Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМА КАДРОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко С.А.

Проблема кадрового «голода» в сфере агропромышленного комплекса России перманентно присутствует уже многие годы. Острота данной проблемы еще более усиливается из-за последствий пандемии COVID-19, что качественно и количественно отражается на рынке труда. Показатель трудоустройства выпускников крайне важен для высших учебных заведений, так как от него зависит рейтинг образовательных учреждений. В статье применен метод сравнительного анализа подготовки специалистов с высшим образованием в аграрных вузах в России и США. Проведено исследование предпочтений выпускников в трудоустройстве по специальности и анализ их удовлетворенности своей работой. Этот аспект очень важен, так как трудоустройство по той специальности, которую получил выпускник, способствует росту уровня заработной платы и дополнительных стимулирующих выплат, позволяет выстраивать более осознанную траекторию карьеры в стратегическом отношении. Научная новизна исследования обусловлена изучением ситуации в отношении трудоустройства выпускников аграрных вузов. Обобщены существующие подходы в решении проблемы закрепления выпускников и выявлены нерешенные вопросы. Изучены новые инструменты для стимулирования трудоустройства выпускников в условиях цифровизации. В результате исследования даны рекомендации по совершенствованию методов поддержки выпускников университетов в вопросах трудоустройства с учетом необходимости развития кадровой и инновационной среды аграрных вузов, которая должна брать свое начало в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF AGRARIAN UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The problem of personnel "hunger" in the sphere of the agro-industrial complex of Russia has been permanently present for many years. The severity of this problem is further intensified due to the consequences of the COVID-19 pandemic, which is qualitatively and quantitatively reflected in the labor market. The employment rate of graduates is extremely important for higher education institutions, as the rating of educational institutions depends on it. The article uses a method of comparative analysis of the training of specialists with higher education in agrarian universities in Russia and the USA. A study of graduates' preferences in employment in the specialty and an analysis of their satisfaction with their work was conducted. This aspect is very important, since employment according to the specialty that the graduate received contributes to an increase in the level of wages and additional incentive payments, allows to build a more rational career trajectory in strategic terms. The scientific novelty of the research is due to the study of the situation regarding the employment of graduates of agrarian universities. The existing approaches to solving the problem of securing graduates are summarized and unresolved issues are identified. New tools have been studied to stimulate the employment of graduates in the conditions of digitalization. As a result of the study, the recommendations on improving the methods of supporting university graduates in employment, taking into account the need to develop the personnel and innovation environment of agricultural universities, which should originate in higher educational institutions, are given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК / UDC 330.101

К ВОПРОСУ О Т РУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ АГ РА РНЫХ ВУЗОВ

В УСЛОВИЯХ ЦИФ Р ОВИЗАЦИИ

ON THE ISSUE OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF AGRARIAN UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Тимошенко С.А., старший преподаватель1, аспирант2 Timoshenko S.A., Senior Lecturer1, Postgraduate Student2 1ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный

университет», Санкт-Петербург, Р оссия 1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "St. Petersburg State Agrarian University", St. Petersburg, Russia 2ФГБУН «Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр

Р оссийской академии наук», Санкт-Петербург, Россия 2Federal State Budgetary Institution of Science "St. Petersburg Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences", St. Petersburg, Russia E-mail: svet timoshenko@mail.ru

