Научная статья на тему 'К вопросу о требованиях по допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих радиационные источники'

К вопросу о требованиях по допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих радиационные источники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / радиационная безопасность / ионизирующее излучение / радиационные источники / должностные лица таможенных органов / квалификационные требования / обучение / допуск к работе / customs control / radiation safety / ionizing radiation / radiation sources / customs officials / qualification requirements / training / admission to work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Борисенко

Исследуется нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в сфере обращения с радиационными источниками, включая радиоактивные вещества и генерирующие источники ионизирующего излучения. Особое внимание уделено анализу законодательства, регламентирующего требования к квалификации, обучению и допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих деятельность в условиях воздействия ИИИ. Определены категории должностных лиц, подлежащих допуску к работе в условиях воздействия ионизирующего излучения, а также условия и порядок предоставления такого допуска. Выявлены проблемные аспекты в данной сфере и сформулированы предложения по организации радиационной безопасности в части совершенствования системы обучения, внедрения электронных баз данных о ДЛТО, допущенных к работе с ИИИ, а также усиления ответственности за нарушение требований радиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А В. Борисенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Requirements for Access to Work for Customs Officials Carrying Out Radiation Monitoring or Operating Radiation Sources

The article examines the legal framework governing the activities of customs authorities in the field of handling radiation sources, including radioactive substances and generating sources of ionizing radiation. Particular attention is paid to the analysis of legislation regulating the requirements for the qualification, training, and admission to work of customs officials operating in conditions of exposure to ionizing radiation. The categories of officials subject to admission to work in conditions of exposure to ionizing radiation are identified, as well as the conditions and procedure for granting such admission. The article identifies problematic aspects in this area and formulates proposals for organizing radiation safety, including improving the training system, implementing electronic databases on customs officials admitted to work with ionizing radiation, and strengthening liability for violation of radiation safety requirements.

Текст научной работы на тему «К вопросу о требованиях по допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих радиационные источники»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543:53.082.7

DOI 10.24412/1815-0683-2024-2-46-63

А. В. БОРИСЕНКО*

К вопросу о требованиях по допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих радиационные источники

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. borisenko2@mail.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

Исследуется нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в сфере обращения с радиационными источниками, включая радиоактивные вещества и генерирующие источники ионизирующего излучения. Особое внимание уделено анализу законодательства, регламентирующего требования к квалификации, обучению и допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих деятельность в условиях воздействия ИИИ. Определены категории должностных лиц, подлежащих допуску к работе в условиях воздействия ионизирующего излучения, а также условия и порядок предоставления такого допуска. Выявлены проблемные аспекты в данной сфере и сформулированы предложения по организации радиационной безопасности в части совершенствования системы обучения, внедрения электронных баз данных о ДЛТО, допущенных к работе с ИИИ, а также усиления ответственности за нарушение требований радиационной безопасности.

Ключевые слова: таможенный контроль, радиационная безопасность, ионизирующее излучение, радиационные источники, должностные лица таможенных органов, квалификационные требования, обучение, допуск к работе.

A.V. BORISENKO

On the Issue of the Requirements for Access to Work for Customs Officials Carrying Out Radiation Monitoring or Operating Radiation Sources

The article examines the legal framework governing the activities of customs authorities in the field of handling

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

radiation sources, including radioactive substances and generating sources of ionizing radiation. Particular attention is paid to the analysis of legislation regulating the requirements for the qualification, training, and admission to work of customs officials operating in conditions of exposure to ionizing radiation. The categories of officials subject to admission to work in conditions of exposure to ionizing radiation are identified, as well as the conditions and procedure for granting such admission. The article identifies problematic aspects in this area and formulates proposals for organizing radiation safety, including improving the training system, implementing electronic databases on customs officials admitted to work with ionizing radiation, and strengthening liability for violation of radiation safety requirements.

Keywords: customs control, radiation safety, ionizing radiation, radiation sources, customs officials, qualification requirements, training, admission to work.

В современных условиях, характеризующихся структурными и кадровыми изменениями в таможенных органах, а также ограниченностью финансирования, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения радиационной безопасности (РБ) при проведении таможенного контроля в условиях воздействия ионизирующего излучения (ИИ) от товаров, транспортных средств и физических лиц, имеющих повышенный уровень ИИ, в том числе и при обращении с радиационными источниками (РИ).

