Научная статья на тему 'Особенности занятости выпускников вузов на российском рынке труда'

Особенности занятости выпускников вузов на российском рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА / UNIVERSITY GRADUATES / GRADUATE EMPLOYMENT / LABOR MARKET IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумова Татьяна Олеговна, Золотина Ольга Александровна

В статье представлены результаты исследования положения выпускников вузов на рынке труда России. Актуальность работы обусловлена тем, что, с одной стороны, получение высшего образования вместо начала трудовой деятельности непосредственно после окончания общеобразовательной школы стало в настоящее время социальной нормой, а с другой стороны, структура подготовки по специальностям и качество этой подготовки, о чем говорится на уровне первых лиц государства, не отвечают потребностям экономики. База исследования данные первого выборочного наблюдения трудоустройства выпускников Росстата 2016 г. и мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки 2015-2017 гг. В работе приводится оценка уровня занятости молодежи с высшим образованием по возрастным группам; выделены региональные особенности ее трудоустройства; проанализировано трудоустройство по группам специальностей; отмечены особенности распределения занятых выпускников вузов по видам экономической деятельности по сравнению с общероссийской структурой занятости. Доказано, что с повышением уровня образования вероятность найти работу, в том числе по специальности, возрастает; что удовлетворенность работой выше у тех, кто работает по специальности. Для NEET-молодежи с высшим образованием предложены рекомендации по ее интеграции в трудовую сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of study of the positions of university graduates in the Russian labor market. The relevance of the subject is due to the fact that getting higher education instead of starting to work directly after school is now considered a social norm, and the fact that the structure of training in specialties and its quality, as stated by the top officials, does not meet the needs of the economy. The research is based on data of the first selective observation of employment of graduates of Rosstat, obtained in 2016, and the Ministry of Education and Science monitoring of graduates employment of 2015-2017. In the paper we assess the employment rate of young people with higher education by age groups; highlight regional features of university graduates employment; evaluate employment characteristics by groups of specialties; we study the distribution of employed university graduates by types of economic activity in comparison with the all-Russian structure of employment. It is concluded, that with an increase in the level of education the probability of success employment, including finding a job in the specialty, increases; and that job satisfaction is higher for those who work in their professional field. For NEET youth with higher education, recommendations on how to integrate into the labor market relations have been suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности занятости выпускников вузов на российском рынке труда»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2019. № 2

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Т. О. Разумова1,

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

О. А. Золотина2,

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

В статье представлены результаты исследования положения выпускников вузов на рынке труда России. Актуальность работы обусловлена тем, что, с одной стороны, получение высшего образования вместо начала трудовой деятельности непосредственно после окончания общеобразовательной школы стало в настоящее время социальной нормой, а с другой стороны, структура подготовки по специальностям и качество этой подготовки, о чем говорится на уровне первых лиц государства, не отвечают потребностям экономики. База исследования — данные первого выборочного наблюдения трудоустройства выпускников Росстата 2016 г. и мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки 2015—2017 гг. В работе приводится оценка уровня занятости молодежи с высшим образованием по возрастным группам; выделены региональные особенности ее трудоустройства; проанализировано трудоустройство по группам специальностей; отмечены особенности распределения занятых выпускников вузов по видам экономической деятельности по сравнению с общероссийской структурой занятости. Доказано, что с повышением уровня образования вероятность найти работу, в том числе по специальности, возрастает; что удовлетворенность работой выше у тех, кто работает по специальности. Для NEET-молодежи с высшим образованием предложены рекомендации по ее интеграции в трудовую сферу.

Ключевые слова: выпускники вузов, занятость молодежи, российский рынок труда.

Цитировать статью: Разумова Т. О., Золотина О. А. Особенности занятости выпускников вузов на российском рынке труда // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2019. — № 2. — С. 138-157.

EMPLOYMENT CHARACTERISTICS OF UNIVERSITY GRADUATES IN THE RUSSIAN LABOR MARKET

The article presents the results of study of the positions of university graduates in the Russian labor market. The relevance of the subject is due to the fact that getting higher education instead

1 Разумова Татьяна Олеговна, д.э.н., профессор экономического факультета; e-mail: Tatiana.razumowa@yandex.ru

2 Золотина Ольга Александровна, к.э.н., доцент экономического факультета; e-mail: zolotina.o@gmail.com

of starting to work directly after school is now considered a social norm, and the fact that the structure of training in specialties and its quality, as stated by the top officials, does not meet the needs of the economy. The research is based on data of the first selective observation of employment of graduates of Rosstat, obtained in 2016, and the Ministry of Education and Science monitoring of graduates employment of 2015—2017. In the paper we assess the employment rate of young people with higher education by age groups; highlight regional features of university graduates employment; evaluate employment characteristics by groups of specialties; we study the distribution of employed university graduates by types of economic activity in comparison with the all-Russian structure of employment. It is concluded, that with an increase in the level of education the probability of success employment, including finding a job in the specialty, increases; and that job satisfaction is higher for those who work in their professional field. For NEET youth with higher education, recommendations on how to integrate into the labor market relations have been suggested.

Key words: university graduates, graduate employment, labor market in Russia.

To cite this document: Razumova T. O, Zolotina O. A. (2019) Employment Characteristics of University Graduates in the Russian Labor Market. Moscow University Economis Bulletin, (2), 138-157.

