3 Содиков Н.М., Калдыбаев С.К. Реформы в системе высшего образования Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. — 2016. — №1. — С. 168-171.
4 Нур уулу Д. Основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — Т. 13. — №6. — С. 109-113.
5 Орунбаев Т.А., Син Е.Е., Тайиров М.М. Компоненты управления и оценки учебных услуг вузов в Кыргызстане // Известия ВУЗов Кыргызстана. — 2011. — №7. — С. 288-290.
6 Рыскулуева Ф. И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — М., 2009. — 175 с.
7 Как повысить качество высшего образования в Кыргызстане? [Электронный ресурс] / Общественный рейтинг. URL — http://www.pr.kg/ news/kg/2011/12/06/21389/ (дата обращения 29.03.2017)
8 Концепция оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики на 2014-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 мая 2014 года № 277 // газета «Эркин-Тоо», № 42.
9 В Кыргызстане необходимо все вузы перевести на самофинансирование, считает министр образования [Электронный ресурс]. URL — http://old.kabar.kg/rus/society/full/37021 (дата обращения 26.03.2017)
10 Ministerial Conference Bologna 1999 [Электронный ресурс] / Bologna Process. URL — http://www.ehea.info/cid100210/ministerial-conference-bologna-1999.html (дата обращения 21.03.2017)
11 Адамкулова Ч.У. Внедрение европейской системы перевода и накопления кредитов (ест s ) в управлении учебным процессом университетов Кыргызстана: состояние и перспективы // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 157-159; Адамкулова Ч.У. Использование европейской системы оценивания обучающихся в кыргызской высшей школе: практика, проблемы, перспективы // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. 2016. № 1 (85). С. 54-65; Адамкулова Ч.У. Реформирование управления системой высшего образования кыргызской республики в рамках программы темпус // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 150-152.
К ВОПРОСУ О ТРЕТЬЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА: РАЗМЫШЛЕНИЯ эКОНОМИСТА
А.И. Мулюкова,
доцент кафедры бизнеса, информатики, юриспруденции и общеобразовательных дисциплин Усть-Каменогорского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,
кандидат экономических наук ms.aida.m@mail.ru
В статье представлены наиболее острые проблемы развития современного Казахстана, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при проведении программы «Третья модернизация Казахстана», представленной Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А.
Ключевые слова: Республика Казахстан, потребности казахстанцев, конкурентоспособность, сельское население, земельный вопрос, пенсионные накопления, эмиграция, неэффективная экономика, безответственность чиновников, финансовые средства, инвестиции, ВТО, Национальный пенсионный фонд
УДК 330.101.8 ББК 65.9(4/8)
31 января 2017 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обратился к народу Казахстана с посланием «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». В данной статье будут представлены размышления по поводу некоторых положений Послания.
В начале Послания Президент охарактеризовал первые две казахстанские модернизации следующим образом:
Первая связана со строительством нового государства на территории Казахстана с рыночной экономикой. Вторая — с принятием Стратегии-2030 и созданием новой столицы Астаны. Затем Президент переходит к рассмотрению приоритетов и задач развития страны. Рассмотрим основные из них.
Первый приоритет — это ускоренная технологическая модернизация экономики. Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача.
Вторая комплексная задача. Параллельно с созданием новых индустрий нам следует придать импульс развитию традиционных базовых отраслей. Это промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие. Здесь следует выделить основные пункты решения данной задачи:
Первое. Важно существенно повысить производительность труда.
Второе. Необходимо продолжить индустриализацию с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях.
Третье. Горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста.
Четвертое. Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики.
Пятое. Развитие новой евразийской логистической инфраструктуры является одним из важных приоритетов.
Шестое. Процессы урбанизации обусловливают необходимость развития строительного сектора. Он должен стать полноценным драйвером отечественной экономики.
Третья комплексная задача — это модернизация рынка труда.
Второй приоритет — кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.
Третий приоритет — макроэкономическая стабильность.
Четвертый приоритет — улучшение качества человеческого капитала.
Пятый приоритет — институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией [1].
Возникает вопрос: как и какие мы будем создавать новые отрасли на основе новейших технологий, когда у нас традиционная экономика находится в разбитом состоянии? Все знают, какие отрасли в Казахстане просто погибли, другие доживают свой век, а владельцы предприятий из третьей категории продают свой бизнес, чтобы избежать банкротства.
