П.Я. Циткилов
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Циткилов Петр Яковлевич - доктор исторических наук,
профессор, заведующий кафедрой
Новочеркасской государственной мелиоративной академии.
В современных условиях одним из стержней развивающегося евразийского пространства, наряду с Россией и Белоруссией, является Казахстан. Общность исторических судеб наших народов, их территориальная близость и ментальная комплиментарность делают естественным и объективно обусловленным процесс углубления интеграции этих государств. В этом процессе важен взаимный опыт общественного реформирования, формирования экономических и социальных моделей развития, включая сферу социальной защиты.
Одним из основных компонентов системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Известно, что в последние десятилетия во многих странах мира активно распространяются накопительные схемы пенсионного обеспечения. В одних государствах они выполняют вспомогательную роль, в других - определяющую. К последним относится Республика Казахстан (РК), которая последовательно внедряет и развивает накопительную пенсионную систему.
В 1997 г. казахстанским правительством была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения. Тогда же был принят и Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В результате с 1998 г. здесь началась пенсионная реформа, нацеленная на переход от солидарной пенсионной системы с установленными выплатами к накопительной с установленными отчислениями.
После распада СССР экономическое положение многих республик, включая Казахстан, ухудшилось. Нужны были такие решения, которые позволили бы остановить спад и начать подъем в социально-экономической
сфере. В то время для проведения пенсионной реформы руководство Казахстана выбрало накопительную модель. Для перехода к этой системе в республике была относительно благоприятная демографическая ситуация. Количество пенсионеров от общей численности населения здесь составляло примерно 15%. В России, Украине и в ряде других стран СНГ эта доля была существенно выше; например, в Украине она составляла около 30%. Более высокий уровень рождаемости населения в Казахстане (в среднем здесь женщина в возрасте от 18 до 49 лет имела в то время 2,03 рождений, а в России и Украине - только 1,3-1,2) обеспечивал прирост численности населения, что давало возможность увеличивать количество плательщиков пенсионных взносов.
Внедрение накопительной системы пенсионного обеспечения в Казахстане потребовало внесение изменений в практику перечислений обязательных пенсионных взносов. Раньше, когда в Казахстане функционировала распределительная пенсионная модель, сами работники платили всего 1-2% заработной платы в пенсионную страховую систему, которая почти всецело формировалась за счет отчислений работодателей. После начала реформы работники должны были направлять 10% заработной платы (дохода) в накопительную систему.
Накопительная пенсия граждан Казахстана формируется из отчислений самих работников и самозанятых лиц. Непосредственно эти отчисления (10% пенсионных от дохода) и еще 10% подоходного налога производят работодатели, которые по закону являются налоговыми агентами. Самозанятые лица, индивидуальные предприниматели платят обязательные пенсионные взносы не с дохода вообще, а с заявленного дохода. При этом минимальный предел такого дохода установлен в Казахстане в 10% от 10 минимальных заработных плат. К началу 2012 г. ее размер равнялся 1599 тенге, следовательно, и размер минимальных ежемесячных отчислений равнялся этой сумме1. К началу 2013 г. этот размер повысился до 1700 тенге2.
Переход на накопительную пенсионную систему потребовал повышения пенсионного возраста. Для мужчин он был увеличен с 60 до 63 лет, а для женщин с 55 до 58 лет. Тогда же в Казахстане были упразднены льготные (досрочные) пенсии в том виде, в котором они существовали.
По мере становления новой пенсионной системы в нее вносились определенные коррективы. В 2001 г. в Закон «О пенсионном обеспечении в Рес-
1. Казахстанский юридический форум. URL: http://forum.zakon.kz/index:php?/ (дата обращения — 6 июня 2013 г.).
2. В Казахстане предложили увеличить размер пенсионных отчислений. Казахстанский портал NVR.KZ., 2012, 2 ноября. URL: http://news.nur.kz/237139.html (дата обращения — 6 июня 2013 г.).
публике Казахстан» были внесены дополнения по созданию добровольного уровня пенсионного обеспечения. Он основывался на добровольных взносах в накопительные пенсионные фонды как за счет средств работника, так и за счет средств работодателя. В 2005 г. в Казахстане был введен базовый уровень пенсионного обеспечения. Он устанавливался для лиц, достигших пенсионного возраста без учета трудового вклада и заработной платы. С помощью этого показателя государство пыталось защитить определенную часть населения от бедности, используя традиционно-распределительный принцип пенсионного обеспечения.