Молодежь традиционно выделяется как особая социально-демографическая и трудовая категория, поскольку является потенциально уязвимой — в молодом возрасте люди приобретают трудовой опыт впервые, и во многих странах уровень безработицы молодежи значительно выше среднего по стране. В последние годы в России уровень участия в рабочей силе и уровень занятости молодежи в возрасте до 25 лет снижается — молодые люди откладывают начало работы, предпочитая ему продолжение образования. А поскольку в нашей стране очень востребовано получение высшего образования, изучение позиций выпускников вузов на рынке труда России, в том числе уровня их трудоустройства и параметров занятости, актуально с точки зрения управления кадровым потенциалом страны, качеством и финансированием системы образования.

С постсоветского времени и до наших дней не утихают тревожные разговоры о том, что мода на высшее образование в России, не отвечающая потребностям экономики, приводит к тому, что вузы готовят слишком много студентов. В результате выпускники испытывают сложности с трудоустройством, многие работают не по специальности или на рабочих местах, не соответствующих их ожиданиям. Например, о перепроизводстве экономистов и юристов говорится и на уровне первых лиц — в 2007 г. В. В. Путин говорил о потребностях экономики в инженерных и рабочих кадрах и перепроизводстве выпускников с экономическим и юридическим образованием; в 2011 г. Д. А. Медведев заявлял об аналогичных диспропорциях в подготовке; и вот в начале 2018 г. заместитель главы Рособрнадзора Н. А. Наумова вновь заявила об излишне большом приеме вузами экономистов и юристов и недостаточном качестве их подготовки [78.ru, 2018; gazeta.ru, 2018]. Исходя из неослабевающей актуальности вопроса о факторах трудоустройства и рисках для занятости молодых специалистов,

цель настоящей работы — на основе новейших статистических данных оценить наличие диспропорций между спросом и предложением на рынке труда выпускников вузов, определить основные характеристики трудоустройства и занятости этой социально-демографической группы и показать значение высшего образования для успешной занятости молодежи.

Вопросы занятости молодежи привлекают внимание экономистов на международном и национальном уровнях в связи с традиционно высокими уровнями безработицы и необходимостью оптимизации использования кадрового потенциала общества [World Employment and Social Outlook, 2016; Молодежная безработица..., 2018; Беглова, Насырова, 2016]. Исследователями в России изучаются факторы успешности преодоления порога «учеба-работа» [Рощин, 2006; Варшавская, 2016] — получение профессионального образования, совмещение учебы и работы, социальный капитал семьи; занятость, качество рабочей силы и инвестиции в человеческий капитал в молодых возрастах [Гимпельсон, Зудина, 2017]; наличие конкуренции за рабочие места между молодыми и пожилыми работниками [Ляшок, Рощин, 2017]; предпочтения молодежи в отношении форм занятости [Маслова, 2016]. Отдельно как специфический сегмент рынка труда изучается рынок труда выпускников вузов: особенности спроса и предложения, отличительные признаки выпускников вузов как группы работников, [Разумова, 2007; Золотина, 2015]; факторы повышения конкурентоспособности выпускников вузов, связанные с практическими формами подготовки и содействием трудоустройству [Разумова, Хозяинова, 2011]; отдача от получения высшего образования [Ощепков, 2010]. Крупнейшим в России порталом по поиску работы hh.ru публикуется статистика о спросе на рынке труда и конкуренции в сегменте соискателей — молодых специалистов. По данным ресурса [Состояние российского рынка труда., 2018], конкуренция среди молодежи на одну вакансию в 2017-2018 гг. остается в 1,5 раза выше, чем среди соискателей всех возрастов в целом, и на июнь 2018 г. она составляла семь резюме на одну вакансию. Помимо этого в последние годы появились представительные источники информации об участии выпускников вузов в рабочей силе в масштабе РФ [Мониторинг трудоустройства выпускников., 2017; Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников., 2016]. Эти данные являются статистической базой проведенного исследования, поскольку позволяют проанализировать положение молодежи на рынке труда по уровню полученного профессионального образования и, в том числе изучить вопросы трудоустройства, занятости по видам экономической деятельности, заработной платы, положения на региональных рынках труда, востребованности по группам специальностей выпускников системы высшего образования.

В последние годы уровень участия в рабочей силе и уровень занятости молодежи младше 25 лет снижаются. Динамика показателей представлена на рис. 1-2.

Рис. 1. Уровень участия молодежи в рабочей силе по возрастным группам (в процентах от численности населения соответствующей возрастной группы)

Рис. 2. Уровень занятости молодежи по возрастным группам (в процентах от численности населения соответствующей возрастной группы)

31 31,8 28,2 28 > 32,4 29,1 28,4

24,7 25,9/ 26,1

13,7 16,4 14,9 13,4 13,4 12,6 12,4 14,3 14,9 14,7

9

6 6,4 6,1 6 5,6 6,2 6,3 5,9

-15-19 20-24 -25-29

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 3. Уровень безработицы молодежи по возрастным группам (в процентах от численности населения соответствующей возрастной группы) Источник: разработано авторами на основе статистического сборника «Рабочая сила, занятость и безработица в России», Росстат, 2018.

Уровень безработицы молодежи (см. рис. 3) также незначительно снижается, но остается выше, чем у рабочей силы в возрасте от 30 лет и старше. Наиболее уязвима с точки зрения перспектив поиска работы молодежь в возрасте 15—19 лет, уровень безработицы которой составляет на 2017 г. 28,4%. Уровень безработицы в возрастах 20-24 и 25-29 также выше общероссийского показателя и составляет в этих возрастных группах 14,7 и 5,9% соответственно «против» 5,2% по России. В безработице возрастных групп 15-19 лет и 20-24 года больше структурной и циклической составляющих, чем у группы 25-29 лет. Причины — для группы 1519 лет — недостаточный уровень подготовки и развития компетенций, поиск первой работы в раннем возрасте из-за социальной незащищенности и низкого благосостояния семей. Однако на основе динамики показателей уровня безработицы по возрастным группам за 2009-2017 гг. можно утверждать, что в России безработица является для подавляющего большинства молодых людей временным явлением — в более старшем возрасте они находят работу.