Проблема кадрового «голода» в сфере агропромышленного комплекса России перманентно присутствует уже многие годы. Острота данной проблемы еще более усиливается из-за последствий пандемии COVID-19, что качественно и количественно отражается на рынке труда. Показатель трудоустройства выпускников крайне важен для высших учебных заведений, так как от него зависит рейтинг образовательных учреждений. В статье применен метод сравнительного анализа подготовки специалистов с высшим образованием в аграрных вузах в России и США. Проведено исследование предпочтений выпускников в трудоустройстве по специальности и анализ их удовлетворенности своей работой. Этот аспект очень важен, так как трудоустройство по той специальности, которую получил выпускник, способствует росту уровня заработной платы и дополнительных стимулирующих выплат, позволяет выстраивать более осознанную траекторию карьеры в стратегическом отношении. Научная новизна исследования обусловлена изучением ситуации в отношении трудоустройства выпускников аграрных вузов. Обобщены существующие подходы в решении проблемы закрепления выпускников и выявлены нерешенные вопросы. Изучены новые инструменты для стимулирования трудоустройства выпускников в условиях цифровизации. В результате исследования даны рекомендации по совершенствованию методов поддержки выпускников университетов в вопросах трудоустройства с учетом необходимости развития кадровой и инновационной среды аграрных вузов, которая должна брать свое начало в высших учебных заведениях Ключевые слова: трудоустройство выпускников, аграрный университет, целевое обучение, цифровизация, экосистема кадровой среды.

The problem of personnel "hunger" in the sphere of the agro-industrial complex of Russia has been permanently present for many years. The severity of this problem is further intensified due to the consequences of the COVID-19 pandemic, which is qualitatively and quantitatively reflected in the labor market. The employment rate of graduates is extremely important for higher education institutions, as the rating of educational institutions depends on it. The article uses a method of comparative analysis of the training of specialists with higher education in agrarian universities in Russia and the USA. A study of graduates' preferences in employment in the specialty and an analysis of their satisfaction with their work was conducted. This aspect is very important, since employment according to the specialty that the graduate received contributes to an increase in the level of wages and additional incentive payments, allows to build a more rational career trajectory in strategic terms. The scientific novelty of the research is due to the study of the situation regarding the employment of graduates of agrarian universities. The existing approaches to solving the problem of securing graduates are summarized and unresolved issues are identified. New tools have been studied to stimulate the employment of graduates in the conditions of digitalization. As a result of the study, the recommendations on improving the methods of supporting university graduates in employment, taking into account the need to develop the personnel and innovation environment of agricultural universities, which should originate in higher educational institutions, are given. Key words: employment, graduates, agricultural university, targeted training, digitalization, ecosystem of the personnel environment.

Введение. Основные вызовы современности с точки зрения формирования кадрового потенциала страны можно свести к следующим:

- к 2030 году нехватка квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям в связи с внедрением инновационных технологий, появлением новых отраслей и профессий может привести к многомиллиардным потерям в экономике;

- скорость накопления новых требований экономики к кадровому потенциалу в разы опережает процесс обновления номенклатуры и содержательной части профессий и квалификаций;

- в большинстве своем программы социально-экономического развития Российской Федерации не содержат достаточных требований и алгоритмов решения задач совершенствования кадрового потенциала АПК;

- частный бизнес, который является заказчиком своих будущих специалистов, относится зачастую формально к взаимодействию с высшими учебными заведениями, что приводит к выпуску специалистов без необходимых компетенций и навыков;

- выпускники из малообеспеченных или социально незащищенных семей имеют слабые возможности для подтверждения своей квалификации при вхождении на рынок труда;

- трудовые мигранты, не имеющие должной квалификации, становятся дополнительным обременением для российской экономики;

- высокие темпы цифровизации предъявляют требования к цифровым навыкам соискателей работы.

Цифровизация, кадровый дефицит в агробизнесе, повышение требований к уровню подготовки профильных специалистов - это лишь малая часть тех сложностей, с которыми до сих пор сталкивается сельское хозяйство [1 ]. Поэтому агробизнес напрямую должен быть заинтересован в качественной подготовке будущих специалистов и дальнейшем их самоопределении, что подразумевает тесное взаимодействие с профильным университетом [2].

Пандемия СОУЮ-19, которая обрушилась на человечество, оказала серьезнейшее влияние на и без того достаточно сложный этап в жизни каждого молодого человека, который заканчивает обучение и оказывается перед решением вопроса успешного трудоустройства и выстраивания своей карьерной траектории. Именно выпускники, в силу своей мобильности, готовы к трудоустройству в местах благоприятных в отношении развития карьеры, а также в отношении развитости инфраструктуры [3]. Выпускники же аграрных вузов, в силу специфики отрасли, в большей своей массе не остаются в профессии, а рассеиваются в других секторах экономики. Связано это в большей степени с недостаточным уровнем развития инфраструктуры села.

