Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1719
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUNG SPECIALISTS / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / GRADUATES / EMPLOYMENT BY PROFESSION / LABOR RESOURCES / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ВЫПУСКНИКИ / ЗАНЯТОСТЬ ПО ПРОФЕССИИ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатова Галина Алексеевна

Статья посвящена исследованию состояния и проблем трудоустройства выпускников. Автором проведен обзор и сравнительный анализ статистических данных и материалов выборочных исследований по данной проблематике. Выявлены неблагоприятные тенденции в трудоустройстве молодых специалистов, основные из которых - рост безработицы, выполнение работы, не соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки. Названы основные причины подобного явления: изменчивость рынка труда, неэффективная система профориентации, отсутствие эффективного взаимодействия и согласования потребностей в специалистах между учебными заведениями и работодателями, деформации в уровнях оплаты труда. В качестве рекомендаций предложено развивать систему мониторинга и прогнозирования трудоустройства выпускников, совершенствовать механизмы согласования потребностей экономики в кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки в вузах, расширять участие студентов в программах дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATE EMPLOYMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: ANALYTICAL REVIEW OF STATISTICAL DATA AND RESEARCH MATERIALS

The article is devoted to the study of the state and problems of employment of graduates. The author conducted a review and comparative analysis of statistical data and materials of selective studies on this issue. Unfavorable trends in the employment of young specialists have been identified, the main of which are rising unemployment, job performance that does not match the level and profile of professional training. The main reasons for this phenomenon are identified: labor market variability, inefficient career guidance system, lack of effective interaction and coordination of needs for specialists between educational institutions and employers, deformations in wage levels. As recommendations, it was proposed to develop a system for monitoring and forecasting the employment of graduates, to improve mechanisms for matching the needs of the economy in personnel with the scope and areas of professional training at universities, and to expand student participation in continuing education programs.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 331.5

DOI 10.14258/epb201981

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Г. А. Булатова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена исследованию состояния и проблем трудоустройства выпускников. Автором проведен обзор и сравнительный анализ статистических данных и материалов выборочных исследований по данной проблематике. Выявлены неблагоприятные тенденции в трудоустройстве молодых специалистов, основные из которых — рост безработицы, выполнение работы, не соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки. Названы основные причины подобного явления: изменчивость рынка труда, неэффективная система профориентации, отсутствие эффективного взаимодействия и согласования потребностей в специалистах между учебными заведениями и работодателями, деформации в уровнях оплаты труда. В качестве рекомендаций предложено развивать систему мониторинга и прогнозирования трудоустройства выпускников, совершенствовать механизмы согласования потребностей экономики в кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки в вузах, расширять участие студентов в программах дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: молодые специалисты, трудоустройство, рынок труда, выпускники, занятость по профессии, трудовые ресурсы.

GRADUATE EMPLOYMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: ANALYTICAL REVIEW OF STATISTICAL DATA AND RESEARCH MATERIALS

G. A. Bulatova

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the study of the state and problems of employment of graduates. The author conducted a review and comparative analysis of statistical data and materials of selective studies on this issue. Unfavorable trends in the employment of young specialists have been identified, the main of which are rising unemployment, job performance that does not match the level and profile of professional training. The main reasons for this phenomenon are identified: labor market variability, inefficient career guidance system, lack of effective interaction and coordination of needs for specialists between educational institutions and employers, deformations in wage levels. As recommendations, it was proposed to develop a system for monitoring and forecasting the employment of graduates, to improve mechanisms for matching the needs of the economy in personnel with the scope and areas of professional training at universities, and to expand student participation in continuing education programs.

Keywords: young specialists, employment, labor market, graduates, employment by profession, labor resources.

Трудоустройство выпускников высших учебных заведений остается одной из наиболее острых и актуальных проблем российского рынка труда, характеризующегося в настоящее время противоречивыми тенденциями. С одной стороны, работодатели все чаще жалуются на нехватку квалифицированных кадров и их недостаточную мотивацию. С другой стороны, существует безработица, которая в значительной степени затрагивает молодежь после окончания вузов и колледжей. К тому же в последнее время появилось достаточно много прогнозов относительно грядущей безработицы в связи с развитием информационных технологий и роботизации, что ставит вопрос о целесообразности подготовки такого количества специалистов. Большие риски для трудоустройства молодых специалистов несет также пандемия коро-новируса, которая, как уже очевидно, существенно изменит рынок труда как в количественном, так и в качественном отношении.