Это подтверждает адекватность стратегии все большей части молодежи о продолжении образования и выходе на рынок труда в более поздних возрастах. При этом, как отмечается многими исследователями [Рощин, 2006; Варшавская, 2016], на протяжении 2000-х гг. для увеличения вероятности занятости и сокращения периода поиска работы после получения диплома наиболее эффективно начинать работать еще во время обучения в вузе. Для выпускников вузов наличие работы во время учебы в значительной степени повышает вероятность занятости, снижает риск безработицы и вероятность экономической неактивности [Варшавская, 2016].

Таблица 1

Участие молодежи в рабочей силе, 2017 г., в %

15-19 20-24 25-29 Всего, население РФ

Уровень участия в РС 8 57,1 89,2 69,1

Уровень занятости 5,7 48,7 83,9 65,5

Уровень безработицы 28,4 14,7 5,9 5,2

Источник: разработано авторами на основе данных Обследования рабочей силы, Рос-стат, 2017.

Для изучения положения молодых людей с высшим образованием на рынке труда мы рассматриваем возрастные группы 20-24 года и 2529 лет, поскольку среди 15-19-летних людей с высшим образованием еще нет. В первой возрастной группе есть те, кто уже окончил вуз, и те, кто продолжает обучение; во второй — преимущественно выпускники.

Актуальный уровень занятости для каждой из возрастных групп молодежи с высшим образованием полностью корректно можно будет опреде-

лить по итогам ближайшей переписи населения — полные данные о структуре образования населения по возрастным группам есть лишь в данных переписи 2010 г. Но можно оценить ориентировочные уровни занятости, опираясь на актуальное распределение численности занятых по возрастным группам и уровню образования [Обследование рабочей силы, 2017] и выборочные данные микропереписи населения 2015 г. о доле населения с высшим образованием по возрастным группам [Итоги федерального социально-демографического обследования..., 2015].

Таблица 2

Занятость молодежи с высшим образованием

20-24 25-29 Всего

Население (всего, тыс. человек, 2017) 7828 11879 19707

Население с высшим образованием, по данным микропереписи населения 2015 г. (% от численности возрастной группы, из числа указавших уровень образования), расчет: 23,94% 40,86%

Население с высшим образованием, расчет (тыс. человек, 2017) 1874,023 4853,759 6727,782

Занятое население с высшим образованием (тыс. человек, 2017) 982 4391 5373

Уровень занятости населения с высшим образованием, расчет (%, 2017) 52,4% 90,5% 79,9%

Уровень занятости населения (тыс. человек, 2017) 48,7 83,9 65,5

Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата: Микропереписи населения 2015 г. и Обследования рабочей силы 2017 г.

По этим оценкам занятость молодежи с высшим образованием составляет около 80%. В возрастной группе 20—24 года, значительная часть которой продолжает обучение, она составляет 52,4%, а в возрастной группе 25— 29 лет превышает 90%. Таким образом, оценочный уровень занятости молодежи с высшим образованием существенно выше среднего по России по соответствующим возрастным группам.

При анализе положения молодежи на рынке труда в последние годы отдельное внимание уделяется той ее части, которая находится за пределами учебы и работы, — NEET (Not in Employment and Education or Training). Показатель используется в международной статистике и анализируется отдельно, поскольку молодежь, находящаяся в этой категории, зачастую испытывает трудности с переходом «учеба-работа». Уровень и структура NEET-незанятости отражают наиболее «застойные» явления, накопление социальных проблем государства и наиболее острые причины недоиспользования трудового потенциала молодежи. NEET-незанятость рассчитывается для молодежи 15—24 года и состоит из безработных и не входящих

в состав рабочей силы. Соответственно, говоря о NEET-молодежи с высшим образованием, можно анализировать положение именно 20-24-летних выпускников. По данным Обследования рабочей силы и аналитическим работам исследователей, занимающихся изучением NEET-молодежи [Гимпельсон, Зудина, 2017], доля NEET в 2015 г. в России составляла 17% от общей численности молодежи 20-24 лет, из них 28,2% — с высшим или неполным высшим образованием. В структуре NEET в этой возрастной группе преобладала экономически неактивная молодежь. Среди NEET-молодежи в возрастном интервале 20-24 года доля безработных с высшим образованием в период 1995-2015 гг. возрастала. Вероятно, в связи с тем, что доля высшего образования в структуре видов профессионального образования продолжает увеличиваться. Среди безработных с высшим образованием стабильно около 55% составляют мужчины и около 70% — городское население. Это может свидетельствовать о структурной безработице выпускников (с учетом возраста 20-24 года среди них можно предположить значительную долю выпускников бакалавриата, решивших не продолжать обучение), получивших образование, по качеству не соответствующее требованиям рынка, или фрикционной безработице молодых людей, имеющих высокие или завышенные зарплатные ожидания и ищущих работу, соответствующую их ожиданиям, продолжительное время. Среди экономически неактивной молодежи 20-24 лет доля людей с высшим образованием составляла 16,8%, в ее структуре преобладали женщины (73,6%), что можно объяснить семейным выбором, связанным с воспитанием детей. Соответственно, для успешной интеграции NEET-молодежи с высшим образованием в трудовую сферу необходимо поддерживать качество образования с учетом требований рынка труда, осуществлять карьерное сопровождение в вузах во время обучения — помогать молодым людям формировать адекватные карьерные ожидания и стратегии, создавать условия для получения опыта работы / практической деятельности во время учебы. А для выпускников — необходимо стимулировать повышение гибкости форм занятости и проводить программы содействия занятости для женщин с маленькими детьми.

