Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОДГОТОВКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ РЫНКА ТРУДА'

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солопова Н. Н., Дьякова Е. В.

В статье рассмотрено влияние соответствия подготовки специалистов высшей школы прогнозным ориентирам их дальнейшего трудоустройства. Выявлены преимущества планового удовлетворения народного хозяйства страны молодыми квалифицированными кадрами при развитом социализме. Обосновано, что в современных условиях необходима кардинально новая концепция подготовки и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. При этом важным становится прогнозирование приоритетных потребностей рынка труда в специалистах как на федеральном, так и региональном уровнях. Целью работы является исследование проблем трудоустройства выпускников вузов в соответствии с полученной специальностью и предложение путей их решения на региональном уровне. Использование методов анализа и синтеза, группировки, индукции и дедукции позволило обозначить проблемы, связанные с нерациональным использованием молодых специалистов в народном хозяйстве. В процессе исследования выявлена тенденция несоответствия фактически выполняемой работы и полученной в процессе обучения специальности. Обобщены основные методологические подходы к выявлению кадровых потребностей рынка труда. Показана возрастающая роль опорных вузов. Отмечено, что отсутствие открытой информации в средствах массовой информации и сети Интернет затрудняет своевременный мониторинг для принятия адекватных мер по трудоустройству выпускников вузов и удовлетворения хозяйственного комплекса страны специалистами. Исследование позволило сделать вывод о необходимости координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и опорных университетов для реализации стратегических целей социально-экономического развития страны и регионов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса трудоустройства выпускников высшей школы руководителями ВУЗов, органами государственной власти, местного самоуправления и бизнес сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОДГОТОВКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ РЫНКА ТРУДА»

УДК: 331.5+378, ББК 65.240.5+74.48 © Н. Н. Солопова. Е. В. Дьякова Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10054

Н. Н. Солопова, Е. В. Дьякова РОЛЬ ПОДГОТОВКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ

РЫНКА ТРУДА

В статье рассмотрено влияние соответствия подготовки специалистов высшей школы прогнозным ориентирам их дальнейшего трудоустройства. Выявлены преимущества планового удовлетворения народного хозяйства страны молодыми квалифицированными кадрами при развитом социализме. Обосновано, что в современных условиях необходима кардинально новая концепция подготовки и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. При этом важным становится прогнозирование приоритетных потребностей рынка труда в специалистах как на федеральном, так и региональном уровнях. Целью работы является исследование проблем трудоустройства выпускников вузов в соответствии с полученной специальностью и предложение путей их решения на региональном уровне. Использование методов анализа и синтеза, группировки, индукции и дедукции позволило обозначить проблемы, связанные с нерациональным использованием молодых специалистов в народном хозяйстве. В процессе исследования выявлена тенденция несоответствия фактически выполняемой работы и полученной в процессе обучения специальности. Обобщены основные методологические подходы к выявлению кадровых потребностей рынка труда. Показана возрастающая роль опорных вузов. Отмечено, что отсутствие открытой информации в средствах массовой информации и сети Интернет затрудняет своевременный мониторинг для принятия адекватных мер по трудоустройству выпускников вузов и удовлетворения хозяйственного комплекса страны специалистами. Исследование позволило сделать вывод о необходимости координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и опорных университетов для реализации стратегических целей социально-экономического развития страны и регионов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса трудоустройства выпускников высшей школы руководителями ВУЗов, органами государственной власти, местного самоуправления и бизнес сообществом.

Ключевые слова: рынок труда, выпускники ВУЗов, работодатели, трудоустройство, органы государственной власти, местное самоуправление.

современных условиях рынок труда

В является достаточно мобильной категорией. Внешние и внутренние политические и экономические факторы оказывают серьезное воздействие на состояние рынка труда как в общегосударственном масштабе, так и на региональном уровне. Следствием внедрения инновационных технологий, создания

высокотехнологичной продукции, является необходимость подготовки новых профессий, повышаются требования к действующим специалистам.