В первую очередь необходимо восстанавливать и создавать заново отрасли, производящие потребительские товары, потому что на сегодняшний день остались отрасли, производящие промежуточный продукт, а не конечный. Конечный продукт производится в основном в производстве продуктов питания и напитков. Производство одежды, обуви практически не существует. Как отмечают аналитики Forbes.Kazahstan,
1 76
потребности казахстанцев в верхней одежде покрываются импортом более чем на 97%, обуви — на 96%, хлопчатобумажных тканей — на 60% [2].
Как отмечают аналитики Карйа1^, отечественные обувные фабрики, которые до сегодняшнего дня в основном выпускали специализированную обувь для силовых ведомств и определенных видов производств, в частности, химической отрасли, расширяют ассортимент обуви для населения. Однако внутренние потребности республики отечественные производители удовлетворяют лишь на 2% [3].
По данным Forbes.Kazahstan, удорожание сырья и падение покупательного спроса привело к тому, что в 2016 году лёгкая промышленность РК потеряла 1/4 предприятий, т.е. 21 предприятие, их количество сократилось с 79 предприятий до 58. Казахстанские производители пытались устоять под ударами двойной девальвации 2014-2015 годов и сумели поддержать рост выпуска, однако надежды на быстрое восстановление покупательских доходов не оправдались и в 2016 г. часть предприятий ушла с рынка [2].
Но в стране все-таки остались и функционируют предприятия легкой промышленности, производится обувь по итальянской лицензии [4]. Необходимо, чтобы все эти предприятия были конкурентоспособными, а для этого надо не только оцифровать производство, но и сделать его работающим на отечественном сырье и при этом ресурсосберегающим. Иначе им никогда не выжить в условиях суровой конкуренции с китайскими производителями, не говоря уже о европейских. Где же, как не в Казахстане столько шерсти, кожи, которые никто не использует. Забыто напрочь и то, что когда-то были хлопковые посевы на юге республики.
Наша страна — это страна не только славных нефтяников и металлургов, но и замечательных сельскохозяйственных производителей, которые могут обеспечить легкую промышленность всем необходимым сырьем. Казахстан сам может производить свою шерстяную трикотажную одежду и обувь по примеру Монголии. Казалось бы, неприметная, на взгляд многих, страна, не претендующая ни на что, а нас одевает своими шерстяными изделиями.
Далее по поводу процессов урбанизации, о которых упоминается в Послании Президента. То, что происходит в настоящее время в Республике — это вынужденное переселение сельского населения в города, потому что на селе нет работы, заработков, т.е. средств к существованию. Урбанизация предполагает процесс, связанный с развитием и ростом промышленного производства в городах, что требует все больше рабочей силы, но в настоящее время не это является основной причиной массового переезда сельских жителей в города, а отмеченные выше причины.
Возникает вопрос: кто будет работать на земле, кто будет кормить страну? Почему надо завозить китайцев (!) на работу на нашей казахстанской земле, как будто своих людей не хватает? Почему руководство страны не заботится о своих землепашцах, которые хотят жить и работать на земле. При этом сельскохозяйственную продукцию завозим из-за рубежа, хотя столько необработанной земли, столько аульных переселенцев в городах, праздно разгуливающих по базарам, по улицам городов, «таксующих», ищущих случайного заработка и т.д.
Необходимо вернуть крестьянина на землю и не делать из него горожанина насильственным образом. За последние 25 лет переселенцы из аулов живут не в свойственных для них условиях, которые для них чужды, не свойственны тем традициям и образу жизни, к которым они привыкли. Эти люди, как правило, малообразованные, со своими представлениями о жизни и своем месте в ней. Мужчины и женщины встали в базарные ряды, молодые парни (в лучшем случае) ходят в формах охранников. На базарах тесно от продавцов, а не от покупателей... Грустно наблюдать за тем, когда осенью власти города устраивают для горожан ярмарки с сельскохозяйственной продукцией, то в первых рядах покупателей вчерашние аульчане покупают мясные продукты у сегодняшних аульчан, которых становится все меньше.