Позиции и перспективы выпускников вузов на рынке труда все больше выступают объектом внимания на государственном уровне. Как следствие, за последние годы появились новые источники аналитических данных о трудоустройстве выпускников системы профессионального образования. С 2015 г. Министерство образования и науки проводит мониторинг трудоустройства выпускников с высшим и средним профессиональным образованием. Ежегодно анализируются данные не менее чем о 1200 тысячах выпускников вузов, которые предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями высшего образования. К настоящему моменту доступны результаты по 2013-2015 годам выпуска.

В 2016 г. также появились итоги первой волны выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2010—2015 гг., получивших среднее профессиональное и высшее образование, проведенного Федеральной службой государственной статистики. Данные собирались в рамках обследования рабочей силы в качестве дополнительного модуля. Выборочная совокупность выпускников составила 36 тыс. человек, или около 0,3% от общей численности выпускников 2010—2015 гг. Несмотря на меньший по сравнению с мониторингом Министерства образования и науки объем выборки, результаты обследования Росстата характеризуют процессы трудоустройства в среднесрочной перспективе — срез проводится на временном отрезке в пять лет. А данные о трудоустройстве в первый год после выпуска выделяются отдельно.

Так, по данным обследования Росстата, удельный вес трудоустроившихся выпускников, окончивших высшие учебные заведения в 2010— 2015 гг., составляет по программам бакалавриата 85,3%, специалитета или магистратуры — 91,5%, аспирантуры — 95,4%. Удельный вес трудоустроившихся выпускников по отношению к их общей численности, или, как его можно назвать, уровень трудоустройства1, не является эквивалентом показателя уровня занятости выпускников, поскольку уровень трудоустройства — это факт нахождения работы с момента выпуска (или момента обучения для тех, кто начал работать параллельно с учебой и продолжал работать на прежнем месте после выпуска) до момента проведения обследования. Поэтому уровень занятости может быть меньше уровня трудоустройства — часть респондентов, имеющая трудовой опыт, в момент обследования по разным причинам может работы не иметь. Анализ уровня трудоустройства представляется более информативным с точки зрения связи рынка труда и рынка образовательных услуг, чем анализ текущего уровня занятости, поскольку первый показатель отражает факт нахождения выпускником хотя бы одного места работы.

Общий уровень трудоустройства выпускников вузов составляет 90,5%. А в соответствии с традиционными показателями участия в рабочей силе уровень занятости выпускников вузов, по данным обследования, — 85,8%, а уровень безработицы — 5,5%. Уровень занятости, по данным Наблюдения трудоустройства выпускников, близок к расчетам уровня занятости

1 Удельный вес трудоустроившихся выпускников по отношению к их общей численности — отношение численности трудоустроившихся выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием к общей численности выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием, рассчитанное в процентах, можно по аналогии с показателями уровня занятости или уровня удовлетворенности работой назвать уровнем трудоустройства выпускников. Например, уровень удовлетворенности работой — это, по определению Росстата в этом же наблюдении, отношение численности занятых выпускников образовательных организаций, удовлетворенных или скорее удовлетворенных работой, к общей численности занятых выпускников, рассчитанное в процентах.

молодежи с высшим образованием по возрастным группам по экспертной оценке авторов (см. табл. 2), но несколько ниже. Это может свидетельствовать о том, что охват молодежи высшим образованием с 2010 г. продолжил расти. Показатели участия в рабочей силе выпускников со средним профессиональным образованием ниже, чем у выпускников вузов. Сравнение приведено в табл. 3.

Таблица 3

Участие в рабочей силе выпускников, окончивших образовательные организации в 2010-2015 гг., в 2016 г.

Уровень профессионального образования Уровень трудоустройства, % Уровень участия в рабочей силе, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, %

Высшее образование 90,5 90,8 85,8 5,5

СПО по программам подготовки специалистов среднего звена 86,4 88,0 80,9 8,1

СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих 86,4 87,5 78,7 10,1

Источник: составлено авторами на основе данных Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников..., Росстат, 2016.

Таким образом, уровень занятости молодежи с высшим образованием выше, чем для молодежи в целом; уровень занятости молодежи в каждой из возрастных групп с получением высшего образования возрастает, а риск безработицы значительно снижается; вероятность трудоустройства выпускников возрастает с получением следующего уровня образования, а у выпускников вузов — с повышением ступени высшего образования. При этом доля молодежи с высшим образованием в N££7 становится все больше. Соответственно, эта категория должна стать отдельным объектом внимания при управлении рынком труда России. В первую очередь для нее можно предложить развивать активные программы содействия занятости женщинам, желающим начать работать после периода ухода за детьми, а также контроль качества образования и стимулирование проведения мероприятий по содействию трудоустройству в вузах для формирования адекватной позиции и ожиданий выпускников на рынке труда.

В региональном разрезе уровень трудоустройства выпускников вузов колеблется от 65,1% (Республика Дагестан) до 96,2% (город Санкт-Петербург). Наименьший уровень трудоустройства, до 80%, в республиках Северо-Кавказского федерального округа — Дагестане, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной

Осетии и в Ставропольском крае; а также в Южном федеральном округе — в Республике Калмыкия и городе Севастополь, в Сибирском федеральном округе — в республиках Бурятия и Тува. Наибольший, более 93%, в городах Санкт-Петербурге и Москве, Свердловской области (Уральский федеральный округ), Тульской области (Центральный федеральный округ), Ненецком автономном округе, Ленинградской и Вологодской областях, Республике Карелия (Северо-Западный федеральный округ), Чукотском автономном округе (Дальневосточный федеральный округ), Кировской области, республиках Татарстан и Чувашия (Приволжский федеральный округ), Челябинской области (Уральский федеральный округ), Калужской и Костромской областях (Центральный федеральный округ).