По данным Росстата, в целом по РФ, к 2020 г. сельский жилищный фонд не благоустроен на 62,5%, обеспеченность питьевой водой составляет только 57,8%, уровень газификации домов - 55,4%, протяженность дорог с твердым покрытием - 71,6%. В связи с этим сельское население ежегодно уменьшается на 0,2%. Наиболее подвержены миграционным настроениям молодые люди в возрасте окончания школы и поступления на учебу, а также в начале построения своей карьеры.

Одновременно с вышеперечисленными проблемами, следует выделить ряд трудностей, которые существуют и в российском аграрном высшем образовании:

- несоответствие подготовки выпускников потребностям агробизнеса, связанное в большей степени с низким материально-техническим обеспечением в части практической подготовки будущих специалистов, несмотря на новые требования развития цифровой экономики;

- отсутствие многих востребованных направлений подготовки, в связи с закрытием соответствующих кафедр или факультетов в ВУЗах;

- низкая мотивация выпускников для работы в сельском хозяйстве.

Кроме всего прочего, существует непонимание у многих выпускников, что им необходимо и чего они хотят для самореализации. Сохраняется также на уровне подсознания и убеждение, что работа в сельскохозяйственной отрасли непрестижна. Безусловно, стоит признать, что аграрный сектор обновляется гораздо медленнее, чем городская среда [4]. Тем не менее, агробизнес модернизируется и процесс цифровизации уже и в этой отрасли достаточно распространен [5-7]. Новые технологии, Интернет уже широко проникли в деревни, что ведет к глобальной трансформации экономики и возможностей развития сельских территорий [ 8].

Учитывая все эти изменения, необходимы определенные навыки кадров, что в свою очередь, предъявляет высокие требования к процессу образования обучающихся в университете [9]. Также, как показывает практика, не всегда есть элементарная осведомленность обучающихся профильных студентов о тех возможностях развития своей карьеры в аграрной сфере, которые есть уже на данный момент времени. Исследования в данной области показывают, что такая ситуация складывается не только в России, но и в других странах [ 10]. Аналогично есть негативный тренд, когда ведутся дискуссии на тему того, что для замещения вакансий в сельскохозяйственной отрасли не требуется получение высшего образования, а достаточно специальных курсов. Зачастую в сельском хозяйстве работает персонал, не обладающий специальными навыками [11]. Данная тенденция имеет место не только в России, это глобальная проблема [12-14].

Тем не менее, крайне важно также понимать, что для развития конкурентоспособности АПК регионов, необходим высокообразованный человеческий капитал [1 5].

Цель исследования заключается в проведении анализа особенностей трудоустройства выпускников аграрных университетов с учетом технологических требований цифровой среды.

Условия, материалы и методы. Для комплексного изучения вопросов, связанных с трудоустройством выпускников аграрных вузов в условиях цифровизации отрасли и выявления рисковых зон применен сравнительный анализ российских и американских выпускников агровузов. Проведены анализ источников литературы по проблеме исследования, сравнение и оценка данных Росстата.

Р езультаты и обсуждение. Современный рынок труда предъявляет новые требования к компетентностному профилю выпускника, ориентированного на поиск своей работы, и на данный момент сложились несколько подходов к формированию компетенций (рис. 1).

Базовый подход •формируется из профильного направления подготовки >

Предпринимательский подход •формируется при трудоустройстве в качестве индивидуального предпринимателя >

Дополнительный подход •формируется для поддержания конкурентоспособностивыпускника на рынке труд< а /

Цифровой подход •формируется под влиянием внедрения цифровых технологий >

Рисунок 1 - Современные подходы к формированию компетенций выпускников

Актуальны данные подходы и для выпускников аграрных вузов. Несмотря на то, что агровузы каждый год выпускают тысячи специалистов, тем не менее в сельском хозяйстве наблюдается дефицит кадров.