Обращение РИ, к которым относятся радиоактивные вещества и генерирующие источники ИИ, сопряжено с потенциальным риском для здоровья должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) и требует строгого соблюдения установленных норм и правил РБ.

Законодательство Российской Федерации предусматривает ряд требований и обязанностей для организаций, эксплуатирующих РИ, включая:

- обеспечение РБ;

- учет, контроль и физическую защиту РИ;

- подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала;

- аттестацию руководителей и исполнителей работ, а также других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с РИ.

В связи с этим перед руководством таможенных органов возникают важные вопросы, требующие принятия обоснованных решений:

- категории ДЛТО, которым необходимо предоставить допуск к работе в условиях воздействия ИИ;

- условия предоставления допуска;

- основания для направления ДЛТО на обучение и периодическое повышение квалификации, связанные с предоставлением допуска;

- периодичность повышения квалификации;

- продолжительность обучения, вид и тип программы обучения (с отрывом или без отрыва от основной работы);

- возможность самостоятельного обучения или с привлечением образовательных учреждений.

Вопросы допуска к работе с источниками ионизирующего излучения (ИИИ) или в условиях воздействия ИИ на ДЛТО, а также обучения по направлению использования атомной энергии, обеспечения РБ, работы в условиях воздействия вредных факторов, в том числе ИИ, рассматривались в работах ряда авторов [1-5]. Однако комплексного анализа, предоставляющего обоснованные ответы на поставленные выше вопросы, не проводилось.

Целью настоящей работы является изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих требования по допуску к работе ДЛТО, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих РИ, разработка практических рекомендаций по обеспечению допуска к работе и повышению квалификации указанной категории ДЛТО.

Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи:

- проводится анализ действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок допуска к работе с ИИИ;

- определяются типы ИИИ, имеющиеся в обращении в таможенных органах;

- перечисляются виды деятельности таможенных органов с использованием ИИИ, требующие допуска должностных лиц;

- оцениваются квалификационные требования к должностям лиц, осуществляющих таможенный контроль в условиях воздействия ИИ или эксплуатирующих РИ;

- обосновывается необходимость систематического обучения и повышения квалификации указанных должностных лиц в области обеспечения радиационной безопасности и обращения с РИ;

- определяются условия допуска должностных лиц таможенных органов к работе с ИИИ;

- предлагаются практические рекомендаций по обеспечению допуска к работе и повышению квалификации указанной категории ДЛТО.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области таможенного права, трудового права, атомного права, охраны труда и радиационной безопасности.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также международные правовые акты.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- диалектический метод познания, позволивший рассмотреть требования по допуску к работе ДЛТО, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих РИ, в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формально-юридический метод, использованный при анализе нормативно-правовых актов, регламентирующих требования по допуску к работе указанной категории ДЛТО;

- сравнительно-правовой метод, позволивший выявить особенности регулирования требований по допуску к работе ДЛТО, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих РИ, в различных организациях и учреждениях Российской Федерации;

- системный метод, примененный для комплексного исследования требований по допуску к работе ДЛТО, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих РИ.

Законодательное регулирование обращения с РИ и обеспечения РБ в таможенных органах. Законодательство Российской Федерации, регулирующее обращение с ИИИ и обеспечение РБ в таможенных органах, основано на Конституции РФ и включает в себя широкий спектр федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе приказы и инструкции Минфина РФ, ФТС России.

Рассмотрим ключевые из них.

Фундаментальные принципы и нормы регулирования обращения с РИ и обеспечения РБ закреплены в следующих федеральных законах:

- Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»: регламентирует обращение с РИ, устанавливает требования к обеспечению РБ, учету, контролю и физической защите РИ;

- Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»: устанавливает правовые основы обеспечения РБ населения и окружающей среды, определяет полномочия государственных органов в этой области, прав и обязанности граждан, а также юридических лиц;

- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к организациям, работающим с ИИИ, включая таможенные органы, регламентирует порядок проведения производственного контроля за соблюдением норм РБ;

- Трудовой кодекс Российской Федерации1: регулирует трудовые отношения работников, в том числе занятых на работах с вредными и (или)

1 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

опасными условиями труда, включая работы с ИИИ, устанавливает гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда.