В целом по регионам России уровень трудоустройства выпускников вузов связан с уровнем занятости населения. Коэффициент корреляции составляет 0,6 и значим на однопроцентном уровне. Среди выпускников бакалавриата наименьшие показатели трудоустройства, до 60%, наблюдаются в Чеченской Республике и Республике Дагестан (Северо-Кавказский федеральный округ), Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области (Уральский федеральный округ) и Тамбовской области (Центральный федеральный округ). Более благоприятные условия для трудоустройства, чем в среднем по регионам, у выпускников Свердловской области, Рязанской области, Республики Карелия; благоприятные относительно общего невысокого уровня занятости — у выпускников в Адыгее (см. рис. 4).

Рис. 4. Корреляция между уровнем трудоустройства выпускников вузов и уровнем занятости и в регионе Источник: разработано авторами на основе данных Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников..., Росстат, 2016.

Относительно менее благоприятны с точки зрения трудоустройства выпускников Магаданская область и республики Северного Кавказа — Дагестан, Кабардино-Балкария и Чечня. При общем очень высоком уровне занятости в Чукотском автономном округе, 94,2%, у молодежи с высшим образованием уровень трудоустройства ниже относительно среднего по регионам.

Реальная ситуация с трудоустройством выпускников вузов по группам специальностей значительно более комплексная, чем обсуждаемые на протяжении последнего десятилетия перепроизводство экономистов и юристов и дефицит инженерных кадров (см. табл. 4). Наивысший уровень трудоустройства, более 97%, у выпускников вузов по специальностям «авиационная и ракетно-космическая техника», «автоматика и управление», «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», «оружие и системы вооружения»; наименьший, от 82,5 до 86,2% — по группам специальностей «социальные науки», «естественные науки», «сфера обслуживания», «геодезия и землеустройство». При этом по структуре подготовки видно, что из 100% выпуска более двух третей приходится на три группы специальностей: 33,5% — «экономика и управление» (уровень трудоустройства 89,7%), 15,2% — «гуманитарные специальности» (уровень трудоустройства 90,3%), 13,5% — «образование и педагогика» (уровень трудоустройства 89,4%), а по остальным 25группам специальностей доля подготовки составляет от 4,2 до 0,2%. В том числе, от 4,2 до 2% — семь групп специальностей; от 1,8 до 0,2% — 18 групп специальностей.

Для специальностей с малым по количеству студентов объемом подготовки, 2% от общего выпуска и меньше, есть умеренная отрицательная связь между долей в общем выпуске и уровнем трудоустройства (корреляция равна — 0,53, значима на 5%-ном уровне).

Таблица 4

Удельный вес трудоустроившихся выпускников образовательных организаций с высшим образованием в общей численности выпускников по группам профессий (специальностей)

Группа профессий (специальностей) Удельный вес трудоустроившихся выпускников в общей численности выпускников, % Всего выпускников, % от общего выпуска Группа профессий (специальностей) Удельный вес трудоустроившихся выпускников в общей численности выпускников, % Всего выпускников, % от общего выпуска

2 3 4 5 6

Всего (6517 тыс. человек) 90,5

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5 6

Авиационная и ракетно-космическая техника 97,7 0,7% Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 91,7 0,4%

Автоматика и управление 97,6 0,4% Сельское и рыбное хозяйство 91,4 2,2%

Безопасность жизнедеятельности, природо-обустройство и защита окружающей среды 97,5 0,8% Физико-математические науки 90,8 1,4%

Оружие и системы вооружения 97,2 0,2% Гуманитарные науки 90,3 15,2%

Морская техника 94,6 0,4% Здравоохранение 90,1 0,5%

Информатика и вычислительная техника 94,6 4,2% Химическая и биотехнологии 90,1 4,0%

Транспортные средства 94,5 2,3% Культура и искусство 90 1,8%

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 94,3 2,7% Экономика и управление 89,7 33,5%

Электронная техника, радиотехника и связь 94,2 1,4% Образование и педагогика 89,4 13,5%

Приборостроение и оп-тотехника 93,1 0,5% Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 87,3 1,2%

Металлургия, машиностроение и материалоо-бработка 93 2,0% Геодезия и землеустройство 86,2 0,5%

Архитектура и строительство 93 3,7% Сфера обслуживания 86 1,8%

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 92,4 1,3% Естественные науки 85,9 1,3%

Информационная безопасность 91,8 0,7% Социальные науки 82,5 1,1%

Источник: итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников..., Росстат, 2016.

Анализируя таким образом трудоустройство выпускников различных специальностей, можно увидеть, что инженеры высоко востребованы не во

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всех профессиональных областях. В отличие от инженерных специальностей — лидеров по уровню трудоустройства, инженерные специальности в сферах геодезии и технологии продовольственных и потребительских товаров востребованы меньше, чем в среднем по всем специальностям. Юристы входят в группу специальностей «гуманитарные науки», и эта группа показывает практически среднее по рынку значение уровня трудоустройства — 90,3% при общем уровне 90,5%. Уровень трудоустройства экономистов также чуть ниже среднего для выпускников вузов в целом, но экономика не входит в число наименее востребованных специальностей по доле нашедших работу из общего количества выпускников. С другой стороны, по абсолютному количеству нетрудоустроившихся экономистов эту категорию действительно можно считать проблемной для рынка труда выпускников из-за большой их доли в общем выпуске, ведь примерно каждый третий выпускник — экономист.