М ировой агропромышленный комплекс в ближайшие десятилетия претерпит существенное изменение. Этот технологический прорыв уже получил свое название AgroTech 4.0. Его суть заключается во внедрении биотехнологий, робототехники, выстраивании экосистемы. Без этих изменений сложно выдержать должную конкурентоспособность в агробизнесе. Такие новые тенденции, безусловно, ведут к существенному сдвигу в структуре занятости трудовых ресурсов, включая:

- снижение уровня задействованности низкоквалифицированных кадров;

- исчезновение некоторых профессий;

- возникновение потребности в новых компетенциях работников.

Все эти изменения объективно вносят коррективы в систему аграрного образования. Становится актуальной междисциплинарность, интеграция научно-образовательного, инновационного и бизнес-потенциала.

Следует отметить существующие особенности российского аграрного образования на фоне цифровых нововведений:

- недостаточная готовность агровузов к цифровизации;

- низкий уровень вовлеченности аграрных вузов в общую систему развития науки и образования;

- инертное реагирование образовательных учреждений на цифровые изменения в части открытия новых специальностей;

- произошедшее за последние десятилетия укрупнение специальностей в связи с влиянием факторов снижения качества и количественного состава научно-педагогических работников.

Как показал анализ, отечественная система аграрного высшего образования пока существенно отстает от аналогичной американской системы. В американской системе приветствуются узкие направления подготовки, такие, как фитопатология, молекулярная генетика, лимнология и т.п. Наука развивается, реагируя на запрос современного времени. Российская система агрообразования консервативна и, как следствие, уже отстает от современных тенденций. Причиной тому выступают бюрократические преграды, например, отсутствие утвержденных ФГОС на новые специальности.

Анализ структуры выпускников российских и американских агровузов за 2019 г. наглядно показывает существенное отставание по многим направлениям подготовки (рис. 2).

0 5 10 15 20 25 30

Cельское хозяйство,ветеринария и зоотехника Экономика и управление Природные ресурсы и охрана окружающей среды Инжиниринг и машиностроение Строительство и архитектура Продукты питания и переработка их сырья Смежные естественные науки Образование и педагогические науки С МИ и связи с общественностью Обеспечение социального благополучия

Другие

■ Россия США

Рисунок 2 - Структура выпуска аграрных вузов по направлениям подготовки в

США и России в 2019 г., тыс. чел. [16]

Безусловно, у каждой страны есть свои особенности, которые могут определять развитие того же аграрного образования. Поэтому нельзя в полной мере копировать стратегию развития американской системы подготовки аграрных кадров. Тем не менее, стоит обратить внимание на те направления подготовки, которые совершенно отсутствуют в нашей системе высшей школы. Например, в области обеспечения социального благополучия и др., что очень актуально, учитывая потребность и стратегические установки государства по развитию сельских территорий.

Американская система высшего аграрного образования применяет компетентностный подход в обучении, что позволяет создать наилучшие условия для студентов и закрепить их в профессии. Практикоориентированность в обучении помогает осуществить эффективную подготовку специалистов, которые востребованы на рынке труда.

Без активного развития агрообразования, развития цифровой грамотности не только студентов, но и преподавателей сложно будет преодолеть трудности, связанные с трудоустройством выпускников, их востребованности на рынке труда.

Вместе с тем, не стоит забывать и о проблемах, связанных с работой в сельской местности. Низкий уровень заработной платы, неразвитость инфраструктуры, плохой или вовсе отсутствующий Интернет, малонаселенность сельских территорий, препятствия для личностного и профессионального роста - это не весь перечень тех аспектов, которые негативно влияют на принятие решения выпускниками не оставаться в профессии. Не помогают в полной мере даже дополнительные выплаты, что практикуются во многих регионах страны. В связи с этим в агровузы чаще поступают немотивированные абитуриенты, с низкими баллами ЕГЭ.