С 2011 г. базовая пенсия в Казахстане составляет половину прожиточного минимума. В 2012 г. ее размер был равен 8720 тенге (примерный курс 1 руб. равен был 4,6 тенге)3. К 2020 г. базовую пенсию предполагается поднять до 60% прожиточного минимума, а затем поэтапно - до уровня прожиточного минимума. В 2012 г. по размеру минимальной пенсии Казахстан опережал все страны СНГ4.
Часть казахстанцев и сегодня продолжает получать солидарные и распределительные пенсии. Их в 2012 г. насчитывалось 1,7 млн человек5. Для сохранения социальной стабильности в обществе одновременно с пенсионной реформой были предприняты меры, направленные на повышение размеров пенсий, выплачиваемых по солидарной системе пенсионного обеспечения. За 12 лет (2000-2012) минимальный размер пенсии возрос почти в 7,5 раз (с 3500 до 26 211 тенге), средний размер пенсий - в 8,7 раз (с 4447 до 38 790 тенге), максимальный размер пенсии - в 6,9 раза (с 8156 до 56 047 тенге)6.
Граждане Казахстана, являющиеся участниками накопительной пенсионной системы, получают пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных пенсионных взносов. В республике сегодня действуют 11 накопительных пенсионных фондов. В рамках накопительной системы зарегистрировано более 8 млн индивидуальных счетов7.
Одним из позитивных аргументов казахстанской пенсионной реформы является рост объемов пенсионных накоплений. Если в 2006 г. в пенсионных
3. Ахметов С.А. Совершенствуя пенсионную систему // Казахстанская правда. — 2012. — 22 ноября.
4. Там же.
5. Там же.
6. Ахметов С.А. Указ. статья.
7. Послание Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана. 27.01.2012 г. URL: http://www.enbek.gov./kz/node (дата обращения — 19.05.2013 г.).
активах республики было накоплено около 3 млрд долл.8, то в 2012 г. объем пенсионных накоплений превысил 17 млрд долл.9 И сегодня они вкладываются не столько в государственные ценные бумаги, сколько в реальный сектор экономики страны, в казахстанскую индустриализацию, набирающую силу.
Определенное развитие получает в Казахстане и добровольное пенсионное обеспечение. Оно формируется за счет дополнительных добровольных отчислений самих граждан, а также возможных отчислений работодателей. Последние формируют профессиональный вид пенсий. Однако на начальных этапах реформы это направление не получило своего должного развития. Даже в 2012 г. во всех накопительных пенсионных фондах Республики Казахстан насчитывалось лишь около 40 тыс. добровольных пенсионных счетов10. Поэтому данное направление реформы получает сегодня особую актуальность.
Интересный опыт накоплен в Казахстане по осуществлению государственных компенсаций инфляционных потерь пенсионных накоплений. По данным на октябрь 2012 г., почти 150 тыс. получателей накопительного сегмента пенсий получили государственные компенсационные гарантийные доплаты к пенсиям на сумму 8,1 млрд тенге11. Как отмечают некоторые аналитики, ни в одной стране мира, кроме Казахстана, не имеется практики выплаты государственных гарантий по инфляционному возмещению пенсионных активов.
Наряду с позитивными моментами казахстанская накопительная пенсионная система имеет и проблемы. Прежде всего, это недостаточный охват ею работающих граждан. В начале 2013 г. из 8,5 млн занятого населения количество лиц, осуществляющих ежемесячно пенсионные отчисления, составило 3,7 млн человек, т.е. менее половины работников12. В значительной мере это было связано с распространением неформальной занятости и недостаточным включением занятого населения в систему накопительного пенсионного обеспечения.
8. Пенсии оптом и в розницу. URL: http://file//D:\Documents%20and%20Settings\ Ма1п\Рабочий%20стол\пенсионная%реформа%20итд% (дата обращения — 30 января 2006 г.).