Среди специальностей с наименьшей долей трудоустройства выпускников помимо геодезии и землеустройства — социальные науки (82,5%), естественные науки (85,9%), сфера обслуживания (86%), но даже для последней по уровню востребованности группы специальностей уровень трудоустройства выпускников превышает 80%.

Таким образом, можно предположить, что в соответствии с потребностями экономики возможно несколько сократить, хоть и без того небольшой, набор по специальностям с наименьшим процентом трудоустроившихся выпускников. Что касается специальностей «экономика» и «юриспруденция», массовый спрос на которые не снижается, на них нужна не корректировка контрольных цифр приема на бюджетные места, а работа по информированию абитуриентов о перспективных потребностях экономики и, как возможное следствие, сокращение набора на контрактные места вузов. Ведь, как отмечается [gazeta.ru, 2018], только около 11% выпускников этих специальностей проходят обучение на бюджетных местах, а остальные оплачивают свое обучение и соответственно берут на себя риски, связанные с поиском работы.

Отдельная задача для анализа — сопоставление спроса на кадры с высшим образованием по группам специальностей и структуры занятости по видам экономической деятельности. Полностью состыковать две эти методологии нельзя, но, проанализировав ситуацию в сфере трудоустройства выпускников по каждой из них, можно выделить некоторые причинно-следственные связи.

По данным проводимых исследований [Регионы России., 2017], сфера оптовой и розничной торговли в настоящее время является крупнейшим видом деятельности с точки зрения количества занятых в России (18,9% в 2017 г.), на втором месте — обрабатывающие производства (14,2%), на третьем — операции с недвижимым имуществом (9,9%). По данным Наблюдения Росстата трудоустройства выпускников 2010—2015 гг., для вы-

пускников вузов, нашедших работу не позднее года после выпуска, структура занятости по видам экономической деятельности отличается от общероссийской. Помимо этого она выглядит неодинаково по уровням высшего образования. Больше всего выпускников бакалавриата работает в сферах «оптовая и розничная торговля» (19,4%), «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (11,7%), «образование» (11,7%), «обрабатывающие производства» (10,8%). Наибольшее количество занятых выпускников специалитета/ магистратуры — в сферах «оптовая и розничная торговля» (16,9%), «образование» (12,3%), «государственное управление и обеспечение военной безопасности»; «социальное страхование» (11,3%). У структуры занятости после аспирантуры есть своя специфика — 40,6% устроились на работу в сфере «здравоохранение и предоставление социальных услуг»; далее идут «образование», 12,5%, и «оптовая и розничная торговля», 11,1%.

Аналогично России в целом, распределение выпускников вузов, нашедших работу не позднее года после выпуска, по видам экономической деятельности демонстрирует наибольшую долю занятых в сферах «оптовая и розничная торговля», «ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Отличием является то, что во всех перечисленных группах выпускников одним из наиболее популярных видов деятельности является образование. В среднем по России этот вид экономической деятельности по количеству занятых находится на 6-м месте. То есть при прочих равных в сфере образования процент молодежи с высоким уровнем квалификации больше. В обрабатывающих производствах доля занятых среди выпускников вузов достаточно высока, кроме уровня аспирантуры. И для бакалавриата, и для ма-гистратуры/специалитета — по 10,8%; для аспирантуры — 1,4%. Однако основная потребность экономики в этой сфере, очевидно, в молодых кадрах со средним профессиональным образованием — 12,6% от числа трудоустроившихся выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена и 17,5% трудоустроившихся выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Анализируя причины наименьшего уровня трудоустройства выпускников вузов по группам специальностей (см. табл. 4), в отношении естественных наук можно предположить невысокую емкость российского рынка труда в соответствии со структурой экономики. А по специальностям, связанным со сферой обслуживания, можно было бы, наоборот, ожидать высокого уровня трудоустройства. Выпускники вузов могут работать в областях деятельности «гостиницы и рестораны» (2,3% общего количества занятых по России), «оптовая и розничная торговля», «предоставление прочих услуг» и др. Однако де-факто многие трудоустроились в лидирующей по количеству занятых сфере «оптовая и розничная торговля», но очень небольшая часть — в сфере «гостиницы и рестораны».

В ней предлагаемые условия не являются привлекательными для выпускников вузов и, возможно, нет значительного спроса на кадры с высшим образованием. Так, нашедших работу в этом виде деятельности среди выпускников аспирантуры нет, магистратуры/специалитета — 2% от выпуска, бакалавриата — 2,5%; в то время как доля устроившихся работать в сфере «гостиницы и рестораны» выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих — 11,9%.

По итогам Наблюдения трудоустройства выпускников Росстата можно проанализировать и уровень трудоустройства выпускников по связи первой работы с полученной профессией (специальностью). Первая работа у выпускников вузов, которые трудоустроились после окончания образовательной организации, была связана с профилем подготовки у 68,7%, а у 31,3% не была связана со специальностью. Среди выпускников системы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена первую работу по профилю нашли 61,4%, а из числа выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих — 59,5%. То есть, согласно полученным результатам, с повышением уровня образования вероятность найти работу в соответствии со специальностью растет.

Доля тех, кто в момент обследования работал по специальности, даже несколько выше, доля выпускников, устроившихся на первое место работы в соответствии с полученной специальностью. В 2016 г. распределение занятых выпускников 2010—2015 гг. выпуска по связи текущей работы с полученной профессией (специальностью) было следующим: 70,1% тех, кто работал по профилю образования, и 29,9% тех, кто нет. Большинство работающих в соответствии с полученной специальностью выпускников вузов заняты в сферах «здравоохранение» (97% от общего количества занятых выпускников по соответствующей группе специальностей), «информационная безопасность» (88,2%), «информатика и вычислительная техника» (83,1%). Меньшинство — по специальностям «социальные науки» (44,4%), «воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (53,9%), «сельское и рыбное хозяйство» (55,4%).