Согласно данным Обследования рабочей силы и Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, проведенных Росстатом в 2018 и 2016 гг. соответственно (рис. 3), почти 25% выпускников трудоустраиваются не по специальности. Такая тенденция негативно сказывается на уровне заработной платы и их удовлетворенности своей работой.

не по специальности скорее не по специальности скорее по специальности по специальности

10 20 30 40 50 60

Рисунок 3 - Распределение выпускников вузов 2016-2018 годов по связи

работы со специальностью, % [17]

Важно отметить, что с увеличением степени соответствия работы полученной специальности растет удовлетворенность работой (рис. 4).

не по специальности скорее не по специальности скорее по специальности по специальности

0 10 20 30 40 50 60 70 80 не удовлетворены "удовлетворены

Рисунок 4 - Удовлетворенность выпускников вузов работой в зависимости от ее соответствия полученной специальности, % [18]

0

Проведенный анализ показал, что чаще всего не по специальности трудоустраиваются лица, получившие диплом о высшем образовании в области сельскохозяйственных наук. Для этих специальностей характерны высокая безработица и относительно низкий уровень занятости бывших студентов. В аграрных вузах привержены специальности только 44% выпускников. Уровень их экономической активности равен 80,2% [17]. После окончания вуза выпускники в большинстве своем не концентрируются в сельском хозяйстве, а рассредоточиваются по другим отраслям, прежде всего в обрабатывающем производстве и торговле.

Поэтому актуальна разработка определенных механизмов, способствующих повышению степени «закрепления в специальности». Как один из способов государственного регулирования вопроса трудоустройства выпускников вузов и одновременного решения вопроса кадрового «провала» выступает обучение в рамках целевой квоты.

Также необходима структурная перестройка внутри аграрных вузов. Высшее учебное заведение уже давно перестало быть просто тем местом, где предоставляют образовательные услуги и выпускник, получая диплом, выходит на рынок труда. На сегодняшний день в агровузах создаются Центры развития карьеры и оценки компетенций. Речь идет о дополнительной возможности расширить студентам свои надпрофессиональные компетенции, которые повысят шансы более качественно выстроить свою карьерную траекторию.

Выпускник аграрного вуза должен быть конкурентоспособным, лидером в современных тенденциях, владеющим комплексом навыков и компетенций, учитывая, что аграрный труд требует фундаментальной и прикладной подготовки.

Выводы. По результатам проведенного исследования следует сделать вывод о необходимости качественных изменений в процессе подготовки аграрных кадров с учетом потребностей цифровой трансформации, а также создать новую систему трудоустройства и закрепления выпускников аграрных ВУЗов в профессии. Для этого рекомендуется провести ряд мероприятий как в российском агрообразовании, так и отрасли АПК:

- разработать и реализовать стратегию развития аграрного высшего образования для повышения его конкурентоспособности с учетом сегодняшних реалий;

- создать механизм специальной грантовой поддержки для активизации научно-исследовательской деятельности в подведомственных вузах

инсельхоза России;

- обеспечить ускоренное открытие новых специальностей, которые необходимы сейчас и в перспективе;

- провести модернизацию учебных программ уже существующих направлений подготовки;

- активизировать научную деятельность отраслевых научно-исследовательских и образовательных учреждений в областях фундаментальных исследований новых актуальных проблем;

- сделать акцент на ранней профориентации учащихся посредством создания агроклассов;

- способствовать развитию надпрофессиональных компетенций студентов аграрных вузов;

- обеспечить комплекс мер внутривузовской поддержки студентов в создании персональной циклограммы карьерной траектории;

- повышение квалификации или профессиональная переподготовка руководителей и специалистов среднего звена в агробизнесе;

- совершенствовать методологию оценки инвестиционных проектов и новых программ развития агропромышленного комплекса и его отдельных отраслей [19].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Lukichev P. Changing the Role of Agrarian Universities in Agriculture Staffing In Russia. 2021. P. 163-171. 10.15405/epsbs.2021.07.20.