Исследование трудоустройства выпускников вузов актуально во все времена. Состояние трудоустройства молодых специалистов аккумулирует целый комплекс вопросов — от востребованности выпускников реальным сектором экономики и соответствия рынка образовательных услуг потребностям текущего и перспективного рынка труда до обоснования контрольных цифр приема в вузы и определения направлений развития высшего образования в целом. Кроме того, нельзя забывать, что безработица среди молодежи создает риски для общественно-политической стабильности в регионе и стране в целом.

Общеизвестно, что в России складывается неблагоприятная демографическая ситуация, которая напрямую влияет на воспроизводство трудовых ресурсов в стране и ее регионах. Основным источником пополнения трудовых ресурсов является при этом молодежь. По мнению И. В. Шацкой, «... молодежь, как главный источник пополнения трудовых ресурсов страны, сталкивается с трудностями, которые не просто провоцируют концентрацию высокого уровня безработицы внутри данной возрастной группы, но и препятствуют стабильному воспроизводству трудовых ресурсов. Эта проблема актуализируется на фоне многократных заявлений представителей государственной власти, а также научного и предпринимательского сообщества о дефиците в стране квалифицированных кадров...» [1, с. 175].

Вопросы трудоустройства выпускников затрагиваются в работах многих авторов, занимающихся исследованием рынка труда и трудовых ресурсов: Р. Капелюшникова, Е. Варшавской и др. В данной статье мы попытаемся проанализировать и обобщить результаты различных практических

исследований по данной проблематике. При этом акцент будем делать на ситуации с трудоустройством выпускников вузов, поскольку именно в отношении вузов возникает больше всего дискуссий по поводу масштабов и структуры подготовки специалистов и формируемых компетенций.

Трудоустройство выпускников является объектом исследований Росстата, Роструда, Минобр-науки, ведущих вузов и порталов по трудоустройству и экспертного сообщества. Результаты этих исследований не всегда и не во всем совпадают и расхождения бывают весьма существенными. Это объясняется различиями в целях, методиках и масштабах исследования. Детальная оценка состояния трудоустройства и занятости выпускников затрудняется тем, что специализированные выборочные обследования данных проблем проводятся с периодичностью один раз в несколько лет. Так, проведенное в 2016 г. Федеральной службой государственной статистики выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, пока остается единственным. Подобные обследования будут проводиться один раз в пять лет. Система мониторинга трудоустройства выпускников в России находится в стадии становления и должна заработать к концу 2020 г., чему будет способствовать переход на электронные трудовые книжки.

Во многих публикациях, касающихся проблем трудоустройства выпускников, преобладает мнение, что в России наблюдается избыток специалистов с высшим образованием. Обратимся к результатам исследований.

По данным Росстата в России, почти 34 % рабочей силы имеет высшее образование [2]. Наибольшее число дипломированных специалистов в РФ — инженеры (26,8%) и экономисты (26,4%). На втором месте — педагоги (19%), за ними следуют юристы (8,3%), медики (6 %), специалисты в области гуманитарных и социальных наук (4%), сельского и рыбного хозяйства (3,9%), естественных наук и математики (2,9%), культуры и искусства (1,8%) [3].

Высшее образование в России сегодня практически становится социальной нормой и воспринимается населением как некая гарантия трудоустройства, страховка от безработицы. Так, даже 14 % российских продавцов и охранников имеют высшее образование. Однако фактически выполняемые трудовые функции работников зачастую не требуют высшего образования. Нередко специалисты с высшим образованием готовы пойти в рабочие. По данным опроса службы исследований крупнейшей российской компании интернет-ре-крутмента НеадНиме, каждый пятый работник умственного труда готов пойти в рабочие, если будет

гарантия трудоустройства. «Белые воротнички хотят освоить рабочие специальности ради профессионального роста и увеличения дохода (51% респондентов) ... 32% респондентов говорят, что идут в рабочие, чтобы заниматься любимым делом» [4]. Каждый четвертый (26,6%) выпускник вуза занимает позиции, формально не требующие такого образования. Больше всего таких среди работников аграрных специальностей (41,2%), но и 28-32% обладателей юридических, инженерно-технологических, педагогических и гуманитарно-социальных дипломов также заняты работой, для которой высшее образование избыточно [3].