9. Послание Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана. 27.01.2012 г. URL: http://www.enbek.gov./kz/node (дата обращения — 19.05.2013 г.).
10. Ахметов С. А. Указ. статья.
11. Там же.
12. Пенсионное обеспечение — презентация законопроекта — новая редакция. Пресс-служба аппарата Мажилиса Парламента РК, 12.03.2013 г. URL: http://www. nomad. su/?a=3-201 (дата обращения — 27.05.2013 г.).
Слабой стороной казахстанской модели пенсионной системы является отсутствие механизмов влияния вкладчиков на инвестиционную политику накопительных пенсионных фондов. Как справедливо заметил президент Казахстана Н. Назарбаев, по этой причине многие граждане страны относятся к пенсионным отчислениям, как к оброку13.
Еще одной проблемой казахстанской пенсионной системы является отсутствие эффективного контроля за деятельностью руководителей пенсионных фондов. Некоторые из них злоупотребляют своим положением, устанавливая для себя сверхвысокие зарплаты. По словам Н. Назарбаева, они распоряжаются порой пенсионными накоплениями как своими собственны-
14 г)
ми . В результате страдают интересы рядовых вкладчиков этих пенсионных фондов.
Существенным недостатком казахстанской пенсионной системы является низкая доходность накопительных пенсионных фондов. На протяжении последних пяти лет она находится на уровне ниже инфляции15.
Однако вышеперечисленные проблемы не являются лишь «казахстанским изобретением». С подобными проблемами сталкивались и другие государства, которые активно использовали накопительные схемы пенсионного реформирования (Чили и др.). Важно найти способы ослабления негативного влияния проблемных аспектов реформы и делать это с учетом местных традиций и ведения перспектив развития основной реформы. Такой точки зрения, по сути дела, и придерживается нынешнее руководство Казахстана.
Следующим важным компонентом системы социальной защиты, функционирующей в Казахстане, является поддержка инвалидов и престарелых одиноких граждан. В апреле 2005 г. в республике был принят новый Закон «О социальной защищенности инвалидов». В нем были определены такие направления государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов, как профилактика инвалидности, социальная защита, в том числе реабилитация инвалидов, а также интеграция инвалидов в общество. В законе определен большой спектр прав инвалидов: на социальную защиту, на обеспечение доступа к объектом социальной инфраструктуры, к информации, к трудовой деятельности, к медицинской помощи и др.
Закон «О социальной защищенности инвалидов в РК» обязывает местные исполнительные органы власти Казахстана при проектировании, строительстве и застройке населенных пунктов, формировании жилых районов, благоуст-
13. Послание Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана. 27.01.2012 г. URL: http://www.enbek.gov./kz/node (дата обращения — 19.05.2013 г.).
14. Там же.
15. Нестеров Игорь. Опять пенсионная реформа в Казахстане. URL: http://www. lada.kz/in_details/79 (дата обращения — 28. 05.2013 г.).
ройстве вновь осваиваемых и реконструируемых территорий и других населенных пунктов обеспечивать доступ инвалидов к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям. В соответствии с законом не допускается сдача в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского и коммунального назначения без участия в составе государственной приемочной комиссии по приемке представителя территориального подразделения уполномоченного органа в области социальной защиты населения.
Казахстан в 2008 г. подписал Конвенцию о правах инвалидов. Республика стала первым на постсоветском пространстве государством, принявшим закон о специальных социальных услугах. Численность инвалидов в республике по состоянию на начало 2011 г. составляла 506,4 тыс. человек, в том числе 45,8 тыс. детей-инвалидов. Относительно общей численности населения количество инвалидов равнялось тогда около 3%16.
В последние годы руководству Казахстана удалось сделать немало для решения проблем инвалидов. Так, с 2005 г. в республике внедрены механизмы упрощения процедуры освидетельствования лиц в рамках медико-социальной экспертизы. В 2008 г. был расширен перечень анатомических дефектов, при которых группа инвалидности определяется без срока переосвидетельствования.
В Республике Казахстан действует централизованный банк данных системы учета инвалидов. На его основе регулярно проводится мониторинг причин, структуры и состояния инвалидности.