2. Inegbedion G., Mofakkarul I. Md. Youth motivations to study agriculture in tertiary institutions // The Journal of Agricultural Education and Extension. 2020. URL: https://doi.org/10.1080/1389224X.2020.1773285 (date of regerence: 30.09.2021).

3. Хохлова E.B., Ивашова B.A., Федиско O.H. Стратегии трудоустройства и перспективы территориальной мобильности выпускников-экологов аграрного университета // М осковский экономический журнал. 2021. № 6. С. 547-554.

4. Nezhmetdinova F. The Problem of Employment of Graduates of Agrarian Universities: the Experience of Kazan State Agrarian University. 1986. 10.15414/isd2018.s9.10.

5. Годин B.B., Белоусова M.H., Белоусов B.A., Терехова A.E. Сельское хозяйство в цифровую эпоху: вызовы и решения // E-Management. 2020. № 1. С. 4-15.

6. Bартанова М.Л. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения // Экономические отношения. 2018. Т. 8. № 1. С. 1-18.

7. Бойко И.П., Евневич M.A., Колышкин A.B. Экономика предприятия в цифровую эпоху// Российское предпринимательство. 2017. № 7. C. 1127-1136.

8. Костяев A.^, Никонова Г.Н. Дихотомия "город-деревня": от ретроспективы к современности // Никоновские чтения. 2021. № 26. С. 3-9.

9. Шейхова М.С. Проблема трудоустройства выпускников вузов аграрной специфики // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы: сборник статей М еждународной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 97-100.

10. Tsvakirai Ch. Youth perceptions of agriculture: influence of cognitive processes on participation in agripreneurship // Development in Practice. URL: http://dx.doi.org/10.1080/09614524.2019.16701382020 (date of regerence: 30.09.2021).

11. Sukhocheva N.A., Lovchikova E.I. Problems and prospects of personnel training as a strategic direction for ensuring the efficiency and competitiveness of agribusiness entities // Competitiveness in the global world: economics, science, and technology. 2016. № 4. P. 107-111.

12. Gwiazdzinska-Goraj M., Rudnicki R. Agricultural education of managers of agricultural holdings in Poland in 2002-2010 // Proceedings of the International Scientific Conference on Economic Science for Rural Development. 2016. Pp. 69-76.

13. O'Donoghue C., Heanue K. The impact of formal agricultural education on farm level innovation and management practices // J Technol Transf. 2018. № 43. P. 844-863. https://doi.org/10.1007/s10961-016-9529-9.

14. Reproduction of the Qualified Personnel of Working Professions in Agriculture / A. Kuznetsova [et al.] // Hradec Economic Days: Double-blind peer-reviewed proceedings part II. of the International Scientific Conference Hradec Economic Days 2019, Hradec Kralove, Czech Republic, 2019. P. 11-22.

15. Squicciarini M.P., Voigtlander N. Human capital and industrialization: evidence from the age of enlightenment // The Quarterly Journal of Economics. URL: https://www.jstor.org/stable/26372640 (date of regerence: 30.09.2021).

16. Орлова H.B., Николаев ДБ., Серова E.B. Aграрное образование в контексте перехода к AnK 4.0. Aнализ международного опыта. Рекомендации для России. Доклад НИУ B,—. М осква. 2021 // URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/465307118.pdf (date of regerence: 30.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Росстат. Обследование рабочей силы. 2018 // URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (date of regerence: 25.01.2022).

18. Росстат. Bыборочное наблюдение трудоустройства выпускников. 2016 // URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (date of regerence: 25.01.2022).

19. Assessment of labor incentive policy in the agro-industrial complex / N.I. Proka [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Krasnoyarsk, 2021. P. 22020. DOI 10.1088/1755-1315/677/2/022020.

REFERENCES

1. Lukichev P. Changing the Role of Agrarian Universities in Agriculture Staffing In Russia. 2021. P. 163-171. 10.15405/epsbs.2021.07.20.