Заметим, что занятость специалистов с высшим образованием на должностях и рабочих местах, не требующих такового, не является

Из таблицы 1 следует, что выпускники вузов, как правило, имеют более высокие показатели участия в рабочей силе и занятости и меньший уровень безработицы по сравнению с выпускниками других учебных заведений. В 2018 г. ситуация с трудоустройством выпускников ухудшилась, о чем свидетельствует снижение уровня экономической активности и занятости. Одновременно выросла безработица среди всех выпускников, причем по выпускникам вузов произошел почти двукратный рост.

Обращает на себя внимание достаточно высокий показатель безработицы выпускников со средним профессиональным образованием по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Налицо противоречие между многочисленными заявлениями работодателей и чиновников о нехватке квалифицированных рабочих и реальной ситуацией с трудоустройством молодежи. Работодатели часто жалуются на то, что молодые рабочие ничего не умеют, да и не хотят делать. Молодых работников, в свою очередь, не устраивают предлагаемые условия труда и размер заработной платы. Кроме того, рабочие профессии у многих молодых людей считаются непрестижны-

чем-то новым для экономики. В советское время довольно распространенным явлением была занятость инженеров в качестве рабочих, что было связано с преимуществами в оплате труда квалифицированных рабочих — токарей, наладчиков и др. Эта проблема достаточно активно обсуждалась в научном сообществе, было много исследований и публикаций на эту тему. Считаем, что подобное явление в той или иной степени сохранится и в будущем.

Чтобы оценить уровень трудоустройства выпускников, обратимся к официальной статистике. В таблице 1 представлены данные обследования рабочей силы Росстатом в 2016-2018 гг. и для сравнения (в скобках) — данные аналогичного обследования отдельно в 2018 г.

ми, что, на наш взгляд, представляет очень серьезную проблему.

Мониторинг Минобрнауки в 2016 г. по итогам трудоустройства выпускников вузов 2015 г. подтверждает положительное влияние высшего образования, наличие которого позволяет трудоустроиться 75% выпускникам вузов. Уровень трудоустройства выпускников вузов в Алтайском крае составил, по данным мониторинга, 80%, при этом 65% трудоустроены в регионе. Средняя сумма выплат выпускникам алтайских вузов — 22933 руб. Для сравнения — по выпускникам средних профессиональных учебных заведений региона соответствующие показатели составили 60%, 70% и 16482 руб. [5].

Наиболее острой и активно обсуждаемой является проблема дисбаланса на рынке труда, выражающегося в несоответствии фактически выполняемой работы полученной в учебном заведении профессии (специальности). При этом оценки доли выпускников, работающих не по специальности, значительно расходятся. Приведем некоторые из них.

По данным исследования Е. Варшавской, 25% выпускников впоследствии выполняют работу,

Таблица 1

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации в 2016-2018 (2018) гг.,

по статусу участия в рабочей силе,% [2]

Уровень участия в рабочей силе Уровень занятости Уровень безработицы

Все выпускники 87,8 (85,1) 79,8 (80,7) 9,1 (9,6)

в том числе по уровню образования

высшее 89,1 (87,3) 82,7 (75,3) 7,2 (13,7)

среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена 86,3 (83,3) 76,5 (70,7) 11,4 (15,1)

среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 85,0 (78,2) 73,5 (61,8) 13,6 (21,0)

не требующую высшего образования, а почти 30% занятых, имеющих диплом, работают не по профессии. При этом для мужчин шансы в будущем работать и не по специальности, и не по профессии выше примерно на 20% [3].

Исследование РАНХиГС показало, что только 37% молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. У 29% выпускников работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27% респондентов ответили, что работают не по специальности. Самые большие шансы найти работу по профессии имеются в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. На втором месте — правоохранительные органы, на третьем — государственное и муниципальное управление. Далее — финансы, реклама, консалтинг. Промышленность, строительные и инженерные компании — на пятом месте [6]. Отсюда следует, что основным работодателем для выпускников выступает бюджетная сфера, а не бизнес, что говорит о деформации рынка труда.