При этом выпускники вузов достаточно долго остаются на первом месте работы (более 70% выпускников каждой из ступеней высшего образования на момент опроса работали на первом после окончания вуза месте работы), преимущественно удовлетворены текущей работой (около 11% неудовлетворенных текущим местом работы). Доля удовлетворенных работой среди тех, кто работает по специальности, больше, чем среди работающих не по профилю. Среди тех, кто работает по специальности, 90% и более довольны текущей занятостью. А среди работающих не по специальности уровень удовлетворенности работой возрастает с повышением ступени высшего образования — удовлетворенных работой выпускников

аспирантуры 83,6%, выпускников магистратуры или специалитета 74,2%, бакалавров 70,3%.

Среднемесячная зарплата выпускников вузов, согласно данным Наблюдения трудоустройства выпускников Росстата, основанным на ответах респондентов на анкету, составляет 23 444 руб. Выпускники аспирантуры получают меньше, чем бакалавры и магистры [Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников., 2016]. По возрастным группам и ступени высшего образования — у выпускников магистратуры/специ-алитета 20-24 лет среднемесячная зарплата - 22 473 руб., 25-29 лет — 25 820 руб.; у выпускников бакалавриата 20-24 лет — 22 307 руб., 2529 лет — 24 936 руб.; у выпускников аспирантуры в возрасте 20-24 лет — 15 499 руб., в возрасте 25-29 лет — 23 368 руб. Намерение сменить работу у выпускников связано в первую очередь с уровнем зарплаты, как у тех, кто работает по специальности, так и у тех, кто работает не по профилю подготовки.

По итогам мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ, средняя сумма выплат выпускникам вузов 2013— 2015 гг. даже в первый год после окончания вуза выше, чем по результатам опроса Росстата, и у каждого следующего выпуска она несколько выше, чем у предыдущего. Например, у выпускников 2013 г. в 2014 г. зарплата была равна 27 822 руб., у выпускников 2014-го в 2015 г. — 30 749 руб., у выпускников 2015-го в 2016 г. — 31 567 руб. [Мониторинг трудоустройства выпускников., 2017]. Информация о зарплате в мониторинге рассчитывается по данным СНИЛС и отчислениям выпускников в Пенсионный фонд России.

На российском рынке труда работники молодых возрастов в целом находятся в выгодном положении. Пик заработков практически для всех категорий должностей, подразумевающих наличие профессионального образования, в настоящее время приходится на возраст 30-39 лет (см. рис. 5). В соответствии с распределением средней начисленной заработной платы [Труд и занятость в России, 2017] наибольшее значение зарплаты у категории «Руководители» достигается в возрастной группе 3539 лет, 68 117 руб. в среднем по России в 2015 г. На те же возраста приходится получение максимального дохода у служащих, занятых подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием.

У специалистов высшего уровня квалификации, к которым относятся недавние выпускники вузов, пик заработков приходится на возраст 3034 года, зарплата в целом по РФ составляет 40 159 руб. В этот же возрастной период наибольший доход получают квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, а также операторы производственных установок и машин, сборщики и водители.

80000 -

70000

60000 -

50000

40000

30000 -

20000

10000

до 20 20-24

25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65 и

старше

■ Руководители

■ Специалисты высшего уровня квалификации

■ Специалисты среднего уровня квалификации

■Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием

■Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности

■Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства

■ Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий

■ Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители

Неквалифицированные рабочие

Рис. 5. Средняя начисленная заработная плата работников по возрастным группам

и занятиям

Источник: составлено авторами на основе данных сборника «Труд и занятость в России», 2017, раздел 8.33. Средняя начисленная заработная плата работников организаций по занятиям, полу и возрастным группам в 2015 г.

У специалистов среднего уровня квалификации, квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, неквалифицированных рабочих зарплаты достигают максимума в возрасте 25-29 лет, а у работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности — в 20-24 года. Таким образом, более низкий процент трудоустройства выпускников вузов группы специальностей Сфера обслуживания, а также низкий по отношению к среднему по России процент занятых в сфере Сельское хозяйство, рыбоводство и рыболовство молодых специалистов с высшим образованием объясняются отсутствием спроса на выпускников этих специальностей.

Зарплаты выпускников, рассчитанные в рамках мониторинга трудоустройства Министерства образования и науки, практически полностью соответствуют данным Росстата о средней начисленной заработной плате работников для молодых специалистов высшего уровня квалификации и превышают суммы зарплат, рассчитанные по итогам Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников. Так, по данным мониторинга МОН, у выпускников 2013 г. выпуска в 2016 г. средний доход — 35 929 руб.; у выпускников 2014-го в 2016 г. зарплата — 34 288 руб.; у выпускников 2015-го в 2016 г. -31 567 руб.

Таким образом, молодые специалисты с высшим образованием являются одной из наиболее высокооплачиваемых групп работников на российском рынке труда.

В целом можно утверждать, что высшее образование в современной России — один из основных факторов успешной занятости для молодежи. Оно увеличивает вероятность занятости, работы по специальности и уровень удовлетворенности работой. Получение следующей ступени высшего образования улучшает качество занятости — и вероятность трудоустройства, и удовлетворенность работой. Удовлетворенность работой у выпускников вузов в настоящее время находится на высоком уровне.

