Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
28
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / ЗАКРЫТЫЙ РАДИОНУКЛИДНЫЙ ИСТОЧНИК / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Козлов Андрей Александрович, Лавров Константин Николаевич

Предложены основные направления модификации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, реализация которых существенно повысит эффективность ее функционирования на региональном уровне. Выбранные направления предназначены для улучшения системы учета и контроля за представлением предприятиями установленных отчетных форм, качеством информации в них содержащейся, а также структуры информационно-технологического процесса за сбором, анализом и обработкой информации о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Козлов Андрей Александрович, Лавров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE SYSTEM OF STATE ACCOUNTING AND CONTROL OF RADIOACTIVE SUBSTANCES AND RADIOACTIVE WASTE PRODUCTS

This paper describes a modification of the basic directions of state accounting and control of radioactive substances and radioactive waste products, whose implementation will significantly improve the efficiency of its operation at the regional level. Selected areas are designed to improve accounting and control system for the submission of the enterprises established by the reporting forms, the quality of the information contained in them, as well as structures of information and process for collecting, analyzing and data processing concerning radioactive substances and waste products.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ»

УДК 621.039.7:658.532

А.А. Козлов, К.Н. Лавров

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

ГУП МосНПО «Радон», Москва

Предложены основные направления модификации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, реализация которых существенно повысит эффективность ее функционирования на региональном уровне.

Выбранные направления предназначены для улучшения системы учета и контроля за представлением предприятиями установленных отчетных форм, качеством информации в них содержащейся, а также структуры информационно-технологического процесса за сбором, анализом и обработкой информации о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах.

Ключевые слова: радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, закрытый радио-нуклидный источник, система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

AA. Kozlov, K.N. Lavrov. The main directions of improving the system of state accounting and control of radioactive substances and radioactive waste products

State Unitary Enterprise Radon Moscow (SUE Radon Moscow)

This paper describes a modification of the basic directions of state accounting and control of radioactive substances and radioactive waste products, whose implementation will significantly improve the efficiency of its operation at the regional level.

Selected areas are designed to improve accounting and control system for the submission of the enterprises established by the reporting forms, the quality of the information contained in them, as well as structures of information and process for collecting, analyzing and data processing concerning radioactive substances and waste products.

Keywords: radioactive substances, radioactive waste, sealed radionuclide sources, system of the state accounting and the control of radioactive substances and radioactive waste products.

Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (СГУиК РВ и РАО) организована согласно Постановлению Правительства РФ от 11.10.97 г. № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» и Положению о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в РФ, утвержденного Министерством РФ по атомной энергии (зарегистрированного Минюстом России 11.11.99 г. № 1976). Регламент функционирования СГУиК РВ и РАО и основные отчетные формы (инвентаризации, оперативной отчетности, федерального статистического наблюдения) введены в действие приказами Министерства по атомной энергии в период с 2000 по 2002 г.

В работах [1—3] проведен анализ функционирования СГУиК РВ и РАО, в результате которого выявлен ряд существенных недостат-

ков, подлежащих устранению. Основные из них связаны с несвоевременным представлением установленных отчетных форм в региональный информационно-аналитический центр учета и контроля РВ и РАО (РИАЦ), а также с низким качеством информации, содержащейся в отчетных формах об РВ и РАО.

Одно из направлений совершенствования системы — это повышение контроля за поступающей информацией об РВ и РАО от предприятий. В первую очередь организация автоматизированного компьютерного учета РВ и РАО на предприятиях, когда процесс формирования отчетных форм и контроля правильности их заполнения осуществляется с помощью автоматизированной системы входного контроля, которая исключает появление многочисленных несоответствий и ошибок, имеющих место при их ручном анализе и обработке.

Второе — это тесное взаимодействие РИАЦ с надзорными и правоохранительными органами,

позволяющее регулировать процесс получения полной и достоверной информацией об РВ и РАО от предприятий. Следует отметить, что только надзорные и правоохранительные органы имеют рычаги воздействия на предприятия, не выполняющие действующие правила учета и контроля РВ и РАО.