2. Inegbedion G., Mofakkarul I. Md. Youth motivations to study agriculture in tertiary institutions // The Journal of Agricultural Education and Extension. 2020. URL: https://doi.org/10.1080/1389224X.2020.1773285 (date of regerence: 30.09.2021).

3. Hohlova E.V., Ivashova V.A., Fedisko O.N. Strategii trudoustrojstva i perspektivy territorial'noj mobil'nosti vypusknikov-ekologov agrarnogo universiteta // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. № 6. S. 547-554.

4. Nezhmetdinova F. The Problem of Employment of Graduates of Agrarian Universities: the Experience of Kazan State Agrarian University. 1986. 10.15414/isd2018.s9.10.

5. Godin V.V., Belousova M.N., Belousov V.A., Terekhova A.E. Sel'skoe hozyajstvo v cifrovuyu epohu: vyzovy i resheniya // E-Management. 2020. № 1. S. 4-15.

6. Vartanova M.L. Perspektivy cifrovizacii sel'skogo hozyajstva kak prioritetnogo napravleniya importozameshcheniya // Ekonomicheskie otnosheniya. 2018. T. 8. № 1. S. 1-18.

7. Bojko I.P., Evnevich M.A., Kolyshkin A.V. Ekonomika predpriyatiya v cifrovuyu epohu// Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2017. № 7. C. 1127-1136.

8. Kostyaev A.I., Nikonova G.N. Dihotomiya \"gorod-derevnya\": ot retrospektivy k sovremennosti // Nikonovskie chteniya. 2021. № 26. S. 3-9.

9. Shejhova M.S. Problema trudoustrojstva vypusknikov vuzov agrarnoj specifiki // Fundamental'naya i prikladnaya nauka: novye vyzovy i proryvy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk, 2020. S. 97-100.

10. Tsvakirai Ch. Youth perceptions of agriculture: influence of cognitive processes on participation in agripreneurship // Development in Practice. URL: http://dx.doi.org/10.1080/09614524.2019.16701382020 (date of regerence: 30.09.2021).

11. Sukhocheva N.A., Lovchikova E.I. Problems and prospects of personnel training as a strategic direction for ensuring the efficiency and competitiveness of agribusiness entities // Competitiveness in the global world: economics, science, and technology. 2016. № 4. P. 107-111.

12. Gwiazdzinska-Goraj M., Rudnicki R. Agricultural education of managers of agricultural holdings in Poland in 2002-2010 // Proceedings of the International Scientific Conference on Economic Science for Rural Development. 2016. Pp. 69-76.

13. O'Donoghue C., Heanue K. The impact of formal agricultural education on farm level innovation and management practices // J Technol Transf. 2018. № 43. P. 844-863. https://doi.org/10.1007/s10961-016-9529-9.

14. Reproduction of the Qualified Personnel of Working Professions in Agriculture / A. Kuznetsova [et al.] // Hradec Economic Days: Double-blind peer-reviewed proceedings part II. of the International Scientific Conference Hradec Economic Days 2019, Hradec Kralove, Czech Republic, 2019. P. 11-22.

15. Squicciarini M.P., Voigtlander N. Human capital and industrialization: evidence from the age of enlightenment // The Quarterly Journal of Economics. URL: https://www.jstor.org/stable/26372640 (date of regerence: 30.09.2021).

16. Orlova N.V., Nikolaev D.V., Serova E.V. Agrarnoe obrazovanie v kontekste perekhoda k APK 4.0. Analiz mezhdunarodnogo opyta. Rekomendacii dlya Rossii. Doklad NIU VShE. Moskva. 2021 // URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/465307118.pdf (date of regerence: 30.01.2022).

17. Rosstat. Obsledovanie rabochej sily. 2018 // URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (date of regerence: 25.01.2022).

18. Rosstat. Vyborochnoe nablyudenie trudoustrojstva vypusknikov. 2016 // URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (date of regerence: 25.01.2022).

19. Assessment of labor incentive policy in the agro-industrial complex / N.I. Proka [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Krasnoyarsk, 2021. P. 22020. DOI 10.1088/1755-1315/677/2/022020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.