Казахстанские инвалиды независимо от трудового стажа и заработка получают за счет средств госбюджета базовое социальное пособие взамен льгот. По данным на начало 2011 г., получателями государственного социального пособия по инвалидности являлись 433,1 тыс. человек, специального государственного пособия - 506,4 тыс. человек.
Как известно, важнейшим видом социальной защиты является социальное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста. Неотъемлемой частью при этом являются нестационарные и полустационарные службы. В Республике Казахстан функционирует целостная система социального обслуживания инвалидов. Она включает в себя:
- 160 отделений социальной помощи на дому, воспитывающим детей-инвалидов и ухаживающим за инвалидами, имеющими психоневрологические заболевания (в 2011 г. ими обслуживались более 14 тыс. инвалидов);
- 303 отделения социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов (в 2011 г. ими обслуживались свыше 32,3 тыс. одиноких и одиноко проживающих лиц);
16. Национальный план действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012— 2018 гг. URL: http://www.krdsoc.kz//rus/basa (дата обращения — 25 июля 2013 г.).
- 101 государственное медико-социальное учреждение для инвалидов и престарелых, профилированных в соответствии с возрастом и состоянием здоровья инвалидов (в 2011 г. в республике действовали 49 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа, 32 психоневрологических дома-интерната для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 17 детских психоневрологических домов-интернатов, где в совокупности обслуживались свыше 18 тыс. инвалидов и престарелых);
- 12 реабилитационных центров для инвалидов в различных областях Казахстана, включая Кызылординский центр, введенный в строй в 2011 г.17
Действующая сегодня в Казахстане система социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста в основном отвечает необходимым требованиям практики социальной работы с данными категориями населения. Однако еще немало предстоит сделать для повышения качества жизни казахстанских инвалидов.
Особым компонентом системы социальной защиты является организация социальной поддержки детства и материнства. Казахстанские женщины, являющиеся участницами системы обязательного социального страхования, получают социальные выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами. При рождении ребенка из Государственного фонда социального страхования Республики Казахстан выплачиваются социальные выплаты на случай потери дохода - в связи с уходом за ребенком до одного года. Размеры этих выплат зависят от размера произведенных работающей женщиной социальных отчислений в данный фонд.
Для работающих матерей размер пособий на случай беременности и родов равен в Казахстане среднемесячной заработной плате за все дни отпуска по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком до года составляет 40% от среднемесячной зарплаты женщины за последние два года (не более десятикратного размера минимальной зарплаты)18.
Неработающие женщины независимо от дохода семьи получают пособие из госбюджета. В 2012 г. при рождении ребенка им выплачивалось единовременное пособие в размере 30 месячных расчетных показателей (МРП) -48 500 тенге, а если это четвертый и более по очередности рожденный ребенок, то 50 МРП - 80 900 тенге. Дифференцированный подход при установлении размера пособия для неработающих женщин предусмотрен и при назначении им пособия по уходу за ребенком сроком до одного года. На первого
17. Национальный план действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012— 2018 гг. URL: http://www.krdsoc.kz//rus/basa (дата обращения — 25 июля 2013 г.).
18. Жакитова Ш.С. Забота о детях — приоритет постоянный //Казахстанская правда. — 2012. — 6 декабря.
ребенка размер ежемесячного пособия в 2012 г. составлял 5,5 МРП (8899 тенге), на второго - 6,5 МРП, на третьего - 7,5 МРП, на четвертого и более ребенка - 8,5 МРП (13 793 тенге)19.
С 2010 г. в Республике Казахстан изменены условия награждения многодетных матерей подвесками «Алтын алка» и «Кулис алка». Для получения первой подвески требуется родить и воспитать семь детей, а не десять, как было раньше. Для получения же подвески «Кулис алка» - соответственно шесть, а не восемь детей. В том же 2010 г. в 1,5 раза был повышен размер специального государственного пособия многодетным матерям, награжденным названными подвесками, а также ранее, имеющим звание «Мать-героиня», орденами «Материнская слава» I и II степени. В 2012 г. размер этого пособия составлял 9888 тенге20. Помимо этого, ежемесячное специальное государственное пособие предусмотрено для семей, имеющих четырех и более несовершеннолетних детей.