На рис. 1 предложена принципиальная схема информационно-технологического процесса сбора, анализа, обработки передачи данных на региональном уровне.

Приведенная схема отличается от той, что предусмотрена действующими нормативными документами СГУиК РВ и РАО, наличием взаимодействия РИАЦ с надзорными органами по утвержденному регламенту. Следует отметить, что она аналогична схеме, предложенной в работе [1, 2] и в ней выделены две основные контрольные точки, относительно которых можно проводить количественные оценки показателей, связанных с выполнением регламента.

Другое направление совершенствования статистики СГУиК РВ и РАО связано с изменением ее структуры, форм отчетности и порядка функционирования.

Ввод в действие приказа ГК по атомной энергии «Росатом» от 31.08.2009 г. № 600 «Об утверждении введения в действие форм отчетности в области государственного учета и контроля РВ и РАО, порядка и сроков представления отчетности» значительно усложнил работу предприятий и РИАЦ по ведению региональной системы учета. Здесь следует выделить два основных положения:

— изменение форм отчетности;

— введение нового порядка представления отчетности для ведомственных предприятий.

Первое из этих положений связано с концептуальным изменением форм учета РВ и РАО, введением дополнительных кодов статистического учета, а также изменением различных кодификаторов, включая кодировку операций с объектами учета. Это положение связано с полным изменением соответствующего программного обеспечения (ПО), его идеологии и порядка ведения баз данных (БД). Схематически проблемы, связанные с указанными изменениями раскрыты на рис. 2.

Второе — направлено на преодоление недостатков СГУиК РВ и РАО, связанных с использованием при организации данной системы территориально-ведомственного принципа, то есть предполагает подотчетность ведомственных предприятий региональным информационно-аналитическим центрам.

Дополнительно к проблемам, отраженным на рис. 2, следует отметить, что предлагаемое Центральным информационно-аналитическим центром (ЦИАЦ) новое программное обеспечение, необходимое для функционирования СГУиК РВ и РАО, как и прежняя версия, обладает рядом недостатков, затрудняющих его использование на региональном уровне. К основным недостаткам относятся:

— отсутствие 100 % преемственности с имеющейся базой данных;

— архивные данные при экспорте в новую систему теряются, поскольку вводятся только данные об источниках, имеющихся на предприятии на определенную дату;

ПРЕДПРИЯТИЕ

Рис. 1. Принципиальная схема технологического процесса сбора, анализа, обработки и передачи данных на региональном уровне

Рис. 2. Проблемы, связанные с изменением форм оперативной отчетности

— отсутствие полнофункциональных сетевых сервисов; фактически предлагаемое программное обеспечение не является многопользовательским;

— отсутствие ясной реляционной структуры БД, в которой допускается возможность рекурсивных ссылок, что может приводить (и приводит) к разрушению индексных связей с потерей данных;

— неудобный пользовательский интерфейс;

— отсутствие сервиса по идентификации объектов учета, что предельно затрудняет ведение БД и при существующей системе идентифицирующих атрибутов приводит к многочисленным ошибкам и несоответствиям, а в конечном счете — к «замусориванию» базы данных;

— отсутствие информации о структуре БД, что не позволяет использовать имеющиеся в ней данные для построения дополнительных пользовательских отчетов средствами MS Access;

— в систему не введены региональные справочники по кодам ОКТМО.

Все это дополнительно увеличивает нагрузку на лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО на предприятиях, и, несомненно, сказывается на качестве представляемой ими информации.

Результаты деятельности РИАЦ в начале 2010 г. показывают, что практическая реализация данного приказа в настоящее время невозможна в полном объеме вследствие следующих обстоятельств:

1. Предприятия ведомственной принадлежности не представляют в РИАЦ данные инвентаризации, которые являются основой при

ведении учета РВ и РАО. Поэтому не все данные оперативной отчетности, представление которых предусмотрено вышеуказанным приказом, могут быть использованы при ведении учета относительно предприятий ведомственной принадлежности.

