Научная статья на тему 'Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии'

Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атомная энергия / радиационные источники / ядерные материалы и радиоактивные вещества / таможенный контроль / nuclear energy / radiation sources / nuclear materials and radioactive substances / customs control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Борисенко, Н В. Берлова, Ю В. Чубов

Рассмотрены основные положения нормативных актов в области использования атомной энергии с учетом их актуальных изменений, касающиеся эксплуатации таможенными органами радиационных источников ионизирующего излучения, и обеспечения функционирования в таможенных органах системы государственного учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А В. Борисенко, Н В. Берлова, Ю В. Чубов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Legal Regulation of the Activities of Customs Authorities in the Field of Nuclear Energy Use

The article discusses the main provisions of regulations in the field of nuclear energy use, taking into account their current changes, concerning the operation by customs authorities of the above facilities and ensuring the functioning of the system of state accounting, control and physical protection of nuclear materials, radioactive substances and radioactive waste in customs authorities.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543:621.039.009.2

БСИ 10.24412/1815-0683-2023-2-56-66

А. В. БОРИСЕНКО*, Н. В. БЕРЛОВА*, Ю. В. ЧУБОВ*

Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. borisenko.aleksandr@vfrta.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

БЕРЛОВА Наталья Викторовна -кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. berlova.natalja@vfrta.ru.

BERLOVA N. V. - Candidate of Engineering Sciences, Docent, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

ЧУБОВ Юрий Владимирович -кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. chubov.yurii@vfrta.ru.

CHUBOV Yu. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

Рассмотрены основные положения нормативных актов в области использования атомной энергии с учетом их актуальных изменений, касающиеся эксплуатации таможенными органами радиационных источников ионизирующего излучения, и обеспечения функционирования в таможенных органах системы государственного учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Ключевые слова: атомная энергия, радиационные источники, ядерные материалы и радиоактивные вещества, таможенный контроль.

A. V. BORISENKO, N. V. BERLOVA, Yu. V. CHUBOV Topical Issues of Legal Regulation of the Activities of Customs Authorities in the Field of Nuclear Energy Use

The article discusses the main provisions of regulations in the field of nuclear energy use, taking into account their current changes, concerning the operation by customs authorities of the above facilities and ensuring the functioning of the system of state accounting, control and physical protection of nuclear materials, radioactive substances and radioactive waste in customs authorities.

Keywords: nuclear energy, radiation sources, nuclear materials and radioactive substances, customs control.

ФТС России при выполнении функций по контролю и надзору в области таможенного дела осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по реализации государственной

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

политики в области использования атомной энергии - контроль за экспортом и импортом ядерных материалов (ЯМ) и радиоактивных веществ (РВ), в том числе их учет, контроль и физическую защиту в системе государственного учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ, обеспечение ядерной и радиационной безопасности на таможенной границе ЕАЭС.

При этом как и иные предприятия и организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, таможенные органы должны не только неукоснительно соблюдать все требования нормативных актов и правил, регулирующих эту сферу, но также отслеживать и учитывать их изменения.

В настоящей работе рассмотрены основные положения нормативно-правовых документов и их актуальные изменения в части, касающейся эксплуатации радиационных источников, обращения с ЯМ и РВ, а также обеспечения функционирования в таможенных органах системы государственного учета, контроля и физической защиты указанных выше объектов в таможенных органах РФ.

Эксплуатация радиационных источников и обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами в таможенных органах. Статья 3 федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определяет перечень объектов, на которые распространяется его действие, в том числе радиационные источники, радиоактивные вещества, ядерные материалы и радиоактивные отходы. Однако указано, что действие рассматриваемого закона «не распространяется, в том числе, в части регулирования видов деятельности, на объекты, содержащие или использующие радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ». В частности, на такие объекты распространяется действие СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» (п. 1.4), а также СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (0СП0РБ-99/2010)» (п. 1.8).

В настоящее время в таможенных органах эксплуатируются только закрытые радионуклидные источники (ЗРИ) четвертой («опасность маловероятна») и пятой («опасность очень маловероятна») категории радиационной опасности: контрольные ЗРИ гамма- и нейтронного излучений (Сэ-137, Ва-133, Со-60, Со-57, С£-252, Ст-245), радионуклидные источники

в составе поверочных установок (Сэ-137) и радионуклидные источники в составе РИП (N1-63, Ва-133). Кроме того, в качестве технических средств таможенного контроля таможенными органами эксплуатируются генерирующие источники ионизирующего излучения: досмотровая рентгенотеле-визионная техника (ДРТ), инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), технические средства подповерхностного зондирования и технические средства идентификации. В практической деятельности таможенных органов обращение с ядерными материалами не осуществляется.

Осуществляя деятельность при обращении с указанными выше источниками, таможенные органы обязаны соблюдать все требования, определенные законодательством РФ в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности с учетом всех произошедших в течение последних лет изменений.