Конкретизацию положений федеральных законов осуществляют многочисленные подзаконные нормативно-правовые акты. Среди важнейших для деятельности таможенных органов следует отметить постановления Правительства РФ, утверждающие:

- правила лицензировании деятельности в области использования генерирующих ИИИ2;

- правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации РИ, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4-й и 5-й категорий радиационной опасности3;

- перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии4.

Приказы Ростехнадзора в федеральных нормах и правилах устанавливают:

- классификацию РИ, цели, основные принципы, критерии и требования обеспечения безопасности при эксплуатации радиационных источников, в том числе подбору и подготовке персонала, порядку допуска персонала к самостоятельной работе5;

- общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации, требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов6;

- общие требования для осуществления физической защиты РИ в организации, осуществляющей их эксплуатацию, в том числе требования

2 О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности): постановление Правительства РФ от 25.01.2022 № 45.

3 О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности: постановление Правительства РФ от 19.11.2012 № 1184.

4 Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии: постановление Правительства РФ от 03.03.1997 № 240.

5 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (вместе с «НП-038-16. Федеральные нормы и правила...»): приказ Ростехнадзора от 28.09.2016 № 405 (ред. от 10.07.2018).

6 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (вместе с «НП-067-16. Федеральные нормы и правила...»): приказ Ростехнадзора от 28.11.2016 № 503.

к руководящему персоналу и иным должностным лицам, ответственным за организацию и обеспечение физической защиты РИ7.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утвердившие санитарные правила и нормативы, регламентируют:

- установление основных пределов доз, допустимых уровней воздействия ИИ по ограничению облучения населения8;

- определение требований по защите людей от вредного радиационного воздействия от источников ИИ, требования к организациям, работающим с ИИИ, их руководству и работникам, выполняющих свои должностные обязанности с использованием радиоактивных веществ и генерирующих ИИИ9;

- требования по обеспечению РБ населения и персонала при всех видах обращения: с лучевыми досмотровыми установками (ЛДУ)10; с установками, содержащими источники, генерирующие рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ11; с рентгеновскими сканерами для персонального досмотра людей (РСЧ)12.

Приказы Министерства финансов РФ и ФТС России, установившие:

- порядок применения технических средств таможенного контроля, в том числе содержащих ИИИ, при проведении таможенного контроля13;

7 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, отдельных ядерных материалов и пунктов хранения» (НП-034-23): приказ Ростехнадзора от 23.08.2023 № 302.

8 Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 № 47.

9 Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (вместе с «СП 2.6.1.2612-10. ОСПОРБ-99/2010. Санитарные правила и нормативы...»): постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 40.

10 Об утверждении СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» (вместе с «СанПиН 2.6.1.3488-17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...): постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.09.2017 № 124.

11 Об утверждении СанПиН 2.6.1.3289-15 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками, генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ» (вместе с «СанПиН 2.6.1.3289-15. Санитарные правила и нормативы...»): постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 № 32.

12 Об утверждении СанПиН 2.6.1.3106-13 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при использовании рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей» (вместе с «СанПиН 2.6.1.3106-13. Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при использовании рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей. Санитарные правила и нормативы»): постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 № 44.

13 Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля: приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н.

- порядок проведения инвентаризации закрытых радионуклидных источников (ЗРИ), радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РАО) в таможенных органах14.

Типы ИИИ, имеющиеся в обращении в таможенных органах. В практической деятельности таможенные органы используют технические средства таможенного контроля, содержащие генерирующие ИИИ (ГИИИ), такие как: досмотровая рентгенотелевизионная техника (ДРТ); инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК); технические средства подповерхностного зондирования; технические средства идентификации; рентгеновские сканеры для персонального досмотра людей.

Помимо ГИИИ, для проведения проверки и калибровки технических средств ТКДРМ в таможенных органах эксплуатируются ЗРИ, которые могут быть: некатегорированными, отнесенными к 5-й (радиационная опасность очень маловероятна) или 4-й категории (радиационная опасность маловероятна).

Утилизация ЗРИ после истечения срока эксплуатации осуществляется путем перевода их в РАО с последующей передачей на захоронение в специализированные организации.