Молодежь с высшим образованием является одной из наиболее высокооплачиваемых групп работников, да и пик заработков населения в целом приходится на возрастной интервал 30-39 лет. На российском рынке труда складывается ситуация, когда молодые работники находятся в более выгодном положении с точки зрения текущих и потенциальных доходов, чем работники более старших возрастов. Такая ситуация во многом вызвана уменьшением численности населения России в молодых возрастах. Востребованность молодежи и особенно молодежи с высшим образованием со стороны рынка труда высока, однако пропорции трудоустройства выпускников вузов неодинаковы по группам специальностей. Поэтому объемы подготовки по наименее востребованным специальностям могут быть скорректированы. В региональном разрезе конкурентные позиции молодых специалистов с высшим образованием также неодинаковы — по сравнению с общим уровнем занятости по региону позиции

выпускников в части регионов относительно сильнее других категорий соискателей — в Свердловской области, Республике Карелия, Рязанской области, Адыгее, а в части регионов относительно слабее. Например, в республиках Северного Кавказа — Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, где в целом остры проблемы занятости населения, а также в Магаданской области и Чукотском автономном округе, в которых очень благополучная ситуация с уровнем занятости населения в целом.

При сохранении высокого спроса на выпускников системы высшего образования уровень зарплат молодых работников в ближайшие годы может продолжать расти, стимулируя экономику в том числе к использованию более капиталоемких технологий, выходу на новый уровень развития и снижению уровня занятости в целом. Однако, по данным некоторых исследований [Маслова, 2016], занятая молодежь готова к более гибким, нестандартным формам занятости. Расширение практики использования нестандартных форм занятости может способствовать замедлению снижения общих показателей занятости, позволит улучшить перспективы NEET-молодежи по интеграции в трудовую сферу и в целом будет значимым фактором повышения гибкости рынка труда.

Список литературы

1. Беглова Е. И., Насырова С. И. Безработица молодого поколения как подавляющий фактор человеческого развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2016. — № 6 (134). — С. 67-71.

2. Варшавская Е. Я. Успешность перехода «учеба—работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. — 2016. — № 2. — С. 39-46.

3. Гимпельсон В. Е., Зудина А. А. Демографические проблемы рынка труда // Электронный информационный бюллетень Демоскоп Weekly. — 2017. — № 729-730. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0729/tema01.php#_ ftn1 (дата обращения: 05.09.2018).

4. Золотина О. А. Выпускники экономических специальностей на рынке труда. Особенности выпускников экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова // Сб. ст. «Выпускники экономических специальностей на рынке труда», серия «Качественные исследования в экономике и демографии»; под ред. И. Е. Калабихиной. — М. Экономический факультет МГУ, 200 с. — 2015. — Вып. 9. — С. 152-165.

5. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 05.09.2018).

6. Итоги федерального социально-демографического обследования (микропереписи населения) 2015 года // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html (дата обращения: 05.09.2018).

7. Ляшок В. Ю., Рощин С. Ю. Молодые и пожилые работники на российском рынке труда: являются ли они конкурентами? // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2017. — № 1(33). — С. 117-140.

8. Маслова Е. В. Развитие нестандартных форм занятости молодежи как инструмент повышения эффективности трудоустройства // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 3. — С. 88-92.

9. Молодежная безработица: современные тренды и последствия // Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы»: официальный сайт. URL: http:// rescue.org.ru/ru/news/analytics/5338-molodezhnaya-bezrabotitsa-sovremennye-trendy-i-posledstviya (дата обращения: 27.08.2018).

10. Мониторинг трудоустройства выпускников, Министерство образования и науки. URL: http://vo.graduate.edu.ru/ (дата обращения: 05.09.2018).

11. Ненужные специалисты. Острая «передозировка» юристами и экономистами — правда или миф? // Информационный портал «Известия 78»: официальный сайт. URL: https://78.ru/articles/2018-01-29/nenuzhnie_specialisti_ ostraya_peredozirovka_yuristami_i_ekonomistami__mif_ili_pravda (дата обращения: 15.09.2018).

12. Обследование рабочей силы. 2017 // Статистический бюллетень. — М.: Рос-стат, 2017.

13. Ощепков А. Ю. Отдача от высшего образования в российских регионах // Экономический журнал ВШЭ. — 2010. — Т. 14. — № 4. — С. 468-491.

14. Рабочая сила, занятость и безработица в России. 2018 // Стат. сб. — М.: Рос-стат, 2018.

15. Разумова Т. О. Выпускники вузов на рынке труда России. — М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007.

16. Разумова Т. О., Хозяинова О. А. Роль практик и стажировок в системе подготовки молодого специалиста // Сб. ст. Четвертой международной конференции «Инновационное развитие экономики России: институциональная среда» — М.: Экономический факультет МГУ, 2011. — 814 с.

17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 // Стат. сб. — М.: Росстат, 2017.

18. Рощин С. Ю. Переход «учеба — работа»: омут или брод? Препринт WP3/2006/10. — М.: ГУ ВШЭ, 2006.

19. Состояние российского рынка труда для молодых специалистов // Аналитический отчет, 2018. Исследовательский центр портала для молодых специалистов Career.ru: официальный сайт. URL: https://hhcdn.ru/file/16625813. pdf (дата обращения: 15.09.2018).

20. Труд и занятость в России // Стат. сб. Федеральная служба государственной статистики, 2017.

21. Юрист не нужен: вузам досталось за гуманитариев // Электронное аналитическое издание «Газета.ру»: официальный сайт. URL: https://www.gazeta.ru/ social/2018/01/29/11629591.shtml (дата обращения: 15.09.2018).

22. World Employment and Social Outlook 2016: Trends for Youth // International Labor Organization official website. URL: http://www.ilo.org/global/research/ global-reports/weso/2016/lang--en/index.htm (дата обращения: 27.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.