Крестьянин не просто землепашец, скотовод, кормилец страны, он главный охранник и защитник своей Родины от иноземцев, от всех посягательств со стороны. Кто как не крестьянин
стоит на страже своей Родины, следит за порядком, наблюдает за внешними границами своей страны. И, если почти все ка-захстанцы переселятся в города, то наши просторы будут осваивать китайцы! И не важно какие они: китайцы по крови, по происхождению, вызванные нами же на работы у нас на нашей земле, или это китайские казахи, оралманы. А это уже совсем другие люди... Так что угроз только прибавляется.
Третья комплексная задача — это модернизация рынка труда.
Уже была принята в 2012 г. Программа социальной модернизации под названием «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Глобальный тренд социальной модернизации». Президент при этом говорил: «Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса» [5].
Наше население за последние годы тоже преуспело в иждивенчестве. Выше уже упоминалось о праздно гуляющих молодых людях, многочисленных молодых охранниках, мужчинах, «таксующих» и ждущих щедрого пассажира и т.д. Но при этом остаются вакантными места металлургов, других рабочих профессий, потому что там надо работать, более того, работать на вредных производствах за небольшие деньги. Не хватает также технических специалистов на промышленных предприятиях.
Еще один факт. В обществе живут настроения, что никто ничего в стране не делает. Мне приходится сталкиваться с такими настроениями среди молодежи по роду своей профессиональной деятельности. Переубеждаю, объясняю... Такие настроения говорят о том, что молодежь не только не имеет перед глазами позитивного опыта, но еще и не верит в улучшение жизни.
Другой животрепещущий вопрос из социальной сферы — о пенсионных деньгах. Пресса Казахстана взбудоражена последние 3 года после их централизации в Едином накопительном пенсионном фонде скандальными историями о пенсионных накоплениях казахстанцев. Как замечают журналисты: «Народные депутаты и общественные деятели уверены: над "усы-ханием" народных денег». Правительство трудится не покладая рук. Каким образом:
Национальный банк РК списал 90 млрд тенге пенсионных накоплений. По словам депутата парламента А. Перуашева: «10 казахстанских банков заимствовали в ЕНПФ суммы от 34 млрд тенге до 100 млрд тенге». Выделяемые из пенсионного фонда средства часто превышают собственный капитал банков на 20-40%. С точки зрения Перуашева, «такие вложения можно назвать чистой благотворительностью» [6].
По данным СМИ: «200 млрд тенге из пенсионного фонда пойдут за долги КТЖ (Казахстанские железные дороги); часть накоплений пойдет на покрытие дефицита бюджета; 500-600 млрд тенге пенсионных денег выделят в виде поддержки банковскому сектору; средства ЕНПФ в размере 15 млрд тенге будут направлены на финансирование строительства объектов на территории "ЭКСП0-2017" и т.д. и т.п.» [7]
Экономический обозреватель и политический деятель Казахстана П.Своик также посоветует казахстанцам относиться к своим пенсионным взносам, как к благотворительности. По его словам, на самом деле пенсионная накопительная система не имеет отношения к пенсиям. И еще, он дает «совет молодым — рожайте и учите детей. Эти вложения надежнее, чем в накопительные фонды» [8].
А что делать тем, у кого нет детей, но работали всю жизнь, принося пользу всему обществу?.. Почему мы должны свои кровные миллионы тенге отдавать таким образом, в то время как эти деньги должны идти на сохранение и приумножение, согласно Закону.
Другой вопрос из социальной сферы — эмиграция... По данным казахстанской статистики за период 1990-2015 гг. из Казахстана эмигрировали 12 млн 250 тыс. 916 наших граждан! [9] Еще плюс уехавшие в 2016 году...
Уезжают квалифицированные, образованные специалисты, культурные люди. Всем известно, кто уезжает из Казахстана: граждане европейских национальностей, молодые, энергичные
люди со своими детьми. При этом остаются их старики-пенсионеры, которые к тому же высылают деньги из своих казахстанских пенсий на поддержку уехавших детей и внуков в Россию. Молодые образованные казахи эмигрируют в западные страны — США, Германию, Швецию и т.д.
Приезжают же малообразованные, мало культурные люди из азиатских стран, где положение дел еще хуже, чем у нас, и надеющиеся на наше соцобеспечение. С кем же мы будем воплощать «планов громадьё» третьей модернизации?