Обращение с ГИИИ и ЗРИ возлагает на таможенные органы, их руководство и должностных лиц ряд обязательств, в соответствии с вышеперечисленными федеральными нормами, по выполнению организационно-технических и нормативно-правовых требований, предъявляемых к деятельности органов.

Виды деятельности таможенных органов с использованием ИИИ, требующие допуска должностных лиц. К видам деятельности таможенных органов, предполагающих непосредственную работу с ИИИ и требующих соответствующего допуска должностных лиц, относятся15:

1. Проведение таможенного контроля (таможенное наблюдение, таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств) с использованием ТС ТКДРМ с целью:

- выявления делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) и иных объектов с повышенным уровнем ИИ;

- локализации ИИИ;

- оценки степени радиационной опасности;

14 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации радионуклидных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в таможенных органах: приказ ФТС России от 25.10.2018 №1726.

15 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 14.02.2004 № 154; Об утверждении Общего положения о таможне: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798; Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 799.

- измерения радиационных характеристик ИИИ;

- проведения предварительной идентификации радионуклидного источника.

2. Обеспечение физической защиты ДРМ и иных ИИИ, выявленных при пресечении их незаконного перемещения, а также хранящихся на объектах таможенной инфраструктуры, путем их учета, контроля и охраны места хранения.

3. Организация эксплуатации ТС ТКДРМ, связанная с нахождением ДЛТО в зоне воздействия ИИ.

4. Обращение с РИ, включая:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эксплуатацию ЗРИ 4-й или 5-й категории радиационной опасности;

- эксплуатацию ТС, содержащих ГИИИ;

- учет, контроль и физическая защита радиоактивных веществ (РВ) и РАО.

Квалификационные требования к должностям лиц, осуществляющих деятельность по таможенному контролю с применением технических средств таможенного контроля, использующих ионизирующее излучение. Требования к квалификации ДЛТО зависят от статуса (государственный гражданский служащий или сотрудник таможенных органов) и регламентируются: Трудовым кодексом РФ; федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», приказами ФТС России16 и другими нормативными ак-

тами17.

Перечень должностей сотрудников подразделений таможенных органов и соответствующих им предельных специальных званий и квалификационных требований установлен приказом ФТС России18.

16 Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы в Главном управлении организации таможенного контроля ФТС России и подразделениях таможенного контроля таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 27.01.2006 № 63.

17 Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) (по состоянию на 23 июня 2023 г.).

18 Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, соответствующих им специальных званий и квалификационных требований: приказ ФТС России от 22.09.2014 № 1841.

Для занятия должностей, связанных с использованием ИИИ, государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов должны иметь соответствующий уровень образования. Высшее образование требуется для замещения должностей «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы; среднее профессиональное образование достаточно для замещения должностей «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы (ст. 12 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Конкретные требования к специальности и направлению подготовки определяются должностным регламентом19 или должностной инструкцией20, утвержденными приказами ФТС России. Ответственными за разработку должностных регламентов ДЛТО определены должностные лица, в непосредственном подчинении которых находится соответствующая должность.

Для занятия должностей, связанных с исполнением должностных обязанностей, государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов должны иметь определенный стаж работы (стаж гражданской службы или работы по специальности). Конкретные требования к стажу работы гражданской службы устанавливаются указом Президента РФ в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы (ч. 6 ст. 12 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ)21. Для сотрудников таможенных органов требования к стажу устанавливаются приказом ФТС России (приказ ФТС России от 22.09.2014 № 1841).

Подтверждение квалификации ДЛТО осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФТС России. Оно может включать в себя: аттестацию, профессиональную переподготовку и повышение квалификации (ч. 9 ст. 48 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110, приказы ФТС России от 24.12.2008 № 1658, 06.12.2023 № 114722).

19 Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации: приказ ФТС России от 13.11.2023 № 1066.

20 Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации, представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве и учреждения, находящегося в ведении ФТС России: приказ ФТС России от 09.12.2019 № 1859.

21 О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 16.

22 Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 24.12.2008 № 1658; Об утверждении

Деятельность таможенных органов с использованием ИИ потенциально опасна для здоровья как ДЛТО, так и окружающих лиц. Поэтому к квалификации ДЛТО, работающих с ИИИ (их уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), должны предъявляться повышенные требования в соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Немаловажны требования к личным качествам ДЛТО: высокая ответственность, внимательность, дисциплинированность и стрессоустойчи-вость. Важным аспектом является также способность к обучению и повышению квалификации в связи с постоянным развитием технологий и методов радиационного контроля.