По Трудовому кодексу, в Казахстане помимо перерыва для отдыха и приема пищи, внутрисменных и специальных перерывов женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже, чем через каждые три часа работы. Кроме того, работодатель по письменному заявлению беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка (детей) в возрасте до трех лет, предоставляет им режим неполного рабочего времени. По уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет матери или отцу ребенка (по их выбору) предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. За это время за работником сохраняется место работы (должность). Важно, что указанный период отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается в трудовой стаж женщин.
Определенную дополнительную помощь получают в Казахстане и малообеспеченные семьи. Они имеют право на небольшое по размеру пособие на детей до 18 лет. Величина его к началу 2013 г. составляла один месячный расчетный показатель (МРП) на каждого ребенка и адресную социальную, жилищную помощь.
Проблема сиротства, беспризорности и безнадзорности является одной из актуальных на постсоветском пространстве. Резкое экономическое падение после распада СССР привело к снижению жизненного уровня, увеличению
19. Каирбекова А.А. За строкой послания: Применение информационных технологий повысит доступность государственных социальных услуг для граждан. И.А. «Ка-зинформ». 2012. 10 декабря. URL: http://www.enbek.gov.kz/ru/no (дата обращения — 27.052013 г.).
20. Там же.
бедности и нищеты широких слоев населения прежних союзных республик, к росту численности сирот, беспризорных и безнадзорных детей. Даже в 2000 г. реальные доходы казахстанцев составляли лишь 35,8% от уровня 1990 г. Коэффициент дифференциации доходов увеличился тогда с 4,5 до 14 раз21.
В современном Казахстане, опираясь на позитивные сдвиги в экономическом развитии, ведут активную работу по преодолению проблемы массовой бедности и детской беспризорности. За десять лет (2001-2011) уровень бедности (для населения с доходами ниже прожиточного минимума) снизился с 46,7 до 5,3%22. Если в 1990-е годы работу с беспризорными и безнадзорными осуществляла прежде всего инспекция по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, то в настоящее время приоритет отдан Центрам адаптации несовершеннолетних. В 2010 г. функции по контролю и координации деятельности этих центров были переданы Министерству образования и науки РК.
В результате деятельности Центров адаптации несовершеннолетних в целом по республике уровень беспризорности был заметно снижен. В 2012 г. в Казахстане действовали 18 Центров адаптации несовершеннолетних, и их услугами были охвачены более 3,5 тыс. беспризорных и безнадзорных семей, 680 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей23.
Многое предстоит сделать в Казахстане по решению проблем детей-сирот. Более 46 тыс. казахстанских детей, по данным начала 2012 г., остались без попечения родителей, 16 тыс. детей тогда состояли на государственном обеспечении24. Не удалось Казахстану (как, кстати, и России, и Украине) избежать «поточного» усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами.
За период 2000-2009 гг. иностранцами были усыновлены 6014 казахстанских детей. Это был доходный бизнес. Тогда им занимались более 40 агентств. По данным директора общественной организации «Жеруйык» Боламбека Толенбергена, за одного ребенка, направленного за рубеж на усы-
21. Рустембекова А. К. Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема. Караганда, 2008. URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00321706_0. html (дата обращения — 30 июля 2013 г.).
22. Жакитова Ш.С. Забота о детях — приоритет постоянный //Казахстанская правда. — 2012. — 6 декабря.
23. В Казахстане снизился уровень беспризорности. URL: http://revolution.allbest.ru/ pedagogics/003217060.html
24. Проблемы детей-сирот обсудили в Алматы, 1 декабря 2009 г. URL: http://www. zakon.kz/kazakhstan/detey-sirot-obsudili-v-almaty.html (дата обращения — 31 июля 2013 г.).
новление, они получали 30-35 тыс. долл. США25. С учетом создавшейся в этой сфере ситуации казахстанские власти прорабатывают сейчас вопрос о существенном материальном стимулировании граждан РК, усыновляющих (удочеряющих) детей. Кроме того, в республике получают развитие и другие формы устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи.
Для расширения возможностей детей-сирот получить в Казахстане высшее образование принимаются меры к тому, чтобы детские дома и интернаты могли дать детям полное среднее образование. До последнего времени большинство таких социальных учреждений предусматривали получение их воспитанниками лишь 8-9-летнего образования26.