Нас же, коренных казахстанцев, ожидает «светлое будущее» в виде безработицы, потому что работы нет и вряд ли будет; пенсионный возраст, до которого еще дожить надо (63 года и для мужчин, и для женщин). А причина всех бед — неэффективная экономика и безответственность чиновников, принимающих решения в масштабах всей страны и на местах.
Другой аспект этой же проблемы — в учебных заведениях учить некого, особенно в вузах, особенно на русском языке! Потому что наши дети целыми классами уезжают в российские вузы.
Проблема миграции носит еще и внутренний характер — казахская городская молодежь иммигрирует в столичные города республики—Алматы и Астану — в надежде лучше устроить свою жизнь. Родители заранее покупают квартиры детям в столицах, чтобы сразу и учились, и работали там впоследствии. Т.е. налицо целый комплекс очевидных негативных явлений. Здесь уместно заметить, что Послание Президента вполне ко времени и кстати, но подобная модернизация необходима была еще 25 лет назад, тогда и кадры были, и позволяли имеющиеся производственные мощности. Но то время, после 1991 года, было весьма тяжелым. Однако у нас был шанс в начале 2000-х годов, благополучных с финансовой стороны, благодаря высоким ценам на нефть.
Но вернемся к Посланию Президента. Для модернизации потребуются финансовые средства, инвестиции, но не пенсионные сбережения рядовых граждан, так бездарно используемые. Подчеркиваю, финансовые средства, т.е. эти средства надо будет возвращать, да еще и с процентами, чтобы была ответственность перед собственниками средств и перед самими собой. Нужно, чтобы чиновники, отвечающие за выполнение различных государственных программ, инвестирование и т.п., отвечали за принятые решения и их реализацию, по крайней мере, своей репутацией, отставкой, а еще лучше в суде. Тогда будет порядок.
В 2015 году Казахстан вступил в ВТО. С момента подачи официального заявления еще 19 лет назад о вступлении в эту организацию общественность Казахстана, в лице ученых и специалистов, не осталась равнодушной к этой теме. Были представлены плюсы и минусы, преимущества и недостатки от вхождения в ВТО. Конечно, минусы гораздо превосходят плюсы. Перечень плюсов и минусов перечисляется не только учеными, но и Правительством РК. Но мы, в том числе и Правительство, не четко представляем, чем нам грозит вступление в ВТО.
Предполагается, что в Казахстан хлынут зарубежные инвестиции благодаря членству в ВТО. На самом деле ждать благотворительности от Запада не стоит, об этом говорит весь мировой опыт, да и наш казахстанский. Например, прямые иностранные инвестиции в Казахстан идут только в добывающую (нефтедобывающую) и немного в металлургическую отрасли.
Рассмотрим выборку: валовый приток ПИИ по отдельным видам экономической деятельности, % (табл. 1).
Если изучить отраслевой разрез вложений валовых ПИИ в Казахстане, то картина предстанет вполне предсказуемая: основная доля всех иностранных вложений приходится на добывающую отрасль и, в первую очередь, на добычу сырой нефти (от 19% до 31% в год от общей суммы валовых ПИИ в Казахстане); на металлургическую промышленность и производство готовых металлических изделий (от 1,6% до 12% в год от общей суммы валовых ПИИ в Казахстане); на геологическую разведку и изыскания (от 22% до 52% в год от общей суммы валовых ПИИ в Казахстане). На эти три отрасли приходится до 80% всех валовых ПИИ. Таким образом, иностранные инвестиции вкладываются в наиболее прибыльные отрасли производства с целью получения наибольшей и наибыстрейшей прибыли. Другие отрасли их попросту не интересуют. И в дальнейшем действия иностранных инвесторов будут продолжаться в том же направлении. Мы им нужны только как сырьевой придаток.
С другой стороны, в последнее время в понятии «инвестиции» рассматривается прежде всего спекулятивный аспект. Такое отношение к инвестициям как к средству наживы в короткий срок и «не напрягаясь», вредит экономике и развращает потенциальных отечественных инвесторов. Подчеркну особо слово «отечественных» инвесторов, потому что Отечество, народ, национальная экономика ждет от своих предпринимателей вложений в реальную экономику, потому что давно стоит проблема необходимости крупных вложений в развитие производства, в новые технологии и т.п. Однако в действительности потенциальные отечественные инвесторы предпочитают вкладывать средства в посреднические и спекулятивные финансовые операции, и мало кто озабочен проблемами развития производства. А еще лучше вывезти свои деньги, включиться в общий процесс «утечки капиталов». Тем более об иностранных инвесторах говорить не приходится, потому что они никогда не будут создавать для нас производство, конкурирующее с их промышленностью.