Деятельность, связанная с эксплуатацией и хранением радионуклид-ных источников, регулируется законодательными актами, которые определяют правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии1, правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья2 и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения3.

Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

В случае если организация эксплуатирует некатегорируемые источники, как было сказано выше, на них не распространяется действие закона № 170-ФЗ. Однако деятельность по эксплуатации таких источников регламентируется требованиями федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 26 федерального закона № 170-ФЗ виды деятельности в области использования атомной энергии подлежат лицензированию.

Однако федеральным законом от 30.11.2011 № 347-ФЗ4 в текст федерального закона № 170-ФЗ были внесены дополнения (ст. 36.1),

1 Об использовании атомной энергии: федер. закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ.

2 О радиационной безопасности населения: федер. закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ.

3 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019).

4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии: федер. закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ.

в соответствии с которыми «деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, не подлежит лицензированию, а организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации таких радиационных источников, не признаются эксплуатирующими организациями и подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством РФ»5. Для таких организаций должно быть получено Решение о регистрации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

До 2020 г. ФТС России имела лицензию Ростехнадзора от 05.02.2010 ГН-03-206-2274 на право эксплуатации радиационных источников - «комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества, находящиеся в введении таможенных органов РФ, а также Российской таможенной академии». Одним из лицензионных требований к ФТС России являлось проведение ведомственного контроля радиационной безопасности в таможенных органах, что было отражено в Положении о Главном управлении информационных технологий (ГУИТ) ФТС России6.

После внесенных в федеральный закон № 170-ФЗ изменений и с окончанием срока действия лицензии, выданной ФТС России, для таможенных органов, эксплуатирующих радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, разрешение (лицензия) не требуется. Тем не менее они самостоятельно обязаны получить Решение территориальных органов Ростехнадзора о регистрации таможенного органа в реестре организаций, эксплуатирующих радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Несмотря на то что в этом случае таможенные органы не считаются эксплуатирующими организациями, они в соответствии с законодательством РФ обязаны выполнять ряд организационно-технических и нормативно-правовых требований, в том числе осуществлять мероприятия в системе государственного учета, контроля и физической защиты ЯМ и РВ.

С учетом сокращения штатов во многих таможенных органах посчитали оптимальным для себя полностью избавиться от радиоактивных веществ путем их захоронения, либо оставить только те, которые имеют

5 О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности: постановление Правительства РФ от 19.11.2012 № 1184.

6 Об утверждении Положения о Главном управлении информационных технологий: приказ ФТС России от 30.04.2020 № 410.

активность, менее минимально значимой удельной активности (МЗА) (в этом случае получать Решение о регистрации не требуется). Как следствие, отсутствие калибровочных источников нужной активности (не всегда меньше МЗА), необходимых для проведения в полном объеме мероприятий по эксплуатации технических средств таможенного контроля и метрологического обеспечения таможенных органов, а также отмена ведомственного контроля радиационной безопасности в таможенных органах после окончания срока действия лицензии7, негативно сказались на качестве и эффективности деятельности таможенных органов по пресечению незаконного перемещения ЯМ и РВ через таможенную границу ЕАЭС.

Система государственного учета, контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в таможенных органах. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по учету и контролю ЯМ, РВ и РАО, находящихся в обращении и эксплуатируемых в таможенных органах, осуществляется в соответствии с положениями федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 06.05.2008 № 352, от 15.06.2016 № 542 и федеральными нормами и правилами8.

В соответствии со ст. 22 закона № 170-ФЗ, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (СГУиК РВ и РАО), призванной обеспечить сохранность объектов государственного учета и контроля.

К объектам государственного учета и контроля отнесены радиоактивные вещества, находящиеся в открытых и закрытых радионуклидных источниках, содержащих радионуклиды, активность которых больше или равна МЗА, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Устройства, генерирующие ионизирующее излучение, широко используемые в таможенных органах, в настоящее время в СГУиК РВ и РАО не входят. В соответствии с указом Президента

7 Об утверждении Положения о Главном управлении информационных технологий: приказ ФТС России от 30.06.2021 № 550.

8 Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов: постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 352; О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов: постановление Правительства РФ от 15.06.2016 № 542; Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.04.2012 № 255; Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.11.2016 № 503.

РФ № 5859 планируется создание системы государственного учета и контроля генерирующих источников ионизирующих излучений до 2025 г.

Порядок организации и функционирования СГУиК РВ и РАО определен постановлением Правительства РФ10. ФТС России в рамках полномочий в СГУиК РВ и РАО, утвержденных этим постановлением, ежегодно, до 1 марта, направляет в Госкорпорацию «Росатом» обобщенную информацию, содержащуюся в декларациях на товары, о ввозе в РФ и вывозе из РФ радиоактивных веществ и отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, а также предоставляет такие сведения по запросам других ведомств (МВД России, ФСБ России и Ростехнадзора).