В заключение следует отметить, что улучшение экономической ситуации позволяет Казахстану все более активно проводить социальную политику, выстраивая современную систему социальной защиты. Так, с целью повышения эффективности пенсионной системы в настоящее время разворачивается ее модернизация. Для обеспечения большей прозрачности в деятельности по управлению индивидуальными пенсионными счетами создается единый накопительный пенсионный фонд страны. Он станет некоммерческим акционерным обществом; единственным его акционером будет Правительство Республики Казахстан. Перевод индивидуальных накоплений граждан из действующих НПФ в единый накопительный фонд должен быть осуществлен в полном объеме, в сжатые сроки, в порядке, установленном законодательством. Действующие НПФ сохраняют собственные активы и будут иметь дополнительную возможность продолжить свою деятельность в качестве управляющего инвестиционным портфелем или добровольного накопительного пенсионного фонда27. Хранение пенсионных активов нового фонда будет осуществлять Национальный Банк Республики Казахстан.
Новшеством в пенсионной реформе Казахстана является введение обязательных профессиональных взносов для работодателей в размере 5% от заработной платы работников, занятых на предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда. Важно, что государство при этом позаботилось не обременять чрезмерной нагрузкой работодателей. Отчисляемая ими 5%-ная сумма будет отнесена на вычеты налоговых платежей. В целом же процесс рефор-
25. Проблемы детей-сирот обсудили в Алматы, 1 декабря 2009 г. URL: http://www. zakon.kz/kazakhstan/detey-sirot-obsudili-v-almaty.html (дата обращения — 31 июля 2013 г.).
26. Рустембекова А. К. Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема. Караганда, 2008. URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/003217060.html (дата обращения — 30 июля 2013 г.).
27. Пенсионное обеспечение — презентация законопроекта — новая редакция. Пресс-служба аппарата Мажилиса Парламента РК, 12.03.2013 г. URL: http://www. nomad. su/?a=3-201 (дата обращения — 27.05.2013 г.).
мирования казахстанской накопительной пенсионной системы направлен на повышение ее эффективности.
Позитивных результатов за последние годы удалось добиться в РК и в социальной политике, направленной на поддержку детства и материнства. С 2003 по 2012 г. рождаемость в республике выросла в 1,5 раза. Численность многодетных семей, воспитывающих четырех и более детей, по сравнению с 2006 г., увеличилась на 17,5%28.
Особое внимание в Казахстане стремятся уделять семьям, имеющим детей-инвалидов. С 2010 г. в республике введен новый вид ежемесячного пособия именно для лиц, воспитывающих детей-инвалидов. Размер такого пособия соответствует одной минимальной заработной плате (в 2012 г. -17 439 тенге)29.
С целью активизации работы государственных и общественных структур по оказанию помощи инвалидам в Казахстане с 2012 г. функционирует специальная комплексная программа - «Национальный план действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в РК на 2012-2018 годы». Предполагается к 2018 г. сформировать в республике необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к основным объектам и услугам, что позволит им успешнее интегрироваться в современное казахстанское общество. По мере реализации этого национального плана не только в основном обеспечиваются, но и увеличиваются объемы его финансирования.
Таким образом, в современном Казахстане создана целостная система социальной защиты населения. Успехи в экономическом развитии республики, наличие значительных иностранных инвестиций, наращивание интеллектуального потенциала народа создали условия для начала не только осуществления широкомасштабной индустриализации, но и модернизации социального обеспечения и в целом социальной сферы. За последние 15 лет Казахстану удалось увеличить численность населения с 14 до 17 млн человек, а среднюю продолжительность жизни до 70 лет30. Это серьезный задел, позволяющий республике уверенно двигаться вперед, участвуя в интеграционных процессах на евразийском пространстве.
28. Жакитова Ш.С. Забота о детях — приоритет постоянный // Казахстанская правда. — 2012. — 6 декабря.
29. Там же.
30. Послание Президента РК народу Казахстана. «Стратегия "Казахстан-2050" — новый политический курс состоявшегося государства», 14 декабря 2012 г. URL: http://www.enbek.gov./kz/node (дата обращения — 20.02.2013 г.).