В дореформенный период любой университет или институт являлся элементом единого народнохозяйственного комплекса страны. Подготовка и распределение выпускников осуществлялась централизованно на основе государственного плана с учетом потребностей социалистических предприятий. Государство контролировало прохождение производственной, преддипломной практик и стажировок с целью приобретения студентами профессиональных умений и навыков. Молодой специалист был достаточно хорошо подготовлен и уверен в дальнейшем трудоустройстве.

Современные реалии показывают, что органы государственной власти и местного самоуправления практически не контролируют процесс удовлетворения народного хозяйства

квалифицированными специалистами, отсутствует координация работодателей и российских

образовательных учреждений высшего образования. Неустойчивое социально-экономическое положение страны, слабый мониторинг рынка труда, приводит к диспропорции распределения трудовых ресурсов.

Кроме того, удовлетворение потребности отечественной экономики в квалифицированных кадрах требует совершенствования системы высшего образования, системы прогнозирования

перспективных потребностей рынка труда, что является одним из сложных и актуальных вопросов кадровой политики.

С момента становления и развития рыночных отношений в нашей стране разработана серьезная государственная правовая база в части регулирования безработицы граждан (выплата пособия по безработицы, стипендии на обучение и т.д.). Положительным моментом можно считать формирование в последнее время правового поля в области трудоустройства выпускников.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 26 декабря 2017 г. №1640 (ред. от 30 ноября 2019 г.) определена Программа «Земский доктор», способствующая трудоустройству медицинских вузов в сельскую местность.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 №1642 (ред. от 20.01.2020 №36) с 2019 г. в

стране реализуется аналогичная Программа «Земский учитель».

В документах разработана процедура трудоустройства молодых специалистов, порядок и размер выплаты единовременного пособия и пр. Следует отметить, что эти направления определены ещё в майских указах Президента Российской Федерации как важнейшие национальные приоритеты.

Тем не менее, практика реализации программ уже выявляет недостатки. Например, молодые специалисты (девушки), устроившись на работу и получив единовременную выплату, уходят в декретный отпуск. Таким образом, кадровая проблема остается нерешенной, увеличивается нагрузка на бюджет.

Кроме того, важным направлением развития системы высшего профессионального образования в условиях цифровой экономики является прогнозирование перспективных потребностей регионального рынка труда в выпускниках соответствующих образовательных учреждений. Это находит отражение в программах стратегического развития регионов, формах поддержки программ развития опорных университетов, которые должны стать одним из звеньев системы определения потребности в специалистах в региональном аспекте, создания необходимого механизма её расчётов.

Ряд авторов отмечают, что региональные проблемы планирования подготовки специалистов в советский период, ввиду централизации разработки планов, были незначительными. При децентрализации управления системой высшего образования и её реформировании возникли проблемы качества, мобильности и доступности высшего образования [6].

Обобщение опыта исследования

прогнозирования потребности в кадрах позволяет выделить несколько методологических подходов на различных временных отрезках.

В 1980-е годы основой управления образованием стал принцип уменьшения рассогласований потребных и имеющихся специалистов - выявлялось отклонение кадров по структуре.

Проблема планирования подготовки специалистов в новейшей истории была определена в перечне поручений Президента Российской Федерации в декабре 2005 года, когда Правительству Российской Федерации совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей было поручено подготовить прогноз потребности в специалистах (по объёму и направлениям их подготовки) с учётом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики.