2. В приказе не предусмотрено требование к предприятиям предоставлять отчетную информацию в РИАЦ в формате обменного файла. Большинство предприятий регионального и ведомственного подчинения представляют установленные отчетные формы в виде твердой копии с большим количеством ошибок и несоответствий, что не дает возможности вводить их в региональную базу данных СГУиК РВ и РАО. Наличие файла информационного обмена позволит избежать этих трудностей и обеспечить полноту и достоверность информации, получаемой от предприятий.

3. В приказе отсутствует регламент (порядок) функционирования системы государственного учета и контроля РВ и РАО, соответствующий вышеуказанному приказу и действующей нормативной базе.

4. Имеющееся программное обеспечение не является в настоящее время полнофункциональным и не позволяет эффективно использовать его в рамках сложившегося на практике регламента взаимодействия с предприятиями.

Следующее направление касается модификации отчетных форм, как отмечено ранее, приказом № 600 увеличено их количество и изменено число атрибутов описывающих объект учета. Причем ряд описательных атрибутов, по мне-

нию авторов, является избыточным, так как не соответствует поставленным задачам СГУиК РВ и РАО, в то же время отсутствует ряд важных показателей. Необходимо при организации учета на предприятиях иметь не универсальные, а дифференциальные отчетные формы для таких предприятий, как авиакомпании, поликлиники, больницы, они должны быть существенно упрощены. Для оценки важности направления модификации отчетных форм по закрытым радиоактивным источникам (ЗРИ) ниже приведены некоторые статистические данные.

На 01.01.2011 г. база данных РИАЦ содержит сведения о 361 предприятии, 59451 ЗРИ с суммарной активностью 3,05 х 1016 Бк. Из них самые опасные источники (высокоактивные) содержатся в облучательных установках.

К 1999 г. 28 предприятий г. Москвы эксплуатировали или имели на хранении 52 облучатель-ные установки, содержащие 2830 высокоактивных ЗРИ с суммарной активностью по паспорту около 3,7 х 1016 Бк.

Значительная часть облучательных установок на 1999 г. была оснащена ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы, которые в соответствии с действующими нормативами должны быть выведены из эксплуатации. Тем не менее, облучательные установки на тот момент не использовались в производственной деятельности предприятий, но из эксплуатации не были выведены.

Постановлениями правительства Москвы от 2000, 2005 гг. были приняты решения, направленные на уменьшение и ликвидацию ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы.

Во исполнение постановления проведен анализ распределения источников с истекшим назначенным сроком службы по предприятиям г. Москвы, и в результате был разработан «План мероприятий по выявлению и выводу из эксплуатации установок и источников ионизирующего излучения с просроченным сроком действия в 2006—2008 гг.». Его реализация РИАЦ совместно с надзорными органами позволила сдать на долговременное хранение в ГУП МосНПО «Радон» 48 тыс. ЗРИ и сократить число облу-чательных установок до 16 расположенных на 11 предприятиях г. Москвы.

Следует также отметить, что за период 1998—2010 гг. на 17 предприятиях г. Москвы было демонтировано 33 облучательных установки.

В связи с вышеизложенным особое значение приобретает модификация именно форм оперативного учета ЗРИ. К ним относятся:

— сведения о закрытых радионуклидных источниках;

— сведения об изделиях из обедненного урана.

Изделия из обедненного урана в соответствии

с НП-067-05 относятся к ЗРИ и используются в виде защитного конструкционного материала в облучательных и гамма-терапевтических установках.

Проведенный анализ существующей формы ЗРИ на основе практической деятельности РИАЦ и совместной комиссией ГУП МосНПО «Радон» с Главным Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, Московский отдел инспекций радиационной безопасности Ростехнадзора и Роспотребнадзора по г. Москве позволил рекомендовать ее модифицировать, а именно: ввести дополнительные атрибуты, касающиеся контроля облучательных установок. К ним могут быть отнесены:

— дата проведения регламентного технического обслуживания облучательной установки;

— результаты проведенного регламентного технического обслуживания;

— дата проведения радиационного контроля;

— результаты проведения радиационного контроля.

Возможен вариант создания отдельной 3-й формы ЗРИ, касающейся учета облучательных и гамма-терапевтических установок.