Вместе с тем проведенный анализ действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок допуска ДЛТО к работе с ИИИ, показал, что сегодня практически отсутствуют правовые акты, в которых были бы изложены единые конкретные квалификационные требования к должностям ДЛТО обеих категорий (государственные служащие и сотрудники), осуществляющих деятельность по таможенному контролю с применением технических средств таможенного контроля, использующих ИИ.

Это создает существенные проблемы руководству таможенного органа при разработке и утверждении должностных инструкций и должностных регламентов указанных ДЛТО и комплектовании структурных подразделений высококвалифицированными кадрами.

Подготовка и повышение квалификации ДЛТО, выполняющих должностные обязанности по направлению ТКДРМ и/или осуществляющих деятельность в области использования радиационных источников. Обеспечение РБ при работе с ИИИ является неотъемлемой частью деятельности таможенных органов. ОСПОРБ-99/2010 устанавливает четкие требования к подготовке и аттестации ДЛТО, работающих с ИИИ, подчеркивая, что «радиационная безопасность персонала обеспечивается знанием и соблюдением правил работы с источниками ионизирующего излучения» (п. 2.3.2 ОСПОРБ-99/2010).

Исходя из основных принципов обеспечения радиационной безопасности с целью оптимизации числа облучаемых лиц при использовании ИИИ НРБ-99/2009 устанавливаются три категории лиц, подвергающихся воздействию ионизирующего излучения:

- персонал группы А: лица, работающие непосредственно с техногенными ИИИ;

- персонал группы Б: лица, не работающие с техногенными ИИИ, но находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия;

Порядка работы аттестационных комиссий по проведению аттестации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 06.12.2023 № 1147.

- население: все остальные лица, включая лиц из персонала вне сферы и условий их производственной деятельности.

Руководство таможенного органа несет ответственность за РБ в таможенном органе и обязано обеспечить подготовку и проведение инструктажа и проверку знаний в области РБ персонала обеих категорий (п. 2.5.1 ОСПОРБ-99/2010).

Персонал группы А должен знать и строго выполнять требования по обеспечению РБ, установленные санитарными нормами и правилами (п. 2.5.2 ОСПОРБ-99/2010), пройдя обучение, инструктаж и проверку знаний по правилам РБ, а также обучение в образовательных учреждениях по программам радиационной безопасности и правилам работы с ИИИ.

Требования к длительности и периодичности повышения квалификации (раз в пять лет) по правилам РБ установлены только для работ с ГИИИ (постановление Правительства РФ от 25.01.2022 № 45). Для работы с ра-дионуклидными ИИИ аналогичные общие требования не установлены. Многие организации и учреждения руководствуются в этом вопросе методическими рекомендациями для работников ГК Росатома23.

Персоналу группы Б не требуется оформлять допуск работе с ИИИ, но он также должен знать и соблюдать правила работы с ИИИ и знать свои действия в случае радиационной аварии (п. 2.5.3 ОСПОРБ-99/2010).

Обучение персонала группы Б может проводиться в рамках обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 246424. Обучение по охране труда, в том числе в части радиационной безопасности, в соответствии с письмом Минтруда России от 27.12.2022 № 15-2/ООГ-3348, не является образовательной деятельностью, а относится к профилактическим мероприятиям и является специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.

Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

- инструктажей по охране труда;

- стажировки на рабочем месте;

- обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

- обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;

- обучения по охране труда в таможенном органе, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ.

23 Организация обучения персонала и порядок проведения аттестационной проверки знаний по радиационной безопасности на предприятиях Минатома России: МР 30-844-2001.

24 О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда: постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.

Требования к наличию высшего или среднего технического образования на персонал группы Б не распространяется.

Действующая система подготовки и повышения квалификации ДЛТО предусматривает обязательное обучение в области радиационной безопасности и обращения с ИИИ для всех категорий ДЛТО, в должностные обязанности которых входит:

- осуществление таможенного контроля товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения (без допуска к работе с ИИИ);

- работа с техническими средствами таможенного контроля (ТСТК), использующими ИИИ;

- эксплуатация радиационных источников (РИ).