Еще один момент — в соответствии с налоговыми конвенциями, которые подписал Казахстан: иностранные производители, работающие в РК, могут платить налоги своему государству. Как сообщают казахстанские СМИ: «Иностранцы не желают платить налоги в РК» [11].
Возвращаясь к вопросу о вступлении Казахстана в ВТО. Идеологи вступления в ВТО поднимают вопрос о преимуществах, открывающихся перед страной. Говорится о повышении конкурентоспособности отечественного производства, о допол-
Таблица 1
валовый приток ПИИ по отдельным видам экономической деятельности, %
Наименование вида деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 24,4 30,8 31,5 18,7 23,3 26,9 20,6 25,3 30,9 35,2 23,6
Добыча сырой нефти и природного газа 20,40 26,10 28,60 15,11 20,92 21,31 13,35 18,83 23,72 30,72 18,69
Добыча металлических руд 1,7 3,3 1,98 1,6 3,1 3,9 5,5 2,2 4,3 2,4 2,7
Обрабатывающая промышленность 4,4 5,6 5,60 10,01 8,52 10,09 21,38 11,98 10,56 15,45 17,30
Металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 1,6 3,5 4,2 7,04 6,19 8,54 19,23 9,00 8,18 12,45 11,83
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование 1,51 0,22 0,19 0,61 2,45 0,46 0,47 0,91 1,43 1,07 0,08
Строительство 1,7 2,2 1,7 6,21 10,96 6,84 6,15 9,09 13,09 11,68 9,96
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов 4,88 6,34 6,44 6,21 10,96 6,84 6,15 9,09 13,09 11,68 9,96
Финансовые услуги, за исключением услуг страховых и пенсионных фондов 1,35 3,73 16,18 9,15 2,52 2,67 2,38 8,40 3,38 2,12 3,36
Деятельность по проведению геологической разведки и изысканий 52,37 44,98 34,40 36,00 37,50 37,66 33,89 23,42 22,68 24,20 36,72
Источник:[10] 1 78
нительном инвестиционном преимуществе страны. Переход на международные стандарты будет способствовать притоку прямых иностранных капиталовложений, трансферту технологий и созданию новых рабочих мест. Ожидается улучшение условий доступа наших товаров на международные рынки. Экспортеры получат снижение таможенных тарифов, а население — доступ к высококачественной продукции и услугам [12].
Но ни опыт самого Казахстана на пути рыночного развития, ни опыт других стран, ранее вступивших в ВТО, не демонстрирует позитивного экономического развития после вступления в эту организацию. В лучшем случае, в казахстанской экономике будут модернизироваться уже имеющиеся производственные мощности нефтяной и металлургической промышленности, потому что вся мировая экономика нужна развитым странам в качестве сырьевого придатка и поставщика человеческого капитала. Более того, будут закрыты предприятия, снижена покупательная способность многих жителей страны, еще больше будет безработных и т.п.
Как отмечает учёный, публицист С. Лопатников: ВТО — это видимое воплощение мировой экономической глобализации. Задача глобализаторов — затащить туда все экономики мира. В каждой из стран закроются предприятия, которые глобали-заторы посчитают неэффективными и ненужными, и наоборот, откроются предприятия, которые они посчитают нужными именно на этой территории. Сами жители страны теряют контроль над развитием собственной экономики и собственной страны! В итоге мы попадаем в полную зависимость от тех, кто решает судьбы мировой экономики [13].
Чем еще опасно вступление в ВТО? Российский экономист В. Кондратьев отмечает, что в рамках ВТО группа из торговых представителей стран-членов ВТО (не выбранных народом, а назначенных правительствами своих стран) принимает решения о правилах ВТО. Эти люди становятся самым влиятельным в мире судом и законодательным органом, чьи решения обязаны выполнять суды и парламенты стран ВТО.