Среди разработанных в настоящее время методологических подходов выявления потребностей в кадрах можно выделить следующие:

- инерционный и стратегический [8];

- расчётный (нормативный) и сочетание нормативного подхода с методом экспертных оценок

[14];

- метод экспертных опросов, а также программ развития (основан на проведении статистически значимых опросов потребности работодателей в специалистах в рамках отдельных предприятий на территории региона с дальнейшим проецированием на все отрасли региона [3];

- динамический подход, поиск тенденций изменения технико-экономических показателей с использованием многофакторных экономико-математических моделей (корреляционно-регрессивный анализ) [5];

- создание информационной системы мониторинга на основе математической модели с динамическими свойствами, чтобы с её помощью проводить как детерминированное, так и стохастическое компьютерное моделирование поведения системы образования на среднесрочном и долгосрочном горизонтах планирования с возможностью оптимизации их траекторий развития [12];

- составление матрицы профессионально-квалификационного соответствия «экономика - рынок труда», «экономика - система образования» [4].

На региональном уровне для выявления потребности рынка труда в специалистах могут применяться различные методы в соответствии с перечисленными выше подходами. В этой связи огромную роль приобретают опорные университеты в регионах, которые должны стать центрами не только подготовки, но и исследования потребностей региона в специалистах в соответствии с общей стратегией его социально-экономического развития.

По итогам экспертно-методической поддержки реализации программ развития опорных университетов в 2016-2017 гг. сформированы целевая модель опорного университета и четыре типовые модели трансформации опорных университетов: технологический лидер в регионе, многопрофильный региональный университет, лидер в отрасли (отраслевой университет), университет в трансграничном регионе [1]. По мнению ряда авторов, наиболее эффективными моделями трансформации опорных университетов являются «многопрофильный региональный университет (группа классических университетов) и «технологические лидеры в регионе» (технические вузы). Это подтверждается и зарубежной практикой [7]. Во всех вариантах университет должен учитывать весь комплекс региональных факторов, территориальные и отраслевые потребности и возможности опорного университета в рамках приоритетных направлений развития региона.

Наиболее востребованными специальностями выпускников образовательных учреждений высшего образования являются: ядерная энергетика и технологии (84,3%), фундаментальная медицина (84,8%), науки о здоровье и профилактическая

медицина (82,1%), авиационная и ракетно-космическая техника (80,7%), химические технологии (78,3%), управление в технических системах (78,1%), клиническая медицина (77,9%). (По данным Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям. URL:

(https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/6_prezent15052018.pdf)). Как видно, специальности достаточно специфические

и узконаправленные. Да и количество работодателей в данных областях экономической деятельности ограниченно.

Основная масса российских вузов выпускает специалистов без каких-либо прогнозных ориентиров их дальнейшего трудоустройства (табл. 1).

Таблица 1

Численность занятых (трудоустроенных) выпускников образовательных учреждений высшего образования Российской Федерации за 2015-2017 гг., тыс. чел. [9]

Показатели 2015 2016 2017 2017/2015, (+, -)

1 2 3 4 5

Мужчины 464,0 406,5 268,6 -195,4

Женщины 554,6 449,3 304,0 -250,6

Город 863,7 687,9 478,3 -385,4

Село 154,9 167,9 94,3 -60,6

Всего 1 018,6 855,8 572,6 -445,8

Как видно из таблицы 1, за 2015-2017 гг. количество трудоустроенных выпускников образовательных учреждений высшего образования Российской Федерации сократилось на 445,8 тыс. чел. В структуре выпускников так же отмечается отрицательная динамика. Особенно в критическом состоянии находятся сельские поселения.

Характерной особенностью современной системы подготовки кадров в высшей школе является платное образование, которое позволяет принимать

абитуриентов с низким баллом по ЕГЭ. В большинстве случаев выпускаемые специалисты получают диплом с удовлетворительными оценками и, соответственно, имеют слабую профессиональную подготовку, не удовлетворяющую требованиям работодателей. Полученный диплом является не востребованным (табл. 2).