Направление ДЛТО на обучение осуществляется в следующих случаях:

- при приеме на работу, связанную с ИИИ;

- при переводе на другую должность, связанную с ИИИ;

- при внедрении новых технологий или оборудования;

- в рамках планового повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).

На практике реализация программ дополнительного профессионального образования по направлению ТКДРМ осуществляется на базе Российской таможенной академии и ее филиалов. Учебные программы разработаны с учетом квалификационных требований и примерных профессиональных стандартов для различных категорий ДЛТО и включает в себя следующие тематические блоки:

- общие сведения о таможенном контроле ДРМ;

- физические основы таможенного контроля ДРМ;

- обеспечение радиационной безопасности при проведении ТКДРМ и эксплуатации радиационных источников;

- технические средства ТКДРМ;

- особенности и порядок проведения таможенного контроля ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Обучение ДЛТО проводится в различных формах с учетом специфики должностных обязанностей, производственных возможностей и других факторов: очная форма, выездное обучение, электронное обучение.

Так, должностные лица досмотровых подразделений таможенных органов, осуществляющие таможенный контроль товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ИИ (без допуска к работе с ИИИ), проходят обучение по дополнительной профессиональной программе (ДПП) «Основы ТКДРМ (программа № 3)». Обучение проходит в виде краткосрочных курсов повышения квалификации с отрывом от основного места

работы в течение пяти дней. Объем учебных занятий составляет 36 академических часов лекционных, практических и иных видов занятий.

Должностные лица досмотровых и иных подразделений таможенных органов, осуществляющих контроль за перемещением товаров, транспортных средств и других объектов через таможенную границу ЕАЭС, проходят обучение по ДПП «Организация ТКДРМ (программа № 5)». Обучение проходит в виде курсов повышения квалификации с отрывом от основного места работы в течение десяти дней, в том числе и в форме выездных курсов обучения. Объем занятий составляет 72 академических часа.

Должностные лица подразделений ТКДРМ таможенных органов (отделов, отделений, функциональных групп), а также должностные лица, занимающие отдельно выделенные должности по вопросам ТКДРМ, либо должностные лица подразделений, в должностные обязанности которых входит организация и проведение ТКДРМ, проходят углубленную подготовку по вопросам ТКДРМ по ДПП «Организация ТКДРМ (программа № 1)» объемом 120 академических часов. Обучение по указанной программе проходит в виде среднесрочных курсов повышения квалификации с отрывом от основного места работы в течение 17 рабочих дней.

ДЛТО, обладающие компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ДРМ, проходят обучение по ДПП «Организация ТКДРМ (программа № 4)». Обучение проходит в виде курсов повышения квалификации с отрывом от основного места работы в течение десяти дней. Объем занятий при этом составляет 72 академических часа.

Должностные лица подразделений таможенных органов, ответственные за эксплуатацию ТС ТКДРМ, проходят подготовку по вопросам эксплуатации и диагностики неисправностей ТС ТКДРМ по ДПП «Основы диагностики ТС ТКДРМ (программа № 7)» объемом 36 академических часов.

Подготовка должностных лиц таможенных органов ДВТУ по вопросам обеспечения радиационной безопасности при работе с ГИИИ осуществляется в рамках ДПП «Обеспечение радиационной безопасности при применении по целевому назначению и эксплуатации источников ионизирующих излучений (генерирующих)», предусматривающей обучение в течение 72 академических часов. Обучение по указанной программе проходит с применением электронных средств без отрыва от основного места работы в течение 24 рабочих дней.

Отметим, что подготовка и повышение квалификации ДЛТО по отдельным, более узким направлениям ТКДРМ, требования к которым установлены федеральными нормами и правилами (НП-067-16, НП-034-23), в Российской таможенной академии и ее филиалах в настоящее время

не проводится. Услуги по повышению квалификации по этим направлениям ДЛТО получают в образовательных учреждениях, осуществляющих реализацию учебных программ на коммерческой основе.