Кроме того, гамма-терапевтические установки, предназначенные для внутриполостно-го облучения (брахитерапия) укомплектованы большим количеством однотипных безномерных источников. Данные источники не могут быть проинвентаризированы. Поэтому в форму «Сведения о закрытых радионуклидных источниках» необходимо включить атрибут «количество безномерных ЗРИ».

Нормативный документ РБ-042-07 «Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности» требует при учете ЗРИ указывать их категорию.

Еще одно направление совершенствования нормативной базы СГУиК РВ и РАО связано в первую очередь с отсутствием детальных регламентов по организации взаимодействия элементов системы на различных уровнях, как указывалось выше регламентов взаимодействия РИАЦ с надзорными органами и органами управления, порядка взаимодействия с наблюдаемыми предприятиями, ведомственными и центральным информационно-аналитическим центром.

Определенные трудности в функционировании РИАЦ вызывает отсутствие нормативных документов таких как:

— типовое положение о региональном информационно-аналитическом центре учета и контроля РВ и РАО с определением в нем структуры центра, штатного расписания, целей и задач региональной СГУиК РВ и РАО;

— типовые нормативные трудозатраты для информационно-аналитических центров в зависимости от числа наблюдаемых предприятий, количества учетных единиц РВ и РАО;

— типовая структура информационно-технологического процесса функционирования информационно-аналитического центра учета и контроля РВ и РАО.

Относительно последнего положения, следует отметить, что в рамках существующей организации информационно-технологического процесса развитие системы учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне перспектив не имеет. Требуется существенное изменение технологического процесса с автоматизацией учета РВ и РАО на предприятиях и обязательным представлением требуемой информации в РИАЦ в виде файлов информационного обмена, прошедших контроль с помощью штатных программных средств, разрабатываемых ЦИАЦ.

В ы в о д ы. Предложены основные направления в совершенствовании СГУиК РВ и РАО, к ним относятся:

— система контроля, требующая более тесного взаимодействия РИАЦ с надзорны-

ми правоохранительными органами при слежении за выполнением действующих правил учета и контроля РВ и РАО на предприятиях;

— система учета, связанная с изменением ее структуры, форм отчетности, порядка функционирования;

— структура информационно-технологического процесса функционирования СГУиК РВ и РАО, предусматривающая электронный обмен данными с использованием средств Интернета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимов К.М., Козлов А.А., Лавров К.Н., Жуков В.А. // Экологические системы и приборы. 2004.

№ 9. С. 20—26.

2. Козлов А.А., Лавров К.Н., Цыплякова Т.П. // Там же. 2009. № 6. С. 56—64.

3. Козлов А.А., Лавров К.Н., Цыплякова Т.П. // Там же. 2011. № 2. С. 13—18.

Поступила 16.01.12

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Козлов Андрей Александрович,

директор РИАЦ, канд. техн. наук. E-mail: mosriac@ mail.ru

Лавров Константин Николаевич,

зам. директора РИАЦ, канд. техн. наук. E-mail: mosriac @mail .ru

УДК 546.296:621.039.59:613.62

Л.Ф. Вербова1, В.С. Рогалис1, Е.В. Федина1, С.В. Габриелян1, Е.Н. Мельников1, Д.Ю. Шакин1, А.П. Чамов1, С.Е. Охрименко2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭРОА РАДОНА В ЗДАНИЯХ МОСКВЫ И РАСЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЕГО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ НЕОДНОРОДНОСТИ ПО ТЕРРИТОРИИ

1ГУП МосНПО «Радон»; 2 Управление Роспотребнадзора по г. Москве

На основании анализа результатов обследований эксплуатируемых жилых и общественных зданий на территории Москвы за период с 2002 по 2010 г. показано, что эквивалентной равновесной объемной активности радона по территории города подчиняется логарифмически нормальному закону распределения, вследствие чего индивидуальные эффективные дозы внутреннего облучения от радона, рассчитываемые по общепринятой методике, завышаются.

Ключевые слова: ЭРОА радона, МЭД гамма-фона, индивидуальная доза, распределение, статистический параметр, жилой дом, школа, ДОУ, подвал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.