Федеральная служба по труду и занятости (Ро-струд) на основе опроса, проведенного на портале «Работа в России», делает вывод о том, что только 27% россиян работают по специальности, указанной в дипломе [7].

Обратимся к исследованиям Росстата. Так, согласно результатам выборочного наблюдения, из выпускников с высшим образованием 20102015 гг. 70,1% имели в 2016 г. работу, связанную с полученной профессией. Наивысший показатель соответствия (97 %) при этом — у специалистов в области здравоохранения. Самые низкие показатели соответствия у специалистов по группам «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» — 53,9%, и «Сельское и рыбное хозяйство» — 55,4%. В группе «Экономика и управление» 67,8% выпускников работали по полученной профессии [8]. Такая ситуация в целом сохраняется и в последующие годы, о чем свидетельствуют данные ежемесячных

выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости [2].

По данным проведенного Росстатом Комплексного наблюдения условий жизни населения, в 2018 г. из лиц в возрасте 15-29 лет, занятых в экономике и имеющих профессию (специальность), подтвержденную дипломом (свидетельством), только 46,0% выполняли основную работу, полностью соответствующую полученной специальности, и еще 17,3% — близкую к полученной специальности. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо регистрируются в качестве безработных. Лучшие показатели наблюдаются при этом у специалистов, бакалавров и магистров (51,5 и 20,7 % соответственно) [10], причем в целом они почти не отличаются от показателей по всем респондентам. Эти цифры опровергают устоявшееся мнение об избытке кадров с высшим образованием и отсутствии у них возможности трудоустройства по специальности. Среди выпускников со средним профессиональным образованием 40,9% выполняют работу по специальности и 14,3% — близкую к полученной специальности.

Основной проблемой с трудоустройством выпускников является отсутствие практического опыта работы, который в большинстве случаев у работодателей является главным требованием. Так, среди безработных старше 15 лет доля не имеющих опыта трудовой деятельности составляет 22,8% [2].

Перспективы работы по профессии (специальности) закладываются с момента выбора абитуриентом учебного заведения и направления подготовки. Не секрет, что нередко молодые люди поступают на бюджетные места, заведомо не собираясь в будущем работать по приобретаемой профессии, а мотивацией при этом выступает стремление получить диплом о высшем образовании. О предпочтениях молодежи в поиске работы свидетельствуют данные таблицы 2.

Таблица 2

Предпочтения в поиске работы по возрастным группам,% (составлено автором по [9])

Все респонденты В том числе в возрасте

20-24 лет 25-29 лет Всего молодежь в трудоспособном возрасте

Из лиц в возрасте 15 лет и более, указавших на поиск подходящей (или более подходящей) работы

Ищут работу только по своей специальности 16,0 23,9 19,8 21,0

Ищут работу только с хорошей зарплатой 56,1 54 58,8 54,9

Ищут любую другую работу 16,3 12,4 9,6 12,1

Ищут работу на дому или очень близко к дому 7,1 4,4 7,7 6,7

Как следует из таблицы, главным фактором выбора будущей работы является заработная плата. Молодых респондентов, ищущих работу только с хо-

рошей зарплатой, в 2,6 раза больше, чем предпочитающих работу по своей специальности. Поэтому нет оснований ожидать улучшения сбалансирован-

ности рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе, пока будут сохраняться деформации в уровне заработной платы специалистов различных отраслей и видов деятельности. Нельзя также не учитывать, что значительная часть студентов сегодня обучается не на бюджетной, а на ком-

мерческой основе, и они вправе распоряжаться полученным образованием по своему усмотрению.

Исследования показывают, что на практике занятость по специальности и стремление к таковой могут существенно различаться, что следует из таблицы 3.