Допуск должностных лиц таможенных органов к работе с ИИИ. Деятельность таможенных органов, связанная с использованием ИИИ, регламентируется рядом нормативно-правовых актов, которые устанавливают специальные требования к допуску. Выше мы рассматривали ключевые из них, выделяя основные положения. Вернемся еще раз к этому списку, чтобы понять, в чем заключаются основные критерии допуска и чем они установлены. Только при соблюдении всех необходимых требований и наличии соответствующих разрешительных документов таможенные органы могут осуществлять деятельность, связанную с ИИИ, обеспечивая при этом радиационную безопасность как своих сотрудников, так и населения.

Обращение с РИ и порядок допуска к работе с ними предполагает комплексный подход и включает в себя следующие этапы: лицензирование деятельности и получение необходимых разрешений Ростехнадзора и Рос-потребнадзора, категорирование персонала, медицинские осмотры и психофизиологические обследования, обучение и аттестацию.

1. Деятельность таможенных органов по использованию ГИИИ подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 № 45 (статьи 9, 12 федерального закона № 99-ФЗ)25.

2. Деятельность по обращению с РИ, содержащих только радиону-клидные источники 4-й и 5-й категорий радиационной опасности, не подлежит лицензированию, но подлежит регистрации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 19.11.2012 № 1184 (ст. 36.1 федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ).

3. Обращение с радионуклидными источниками 4-й и 5-й категорий радиационной опасности обязывает руководящий персонал таможенного органа (заместителя руководителя таможенного органа по радиационной безопасности), персонал производственного контроля радиационной безопасности (руководителя службы радиационной безопасности в таможенном органе), оперативный персонал (руководитель подразделения, эксплуатирующего радиационные источники), а также ответственных за учет, контроль и физическую защиту РВ и РАО в таможенном органе получать Разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии (постановление Правительства РФ от 03.03.1997 № 240).

25 О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в последней ред.).

4. Должны быть установлены следующие категории ДЛТО, подвергающихся воздействию ионизирующего излучения: персонал группы А; персонал группы Б.

5. Дополнительные ограничения устанавливаются для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с ИИИ: помимо общих ограничений по дозам облучения для них могут устанавливаться дополнительные меры защиты. На период беременности и грудного вскармливания ребенка женщины должны переводиться на работу, не связанную с ИИИ.

6. Обязательность медицинских осмотров для лиц, работающих с ИИИ, установлена ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными условиями труда, определен приказами Минздрава России26. Например, к работе с ИИИ не допускаются лица, страдающие заболеваниями крови или злокачественными новообразованиями, что связано с повышенной чувствительностью организма к воздействию ионизирующего излучения.

7. Для ДЛТО, которым необходимо получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, приказом Минздрава России РФ от 20.05.2022 № 342н27 установлен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (ст. 27 федерального закона от 04.05.2011 № 170-ФЗ).

8. Обучение и аттестация ДЛТО в области радиационной безопасности являются обязательными условиями допуска к работе с ИИИ (ст. 22 федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ). Требования к обучению

26 Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры: приказ Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/1420н; Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (с изменениями и дополнениями): приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

27 Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование: приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н.

и аттестации устанавливаются рядом нормативных документов и различаются в зависимости от вида ИИИ и характера работ.

9. Руководство таможенного органа несет ответственность за РБ и должно (подпункты 2.5.1, 3.4.9 ОСПОРБ-99/2009):

- утвердить список лиц, не моложе 18 лет, не имеющих медицинских противопоказаний, отнесенных приказом руководителя к категории персонала группы А;

- обеспечить подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения РБ руководителей и исполнителей работ, специалистов служб РБ, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с РИ;

- организовать проведение инструктажа и проверку знаний персонала групп А и Б по РБ.

10. Персоналу группы Б не требуется оформлять допуск к работе с ИИИ.

11. Обучение в области обеспечения радиационной безопасности должны проходить все ДЛТО, работающие с РИ, а также лица, деятельность которых связана с нахождением в сфере воздействия ИИИ (персонал групп А и Б), руководители и специалисты таможенных органов (п. 2.3 ОСПОРБ-99/2009).

12. ДЛТО, работающие с техническими средствами, в состав которых входят ИИИ, обязаны дополнительно пройти обучение по правилам работы с этими техническими средствами.

13. Дополнительные требования к обучению руководства таможенных органов и ряда должностных лиц, ответственных за обращение с РИ (радионуклидные источники 4-й или 5-й радиационной опасности), в том числе за организацию и обеспечение радиационной безопасности, учет, контроль и физическую защиту РИ, установлены федеральными нормами и правилами (НП-067-16, НП-034-23).