Таблица 2

Соответствие работы трудоустроенных выпускников некоторых специальностей, полученных в образовательных учреждениях высшего образования Российской Федерации за 2015-2017 гг., % [10]

Направление подготовки Соответствует Не соответствует

1 2 3

Военное управление 83,0 17,0

Образование и педагогические науки 81,0 19,0

Экономика и управление 66,0 34,0

Авиационная и ракетно-космическая техника 81,0 19,0

Медицина 91,0 9,0

Социология и социальная работа 49,0 51,0

Политические науки и регионоведение 39,0 61,0

Науки о Земле 50,0 50,0

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что практически по всем специальностям среди трудоустроенных выпускников вузов наблюдается несоответствие полученному профессиональному образованию.

Подобная тенденция отмечается и на региональном уровне. Постановлением

Администрации края «О реализации в Алтайском крае полномочий в области содействия занятости населения» от 30.12.2011 № 792 (ред. от 12.11.2015) разработан комплекс мер государственной поддержки молодежи, в т.ч. выпускников образовательных учреждений высшего образования с учетом

специфики полученного образования: форма и процедура предоставления поддержки, размер единовременной выплаты и пр.

Для решения проблем трудоустройства выпускников алтайских вузов на интерактивном портале регулярно размещаются вакансии для молодых специалистов. С 2017 года, для взаимодействия с работодателями, на Интерактивном портале появилась возможность размещать резюме, размещены рекомендации по их составлению [2].

Однако, на деле оказывается, что ситуация в части трудоустройства выпускников Алтайских вузов оставляет желать лучшего (рис. 1).

Рис. 1 - Динамика уровня безработицы выпускников образовательных учреждений высшего образования

Алтайского края, % [11]

Из рисунка 1 следует, что уровень безработицы выпускников образовательных учреждений высшего образования Алтайского края возрос на 7,7%.

Вопросами трудоустройства выпускников занимаются и непосредственно учреждения высшего образования Алтайского края. Так, в Алтайском государственном университете (опорный вуз Алтайского края) функционирует Управление по

работе с предприятиями и организациями и трудоустройству выпускников, на сайте которого существует целый раздел по трудоустройству выпускников. При этом статистика по трудоустройству выпускников опубликована только за 2013-2015 гг. (68,0%; 63,5% и 64,4% соответственно). За 2018 г. ситуация выглядит следующим образом (рис. 2).

Рис. 2 - Распределение выпускников Алтайского государственного университета очной формы обучения

по каналом трудоустройства за 2018 г. [11]

Таким образом, в целом за 2013-2018 гг. в Алтайском государственном университете отмечается динамика сокращения удельного веса трудоустроенных выпускников.

Тем не менее, в Алтайском крае уделяется должное внимание выявлению перспективной потребности региона в специалистах и изучению их рационального использования в соответствии с уровнем образования и профилем полученной специальности.

Учитывая аграрную специфику региона, Постановлением Правительства Алтайского края «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидии на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении их квалифицированными

специалистами» от 31.03.2020 №140 определена процедура субсидирования из краевого бюджета сельскохозяйственных организаций в связи с выплатой заработной платы и оплатой проживания

студентов высшей школы во время прохождения производственной практики. Думается, финансовая поддержка создаст условия для мотивации привлечения сельхозпроизводителями студентов вузов не только для прохождения практик, но и дальнейшего трудоустройства.

Небольшое исследование, проведенное в рамках статьи, показало, что к основным причинам создавшейся ситуации в области трудоустройства выпускников российских вузов можно отнести дефицит рабочих мест на рынке труда по полученной в вузе специальности, несоответствие уровня подготовки молодого специалиста требованиям работодателя, предлагаемая заработная плата, отсутствие должной координации действий органов государственной власти, местного самоуправления и научного сообщества, работодателей и высших учебных заведений, низкий уровень (или полное отсутствие) мониторинга эффективности проводимых мероприятий.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации сказано, что для оптимизации процесса подготовки выпускников высшей школы и их дальнейшего трудоустройства важно сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образования. Ежегодно увеличивать количество бюджетных мест, особенно в региональных вузах тех территорий, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров. При этом необходимо активное участие бизнеса, работодателей [13].

