовки систематически и сознательно заниматься поддержанием своей физической формы, в том числе доведением до автоматизма выполнению боевых приемов борьбы не только на практических занятиях в своих подразделениях, но и самостоятельно. Убеждены, что только в этом случае мы добьемся желаемого результата, который заключается в готовности сотрудника органов внутренних дел успешно решать поставленные перед ним служебные задачи.

Библиографический список

1. Гуралев, В.М. К вопросу о формировании мотивации к занятиям спортом / В.М. Гуралев, С.В. Паршин // Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ФФКиС. - Красноярск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.