Таким образом, сегодня проблема обеспечения радиационной безопасности при проведении таможенного контроля становится все более актуальной. Это связано, с одной стороны, с расширением использования ИИИ в различных сферах деятельности, в том числе и в таможенной, а с другой стороны, с постоянно возрастающим риском незаконного оборота радиоактивных материалов. В этих условиях особую важность приобретает вопрос о требованиях, предъявляемых к ДЛТО, осуществляющим таможенный контроль с применением ИИИ или работающих с РИ. От уровня их профессиональной подготовки, состояния здоровья и личностных качеств напрямую зависит эффективность обеспечения радиационной безопасности при проведении таможенного контроля, а следовательно, и безопасность как самих сотрудников таможенных органов, так и населения в целом.

В настоящей работе были рассмотрены основные виды деятельности ДЛТО, связанные с воздействием ИИИ, а также проанализированы требования действующего законодательства к их квалификации, обучению и допуску к работе. Анализ показал, что существующая система регулирования в целом отвечает современным вызовам и позволяет обеспечить надлежащий уровень радиационной безопасности при проведении таможенного контроля.

Вместе с тем были выявлены и некоторые проблемы, требующие решения. В частности, к ним относятся:

- отсутствие правовых актов, в которых были бы изложены единые конкретные квалификационные требования к должностям ДЛТО обеих категорий (государственные служащие и сотрудники), осуществляющих деятельность по таможенному контролю с применением технических средств таможенного контроля, использующих ионизирующее излучение;

- недостаточное внимание со стороны руководства таможенных органов вопросам подбора кадров на направление ТКДРМ, их подготовки и повышению квалификации.

- несовершенство системы обучения ДЛТО в области радиационной безопасности и ТКДРМ;

- отсутствие специализированных ДПП для обучения должностных лиц, ответственных за обращение с РИ;

- недостаточная эффективность мер ответственности за нарушение требований радиационной безопасности при проведении таможенного контроля.

В целях обеспечения эффективных мер по пресечению незаконного перемещения через таможенную границу ДРМ и иных объектов с повышенным уровнем ИИ, обеспечения РБ в таможенном органе, руководству таможенных органов при принятии решения о допуске ДЛТО к работе с РИ или в условиях воздействия на них ИИИ, следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- строго соблюдать требования действующего законодательства в области радиационной безопасности;

- уделять пристальное внимание подбору кандидатов на должности, связанные с работой с ИИИ, учитывая не только их профессиональные знания и опыт, но и состояние здоровья, а также личностные качества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить своевременное и качественное обучение ДЛТО в области радиационной безопасности с учетом специфики выполняемых ими функций;

- осуществлять постоянный контроль за соблюдением ДЛТО требований радиационной безопасности в процессе их профессиональной деятельности;

- своевременно принимать меры по пресечению и устранению нарушений в области радиационной безопасности, допущенных ДЛТО.

Список литературы

1. Барковский А. Н., Титов Н. В., Зельдин А. Л. Освобождение обращения с техногенными источниками ионизирующего излучения от специальной регламентации // Радиационная гигиена. 2012. Т. 5, № 4. С. 40-44.

2. Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В. Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 56-66.

3. Борисенко А. В. Проблемы обучения должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ и пути их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 15-34.

4. Гайфутдинов В. А. О дополнительном профессиональном образовании должностных лиц таможенных органов по программе повышения квалификации в области обеспечения радиационной безопасности // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1(57). С. 9-12.

5. Хачатурян С. К. Обеспечение радиационной безопасности при таможенном контроле делящихся и радиоактивных материалов с использованием технических средств таможенного контроля // Инновации в науке и практике: сб. науч. статей по материалам X междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 10 января 2023 г. Уфа: ООО «Научно-издательский центр "Вестник науки"», 2023. С. 75-83.

© Борисенко А. В., 2024 © Бопяепко А. V., 2024

Для цитирования:

Борисенко А. В. К вопросу о требованиях по допуску к работе должностных лиц таможенных органов, осуществляющих радиационный контроль или эксплуатирующих радиационные источники // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 2(107). С. 46-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.