В интересах прибыли корпораций понижаются, например, стандарты здравоохранения и безопасности питания. Посредством своего суда ВТО может заставить национальные правительства отменить государственные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов, что ВТО уже и делает. Некоторые правительства и концерны целенаправленно используют угрозу подать на страну в суд ВТО как оружие, чтобы блокировать регулирование в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения. При этом не обвиняющий обязан доказывать вину обвиняемого, а обвиняемый — свою невиновность.
Либерализация рынка зерна и других сельскохозяйственных культур в присоединившихся слаборазвитых странах, как правило, приводит к банкротству местных производителей, росту цен на продовольствие и к голоду. Взамен западные концерны зарабатывают на поставках ГМО-семян.
В ВТО нет антимонопольного законодательства, поэтому негативные последствия от либерализации внешней торговли усиливаются тем, что ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций и предоставляет им все больший контроль над формированием продовольственной политики во всем мире. Концерны уже поделили мировой рынок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше [14].
Об этом же предупреждают и международные организации экспертов. По их мнению, ВТО выступает не столько как организация стран-членов, сколько как некий принудительный режим, который поддерживает неравенство мировой экономической системы, обеспечивая непрерывность господства промышлен-но развитых стран — в первую очередь, ЕС, США и Японии, где имеют свои штаб-квартиры 480 из 500 крупнейших ТНК мира.
Тип развития, который одновременно и дозволяется, и насаждается режимом ВТО, защищает интересы этих ТНК, увеличивая их власть и прибыли. То, что развивающиеся и наименее развитые страны могут использовать в своем развитии только данную модель, существенно снижает возможности для демократических инициатив по снижению уровня бедности и поддержке более созидательных и устойчивых путей развития. В частности, уси-
лия, направленные на поддержку развития отдельных районов, подрываются запретами на правительственные субсидии и ограничениями любого вида государственной поддержки, которая могла бы пресечь господство ТНК на местных рынках.
По условиям соглашений ВТО правительствам развивающихся стран нельзя осуществлять промышленную политику, которая способствует развитию местной индустрии или накладывает на иностранных инвесторов обязательства по поддержке местного развития (например, политику, нацеленную на повышение доли отечественного производства в продукции зарубежных компаний, или требования в отношении передачи технологий), несмотря на тот факт, что правительства промышленно развитых стран использовали в прошлом ту же самую политику для индустриализации своих государств. Вместо этого растущая зависимость от ТНК сочетается с ростом финансовой нестабильности и углублением неравенства внутри стран и между ними [15].
Радужные надежды руководства нашей страны относительно ВТО должны учитывать состояние стран Восточной Европы и особенно стран Балтии — Эстонии, Латвии, Литвы, ведь они не только члены ВТО, но и Евросоюза.
Как отмечают аналитики, в балтийских государствах были ликвидировано или перепрофилировано большинство производств. При этом можно говорить о фактической ликвидации именно наукоемких производств. Так, к примеру, после выхода Латвии из состава СССР в стране было ликвидировано большинство крупных предприятий (например, ВЭФ, «Альфа», РАФ и другие), причиной такого шага считалась их неконкурентоспособность.
Также пришло в упадок крупное сельскохозяйственное производство. Кроме того, по данным Фонда «Перспективы», в Латвии было практически полностью прекращено рыболовство и рыбопереработка, существенным образом пострадала текстильная промышленность, производство сахара, переработка кожи и выпуск обуви, электроники.
Евросоюз для ускорения роста крупных хозяйств и переориентации стран Балтии на товары европейских поставщиков предложил специальные выплаты с условием — отказаться от мелкого хозяйства и тем самым стимулировать программу «уничтожения» мелких сельхозпроизводителей, которым, по сути, было предложено покупать продукты первой необходимости в магазинах, куда свою продукцию поставляют крупные фермерские хозяйства, да и то в большей степени не местного производства.
Негативными последствиями интеграции в ЕС для стран Балтии можно считать усиление процесса эмиграции. Всерьёз озабочены проблемой эмиграции населения власти Эстонии, ведь среди эмигрирующих больше всего молодёжи в возрасте 20-30 лет.
В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты. В странах Балтии увеличился дефицит государственного бюджета и соответственно государственный долг. Вместе с тем, в прибалтийских государствах существенно увеличилось налоговое бремя. Важно учитывать и то обстоятельство, что обилие налогов, сборов, пошлин не поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению госказны [16]. Поэтому и нам не следует ожидать иностранного инвесторского порыва.