Таблица 3

Соответствие работы полученной (получаемой) специальности и планы по дальнейшему трудоустройству по этапности обучения в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах,% [10]

Все ре-спон-денты из них обучавшиеся в 2016/2017 учебном году Завершившие обучение в 2015/2016 учебном году в образовательных организациях профессионального образования

всего В том числе

поступившие на обучение продолжавшие обучение завершившие обучение

Работающие лица в возрасте до 30 лет — всего 100 100 100 100 100 100

в том числе

работают по своей специальности 44,4 40,1 60,4 31,0 45,3 55,5

работают по близкой специальности 19,8 19,3 8,1 23,3 18,2 21,2

работают по другой специальности 35,8 40,6 31,5 45,7 36,5 23,3

Из числа лиц в возрасте до 30 лет

собираются работать (работают) по полученной специальности 81,2 82,5 86,0 84,0 72,3 64,8

собираются работать (работают) по близкой специальности 10,3 9,9 7,1 10,1 12,9 14,8

собираются работать (работают) по другой специальности 6,2 5,2 4,5 3,6 11,8 18,3

Из таблицы следует, что стремящихся работать по специальности молодых людей в 2 раза больше, чем фактически по ней работающих. Прослеживается также тенденция снижения доли намеревающихся работать по специальности с момента поступления на обучение к моменту его окончания. Это может быть связано и с разочарованием в будущей профессии, и с получением опыта работы в другой сфере в период обучения, и с невозможностью найти работу по специальности после завершения обучения в силу изменчивости рынка труда, и с другими причинами.

Использование труда молодых специалистов в экономике — органическая часть процесса воспроизводства трудовых ресурсов. Выполнение работы в соответствии с полученной профессией (специальностью) позволяет приобрести практические навыки, необходимые для формирования квалифицированного специалиста. Повышается при этом и удовлетворенность работой. Так, уровень удовлетворенности работой выпускников 2010-2015 гг. выпуска в 2016 г. составил 85,9 %. При этом у выполняющих работу, связанную с полу-

ченной профессией (специальностью), он выше — 93%, а у имеющих работу, не связанную с полученной профессией (специальностью), ниже — 71,7%. Наибольшее расхождение по этим показателям наблюдается у выпускников-бакалавров: 94,7 и 70,3% соответственно [8].

Проблемы трудоустройства выпускников вузов зависят от множества различных факторов, таких как невостребованность профессий и отдельных вузов, отсутствие рекомендаций и знакомств, навыков поиска работы и самопрезентации, практических навыков и одновременно наличие завышенных ожиданий у выпускников и др.

На наш взгляд, в современной экономике практически невозможно достичь ситуации, при которой все выпускники работали бы по полученной профессии (специальности). Причин этого много, назовем наиболее существенные:

1. Потребность рынка в специалистах, как правило, опережает возможности системы базового, высшего и даже дополнительного образования. По оценке Минтруда США, 65% сегодняшних школьников в 2025 г. будут занимать такие рабо-

чие места, которые сегодня еще даже не придуманы [11].

2. Отсутствие эффективного взаимодействия и согласования потребностей в специалистах между учебными заведениями и работодателями, что, в свою очередь, объясняется разнонаправленно-стью их текущих интересов.

3. Неэффективная система профориентации.

4. Значительная часть студентов обучается на внебюджетной основе, за счет собственных средств, и они, как правило, не связаны обязательствами по трудоустройству в соответствии с полученной профессией.

5. В рыночной экономике действует принцип свободно избранной занятости, согласно которому человек вправе выбирать место работы и меру своего трудового участия. Административные меры воздействия в этом вопросе ограничены законодательством о занятости.

6. Высшее образование само по себе является ценностью, даже если человек, его получивший, не работает по специальности. Поэтому считаем, что нельзя оценивать однозначно негативно «избыток» образования в занятости людей.

Таким образом, несмотря на различие результатов различных исследований, можно сделать вывод о том, что среди проблем с трудоустройством выпускников наиболее актуальна проблема занятости их не по профессии (специальности).

Для решения проблем трудоустройства выпускников необходимо создание комплексного ме-

ханизма согласования потребностей экономики в кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки в вузах, поскольку система образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. При этом нельзя перекладывать эту проблему только на вузы, у которых трудоустройство выпускников является одним из показателей эффективности работы. К ее решению необходимо более активно привлекать и работодателей, и органы государственного управления. Требуется развивать мониторинг и прогнозирование рынка труда, совершенствовать механизмы государственного регулирования обучения и трудоустройства выпускников, в частности, механизм целевого обучения.