С этой целью Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации создает систему мониторинга трудоустройства выпускников вузов с учетом полученной специальности, особенностями региональных рынков труда, отзывами работодателей и пр. Результаты мониторинга существенно повысят процесс прогнозирования потребности специалистов в различных видах и сферах деятельности с учетом отраслевой и социальной структуры региона, специфики субъектов Российской Федерации и возможность реального планирования контрольных цифр приема абитуриентов в вузы.

В соответствии с Законом Алтайского края «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» от 21 ноября 2012 год №86-ЗС, приоритетным направлением развития Алтайского края является повышение уровня инновационности экономики региона. В этой связи, огромная роль отводится местным университетам края, которые должны обеспечить подготовку специалистов для формирования краевой инновационной системы.

Важность этих целей потребует постановки новых задач в части обеспечения финансовой и

технологической поддержки вузовской и академической науки, поддержки кооперации вузов с организациями инновационного сектора,

модернизации систем непрерывного образования, создания условий для накопления собственного интеллектуального капитала и привлечения его из других субъектов Российской Федерации, создания специальных объектов образовательной

инфраструктуры для поддержки одарённых детей.

В этой связи значительно возрастает роль опорных университетов. Реализация намеченных целей потребует совершенствования и диверсификации их деятельности по всем направлениям в тесной кооперации с инновационными организациями края, органами местного самоуправления и службой занятости.

На наш взгляд, необходимо более тесное взаимодействие Департамента инвестиционной политики Алтайского края с опорными вузами, краевой Службой занятости и бизнес-сообществом на основе учёта прогнозных оценок темпов роста экономики региона, производительности труда и инвестиций по видам экономической деятельности. Это позволит достичь баланса между количеством выпускаемых специалистов, уровнем их подготовки и возможностями трудоустройства.

Поскольку при планировании потребности экономики региона в выпускниках высшей школы и дальнейшем их распределении большое значение имеет информация, на наш взгляд, необходимо совершенствовать систему мониторинга на всех уровнях: на уровне краевой Службы занятости, организаций , вузов и Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и республике Алтай.

Библиографический список

1. Барышникова, М.Ю. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации / М.Ю. Барышникова, Е.В. Вашурина, Э.А. Шарыкина, Ю.Н. Сергеев, И.И. Чиннова. — Текст : электронный // Вопросы образования. —2019. — № 1. — С. 8—12. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37177294, свободный (дата обращения: 25.04.2020).

2. Булатова, Г.А. Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов / Г.А. Булатова. — Текст : электронный // Экономика. Профессия. Бизнес. — 2017. — №4. — С. 19—22. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/monitoring-i-otsenka-trudoustroystva-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 25.04.2020).

3. Гуртов, В.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения / В.А. Гуртов, Е.А. Питухин. — Текст : электронный // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — №4. — С. 130—155. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-potrebnostey-ekonomiki-v-kvalifitsirovannyh-kadrah-obzor-podhodov-i-praktik-primeneniya/viewer (дата обращения: 28.04.2020).

4. Давидюк, Е.С. Прогнозное моделирование для мониторинга и управления кадровым обеспечением программ регионального развития / Е.С. Давидюк, М.Г. Шишаев, В.В. Быстров. — Текст : электронный // Труды Кольского научного центра РАН. — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoznoe-modelirovanie-dlya-monitoringa-i-upravleniya-kadrovym-obespecheniem-programm-regionalnogo-razvitiya (дата обращения: 25.04.2020).

5. Жаров, В.С. Методика прогнозирования спроса на специалистов в системе высшего профессионального образования региона / В.С. Жаров, А.Н. Щеглова. — Текст : электронный // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — №12. — С. 47—55. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metodika-prognozirovaniya-sprosa-na-spetsialistov-v-sisteme-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-regiona (дата обращения: 26.04.2020).