Далее. Третьим приоритетом Послания Президент выделяет макроэкономическую стабильность. Вот с чего надо начинать третью модернизацию! Остановить рост цен всеми имеющимися денежными, финансовыми и прочими инструментами, тем самым, наконец, получив доверие населения, производств, инвесторов как иностранных, так и отечественных. Только в стабильной экономике можно проводить любые реформы, модернизации и т.п. Народ устал от непостоянства, нервничает от бесконечного и непрерывного роста цен. При этом, необходимо отметить, то что фиксирует официальная статистика не есть действительность. На самом деле инфляция намного выше официально регистрируемого уровня. Ясно, что высокие темпы инфляции являются своеобразным социальным налогом на общество. Впрочем, и другие показатели социально-экономического развития Казахстана не отражают
реального положения дел. Цены растут от любого «колыхания» с 1 июля 2017 г. — 2% от объекта исчисления отчислений; мировой политики в отношении России, от любого повышения с 1 января 2018 г. — 3% от объекта исчисления отчислений; курса доллара, даже от повышения пенсий и т.д. Всё это проис- с 1 января 2019 г. — 4% от объекта исчисления отчислений; ходит потому, что уничтожено свое производство, создан огром- с 1 января 2020 г. — 5% от объекта исчисления отчислений. ный пласт посредников, которые «жируют» от этих повышений Но потом еще ожидаются взносы работников в этот фонд
цен. Энергию этих людей, живущих за счет эмоционального, в размере:
финансового, производственного напряжения всей страны, с 1 января 2019 г. — 1% от объекта исчисления взносов; необходимо направить в нужное русло — на создание новой с 1 января 2020 г. — 2% от объекта исчисления взносов [17]. экономики Казахстана. Думается, что у государства найдутся Т.е. предприятия уже платят социальный налог в размере
подходящие инструменты воздействия для переориентации 11%, но средств на социальные выплаты не хватает, поэтому
психологии населения в нужном направлении. вводится дополнительный налог. Вопрос: что в данной ситуации
Другой серьезной проблемой является низкая доля ле- будет происходить с налоговой базой? Ответ очевиден — она гальных («белых») заплат. Как отмечает общественный деятель будет сужаться. Вместо расширения налоговой базы, развития
П.Своик, если судить по статистике пенсионных отчислений, доля и стимулирования производства правительство усугубляет легальных зарплат в Казахстане все годы пенсионного накопи- ситуацию. Страдать будут честно отчисляющие налоги пред-
тельства плавает вокруг 10-15% ВВП. Остальное — это «серые» приятия и их работники. Более того, казахстанские эксперты
и «чёрные» схемы оплаты труда и, так называемые, самозанятые, утверждают: новые налоги добьют малый и средний бизнес и
которые вообще никуда ничего не отчисляют. Следовательно, увеличат безработицу [18].
надо стимулировать работодателей и работников на вывод за- В заключение отметим, что в статье, главным образом, опи-рплат из тени. Но казахстанские власти решили с 1 января 2018 саны негативные факты в социально-экономическом развитии года заставить и работодателей вносить в ЕНПФ по 5% от фонда Казахстана, продиктованные необходимостью их вскрывать оплаты труда их работников. Вывод здесь один — это означает и преодолевать всем обществом. Это не означает, что мы не
официальное снижение заработных плат на те же 5% [6]. знаем и не видим и очень серьезных достижений Республи-
Еще один волнующий аспект. С 1 января 2017 г. введен в ки. Однако, к сожалению, сталкиваясь в повседневной жизни действие Закон РК «Об обязательном социальном медицин- с негативными фактами, крупные и большие достижения РК ском страховании». Отчисления работодателей, подлежащие кажутся менее заметными и более отдаленными от реальных
уплате в фонд, устанавливаются в размере: потребностей и запросов простых казахстанцев.