Таможенные органы, осуществляющие обращение с РВ и РАО, организуют функционирование СГУиК РВ и РАО в соответствии с законодательством РФ и требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Вместе с тем СГУиК РВ и РАО в таможенных органах характеризуется некоторыми особенностями.

В соответствии с п. 3 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-16)11, эксплуатируемые в таможенных органах ЗРИ подлежат учету и контролю в СГУиК РВ и РАО, если их начальная (паспортная) активность больше или равна МЗА, указанной в приложении № 1 НП-067-16. Для каждого из ЗРИ в обязательном порядке должна быть установлена и указана в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности, установленная изготовителем ЗРИ или организацией - владельцем ЗРИ, определяемая согласно методике категорирования ЗРИ (НП-067-16).

Если таможенным органом эксплуатируется ЗРИ, относящиеся к не-категорируемым источникам, то, в соответствии с федеральным законом № 170-ФЗ, такие источники не подлежат учету и контролю в СГУиК РВ, но для их эксплуатации должно быть получено санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) на соответствие условий работы с источниками ионизирующего излучения требованиям п. 1.8 СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ-99/2010).

Следующая особенность организации учета и контроля ЯМ, РВ и РАО в таможенных органах связана с практической деятельностью

9 Об утверждении основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 13.08.2018 № 585.

10 О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (вместе с Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов): постановление Правительства РФ от 15.06.2016 № 542 (ред. от 20.11.2019).

11 Там же.

ответственных за это направление должностных лиц таможенных органов. В соответствии с п. 11 НП-067-16, в таможенном органе приказом начальника должно быть назначено должностное лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО, которое соответствии с разделом XII указанных норм и правил «должно проходить соответствующее обучение и проверку знаний не реже одного раза в три года. Должностные лица, ответственные за организацию учета и контроля РВ и РАО в таможенном органе (заместитель начальника таможенного органа, отвечающий за радиационную безопасность, физическую защиту, учет и контроль радиоактивных веществ), должны проходить специальную переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет»12.

В соответствии со ст. 27 федерального закона № 170-ФЗ, выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии, в том числе ведение работ по учету и контролю РВ и РАО, «по ведомственному (производственному) контролю РБ при эксплуатации радиационных источников и по ведению технологического процесса на них» должно осуществляться должностными лицами таможенных органов при наличии у них разрешений, выдаваемых Ростехнадзором. Одним из обязательных условий получения указанных разрешений является отсутствие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний.

В таможенных органах за организацию учета и контроля назначается, как правило, должностное лицо таможни, на которое также возложены обязанности ответственного за РБ, в том числе за проведение производственного радиационного контроля. Поэтому существующее в настоящее время совмещение функциональных обязанностей, отсутствие в таможнях службы по РБ или ответственного лица на таможенных постах, а также территориальная отдаленность ряда таможенных постов от таможен усложняют организацию и проведение учета, контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

В области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов таможенные органы, эксплуатирующие радиационные источники четвертой или пятой категории радиационной опасности и имеющие Решения о регистрации Ростехнадзора, должны своевременно представлять отчеты по утвержденным формам, в том числе в электронном виде, в информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией «Росатом», который является органом управления СГУиК РВ и РАО.

Приказом Госкорпорации «Росатом» от 07.12.2020 № 1/13-НПА утверждены новые формы отчетов организаций в области СГУиК РВ и РАО

12 О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов: постановление Правительства РФ от 15.06.2016 № 542.

для отражения информации об инвентаризации и суммарных сведений о движении за год. Порядок и сроки их представления утверждены приказом Госкорпорации «Росатом» от 09.12.2021 № 1/1628-П13.

Отметим, что система государственного учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение, несмотря на указание о ее создании в указе Президента РФ от 13.08.2018 № 585, в настоящее время отсутствует.

Физическая защита радиационных источников, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в таможенных органах. В соответствии со ст. 49 федерального закона № 170-ФЗ при эксплуатации радиационных источников организация должна осуществлять комплекс технических и организационных мер по обеспечению их физической защиты. Требования к обеспечению физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ установлены соответствующими нормативными документами, в частности, федеральным законом № 170-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 19.07.2007 № 456, приказами Ростехнадзора от 21.07.2015 № 280 и от 8.09.2015 № 34314.

ФТС России, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 456, в пределах своих полномочий, в рамках выполнения комплекса мероприятий по контролю ядерных материалов и ядерных установок, перемещаемых через государственную границу РФ, осуществляет и физическую защиту указанных объектов.