6. Кравченко, Н.А. Исследования и деловое сотрудничество: международная практика и сибирский опыт / Н.А. Кравченко, А.Т. Юсупова, С.А. Кузнецова. — Текст : электронный // Гуманитарные науки. — 2019. — т. 12. — №4. — С. 643—659. — URL: http://journal.siu-kras.ru/article/110102 (дата обращения: 01.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Медведева, Е.И. Электронное образование и развитие инновационной экономики в России / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин. — Текст : непосредственный // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 4. — С. 47—59.

8. Озерникова, Т.Г. Прогнозирование потребности региона в кадрах с профессиональным образованием / Т.Г. Озерникова, Д.В. Марков. — Текст : электронный // Профессиональные компетенции. — 2008. — №4. — С. 105—115. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-potrebnosti-regiona-v-kadrah-s-professionalnym-obrazovaniem (дата обращения: 06.05.2020).

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 22.04.2020).

10. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования. — URL: https://minobmauki.gov.ru/ (дата обращения: 22.04.2020).

11. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Алтайского края. — URL: www.aksp.ru (дата обращения: 22.04.2020).

12. Павлова, С.Н. Информационное обеспечение при прогнозировании потребности в специалистах в отрасли региона / С.Н. Павлова, А.И. Никитина. — Текст : электронный // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — №23. — С. 44—48. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-pri-prognozirovanii-potrebnosti-v-spetsialistah-v-otrasli-regiona (дата обращения: 05.05.2020).

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 06.05.2020).

14. Субанакова, Т.О. Прогнозирование кадровых потребностей как метод достижения сбалансированности рынка труда и системы образования / Т.О. Субанакова, Ю.Г. Бюраева. — Текст : электронный // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. — 2018. — №3. — С. 36—54. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-kadrovyh-potrebnostey-kak-metod-dostizheniya-sbalansirovannosti-rynka-truda-i-sistemy-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 06.05.2020).

References

1. Baryshnikova, M. Y. Role of supporting universities in the region: models of transformation / M. Y. Baryshnikova, E. V. Vashurina, E. A. Sharykina, Yu. n. Sergeev, I. I. Chinnova. — Text: electronic // The issue of education. — 2019. — No. 1. — Pp. 8-12. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37177294, free (accessed: 25.04.2020).

2. Bulatova, G. A. Monitoring and evaluation of employment of University graduates / G. A. Bulatova. — Text: electronic // Economy. Profession. Business. — 2017. — No. 4. — Pp. 19-22. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-i-otsenka-trudoustroystva-vypusknikov-vuzov (accessed: 25.04.2020).

3. Gurtov, V. A. Forecasting the needs of the economy in qualified personnel: an overview of approaches and application practices / V. A. Gurtov, E. A. Pitukhin. — Text: electronic // University management: practice and analysis. — 2017. — No. 4. — Pp. 130-155. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-potrebnostey-ekonomiki-v-kvalifitsirovannyh-kadrah-obzor-podhodov-i-praktik-primeneniya/viewer (accessed: 28.04.2020).

4. Davidyuk, E. S. Predictive modeling for monitoring and managing personnel support for regional development programs / E. S. Davidyuk, M. G. Shishaev, V. V. Bystrov. — Text : electronic // Proceedings of the Kola scientific center of the Russian Academy of Sciences. — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoznoe-modelirovanie-dlya-monitoringa-i-upravleniya-kadrovym-obespecheniem-programm-regionalnogo-razvitiya (accessed 25.04.2020).

5. Zharov, V. S. Methods of forecasting the demand for specialists in the system of higher professional education in the region / V. S. Zharov, A. N. Shcheglova. — Text: electronic // Economic analysis: theory and practice. - 2014. — No. 12. — Pp. 47-55. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prognozirovaniya-sprosa-na-spetsialistov-v-sisteme-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-regiona (accessed: 26.04.2020).