Литература
1. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Официальный сайт Президента Республики Казахстан. — URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (дата обращения: 20.02.2017)
2. «Драма 2016: лёгкая промышленность РК потеряла 1/4 предприятий» [Электронный ресурс] // Forbes.Kazahstan. — URL: https://forbes.kz/stats/drama_2016_legkaya_promyishlennost_rk_poteryala_chetvert_predpriyatiy (дата обращения: 20.02.2017)
3. Г. Ануарбек. Фабрики от спецобуви активно переходят к ассортименту для населения [Электронный ресурс] // Kapital.kz центр деловой информации. — URL: https://kapital.kz/business/53744/fabriki-ot-specobuvi-aktivno-perehodyat-k-assortimentu-dlya-naseleniya.html (дата обращения: 20.02.2017)
4. Давыдова К. Назарбаев рассказал о том, где покупает обувь [Электронный ресурс] // Zakon.kz. Астана. — URL: https://www. zakon.kz/4833069-nazarbaev-rasskazal-o-ljubimom-brende.html (дата обращения: 20.02.2017)
5. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Глобальный тренд социальной модернизации // Интернет-ресурс: Назарбаев Н.А., [Электронный ресурс] //Казахстанская правда. — URL: https://www.zakon. kz/4501497-socialnaja-modernizacija-kazakhstana.html (дата обращения: 20.02.2017).
6. Торебаева М. «Да посмотри ты, милый, где наш Единый...» [Электронный ресурс] // Informburo.kz. — URL: https://informburo. kz/stati/da-posmotri-ty-milyy-gde-nash-edinyy-7824.html (дата обращения: 20.02.2017).
7. Ельдесов Д. Пенсионный фонд: выгоду извлекают все, кому не лень, кроме самих вкладчиков [Электронный ресурс] // Резонанс^. Информационно-аналитический портал. — URL: http://rezonans.kz/obshchestvo/item/1382-pensionnyj-fond-vygodu-izvlekayut-vse-komu-ne-len-krome-samikh-vkladchikov (дата обращения: 21.02.2017).
8. Политолог: Забудьте о пенсионных деньгах [Электронный ресурс] // NUR.KZ. -URL: http://www.zakon.kz/4840717-politolog-zabudte-o-pensionnykh-dengakh.html
9. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике [Электронный ресурс] // — URL: http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersPopulation?_afrLoop=17049182524145805#%40%3F_afrLoop%3D1704 9182524145805%26_adf.ctrl-state%3Dhrb1ip83h_50 (дата обращения: 23.02.2017).
10. Национальный Банк РК [Электронный ресурс] // Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан за 2015 год. — URL: http://www.nationalbank.kz/cont/BoP_%D1%80%D1%83%D1%81_%D0%90.pdf (дата обращения: 20.10.2016).
11. Муртазин А. Двойной удар — Курсивъ [Электронный ресурс] Kursiv.kz // URL: http://www.kursiv.kz/news/tendencii-weekly/ dvojnoj-udar/ (дата обращения: 22.10.2012)
12. Казахстан и ВТО: 19 лет переговоров [Электронный ресурс] Erkindik.kz // URL: http://erkindik.kz/kazahstan-i-vto-19-let-peregovorov (дата обращения: 05.10.2016)
13. ВТО — это видимое воплощение процесса глобализации [Электронный ресурс] // Москва — Третий Рим. Публикации — URL: http://3rm.info/publications/26430-vto-eto-vidimoe-voploschenie-processa-globalizacii.html (дата обращения: 10.02.2017)
14. Кондратьев В. Большая дорога импорта // Прямые инвестиции. — 2012. — Вып.3. [Электронный ресурс] // Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-ekonomika-bolshaya-doroga-importa (дата обращения: 15.02.2017)
15. ВТО и мировая продовольственная система (профсоюзный взгляд). [Электронный ресурс] // Международный союз работников пищевой и табачной промышленности, сельского хозяйства, ресторанного и гостиничного обслуживания, общественного питания и смежных отраслей IUF-UITA-IUL Женева, 2002 Издание на русском языке осуществлено Московским представительством IUF Москва, 2003. — URL: http://iuf.ru/pic/ready_wto.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
16. «Последствия интеграции стран Балтии в Европейский союз» [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL — URL: http://graqdanin. livejournal.com/218042.html (дата обращения: 15.02.2017)
17. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» [Электронный ресурс] — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32908862#pos=1;-217 (дата обращения: 15.02.2017)
18. Ошакбаев Р. Новые налоги добьют МСБ и увеличат безработицу. [Электронный ресурс] // Деловой журнал EXCLUSIVE ресурс для профессионалов. — URL: http://exclusive.kz/oshakbayev_novye_nalogi (дата обращения: 15.02.2017)
1 80