Считаем, что для повышения возможностей трудоустройства выпускников и их адаптивности к изменениям рынка труда следует расширять участие студентов в программах дополнительного образования по месту обучения. Пока такое участие крайне незначительно. Так, только 6,6 % завершивших обучение в образовательных организациях высшего образования в 2015/2016 и 2016/2017 гг. посещали дополнительные занятия, курсы и другие виды дополнительного образования [9].

Предложенные меры позволят добиться динамичного и адекватного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и повысить возможности трудоустройства молодых специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шацкая И. В. Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе // Экономика труда. 2017. Т. 4, № 3. С. 173-182.

2. Итоги выборочного обследования рабочей силы 2019 год. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/ document/13265/ (дата обращения: 25.04.2020).

3. Варшавская Е. Я. Где и кем работают высокообразованные россияне // Демоскоп Weekly. 2017. № 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0713/tema01.php/ (дата обращения: 22.04.2020).

4. Новый трудовой ресурс — рабочий с дипломом вуза. URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2018/02/08/750291-novii-trudovoi-resurs / (дата обращения: 25.04.2020).

5. Министерство образования и науки РФ. Мониторинг трудоустройства выпускников. URL: http:// spo.graduate.edu.ru/#/?year=2014&year_monitoring=2016 (дата обращения: 26.04.2020).

6. Трудоустройство молодежи. Где работают выпускники? URL: https://www.ranepa.ru/images/ News/2018-05/28-05-2018-monitoring-vypuskniki.pdf. / (дата обращения: 25.04.2020).

7. Роструд подсчитал число работающих по специальности россиян. URL: https://trudvsem.ru/ information/questionnaire/list/ (дата обращения: 27.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование в 2016. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_ trudoustr/index.html/ (дата обращения: 22.04.2020).

9. Комплексное наблюдение условий жизни населения в 2018 году. URL: https://www.gks.ru/free_doc/ new_site/KOUZ18/index.html/ (дата обращения: 23.04.2020).

10. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения 2017. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/quality17/index.html/ (дата обращения: 24.04.2020).

11. Как изменится рынок труда в ближайшие 20 лет: тренды и вызовы. URL: https://tass.ru/pmef-2016/ article/3345977/ (дата обращения: 25.04.2020).

REFERENCES

1. Shatskaya I. V. The development of the state system of labor resources management at the present stage // Labor Economics. 2017. Vol. 4, No. 3. Рр. 173-182.

2. The results of the sample labor force survey in 2019. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/ document/13265/ (accessed: 04.25.2020).

3. Varshavskaya E. Ya. Where and by whom highly educated Russians work // Demoscope Weekly. 2017. No. 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0713/tema01.php/ (address: 04/22/2020).

4. A new workforce — a worker with a university diploma. URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2018/02/08/750291-novii-trudovoi-resurs / (accessed: 04.25.2020).

5. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Monitoring the employment of graduates. URL: http://spo.graduate.edu.ru/#/?year=2014&year_monitoring=2016 (accessed date: 04/26/2020).

6. Employment of youth. Where do graduates work? URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-05/28-05-2018-monitoring-vypuskniki.pdf. / (date of treatment: 04.25.2020).

7. Rostrud calculated the number of Russians working in their specialty. URL: https://trudvsem.ru/ information/questionnaire/list/ (accessed: 04.27.2020).

8. The results of a sample observation of the employment of graduates who received secondary vocational and higher education in 2016. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/ index.html/ (Date of treatment: 04.22.2020).

9. Comprehensive monitoring of living conditions in 2018. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ KOUZ18/index.html/ (accessed: 04.23.2020).

10. Selective monitoring of the quality and accessibility of services in the areas of education, health and social services, promoting employment 2017. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/quality17/index.html/ (accessed: 04.24.2020).

11. How will the labor market change in the next 20 years: trends and challenges. URL: https://tass.ru/pmef-2016/article/3345977/ (accessed date: 04.25.2020).

Поступила в редакцию: 15.05.2020.

Принята к печати: 17.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.