6. Kravchenko, N. A. Research and business cooperation: international practice and Siberian experience / N. A. Kravchenko, A. T. Yusupova, S. A. Kuznetsova. — Text: electronic / / Humanities. — 2019. — vol. 12. — No. 4. — Pp. 643-659. — URL: http://journal.sfu-kras.ru/article/110102 (accessed: 01.06.2020).

7. Medvedeva, E. I. E-education and development of innovative economy in Russia / E. I. Medvedeva, S. V. Kroshilin. — Text: direct // Economic and social changes: facts, trends, forecast. — 2011. — No. 4. — Pp. 4759.

8. Ozernikova, T. G. Forecasting the needs of the region in personnel with professional education / T. G. Ozernikova, D. V. Markov. — Text: electronic / / Professional competences. — 2008. — No. 4. — Pp. 105-115.

— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-potrebnosti-regiona-v-kadrah-s-professionalnym-obrazovaniem (accessed: 06.05.2020).

9. Official website of the Federal state statistics service. — URL: https://www.gks.ru (date accessed: 06.05.2020).

10. Official website of the Ministry of science and higher education. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (accessed: 06.05.2020).

11. Official website of the Ministry of labor and social protection of the Altai territory. — URL: www.aksp.ru (date accessed: 06.05.2020).

12. Pavlova, S. N. Information support in forecasting the need for specialists in the region's industry / S. N. Pavlova, A. I. Nikitina. — Text : electronic // Regional economy: theory and practice. — 2011. — No. 23. — Pp. 44-48. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7informatsionnoe-obespechenie-pri-prognozirovanii-potrebnosti-v-spetsialistah-v-otrasli-regiona (date of address: 05.05.2020).

13. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 15.01.2020. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (accessed: 06.05.2020).

14. Subankova, T. O. Forecasting the staffing requirements as a method of achieving balanced labour market and education / T. O. Subankova, Y. G. Buraeva. — Text : electronic // Bulletin of the Perm national research Polytechnic University. — 2018. — No. 3. — Pp. 36-54. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-kadrovyh-potrebnostey-kak-metod-dostizheniya-sbalansirovannosti-rynka-truda-i-sistemy-obrazovaniya/viewer (accessed 06.05.2020).

ROLE OF PREPARATION AND DISTRIBUTION OF HIGHER SCHOOL GRADUATES IN THE LABOR

MARKET DEVELOPMENT

Natalia N. Solopova,

docent, Altai State University

Elena V. Dyakova,

docent, Altai State University

Abstract. The article considers the impact of compliance of higher school specialists ' training with the forecast guidelines for their further employment. The advantages of planned satisfaction of the national economy with young qualified personnel under developed socialism are revealed. It is proved that in modern conditions a radically new concept of training and employment of graduates of higher educational institutions is necessary. At the same time, it becomes important to forecast the priority needs of the labor market for specialists both at the Federal and regional levels. The purpose of the work is to study the problems of employment of University graduates in accordance with the received specialty and offer ways to solve them at the regional level. The use of methods of analysis and synthesis, grouping, induction and deduction allowed us to identify the problems associated with the irrational use of young specialists in the national economy. In the course of the research, the tendency of discrepancy between the actual work performed and the specialty obtained in the course of training was revealed. The main methodological approaches to identifying the human resources needs of the labor market are summarized. The increasing role of reference universities is shown. It is noted that the lack of open information in the mass media and the Internet makes it difficult to timely monitor for taking adequate measures to employ University graduates and satisfy the country's economic complex with specialists. The study made it possible to conclude that it is necessary to coordinate the actions of state and local authorities, employers and supporting universities in order to implement the strategic goals of socio-economic development of the country and regions. The results of the study can be used to improve the process of employment of higher school graduates by University leaders, state authorities, local governments and the business community.

Key words: labor market, University graduates, employers, employment, public authorities, local self-government.

Сведения об авторах:

Солопова Наталья Николаевна - к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина 61), e-mail: natasha. solopova@yandex. ru.

Дьякова Елена Владимировна, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина 61), e-mail: elena_dia1@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 17.05.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.