13 Об утверждении форм отчетов организаций в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности и удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, порядка и сроков их представления: приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 07.12.2020 № 1/13-НПА; Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по заполнению форм отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности и удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии: приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 09.12.2021 № 1/1628-П.

14 Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов: постановление Правительства РФ от 19.07.2007 № 456 (ред. от 05.07.2018); Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.07.2015 № 280; Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.09.2015 № 343.

Положения постановления Правительства РФ от 19.07.2007 № 456 нашли свое развитие в указе Президента РФ от 13.10.2018 № 585, в котором определены стратегические цели и направления развития государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, в том числе совершенствование систем и средств физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников.

В таможенных органах система физической защиты включает комплекс инженерно-технических средств физической защиты, персонал физической защиты и совокупность организационных мер15, которые должны быть проведены также и в иных организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Учитывая, что в таможенных органах эксплуатируются только ЗРИ категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, то для них «устанавливается минимальный уровень физической защиты «Г», без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радио-нуклидных источников»16. Это означает, что в указанных таможенных органах должен выполняться весь состав требований к системе физической защиты, перечню документов по физической защите и содержанию Плана обеспечения физической защиты радионуклидных источников, соответствующий уровню «Г».

В частности, Приложениями № 2-4 к НП-034-1517 к физической защите радионуклидных источников, соответствующих уровню «Г», определены:

1) состав требований к системе физической защиты:

- требования к организационным мерам (9 из 18 позиций);

- требования к инженерно-техническим средствам физической защиты (1 из 20 позиций);

- требования к персоналу физической защиты (1 из 5 позиций);

2) перечень документов по физической защите, подлежащие разработке (наличию) в организации (12 из 17 позиций);

3) содержание Плана обеспечения физической защиты (10 из 12 позиций).

15 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8.09.2015 № 343.

16 Там же.

17 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.07.2015 № 280.

Среди требований к системе физической защиты - требования к лицам, ответственным за физическую защиту в организации: они должны пройти соответствующее обучение и иметь необходимую квалификацию.

Разработаны рекомендации по обеспечению мер физической защиты для мобильных радиационных источников, имеющих в своем составе ЗРИ категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, которые эксплуатируются за пределами территорий радиационных объектов. Данные рекомендации изложены в Руководстве по безопасности при использовании атомной энергии РБ-149-1818.

Таким образом, в результате рассмотрения основных положений нормативно-правовых документов и их изменений в части эксплуатации радиационных источников, можно сделать следующие выводы.

1. ФТС России и ее структурные органы выполняют функции по контролю и надзору в области таможенного дела и осуществляют деятельность в области использования атомной энергии в соответствии со всеми требованиями, определенными действующим законодательством РФ в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности, с учетом внесенных в законодательство в последние годы существенных дополнений и изменений.

2. В связи с изменением лицензионных требований при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии для таможенных органов, эксплуатирующих радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, отсутствует необходимость получения разрешения (лицензии), но является обязательным получение Решения о регистрации территориальных органов Ростехнадзора.

3. Отказ отдельных таможенных органов от эксплуатации радио-нуклидных источников (используемых в качестве контрольных), необходимых для проведения в полном объеме мероприятий по эксплуатации технических средств таможенного контроля и метрологического обеспечения таможенных органов, а также отмена ведомственного контроля радиационной безопасности в таможенных органах после окончания срока действия лицензии негативно сказались на качестве и эффективности деятельности таможенных органов по пресечению незаконного перемещения ЯМ и РВ через таможенную границу ЕАЭС.

4. Система государственного учета, контроля и физической защиты радиоактивных веществ в таможенных органах характеризуется рядом особенностей, которые связаны с предъявляемыми требованиями

18 Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по определению мер физической защиты для мобильных радиационных источников»: приказ Ростехнадзора от 15.10.2018 № 497.

к эксплуатации, учету, контролю и физической защите категорируемых и не категорируемых радионуклидных источников и с практической деятельностью ответственных за это направление лиц. В настоящее время в таможенных органах отсутствует система государственного учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение.

5. В области физической защиты ядерных материалов ФТС России в пределах своих полномочий осуществляет комплекс мероприятий по контролю ядерных материалов и ядерных установок, перемещаемых через государственную границу РФ как в рамках внешнеэкономической деятельности, так и с целью пресечения незаконного оборота этих объектов.

6. В соответствии с положениями указа Президента РФ № 585 ФТС России обязана ежегодно представлять в Правительство РФ доклад о принятых мерах по решению проблемных вопросов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на российском участке таможенной границы ЕАЭС и о ходе выполнения планов мероприятий, в том числе по совершенствованию эксплуатации, системы учета, контроля, физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников.

© Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В., 2023 © Бопяепко А. V., Бег1оуа N. V., СЬиЬоу Уи. V., 2023

Для цитирования:

Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В. Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 56-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.